Жертвенное животное (курбан) — словарь исламских терминов

Аллаh – Бог, Единый Создатель всего, Тот, Кто достоин поклонения (наивысшей степени смирения и покорности). Аль-`Аджнабийя – женщина-не-махрамийя. Аль-‘Акабат – определенное место в Мекке, куда бросают камешки в одном из ритуалов обряда Хаджа.

Аль-‘Арш – самое грандиозное из созданий Аллаhа, свидетельствующее о Его Безграничном Могуществе; Аль-‘Арш находится над Седьмым небом; является потолком Рая. Аль-‘Аср – Предвечерняя Молитва. ‘Аура – определенная часть тела, которая должна быть прикрыта в присутствии чужих людей – аджнабий (т.е.с которыми потенциально разрешено вступать в брак) и при совершении Намаза. Аусук (единственное число – уиск) – мера объема.

Словарь основных исламских терминов

Аhлю-с-Суннати уа-ль-Джама‘ат – приверженцы Сунны и Джама‘ат – община мусульман, то есть, придерживающиеся Пути Пророка Мухаммада, мир Ему, Пути Его сподвижников и праведных Имамов последующих веков (в Вероучении и в вопросах Мусульманского права).

Б

Баракят – Благословение от Аллаhа, наделение Богом Своих рабов дополнительными благами. Басмаляh – чтение “Бисмилляhир-Рахмани-р-Рахим”. Бисмилляhи-р-Рахмани-р-Рахим — “С Именем Аллаhа, Милостивого для всех на Этом Свете и Милостивого для верующих – на Том Свете”. Бугат – грешники.

Г

Аль-Гусуль – Большое (полное) ритуальное омовение.

Дж

Джама‘а – коллективный Намаз. Аль-Джаназа – Погребальная Молитва. Джуму‘а – Пятничная Молитва, выполняемая коллективно вместо Намаза “Аз-Зуhр”. Джунуб – человек, у которого произошло выделение маний, или если он совершил половой акт (даже, если не было выделения маний). Ду‘а` – Мольба, обращенная к Аллаhу.

З

Закят – выделение части имущества тем, кому положено по Шари‘ату. Зауаль – отклонение солнца от зенита. Зиммии – люди Писания (христиане и иудеи), проживающие в Исламском государстве и находящиеся под его защитой. Аз-Зина – прелюбодеяние. Аз-Зуhр – Послеполуденная Молитва.

‘И

‘Ибада – поклонение, которого достоин только Аллаh (наивысшая степень смирения и покорности). ‘Ид `Аль-`Адха – Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам) – 10-е число месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. ‘Ид Аль-Фитр – Праздник разговения (Ураза-Байрам) по окончании месяца Поста Рамадана – 1-е число месяца Шаууаля мусульманского календаря. ‘Идда – период, в течение которого вдова или разведенная женщина не имеет права выходить замуж. `Иджма‘ – единогласное подтверждение ученых-муджтаhидов по конкретному религиозному вопросу. Имам – тот, за кем следуют в коллективном Намазе; теолог Ислама; мусульманский правитель. Ислам – покорность Единому Богу в соответствии с ниспосланными Им Законами – Шари‘атами; религия всех Пророков, мир Им. `Иснад – цепочка передачи Хадисов. `Истинджа` – подмывание с целью очищения от наджасы. Аль-`И‘тидаль – возвращение в положение “стоя” после поясного поклона в Намазе. И‘тикяф – религиозный ритуал пребывания в мечети с намерением ради Аллаhа; Аль-`Ихлас – искренность. Аль-`Ихрам – вступление в обряд Хаджа или ‘Умры; также – одеяние паломника. Аль-‘Иша` – Ночная Молитва.

К

Ка‘ба – священное кубообразное строение в Мекке (город в западной части Аравийского полуострова), самая древняя мечеть на Земле. Аль-Казф – слова, оскорбляющие честь человека или его родственника, обвинение в прелюбодеянии. Кари` – чтец Кор`ана. Каффарат – искупление. Куфр – неверие.

Кыбла – направление в сторону Ка‘бы для совершения Намаза. Кырад – определенный денежный контракт между двумя партнерами, в котором имущество одного из них используется в торговле другим с его разрешения, а прибыль делится между ними обоими. Аль-Кясб – приобретение. Кяфан – саван.

Кяфир – неверующий, немусульманин.

М

Аль-Магриб – Молитва после захода солнца. Мазhаб – религиозная правовая школа в Исламе. Макам – вид чтения Кор`ана, в другом значении – место стояния. Маний – арабский термин, обозначающий сперму у мужчин и аналогичную жидкость у женщин, выделяющуюся при оргазме. Ма`мум – следующий в Намазе за имамом. Мауат – никому не принадлежащая земля.

Махрам – близкий родственник женщины, за которого ей нельзя выходить замуж. Махрамийя – родственница мужчины, на которой согласно Шари‘ату ему нельзя жениться (например, родная сестра, мать, тетя, бабушка, дочь, внучка и так далее). Машру‘ият – то, что входит в Шари‘ат, согласно единому мнению ученых-теологов: разрешенное деяние, религиозный ритуал.

Маhр – дар, который муж обязан преподнести жене сразу или спустя время после заключения брака (по договоренности сторон). Микат – определенное время или место. Муаззин – призывающий на Молитву. Мубтади‘ – имеющий ошибочное представление по некоторым вопросам Ислама. Мудд – мера объема (одна пригоршня рук среднего человека).

Муджтаhид – высокообразованный теолог Ислама, имеющий право на `Ижтиhад (вынесение религиозных заключений в соответствии с Шари‘атом по вопросам, в которых нет единого мнения теологов); основатели четырех известных мазhабов Ислама являлись муджтаhидами. Мукалляф – тот, который отвечает за свои деяния.

Мукалляфом является всякий совершеннолетний (согласно Шари‘ату), умственно полноценный (т. е. неумалишенный) человек, который информирован о смысле 2-х Исламских свидетельств (о том, что нет божества кроме Единого Бога, и Мухаммад – Его Посланник); мукалляф обязан совершать все предписания Шари‘ата.

Мумайиз – ребенок, достигший возраста, когда понимает речь, обращенную к нему, и осмысленно отвечает (обычно к семи годам по лунному календарю ребенок уже мумайиз). Аль-Мусакат – договор между хозяином сада и наемным рабочим. Мустаутын – тот, кто постоянно живет в определенной местности и намеревается жить в ней все время.

Мусульмане – покорные Единому Богу в соответствии с ниспосланными Им Законами; последователи Ислама. Мусхаф – экземпляр Кор`ана. Мутаhhира – чистая вода, пригодная для ритуального очищения. Мухаддис – теолог-знаток Хадисов, который имеет право на передачу Хадисов по цепочке теологов, берущей свое начало от Пророка Мухаммада, мир Ему. Мухрим – совершающий Хадж или ‘Умру.

H

Наджаса – нечистоты (к примеру, моча, кал, кровь). Назр – торжественный обет. Намаз – Молитва. Накд – золото или серебро. Нафль – все благочестивые деяния, выполняемые в качестве сунны, то есть, деяния, не являющиеся обязательными (фардом). Никах – бракосочетание согласно Шари‘ату. Нисаб – минимум имущества, подлежащего Закяту.

Р

Рак‘ат – повторяющийся цикл в Намазе. Ар-Ридда – вероотступничество. Рукн – основа, базис. Ар-Руку‘ – поясной поклон в Намазе.

С

Са‘а – мера объема (четыре пригоршни рук среднего человека). Садака – любое благодеяние (сверх обязательных деяний), совершенное ради Аллаhа, например: Милостыня, чтение Кор`ана умершим мусульманам, произнесение слов “Ас-Саляму ‘аляйкум!” первым во время приветствия мусульманина. Саджда – земной поклон, падение ниц, когда лоб лежит на земле.

Са‘ий – один из ритуалов Хаджа: семикратная пробежка между холмами Ас-Сафа и Аль-Маруа. Саляфиты – мусульмане, жившие в первые три века hиджры (в период, названный Золотым веком Ислама); в настоящее время словом “саляфиты”, обманывая людей, называют себя последователи отклонившегося от Ислама течения “ваhhабизм”.

Сауаб – вознаграждение за благодеяние, которое ожидает верующего на Том Свете. Сиуак – природная зубочистка, которую рекомендовал использовать Пророк Мухаммад, мир Ему. Сахаба – сподвижник Пророка Мухаммада, мир Ему, то есть тот, кто принял Ислам при жизни Пророка, мир Ему, встречался с Ним и умер будучи мусульманином.

Сунна – действия и слова Пророка Мухаммада, мир Ему. Ас-Сутра – преграда. Сыфат – Атрибут.

Т

Таби‘ун – мусульмане, не видевшиеся с Пророком Мухаммадом, мир Ему, но встречавшиеся с Его сподвижниками. Та‘зир – исправительное наказание, налагаемое правителем. Такбир – произнесение слов “Аллаhу Акбар”.

Такбират “Аль-Ихрам” – произнесение слов “Аллаhу Акбар” в начале Намаза. Тамйиз – достижение возраста мумайиз. Тауаф – ритуальный обход вокруг Ка‘бы. Тафсир – толкование (разъяснение значения) Кор`ана. Ташаhhуд – текст “Ат-Тахийята”.

Ат-Ташрик – три праздничных дня после дня Курбан-Байрама (Праздника жертвоприношения) – 11-13 числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Таяммум – ритуальное очищение чистым песком или землей. Таhарат – ритуальное очищение. Таhир – чистый, т.е.

не загрязненный наджасой. Та`мин – произнесение слова “Аминь”, что означает обращение к Богу о принятии Мольбы.

У

Аль-Уаджиб – обязательное. Уитр – дополнительная ночная Молитва, совершаемая после 5-ой обязательной Молитвы. ‘Умра – Малое паломничество. Аль-Ууду` – Малое (частичное) ритуальное омовение.

Ф

Факыh – Исламский правовед. Фара`ид – наука о разделе наследства. Фард – обязанность (по Шари‘ату). Фард ‘айн – личная обязанность. Фард кифая – обязанность, налагаемая на общину мусульман. Фатуа – религиозное заключение. Фикh – Исламское правоведение.

Х

Хадас – обстоятельство, после которого следует совершить Таhарат (Аль-Ууду` или Аль-Гусуль) для выполнения предписаний Ислама. Хадж – Паломничество к святыням Ислама в Мекке и ее окрестностях в месяце Зуль-Хиджжа.

Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, – повествование о том, что Пророк сказал, совершил, а также о том, что Он одобрил, отверг или осудил молча. Халяль – разрешенное. Халяфиты – мусульмане, жившие после саляфитов. Харам – запрещенное.

Хасан – хороший, достоверный по степени передачи Хадис. Хуф – кожаные носки.

Источник: http://great.az/interesnoye/11553-slovar-osnovnyh-islamskih-terminov.html

Жертвоприношение на Курбан-байрам: правила и нормы обряда

Жертвоприношение на Курбан-байрам: правила и нормы обряда.
1 сентября 2017 года для всех мусульман начнется праздник Курбан-байрам.

В этот день, каждый мусульманин при возможности совершает обряд жертвоприношения.

  • Каковы правила обряда жертвоприношения на Курбан –байрам, какое животное можно принести в жертву и кто должен совершить обряд – в материале портала Южный Федеральный.
  • Жертвоприношение на Курбан-байрам – правила относительно видов животных, какие из них можно принести в жертву.
  • Из разрешенных животных, в жертву можно принести верблюдов, крупно-рогатый скот( коровы, быки, буйволы), овцы и козы.
  • Как пишет Islamtv, в священном Коране говорится, что в день совершения жертвоприношения и еще три дня после, нужно поминать имя Аллаха над жертвенным скотом.

Жертвоприношение на Курбан-байрам: правила и нормы обряда.По правилам, мясо принесенного в жертву животного делится на три части. Одну треть нужно отдать родным и близким, другой накормить бедных и нуждающихся, а оставшееся мясо оставить себе. Распределить мясо необходимо на месте закалывания.

Мясо и шкуру жертвенного животного нельзя продавать.

Закалывать животное должен сам верующий, за кого режут животное. Если же он не обладает достаточными знаниями для закалывания животного, мусульманин должен присутствовать в момент совершения обряда.

По данным портала Zikr, животное, приносимое в жертву, должно быть здоровым, кроме этого предпочтительнее сделать выбор в пользу белого барана с крупными рогами.

Источник: http://u-f.ru/article/islam/u28/2017/08/22/244121

Жертвоприношение (курбан) и вопросы, с ним связанные

Представляем ответы на самые популярные вопросы, которые задают мусульмане в преддверие праздника Ид аль-Адха (или Курбан-байрам).

Вопрос: Чем является жертвоприношение – фардом, ваджибом или сунной?

Ответ: В словарях арабскому слову «курбан» дается определение «близость; то, что способствует обретению близости к Аллаху».

А как религиозный термин курбан означает «принесение в жертву животного, обладающего определенным набором качеств, в соответствии с определенным ритуалом с целью приблизиться к Аллаху и обрести Его довольство». Курбаном называют также само жертвенное животное.

(Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, VI, 312). Жертвоприношение, совершенное в день Курбан-байрама называется удхийа, а совершенное во время хаджа – хади.

Верующий, находящийся в своем уме, не находящийся в пути и считающийся богатым в соответствии с обозначенными в фикхе критериями, совершая жертвоприношение с целью обретения довольства Аллаха, приближается к Всевышнему, а раздавая жертвенное мясо, он еще и помогает тем, кто находится в сложном материальном положении (Сарахси, Аль-Мабсут, XII, 8; Ибн Нуджайм, Аль-бахрур-раик, VIII, 197). В самом духе жертвоприношения заключено понятие близости к Творцу и щедрость по отношению к людям.

По мнению большинства мазхабов жертвоприношение вида удхийа является сунной (Ибн Рушд, Бидайатуль-муджтахид, Мисыр, 1975, I, 429). В мазхабе ханафи же предпочтение отдается той точке зрения, что курбан является обязательным (ваджиб) поклонением (Маргинани, Аль-хидайа, IV, 70).

Но каким бы ни было определение жертвоприношения с точки зрения фикха, оно относится к тем поклонениям, которые стали символами мусульманского общества, его знаковыми элементами, и в течение уже многих веков занимают важное место в религиозной жизни нашего общества.

Жертвоприношение – это своего рода знак того, что каждый мусульманин при необходимости готов пожертвовать всем, что имеет, на пути Аллаха.

Вопрос: Можно ли вместо жертвоприношение просто сделать пожертвование (садака)?

Ответ: Только сделав пожертвование на сумму, в какую обходится жертвоприношение, человек не может считаться совершившим обряд курбана.

Ведь всякое поклонение имеет не только форму, условия и ритуалы – в нем заключены и какой-то тайный смысл, и цели, у него есть свои религиозные обоснования. Нельзя отделять эти качества каждого поклонения друг от друга.

Закалывание животного определенного вида – это условие (рукн) жертвоприношения (Касани, Бадаиус-санаи, V, 66).

Совершать пожертвования (садака) с целью обретения довольства Аллаха, бескорыстно помогать бедным и нуждающимся – это тоже важные обязанности мусульманина. Помогать человеку, который испытывает острую нужду (дарурят) в чем-то, в нашей религии является обязательным (фард).

Но пожертвование (садака) не является альтернативой жертвоприношения (курбан). Поэтому если отдать какому-то человеку в качестве садака живое животное, это не считается совершением жертвоприношения (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, VI, 313).

Точно так же и если раздать бедным и неимущим стоимость жертвенного животного, обряд жертвоприношения не может считаться исполненным (Сарахси, Мабсуд, Бейрут, 2000, XII, 23).

Вопрос: Если у человека есть долги, надо ли ему совершать жертвоприношение?

Ответ: Жертвоприношение является обязательным (ваджиб) для того, кто считается богатым согласно критериям фикха, т.е. помимо средств, необходимых для удовлетворения основных потребностей и выплаты долгов, обладает 80,18 гр. золота (или эквивалентной этому суммой денег либо имуществом на эту сумму).

Может так случиться, что человек является богатым в соответствии с этими критериями, но имеет долги.

Тогда если из всей суммы его капитала вычесть средства, необходимые для выплаты долгов и удовлетворения основных потребностей, и оставшаяся сумма все равно будет превосходить 80,18 гр.

золота (или соответствующий денежный эквивалент), то такой человек обязан совершать жертвоприношение. Но если оставшаяся сумма будет меньше этого количества, то для такого человека жертвоприношение не является обязательным.

Но не следует забывать, что наш Пророк (с.а.в.) после того, как жертвоприношение было обозначено в качестве одного из столпов ислама, каждый год совершал его лично (Бухари, Хадж, 117, 119; Муслим, Адахи, 17).

Наш Пророк говорил, что в Курбан байрам самое лучшее поклонение перед Аллахом – это жертвоприношение. Оно бывает принято Всевышним уже тогда, как только бывает заколото жертвенное животное (Тирмизи, Адахи, 1; Ибн Маджа, Адахи, 3).

Источник: http://IslamReview.ru/community/zertvoprinosenie-kurban-i-voprosy-s-nim-svazannye/

Жертвоприношение в исламе: разновидности и особенности

Жертвоприношение в исламе – один из важнейших обрядов, связанных с прославлением Аллаха. В обязательном порядке жертвоприношение совершается на праздник Курбан-байрам и называется удхия. Также жертву принято приносить в честь рождения младенца (обряд носит название «акика»). Еще одна причина принесения жертвы – данный Аллаху обет.

Удхия

Курбан-байрам – праздник, который также носит название «Ид аль-атха». Этот праздник жертвоприношения у мусульман отмечается в честь окончания паломничества в Мекку – хаджа – в память жертвоприношения, которое было устроено пророком Ибрахимом. Предание говорит, что Аллах явился Ибрахиму во сне и велел принести в жертву сына.

Ибрахим послушно стал готовиться к жертвоприношению, но оказалось, что требование жертвы было всего лишь проверкой верности Аллаху. Когда Ибрахим занес нож над горлом сына, выяснилось, что орудие стало совершенно безопасным. Взамен сына Ибрахим принес в жертву барана. В результате выдержавшему испытание пророку был дарован второй сын.

С тех пор возникла традиция приносить в этот день (10 числа месяца Зуль-Хиджа) в жертву барана или другое копытное животное.

Современные исламские богословы в основном считают жертвоприношение в праздник Курбан-байрам делом необязательным, но очень желательным. Некоторые, впрочем, считают этот обряд совершенно необходимым для каждого правоверного. Можно приносить жертву за себя, своих родных и даже за умершего человека, если он просил об этом и оставил для этого средства.

Мясо принесенных в жертву животных принято делить на три части, одну из которых нужно съесть самостоятельно (вместе с семьей), другую раздать в качестве милостыни, а третью преподнести в дар.

При этом как милостыню, так и дары рекомендуется давать мусульманам, но, в крайнем случае допускается раздача такой милостыни и немусульманам, особенно если те являются соседями или родственниками. Нельзя только продавать мясо жертвенных животных за деньги.

Это относится также к шкуре, костям и другим частям тела животных.

Сам процесс жертвоприношения имеет свои особенности. Например, жертвенное животное обязательно должно лежать на левом боку, а голова его должна быть направлена в определенную сторону. В процессе заклания необходимо произносить определенные слова, славящие Аллаха. Такбир при жертвоприношении читается перед тем как острым ножом перерезать глотку животного.

Кроме блюд из мяса жертвенного животного на праздничном столе по время празднования Курбан-байрама присутствует и множество других блюд. Оформлению стола уделяется особое внимание. Кроме того, в дни праздника принято ходить в гости и принимать гостей, щедро их угощая.

Акика

Рождение ребенка – всегда праздник. Мусульмане отмечают его с размахом, принося в жертву Аллаху одного или двух баранов в зависимости от пола новорожденного. Так, за мальчика полагается поблагодарить Аллаха двумя жертвенными баранами, а за девочку – всего лишь одним.

Принято приносить жертву на седьмой день после появления ребенка на свет, но если это не удалось сделать вовремя – не беда, это не является грехом, можно зарезать барана и попозже. В то же время богословы рекомендуют не откладывать жертвоприношение Аллаху надолго, а как можно скорее выразить свою признательность за дарованного наследника.

Назр курбан

  • Назр курбан – это обряд жертвоприношения, связанный с добровольно взятым на себя обетом. В некоторых случаях такой обет не связывается ни с какими условиями: человек просто берет на себя обязательство в жертву Аллаху принести барана, а затем выполняет его при первой же удобной возможности.
  • В других случаях человек берет на себя обязательство принести жертву в каком-то определенном случае, например, если выздоровеет больной или осуществится задуманное. В таком случае жертва становится обязательной при наступлении определенных условий. Можно принести жертву и до осуществления желаемого, в качестве превентивной меры.
  • Тому, кто приносит жертву, а также всей его семье, нельзя есть мясо убитого животного. Кроме того, мясо таких жертвенных животных нельзя есть тем, кто относится к состоятельным людям.

Выбор жертвы и другие нюансы

К жертвенным животным предъявляются особые требования. В частности, выбранный для жертвоприношения баран должен быть старше полугода и без каких-либо дефектов, здоровым, упитанным, красивым. Козел для принесения в жертву может быть не младше года, корова – не младше двух лет, верблюд – не младше пяти лет.

Кастрированные животные или животные с частично поломанными рогами могут приноситься в жертву, а вот более серьезные изъяны (слепота, сильная хромота, отсутствие зубов или каких-то частей тела) делают барана, козла, корову или верблюда непригодными для жертвоприношения.

Нельзя также приносить в жертву беременных животных.

Желательно приносить от каждого члена семьи в жертву по одной овце или козе, но допускается и общесемейная жертва, особенно если речь идет о крупном животном. Шкуры жертвенных животных обычно отдают мулле в мечеть.

Можно не совершать жертвоприношение самостоятельно, а попросить об этом мясника, но во время всех манипуляций следует находиться рядом с ним. С мясниками, которые помогают заколоть животное, нельзя расплачиваться мясом.

В то же время мясо можно отдать мяснику в качестве милостыни, если тот небогат и нуждается.

В этот день приносящему жертву не рекомендуется принимать пищу – первой едой должно стать мясо убитого животного, если, конечно, это не обряд Назр курбан, запрещающий употреблять жертвенное животное в пищу.

Заклание барана или другого животного производится по определенным правилам. В частности, обязательно нужно сказать определенные слова, прежде всем перерезать животному шею. Затем следует дождаться, пока вся кровь вытечет, и лишь затем отрезать голову. В пищу употребляется мясо и часть субпродуктов, но кровь, мочевой и желчный пузыри, а также половые органы убитого барана есть нельзя.

Источник: http://teammy.com/notes/282840print

Курбан-байрам 2016. История, суть и традиции мусульманского праздника

Курбан-байрам является завершающей частью хаджа — ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня.

Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот.

История

Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам.

Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына.

Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле Бога.

В последний момент, когда пророк уже был готов принести жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.

Именно из-за событий, произошедших в те далекие времена и получил свое нынешнее название Курбан-байрам, или по-иному — праздник жертвоприношения.

Пожилой мужчина в день праздника жертвоприношения Курбан-байрам в селе Итум-Кале.

Суть праздника

Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-Адха, однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха.

В Коране сказано: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»

Суть праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» в мусульманской традиции означает приближение. По традиции, в дни Курбан-байрам верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся.

Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни.

Продажа баранов во время праздника жертвоприношения Курбан-Байрам

Традиции и обряды

Первые десять дней месяца зуль-хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. К благим делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты.

Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца, особенно в День Арафат — девятый день месяца зуль-хиджа, который в 2016 году мусульмане отмечают 11 сентября. Пророк Мухаммад сказал, что пост в День Арафат искупает грехи предыдущего и следующего года.

В Курбан-байрам поститься запрещено.

В первую очередь — праздником Курбан-байрам заканчивается священный хадж. Отмечают же его по истечении 70 дней после исламского праздника Ураза-Байрам.

В тех странах мира, где проповедуется ислам – это обязательный выходной день. Накануне данного праздника мусульман рабочий день сокращается на один час.

Хадж завершается праздником жертвоприношения Курбан-байрам, особо почитаемый и важный для любого правоверного мусульманина.

Следуя главным постулатам ислама, каждый верующий мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку, самое священное для ислама место, расположенное на аравийском полуострове в арабской стране Саудовской Аравии.

На протяжении целых суток мусульмане стоят у этой священной горы, проводя все это время в молитвах.

Паломники, прибывающие на хадж в Мекку, совершают намаз в Медине

При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь (хутба). Она обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения.

Жертвоприношение

Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью.

Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это. От одной семьи производится заклание одного барашка.

Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам.

Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Он говорил: «В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями.

Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

Исламские праздники для правоверных мусульман — неотъемлемая часть их быта, верований и жизни. Их чтут и строго придерживаются вот уже на протяжении многих столетий, а сами они по своей сути за это время практически не изменились, не претерпели каких-то кардинальных перемен.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160911/233191930/Kurban-bajram-2016-Istorija-sut-i-tradicii-musulmanskogo-prazdnika.html

Что такое Курбан и как его совершить

Что такое «Курбан»?

С точки зрения лингвистики арабского языка «курбан» происходит от глагола «каруба» и имеет значение «приближаться к чему-либо»; с точки зрения фикха «курбан» имеет два значения, как «приближение», к примеру, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «…

и молитва — приближение…» (имам Ахмад №13919) и как «жертвоприношение ради лика Всевышнего». Об этом свидетельствует другое изречение посланника Аллаха: «Кто примет ритуальное омовение (гусль) в пятницу и выйдет на молитву в мечеть, то это равнозначно тому, что он принес в жертву верблюда…

» (Сахих аль-Бухари №832).

Жертвоприношение в Исламе — это принесение в жертву крупного и мелкого рогатого скота в праздничные дни ради Аллаха.

Это отражено в суре «Каусар»: «Молись ради твоего Господа и приноси жертвоприношение».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В дни праздника «удхия» (то есть Курбан-байрама) нет ничего любимее Аллахом, чем жертвоприношение ради Него…» (Тирмизи).

Кому является обязательным совершение обряда жертвоприношения?

Жертвоприношение является обязательным для людей, имущество которых достигает 40 000 рублей, не считая основных потребностей (как, например, дом, машина, одежда, мебель и т.д.).

Другими словами, жертвоприношение является обязательным тому, кто в стоянии купить жертвенное животное в праздничные дни.

Посланник Аллаха предупреждал, наставляя: «У кого будет возможность принести жертву, но он не сделает этого, то пусть не приближается к нашей мечети». Передают: имам Ахмад №7924 и Ибн Маджа № 3114.

Время жертвоприношения

Совершение жертвоприношения обязательно сразу после праздничной молитвы. Жертвоприношение не будет считаться исполненным, если животное было заколото до праздничной молитвы.

Об этом в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Первое с чего мы начнем этот день – совершим праздничную молитву, потом вернемся и совершим жертвоприношение, кто поступит (таким образом), тот последует нашему пути, а кто совершит жертвоприношение до праздничной молитвы, (то его заколотое животное) будет лишь мясом для его семьи, а обряд жертвоприношения с него не спадет».

Жертвоприношение совершается в течении трех дней: праздничного дня непосредственно и двух последующих.

В хадисе передаваемом Умаром, Али и Ибн ‘Аббасом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дней жертвоприношения три, и самый лучший из них первый (день)».

Нежелательно (макрух танзих) закалывать животное ночью, так как возникает опасность несоблюдения условий закалывания, коими являются: перерезание двух артерий, пищевода и трахеи.

Кто должен закалывать животное?

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву.

Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому, соблюдая три условия:: закалывающий должен иметь намерение закалывания животного от имени поручителя и желательно, чтобы закалывающий произнес: «О Аллах это (жертвоприношение) от Тебя и (возвращается) к Тебе, прими от такого-то»; закалывающий должен быть мусульманином и закалывание не должно оплачиваться мясом, закалываемого животного.

Каков должен быть возраст животного, приготовленного для жертвоприношения?

Прежде всего, надо отметить, что для жертвоприношения подходят только три вида животных: верблюды, крупно — и мелкорогатый скот. Из этих животных разрешается принести в жертву верблюда пятилетнего возраста; корову или быка двухлетнего возраста; козу или барана годовалого или шестимесячного возраста, если на вид они схожи с годовалым.

Эти возрастные ограничения указаны посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Как передается в Сахихе Муслима, по свидетельству Джабира, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приносите в жертву животных только зрелого возраста (мусинна), а если у вас будут затруднения с этим, то приносите в жертву барана среднего возраста (джадага)».

Под словом «джадага» в мазхабе Абу Ханифы понимается шестимесячный баран, но, надо отметить, что под это определение не попадает корова или бык, даже если они полтора годовалого возраста и выглядят как двух годовалые. Поэтому надо учитывать, что с точки зрения фикха, под понятие «мусинна» корова подпадает только с двух лет!

При каких физических недостатках или изъянах животного не допускается принесение его в жертву?

Во-первых, явно больное животное; во-вторых, явно слепое; в -третьих, хромое; в четвертых, то животное, у которого отсутствует какой-либо орган, пригодный для употребления в пищу (например, хвост). Поэтому допустимо для кур6ана животное, у которого отрезаны рога, или же кастрированное.

Надо ли закапывать кости животного, принесенного в жертву?

3акапывать нет необходимости, если кости не будут лежать, где попало. Кости и кровь животного не являются священными в исламе, так как Аллах говорит в Коране в суре «Хадж», 37 аят: «Ни мясо, ни кровь не доходят до Аллаха. До Него доходит ваша богобоязненность». То есть намерение ради Кого и чего вы его принесли в жертву.

Как делится мясо жертвенного животного?

Мясо желательно разделить на три части: одну треть следует оставить себе и приготовить праздничное угощение, одну треть — раздать родственникам и беднякам, и еще одну треть оставить на хранение.

Так разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте, кормите и храните» (Сахих Муслим №5064). Можно поступить следующим образом: одну треть оставить своей семье, а две трети раздать родственникам, соседям, беднякам и неимущим.

А что касается шкуры, то ее можно продать, а вырученные деньги раздать как садака – милостыню.

Также можно приносить в жертву одного барана за всю семью. Как сообщает один из сподвижников пророка Абу Айюб аль-Ансари: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди приносили в жертву одного барашка за всю семью» (Тирмизи).

Обязательно ли обращать животное в сторону Киблы во время жертвоприношения?

Ученые объясняют это тем, что во время любого благого действия желательно обращаться в сторону Киблы, даже во время сна и отдыха. Об этом свидетельствуют многие дела и слова посланника Аллаха.

Как приводит Ибн Маджа от Джабира: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время закалывания жертвенного животного всегда ставали по направлению к Кибле, так как, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всегда когда совершал жертвоприношение, обращался в сторону Киблы». Также во время закалывания животного, желательно аккуратно уложить его на левый бок, приподняв ему голову.

Важные примечания:

* Нельзя снимать шкуру с животного, пока оно не испустило дух. * При закалывании верблюда или коровы (в жертвоприношении которых могут участвовать от 1 до 7 человек) все участники должны иметь намерение на обряд жертвоприношения.

Если целью одного из участников обряда является лишь получение мяса от закалывания животного, то жертвоприношение считается недействительным у всех участников обряда. * При раздаче мяса жертвенного животного родственникам, бедным и нищим, вероисповедание значения не имеет.

* Животное, приобретенное для жертвоприношения, нельзя доить, стричь шерсть, ездить на нем, т.е. использовать для обыденных целей.

* Жертвоприношение не является обязательным путнику и несовершеннолетнему.

Источник: http://www.islamtat.ru/publ/drugie_novosti/intervju/chto_takoe_kurban_i_kak_ego_sovershit/75-1-0-834

Ссылка на основную публикацию