Тасхиб

Тасбих намаз – это нафиль намаз, в котором большое место уделено формулам восхваления Аллаха Всевышнего, возвеличивания Его могущества и величества и приносящая совершающему ее великую награду. Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал, что солят ат-тасбих – это такая молитва, совершение которой должно войти в привычку, и нам не следует забывать о ней.

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ обучил этому намазу своего дядю Аббаса (радыйаллаху анху). Когда же Аббас (радыйаллаху анху) сказал, что будет трудно выполнять каждый день такой намаз, посланник Аллаха ﷺ ответил, что этот намаз можно совершать раз в неделю, раз в месяц, раз в год, или раз в жизни.

Достоинства намаза ат-тасбих

Прежде чем научить своего дядю, как совершать этот намаз, наш Пророк ﷺ сказал ему:

«О дядя! Разве я не воздам тебе? Разве я не одарю тебя? Разве я не награжу тебя? Разве я не проявляю [милость] к тебе тем, что, когда ты сделаешь эти десять вещей, Аллах простит твои грехи будущего и прошлого, новые и старые, нечаянные и намеренные, большие и малые, скрытые и явные?» («Сунан» Абу Дауда)

В конце этого хадиса Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) заметил:

«Если ты можешь совершать этот намаз каждый день, делай это. А если не можешь – то раз в неделю. Если не можешь – раз в месяц. Если не можешь – то раз в год. Если не можешь [и этого], то [хотя бы] раз в жизни».

Как совершать тасбих намаз?

Солят ат-тасбих – это совершается в четыре ракаата, в которой читается следующий тасбих 75 раз в каждом ракаате, то есть всего 300 тасбихов за четыре ракаата:

«СубханАллахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбар» перевод: «Пречист Аллах и хвала Аллаху, и нет божества, кроме Аллаха и Аллах Велик»

Дальше, говоря «тасбих», мы будем иметь в виду этот тасбих.

Есть два способа совершения намаза ат-тасбих. Можно выбрать любой из них.

Первый способ

1) Совершить намерение на четыре ракаата желательного (нафль) намаза и начать, как обычно, с произнесения «сана» (дуа вступления в намаз):

«Cубханака Аллахумма уа бихамдика уа табаракасмука уа тааля джаддука уа ля иляха гойрук» перевод: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое и нет бога, кроме Аллаха».

2) Прочитать тасбих 15 раз.

3) Продолжить намаз, как обычно, произнесением та’аввуза (أعوذ بالله من الشيطان الرجيم), тасмия (بسم الله الرحمن الرحيم), суры «Аль-Фатиха» и затем любой другой суры.

4) Прочитать тасбих 10 раз.

5) Перейти к поясному поклону (руку’) и прочитать в нем обычный тасбихат для руку’.

6) Прочитать тасбих 10 раз.

7) Произнести тасми’ (سمع الله لمن حمده), выпрямиться и произнести тахмид (ربنا لك الحمد), как в обычном намазе.

8) Прочитать тасбих 10 раз.

9) Совершить земной поклон (саджда). Прочитать в саджда обычный тасбихат для земного поклона.

10) Прочитать тасбих 10 раз.

11) Сесть, как обычно (джальса).

12) Прочитать 10 раз тасбих в сидячем положении.

13) Совершить второй земной поклон. Прочитать обычный тасбихат для земного поклона.

14) Прочитать тасбих 10 раз.

15) Повторить то же самое в следующих трех ракаатах. Однако, в отличие от первого ракаата, последующие три будут начинаться с 15-ти тасбихов вместо сана, та’аввуза и тасмия.

Второй способ

Второй способ совершения намаза ат-тасбих похож на первый, но с некоторыми отличиями:

1) НЕ ЧИТАЙТЕ тасбих в начале каждого ракаата. Читайте его 15 раз (вместо 10) ПОСЛЕ чтения суры «Аль-Фатиха» и еще одной суры.

2) В конце каждого ракаата (после второго земного поклона) примите обычное сидячее положение (джальса) и прочитайте тасбих 10 раз. В конце первого и третьего ракаата, прежде чем встать на следующий ракаат, произнесите такбир («Аллаху Акбар») один раз, чтобы перейти из суджда в сидячее положение, то есть нет нужды повторять такбир снова, чтобы встать на второй или четвертый ракаат.

