Шайтан – изначальный враг людей. Он вывел их отца из рая, он же прилагает усилия для того, чтобы не допустить их в рай и сбить их с пути, ведущего в рай, призывая их идти по пути ада. К сожалению, они следуют за ним, предав забвению Божий Закон, слушаются его наущений и, предав забвению руководство пророков (мир им), внимают заблуждениям, в которые он их стремится ввести.
шайтан — это… Что такое шайтан?
Шайтан — сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал’ун, Маз’ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В… … Ислам. Энциклопедический словарь.
ШАЙТАН — Злое божество в шаманстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАЙТАН главное злое божество в шаманстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
шайтан — ШАЙТАН, а, м. 1. Ирон. Любой человек. 2. в зн. межд. Выражает любую эмоцию. шайтан тебя забери! шайтан тебе в почку! В исламской мифологии черт, дьявол … Словарь русского арго
ШАЙТАН — на гайтан! Жарг. карт. Ответ на пожелание счастья в картах (букв. «Чёрт тебе на шею!»). Трахтенберг, 68; Грачев 1992, 187; СРВС 1,158; СРВС 2, 96, 141, 223; ТСУЖ, 198. / Рифмующееся сочетание (в турецком духе) от шайтан «татарин» (угол.,… … Большой словарь русских поговорок
ШАЙТАН — (арабское), в исламской мифологии злой дух, сатана … Современная энциклопедия
ШАЙТАН — (араб.) в исламской мифологии злой дух, сатана … Большой Энциклопедический словарь
ШАЙТАН — ШАЙТАН, шайтана, муж. (тюрк. sajtan с араб.). Чорт, дьявол. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
шайтан — ШАЙТАН, а, муж. В исламской мифологии: злой дух, дьявол. Ш. тебя побери! (то же, что чёрт тебя побери ; прост.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ШАЙТАН — муж., татар. черт, дьявол, бес, сатана. астрах. стопар, заклев, храп, для задержки каната. Шайтанова скотина уф. коза (Наумов). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ШАЙТАН — (Shaitân), в мусульманской мифологии одно из имён дьявола (см. Иблис), а также одна из категорий джиннов. Слово «Ш.» родственно библейскому термину сатана. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождают ангел и Ш., побуждающие его… … Энциклопедия мифологии
Шайтан в Коране
1. Шайтан – изначальный враг людей. Он вывел их отца из рая, он же прилагает усилия для того, чтобы не допустить их в рай и сбить их с пути, ведущего в рай, призывая их идти по пути ада. К сожалению, они следуют за ним, предав забвению Божий Закон, слушаются его наущений и, предав забвению руководство пророков (мир им), внимают заблуждениям, в которые он их стремится ввести.
Аллах упрекает людей за подобные действия и за их глупость в том, что они слушаются своего врага, который желает для них наказания, и не слушаются своего Господа, который зовет их, чтобы простить им грехи и помиловать:
…Так неужели вы его, его потомство, возьмете в покровители себе, вместо Меня? Они же – вам враги! Как же порочна эта мена для неверных!
(Сура 18, аят 50)
2. Этот аят указывает на то, что дьяволы имеют потомство и что они являются потомками Иблиса.
3. Аллах наделил Шайтана определенной властью над людьми, однако не наделил его способностью и силой творить благо или вред, а также не дал ему непреодолимой силы. Он наделил его коварством.
…Воюйте же с друзьями Сатаны, слабы его коварные потуги!
(Сура 4, аят 76)
Беседы тайные идут от Сатаны, чтобы внести разлад средь верных. Но он не повредит им (никогда) без изволения Аллаха…
(Сура 58, аят 10)
Но не было над ними власти у него…
(Сура 34, аят 21)
4. Дело Сатаны заключается в наущении злу, побуждении к нему и призыве к мерзости и непристойным поступкам:
Вас бедностью пугает Сатана и побуждает вас к поступкам непристойным…
(Сура 2, аят 268)
Он обещаньями (их тешит), и возбуждает в них (порочные) желанья – но обещанья Сатаны – самообман, и только!
(Сура 4, аят 120)
Он привораживает их к вину, азартным играм и тому подобному. Все это
…мерзость, что измыслил Сатана.
(Сура 5, аят 90)
Вся его программа заключается в распространении зла, распутства и раздоров. Первая статья этой программы и первое искушение, которым он соблазнил Адама и Еву, – это обнажение тела, выставление своей наготы на общее обозрение, как результат вкушения плода.
О, дети Адама! Мы ниспослали вам одежды, чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли, и (Мы послали вам) прекраные наряды. Но благочестие есть лучшее из всех одежд.
(Сура 7, аят 26)
О, дети Адама! Пусть Сатана не искусит вас, как (искусил он) ваших праотцов, и тем исторгнул их из Рая, совлекши с них одежду их, чтоб им поведать их срамную наготу.
(Сура 7, аят 27)
Шайтан подстрекает своих последователей к злодеянию таким образом, чтобы это показалось им добродеянием, и приукрашивает им скверное, чтобы они не смогли увидеть всю его мерзость.
…И Сатана им разукрасил (всю скверну) их (греховных) дел.
(Сура 6, аят 43)
Он также подстрекает своих последователей к тому, чтобы они сеяли подозрения среди верующих, и отвращает их от проповедования истины, содействуя возникновению в их среде споров и конфликтов. Аллах Всемогущий предупредил нас и сказал:
Ведь шайтаны внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, вы тогда – многобожники.
(Сура 6, аят 121)
Шайтан также пытается нашептывать верующим, чтобы они предали забвению своего Господа, а позабыв Его, стали совершать всякую мерзость и грехи.
Их дьявол одолел, заставив их забыть о Боге. Они – собратья Сатаны, и, истинно, они – его собратья, им всем назначено погибнуть.
(Сура 58, аят 19)
Однако:
И те, кто истинно благочестив, – когда их Сатана видением дурным склоняет, они Господне имя призывают, и тут же прозревают вновь.
(Сура 7, аят 201)
Однако, несмотря на старания и усердие Шайтана в нечестии и упорство во вражде к сынам Адама, а также на то, что он обрушивает на них искушения спереди и сзади, справа и слева, устраивает им засады, соблазняет их своими речами, собирает против них свою конницу и пехоту и стремится поиметь свою долю в их имуществе, завладеть умами их детей, – несмотря на это он реально способен лишь на одно – наущение злу и побуждение к нему. Он не может никому принести ни пользы, ни вреда. При споре с неверными в День Суда он скажет им:
…Ведь обещанье Истины вам дал Аллах, давал вам обещание и я, но в нем я обманул вас, и власти не было над вами у меня, я только звал вас, ну а вы (по доброй воле) отозвались.
А потому меня не попрекайте, вините только лишь себя. Я не могу ничем помочь вам, и вы не можете мне помощь оказать. Я отрекаюсь от того, что раньше меня вы в соучастники (Аллаху) возвели.
Для злотворящих – истинно, мучительная кара.
(Сура 14, аят 22)
Когда Иблис просил своего Господа отсрочить ему смерть и Господь удовлетворил его просьбу, он ответил Ему:
(Иблис) сказал: «Владыка мой! За то, что свел меня Ты с правого пути, я на земле им все (греховные утехи) разукрашу и всех их в злодеяния введу, помимо тех из них, кто чист в служении Тебе». (Господь) сказал: «Это – поистине, тот путь, что прямо их ко Мне (приводит) – ведь над Моими слугами нет власти у тебя, помимо тех из отклонившихся с пути, которые пошли твоей дорогой».
(Сура 15, аяты 39-42)
Поистине, нет власти у него над теми, кто уверил и на Владыку своего надежды возлагает. Он власть имеет лишь над теми, кто избирает покровителем его и соучастников Аллаху прочит.
(Сура 16, аяты 99-100)
6. Шайтан откажется от тех, кого он подчинил себе, и бросит их на произвол судьбы, когда они окажутся в тяжелом положении, и изменит своему обещанию.
И вспомните, как Сатана столь привлекательно представил им [многобожникам из города Мекки в битве при Бадре] их (грешные) деянья, при этом говоря: «Нет ныне победителя над вами средь людей, и я соседствую (во всех ваших деяньях)!» Когда же оба ополчения сошлись (на поле брани), он обратился к ним спиною, говоря: «Я вовсе не причастен к вам. Я вижу то, чего вам не(доступно) видеть. Страшусь Аллаха я – силен Он в наказании Своем!»
(Сура 8, аят 48)
…И вот сказал он [Сатана] человеку: «Будь неверным!» Когда же тот неверным стал, сказал он: «От тебя я отрекаюсь. Страшусь Аллаха я, Владыки всех миров».
(Сура 59, аят 16)
Шайтаны среди людей
Выше мы привели некоторые черты Шайтана в том виде, в каком их нам преподносит Коран. Шайтаны среди людей стремятся распространить неверие, порочность, наготу, украшая для людей их бесстыдство, чтобы они постоянно пребывали в нем.
Они сеют сомнение, уводят от истины, сеют разногласия и раздоры среди мусульман. А когда люди обернутся к шайтану и последуют за ним, а затем, в День Суда, попросят его поддержки и помощи, воззвав к нему, он бросит их, отрекшись от них.
Таким образом он обретает нравы дьявола и будет считаться одним из его приспешников.
Скажи: «Ищу спасенья я у Господа людей, Властителя людей у Бога человеческого рода – от зла недоброго смутьяна, что, наущая, исчезает, – кто смуту вносит в сердце человека – и обитает среди джиннов и людей».
(Сура 114, аяты 1-6)
Итак, каждый, кто тратит свои силы на распространение мерзости среди людей, приукрашивая ее порнографическими картинами, развратными книжными романами или литературой откровенно непристойного содержания, тот входит в число шайтанов в человеческом обличье.
А тот, кто пропагандирует невежественный расизм (доисламское невежество или современное невежество) с целью разделения уммы (общины) Мухаммада на несколько враждебных наций – тот тоже из их числа. Как и тот, кто сводит людей с пути в рай и подталкивает к пути в ад, заставляя их забыть об Аллахе и Дне Суда.
И скажи: «О, Господи! Ищу спасенья у Тебя я от искушений дьяволов, (ведомых Сатаной), я у Тебя, о Господи, ищу спасенья, чтоб не могли они приблизиться ко мне».
(Сура 23, аяты 97-98)
Чем Иблис отличается от Шайтана в исламе
Имя «Иблис» довольно часто фигурирует в исламских священных текстах. Так зовут джинна, который некогда был приближен к Аллаху и жил среди ангелов. Но затем Всевышний низвергнул Иблиса с небес. Именно благодаря этой истории джинна Иблиса нередко отождествляют с Шайтаном. Однако это не совсем верно.
Кто такой Шайтан?
Для того, чтобы понять, в чем разница между Иблисом и Шайтаном, необходимо понять, кто такой Шайтан. В переводе с арабского слово «шайтан» означает «непокорность», «заблуждение», «отдаление». Согласно исламскому учению, шайтан не один, их много.
И главная миссия шайтанов заключается в том, чтобы сбить человека с праведного пути, и тем самым отдалить его от Аллаха.
Шайтаны подбивают верующих на совершение грехов, мешают во время молитвы, обучают колдовству, а порой и побуждают к совершению злых поступков под благовидным предлогом.
Шайтанами могут быть и люди, и животные, и даже джинны.
Первое имя Иблиса
Согласно тексту имама Риды, джинн Иблис изначально носил совсем другое имя. Звали его Харис, что переводится с арабского, как «страж» или «труженик». Аллах сотворил Хариса из огня, и тот стал истово служить ему. Бог заметил это и приблизил Хариса к себе настолько, что джинн оказался своим среди небесных ангелов.
Но однажды, когда Аллах сотворил Адама и велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса, в чем причина его неповиновения. И Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, так как тот сделан из обычной глины, в то время как Харис состоит из могущественного огня.
После этих слов Аллах низверг джинна с небес и дал ему новое имя «Иблис», что можно перевести как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня, а также пригрозил, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов.
Шайтан
сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал’ун, Маз’ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид.
В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50).
Согласно аятам Корана 15: 28-42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления.
Причиной этого была гордыня сатаны, который посчитал себя выше Адама по причине того, что он был сотворен из огня, а человек из глины. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но сатана попросил у него отсрочку до дня Страшного суда и получил ее. Затем Аллах поселил Адама и его жену в раю.
Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева.
Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и «явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…» (Коран 7: 22).
Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?»» (Коран, 7: 22).
Но, Адама и его жена раскаялись в совершенном грехе и Аллах простил их: «Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон»» (Коран, 7: 23).
После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: «[Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123).
- Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении. С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6).
- Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать.
- Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да.
- Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» [Муслим («Мунафикун», 11), Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», VI, 115)]. Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов.
Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94-95).
Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их.
По этому поводу пророк Мухаммад сказал Омару ибн Хаттабу: «О Омар ибн Хаттаб! Шайтан избегает встречи с тобой. Когда ты идешь по одной дороге, он обязательно сворачивает на другую» [Бухари («Фадаилю’ль-Асхаб», 6); Муслим («Фадаиль ас-Сахаба», 2); Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», I, 171, 182)]. Шайтана также называют «раджим», т.е. побитый камнями, лишенный милости Аллаха. Это название упоминается упоминается в кораническом аяте (38: 76-77).
Шайтан — это… Значение слова, история и интересные факты
Кто такой шайтан? Это дьявол, злой дух в мусульманской мифологии. Происхождение термина до сих пор остается предметом дебатов. Считается, что это слово произошло от древнесемитского «гайтан», которое переводится как «противник». Следовательно, шайтан является непримиримым врагом человечества.
Злой дух в исламе
Выше говорится о том, что шайтан – это дьявол в исламском богословии. Это существо враждебно настроено по отношению к Аллаху и людям, которых он сотворил.
Оно обладает множеством сверхъестественных способностей, в том числе и возможностью трансформации. Шайтан может принимать человеческий облик, превращаться в животное.
Он создан из огня и дыма, обладает устрашающей внешностью, которая описывается по-разному в различных источниках.
Шайтан – это существо, главной целью которого является причинение вреда человечеству. Он не позволяет людям совершать хорошие дела, подталкивает их к плохим поступкам. Это создание совращает праведников, вынуждает становиться на путь греха и не сворачивать с него.
Вечная война
Испокон веков злые духи вынуждают человечество совершать ошибки, грехи. Шайтан способен подтолкнуть к неправильному пути даже безгрешного пророка. Скажем, много столетий назад его жертвой стал праведник Юсуф, прославившийся благодаря своим благим деяниям, помощи несчастным и обездоленным.
Кто такой шайтан? Это существо, которое заставляет людей забывать про Аллаха и его наставления. Под его влиянием они перестают возносить молитвы, обучаются колдовству, совершают магические ритуалы. Шайтан и ангел – спутники каждого человека.
Они ведут сражение за сердца и души, которое не прекращается вот уже на протяжении многих столетий. Если злобной сущности удается одержать победу, человека охватывают негативные чувства. Он становится жертвой зависти, ненависти, гнева, отдается на волю своим слабостям, развращается.
Грешник отворачивается от Бога, а его ангел бессилен помочь ему вернуться на праведный путь. Вырваться из лап шайтана удается лишь немногим.
Шайтан – это джинн
Нельзя не рассказать и о происхождении злых духов. Считается, что шайтан – это джинн, который некогда был верен Богу, отличался скромностью и набожностью.
Сам Аллах приблизил это существо к себе, однако оно не сумело оценить эту милость по достоинству. Джинн стал жертвой собственной гордости, именно из-за гордыни его изгнали с небес.
Конечно же, шайтан озлобился на Аллаха и всех подданных, которые остались его преданными слугами. Именно это заставляет его сбивать верующих с истинного пути.
Мусульманские богословы до сих пор ведут дебаты о том, что представляют собой шайтаны. Часть ученых считает их злыми духами, которым предстоит вечное пребывание в огненном аду.
Другие предпочитают называть их строптивыми и лишенными истинной веры джиннами.
В доисламской Аравии было принято рассматривать этих существ в качестве проводников, которые помогают устанавливать связь с потусторонним миром.
Кто такой Иблис
Выше рассказывается о значении слова «шайтан», но кто же такой Иблис? Бытует мнение, что это всего лишь одно из имен дьявола. Однако официальная версия гласит, что Иблис – идейный предводитель злых духов, их прародитель.
Этому существу подчиняются все шайтаны, разбросанные по миру. Излюбленные места Иблиса – кладбища и руины, также часто можно встретить его в банях и на рынках.
Удивительно, но он является творческим созданием, с уважением относится к поэзии, музыке, танцам.
В Коране содержится запись о том, что некогда Иблис ослушался Аллаха, что и стало причиной всех его несчастий. Всевышний приказал своему некогда преданному слуге пасть ниц перед первым человеком, которого он сотворил. Конечно же, речь идет об Адаме. Дерзкое существо не покорилось этому желанию, за что и было низвергнуто с небес без права на возвращение.
Аллах постановил, что Иблис должен испытать ужасные муки, однако коварному злому духу удалось выторговать себе отсрочку. Его наказание было отложено до Страшного суда.
На Иблиса была возложена миссия сбивать праведников с истинного пути, чем и занимаются его преданные подданные-шайтаны. Лишь те, которым удается сопротивляться его воле, смогут избежать Страшного суда.
Следовательно, человечество проходит своеобразную проверку.
Библейская история
Кто такой шайтан? Это тот, кому удалось совратить Адама и его вторую половину. Именно злой дух повинен в том, что первые люди, сотворенные Богом, вкусили плод с запретного дерева. Именно с этого и начались все беды человеческого рода.
Как его отогнать
Конечно же, на протяжении многих веков люди интересовались вопросом о том, как избавиться от преследования злых духов. Считается, что защитить человека от шайтана, позволить ему победить его может один лишь Бог. Призывая на помощь Аллаха, мусульмане произносят формулу «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», а также читают священные тексты Корана.
Разумеется, тот, кто обращается к Богу за защитой, должен обладать истинной верой. В противном случае одолеть шайтана, обратившись за поддержкой к Всевышнему, не удастся.
Со злыми духами связан ритуал, согласно которому бросают камни при хадже. Считается, что так когда-то поступал пророк Ибрахим, который пытался избавиться от следующего за ним по пятам Иблиса. Благодаря этому ему удалось не сойти с праведного пути.
Альтернативные значения
Какое значение слова «шайтан» также известно? Нередко его употребляют в качестве ругательства. В данном случае оно означает «черт». Чаще всего данное слово используется по отношению к людям, которые позволяют себе недостойные поступки, пытаются заставить других свернуть с истинного пути.
Что такое шайтан? Злой дух – существо, которому испокон веков отводится важная роль в верованиях и мифологии. Стоит ли удивляться тому, что в его честь получили свое название многие географические объекты. К примеру, именно так называется озеро, которое находится на юге Кировской области, а также остров в озере Иткуль.
Слово «шайтан» неоднократно использовалось в кинематографе. Скажем, так называется французский триллер, увидевший свет в 2006 году, а также индийская драма 1974 года, индийский боевик 2011 года. В народе получило большое распространение прозвище «Шайтан», которое было дано реактивному огнемету «Шмель».
Словарь терминов
Шайтан — одно из созданий Аллаха, относящихся к категории сотворенных из огня джиннов. Шайтан по имени Иблис за ослушание Всевышнего Аллаха был отвержен, изгнан и проклят.
Поскольку причиной такой непокорности явилась зависть к статусу созданного и возвеличенного Всевышним Аллахом человека —Адама, шайтан питает непримиримую вражду к человечеству.
На основании испрошенного у Аллаха позволения (отсрочки) шайтан до самого Судного дня будет стремиться сбивать людей с веpного пути. Всевышний Аллах в Куръане неоднократно предупреждает людей о шайтане, называя его «явным врагом» потомков Адама.
Шариат — свод религиозных положений и предписаний.
Шафаат — заступничество в Судный день перед Аллахом; обычно подразумевается заступничество Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, на которое надеются все правоверные мусульмане.
Шахада (калиматуш шахада – слова свидетельства) — свидетельство веры «Ашхаду ал-лаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулуху», то есть «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и Посланник».
Шахват (также шахва — شهوة) — «влечение», «страсть». «желание». Подразумевает стремление человека к удовлетворению своих низменных чувств, плотских потребностей в еде, питье, совокуплении и т.п..
Шейх — почетное именование-звание крупных выдающихся религиозных авторитетов, деятелей и улемов в Исламе, знатоков большого количества религиозных наук, а также глав суфийских братств и известных благочестивых мусульман.
Шейх тариката — духовный наставник суфийского тариката.
Шейхулислам — титул, звание, присваиваемое некоторым религиозным деятелям, предводительствующим на территории определенного края. В разных местах их называли по разному, в частности у шиитов шейхул ислам обладает полномочиями муфтийа — дает фатвы.
Шииты — отделившаяся от основной массы мусульман группа, которая придерживалась крайне категорических убеждений и превышала пределы в вопросе ахлул байт Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то есть в вопросе членов семьи Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Ширк — придавать Аллаху сотоварищей в убеждении и поклонении, то есть любой вид уподобления чего-либо или кого-либо Аллаху, а также признание чего-либо как божества-сотоварища Аллаха (также см. мушрик).
Эмир — то же, что и амир (досл. «повелитель») — повелитель, начальник.
Ююба — душистый кустарник, обладающий благоуханием и в то же время имеющий чрезвычайно большое количество колючек.