Талик и насталик

Следует отметить, что некое подобие каллиграфии существовало в Иране еще в доисламскую, зороастрийскую эпоху.

Однако именно после принятия Ислама персы оказали неоценимое влияние на исламскую каллиграфию, используя уже существовавшие у арабов почерки и изобретая новые, свои собственные.

Причем развивал каллиграфию не только Иран, но и страны, некогда подвластные Персии – Афганистан, Средняя Азия, Пакистан и даже Индия.

КУФИ, НАСХ и СУЛЬС

Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ — самый ранний почерк — геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII в.

И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов.

СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трех почерков.

В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре: для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.

ТАЛИК

Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант «насха» — ТАЛИК («скорописный» или «быстрый в исполнении»). «Талик» отличался большим числом закругленных, как бы природных линий, в отличии от жестких, геометризованных арабских почерков. Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы – отсюда и потребность в «скорописи».

НАСТАЛИК

В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путем соединения «насха» с «таликом».

Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием «насталика» .

Он действительно очень красив, и недаром заслужил звание «невесты исламских почерков».Следует также упомянуть, что «насталик» подвергся серьезным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет.

Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.

ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК

В конце XVII в., Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрел новый почерк – ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК («насталик-курсив» или «ломаный насталик»).

Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным «насталиком» требовалось слишком много времени. Нужен был почерк, позволявший писать быстрее – и Голи-хан нашел решение.

ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ

В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошел перелом. Появился печатный станок – в связи с модернизацией, каллиграфия становилась все проще, отвечая потребностям людей.

Разумеется, параллельно она потеряла часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать ее где угодно и писать что и как угодно.Мирза Мохаммад Реза Калхор – составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха — внес очередное изменение в «насталик»: для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.

Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника СИЙЯХ-МАШХ: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился черным.

Источник: http://pishikrasivo.ru/persidskaya-kalligrafiya-pocherki-i-istoriya

 

Новости в России и в мире

Следует отметить, что некое подобие каллиграфии существовало в Иране ещё в доисламскую, зороастрийскую эпоху.

Однако именно после принятия Ислама персы оказали неоценимое влияние на исламскую каллиграфию, используя уже существовавшие у арабов почерки и изобретая новые, свои собственные.

Причём, развивал каллиграфию не только Иран, но и страны, некогда подвластные Персии, – Афганистан, страны Средней Азии, Пакистан и даже Индия.

КУФИ, НАСХ и СУЛЬС

Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ — самый ранний почерк — геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, чётким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана.

НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придаёт почерку особую гибкость.

Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трёх почерков. В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.

ТАЛИК
Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант «насха» — ТАЛИК («скорописный» или «быстрый в исполнении»). «Талик» отличался большим числом закруглённых, как бы природных линий, в отличие от жёстких, геометризованных арабских почерков.

Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы, – отсюда и потребность в «скорописи».

НАСТАЛИК

В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путём соединения «насха» с «таликом».

Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием «насталика» .

Он действительно очень красив и недаром заслужил звание «невесты исламских почерков». Следует также упомянуть, что «насталик» подвергся серьёзным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет.

Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.

ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК

В конце XVII в. Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрёл новый почерк – ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК («насталик-курсив», или «ломаный насталик»).

Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным «насталиком» требовалось слишком много времени.

Нужен был почерк, позволявший писать быстрее, – и Голи-хан нашёл решение.

ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ

В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошёл перелом. С модернизацией появился печатный станок, – каллиграфия становилась всё проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она утратила часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать её где угодно и писать что и как угодно.

Мирза Мохаммад Реза Калхор – составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха — внёс очередное изменение в «насталик»: для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.

Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника СИЙЯХ-МАШХ: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился чёрным.

КАЛЛИГРАФИЯ СЕГОДНЯ

В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Кроме того, в 1960-х – 1970-х годах в Иране начала развиваться рекламная индустрия, – нужны были логотипы, сочетания букв и рисунков, и иранцы вновь обратились к каллиграфии. С тех пор она не теряла своей популярности.

Стоит отметить, что параллельно развивались две школы «насталика»: традиционная и новая, осовремененная. Появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии – МОАЛЛА.

Сегодня в Иране широко известны имена таких мастеров каллиграфии как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью (ХАТТ-НАГАШИ или ХАТТАШИ)), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди.

Работы современных каллиграфов, (в особенности в стиле «хатташи»), высоко ценятся в мире и продаются с аукционов за миллионы долларов, причём основными покупателями являются западные ценители. В то же время, не менее дорогие произведения старых каллиграфов (XVII – XIX вв.) на аукционах уходят за столь же значительные суммы, – но их чаще приобретают представители мусульманских стран.

ТАСХИБ

Отдельно стоит рассказать об искусстве украшения текста, под названием ТАСХИБ («золочение»). В первые века Ислама арабы, а затем и персы, использовали особые узоры для украшения главной фразы Корана «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного». Позднее украшать стали уже все слова на странице, заполняя орнаментами промежутки между строками и рамку по краю.

Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»).

Через какое-то время «тасхиб» превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер «тасхиба».

Школы «тасхиба» популярны в Иране и по сей день.

Источник: https://newsland.com/user/RezaSajadi/content/persidskaia-kalligrafiia-pocherki-i-istoriia/1523772

Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв

Эпоха, стиль, направление — империя Сефевидов, империя Тимуридов, мавританское искусство, Османская империя, халифат Аббасидов, халифат Омейядов

Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия — священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи.

Среди аравийцев долгое время существовали первобытные верования — обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев.

Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и животворящие цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых духах (джиннах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок.

В первой трети VII в. в городе Мекке, расположенном на западе Аравийского полуострова (ныне Саудовская Аравия) возникла новая религия — ислам. Основатель ислама Мухаммад (ок. 570—632), выходец из мекканской купеческой среды, осознал себя пророком в сорокалетнем возрасте.

Воспринятые им божественные откровения он передавал в своих проповедях, которые позднее были записаны и составили Священную книгу мусульман — Коран. Самые ранние рукописи Корана предположительно восходят к рубежу VII—VIII вв. Коран включает 114 глав (сур). Каждая сура (арабск. «ряд», «ранг») состоит из аятов (арабск. «знак», «чудо») — меньших отрывков, которые европейцы обычно называют стихами. Коран — это универсальная энциклопедия мусульман, содержащая сведения по мусульманской мифологии и священной истории, свод правил поведения в семье и общине, основы мусульманского законодательства, философии и эстетики.

Вместе с тем Коран является поистине замечательным произведением литературы Востока, эталоном классического арабского языка.

Ислам означает веру в единого и единственного Бога — Аллаха, ниспославшего людям через своего пророка Мухаммада Священное Слово. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман. С древности это была заповедная территория, где запрещалось охотиться, заниматься земледелием, проливать кровь.

Вероятно, Мекка выросла из караванной стоянки возле целебного источника Замзам. Около источника было построено небольшое святилище в виде прямоугольной каменной ограды — Кааба. В начале VII в. ее заново сложили из камня и дерева, слои которых чередовались.

Здание девятиметровой высоты с плоской крышей, поддерживаемой шестью деревянными столбами, оштукатурили внутри и украсили росписями. С 624 г. Кааба стала священным центром ислама и киблой — священным ориентиром: мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону. В конце VII в., после пожара, Каабу вновь перестроили.

Ныне святилище, стоящее в центре главной мечети города, представляет собой каменный куб высотой пятнадцать метров со сторонами десять и двенадцать метров, ориентированный углами по сторонам света.

В восточный угол на высоте полутора метров вмонтирован священный «черный камень»; он состоит из трех оправленных в серебро кусков, предположительно метеоритов. Каждый год Каабу драпируют новой кисвой — черной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана.

Каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммада; пять раз в день исполнять обряд молитвы; добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных; соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря — рамадан; хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама — Каабе.

Ислам не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина. Источником для решения возникающих жизненных проблем наряду с Кораном для мусульман является сунна (арабск. «пример») посланника Аллаха — Священное предание, содержащее хадисы (рассказы) о поступках и высказывания пророка Мухаммада.

Не признавая посредничества между Богом и человеком, ислам не создал организации типа Церкви. Главой ислама является имам, что по-арабски означает «человек, стоящий впереди». В прямом смысле это тот, кто стоит впереди молящихся и руководит коллективной молитвой.

Мусульманская община, созданная Мухаммадом, быстро развивалась и во второй половине VII в. превратилась в сильное государство, глава которого — халиф — одновременно был его духовным и политическим правителем.

После смерти Мухаммада пришедшие ему на смену четыре «праведных халифа», а затем их преемники сумели сосредоточить в своих руках огромную власть и создать небывалых размеров державу — Арабский халифат. В VIII в., когда Халифат был в зените могущества, его владения простирались от Атлантического океана на западе до берегов Инда и Сыр-Дарьи на востоке. Постепенно ислам распространился среди народов, подчиненных власти халифа.

Язык Корана — арабский — стал языком государственной администрации и межнационального общения. Коран и хадисы составили основу мусульманского образа жизни и государственного управления.

Ислам, считавший знание одним из необходимых условий истинной веры, поощрял развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII—XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских и византийских авторов.

Таким образом, достижения античной научной и философской были стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе.

Ислам и изобразительное искусство

В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры.

Хотя Коран напрямую не запрещал изображать людей и животных, в хадисах говорилось, что Мухаммад порицал подобные вещи.

Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главнейшее положение ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха…» Художник, не смея уподоблять свои изображения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность.

Мусульманин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертных.

Этот совершенный мир истинной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлеченных понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Аллаха, Мухаммада и праведных халифов.

Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама. Священное слово Корана, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира — стали основой художественного творчества мусульман (Эпиграфический фриз из мечети Ибн-Тулуна в Каире).

В одном из хадисов Мухаммад говорит: «Письмо — половина знания». В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности.

В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Арабская каллиграфия знает огромное количество разных почерков. Ранний почерк — куфи, тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв, господствовал вплоть до XII в.

и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII—IX вв. среди переписчиков книг приобрел популярность почерк насх («переписка»). Позднее он вошел в число шести стилей классического арабского письма, наряду с другими пятью почерками.

Мухаккак («правильный») отличался выразительностью четких букв, а райхани («базиликовый») — изысканностью, которую сравнивали с нежным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки («указ») был более убористым, а рика — самым скорописным из всех почерков.

В основе шести стилей письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретенная багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, определяющих соотношение вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также количества букв в слове и строке.

На основе классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили — талик и насталик, которые, в свою очередь, дали жизнь множеству декоративных изысканных почерков. В Иране, Турции и Азербайджане в XV—XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, представляющая образец одного или нескольких почерков.

Орудием письма служило тростниковое перо (калам), способ очинки которого зависел от выбранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. писал: «Калам очиняется косо, и знай: кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…».

Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в 60-е гг. VIII в. в Самарканде (Средняя Азия), а начиная с X в. — и в некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — яркими и блестящими.

Источник: http://MirZnanii.com/a/127796/iskusstvo-arabskikh-stran-irana-i-turtsii-vii-xvii-vv

 

Ссылка на основную публикацию