3) Сидя в конце второго и четвертого ракаата, читайте тасбих перед ташаххудом (ат-тахият).

Важных примечаний тасбих намаза

1) Лучше сложить руки вместе, когда стоишь после руку’.

2) Если забыл прочитать тасбих или прочитал не столько раз, сколько нужно, можно восполнить пропущенные тасбихи перед тасбихами следующего ракаата.

3) Не считайте тасбихи вслух – считайте их, слегка нажимая на подушечки пальцев и отпуская.

4) Можно читать не сокращенный вариант тасбиха (который мы привели выше), а тасбих полностью:

«СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля куввата илля биЛлях» перевод: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества,  кроме Аллаха, Аллах Велик, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха».

5) После суры «Аль-Фатиха» можно читать любые суры, однако передается, что читают следующие суры: сура «ат-Такасур» в первом ракаате, сура «аль-‘Аср» во втором, сура «аль-Кафирун» в третьем и сура «аль-Ихляс» в четвертом.

Тасбих после намаза

Ассаламу Алейкум всем. Сравнительно недавно начал практику, поэтому вопрос ко всем знающим братьям и быть может модератору, касательно зикр и дуа, которые нужно читать после намазов.

В интернете я нашел эту информацию, я прошу вас посоветовать, верная ли эта информация, что можно убрать или наоборот добавить.

Заранее прошу прощения что большой объем информации, мне просто важно знать:

» По Сунне, после каждой обязательной молитвой, будь это молитва в качестве имама, за имамом или в одиночестве, мусульманину следует сказать: أستغفر الله  «АстагфируЛлах» (Да простит меня Аллах) 3 раза; затем

اللهم أنت السلام ، ومنك السلام ، تباركت يا ذا الجلال والإكرام

«Алахумма анта салям уа минка салям, табаракта йа зальжаляли уаль икрам» (О Аллах, Ты- мир, и от Тебя — мир. Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием). После этого имам должен повернуться к молящимся, затем он и молящиеся, и тот, кто молится в одиночестве, должны сказать:

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير . لا حول ولا قوة إلا بالله . لا إله إلا الله ، ولا نعبد إلا إياه ، له النعمة وله الفضل وله الثناء الحسن . لا إله إلا الله ، مخلصين له الدين ولو كره الكافرون . اللهم لا مانع لما أعطيت ، ولا معطي لما منعت ، ولا ينفع ذا الجد منك الجد

«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа-ляху-ль-хамду уа хува аля кулли шей’ин кадир. Ля хауля уа ля куввата илля би-ллях  уа ля на’буду илля иййах. Ляху-н-ни’мату уа-ляху-ль-фадлу уа-ляху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-ллаху мухлисина ляху-д-дина уа лау кариха-ль-кафирун.

Аллахумма ля маани лима атайта уа ля мути лима маната уа ля йанфа заль-жад минк аль-жад» (Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он способен на всякую вещь. Нет силы и могущества, кроме как с Аллахом.

Нет божества, кроме Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него. Ему принадлежат блага, превосходство и прекрасная хвала. Нет божества, кроме Аллаха. Ему одному мы поклоняемся, даже если это не нравится неверующим. О Аллах! Никто не сможет помешать Тебе дать то, что Ты пожелаешь.

Никто не может дать того, что Ты не желаешь. О Обладатель величия! Никого не спасет его величие от Тебя.)

После утренней и вечерней молитвы, помимо вышеперечисленного, следует также сказать 10 раз:

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد يحيي ويميت ، وهو على كل شيء قدير

«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду, йюхи уа йюмиит уа хува аля кули шей’ин кадир» (Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он оживляет и умертвляет. Он способен на всякую вещь). После этого следует повторить слова

سبحان الله والحمد لله ، والله أكبر

«Субхан Аллах» (Слава Аллаху) 33 раза, «АльхамдулиЛлях» (Хвала Аллаху) 33 раз, «Аллаху акбар» (Аллах велик) 33 раза. Чтобы довести количество азкаров до ста, следует сказать последнюю фразу:

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد ، وهو على كل شيء قدير

«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир» (Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он способен на всякую вещь).

После этого предписано прочитать аят «аль-Курси» про себя, затем суры «аль-Ихлас», «аль-Фаляк» и «ан-Нас» также про себя. После вечерней и утренней молитвы следует читать эти суры по три раза. «.

И в конце пометка «И то, что мы перечислили, является самым лучшим, так как существует множество достоверных хадисов на этот счет». Во избежания заблуждения прошу ваше мнение. Джазаки Аллаhу Хайран!

Зикры и тасбихы после завершения намаза

Намаз – это лучшее поклонение, и ду’а является сердцевиной поклонения.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса (радыяллаху анхума), что при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) люди завершали обязательную молитву и громко поминали Аллаха. Ибн ‘Аббас сказал: «И по (словам этого поминания) я узнавал о (том, что молитва закончилась)». (Бухари – глава: поминание (зикр) Аллаха после молитвы).

Сообщается, что Самура бин Джундуб радыяллаху анху, сказал:

  1. 3 раза – Истигфар («астагфируллахиль ‘азыйм»).
  2. 1 раз – «Субханналлахи валь хамду лилляхи ва ляя иляяха иллялаху валлаху акбар. Ляя хауля ва ляя куввата илля билляхиль ‘алийиль ‘азыйм».
  3. 1 раз — тагауз (произнесение формулы «‘Агузу би-лляхи минаш-шайтанир-раджим». Бисмиллях (произнесение формулы «Биссмилляхир рахманир-рахим», «Аят аль-Курси».
  4. «Субханналах» 33 раза.
  5. «Альхамдулиллях» 33 раза.
  6. «Аллаху акбар» 33 раза.
  7. Ду’а (мольба) с поднятыми руками.

Абу Умама Бахили (радыяллаху анху) передаёт, что Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  спросили: «О Посланник Аллаха, какое ду’а принимается лучше?» Он ответил: «В конце ночи и после предписанных намазов» (Тирмизи).

Намаз – это лучшее поклонение, и ду’а является сердцевиной поклонения.

Анас (радыяллаху анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (радыяллаху анху) сказал: «Ду’а – сердцевина поклонения» (Тирмизи).

Поистине будет глупо совершать поклонение и оставить его сердцевину. А когда же еще возможно найти время, чтобы спокойно сесть и прочитать ду’а, если не в мечети после намаза?

Ду’а: следует просить Аллаха,  поднимая обе руки до уровня груди ладонями к верху, и после ду’а провести ими по лицу.

Сальман аль-Фариси (радыяллаху анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, Аллах Стыдливый, Щедрый. Когда Его раб поднимает свои руки к Нему, он стыдится оставить эти руки пустыми» (Абу Дауд).

Умар (радыяллаху анху) передает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) поднимал свои руки во время ду’а, то, прежде чем опустить их, сначала проводил ими по лицу». (Тирмизи)

Сайб Язид (радыяллаху анху) передаёт: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) просил ду’а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу» (Мишкат).

Абдуллах ибн ‘Аббас (радыяллаху анху) рассказывает: «Когда просишь ду’а, надо поднять обе руки до уровня своих плеч или близко к ним» (Абу Дауд).

Коран в зеркале искусства Ирана

15 августа в 14.00 в казанском Музее исламской культуры состоится открытие выставки «Коран в зеркале искусства Ирана». Об этом ИА «Татар-информ» сообщили в Музее исламской культуры.

  • Данная выставка является продолжением музейного проекта: «Мусульманские и татарские народные традиции в культурном пространстве России». Она приурочена к одному из важнейших мусульманских праздников – Ураза-байраму.
  • Казанцам и гостям столицы будет предоставлена уникальная возможность познакомиться с многогранным искусством художественного оформления священной книги мусульман. Коранические тексты предстанут перед зрителями в интерпретации современных художников Ирана.
  • Особое место в художественном оформлении сур и аятов Корана занимает «искусство красивого письма» — каллиграфия и художественное декорирование текста – тасхиб.

Согласно восточной философии, каллиграфия — это не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг, монументальных сооружений; суть ее гораздо глубже – это подлинное искусство, направленное на познание

красоты, а само великолепие письменности является выражением возвышенного духовного начала мастера.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса (радыяллаху анхума), что при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) люди завершали обязательную молитву и громко поминали Аллаха. Ибн ‘Аббас сказал: «И по (словам этого поминания) я узнавал о (том, что молитва закончилась)». (Бухари – глава: поминание (зикр) Аллаха после молитвы).

Сообщается, что Самура бин Джундуб радыяллаху анху, сказал:

  1. 3 раза – Истигфар («астагфируллахиль ‘азыйм»).
  2. 1 раз – «Субханналлахи валь хамду лилляхи ва ляя иляяха иллялаху валлаху акбар. Ляя хауля ва ляя куввата илля билляхиль ‘алийиль ‘азыйм».
  3. 1 раз — тагауз (произнесение формулы «‘Агузу би-лляхи минаш-шайтанир-раджим». Бисмиллях (произнесение формулы «Биссмилляхир рахманир-рахим», «Аят аль-Курси».
  4. «Субханналах» 33 раза.
  5. «Альхамдулиллях» 33 раза.
  6. «Аллаху акбар» 33 раза.
  7. Ду’а (мольба) с поднятыми руками.

Абу Умама Бахили (радыяллаху анху) передаёт, что Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  спросили: «О Посланник Аллаха, какое ду’а принимается лучше?» Он ответил: «В конце ночи и после предписанных намазов» (Тирмизи).

Намаз – это лучшее поклонение, и ду’а является сердцевиной поклонения.

Анас (радыяллаху анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (радыяллаху анху) сказал: «Ду’а – сердцевина поклонения» (Тирмизи).

Поистине будет глупо совершать поклонение и оставить его сердцевину. А когда же еще возможно найти время, чтобы спокойно сесть и прочитать ду’а, если не в мечети после намаза?

Ду’а: следует просить Аллаха,  поднимая обе руки до уровня груди ладонями к верху, и после ду’а провести ими по лицу.

Сальман аль-Фариси (радыяллаху анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, Аллах Стыдливый, Щедрый. Когда Его раб поднимает свои руки к Нему, он стыдится оставить эти руки пустыми» (Абу Дауд).

Умар (радыяллаху анху) передает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) поднимал свои руки во время ду’а, то, прежде чем опустить их, сначала проводил ими по лицу». (Тирмизи)

Сайб Язид (радыяллаху анху) передаёт: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) просил ду’а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу» (Мишкат).

Абдуллах ибн ‘Аббас (радыяллаху анху) рассказывает: «Когда просишь ду’а, надо поднять обе руки до уровня своих плеч или близко к ним» (Абу Дауд).

Коран в зеркале искусства Ирана

15 августа в 14.00 в казанском Музее исламской культуры состоится открытие выставки «Коран в зеркале искусства Ирана». Об этом ИА «Татар-информ» сообщили в Музее исламской культуры.

  • Данная выставка является продолжением музейного проекта: «Мусульманские и татарские народные традиции в культурном пространстве России». Она приурочена к одному из важнейших мусульманских праздников – Ураза-байраму.
  • Казанцам и гостям столицы будет предоставлена уникальная возможность познакомиться с многогранным искусством художественного оформления священной книги мусульман. Коранические тексты предстанут перед зрителями в интерпретации современных художников Ирана.
  • Особое место в художественном оформлении сур и аятов Корана занимает «искусство красивого письма» — каллиграфия и художественное декорирование текста – тасхиб.

Согласно восточной философии, каллиграфия — это не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг, монументальных сооружений; суть ее гораздо глубже – это подлинное искусство, направленное на познание

красоты, а само великолепие письменности является выражением возвышенного духовного начала мастера.

После того как каллиграф заканчивает переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимается мастер тасхиба, заполняя тонким орнаментом промежутки между строками и рамку по краю.

Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»). Школы тасхиба популярны в Иране и по сей день.

На выставке будет представлено более 50 произведений иранских художников: Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде – мастера каллиграфии и Алирезы Барзкара – мастера тасхиба.

Продолжая древние традиции, они успешно работают над совершенствованием искусства каллиграфии, их имена широко известны за пределами Ирана. В творческой биографии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде, магистра искусства, более 10 персональных выставок в Иране и других странах.

Алиреза Барзкар, преподаватель на кафедре каллиграфии и иллюминации в Тегеране, автор более чем 200 работ в области каллиграфии и тасхиба, популярен в качестве оформителя поэтических сборников.

В Казань художники приезжают впервые, и в течение работы выставки будут вести мастер-классы по каллиграфии. Тем самым посетители Музея исламской культуры получат редкую возможность приобщиться к искусству Ирана, не покидая пределы Казани.

Коран в зеркале искусства Ирана — Новости мечети

Казанцам и гостям столицы будет предоставлена уникальная возможность познакомиться с многогранным искусством художественного оформления Священной книги мусульман

Информация о культурном мероприятии.

Казанцам и гостям столицы будет предоставлена уникальная возможность познакомиться с многогранным искусством художественного оформления Священной книги мусульман. Коранические тексты предстанут перед зрителем в интерпретации современных художников Ирана.

Искусство каллиграфии

Особое место в художественном оформлении сур и аятов Корана занимает «искусство красивого письма» – каллиграфия и художественное декорирование текста – тасхиб.

Согласно восточной философии, каллиграфия это не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг, монументальных сооружений; суть ее гораздо глубже – это подлинное искусство, направленное на познание красоты, а само великолепие письменности является выражением возвышенного духовного начала мастера.

После того, как каллиграф заканчивает переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимается мастер тасхиба, заполняя тонким орнаментом промежутки между строками и рамку по краю.

Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»).

Школы «тасхиба» популярны в Иране и по сей день.

Художественные традиции Ирана

На выставке будет представлено более 50 произведений иранских художников:

  • Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде – мастера каллиграфии
  • Алирезы Барзкара – мастера тасхиба

Продолжая древние традиции, они успешно работают над совершенствованием искусства каллиграфии и их имена широко известны за пределами Ирана.

В творческой биографии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде, магистра искусства, более 10 персональных выставок в Иране и других странах. Алиреза Барзкар, преподаватель на кафедре каллиграфии и иллюминации в Тегеране, автор более 200 работ в области каллиграфии и тасхиба, популярен в качестве оформителя поэтических сборников.

В Казань художники приезжают впервые, и в течение работы выставки будут вести мастер-классы по каллиграфии, сообщает сайт Казанского Кремля. Тем самым посетители Музея исламской культуры получат уникальную возможность приобщиться к искусству Ирана, не покидая пределы Казани.

Татарстан узнал имена лучших мастеров арабской каллиграфии (фото)

Сегодня, 27 мая, в казанской мечети «Кул Шариф» состоялся третий конкурс арабской каллиграфии, который был организован Духовным управлением мусульман Республики Татарстан при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

Конкурс проводился с целью привлечения внимания общественности, верующих мусульман к этой разновидности художественного творчества, пропаганды арабского письма и его возможностей, популяризации достижений мусульманской культуры.

  • Участники конкурса, которыми стали профессиональные художники, оформители, дизайнеры, преподаватели арабского языка и каллиграфии, студенты, учащиеся школ, а также любители арабской каллиграфии, состязались в нескольких номинациях, сообщает пресс-служба ДУМ РТ.
  • Призы в номинации «Виртуоз письма» – за владение одним и более каллиграфическими почерками — достались Белялову Амиру, Низамутдиновой Алсу и Бекжановой Айсылу.
  • В номинации «Мастер «классической» каллиграфии» – за пропаганду и развитие искусства каллиграфии, создание каллиграфических произведений в классическом стиле — приз получил Насыбуллов Рамиль.
  • «Мастером шамаиля на стекле» была признана Гирфанова Фирдаус, награжденная за развитие и вклад в традиционное татаро-мусульманское каллиграфическое искусство в технике живописи на стекле. А «Мастером тасхиба» (искусство украшения текста золочением) стала Низамутдинова Алсу.

В номинации «Мастер арабо-графического авангарда» – за самое оригинальное и философское произведение, серию работ в форме современного искусства (живопись, печать и т.д.) — награду получил Шамсутов Рустем.

Кроме того, приз в номинации «Национальный колорит» достался Шарифуллиной Чулпан.

«Самый активный и успешный каллиграф» — такое звание досталось Наджипу Наккашу – за активное участие в российских и международных выставках и проектах. А Сабиров Ахмат был признан Мастером-«устазом» за многолетнюю преподавательскую работу в области каллиграфии и изучении арабского языка, подготовку учеников, продолжающих традиции каллиграфического искусства.

В казани состоится выставка «коран в зеркале искусства ирана»

(Казань, 11 августа, «Татар-информ»). 15 августа в 14.00 в казанском Музее исламской культуры состоится открытие выставки «Коран в зеркале искусства Ирана». Об этом ИА «Татар-информ» сообщили в Музее исламской культуры.

Данная выставка является продолжением музейного проекта: «Мусульманские и татарские народные традиции в культурном пространстве России». Она приурочена к одному из важнейших мусульманских праздников – Ураза-байраму.

Казанцам и гостям столицы будет предоставлена уникальная возможность познакомиться с многогранным искусством художественного оформления священной книги мусульман. Коранические тексты предстанут перед зрителями в интерпретации современных художников Ирана.

Особое место в художественном оформлении сур и аятов Корана занимает «искусство красивого письма» — каллиграфия и художественное декорирование текста – тасхиб.

Согласно восточной философии, каллиграфия — это не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг, монументальных сооружений; суть ее гораздо глубже – это подлинное искусство, направленное на познание красоты, а само великолепие письменности является выражением возвышенного духовного начала мастера.

После того как каллиграф заканчивает переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимается мастер тасхиба, заполняя тонким орнаментом промежутки между строками и рамку по краю.

  • Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»). Школы тасхиба популярны в Иране и по сей день.
  • На выставке будет представлено более 50 произведений иранских художников: Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде – мастера каллиграфии и Алирезы Барзкара – мастера тасхиба.
  • Продолжая древние традиции, они успешно работают над совершенствованием искусства каллиграфии, их имена широко известны за пределами Ирана. В творческой биографии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде, магистра искусства, более 10 персональных выставок в Иране и других странах.

Алиреза Барзкар, преподаватель на кафедре каллиграфии и иллюминации в Тегеране, автор более чем 200 работ в области каллиграфии и тасхиба, популярен в качестве оформителя поэтических сборников.

В Казань художники приезжают впервые, и в течение работы выставки будут вести мастер-классы по каллиграфии. Тем самым посетители Музея исламской культуры получат редкую возможность приобщиться к искусству Ирана, не покидая пределы Казани.

Картины священных слов

В казанском Музее исламской культуры, что в мечети Кул Шариф, открылась выставка «Коран в зеркале искусства Ирана»

В художественном оформлении священной книги мусульман особое место занимают каллиграфия и декорирование текста – тасхиб. Именно иранцы добились успеха в этом искусстве. Выставка коранических текстов в интерпретации современных художников Исламской Республики подготовлена музеем-заповедником «Казанский Кремль» и атташатом по культуре при генконсульстве Ирана в Казани.

«Мы открываем новую страницу культурного сотрудничества с Ираном.

Надеюсь, оно будет продолжаться и впредь, потому что благодаря иранским выставкам искусство каллиграфии в нашей республике получило новый импульс в развитии.

Уверена, что посетители получат новое представление о мусульманском государстве», – сказала директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева перед торжественным моментом перерезания красной ленточки.

Генеральный консул Исламской Республики Иран в Казани Расул Багернежад Шаян подчеркнул: многие деятели искусства черпают вдохновение из Корана. «Примечательно, что выставка объединила в себе искусство, Коран и Иран», – добавил он.

  • Согласно восточной философии каллиграфия – не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг. Это подлинное искусство

На выставке все произведения выполнены на бумаге ручной выделки с использованием красок растительного происхождения (из корней гранатового и орехового деревьев) или животного (например, из желчи змеи). Благодаря этому каждая работа настолько «живая», что излучает особое тепло, пояснила руководитель Музея исламской культуры Рушания Шафигуллина.

  • Согласно восточной философии каллиграфия – не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг. Это подлинное искусство, направленное на познание красоты, а само великолепие письменности является выражением возвышенного духовного начала мастера.
  • В Музее исламской культуры в эти дни выставлено более пятидесяти произведений мастера каллиграфии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде и Алирезы Барзкара – мастера тасхиба.
  • – В картинах этой выставки нет явного классического почерка, – говорит Рушания Шафигуллина, – например, Сейед Аболфазла Абдуллах-заде для выполнения некоторых своих работ использовал не кисти, не карандаши, а… бритвенный станок.

Сейед Аболфазла Абдуллах-заде пояснил:

– Это моя собственная техника, которая позволяет мне нарисовать картину за тридцать минут, тогда как на нее могли бы уйти месяцы. При этом произведение представляет собой именно рисунок, а не надпись. Важно не только красиво написать какое-то предложение, но и придать ему красивую форму.

В творческой биографии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде более десяти персональных выставок в Иране и других странах. Его коллега по творческому цеху Алиреза Барзкар – автор более двухсот работ в области каллиграфии и тасхиба, популярен в качестве оформителя поэтических сборников.

Как средневековая Европа встретилась с исламом

— Эта тема меня уже очень давно не отпускает. В какой-то момент я поняла, что часто встречающиеся в средневековых текстах фантасти­че­ские детали и баснословные истории могут рассказать нам о той эпо­хе намного больше, чем «достоверные факты».

Эти сюже­ты позволяют понять, как работает сред­невековое мышление.

Жившие в ту эпо­ху люди были наделены поистине буй­ным воображением, и зна­комство с со­зданными ими произведениями погру­жает нас в со­вер­шенно уди­витель­ный мир, устроенный совершенно иначе, чем наш.

— Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в вашу тему, как бы вы это сделали?

— Возможно, интерес к теме может пробудить известный рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Поиски Аверроэса».

В этой новелле арабский философ Аверроэс, изу­чая греческий трактат, тщетно пытается пере­вести на арабский язык неясные ему слова, которые на самом деле обо­зна­чают некоторые явления (имеется в виду театр), отсутствующие в арабо-мусульманской культуре.

Аверроэсу трудно подыскать нужные слова, потому что речь идет не столько о языковых, сколько о куль­тур­ных лакунах. Примеров такого рода несовпадений, изначаль­ного не­по­ни­мания культур в истории христианско-мусульманских отношений можно найти немало. Поиск таких несовпадений может стать от­прав­ной точ­кой в размышлениях на тему.

— Что самое интересное вы узнали, работая со своим материалом?

— Самое интересное — наблюдать как средневековые авторы наделяли смыслом непонятные им события и явления, пытаясь интерпретировать их и для этого обращаясь к самым разным культурным традициям — библейской, литературной, античной и прочим.

Здесь мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом средневековой культуры: стремясь под­твер­дить свои суждения ссылками на авторитетную традицию, убедить читателей в подлинности своего рассказа, писатели часто привносили в него неявный вымысел.

Другой пара­докс заключается в том, что даже непосредственные контакты с мусульман­ским миром не разрушали заранее сложившихся стереотипов — то есть люди видели не то, что было на самом деле, а то, что хотели видеть, то, что подска­зывала им их культурная традиция.

Так, например, происходило с крестонос­цами, когда они описывали якобы находившиеся в мечетях Палестины укра­шенные драгоценными камнями статуи пророка ислама, которых там на самом деле, разумеется, не было, да и не могло быть.

Однако позднейшие историки часто бездумно переписывали эти пас­сажи, и в результате миф об идолопоклонстве мусульман прочно уко­ренился в евро­пейском сознании — следы его существования сохра­нились даже в языке: в частности, ныне устаревшее английское слово mammet (maumet), что в пере­воде значит «идол, ложный бог», изна­чально представляет собой искаженное имя пророка — Mahumet.

— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?

— Есть много тем, которыми бы я хотела заниматься и уже занималась и к ко­торым надеюсь вновь обратиться. Одна из них связана с иссле­до­ванием иллю­минированных хроник Крестовых походов.

Крестоносные экспедиции на Вос­ток были важным фактом европейского культурного самосознания, и после взятия в 1291 году мамлюками Акры — послед­него оплота крестоносцев на Вос­токе — средневековая рефлексия о Кре­стовых походах продолжалась с неутиха­ющей силой.

Созданные в худо­жественных центрах Акры и Западной Европы миниатюры могут рас­сматриваться как своеобразные формы памяти об этих событиях.

По этим источникам (а изображения такой же важный для историка источник, как и тексты!) можно было бы изучить, как средневековые люди вос­принимали историю крестоносного движения через несколько поколений после захвата Акры, как миниатюристы в визуальных обра­зах осмысляли историю священной войны, которая уже была известна из устной традиции и письмен­ных источников.

Аджа’иб ал-махлукат («Чудеса Сотворенного»)

«Чудеса Сотворенного» — особый жанр классической исламской литературы. Основы его были заложены еще в VI-VII вв., сразу после появления Ислама.

Мусульманские ученые (особенно иранцы) в те времена принялись много путешествовать в поисках новых знаний: сыграла роль и привнесенная эллинизмом тяга к пониманию мира, и написанное в Коране: Бог способен создать все, что угодно – и многое людям пока неизвестно.

Кто знает, может удастся встретить на пути настоящего джинна или ангела, о которых открыто говорит Коран?В путешествиях ученые видели чудеса природы и произведения рук человеческих. Они стали записывать увиденное и услышанное – но тогда это носило вид разрозненных путевых заметок.Только к XII в.

многочисленные заметки и трактаты стали объединять в масштабные произведения, посвященные описанию мира и мироустройства, географии, космогонии – то есть, рассказам о чудесах Сотворенного Создателем.Один из наиболее видных представителей данного жанра – Закария Казвини (1203 -1283), родившийся в городе Казвин, неподалеку от Тегерана. В молодые годы он покинул дом, и в 1233 г.

жил в Дамаске, далее – в тогда персидском Ираке. Он не столько использовал свои наблюдения, сколько собирал информацию из других источников. Книгу «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» (1258) Казвини написал уже в зрелые годы, занимая должность судьи в Ираке. Она иллюстрирована и снабжена картами. Именно после работы Казвини данный жанр стал невероятно популярен.

Первая часть книги посвящена сверъестественному, божественному миру, а вторая – миру земному. Так, речь идет о небесных телах, Луне, Солнце, планетах и звездах (и даже описываются лунные и солнечные затмения). Далее автор рассказывают о «небесном Царстве»: ангелах, несущих трон Бога, архангелах, ангелах-хранителях и т. д.

Уделено внимание и способам исчисления времени, различным календарям (арабскому, персидскому зороастрийскому и греческому).Во второй части Казвини подробно описывает четыре стихии (элемента), разные ветра и природные феномены (радугу, молнию, гром). По его мнению, Землю можно разделить на семь климатических поясов. Он подробно рассказывает об известных морях и островах.

И далее о «трех мирах природы»: минералах, растениях и животных (включая птиц и насекомых). Разумеется, из животных подробнее всего описывается человек, его анатомия и физиология, эмоциональные состояния и нервная система. Немало страниц в книге уделено джиннам и демонам. Последняя глава рассказывает об удивительных монстрах и различных видах ангелов.

  • Разумеется, книги, принадлежащие данному жанру, имели важное значение в исламском мире, постоянно дополнялись и переписывались – а главное, их украшали красочными иллюстрациями. Некоторыми из них я хотел бы поделиться со своими читателями. Они принадлежат изданиям различного времени: от XII до XVII в.
  • Также, пользуясь случаем, хочу ответить на вопрос, который читатели регулярно задают мне после подобных постов: «Разве в Иране не запрещены изображения живых существ?».
  • Хочу подчеркнуть, что говорю сейчас именно про Иран, где преобладает Ислам шиитского толка, так как в арабских странах все сложнее. Ведь в Иране людей и животных изображали задолго до прихода Ислама (о чем нам говорят многочисленные барельефы Персеполя и другие исторические памятники). Мани, пророк времен Сасанидов, был известен еще и как художник – отец-основатель персидской живописи и иллюстрации (возможно, вы слышали о его известной иллюстрированной книге «Аржанг»).
  • В первое время после принятия Ислама иранцы, действительно, не рисовали людей и животных. Но художественное искусство не умерло, а приобрело новые формы – появился «тасхиб», особый способ украшения и золочения страниц Корана. К IX в.

персидские правители уже позволяли себе украшать дворцы роскошными фресками с различными сценами из жизни. Так, сохранились изображения в персидском дворце Аббасидов в Багдаде: танцующие женщины в легких одеждах и с кубками вина в руках.

Конечно же, простым смертным такие вольные рисунки были недоступны.

Однако изображение человеческого тела постепенно начало проникать в научные круги, там, где оно было совершенно необходимо: так, оно появляется в трудах Авиценны.

Да и книги, подобные вышеупомянутому труду Казвини, невозможно представить без изображений животных, людей, ангелов и демонов. Еще один пример: иллюстрации в древних рукописях «Калилы и Димны».

Запрет ослабевал – и искусство живописи вновь достигло расцвета во времена Сефевидов, о чем говорит множество фресок во дворцах Исфахана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: