«Сунна» посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это все его изречения, деяния и одобрения, и она изложена в достоверных хадисах. Многие мусульмане не понимают истинного значения слова «Сунна» и ограничивают ее лишь внешними делами пророка (мир ему и благословение Аллаха).
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем :
Термин «Сунна» в понимании праведных предшественников /саляфов/ – это то, что противоречит нововведению /бид’а/.
«Сунна» представляет собой вероубеждение /’акъида/ и путь /манхадж/, которых придерживались первые поколения мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сунна – это то, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха) вероубеждением, словами и делами”. См. “аль-Хамауия” 2.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) о термине «ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: “Это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне посланника Его (мир ему и благословение Аллаха), а также тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Имамы нашей уммы под словом «Сунна» подразумевали путь пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, который был свободен от сомнений и страстей.
Затем под «Сунной» стали подразумевать вероубеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение, а также в вопросах о достоинствах сподвижников и т.д. И книги на эту тему получили названия «Сунна».
Причиной того, что эта наука была названа именем «Сунна», являлась ее важность. И тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, тот обрекает себя на погибель”. См. “Кашфуль-курба” 1/320.
Истинный Ислам – это Ислам, соответствующий Сунне, и именно поэтому имам Сунны своего времени аль-Барбахари (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Знайте, что Ислам – это Сунна, а Сунна – это Ислам, и одно без другого быть не может”. См. “Шарху-Ссунна” 34.
Юнус ибн ‘Убайд (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Удивительно то, что кто-то призывает к Сунне в наши дни, но еще более удивительно, когда кто-то отвечает этому и принимает Сунну!” См. “аль-Хилия” 3/21.
Если призыв к Сунне и следование ей было явлением, достойной удивления более 1200 лет назад, то трудно представить какое удивление это должно вызывать в наши дни!
Поэтому наши праведные предшественники /саляфы/ называли все, что связано с вероубеждением /’акъида/и путем /манхадж/ – Сунной. Многие из них, когда писали книги о вероубеждении и манхадже, называли такие книги «Сунна». Как, например, «Сунна» Ибн Абу ’Асыма, «Сунна» ’Абдуллаха бну Ахмада, «Сунна» аль-Маруази, «Сунна» Ибн Шахина, «Сунна» аль-Халляля и т.д.
И причиной того раскола среди мусульман, который мы видим в наши дни, является то, что мусульмане оставили изучение этих книг, в которых разъясняются вероубеждение и манхадж праведных предшественников.
Сунна – самое благословенное, самое лучшее, самое полезное знание после Книги Всемогущего Аллаха, как в вопросах религии, так и в мирских делах. Сунна — это цветущий сад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Сунна – краткая характеристика — Русская историческая библиотека
Сунна – краткая характеристика
Пока пророк Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Поэтому пришлось подумать о том, что могло бы заменить пророческие откровения, которые при жизни Мухаммеда пополняли Коран всякий раз, когда это бывало нужно.
Вначале применяли три способа. Именно, если ответа на какой-либо вопрос не могли найти в Коране, прибегали, во-первых, к «прецедентам», т. е. брали за образец действия и поступки Пророка (сунна); во-вторых, к древним обычаям Медины (из которых немало заимствований делал и сам Мухаммед); наконец, за неимением лучшего судья обращался к собственному чувству справедливости (рай).
Таким образом, уже в раннем периоде ислама проявились две противоречивые концепции. С одной стороны, использование предписаний закона, исходивших от Пророка, – концепция, основанная на документах; с другой – независимое исследование вопроса – концепция умозрительного характера.
В первый период ислама факих (законовед, от фикх – законоведение), чтобы восполнить недостаток законодательных положений Корана и весьма ограниченное количество «прецедентов», должен был прибегать к «раю», но этот прием, который получит большое распространение в более поздние времена, был в тот период почти вытеснен сунной, приобретавшей все большее значение.
Что же такое сунна? В Коране встречаются выражения «сунна предков» и «сунна Аллаха» в значении поведения аллаха по отношению к древним народам, подвергшимся каре за свое неверие. Но вне Корана слово «сунна» означало деяния, поступки и слова Мухаммеда.
«Соблюдать сунну могло в известном смысле означать: подражать Мухаммеду», – совершенно правильно пишет востоковед Вензинк. В расширенном значении сунна – свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия. Она, так же как у евреев, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону.
Кто отходил от нее, впадал в состояние биды – «нововведения, новшества». Со временем слово бида получило значение «ересь» и даже стало синонимом слова «куфри («полное неверие»). Между тем бида являлась результатом заблуждения, допущенного в поисках истины, тогда как куфр – акт умышленного сопротивления.
Но если мусульманские консерваторы наложили запрет на нововведения, то либералы, учитывая эволюции ислама, иногда разрешали его при условии «согласного мнения» религиозных авторитетов (иджма).
Вскоре было объявлено, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название «ахль ас-сунна» – «люди сунны», или «сунниты».
Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, которые могли служить примером при определенных обстоятельствах.
Таким образом, сунна очень рано была призвана дополнять «слово Аллаха» независимо от того, согласовалась ли она с ним, давала ли толкование на него или вводила новые положения.
Это породило наряду правоведами, толковавшими и обсуждавшими тексты, определенную категорию ученых, задавшихся целью собрать и записать все предания (хадисы), касавшиеся даже мельчайших подробностей жизни Мухаммеда и его сподвижников.
Что такое сунна?
В арабском языке слово «сунна» (вне какого-либо религиозного контекста) означает способ или метод, которые могут быть положительными или отрицательными. Это слово произошло от «санан», что по-арабски значит «дорога, путь».
Это значение упоминается в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который гласит:
«Кто установит в Исламе хорошую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишутся вознаграждения тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая вознаграждение совершившего этот поступок. А тот, кто установит в Исламе плохую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишется бремя греха тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая ответственность совершившего этот поступок» (Муслим)
Однако определение сунны может быть различным, в зависимости от области шариата. Например, ученые в области усуль аль-фикх (фундаментальные принципы исламской юриспруденции) определяют сунну как «все, что, согласно преданию, Пророк говорил, делал или одобрял».
Примером того, что он говорил, являются хадисы, относящиеся к разным правилам (ахкамам) в разных контекстах. Например:
Пример того, что он делал, это то, что мы знаем из сообщений его сподвижников о его делах в области ибады (дела поклонения): то, как он совершал намаз, хадж, как соблюдал пост.
Что касается дозволенного Пророком (мир ему и благословение), это, например, те дела его сподвижников, которые он не комментировал: его молчание означало одобрение.
Так, когда во время похода на Бану Курайза его сподвижники прибегли к иджтихаду (личному суждению), он (мир ему и благословение) сказал:
Некоторые сподвижники поняли это так, что Пророк (мир ему и благословение) подразумевает, что им следует отсрочить молитву до прибытия на место. Тогда как другие поняли это так, что им следует поспешить, чтобы успеть совершить намаз аср вовремя. В любом случае Пророк (мир ему и благословенне) не сказал, что кто-либо из них ошибался, и не осудил то, что они делали.
Еще один пример его разрешения, это случай, когда Халид ибн аль-Валид съел ящерицу, которую Посланник (мир ему и благословенне) есть отказался. Некоторые сподвижники удивились и спросили, не харам ли это – есть ящериц. На что Пророк ответил:
Сунной также называют «религиозное постановление, основанное на правовом доказательстве из Корана, высказываний Пророка или иджтихаде сподвижников», например, собрание Корана в одну книгу и унификация чтения Корана на основе одного харфа (форма чтения).
Противоположным этому является бидаа (нововведение) в религии, относительно чего Пророк (мир ему и благословение) ясно сказал:
Он не сказал «следуйте бидаа», значит нововведения нельзя считать тем же, что сунна. Это можно продемонстрировать с помощью определения, используемого в фикхе, когда один развод называют «сунной» (т.е. разводом, совершенным в соответствии с сунной), а другой «бидаа» (т.е. разводом, совершенным без соответствия сунне).
Эти различия в определении сунны зависят от специализации ученых, так же как и в любой области науки, где допускаются различия в определении.
В целом, сунной можно назвать все, что говорил или делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и что мы должны считать руководством для себя.
Сунна | энциклопедия кругосвет
СУННА (араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман.
Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка.
После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, т.е., если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммад не отвергал родо-племенных законов).
В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившими от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.
Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему.
В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предшествующие поколения, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна» подразумевается более широкое понятие.
С течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие» в христианстве.
Следование правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» – те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата.
Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях.
Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.
Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин). В частности, высказывалось мнение, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. В трудах по основам фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны.
Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту.
Как было сказано выше, первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, мн.ч. ахадис – сообщение, рассказ).
Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, встававших перед новыми поколениями мусульман (см. также МУСУЛЬМАНЕ).
Важным источником стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада его современникам.
Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман.
Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.
Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом – ссылкой на непрерывную цепь людей, передаваших эту информацию.
Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада – Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно установившейся традиции, чем более достойным уважения был передатчик, особенно последний в цепи иснада (то есть самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность текста (матн), следовавшего за иснадом.
Наиболее достовреными хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.
Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: более миллиона.
К началу 8 в. в «науке о хадисах» (‘ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская, между школами не было согласия, и они обвиняли друг друга в ереси.
Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров.
Среди суннитов наибольшим авторитетом пользовались шесть сборников: Аль-джами ас-сахих аль-Бухари (810–870); ас-Сахих Муслима ан-Нишапури (817–875). Меньшую популярность имеют Суннан Ибн Мажда (ум. 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888); Аль-джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892); Суннан ан-Ниса’и (ум. 915).
Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-джами ас-сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов, которые считал наиболее достоверными. Ас-сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина).
В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта.
Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже, о торговле рабами и т.д.
В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард – «обязательные», мандуб – «рекомендуемые», мубах или джа’из – «дозволенные» (но не предполагающие одобрения или награды), макрух – «не одобряемые» (но не запрещаемые) и махзур – «запрещенные».
Впоследствии на основе хадисов была создана сира – биография (жития) пророка Мухаммада, так же прокламирующая его жизненные принципы.
В 9–10 вв. мусульманские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве «усуль ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отвергло такую возможность.
Периодически звучат призывы следовать положениям сунны в быту буквально (вплоть до отказа от вещей, появившихся после смерти Мухаммада), воспроизводя детально образ жизни мусульманской общины времен пророка.
Подобной практики придерживались ваххабиты (последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба) в Аравии еще в 18 в., сегодня ее пропагандируют сторонники фундаменталистских движений.
Определение термина «Сунна»
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Термин «Сунна» в понимании праведных предшественников /саляфов/ – это то, что противоречит нововведению /бид’а/.
«Сунна» посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это все его изречения, деяния и одобрения, и она изложена в достоверных хадисах. Многие мусульмане не понимают истинного значения слова «Сунна» и ограничивают ее лишь внешними делами пророка (мир ему и благословение Аллаха).
«Сунна» представляет собой вероубеждение /’акъида/ и путь /манхадж/, которых придерживались первые поколения мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сунна – это то, на чем был пророк(мир ему и благословение Аллаха)вероубеждением, словами и делами”. См. “аль-Хамауия” 2.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) о термине «ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: “Это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне посланника Его (мир ему и благословение Аллаха), а также тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Имамы нашей уммы под словом «Сунна» подразумевали путь пророка(мир ему и благословение Аллаха)и его сподвижников, который был свободен от сомнений и страстей.
Затем под «Сунной» стали подразумевать вероубеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение, а также в вопросах о достоинствах сподвижников и т.д. И книги на эту тему получили названия «Сунна».
Причиной того, что эта наука была названа именем «Сунна», являлась ее важность. И тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, тот обрекает себя на погибель”. См. “Кашфуль-курба” 1/320.
Истинный Ислам – это Ислам, соответствующий Сунне, и именно поэтому имам Сунны своего времени аль-Барбахари (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Знайте, что Ислам – это Сунна, а Сунна – это Ислам, и одно без другого быть не может”. См. “Шарху-Ссунна” 34.
Юнус ибн ‘Убайд (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Удивительно то, что кто-то призывает к Сунне в наши дни, но еще более удивительно, когда кто-то отвечает этому и принимает Сунну!”См. “аль-Хилия” 3/21.
Если призыв к Сунне и следование ей было явлением, достойной удивления более 1200 лет назад, то трудно представить какое удивление это должно вызывать в наши дни!
Поэтому наши праведные предшественники /саляфы/ называли все, что связано с вероубеждением /’акъида/и путем /манхадж/ – Сунной. Многие из них, когда писали книги о вероубеждении и манхадже, называли такие книги «Сунна». Как, например, «Сунна» Ибн Абу ’Асыма, «Сунна» ’Абдуллаха бну Ахмада, «Сунна» аль-Маруази, «Сунна» Ибн Шахина, «Сунна» аль-Халляля и т.д.
И причиной того раскола среди мусульман, который мы видим в наши дни, является то, что мусульмане оставили изучение этих книг, в которых разъясняются вероубеждение и манхадж праведных предшественников.
Сунна – самое благословенное, самое лучшее, самое полезное знание после Книги Всемогущего Аллаха, как в вопросах религии, так и в мирских делах. Сунна – это цветущий сад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Что такое сунна в исламе? — База ответов на любые вопросы
Практически каждая современная религия опирается на определенный набор священных текстов, авторство которых приписывается пророкам и их ближайшим последователям.
Часть таких текстов считается божественными откровениями, записанными со слов пророков, избранных богом посредниками между собой и остальным человечеством, другие тексты представляют собой так называемые «жития святых»: описания жизни и деятельности пророков, праведников, мучеников и т. д.
Священные тексты современных мировых религий канонизированы — то есть приведены к определенным стандартам, любые изменения или дополнения которых считаются ересью и строго осуждается официальными религиозными конфессиями.
Что такое сунна?
Главным священным текстом в исламе является Коран; считается, что сам Аллах продиктовал его пророку Мухаммаду — основателю и идейному вдохновителю ислама, после чего текст был записан со слов пророка его ближайшими сподвижниками.
Вторым по значимости священным преданием у мусульман считается сунна (в переводе с арабского «обычай, пример»), представляющая собой жизнеописание пророка.
Сунна имеет огромное значение для каждого мусульманина, она представляет собой нерушимый эталон, на основании которого в исламском мире решается большинство не только религиозных, но и этических, практических, а также юридических вопросов.
Сунна включает в себя описание поступков, высказываний и невысказанного одобрения пророка Мухаммада.
Изначально сунна устно передавалась сподвижниками пророка — так называемыми сахабами — их ученикам, которые передавали ее своим ученикам и так далее по цепочке; затем она была письменно зафиксирована в виде хадисов — отдельных преданий о жизни, словах и поступках пророка.
Сунна имеет тесную связь с Кораном, она объясняет и дополняет его. Следование сунне пророка Мухаммада является одной из важнейших жизненных задач для каждого мусульманина.
Наряду с Кораном сунна регламентирует все аспекты жизни мусульман, являясь непререкаемо авторитетным источником религиозных и нравственных норм, принятых в исламе.
В совокупности сунна и Коран составляют основу, на которую опирается так называемый шариат — свод правил, детально регламентирующих поведение мусульманина.
Принципиальное различие между Кораном и сунной заключается в том, что текст Корана считается откровением самого Аллаха, а сунна описывает слова и поступки пророка Мухаммада.
Слово «сунна» может иметь в исламе несколько значений. Сунной называют не только священное предание, но и поступки, соответствующие приведенным в нем примерам. В некоторых исламских странах этим словом называют также обряд обрезания.
Из чего состоит сунна?
Сунну составляют так называемые хадисы — предания, устно переданные по цепочке через своих учеников сподвижниками пророка. В VIII-IX веках хадисы были записаны и объединены в сборники. На сегодняшний день существует шесть сборников хадисов, признаваемых большинством исламских духовных авторитетов.
Каждый хадис состоит из двух составных частей, которые называются иснад и матн. Иснад представляет собой описание цепочки людей, участвовавших в устной передаче хадиса. Матн содержит непосредственное описание того, что сделал, сказал или молчаливо одобрил пророк Мухаммад.
Значение сунны для мусульман
Для мусульманина сунна представляет собой авторитетное руководство как в духовных, так и в практических вопросах. Неуклонное и беспрекословное следование сунне считается безусловной добродетелью.
Сунна разъясняет и детализирует общие положения Корана, помогая применять учение Аллаха и пророка Мухаммада к самым разнообразным проявлениям повседневной жизни мусульманина.
В исламских странах обучение сунне является неотъемлемой частью религиозного воспитания.