Сунны принятия пищи, сунны питья, посуда в исламе

В Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) содержатся правила, касающиеся не только приема пищи, но и употребления различных напитков и воды.

Согласно одному из правил, по возможности, нужно пить из прозрачной посуды. Опасаясь, что в большом сосуде могут быт вредные вещества или опасные предметы, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запрещал пить воду прямо из горловины. (Бухари, Ашриба, 23)

В таких случаях нужно отлить в стакан или чашу.

 

 

При питье нужно сначала произнести «бисмиллях», и пить не большими глотками, а в три приема. При этом необходимо перевести дыхание и сделать небольшие перерывы между глотками. В конце обязательно нужно сказать «альхамду лиллях». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда пил напитки и соки в три приема, (Бухари, Ашриба, 26) после чего говорил:

«Не пейте воду в один присест, как верблюды. Пейте в два или три приема. Прежде чем выпить что-нибудь, скажите сначала «бисмиллях». Попив, скажите «альхамду лиллях». (Тирмизи, Ашриба, 13)

Пользу от употребления напитков в три приема Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснял следующим образом:

  • Если пить воду или напитки в три приема, человек быстро напивается и таким образом утоляет чувство жажды.
  • Питье в три приема полезно для здоровья. (Муслим, Тахарат, 65)

Когда жидкость постепенно попадает внутрь, организм человека быстро направляет ее туда, где возникла опасность обезвоживания. А когда в организм попадает сразу большое количество жидкости, нарушается работа органов регуляции, и они не могут выполнить свои функции.

Когда в желудок человека, которому холодно, быстро попадает вода, от ее воздействия он еще больше мерзнет. Если же в разгоряченное от жары тело мгновенно попадает холодная вода, организм не может быстро подключить функции регуляции, и как следует извлечь пользу из воды.

Если же пить медленно и маленькими глотками, то таких негативных последствий не бывает.

Употребляя какой-либо из напитков, нельзя дуть внутрь сосуда или стакана. Как передает Абу Сайд аль-Худри (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) строго запретил дуть на жидкость, которую собираешься пить.

«Однажды некто спросил:

— О Посланник Аллаха! Что мне делать, если увижу, что в чашу попала соринка?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Вылей то, что попало!
На этот раз этот человек спросил:
— О Посланник Аллаха! Я никак не могу напиться одним глотком воды.
В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал ему:
— В таком случае, убери от себя сосуд с водой (то есть, пей в три приема)». (Тирмизи, Ашриба, 15)

Запрет, наложенный Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) на выдыхание воздуха во время питья, объясняется его деликатностью, ибо так пьют воду только животные. Кроме того, если дуть на напиток, в стакан может попасть что-либо изо рта, а это можем вызвать брезгливость со стороны окружающих.

Также этот запрем можно объяснить тем, что при выдохе выделяется углекислый газ, что может загрязнить напиток. Еще существует вероятность попадания туда заразных бактерий, вызывающих различные заболевания. Поэтому правила Ислама требуют перед питьем произнести «бисмиллях», пить воду в два-три приема и после питья сказать «альхамду лиллях».

А также эти правила строго запрещают делать выдох во время питья или же дуть на принимаемую жидкость.

Напитки и воду желательно пить не стоя, а сидя, как это делал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Катада (радыйаллаху анху) рассказал следующее:

Мы спросили у Анаса (радыйаллаху анху):

— Можно принимать пищу, стоя на ногах?

Он ответил нам:

— А это еще хуже! (Муслим, Ашриба, 113)

Наряду с этим рассказом, известны и другие, в которых сообщается, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам стоя пил воду из колодца Замзам. Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) рассказывал нам, что он как-то поднес Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) воду Замзам и он выпил ее, стоя
на ногах. (Бухари, Хадж, 76)

Выпив воду стоя, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) показал своим последователям, что это не является харамом (запрещенным). Возможно, с медицинской точки зрения употребление воды на ногах имеет какие-то отрицательные последствия, и поэтому он не желал, чтобы это вошло в привычку мусульман.

Чтобы показать, что лучше всего пить воду сидя, что¬бы поощрять людей к этому, он часто пил воду и напитки в сидячем положении. Может, здесь скрыт какой-то неведомый нам смысл, и, кроме того, следование заветам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) само по себе является действенным средством для воспитания людей.

Хотелось бы отметить, что прием пищи и напитков сидя на чем-нибудь гораздо более эстетичен и приятнее выглядит, нежели когда едят на ходу или стоя. В наше время можно часто видеть, как многие люди закусывают прямо на улице или и транспорте. Согласитесь, картина не из приятных.

А прием воды или напитков в сидячем положении способствует насыщению организма полезными веществами, что улучшает работу организма.

Когда на собрании или в гостях угощают водой, лимонадом, молоком и другими напитками, раздачу необходимо начинать с правой стороны. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда передавал воду или напитки тем, кто сидел возле него рядом.

Чашу с напитками он, по своему обыкновению, передавал тому, кто сидел с правой стороны. Однажды Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) принесли молоко, которое специально разбавили водой. В это время с правой стороны его сидел некий бедуин, а с левой стороны Абу Бакр (радыйаллаху анху).

Попив немного молока, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передал сосуд бедуину и промолвил:

«Пусть все передают молоко тому, кто сидит с правой стороны». (Бухари, Ашриба, 14, 18)

В хадисе, который рассказал Сахль бин Сад (радыйаллаху анху), повествуется следующее:

«Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) преподнесли какой-то напиток. Справа сидел неизвестный мальчик, а с левой стороны сидели самые пожилые сподвижники. Он немного отпил из чаши и, проявив деликатность и тонкость, обратился к мальчику со словами:

— Если ты позволишь, то эту чашу я хочу сначала дать старшим по возрасту?

Этот маленький мальчик дал такой ошеломляющий ответ, что все присутствующие поразились его острому уму. Обращаясь к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), он воскликнул:

— О Посланник Аллаха! Я никому не могу дать свою долю, которую ты приготовил для меня!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся и протянул чашу мальчику. (Бухари, Ашриба, 19)

Если на собрании людей присутствует всеми уважаемый человек, то начинать подавать угощение нужно с него, а затем предложить тем, кто сидит справа от него. Кроме того, чтобы обрести благодать, можно поесть с той чаши, с которой ел праведный человек, и попить воды из его сосуда.

Одним из правил Ислама является следующее: тот, кто разливал и раздавал напитки, должен пить самым последним. В одном хадисе говорится:

«Кто раздавал напитки, тот пьет в самую последнюю очередь». (Тирмизи, Ашриба, 20)

Эти слова Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес во время одного из походов, когда люди от длительного перехода устали. К тому же, кончились все запасы воды. Благородный Харис бин Раби (радыйаллаху анху), невзирая на усталость, продолжал прислуживать Пророку Мухаммаду.

Когда мусульмане измучились от жажды, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил принести его небольшую фляжку, на дне которой было немного воды. Именно в это время Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сотворил одно из своих многочисленных чудес.

Ибн Катада (радыйаллаху анху) держал чашу в руках, а Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) своими руками наполнял ее из своей фляжки. Затем ибн Катада (радыйаллаху анху) стал разносить воду сподвижникам, которые вдоволь напились ею.

В конце оказалось, что воду не пили только Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и Катада. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь наполнил водой чашу и приказал:

— Пей, Катада!

Однако тот не хотел пить раньше Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), поэтому с непреклонностью в голосе заявил:

— О Посланник Аллаха! Пока ты не выпьешь, я ни за что не стану пить!

В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:

— Кто раздавал воду людям, тот пьет последним!

В конце концов, Катада (радыйаллаху анху) не стал перечить и попил воды. И только потом Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи на саллям) начал пить воду. (Муслим, Масаджид, 311)

Законы Ислама запрещают употребление пищи и жидкости из золотой и серебряной посуды. Хузайфа (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:

«Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил нам носить шелковые и атласные одежды. Кроме этого, он запретил нам есть из золотой и серебряной посуды. Также он сказал: «Весь этот мир будет принадлежать неверным, а в вечном мире все будет принадлежать вам». (Бухари, Ашриба, 28)

Согласно сообщению Уммы Саламы (радыйаллаху анха), Про¬рок Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Кто выпил воды из серебряной или золотой чаши, тот тем са¬мым наполнил свой желудок огнем из ада!» (Муслим, Либас, 1-2)

Как принимать пищу по Сунне?

В Исламе порицается есть с середины блюда, когда люди едят совместно из одной тарелки, так как это является проявлением неуважения к собравшимся за едой и противоречием сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать».

В третьей версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану».

Комментарий шейха Усаймина, да помилует его Аллах, к этому хадису в книге «Сады праведных»:

«Автор, да помилует его Аллах, упомянул хадис, в котором сообщается о правилах приема пищи.

Человеку следует облизывать свои пальцы и очищать тарелку после окончания приема пищи, чтобы на пальцах и тарелке не осталось остатков еды. Поистине, люди не знают, в каком кусочке пищи скрыта благодать.

В хадисе указание на два правила приема пищи:

  • 1 ― Очищение тарелки;
  • 2 ― Облизывание пальцев.

Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывает только то, в чем заключено благо для нас.

Поэтому, даже врачи говорят, что в облизывании пальцев после приема пищи содержится польза, а именно, эта процедура способствует облегчению пищеварения. То есть, в пальцах есть определенное вещество, которое смешивается со слюной во время облизывания, и облегчает пищеварение.

Мы говорим это просто для того, чтобы знать мудрость шариатского приказа, хотя, даже если бы мы не знали этого, то все равно должны были подчиниться пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Многие люди не понимают этой сунны. Ты видишь, как они заканчивают прием пищи, а на тарелке много кусков еды. Ты видишь, как они идут и моют руки, хотя сначала следует облизывать пальцы. А, ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил вытирать свои руки салфеткой, пока человек не оближет пальцы. После этого уже можно и вытереть руки салфеткой, и помыть их, если желаешь.

Также к правилам приема пищи относится то, что человек не должен оставлять на земле кусок пищи, если случайно уронил его, ибо шайтан всегда присутствует рядом с человеком. Если ты не упомянешь имя Аллаха перед едой, то шайтан будет есть вместе с тобой и благодать (баракат) исчезнет.

Если человек упомянул имя Аллаха, но затем случайно уронил кусочек пищи, то шайтан сразу же хватает этот кусок и начинает есть, хотя мы этого не видим. Это происходит в скрытом от нас мире, но мы точно знаем об этом, ибо нам сообщил правдивый, тот, кому следует верить, да благословит его Аллах и приветствует.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал нам на то, как следует поступить: «…и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану».

Если человек сделает так, подчиняясь пророку, да благословит его Аллах и приветствует, покоряясь Аллаху, то лишит шайтана этого кусочка, и получит три пользы.

Во-первых, он подчинится приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во-вторых, он покорится Аллаху, в-третьих, лишит шайтана еды.

Несмотря на эти пользы, многие люди оставляют упавшие кусочки пищи, даже если они упали на чистое место. Это – противоречие сунне!»

Ислам и Семья

Абу Джухайфа рассказывал, что один человек как-то раз чрезвычайно много съел в присутствии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). После этого он сделал наставление сахабам: «Тот, кто много кушает в этой жизни, останется навечно голодным после Дня Воскрешения» (Табарани).

Услышав это, Абу Джухайфа не ел досыта до конца дней и говорил: «Если я завтракал, то оставался без обеда. А если я кушал в обед, то не ел завтрак. Поэтому я не наедался досыта в течение тридцати лет».

Современные родители заставляют ребенка съедать все до последней крошки, чтобы тарелка была чистой. Так они приучаются наполнять желудок до предела. Да и взрослые делают то же самое. Однако мы не понимаем, что не только причиняем вред своему здоровью, но и не соблюдаем Сунну Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

Чрезмерное питание удерживает нас от искреннего поклонения и устремленности к Аллаху, которых мы стремимся достичь через состояние хушу. Чревоугодие лишает человека покоя и гармонии, которые должны присутствовать во всех намазах. Обильная пища делает тело тяжелым, что приводит к зевоте и лени в богослужениях и работе.

Мусульманин довольствуется небольшим количеством пищи, в то время как заблудшие люди потворствуют прихотям нафса. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «У верующего для еды одно горло, а у неверующего или лицемера – целых семь пищеводов» (Бухари).

Также известен хадис: «Сыны Адама ничего не загружают хуже, чем собственный желудок. Для человека достаточно съесть несколько кусочков, чтобы поддерживать его жизнедеятельность. Если нужно заполнить желудок, то на одну треть в него надо отправить воды, на треть – пищи и оставить треть объема для воздуха» (Тирмизи).

Чрезмерный объем пищи также дает большую нагрузку на сердце. При этом верующий меньше внимания уделяет поклонениям. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабы часто не наедались досыта, даже если рядом с ними столы ломились от всевозможных изысканных яств.

Некоторые люди утверждают, что могут есть сколько угодно пищи, если она является халяльной. Но Всевышний осуждает чрезмерность даже в разрешенных вещах. Благочестивый Умар (радыяллаху анху) говорил: «Клянусь Аллахом, я бы мог носить самые лучшие одежды, вкушать лучшую пищу и вести крайне роскошный образ жизни.

Однако я слышал, что Создатель будет осуждать людей за некоторые поступки: «В тот день, когда неверных ввергнут в адский огонь, [им скажут]: «Вы исчерпали вашу [долю] в благах в земном мире и насладились ими.

Сегодня же воздаянием вам будет позорная кара за то, что вы бесчинствовали и предавались гордыне на земле без всякого на то права»» (Сура «аль-Акхаф», 46 / 20).

Ибрагим ибн Адхам сказал: «Тот, кто контролирует свой желудок, властвует и над своим иманом. Тот, кто может управлять своим голодом, демонстрирует и хорошее поведение. Неповиновение Аллаху чаще всего проявляет человек, который чрезмерно насыщает желудок. И более всех покорен Аллаху тот человека, что голоден».

Исламские ученые перечисляли многчисленные преимущества умеренности в еде. Уменьшение количества съедаемой пищи дарует телу здоровье и легкость, смягчает сердце, укрепляет память, ослябляет влияние нафса и дисциплинирует душу. В то время как обжорство приводит к проявлению диаметрально противоположных черт характера.

Самая лучшая и совершенная диета во всей истории человечества – следование Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Это выстроенное с учетом всех наших потребностей руководство для правильной жизни. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мусульмане не едят до тех пор, пока не проголодаются. И если мы кушаем, то не набиваем желудок до предела».

Пусть Аллах защитит нас от переедания и дарует мудрость и благочестие. Аминь!

Продукты питания, польза которых упоминается в Сунне

Оливковое масло

Оливковое масло является отличным средством для лечения проблем волос и кожи, оно борется с признаками старения и лечит воспаление желудка.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вкушайте оливковое масло и втирайте его в тело, ибо дерево это священно» (Тирмизи).

Молоко

Было доказано, что молоко укрепляет спину, способствует правильной работе мозга, восстанавливает зрение и избавляет от забывчивости.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает, что наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) из всех напитков больше всего любил именно молоко.

Оно увеличивает стойкость организма, утоляя при этом жажду. Способствует нормализации пищеварения, улучшает текстуру кожи, снимает стресс и напряжение.

Однако чрезмерное употребление данного напитка может повлечь за собой проблемы со зрением и ослабление суставов.

Гранат

Наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что гранат защищает от шайтана и злых намерений на протяжении 40 дней.

Перечислять полезные свойства граната можно бесконечно: лечит больное горло, нейтрализует кислоту в желудке, улучшает пищеварение, очищает кровь, бодрит и стимулирует организм, укрепляет нервы.

Мед

Мед используется для повышения аппетита и укрепления желудка. Это самая лучшая еда, напиток и лекарство. Пить мед лучше натощак, разбавляя его в теплой воде, как это делал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Финики

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Дом, в котором нет фиников, все равно что дом без еды» (Сахих Муслим);

«Кто съест с утра семь фиников сорта аджва, тому в этот день не повредит ни яд, ни колдовство».

Виноград

Виноград очищает кровь, восстанавливает энергию и жизненную силу, укрепляет почки и очищает кишечник. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень любил виноград и изюм.

Следует отметить, что ни одно действие или привычка нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не были без причины или мудрости, поэтому мы должны следить за своим здоровьем и питанием.

Почему в исламе нельзя дуть на еду

 

В одном из хадисов, приведенных в книге имама Аль-Газали «Возрождение религиозных наук», сказано: «В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду».

Известно, что в природе не существует пищи, температура которой превышала бы 36-38 градусов по Цельсию. И организм человека также ни функционально, ни морфологически не приспособлен к переработке высокотемпературной пищи. Однако же, будучи вынужденным переваривать горячие блюда или напитки, он терпит большие нагрузки, со временем перерастающие в хронические болезни.

Как это происходит?

Под действием горячей пищи происходит распад белков в тех участках пищеварительного тракта, которые соприкасаются с ней. Температура, при которой происходит этот распад – около 46-48 °С. Слизистая оболочка желудка подвергается повреждениям по причине высокой температуры, что, как следствие, приводит к аутолизу. То есть желудочный сок переваривает стенку собственного желудка, формируя язву.

Горячая пища обжигает стенки пищевода, слизистая «омертвляется», и омертвление поврежденной ткани распространяется и на другие оболочки пищевода. Ткань пищевода отекает, глотание нарушается. Со временем отек может уменьшиться, однако омертвевшие ткани по-прежнему отторгаются, что в конце концов «выливается» в стеноз или сужение пищевода.

В высокотемпературной пище также нарушена ее структура. Белки, витамины и значительная часть ферментов разрушаются. А последние, как известно, играют важную роль в обеспечении аутолиза – внутриклеточного переваривания потребленной пищи и ее усвоения.

Когда этот процесс нарушается (по причине высокой температуры), в желудочно-кишечном тракте пища переваривается не полностью, часть структур пищи сохраняется, загрязняет организм и затрудняет ее усвоение.

Результат – высокие энергетические затраты и нарушенный обмен веществ.

Итак, правило первое – не употреблять горячие напитки и пищу, так как они оказывают болезнетворное воздействие на органы пищеварительной системы (желудок, пищевод, загрязнение кишечника) и организм в целом – высокие энергетические затраты, нарушение обмена веществ.

В хадисе сказано: «Охлаждайте свою еду». Многие в качестве способа охлаждения предпочитают дуть на еду, что также является порицаемым с точки зрения Ислама.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выдыхайте воздух в сосуд во время питья».

Также Абу Давуд передал похожий хадис со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и в нем также сказано: «…и не дуйте в него».

Один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А если я увидел соринку?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слей ее». «Но я не могу напиться за один вздох», — продолжал мужчина (то есть мне приходится дышать на сосуд во время питья). Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Отрывай сосуд ото рта, а затем уже дыши».

Как объясняется этот запрет с точки зрения науки?

К сожалению, достоверных научных источников, объясняющих вред дутья на еду и питье найти не удалось.

Однако согласно некоторым предположениям, взаимодействие благотворных бактерий, «выдуваемых» на питье и пищу, с высокой температурой преобразует их функцию с благотворной на вредоносную.

И в случае употребления этой пищи и питья эти бактерии могут стать «инициаторами» таких болезней как гастрит, язва, злокачественные образования в пищеварительном тракте.

Правило второе – не охлаждать еду и питье дутьем на нее.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Он не говорит по прихоти. Это – все лишь внушаемое ему откровение». Таким образом, следование Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является не только дорогой к милости Аллаха, высоким надеждам, но также и способом сохранить здоровье тела и души.

Культура принятия пищи в Исламе

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد طه الأمين و على آله و صحبه الطيبين الطاهرين

Аллаh создал человека нуждающимся в пище. Намерение и цель при приеме пищи должны заключаться в приобретении силы для поклонения Аллаhу и оказания помощи другим.

Посланник Аллаhа ﷺ был примером всему человечеству не только в нравственности и самосовершенствовании, но и этики приёма пищи. Соблюдение этих норм, несомненно, принесет пользу как в этом мире, так и в Будущем.

Сказано в Кур’ане:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الآخِر

Это означает: «Посланник Аллаhа – лучший пример для тех, кто уповает на Аллаhа и верит в Судный День». (Сура Аль-Ахзаб, 21).

До начала еды или питья не забывайте говорить: «بِسْمِ الله.» («Бисмилляһ») и учите детей произносить эти слова.

Сказал ‘Умар ибн Аби Саляма:

قَالَ لي رسول الله صلى الله عليه وسلم سَمِّ اللهَ وَكُلْ بِيَمِينكَ وكُلْ مِمَّا يَليكَ

Это означает: «Посланник Аллаhа сказал мне: упоминай Имя Аллаhа, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой».

В этой рекомендации есть большая польза, так как если человек ел и не сказал «Бисмилляh», то шайтан рядом с ним набирает силу и крепнет.

А также не забывайте сделать намерение кушать для того, чтобы набраться сил и еще лучше соблюдать Шари‘ат и быть покорным нашему Создателю, Который даровал нам пропитание.

Если человек сделает такое намерение, то даже за то, что он ест, он получит вознаграждение. Передано со слов Вахши бин Харба:

أصحابَ رسولِ الله صلى الله عليه وسلم  قالوا يَا رسولَ اللهِ إنَّا نَأكُلُ وَلاَ نَشْبَعُ قَالَ فَلَعَلَّكُمْ تَفْتَرِقُونَ قالوا نَعَمْ قَالَ فَاجْتَمِعُوا عَلَى طَعَامِكُمْ وَاذْكُرُوا اسْمَ اللهِ يُبَارَكْ لَكُمْ فِيهِ  رواه أَبُو داود

Это означает:«Однажды сподвижники Посланника Аллаhа ﷺ сказали Ему: «О Посланник Аллаhа, мы едим и не можем насытиться». Он сказал: «Наверное, вы едите порознь». Они сказали: «Да». Он сказал: «Тогда, при употреблении пищи, собирайтесь вместе, поминайте Имя Аллаhа и еда станет благословенной для вас».

Поэтому лучше приступать к трапезе всей семьей в одно и то же время. Так как когда за столом собирается вся семья, то в этом есть баракят. А также это приучает всех членов семьи к терпению, ведь иногда приходится ждать, когда все соберутся.

И еще одно преимущество семейных трапез — то, что человеку надо намного меньше еды, чтобы насытится – это тоже признак баракята.

Не приучайте детей хватать еду со стола или часто подходить к холодильнику в любое время, когда им захочется и есть в одиночестве – если не обращать на это внимание, то у ребенка может развиться эгоизм и нетерпимость.

Определите в какое время вся ваша семья собирается на завтрак, обед или ужин. Пусть это станет вашей семейной традицией. Не следует опаздывать к столу, заставляя других долго ждать.

По мусульманским традициям кушают сидя на полу, а еду берут рукой – в этом тоже есть баракят. Сунна брать еду тремя пальцами правой руки. Не рекомендуется трогать еду левой рукой.

Очень хорошо кушать из общей тарелки, но при этом не надо выбирать в ней самые лучшие куски, а лучше брать еду с ближнего края. Обучите этим правилам детей и объясните им, как, например, то, что не культурно тянуться к еде через весь стол, а лучше попросить передать.

И то, что не стоит тянуться за следующим куском, пока не съеден предыдущий. А также что не надо брать больше еды, чем они могут съесть.

Сказал Анас:

رَأَيْتُ رسول الله ء صلى الله عليه وسلم ء جَالِسًا مُقْعِيًا يَأكُلُ تَمْرًا  رواه مسلم

Это означает: «Я видел, как Посланник Аллаhа ﷺ сидел на земле, подняв колено (колени) и ел финики».

Посланника Аллаhа ﷺ говорил:

البَرَكَةُ تَنْزِلُ وَسَطَ الطعَامِ فَكُلُوا مِنْ حَافَتَيْهِ وَلاَ تَأكُلُوا مِنْ وَسَطِهِ رواه أَبُو داود والترمذي

Это означает: «Аль-Баракаh спускается на середину пищи, ешьте с краю (тарелки) и не ешьте с середины».

Также Он ﷺ говорил:

كُلُوا مِنْ حَوَالَيْهَا وَدَعُوا ذِرْوَتَها يُبَارَكْ فِيهَا  رواه أَبُو داود

Это означает: «Берите с краев и не трогайте верхушку, и тогда все это станет благословенным».

По поводу количества еды в Исламе есть особые рекомендации. Лучше не наполнять желудок до предела. Те верующие, которые стремятся к благочестию особенно следят за количеством употребляемой пищи, так как для жизни человеку надо на порядок меньше еды, чем мы обычно едим.

Не стоит жадно есть все, что предложено, а постарайтесь раз от раза усмирять свой нафс и подчинять его себе. И детей тоже важно учить скромности в еде и неприхотливости. Говорите им, что лучше кушать маленькими кусками, а пить – маленькими глотками.

До питья тоже следует сказать «Бисмилляh», а после того, как чуть-чуть отопьете – говорите «Альхамдулилляh».

Если во время еды один кусок упал на пол, то не стоит его сразу выбрасывать, если он остался чистым – съешьте, а если загрязнился – отдайте животным.

Кушать и пить лучше сидя, а не стоя, лежа или на ходу. Не стоит кушать, прохаживаясь по рынкам.

Во время совместной трапезы рекомендуется поддерживать беседу, но не стоит говорить слишком много или перебивать других.

Поэтому, не говорите детям – когда я ем, я глух и нем, так как в Исламе есть рекомендация поддерживать беседу во время еды.

И лучше говорить не о мирских темах, а рассказывать о богобоязненных людях, приводить примеры прекрасного поведения, давать поучительные уроки. Это принесет гораздо больше пользы, чем пустые слова и шутки.

Также рекомендуется быть внимательным и доброжелательным к соседям по столу – ухаживать за ними. Угощать других так же следует правой рукой. И не рекомендуется пристально наблюдать за тем, как едят другие — это может их смутить.

Остатки пищи с тарелки следует вытереть куском хлеба и съесть его. Не рекомендуется проглатывать остатки еды, застрявшие между зубами. После еды рекомендуется прочитать Дуʻа, поблагодарив Создателя за дарованную пищу. Например:

اللّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَزِدْنَا خَيْرًا مِنْهُ

[Аллаhумма барик ляна фиhи уа зидна хайрам-минh]

Это означает: «О Аллаh! Благослови нашу пищу и даруй нам еще больше блага». Или другое Дуʻа.

А после Дуʻа рекомендуется прочитать суры «Аль-Курайш» и «Аль-Ихляс».

Из культуры мусульманина – благодарность тем, кто готовил и подавал еду. Рекомендуется прочитать для них Дуʻа.

Важно не только учить детей соблюдать эти рекомендации, но и самим не забывать о них, так как дети часто учатся на примере старших.

Не стоит всегда давать детям все, что они хотят. Иногда полезно приучать их довольствоваться лишь хлебом и водой, это воспитает в них неприхотливость. Объясните ребенку то, что нужно быть благодарным Богу за то, что есть и быть довольным даже малому количеству еды.

И конечно важно не забывать, что еда должна быть халяль. Посланник Аллаhа ﷺ говорил:

كل جسد نبت من سحت فالنار أولى به

Это означает: «Каждое тело, взращенное на Хараме, достойно Ада».

Поэтому особенно следите за тем, чтобы  ваша еда и еда ваших детей была разрешенной по Шариʻату. Ребенок должен знать, что запрещено употреблять в пищу по Шари‘ату, чтобы в его желудке не было харама.  В еде халяль есть много баракята. Человек не только физически набирает силы, но и укрепляется в религиозном плане.

Сказано о том, что если кто-либо будет 40 дней подряд есть только дозволенное, ничуть не смешивая с запретным, то Аллаh наполнит его сердце светом. Еще лучше, если эти 40 дней есть халяль-еду приготовленную в состоянии малого омовения. В этом есть большая польза и свои секреты.

Женам можно взять на заметку такую рекомендацию: если ваш муж совершает грехи, то постарайтесь на протяжении 40 дней готовить ему еду в состоянии омовения. И тогда ин ша` Аллаh, он исправится.

Во время семейных застолий важно научить детей уважению к старшим. Если за столом сидит отец или уважаемый человека или гость, то научите детей чтобы они не начинали есть раньше них.

Во время Рамадана будите детей на сахур, даже если они еще пока не держат пост. Пусть они привыкают вставать по ночам – это поможет им в будущем, когда они начнут соблюдать пост.

Выполнение этих рекомендаций поможет сблизить вашу семью, привить ей добрые мусульманские традиции и лучшим образом повлияет на воспитание ваших детей.

الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي هَدانا لهاذَا وما كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَاناَ اللهُ ، اللهُمَّ صلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ ورسوُلِكَ النَّبيِّ الأُمّيِّ وَعَلى آلِ مُحمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا صَلَّيْتَ علَى  ِإِبْرَاهِيمَ علَى آل إِبْراهِيمَ ، وبارِكْ علَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ الأُمّيِّ وعلَى آلِ مُحَمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا باركْتَ علَى إِبْرَاهِيمَ وعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ في العَالَمِينَ إِنَّكَ حمِيدٌ مجيدٌ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: