Сунны азана

Слово «азан» переводится с арабского, как «оповещение». Оглашение азана появилось в первом году по хиджре. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза.

Вопрос: Если человек пришел в мечеть на зухр и пропустил четыре ракаата сунны (которые совершаются до зухра), может ли он восполнить их после того, как совершит фард-намаз и два ракаата сунны (которые совершаются после зухра)?

Ответ: Вся хвала Аллаху.

Во-первых: Является мустахабом восполнять регулярные сунна-намазы, если их пропустили, согласно правильному мнению ученых. В отличие от ханафитов и маликитов, этого мнения придерживаются шафииты и ханбалиты, основываясь на хадисе Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), согласно которому Пророк (мир ему и благословения Аллаха) совершил два ракаата после асра.

Когда его об этом спросили, он ответил: «О дочь Абу Умаййи, ты спросила о совершении двух ракатов после послеполуденной молитвы.

(Дело в том, что) ко мне пришли люди из племени абд аль-кайс, которые отвлекли меня от совершения двух ракатов (, которые я совершаю) после полуденной молитвы, и поэтому эти два раката (я совершил сейчас вместо пропущенных)»» Передали аль-Бухари (1233) и Муслим (834).

Имам ан-Навави (Да помилует его Аллах) сказал: «Мы считаем,что восполнение регулярных наафиль-намазов является мустахабом.

Этого же мнения придерживались Мухаммад, аль-Музани и Ахмад, согласно одному мнению, которое было передано от него.

Абу Ханифа, Маалик и Абу Юсуф же, согласно другому более известному мнению, передали с его слов, что возмещать их не следует. Нашим же основанием является хадис сахих, приведенный выше.» Аль-Маджму’ (4/43).

Аль-Мардаави аль-Ханбали (да помилует его Аллах) говорил: Слова «пропустившему какую-либо из этих сунн (намазов), является сунной возместить их» — это мнение наших товарищей.

Аль-Мадж поддержал это мнение в своих комментариях и этого взгляда придерживался ибн Теймия. аль-Инсааф (2/187).

Шейх ибн Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Восполнение регулярных сунна-намазов является сунной для тех, кто их пропустил.

Доказательством этому служит то, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) спал и пропустил фаджр, и он проснулся тогда, когда солнце взошло и совершил сначала сунну фаджра, а после этого совершил фаджр.» Лика’ат аль-Бааб иль-Мафтух ( 74, вопрос под номером 18). Смотрите также аль-Мавсу’ах аль-Фикхиййа (25/284).

Во-вторых: Если он хочет восполнить сунна-намаз, который совершается до зухра, после того как совершит зухр, следует ли ему сначала совершить сунну до зухра, а затем сунну, следующую за зухром или наоборот?

Шейх Ибн Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: Ученые говорили, что если пропустишь 2 ракаата, которые совершаются до зухра, то в таком случае соверши их после молитвы.

Такое часто бывает: человек приходит в мечеть и видит, что люди уже начали молиться. В таком случае, он должен возместить сунну после того, как совершит зухр.

Но ему следует сначала совершить ту сунну, которая следует за зухром, прежде чем восполнить сунну, совершаемую перед зухром.

Человек приходит, а люди в это время уже молятся и он не может совершить сунну зухра.

Когда он совершит зухр, ему следует помолиться два ракаата с намерением совершить сунна-намаз, который следует за зухром, затем восполнить сунна-намаз, совершающийся перед зухром.

Это было передано от Пророка (мир ему и благословения Аллаха) в хадисе, переданном Ибн Маджой. Фатх Зиль-Джалал валь-Икрам бин Шарх Булуг аль-Марам (2/225).

А Аллаху известно лучше.

Источник: http://www.muslima.lv/?p=6889

История возникновения азана

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отверг, так как это будет уподобление иудеям.

Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда (да будет доволен им Аллах) видел, как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) неспокойно. И в ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке.

Абдуллах (да будет доволен им Аллах) спросил: «Не продашь ли эту зурну?» – Зачем тебе зурна? – спросил человек. – Я буду извещать людей о наступлении времени намаза, – ответил Абдуллах (да будет доволен им Аллах). Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: «Аллаху акбар…» (по тексту азана).

Утром Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказал сон Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) к Билалу (да будет доволен им Аллах), чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха (да будет доволен им Аллах).

Когда Билал (да будет доволен им Аллах) огласил азан, пришел Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) и сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Клянусь Господом, пославшим тебя, я тоже видел во сне этот азан».

И пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) воздал хвалу Аллаху». (Абу Дауд)

Достоинство азана

Азан – это призыв, в текст которого вошли слова вероубеждения мусульман. Он напоминает людям о наступлении времени намаза и призывает к поклонению Аллаху. В азане утверждается Единственность Сущего Аллаха вместе с Пречистостью и Совершенством Его. Также свидетельствуется, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Напоминается, что намаз – это спасение. О достоинстве азана приводятся хадисы.

Абу Хурайра( да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если бы люди знали о достоинстве оглашения азана и нахождении в первом ряду, то они и жеребьевкой стали бы бороться за это». (Бухари, Муслим).

ИбнуУмар(да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему и благословение): «Грехи оглашающего азан (муэдзина) смываются до завершения оглашения, и все живое, и неживое, услышавшее азан, просит о смывании его грехов». (Ахмад).

Оглашение азана и икамата

Оглашение азана и икамата является суннатом-муаккад (для мужчин) при наступлении срока молитвы для каждого обязательного намаза, намаза-джума или для возмещаемого намаза, будь-то коллективный или индивидуальный намаз, в пути или дома. Для женщины не предписано оглашать азан, так как их голос не принято слушать посторонним мужчинам.

Для других намазов (праздничные, затмения луны или солнца) азан и икамат не являются суннатом. Если нужно возместить несколько намазов, и человек возмещает их подряд, то для первого намаза прочитает азан, затем икамат, а для остальных можно повторить все то же самое, но лучше перед каждым намазом ограничиться чтением икамата.

Источник: http://quran-sunna.ru/istoriya-vozniknoveniya-azana/

В каких случаях помимо намаза желательно читать азан и икамат

Есть случаи, в которых желательно читать Азан и Икамат помимо намаза. Является желательным новорождённому ребёнку в правое ухо читать Азан, а в левое — Икамат. Прочитав Азан в правое ухо, также является желательным чтение в ухо сурإنّا اَنزَلنَاهُ ) ) «Инна анзальнагьу » и قُل هُوَ اللهُ أحَدٌ )) «Къуль гьува Ллагьу  ахIад», после чего желательно произнести следующие слова:

إِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَ ذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«Инни угIИзугьА бика ва зуррийатагьА мина щайтIАни рражИм».

Смысл: («Поистине, я прошу Тебя уберечь этого ребёнка и его потомство от проклятого шайтана»).

Также является желательным прочитать Азан в ухо людям и животным в следующих случаях: больному, которым овладел джин, при очень сильной тревоге, при очень сильной злобе, при изменении характера и склонении его в плохую сторону. За путником и на месте пожара тоже желательно читать Азан.

Помимо намаза в вышеупомянутых случаях не является желательным отвечать на Азан и Икамат.

Заключение Шариата относительно Азана, звучащего по радио или другим средствам коммуникации

Азан, звучащий через кассеты и диски не является действительным Азаном.

  Если в селе или в городе этим ограничиваются, то жители той или иной местности (села, города) являются одними из тех, кто не выполняет фарз и сунну по отношению к Алимам, которые считают это (Азан) фарзул кифаятом (обязанность, возложенная на всех, взыскание иска которого отпадает, если совершает хотя бы одно лицо) и очень желательной сунной. Поэтому слушать и отвечать на Азан, звучащий через кассеты, диски, компьютер или часы, со встроенным Азаном, не является желательным.  А что касается Азана, звучащего с какой-либо мечети, передающегося по телевизору или радио в прямом эфире на далёкое расстояние, то прислушаться к нему и отвечать на него является желательным.  Но если вдруг мы узнаем, что это звучит через диск, то в таком случае не является желательным. Такое решение установили и придерживаются этого большинство современных ученых (Алимов) арабских стран.

 

Источник: http://www.as-sunna.ru/index.php/fikh/6-fikh/835-2015-02-13-08-44-35

Относительно Азана и Икъамата

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

От ‘Укбы ибну ‘Амира, который слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Удивляется Твой Господь, Велик Он и Возвышен, пастуху овец на верхушке горы , который совершает азан, и затем совершает молитву, и Всевышний Аллах говорит: «Смотрите на Моего раба этого ! Он дает азан, затем говорит икамат, ничего не боясь , и будет прощено ему, и зайдет он в Рай !»» (Приводят этот хадис имам Ахмад, 17478, где шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал его сахих, так же абу Дауд, 421 и другие. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность)

Сказал ибну аль-Мунзир в «аль-аусат» (3/60):«Любимее мне когда дается азан и икамат тем, кто молиться в одиночку, и дозволено ему сказать икамат без азана, и даже если он совершит молитву без азана и икамата, то не нужно ему повторять ее.

А я предпочел азан и икамат для того, кто молится один, следуя хадису от абу Са’ий аль-Худрий, так как я полагаю, что азан не был вменен только для джамаата, чтобы они собрались, а так же кроме этого другого.

Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Малику абну аль-Хуайрису и сыну его дяди, совершить азан, и не было с ними джамаата для их азана и икамата».

От ‘абдуЛлах ибну Рабий’а, передается:«Что он был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, и слышал голос человека, который совершал азан и повторял то, что говорил мауззин, затем сказал: «Поистине это пастух овец, или тот, кто отдалился от своего племени (своей семьи)». И мы посмотрели, и это оказался пастух». (Приводят хадис имамы ан-Насаи, 664, 665, абу Дауд, 641. Достоверность его подтвердил шейх Альбаний)

От Малика ибну аль Хуайриса, да будет доволен им Аллах, который рассказал о том, что к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли двое и сказали, что хотят отправиться в путь.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:«Если вы выйдите в путь, то совершите азан, затем скажите икамат, затем пусть встанет имамом старший из вас» .

(Приводит хадис имам Бухарий, 630)

Сказал абу ‘Иса ат-Тирмизий:«Поступали в соответствии с этим большинство учёных. Они выбрали азан в пути, сказали некоторые, что достаточно икамата, т.к. азан для тех, кто хочет собрать людей. Однако первое мнение более правильно, и так сказали Ахмад и Исхак».

Сказал шейх Альбаний в «тамамуль-минна», (1/144):«Это проявление религии, как азан, не конкретизируется только джамаатом, однако на каждом молящемся азан и икамат. Но если же молящийся будет в джамаате, то достаточно для него азана и икамата муаззина».

Шейх ибн Баз, рахматуЛлахи ‘алейхи, на вопрос:— Иногда я совершаю фард-молитву в одиночку, т.к.

мечети нет по близости от меня, является ли для меня обязательным совершить азан и икамат, или же дозволено совершить молитву без азана и без икамата ?
Ответил:«Сунна является совершение азана и икамата. А что касается уаджиба, то в этом есть разногласия среди учёных.

Однако лучше и более ближе (к правильному пониманию) – это совершение и азана и икамата учитывая всеобщность доводов.
Так же обязанностью является для тебя совершать молитву в джамаате, если есть возможность.

Если ты нашел джамаат или слышал призыв к молитве в мечеть, то уаджиб ответить муаззину, и посетить мечеть вместе с джамаатом. Если же ты не слышал, и нет мечети в вблизи от тебя, то Сунной является тебе дать азан и икамат». (см. «маджму’уль-фатауа ли шейх ибн Баз, 10/238)

Так же приводится высказывание о порицаемости оставления азана и икамата.

Сказал имам аш-Шафи’ий, рахматуЛлахи ‘алейхи:«Если же оставил мусульманин и азан и икамат будучи один, или в джамаате, то это порицаемо (макрух), однако не нужно ему повторять молитву, если он совершил ее без азана и икамата». (см. книгу «аль-умм» аш-Шафи’ий, глава: «азан и икамат для объединения молитв»)

Так же шейх Фаузан, хафизахуЛлах, в «мулаххас аль-фикхия», говорил:«Азан и икамат являются обязанностью, которую если выполняет один, другие выполнять не обязаны, и нет греха на этих остальных».

Каков хукм азана и икамат для женщин?

Шейх Ибн Баз,рахимахуЛлах:» Не является узаконенным в шариате для женщин ни азан ,ни икамат. Т.к. азан и икама ,связаны с мужчинами. Женщина молится без азана и нет икамата –это узаконено Шариатом.»

Вопрос ( звонок сестры в студию): «Рарешено ли жекшине давать азан и икамат?»
Шейх Аль-Фаузан,хафизахуЛлах:
«Не разрешено это, женщине, давать азан и икамат.

Это не узаконено пророком салляЛЛаху алейхи уа ссалям. Это узаконенное Шариатом право мужчин.» Примерно так же написано в книге » Манара-ссабиль» с таъликатом шейха Аль-Альбани,рахимахуЛлах. (раздел «Азан и икамат») 1 том,стр.65.

От Аиши сообщается что «она совершила азан, икъама и встала имамом среди женщин, встав посередине». аль-Байхакъи 1/408 и аль-Хаким 1/203. Достоверность этого асара подтвердили имам ан-Науауи в «аль-Маджму’» 4/199 и шейх аль-Альбани в «Тамамуль-минна» 153-154. Теперь те, кто считают, что это сообщение слабое, должны обосновать это.

Ясно, что женщины не могут произносить общий азан, являющийся призывом на молитву, и для них это не узаконено. Однако сообщение от Аиши ясный довод на то, что если женщины не услышали азана или же находятся в местности или в стране, где не слышно азана, или где не дают его открыто, и решили произнести его в своем кругу, то нет в этом проблем.

И довод у них — поступок Аиши, которая была алимом!

Во-вторых, неизвестно, чтобы ее порицал кто-либо из других сподвижников за это, а известно, что слова или дела сподвижника, которым никто из них не возразил, являются доводом по сильному мнению, что именуется иджма’ сукути.

В-третьих, мало того, что никто из сподвижников не возразил Аише, мы находим асары от них, как они подтверждают правомочность азана и икъама для женщин:
Уахб ибн Кайсан рассказывал: “Спросили однажды Ибн Умара про азан для женщин, и он разозлившись сказал: «Я разве запрещаю поминать Аллаха?!»” Ибн Аби Шайба 1/223. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. А что касается того сообщения, которое распространено от Ибн Умара, что якобы он запрещал совершать азан женщинам, то оно является не достоверным, как сказал шейх аль-Альбани, и противоречит данному сообщению от него же самого!

Му’мар ибн Сулейман рассказывал, что его отец сказал: “Мы спросили Анаса: «Должны ли женщины произносить азан и икъама?» Он ответил: «Нет. Но если они это сделают, то это поминание Аллаха (зикр)»”. Ибн Аби Шайба 2317, Ибн аль-Мунзир 3/53. Иснад достоверный. См. «Сахих фикъху-Ссунна» 1/275.

А что касается имамов, то из них произнесение азана и икъама для женщин считали дозволенным имам аш-Шафи’и, который говорил об этом в своей книге «аль-Умм» 1/84, имам Ахмад, от которого это мнение передал Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 1/422, и это мнение имама Ибн Хазма в «аль-Мухалля» 3/129, а также и других имамов. См. еще «аль-Аусат» 3/53, имама Ибн аль-Мунзира.

Источник: http://takwa.ws/azan-i-ikamat/

Намаз по сунне | Намерение

Составных частей в намазе тринадцать[1], ими являются:

  1. Намерение;
  2. Вступительный такбир;
  3. Стояние[2];
  4. Чтение «аль-Фатихи»;
  5. Поясной поклон;
  6. Выпрямление;
  7. Два земных поклона;
  8. Сидение между земными поклонами;
  9. Чтение последнего ташаhhуда;
  10. Чтение салавата после последнего ташаhhуда;
  11. Сидение во время чтения последнего ташаhhуда и салавата[3];
  12. Первый салям;
  13. Последовательность.

Совершение всех составных частей является обязательным, и намаз нарушается, если пропустить или же совершить неправильно хотя бы один из них.

Далее мы более подробно расскажем о них.

Намерение

Основой этому служит аят Корана:

قوله تعالى: (وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين له الدّين) البيّنة: ٥

Смысл: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаhу, служа ему искренне…»[4]. Сказал Маъварди, что под искренностью имеется в виду намерение[5].

Также хадис:

عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: «إنما الأعمال بالنيّات، وإنما لكلّ امرئ ما نوى» رواه البخاري ومسلم

От ‘Умар бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, передается что, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Поистине, дела принимаются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести»[6].

Намерение обязательно делается сердцем, вне зависимости от того, является намаз обязательным или желательным. Намерение делается с началом произношения вступительного такбира и до его завершения. В противном случае, если просто выговорить намерение, не сделав его сердцем, или же сделать сердцем, но не во время вступительного такбира, намаз не будет действительным.

В намерении обязательного намаза условием[7] является:

  • Намереваться совершить намаз;
  • Указать какой из пяти намазов совершается (например, обеденный или вечерний);
  • Подчеркнуть, что намаз является обязательным.

Вне зависимости от того, является ли этот намаз коллективной обязанностью (фард кифая), назром (обетом) или джаназа-намазом. Это касается[8] и намазов несовершеннолетних, по мнению Ибну Хаджара[9]. Имам Рамли же считает, что не обязательно несовершеннолетнему в намерении указывать, что намаз является обязательным[10]. Можно последовать за любым из двух мнений.

И, таким образом, минимальным достаточным для обязательного намаза намерением будет, например:

«Я намерился[11] совершить обязательный обеденный намаз».

Сунной является вдобавок к обязательным условиям:

— Указать, что «ради Всевышнего Аллаhа»;

— Подчеркнуть, своевременный это намаз или возмещаемый;

Если получится так, что сделали намерение для своевременного намаза как для возмещаемого, или же наоборот, и для этого была уважительная причина, например, совершающий намаз, сделал намерение как «возмещаемый», предположив, что время намаза прошло и после этого оказалось, что время не прошло, или наоборот, то такой намаз будет засчитан, кроме тех случаев, когда человек специально для своевременного намаза делает намерение как для возмещаемого, или наоборот, ибо такой намаз будет не действителен.

— Указать, что он совершает намаз, повернувшись в сторону Киблы;

— Указать количество рака‘атов;

— Произносить намерение до вступительного такбира;

Ибо произнесение намерения языком облегчает сосредоточение в намерении сердцем, и это будет защитой от васвасов (наущений шайтана)[12].

Таким образом, совершенным намерением для обязательного намаза будет, например: «Я намерился совершить своевременный обязательный четырехрака‘атный обеденный  намаз, повернувшись в сторону Киблы, ради Всевышнего Аллаhа»[13].

Для намерения на суннат-намазы, у которых есть определенное время[14] или причина[15], условием является:

— Намереваться совершить намаз;

— Указать, какой намаз совершается.

Например, если зуха, нужно указать, что совершаете именно зуха-намаз. При совершение ратибатов до и после обязательных намазов также обязательно указать, каким из них он является.

Например, если совершается ратибат перед обеденным намазом, обязательно указать в намерении, что совершается суннат-намаз ратибат перед обеденным намазом. Исключением являются ратибаты утреннего и предзакатнего намазов, т.е.

, совершая ратибаты этих намазов не обязательно указывать в намерение до или после, так как у утреннего и предзакатнего намазов нет ратибатов после.

Пример минимального достаточного для суннат-намаза намерения: «Я намерился совершить зуха-намаз», или: «Я намерился совершить ратибат-намаз перед обеденным намазом».

Суннаты для намерения во время совершения желательных намазов те же, что и для обязательных.

Пример совершенного намерения для суннат-намазов, которые мы привели выше:

«Я намерился совершить своевременный двухрака‘атный зуха-намаз, повернувшись в сторону Киблы, ради Всевышнего Аллаhа».

В желательных намазах не является условием подчеркивать, что это суннат.[16]

В намерении для суннат-намазов мутлак[17] условием является намерение совершить просто намаз.

Минимальный достаточный вид намерения для этого намаза: «Я намерился совершить намаз».

Прочитать про «Такбират-уль ихрам»

[1] «Минhаджу-т-Талибин» с.96.
[2] Хоть и «стояние» упоминается третьим, на самом же деле оно должно быть первым, так как «намерение» и «табиратуль ихрам» обязательно произносить стоя.
[3] Тоже самое и здесь, хоть ее и упомянули в книгах после «последнего ташаhhуда» и «салавата», на самом же деле оно обязательно быть до чтения «ташаhhуда» и «салавата», так как их обязательно читать сидя.
[4] «Аль-Байинат», аят 5.
[5] «Мугн-иль Мухтадж» 229/1.
[6] Аль-Бухари 3/1, Муслим 53/13.
[7] Т.е. обязательным условием. Если пропустить хоть один, намерение не засчитывается, следовательно, и сам намаз.
[8] Непременное подчеркивание, что намаз обязательный.
[9] «Тухфат-уль Мухтадж» 180/1.
[10] «Ниhаят-уль Мухтадж» 528/1.
[11] Намерение делается в прошедшем времени.
[12] «Мугн-иль Мухтадж» 231/1.
[13] «И‘анату-т-Талибин» 148-152/1.
[14] Суннат-намазы: зуха; ратибаты; праздничные намазы «‘Идуль-Акбар» и «‘Идуль-Адха»; Таравих; Витр.
[15] Суннат-намазы: Затмения солнца и луны; Прощения дождя. Исключением являются суннат-намазы:

  • при вхождении в мечеть (тахийят), при завершении омовения;
  • истихара;
  • суннат намаз ихрама и тавафа;
  • при отправлении в сафар и возвращении оттуда;
  • для исполнения желания;
  • аввабин, т.е. не обязательно указывать какой это намаз, а достаточно просто намериться совершить намаз («Фатх-уль ‘Аллям» 179/2).

[16] «Минhаджу-т-Талибин» с. 35.
[17] Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение суннат-намаза является нежелательным.

Источник: http://almasjid.ru/namaz-po-sunne/

Намаз по ханафитскому мазхабу. Урок 10. Азан

 

«Азан» в языковом значении — это объявление, извещение, а в шариатском значении — объявление о том, что настало время намаза.

Азан имеет установленную форму, то есть представляет собой набор конкретных фраз, которые являются его рукнами.

Хукм азана и икамата перед обязательными намаза, включая пятничный намаз, — сунна муаккада. Однако азан не является сунной перед намазами витр, Ид, истиска, потому что эти намазы — ваджиб, но не фард.

Возвещение азана является сунной муаккада даже для того, кто молится в одиночестве, потому что за таким человеком намаз совершают ангелы. И нет разницы, совершает человек намаз в свое время (‘ада) или восполняет пропущенный ранее намаз (када).

Для женщины произнесение азана и икамата является макрухом тахрим (близким к хараму действием).

Азан:

  • الله اكبر х 4 раза
  • اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
  • اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
  • حي على الصلاة х 2 раза
  • حي على الفلاح х 2 раза
  • الله اكبر х 2 раза
  • لا اله الا الله х 1 раз

Не является сунной совершать «тарджиа», то есть произносить слова шахады в азане сначала тихо, так что слышат только люди рядом с муэдзином, а затем громко, чтобы слышали люди далеко от муэдзина.

Икамат:

  • الله اكبر х 4 раза
  • اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
  • اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
  • حي على الصلاة х 2 раза
  • حي على الفلاح х 2 раза
  • قد كامت الصلة х 2 раза
  • الله اكبر х 2 раза
  • لا اله الا الله х 1 раз

В азане на намаз фаджр есть дополнительная фраза: «الصلة خير من النوم» (молитва лучше сна).

Азан произносится медленно с паузами между предложениями, кроме такбиров — такбиры произносятся слитно.

Икамат произносится быстро.

Условием действительности азана является произнесение его на арабском языке.

Желательные качества для муэдзина:

— Знание суннатов азана.

— Знание времени намазов.

— Пребывание в состоянии малого омовения.

— Является сунной повернуться в сторону Киблы при произнесении азана2. Если человек произносит азан верхом на лошади, ему прощается оставление этой сунны. Азан на лошади дозволено произносить путнику, однако для оседлого мусульманина азан верхом — макрух.— Желательно положить указательные пальцы на уши при произнесения азана3.

— Во время слов «хайя аляс-солях» следует повернуть голову вправо, во время «хайя аляль-фалях» — влево.

Если муэдзину необходимо передвигаться по минарету, чтобы азан услышали, ему не нужно поворачивать голову вправо и влево — следует передвигаться, находясь лицом к Кибле.

— Следует делать паузу между азаном и икаматом, чтобы молящиеся успели собраться, однако необходимо следить, чтобы не наступило время, совершать намаз в которое — макрух.

Намаз магриб нельзя откладывать — его нужно совершать после небольшой паузы после азана. Пауза составляет отрезок времени, которого достаточно, чтобы прочитать три коротких или один длинный аят либо сделать 3-4 шага. Затем произносится икамат.

— Желательно, чтобы после намаза произносился дополнительный призыв к молитве, например, слова: «О молящиеся, идите на молитву». Данное действие имам Ибн Абидин назвал «бида хасана», оно связано с тем, что люди стали ленивы в отношении молитвы.

Нежелательные действия при азане

Распевать азан, искажая его (например, неправильно произносить огласовки, пропускать или добавлять буквы).

Возвещать азан (и икамат) в состоянии малого или большого осквернения. При этом возвещать азан без гусля — макрух тахрим.

Азан маленького ребенка (еще не обладающего качеством тамйиз), а также азан сумасшедшего, идиота или пьяного человека, не является действительным.

Азан женщины — макрух, потому что при тихом произнесении азана женщиной цель азана не достигается4, а при громком произнесении женщина впадет в грех, так как ее голос являет собой фитну5.

Азан фасика6 — макрух, потому что его свидетельство не принимается в суде, ему нет доверия.

Макрух произносить азан в положении сидя, однако, если человек произносит азан для самого себя, дозволено сделать это сидя. Произнесение икамата в положении сидя является макрухом в любом случае.

Макрух прерывать азан или икамат для произнесения чего-либо постороннего, даже если это ответ на приветствие. Если человек говорил во время произнесения азана, желательно переделать такой азан.

Если кто-то поприветствовал муэдзина в то время, когда он произносил азан, муэдзин не отвечает ни во время, ни после произнесения азана.

То же относится к чтецу Корана, человеку, который читает проповедь, преподает шариатские науки, а также к тому, что справляет нужду, и тому, чей аурат открыт, — эти люди не отвечают на салям. Приветствовать человека, который справляет нужду, или того, чей аурат открыт, — харам.

Макрух танзих совершать икамат тому, кто пропустил джума и совершает намаз зухр.

Для пропущенных намазов желательно совершать и азан, и икамат.

Если пропущенных намазов несколько, следует, как минимум, произнести азан и икамат перед первым намазом, однако лучше всего перед каждым восполняемым намазом произносить и азан, и икамат.

Если человек подряд восполняет несколько намазов, для него макрух оставлять произнесение икамата перед каждым намазом, но если он не будет произносить перед каждым намазом (кроме первого) азан — это дозволено (без макруха).

Тот, кто услышал азан7, оставляет чтение Корана, чтобы ответить на азан. В ханафитском мазхабе есть два мнения о хукме ответа на азан — ваджиб и мустахабб. Имам Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что отвечать на азан — мустахабб.

Отвечая на азан, человек повторяет слова муэдзина, но, когда муэдзин произносит: «Хайя аляс-солях», — и: «Хайя аляль-фалях», — нужно отвечать: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях».

Во время азана на намаз фаджр на слова муэдзина: «Ас-соляту хайру минан-наум», — следует ответить: «Саддакта ва барирт», — или: «МашаАллах».

После азана произносится салават и дуа, которое передает от Посланника Аллаха  Джабир :

اللهم رب هذه الدعوة التامة والصلاة القائمة آت محمداً الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته

Источник: http://darulfikr.ru/node/5147

Ссылка на основную публикацию