Зикр — словарь исламских терминов

(Араб, поминание), одна из практик Шариата в исламе: повторение «имен Аллаха» каждое имя представляет собой восхваление определенного качества Бога. Правоверный мусульманин всегда носите собой четки, помогающие не пропустить ни одно из имен.

Первая ступень зикр забвение себя, последняя – растворение в акте служения Богу. С развитием суфийских братств, возникает сложный, разработанный во множестве деталей и технических приемов ритуал зикр, служащий, наряду с организационной структурой, отличительным признаком того или иного братства.

Зикр мог отправляться тихим или громким голосом существовал индивидуальный зикр в уединении и коллективный на собрании общины или во время радений. Для достижения состояния экстатического транса в некоторых братствах использовались кофе, алкоголь, стимуляторы.

Новый член братства узнавал формулу и правила отправления зикр в братстве от шейха главы обители.

Зикр — это..

Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь [мистический] Путь» (смотри Тарика).

Произнесение зикр – сложный обряд, исполнитель которого должен уметь совершать особые ритмические движения, принимать определенную молитвенную позу (джалса) и контролировать свое дыхание, чтобы все движения его тела совершались в строгом соответствии с произнесением формулы зикр.

ЗИКР (араб. «упоминание», «память») — в исламе — поминание как прославление имени Бога (см., см. также Аллах). Как отмечает О. Ф. Акимушкин, З. означает: а) поминание имени Бога; б) призыв молящегося вслух к собственной памяти во время непрерывных рецитаций молитвы; в) ритуал и…

— радение у суфиев (см. Суфизм), цель к-рого добиться «слияния с богом». Бесконечно выкрикивая молитвы, кружась, распевая песнопения и приплясывая под музыку, суфии доводили себя до религиозного экстаза, впадая в состояние невменяемости, и считали это слиянием с богом.

(араб.-упоминание): прием суфийской мистической практики, заключающийся в непрерывном повторении определенных молитв или славословий, в которых упоминается имя Аллаха. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический] Путь» (см. Тарика). Произнесение зикра –…

Суфийская молитва — зикр пророка Мохаммада в исламе читать текст

Все люди на земле желают обрести счастье и покой. Для достижения этого они используют разные пути и средства. В этом отношении каждый ставит перед собой свою цель. Кто-то думает, что он будет счастлив, если разбогатеет, кто-то хочет поступить на хорошую работу, а кому-то для счастья нужно быть с любимым человеком или же просто поступить в понравившийся университет.

Когда же человек достигает своей цели, то часто его радость бывает очень кратковременной, а затем он вдруг обнаруживает, что счастье заключается вовсе не в этом.

Тогда он начинает снова искать пути, которые приведут его к счастью и душевному покою. Так человек перебирает все возможные варианты.

Но таким способом он часто не достигает счастья, несмотря на все свои старания, и продолжает чувствовать внутреннее душевное беспокойство.

А между тем человеческое счастье и душевный покой прежде всего зависят от спокойной совести. Говоря по-другому, человек должен быть свободен от всего, что терзает его сердце, что постоянно не выходит у него из ума, что заставляет его испытывать угрызения совести и раскаяние.

Зикр в исламе после намаза

Совесть же по своей природе подчиняется только воле Аллаха и внушает человеку уверовать в Аллаха, исполнять религиозные установления, не отходить от истины и обладать хорошим нравом.

А настоящее счастье и спокойствие совести возможны лишь тогда, если человек уверует в Аллаха, часто поминать Его и будет жить в соответствии со своей верой.

Так вот, в приведенном аяте речь идет именно об этой истине:

В соответствии с этим кораническим аятом, непременным условием достижения человеком счастья и душевного покоя является наличие у него имана и частое поминание им Аллаха, совершение зикра. Иман означает веру в принесенные благословенным Пророком от Аллаха Тааля повеления и запреты, называемые “зарурат-и диния”, и без всякого сомнения принимать доставленные им истины.

Зикр же означает поминание Аллаха, Его имен и сыйфатов, размышление о них. Бывает зикр трех видов, которые совершаются языком, сердцем и всем телом.

  • Зикр сердцем предполагает, что человек должен всегда помнить Аллаха и постоянно думать о Нем. Зикр языком – это словесное поминание имен Аллаха, славословие Его, чтение Корана и произнесение молитвы-дуа.
  • А зикр телом означает, что человек со всеми органами своего тела должен исполнять повеления Аллаха и избегать Его запретов.
  • А в суре «Анфаль» говорится о том, что зикр в широком смысле слова, а также чтение Корана с пониманием его смыслов и руководство им в своих действиях оказывают на душу верующего человека глубокое и положительное воздействие.
  • Говоря коротко, упомянутый в приведенном кораническом аяте зикруллах, которым утешаются сердца, представляет собой чтение и слушание Корана, поминание Аллаха словами «субханаллах, альхамдулиллах, Аллаху акбар, ла илаха иллаллах», а также заботиться о довольстве Аллаха в каждом сказанном слове, в каждом совершаемом деле. Другими словами, вместе с поминанием Аллаха словами и в душе, помнить о нем во всех жизненных ситуациях и поступать сообразно с Его довольством. [adrotate group=»41″]

В таком случае, достижение человеком душевного покоя зависит от спокойного состояния его сердца. А это достигается поминанием Аллаха, чтением Корана и пониманием его смыслов, жизнью в соответствии с религиозными установлениями. Ведь сотворивший человека Аллах Тааля хорошо знает, когда и где он будет чувствовать себя счастливым и найдет душевный покой.

Всевышний Аллах в 41-42 аятах суры аль-Ахзаб говорит:

«О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером».

Наш любимый Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит:

«Нет ничего, что спасет человека от наказания в мире вечном, кроме поминания Всевышнего Аллаха».

Сердце человека существует, только поминая Всевышнего Аллаха. Сердце человека держится в стороне от беспечности, когда поминает Всевышнего Аллаха. Спокойствие души становится возможным, только поминая Всевышнего Аллаха.

Получить Довольство Аллаха и приближение к Нему возможно только с помощью поминания Всевышнего Аллаха. Те, кто любит всегда помнят о тех, кого любят и не перестают говорить о них. Каждый, кто идет по пути Аллаха, тот идет с помощью поминания Аллаха, а так же каждый, кто достиг чего-то на пути Аллаха, тот достиг, поминая Его.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Азамун-наси дараджатан закируллах»

«Самую великую степень занимает человек, который все время поминает Всевышнего Аллаха».

Когда один человек пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и спросил его: «О, Посланник Аллаха! Научите меня тому, с помощью которого я легко получу Довольство Всевышнего Аллаха и счастье вечного мира, и я буду совершать это!», то Посланник Аллаха (ﷺ) ответил ему:

«Не переставай поминать Всевышнего Аллаха».

Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:

«Тот, кто будет произносить:

لا حول و لا قوة الا بالله

Молитва пророка Мухаммада зикр читать

Молитва пророка Мухаммада зикр читать

«Ля хауля ва ля куввата илля биллях»

«Сила и мощь принадлежат только Аллаху», тот избавиться от всех своих проблем».

В хадисе, переданном Абу Хурайрой (р.а.), Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

لا حول و لا قوة الا بالله دواء من تسعة و تسعين داء ايسرها الهم

«Дуа (ля хауля ва ля куввата) является исцелением от 99 видов болезней, самая малая из которых это печаль».

Тот человек, который постоянно совершает данное дуа, будет свободен от душевной печали и боли.

Текст дуа такой же как и в хадисе, который передал Ибн Абиддунъя со слов Абу Хурайры (р.а.).

В хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Зара (р.а.), Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:

احب الكلام الي الله عز و جل: سبحان الله و بحمده

«Ахаббуль-калями иляллахи азза ва джалля: Субханаллахи ва бихамдихи»

«Самая любимая речь перед Всевышним Аллахом является: Субханаллахи ва бихамдихи».

Данное дуа, которое является самым любимым для Всевышнего Аллаха, содержит в себе слова очищения Всевышнего Аллаха от всех недостатков, пороков и изъянов, а так же оно содержит в себе слова, описывающие Его самыми совершенными качествами.

Достоинства лучшей мусульманской молитвы зикр

Достоинства лучшей мусульманской молитвы зикр

Слова восхваляющие Всевышнего Аллаха это самые великие слова, которые выражают Его возвеличивание. Чтение этих восхвалений повышают духовный уровень человека.

Посланник Аллаха (ﷺ) говорит в своих благословенных хадисах:

  1. «Ни одна милостыня не может быть выше и ценнее поминания Всевышнего Аллаха».

[adrotate group=»7″]Самым ценным, великим и прибыльным деянием является многократное поминание Всевышнего Аллаха.

  1. «Награда за то, что люди собираются для поминания Аллаха, является Рай».

У каждого дела есть своя прибыль. Прибылью тех, кто занимается поминанием Всевышнего Аллаха, является Рай. Об этом говорит Посланник Аллаха (ﷺ).

  1. «Ма шайун анджа мин азабилляхи мин зикрилляхи – нет такого деяния как зикруллах – поминание Всевышнего Аллаха, которое бы спасло человека от наказания Ада».
  2. «Если один человек раздаст в качестве милостыни все свои денежные средства, а второй будет поминать Всевышнего Аллаха, то второй будет выше пред Аллахом, чем первый».

Я думаю, что предложенные нами данные четыре благословенных хадиса, являются исчерпывающими в плане разъяснения насколько поминание – зикр является прибыльным деянием для верующего человека.

Надеемся, что вам понравилась статья и видео о суфийская молитва — зикр пророка Мохаммада в исламе читать текст . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Каким бывает истинный зикр?

Знай, что у зикра есть четыре степени (дараджа).

  • Первая степень. Зикр бывает на языке, а сердце остаётся беспечным. Польза от него слабая, но всё-таки есть, поскольку язык, занятый служением, достойнее языка, заня­того изречением вздора или простаивающего без дела.
  • Вторая степень. Зикр бывает в сердце, но не посе­ляется, не находит в сердце упокоения и не охватывает его. Так что его следует принудительно подвести к таинству зикра, поскольку без необходимых усилий сердце вернётся к своей природе, состоящей из беспечности и бесед с самим собой.
  • Третья степень. Зикр находит в сердце упокое­ние, поселяется в нём и охватывает его, и занять его каким-то другим делом можно принудительно, что бывает вели­чественно.
  • Четвёртая степень. Сердце охватывается поми­наемым то есть Всевышним, а не самим зикром, так как существует разница между тем, когда любят поминание, и тем, когда любят поминаемое. Однако совершенство заключается в том, что поминание и осознание поминания уходят из сердца, а остается поминаемое.

Кроме того, зикр бывает на арабском и персидском языках, а основа его состоит в том, чтобы сердце освободилось от разговора на арабском, персидском или каком бы то ни бы­ло языках и превратилось полностью в Него, не оставляя места ни для чего другого. Такое происходит в результате избыточной люб­ви, называемой ‘ишк.

При этом любящий (‘ашик) всецело испытывает страсть к возлюбленному (ма’шук). Случается, что от увлечённости Им он забывает собственное имя, поскольку погружается настолько, что забывает себя и всё, что есть, кроме Всевышнего. Так он достигает начал пути суфизма (тасаввуф).

Такое состояние у суфиев называют престатие (фана’) и небытие (нисти), то есть всё, из чего состоит его зикр, перестало существовать, поскольку он уже забыл самого себя.

Подобно тому, как у Всевышнего существуют миры, о которых мы понятия не имеем; их «быть» для нас невозможно; для нас они означают «не быть», а «быть» для нас состоит из осознания и осведомлённости о них, , когда кто-либо забыл о мирах, значащих для людей «быть», тогда по отно­шению к нему они стали «не быть», а когда он забыл свою самость, тогда он и по отношению к себе тоже стал «не быть». Когда же с ним не остаётся ничего кроме Всевышнего, как он бу­дет «быть»? Его «быть» будет Истина.

Подобно тому как ты, глядя на небо, землю и на то, что на них есть, и не видя больше ничего, заявишь, что мир сам по себе таков и не представляет собой большего, а только то, что есть, так и тот, не видя никого кроме Всевышнего, говорит, что всё – Он, кроме Него ничего просто нет. К данной стоянке раз­общённость между ним и Истиной устраняется и обретается еди­нение.

Это – начало мира объединения и единства (‘алам-и таухид ва вахданият). To есть при устранении разобщённости у него нет никакого понятия и осознания о раз­общённости и удалённости, так как разобщённость знает тот, кто знает двойственность: себя и Бога.

А человек в экстатическом со­стоянии (хал), не имеющий понятия о себе кроме единствен­ности, не осознаёт ничего, как же ему ведать о разобщённости? Когда он достигает такой степени, для него начинает рас­крываться вид божественного царства (малакут).

Духи ангелов и пророков начинают показываться ему в прекрасных образах, и то, что является особенностью Владыки божественности, начи­нает для него проявляться. Возникают великие состояния, выра­зить которые не представляется возможным.

Когда он приходит в себя и наступает осознание деяний, то с ним остаётся впечатление от них. Он становится одержим страст­ным желанием (шавк) того состояния. Дольний мир и всё, что есть в дольнем мире, всё, чем в нем заняты люди, первое время становятся противны его сердцу.

Телом он пребыва­ет среди людей, а сердцем он исчез там. Он удивляется людям, как они погружены в мирские дела, смотрит на них сочувст­вующе, зная, каких деяний они лишены.

Те же смеются над ним, спрашивая, почему он тоже не занят мирскими делами, и считая, что не иначе как им овладели безумие и меланхолия.

Следовательно, тот, кто не достигает степени пристрастия  и небытия и с кем не случаются такие состояния и озарения (мукашафат), смысла сказанного не постигнет.

Однако, если зикр им овладеет, это уже будет эликсиром счастья, ибо в таком случае его охватывает огонь любви, вплоть до того, что он любит Всевышнего, Велик Он и Славен, превыше дольнего мира и того, что в нём есть.

Основа подобного счастья состоит в том, что при связи высших приоритетов и судьбы с Всевышним совершенство удовольствия, определяемое мерой любви, по смерти бывает в Его созерцании. У того же, чьим возлюбленным является дольний мир, страда­ния и боль от разлуки с мирским будут равносильны его любви к мирскому.

Стало быть, тот, кто часто отправляет зикр и у кого не возникает таких состояний, как у суфиев, не должен испытывать отвращения, поскольку счастье связано не с ними. Когда сердце украсилось светом зикра, тогда совершенство счастья уже подготов­лено.

Всё, что не проявляется в этом мире, проявится после смер­ти. Необходимо лишь постоянно до смерти неотступно наблюдать (муракабат) за сердцем, чтобы оно было с Всевышним и всегда осознавало бы то, что постоянный зикр – ключ к чу­десам божественного царства и к Владыке божественности.

То же самое имел в виду Посланник, мир да пребудет над ним, когда сказал:

– Всякий, желающий увидеть райские кущи, должен часто по­минать Всевышнего.

Из нашего указания (ишарат) стало понятным, что сутью всех религиозных отправлений является зикр.

Истинным зикр бывает тогда, когда Бога поминают во время предстоящего исполнения повелений и запретов (амр ва нахи), своевременно удерживаются от греха и своевременно выполняют божье повеление.

Если зикр не основывался на них, то это бывает показателем того, что такой зикр был беседой с самим собой и истины в себе не содержал.

Зикр

В исламе, так же как молитве в христианстве, важное обрядовое значение придается зикру. В более молодом вероучении зикр — это разновидность молитвы. Это не только слово, но как и молитва, определенный процесс телодвижений.

Если в христианстве это обычно осенение себя или других крестом и поклоны, то зикр в исламе может включать помимо поклонов прыжки, вращения, бег по кругу и т. д.

Однако главный смысл зикра заключается в произнесении слова-молитвы с именем Аллаха или определением-описанием его качеств.

Термин «зикр» означает «поминание», поэтому в исламе заготовлены для молитвенных упражнений девяносто девять словесных формул, включающих имя Бога. Ими пользуются как самые широкие слои верующих, так и члены братств и орденов, объединяющих «элиту» приверженцев ислама — суфиев.

Суфий (слово означает «быть нравственно чистым») является прямым наследником своих старших братьев по освоению взаимодействия с «иным миром» — христиан-исихастов.

Так же как и христиане, суфии с целью достижения «иного мира» посредством изменения режимов функционирования мозга, широко используют слово-зикр.

Цель зикра та же, что и у молитвы или мантры — очистить сознание от хаоса мирских мыслей, оставив только одно чувство — любовь к Богу.

«Зикр — это меч, которым суфий грозит своим внутренним врагам, сбивающим с мысли о Боге», — утверждают адепты ислама.

  • «Зикр — самый мощный столп на пути к Богу», — в этом распространенном афоризме высказана суть отношения суфиев к слову.
  • Суфии приписывают пророку и создателю ислама Мухаммеду поэтические строки о зикре:
  • Тот, кто поминает Бога среди нерадивых, Подобен бойцу посреди тех, кто обращается в бегство, Подобен зеленому древу посреди сухих деревьев.
  • Наиболее широко в исламском мире распространена словесная формула «ла илах илла Аллах», означающая «нет Бога, кроме Аллаха, Единого». Во всем мире хорошо известен также зикр «Аллах, акбар» — «Аллах, Величайший из всех».
  • Суфийские учителя разработали целую систему правил употребления в качестве зикра имен Бога. Например, имена можно произносить подряд, одно за другим, начиная с «йа Рахман йа Рахим» — «о Милостивый, о Милосердный», и кончая «йа Сабур» — «о Терпеливый».

В других случаях исламский адепт произносит имя в соответствии с приписываемым ему качеством или свойством. Считается, что имя «ал-Хади», «Ведущий», оказывает благотворное воздействие. Имя «ал-Латиф», «Добрый, Нежный» следует произносить, если  хочешь смягчить свой характер. А вот имя «ал-Фаик», «Всемогущий», может использовать только суфий, далеко продвинувшийся по духовному пути.

Некоторые зикры очень похожи на магические заклинания. Иногда суфий сам придумывал зикр. Это похоже на игру с буквами арабского алфавита: суфий составлял фразу, включающую все слова, образованные от одного корня. Например, корня, лежащего в основе одного из божественных имен. Считается, что особой силой обладает зикр, составленный по принципу алфавитного расположения букв и слов.

Как и в любой другой духовной школе, в суфизме используются и короткие формы зикра. Общепринятым является употребление зикра из одного слова «Аллах».

Польза от чтения Зикра

Когда богобоязненный мусульманин читает зикр[1], восхваляя Аллаhа, то у него появляется чувство особой радости, которое не сравнится ни с какими мирскими наслаждениями, и его сердце наполняется светом. Подтверждением этому являются слова имама Зун-Нуна Аль-Мисрий:

مَنِ اشْتَغَلَ قَلْبُهُ وَلِسَانُهُ بِالذِّكْرِ قَذَفَ اللَّهُ فِي قَلْبِهِ نُورَ الاشْتِيَاقِ إِلَيْهِ

«Кто часто восхваляет Всевышнего сердцем и словами, тому Аллаh дарует особый свет в сердце, от которого его любовь к Творцу возрастает, становясь совершенной и всепоглощающей [и будет он среди благочестивых]».

В Священном Кур’ане сказано (Сура 7 «Аль-А‘раф», Аят 205):

﴿وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ وَلا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ﴾

Это означает: «Упоминай твоего Господа в душе с любовью и благоговением, выражая смирение и покорность Аллаhу. Упоминай Всевышнего сердцем, а также вслух, но не повышая голоса. Вспоминай Аллаhа утром и вечером [начиная и заканчивая свой день с именем Бога], и не будьте беспечными, упуская возможность получить великое благо».

Также в Аяте 35 Суры 33 «Аль-Ахзаб» сказано:

﴿وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْراً عَظِيماً﴾

Это означает: «Воистину, Аллаh Всевышний обещал и мужчинам, и женщинам, которые часто Его упоминают, прощение грехов и великую награду».

Также есть и другие доказательства того, что есть большая польза от упоминания Аллаhа Всевышнего.

В книге имама Муслима «Сборник достоверных изречений Пророка»[2] сказано, что Пророк Мухаммад, мир Ему, постоянно упоминал Аллаhа Всевышнего: независимо от времени суток и состояния здоровья, в присутствии людей и наедине, стоя и сидя, когда лежал или ходил, в путешествии или дома, в состоянии Таhарат или без.  И это является доказательством того, что разрешается читать зикр даже тем, у кого нет Таhарат.

Ученые говорили, что есть более ста благ от чтения зикра.

Например, чтение зикра:

  • избавляет сердце от переживаний и печали, вселяет в него радость и хорошее настроение;
  • укрепляет тело и сердце;
  • увеличивает ризк[3];
  • помогает человеку больше контролировать себя и благодаря этому достигнуть состояния ихсана, когда он поклоняется Всевышнему, постоянно помня о том, что Аллаh его видит;
  • облегчает ему путь к знаниям;
  • очищает сердце от «ржавчины». У всякой вещи – своя «ржавчина», «ржавчина» сердца – это небрежность в соблюдении Повелений Всевышнего и увлечение мирскими страстями, а его очищение – в покаянии и зикре.
  • исцеляет душу и сердце. Упоминание Аллаhа – лекарство для больных сердец;
  • дает возможность получить особое вознаграждение. Об этом сказано в Хадисе, переданном имамом Абу hурайра:

» مَنْ قَالَ: «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ» فِي يَوْمٍ مِائَةَ مَرَّةٍ كَانَتْ لَهُ عَدْلُ عَشْرِ رِقَابٍ، وَكُتِبَتْ لَهُ مِائَةُ حَسَنَةٍ، وَمُحِيَتْ عَنْهُ مِائَةُ سَيِّئَةٍ، وَكَانَتْ لَهُ حِرْزًا مِنَ الشَّيْطَانِ يَوْمَهُ ذَلِكَ حَتَّى يُمْسِيَ ، وَلَمْ يَأْتِ أَحَدٌ أَفْضَلَ مِمَّا جَاءَ بِهِ إِلاَّ أَحَدٌ عَمِلَ أَكْثَرَ مِنْ ذَلِكَ، وَمَنْ قَالَ: «سُبْحَانَ اللَّهِ وَبِحَمْدِهِ» فِي يَوْمٍ مِائَةَ مَرَّةٍ، حُطَّتْ خَطَايَاهُ، وَلَوْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبَحْرِ»

Это означает: «Кто говорит: «Ля иляhа илляллаhу уахдаhу ля шарикя ляhу ляhуль мульку уа ляhуль хамду уа hууа ‘аля кулли шай-ин кадир» сто раз в день, то это подобно освобождению десяти человек от рабства, ему прощается сто грехов и записывается сто вознаграждений.

Он будет огражден от вреда шайтана целый день до наступления вечера. И большее вознаграждение получит только тот, кто читает этот зикр ещё больше. А тому, кто скажет: «Субханаллаһи уа бихамдиһ» сто раз в день, прощаются грехи, даже если их было столько, сколько пены морской».

  •  помогает сохранить язык от грехов, например, сплетен, сквернословия и т.п. Кто приучит свой язык к упоминанию Аллаhа, тот убережёт себя от пустословия и грехов.

Имам Аль-Бухарий передал от ‘Айши, что Посланник Аллаhа любил, чтобы человек выполнял что-либо из сунны регулярно, даже если понемногу, например, каждый день читал определенный зикр. Для чтения зикра рекомендуется использовать чётки (субха). Они служат человеку напоминанием и помогают постоянно читать зикр, салауат, тасбих.

Использование чёток не является нововведением (бид‘а). Имам Ан-Науауий в своей книге «Аль-Азкар» привел Хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, рекомендовал читать зикр, используя для счета фаланги пальцев, так как они будут свидетельствовать в Судный День.

Отсюда следует, что разрешено и даже рекомендуется использовать что-либо для облегчения счёта при чтении зикра. Теолог Ибн ‘Алян, комментируя Хадис из книги имама Ан-Науауий, сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаhу используют чётки».

А другой теолог Ибн Хаджар, комментируя этот Хадис, сказал: «Из этого повеления ясно, что дозволено использовать чётки».

Также в Хадисе, переданном женой Пророка Сафийей, говорится о том, что она упоминала Аллаhа, используя семена и камешки. И Посланник Аллаhа, мир Ему, не возражал против этого. А использование камешков или семян, связанных между собой, облегчает подсчёт.

Ибн Са‘д в книге «Табакат» писал, что Фатима дочь Хусейна сына ‘Али ибн Абу Талиба восхваляла Аллаhа, отсчитывая при этом узелки на веревке.

Сын Ахмада ибн Ханбаля – ‘Абдуллаh передал со слов Ну‘айма сына Михраза сына Абу hурайры, что у его деда (т.е. Абу hурайры) была веревка с тысячью узелками. И он не ложился спать, пока не прочтёт тасбих.

Все вышеперечисленные люди были близки к Посланнику Аллаhа: Сафийя – его супруга, Фатима – правнучка, Абу hурайра – его ближайший сподвижник, который был достоверным передатчиком Xадисов. Поэтому использование чёток для чтения зикра является разрешённым и одобренным в Исламе.

Рекомендуется читать зикр ежедневно, и при этом обязательно, чтобы произношение было правильным, чётким, без искажений, а намерение – искренним ради Аллаhа.

[1] Слова упоминания Аллаhа

[2] «Сахих Муслим»

[3] Ризк – это средства к существованию. Он предопределён Аллаhом, как и чтение зикра, молитвы-ду‘а, садака, жертвоприношение и т.п. тоже предопределены Богом. И по Воле Аллаhа чтение зикра может стать причиной того, что в будущем у человека станет больше ризка, чем сейчас, и это тоже ему предопределено.

Зикр

поминать, помнить, держать в памяти. Поминание Асма аль-Хусна (прекрасных имен Аллаха). В Коране и Сунне употребляется в значении поминания Аллаха и совершения намаза. Все виды молитв и намазов, выполняемые мусульманами в соответствии с Сунной пророка Мухаммада являются зикром.

В суфизме зикр — это духовное упражнение, ставящее своей целью ощущение человеком состояния постоянного Божественного присутствия. Это состояние устанавливается путем многократно повторяющегося поминания имен Бога. В различных суфийских тарикатах зикры произносятся либо вслух (зикр джахри), либо же про себя (зикр хафи).

Считается, что традиция зикров джахри восходят к Али ибн Абу Талибу, а зикров хафи — к Абу Бакру ас-Сиддику. Зикры могут произноситься коллективно во время радений (зикр аль-афкат).

Краткий словарь основных мусульманских терминов

Джум‘а – пятничная молитва.

Ду‘а – обращение с мольбой к Аллаху.

Замзам – священный источник, находящийся в пределах аль-масджид аль-Харам, главной мечети Ислама, в непосредственной близости от Каабы.

‘Ибада – поклонение.

Икамат – объявление о начале обязательной молитвы. Икамат читается муэдзином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся.

Иман – вера.

Имам (а‘имма: стоять впереди, руководить чем-либо) – духовный руководитель, глава мусульманской общины.

Ислам (покорность, предание себя творцу) – религия Всевышнего Аллаха, данная человечеству, в основе которой лежит монотеизм (единобожие).

Ифтар – прием пищи по истечении поста (воздержание от еды, питья, отношений с женой – от рассвета до заката).

Ихлас – искренность; искреннее исповедание единобожия.

‘Иша – название ночной молитвы.

Кааба – главная святыня Ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы.

Кибла – направление на Каабу, которому надо следовать при совершении намаза (молитвы).

Коран – Священное писание, ниспосланное человечеству Творцом через Пророка Мухаммада (САС).

Куфр – неверие, придание Аллаху сотоварища.

Кяфир – неверный, многобожник.

Магриб – название вечерней молитвы.

Мазхаб – богословско-правовая школа.

Медина – город в Саудовской Аравии.

Мина – долина, расположенная за пределами Мекки, где совершается один из обрядов хаджа (кидание камней).

Муртад — вероотступник

Муэдзин – человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве.

Набий – пророк.

Нафс – дух человека.

Нийят – намерение.

Никях – фактическое вступление в супружеские отношения, после чего брак считается свершившимся.

Рака‘ат – цикл молитвенных поз.

Расулюллах – посланник Аллаха, человек которому ангел Джабраил приносил (передавал) Писание.

Руку‘ – поясной поклон.

Рух – душа.

Саваб – вознаграждение, получение награды.

Садака – (дословно: искреннее деяние) милостыня; раздача саадака является нормой, закрепленной Кораном.

Саджа – земной поклон.

Салят – молитва (намаз), являющаяся одним из пяти столпов Ислама.

Саум – пост.

Сивак – зубочистка в виде палочки, сделанной из корней или ветвей арака.

Сунна – пример; обычай. Имеется в виду пример жизни Пророка (САС), как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

Сура – название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.

Сутра – любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети, такой предмет указывает направление Киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

Такбир – произнесение молитвенной формулы «Аллаху Акбар/Аллах велик/».

Таравих – дополнительные вечерние молитвы, совершаемые верующими во время поста в Рамадане.

Тасбих – произнесение слов «СубханаЛлах /Свят Аллах/».

Таслим – завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова «Ассаляму ‘алейкум ва рахматуЛлах /Мир вам и милость Аллаха/».

Таухид – единобожие.

Тафсир – толкование Корана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: