Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[1].
Если вы серьезно поклялись Богом что-то сделать или чего-то не делать, а затем нарушили клятву, то вам необходимо искупить это одним из следующих действий:
— или «накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью»;
— или «одеть десятерых нищих».
Если же вы не в состоянии этого сделать, тогда — «трехдневный пост».
Хадисы про клятву и обет-назр
Об этом сказано в Коране: «Аллах (Бог, Господь) не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце].
Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является кормление десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одежда для них [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба [что для сегодняшнего дня неактуально и, даст Бог, никогда больше таковым не станет].
Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Это — искупление ваших нарушенных клятв, если вы [серьезно] поклялись [Аллахом].
Будьте обязательны в [выполнении] клятв! Подобным образом Аллах (Бог, Господь) разъясняет вам знамения, возможно, вы будете благодарны [будьте же благодарны!]» (Св. Коран, 5:89).
Какой бы правильной или неправильной клятва ни была, нарушение ее требует искупления[2].
Некоторые пояснения по аяту:
(1) «Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления]». Если у человека имеются средства на суточное проживание его и семьи и помимо этого остается то, чем можно накормить десятерых нищих, то он не прибегает к искуплению постом, а должен именно накормить десятерых бедных.
(2) «Из среднего, чем вы кормите семью» — суть в том, чтобы нарушивший клятву накормил тем, что обычно его семья употребляет в пищу ежедневно. По этому поводу оговаривались различного рода тонкости. Некоторые ученые говорили только об обеде, другие — об обеде и ужине.
Нередко спрашивают: «Можно ли дать деньгами?» Большинство ученых утверждало, что нельзя, ссылаясь на текст аята, где сказано «накормить». Другая группа ученых, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о том, что можно это перевести в деньги, а нищий уже купит те продукты, которые сам пожелает.
Оба мнения достаточно аргументированы и соответствуют смыслу аята.
(3) «Накормить десятерых нищих». Богословы-шафииты считают, что должно быть именно десять человек. Другие ученые, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о допустимости кормить одного нищего на протяжении десяти дней, так как результат тот же самый.
Некоторые ученые делали акцент на том, что если есть десять бедных, тогда надо накормить именно десятерых, а если только один, то — одного десять раз. В общем-то, поступайте по обстоятельствам. Но замечу, что ученые солидарны в том, что недопустимо единовременное кормление одного нищего за десятерых.
Допускается только — накормить один раз десятерых или одного в течение десяти дней.
Если нарушивший клятву не имеет материальных возможностей, чтобы накормить или одеть неимущих, тогда он постится три дня.
Нужно поститься три дня подряд или не обязательно? По данному вопросу два мнения:
Необходимо поститься три дня подряд, один за другим. Если один из трех будет нарушен, то придется начать заново. Так считают ученые ханафитского и ханбалитского мазхабов.
Не обязательно, а лишь желательно. Так говорят богословы шафиитского и маликитского мазхабов[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Не давайте обет-назр [желая что-то кардинально изменить; думая, что он серьезно повлияет на предстоящие обстоятельства и результаты]! Поистине, назр даже в малом не меняет того, что уже утверждено Аллахом (Богом, Господом), но является помощником в преодолении скупости»[4].
Обет-назр — это когда человек словесно берет на себя обязательство совершить что-то канонически позволительное, допустимое (милостыня, молитва, благодеяние и т. п.), возвеличивая тем самым Господа миров. Например, говоря: «Пред Богом я обязуюсь поститься столько-то дней», и можно добавить «из благодарности Ему за то-то»[5].
ﷺ
Однажды Пророк, увидев человека, стоящего под лучами палящего солнца, поинтересовался, почему он это делает. Ему ответили, что этот человек дал Господу обет (назр) поститься, стоя под открытым небом, не укрываясь в тени. Узнав об этом, Божий посланник приказал мужчине присесть в тени и завершить обетованный пост[6].
Сахих Муслим, книга 19, хадис 4366
Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Οʜᴎ и есть лжецы.
Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда.
Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
Здесь имеется ввиду, что внутреннее куда важнее внешнего. Как показывает практика, под «праведной» одеждой часто скрываются невозрождённые люди.
аят 58-60
О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посœещаете друг друга. Так Аллах разъясняет вам знамения. Аллах – Знающий, Мудрый.
Типа невольники горят желанием пойти и удовлетворить хозяина. И обратите внимания – невольники. То есть можно мальчиков…того. И ещё обратите внимание – «те, кто не достиг половой зрелости». Педофилия цветёт и пахнет.
A кoгдa дeти y вac дocтигнyт зpeлocти, тo пycть oни пpocят пoзвoлeния, кaк пpocили тe, чтo дo ниx. Taк paзъяcняeт Aллax вaм Cвoи знaмeния! Aллax — Знaющий, Мyдpый!
Аллах поощряет педофилию, педерастию и прочие «развлечения».
Сура 64, аят 14-15
О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. В случае если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосœердный.
Отношения с иноверцами, отрицание Троицы
Адепты ислама стучать пяткой в грудь и с пеной у рта доказывая, что ислам – мирная религия и что к иноверцам у них самое тёплое и дружеское отношение. Так ли это – давайте посмотрим.
Сура 16, аят 105
Абу Давуд, книга 36, хадис 5186 : Передано Абу Хурайрой
Сухайл ибн Абу Салих говорил:
— Я выехал с отцом в Сирию. Люди проходили мимо монастырей, в которых были христиане и приветствовали их. Мой отец сказал:
«Не приветствуй их первым, ибо я слышал от Абу Хурайры, что Апостол Аллаха говорил:
«Не приветствуйте их (иудеев и христиан) первыми, и когда вы их встретите, то оттесните их на обочину».
Передано Умаром бин аль-Хаттибом, который слышал, что Посланних Аллаха (мир ему) сказал: – Я изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и не оставлю на нём никого, кроме мусульман.
Сура 9, аят 29
Сахих Муслим
Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим ибн Вард аль-Кушайри ан-Найсабури. Кунйа. Абу-ль-Хусайн. Дата рождения. Муслим, родился в 204-ом г.х. в городе Нисабур.
Он очень любил науку о хадисах с детского возраста. Первое образование получил от знатоков религии той местности, в которой проживал. В последующие годы, чтобы собирать хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он отправляется в Ирак, Шам, Египет, Хиджаз, Хорасан, Багдад и другие местности.
Некоторые высказывания о нём.
Абу аль-Фадль Ахмад ибн Саляма сказал: «Я видел, как относились к Муслиму Абу Зур’а и Абу Хатим. Они в своё время считали Муслима ибн аль-Хаджаджа лучшим в науке о хадисах». Абу Курайш сказал: «Существует четыре хафиза. Это Абу Зура, Мухаммад ибн Исмаил, ад-Дарими и Муслим». Маслама ибн Касим сказал: «Он являлся из хафизов достойных доверия, имел большие знания в области хадисоведения».
Халили сказал: «Нет надобности говорить о его достоинствах. Он и без этого известен».
Труды имама.
«ас-Сахих». Полное название книги «аль-Муснад ас-Сахих». «ат-Табакъат». «аль-Асма ва-ль-куна». «ат-Тамйиз». «аль-Мунфаридату-ль-вихдан». «Суалятуль-имам Ахмад». «Авхамиль-мухаддисин». «Авлади-с-сахаба». «Афради-ш-шамиййин». «аль-Агъран». «Машайих Малик». «Машайих Шу’ба». «Машайиху-с-Саури». «аль-Мухадрамин».
«аль-Интифа би унуби-с-сиба».
Имам Муслим скончался 2 раджаба 261-го г.х. в городе Нисабур.
Он написал эту книгу по одной основной причине. Один из его учеников[2]попросил его собрать все достоверные хадисы в единую книгу. Муслим, приняв во внимание его просьбу, составил книгу «аль-Муснаду-с-сахих».
Условия, по которым он определял достоверность хадисов. Завершенность санада. Т.е. все передатчики хадиса от начала (от человека передающего хадис) до конца (до сподвижников) должны слышать сообщение непосредственно друг от друга. Добросовестность передатчиков. Т.е.
каждый передатчик должен быть совершеннолетним, разумным, смиренным перед Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и благочестивым. Память передатчика. Т.е. способность передатчика передавать сообщения так же, как он услышал его (устно или письменно).
Отсутствие противоречий между передаваемыми сообщениями. Т.е. какой-либо хадис, передаваемый передатчиком не должен противоречить хадисам, передаваемым другими передатчиками или хадису переданным передатчиком, превосходящим его по уровню. Отсутствие недостатков в сообщении. Т.е.
отсутствие в санаде и матне факторов способных ослабить сообщение.
Жить в один и тот же век. Т.е. каждый передатчик должен жить в один и тот же век с тем человеком, который передал хадис ему.
«Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов». Этот хадис передал Абу Бакр ибн Абу Шайба, которому рассказал Ваки‘ от Шу‘бы, от аль-Хакама, от ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Лайлы, от Самуры ибн Джундуба.
Также рассказал нам Абу Бакр ибн Абу Шайба, рассказал нам Ваки‘ от Шу‘бы и Суфьяна от Хабиба, от Маймуна ибн Абу Шабиба, от Мугиры ибн Шу‘бы, что они сказали:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это…».
Хафиз Ибн Хаджар о словах пророка (мир ему и благословение и Аллаха): «Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов», говорил: “Если даже рассказывать от имени пророка (мир ему и благословение и Аллаха) то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!” См. “Табйин аль-‘аджаб” 3-4.
Великий хадисовед имам Муслим | Ислам в Удмуртии
В прошлом номере нашей газеты была представлена биография имама Аль-Бухари. Продолжая рассказ о величайших ученых Ислама, следует рассказать о другом, не менее авторитетном, чем Аль-Бухари, имаме Муслиме.
Причин, по которым необходимо вести рассказ об ученых Ислама, а в особенности о тех из них, чьи труды посвящены Сунне, несколько.
Ни для кого не секрет, что в сегодняшнем мусульманском мире существует масса различных заблуждений, ереси, сект, хизбов, разных идейных направлений и групп. В такие времена «затухает свет Сунны и усиливается темнота невежества», как сказал один из ученых.
Как соблюдать религию в такие смутные времена? Откуда брать знания о ней? Мнения каких ученых считать авторитетными и кому из них можно доверять?
Об источниках получения знаний и его носителях – ученых, пойдет речь в этой статье.
Нисба имама Муслима.
Его полное имя – Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Нисабури. Родился в 204 году по хиджре, что в переводе на современный григорианский календарь является 820-ым годом. Родной город Муслима – это Нисапур (Нишапур), он относится к провинции Хорасан, которая сегодня расположена в северо-восточной части Ирана, у границ с Туркменистаном.
Этап получения знаний.
Так же, как и аль-Бухари (родившийся в 194 г.х.), Муслим начал заниматься изучением Сунны с ранних лет.
В те годы не существовало университетов в их современном понимании, а были ученые – носители исламских знаний, преподававшие в своих городах при мечетях либо в домах.
Талиб – человек, желавший получать знания, должен был отправиться к этим ученым и жить рядом с ними некоторое время. Поэтому, чем больше удавалось талибу поездить по миру, тем большими знаниями он мог овладеть.
География поездок Муслима обширна – он учился не только в родной провинции Хорасан, но ездил и в Ирак к имаму Ахмаду ибн Ханбалу, в Медину к шейху Саиду ибн Мансуру, в Египет к Умару ибн Дауаду, а затем объездил всю Среднюю Азию, посетив ученых Бухары, Самарканда и других городов. Интересно, что с имамом Аль-Бухари он смог встретиться именно в своем родном городе Нисапур.
Здесь следует указать на один важный момент. Обычаем суннитских ученых того времени было то, что никто из них не начинал преподавать исламские науки, писать книги или издавать фетвы, пока не наберется достаточных знаний.
Эту мысль озвучил имам Аль-Бухари, сказав: «Знание – прежде, чем слова, и прежде, чем действия. Доводом тому являются слова Всевышнего: «Узнай, что нет божества, кроме Аллаха, а затем попроси прощения».
Он начал с повеления о знании, прежде, чем повелел что-то говорить или что-то совершать» (Сахих аль-Бухари, т.1, книга 3, глава 10).
Таким образом, в те времена считалось недостойным, если талиб, возомнив себя алимом, начинал преподавать религию или издавать фетвы. А что же тогда говорить о человеке, который даже до степени талиба еще не дошел?
Труды имама Муслима.
Объездив множество городов и обучившись у разных шейхов своего времени, Муслим приступил к передаче собранных им знаний. Им было составлено 17 книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчиках.
Книга, принесшая имаму наибольшую известность – сборник достоверных хадисов «Сахих Муслим». Сам он так сказал о своей книге: «Я составил этот сборник, выбрав для него хадисы из 300 тысяч хадисов, услышанных мною». При этом в книгу вошли только чуть более трех тысяч изречений Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
По единогласному мнению мусульманских ученых, «Сахих Муслим» наряду с «Сахихом аль-Бухари» считаются самыми авторитетными книгами в Исламе после Корана. На это положение нужно взглянуть с особым вниманием.
Как много в наши дни мусульман, которые прочитали множество различных книг о религии, но ни разу не прочли имеющиеся сборники хадисов. Как много сегодня людей, пропагандирующих различные идеи и теории, или претендующих на лидерство среди мусульман, но не разбирающихся в самых важных вопросах и источниках религии.
Ничуть не умаляя достоинство других книг и их авторов, хочу подчеркнуть, что приоритет в Исламе всегда нужно отдавать более важным вещам.
Говоря о «Сахихе Муслима», следует отметить, что некоторые ученые называют его более важной книгой, чем «Сахих аль-Бухари». Однако, как сказал имам ан-Навави: «Несмотря на такое мнение, сборник Аль-Бухари все же достовернее и в нем больше пользы. Вместе с тем, книга Муслима считается лучше в предмете подробностей и тонкостей иснадов» (Тахзиб аль-асма уа аль-люгат, 2/289).
- Именно поэтому исламские ученые, стремясь проранжировать хадисы из всего их множества по степени важности, авторитетности и достоверности, сделали это следующим образом.
- Во-первых, это хадисы, приводящиеся и у Аль-Бухари, и у Муслима. Они получили название «согласованные» (муттафак алейхи). Это самые лучшие и, если можно так сказать, «главнейшие» хадисы. Пользоваться ими нужно обязательно, а отвергать их нельзя ни в коем случае.
- Многие положения исламских вероубеждений, правил совершения намаза, поста, закята, хаджа, другие законы Ислама подтверждаются именно такими хадисами. К сожалению, часто можно видеть, как некоторые мусульмане отвергают эти достовернейшие хадисы по разным причинам, как например, оправдываясь тем, что они, якобы, относятся к категории хадисов-«ахад».
- В действительности же, ни имам Аль-Бухари, ни Муслим не отвергали их, а принимали и пользовались ими в том случае, если они были достоверными.
Во-вторых, хадисы, имеющиеся только у Аль-Бухари, но отсутствующие у Муслима. Они также достоверны и пользоваться ими также нужно, однако их уровень ниже, чем у предыдущих.
В-третьих, хадисы, приводящиеся только у Муслима, отсутствующие у Аль-Бухари.
В-четвертых, достоверные хадисы, отсутствующие у Аль-Бухари и Муслима, приводящиеся в других источниках, но соответствующие условиям достоверности, предъявляемым к хадисам (по книге «Как пользоваться шестью книгами хадисов», шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад).
Отзывы алимов об имаме Муслиме.
Прожив достаточно долгую жизнь и написав множество трудов, имам Муслим оставил о себе добрые воспоминания своих современников и учеников. Это очень важный момент.
Обычай мусульманских ученых был таков: для того, чтобы заслужить степень алима, человек должен был не только показать себя знатоком исламских наук, но и получить признание и одобрение других ученых Ислама. Другими словами, не каждый, кто пожелает назваться алимом, станет таковым.
Для того, чтобы считаться имамом, шейхом, алимом, муфтием, муджтахидом, лидером мусульман, недостаточно носить такой титул, а нужно, чтобы другие ученые и алимы признавали и считали его таковым.
Шейх Исхак ибн Мансур, современник имама Муслима, сказал ему: «Клянусь Аллахом, добро не покинет нас, пока Всевышний оставляет тебя среди мусульман».
Биндар Мухаммад аль-Башшар (один из достоверных передатчиков хадисов) сказал: «Из ученых-хафизов всего мира наилучшими считаются четверо: Аль-Бухари из Бухары, Муслим из Нисапура, Абу Зурга из Рея и ад-Дарими» (Тахзиб аль-Камаль, 27/506).
Имам ан-Навави напишет о нем: «Любой, кто станет внимательно изучать “Сахих” Муслима, поймет, что он был таким великим имамом, подобных которому нет в поздние века, а из его современников мало кто мог бы сравниться с ним» (Тахзиб аль-асма уа аль-люгат, 2/289).
Принципы имама.
Муслим так же, как и многие другие ученые первых поколений, придерживался определенных принципов в изучении Ислама.
Во-первых, ничьи слова, каким бы уважаемым говорящий ни казался, не могут приниматься на веру, а должны быть подкреплены аятами из Корана, хадисами из Сунны и быть понятыми так же, как их понимали первые поколения мусульман (сподвижники и их последователи).
Во-вторых, в том случае, если мнение какого-то алима расходится с Сунной, предпочтение, несомненно, должно делаться в пользу Сунны, а мнение того человека отвергается.
В-третьих, максимальное внимание нужно уделять изучению Таухида и Сунны, в особенности – изучению достоверных хадисов.
В-четвертых, Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это образец для каждого мусульманина. Необходимо изучать, распространять ее и действовать в соответствии с ней. Никто не вправе отвергать ни саму Сунну, ни достоверный хадис, ни важность ее изучения, ни необходимость ее исполнения в полном виде.
Закончив свои труды, имам Муслим скончался в месяце Раджаб в 261 году по хиджре, прожив 57 лет, да смилуется над ним Всевышний Аллах.
Хадисы и жизнь. Введение
Имам Абу Хусайн Муслим ибн Хаджжадж ал-Кушайри ан-xe «Íèñàáóðè»Нисабури родился в Нисабуре. Кушайри в его имени указывает на место рождения, происходит от названия одного из селений, что вблизи Нисабура.
В хадисоведении он известен как один из имамов шести признанных «xe «Ñàõèõ»Сахих» сборников. Его сборник «xe «Ñàõèõ»Сахиху Муслим» является одной из книг, следующих после Священного Куръана. Причиной столь высокого положения имама в хадисоведении является отсутствие в его книге чрезмерности и недостатков. Ни до нее, ни после не была создана книга, отличающаяся подобной упорядоченностью.
Эта книга свидетельствует о том, насколько xe «èìàì Ìóñëèì»имам Муслим был искусен в сборе хадисов. Во время сбора хадисов xe «èìàì Ìóñëèì»имам Муслим каждой их детали уделял особое внимание. Он не допускал изменения даже одной буквы.
Он включал в свой сборник только те xe «õàäèñû»хадисы, которые не имели обрыва в цепи передатчиков и других недостатков, то есть только с непреложными иснадами.
Учеными отмечено, что в некотором отношении «xe «Ñàõèõ»Сахих» — сборник Муслима даже превосходит книги Бухари.
- Имам xe «Íàâàâè»Навави говорит: «На земле и под небесами невозможно найти более достоверных книг, чем книги Муслима».
- Многие шейхи Магриба были единодушны в том, что книги Муслима лучше, чем книги Бухари.
- Имам Муслим говорил: «Даже если мухаддисы будут писать xe «õàäèñû»хадисы 200 лет, они смогут собрать только такой «сахих» (сборник)». А еще он сказал: «Каждую написанную книгу я показывал Абу Зуръата ар-xe «Ðàçè»Рази, если он говорил, что такой-то хадис сомнительный, я убирал его, если же он признавал его хадисом «сахих», я включал его в свою книгу».
- Имам Муслим является автором многочисленных книг. Самой известной из них, как уже говорилось выше, стал сборник хадисов «xe «Ñàõèõ»Сахиху Муслим», благодаря которому он обрел широкую известность и удостоился высоких похвал.
- Помимо этого, известны и популярны такие его книги: «Джамиъул кабир алал абваб», «Китабу муснади ал-кабир ала асмаи риджал», «Китабу асмаи ва куна», «Китабу илал», «Китабу тамиз», «Китабу хадиси Амр ибн Шуъайб», «Китабу машаихи Малик», «Китабу авхамул мухаддисин», «Китабу ман лайса лаху илла равин вахид», «Китабу табакатит табиъийн», «Китабу михазрамин», «Китабу машаихис Саври».
Наряду с этим был написан ряд комментариев и мухтасаров (сокращенных вариантов) к «Сахиху Муслим».
К книге имама Муслима «Асмаур риджал» написал комментарии Абу Бакр Ахмад ибн Али Исфахани, который умер в 279 г.xe «Õèäæðû»х..
Хадисы, собранные имамом Муслимом, пересказывались известными имамами и общинами того времени. Среди них: Абу Хатим ар-xe «Ðàçè»Рази, Муса ибн Харун, Ахмад ибн Салама, Абу Ийса ат-xe «Òèðìèçè»Тирмизи, Абу Бакр Хузайми, Яхйа ибн Саъид, xe «Àáó Àâàíà»Абу Авана и другие.
Имам Муслим рахматуллахи алайхи умер в 261 г.х., в воскресенье, в возрасте 55 лет. В понедельник он был похоронен в Нисабуре.