Ратибат, ратибат-намаз — словарь исламских терминов

Намаз Аввабин (или салятуль-ауабин) — это желательная нафиль-молитва, совершаемая в вечернее время, между молитвами Магриб и ‘Иша. Так же словом «аввабины» называют тех, кто обратились к Аллаху во время беспечности других.

Время между вечерней и ночной молитвами – это время, когда многие люди беспечны, отвлечены от поминания Аллаха, поэтому его следует провести, совершая намазы, в чтении Корана и молитв, благословении Пророка ﷺ. Не зря же намазы, совершаемые в это время, называют намазами тех, кто обратились к Аллаху во время беспечности других.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ НАМАЗЫ (НАВАФИЛЬ)

(продолжение)

Далее за намазом витр в ценности следует два ракаата ратибата перед утренним намазом, затем два ракаата перед обеденным намазом или пятничным, затем два после них, а затем два ракаата после вечернего и ночного намаза. Далее идут таравих намазы, которые состоят из 20 ракаатов, и после каждого второго дают салам, а совершают их между ночным и утренним намазами.

Далее идет зуха-намаз, от двух до восьми ракаатов, давая салам после каждого второго ракаата. Совершается он после восхода солнца, когда оно поднимается на размер копья, до зенита.

Наиболее предпочтительнее отложить зуха-намаз до четверти дня.

Далее по значимости идут два ракаата при вступлении в хадж, два ракаата для обхода вокруг Каабы, два ракаата намаза приветствия мечети, а затем два ракаата намаза после омовения.

Тахиййат (намаз приветствия мечети) получается, если совершить фарз или суннат намаз войдя в мечеть, сделает он на него намерение или нет. Намаз приветствия повторяется с повторением входа в мечеть.

Считается упущенным тахиййат, если преднамеренно сядет или сядет по забывчивости, но пройдет много времени. Желательно увеличить ратибат перед обеденным и пятничным намазами до 4 ракаатов, а также после них.

Также перед предзакатным (аср) намазом 4 ракаата, и еще по два ракаата перед вечерним и ночным.

Желательно также дома совершить два ракаата перед выходом в путешествие, а при прибытии два ракаата совершить в мечети.

К желательным намазам относятся также истихара-намаз, намаз аввабин, намаз для исполнения нужды, тасбих-намаз.

Если кто-либо пропустит намаз, совершаемый в определенное время, его желательно возместить, а намаз совершаемый по причине не возмещают.

Для суннат намазов, не связанных ни с причиной, ни со временем (мутляк) нет ограничения (т.е. можно сколько угодно совершать).

Если при вступлении в него сделать намерение на более чем один ракаат, то разрешается читать аттахиййат в каждом втором ракаате, в каждом третьем или четвертом, но в каждом ракаате нельзя.

Также разрешается увеличить или уменьшать число ракаатов чем то, на которое сделалнамерение, но с условием что перед прибавлением или убавлением изменит намерение. Лучше всего давать салам после каждого второго ракаата.

Долго стоять стоя в намазе лучше, чем увеличивать ракааты, а также лучше совершать мутляк-намаз глубокой ночью, и в ночи лучшее время это — вторая половина, или вторая треть. Не желательно все ночи проводить в бдении, а также обособлять пятничную ночь бодрствованием. Также не желательно оставлять тахаджуд намаз тому, кто обычно всегда его совершает.

Когда человек просыпается ото сна желательно протереть свое лицо, посмотреть в небо и прочитать аят:

إن في خلق السماوات والأرض واختلاف الليلوالنهار لآيات لأولي الألباب

Аят190, суры Алю Имран, и читать желательно до конца суры. Тахаджуд намаз желательно начинать с двух коротких ракаатов. Желательно по ночам больше просить прощения у Аллаха, делать дуа, и это более рекомендуемо во второй половине или последней трети ночи.

Источник: http://madrasah2.ru/predmet-shafiitskiy-fikh-1y-god/uroki-predmet-shafiitskiy-fikh-1y-god/urok-23-2

Как и когда совершать аввабин намаз? Достоинство и время намаза аввабин

 

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, ибн Маджахом и Ибну Хузайматом, Пророк ﷺ говорит: «Тому, кто совершит шесть ракаатов молитвы между вечерним и ночным намазом и не вымолвит за это время плохого, Аллах воздаст вознаграждением как за поклонение в течение двенадцати лет».

Ученый аль-Маварди говорит, что Пророк ﷺ совершал этот намаз и говорил, что это намаз аввабин.

Ученый аль-Фашани говрил, что Пророк ﷺ сказал: «Кто хочет, чтобы Аллах сохранил его веру, пусть совершит два ракаата после ратибата вечернего намаза, читая в каждом ракаате после аль-Фатихи по шесть раз суру аль-Ихлас и по одному разу суры аль-Фалак и ан-Нас». В книге аль-Маслак говорится, что затем при совершении этих двух ракаатов следует поднять руки и трижды повторить следующие слова с смиренностью сердца:

«О Аллах, я прошу Тебя сохранить мой иман при моей жизни, при смерти и после моей смерти. Сохрани его мне и воистину Ты Всемогущ».

В какое время читается аввабин намаз?

Время намаза аввабинов начинается после Магриб (вечернего) намаза завершается с наступлением времени Иша (ночного) намаза.  Если по праву путешественников вечерний намаз переносится к ночному, то намаз-аввабин совершается после ночного намаза.

Если в период совершения намаза-аввабин, то есть после вечернего намаза и до ночного, возмещаются упущенные намазы, то и намаз-аввабин считается совершенным.

Намаз-аввабин лучше совершать после азкаров (молитв-поминаний Аллаха) вечернего намаза.

Количество ракаатов аввабин  намаза

Количество рака’тов намаза Аввабин может составлять наименьшее — два, среднее – шесть, а самое большее – двадцать. Выполнять его следует по 2 рака’та (т.е. молящийся может совершить от одного до десяти двухрака’тных молитв), большинство мусульман ограничиваются шестью рака’тами.

Рекомендуется в каждом рака’те после прочтения «аль-Фатихи» читать суру «аль-Ихлас» 6 раз и суры «аль-Фалак» и «ан-Нас»  по одному разу.

По мнению некоторых учёных, намаз Аввабин может считаться совершённым и при выполнении лишь двух рака’тов. Первые два рака’та считаются сунной, а остальные — муаккада, то есть дополнительной сунной.

Достоинства намаза Аввабин

Есть ряд хадисов, которые указывают на благодать, содержащуюся в совершении намаза Аввабин:

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто выполнит 6 рака’тов после четвёртого намаза аль-Магриб до наступления времени пятого намаза аль-‘Иша без злых разговоров, тот получит награду как за 12 лет ибадата (поклонения)»

От Табрани передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Кто выполнит 6 рака’тов после намаза аль-Магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане».

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Кто выполнит 20 рака’тов после намаза аль-магриб, того Аллах одарит домом в раю».

Совершающему намаз Аввабин засчитывается 100 «хасана» (благодеяний), за 25 из них Всевышний Аллах воздаёт в этой жизни, а за 75 — в Ахирате.

Источник: https://www.islam-love.ru/namaz/745-avvabin-namaz

Оставление намазов ратибат во время сафара

Вопрос: Когда я отправляюсь к Заповедной мечети в Мекке или к Мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, я пользуюсь облегчениями сафара.

К этим облегчениям относится и оставление намазов ратибат за исключением двух ракатов перед обязательным утренним намазом (фаджр).

Меня стали порицать за это, утверждая, что в двух заповедных мечетях награда за поклонение увеличивается, и поэтому для них следует делать исключение.

Являются ли мои действия правильными? И что является в данном случае предпочтительным: пользоваться облегчениями или исполнять желательное по причине достоинства места, котором оно исполняется?

Ответ: Хвала одному Аллаху. Да благословит Аллах и да приветствует пророка, после которого не будет другого. Затем: оставление мусафиром [путником] намазов ратибат касается ситуации, когда он сокращает обязательный намаз.

Поэтому Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если бы я желал исполнить тасбих, я бы совершил намаз полностью».

Если мусафир совершает намаз полностью [не сокращая его] по какой-то из причин, то мне видится, – а Аллах знает лучше – что ему следует совершать и намазы ратибат.

Намазы ратибат связаны с полным совершением намаза [без сокращения]. То есть если мусафир сокращает намаз, то для него не является желательным совершать намазы ратибат. Если же он совершает его полностью, то для него будут желательными и намазы ратибат.

И когда задающий вопрос совершает обязательный намаз в Заповедной мечети Мекки или в мечети посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ему необходимо совершать его полностью, поскольку он молится за имамом.

Поэтому для него в таком случае будет желательным (сунна) совершить намазы ратибат. Аллах знает лучше.

Источник: http://IslamCivil.ru/ostavlenie-namazov-ratibat-vo-vremya-safara/

Хукм совершения раватиб намазов после пятничного намаза

Представляем вниманию читателя перевод фетвы о ратибат-намазах, совершаемых до и после пятничного намаза, великого ученого Дагестана, Мухаммада аль-Хвартикуни сына Ахмада, которого прозвали «Ахмад аль-Бадави аль-Хвартикуни», и учителя многих ученых Дагестана, таких как Усман-хаджи из Келеба и Алихаджи из Кикуни.

Ратибаты – это намазы-суннат, совершаемые до или после обязательных намазов. Время их совершения соответствует времени того или иного обязательного намаза.

Вопрос: Если после пятничного намаза совершается обеденный намаз, то, как совершить желательные (раватиб) намазы, которые совершают до обеденного намаза? После пятничного намаза или же до него, после совершения желательных намазов [совершаемых до пятничного намаза]?

Я скажу, а Аллах более знающий: после пятничного намаза совершают ратибаты, совершаемые до обеденного намаза, и не совершают те ратибаты, которых делают после пятничного намаза.

Потому что совершение ратибатов после пятничного намаза является желательным, в том случае, если после него (пятничного намаза) не совершается обеденный намаз, а если совершается обеденный намаз после пятничного намаза из-за сомнения в достаточности пятничного намаза, то желательность совершения ратибатов после пятничной отпадает.

Вкратце: ты совершаешь до вступления в пятничный намаз те ратибаты, которые выполняются до пятничного намаза, потом ты совершаешь пятничный намаз. Потом раватиб (желательные) намазы, которых совершают до обеденного намаза, потом обеденный намаз, после этого совершаешь раватиб-намазы, которые желательно совершить после обеденного намаза, и это то, что я понял в этом вопросе.

А если ты захочешь совместить ратибаты аль-муаккада[1], которые совершают до намаза, и другие (те ратибаты, которые не являются муаккадами), вместе с одним ихрамом (то есть с одним такбиратом совершить четыре ракаата, как совершают четырехкратную молитву), то это допускается. Также (допускается) совершить вместе ратибаты аль-муаккада, которых совершают после намаза, и другие, (те ратибаты, которые не являются муаккадами), с одним ихрамом, будь это четыре ракаата, или восемь.

И моим доводом для этого являются (следующие тексты):

Текст книги «Баджури»[2]:

ومحل سن البعدية للجمعة إن لم يصل الظهر معها وإلا قامت قبلية الظهر مقام بعدية الجمعة فيصلي قبلية الجمعة ثم قبلية الظهر ثم بعديته ولا بعدية للجمعة حينئذ

«Совершать после пятничного намаза ратибаты является желательным в том случае, если обеденный намаз не совершается с пятничным. А если он совершается, то ратибаты, совершаемые до обеденного намаза, заменяют те намазами, которые желательно совершить после пятничного намаза.

И в этом случае только до пятничного намаза совершают желательные намазы, а после него совершают ратибаты обеденного намаза, потом (после совершения обеденного намаза) совершают ратибаты, которые желательно совершить после обеденного намаза, и не совершают после пятничного намаза ратибаты, совершаемые после него».

Текст книги «Хашият Буджайрами аля Манхадж»[3]:

وجمعة كظهرأي : إن كانت مجزئة عنه ، فإن كانت غير مجزئة عنه صلى قبلها أربعا ، وقبل الظهر أربعا وبعده أربعا وسقطت سنة الجمعة البعدية للشك في إجزائها بعد فعلها

«Пятничный намаз, (считается) как обеденный: то есть, (пятничный намаз как обеденный) если он достаточен вместо обеденного, а если он недостаточен, то до него (пятничного намаза) совершают четыре ракаата (желательных намазов), и до обеденного совершают четыре ракаата, и после него совершают четыре ракаата. И спадает (желательность совершения) желательных намазов после пятничного, из-за сомнений в его достаточности».

Закончился текст Абдул Хамида Ширвани[4]

Текст имама Рамли[5]:

و ينوى بالقبلية سنة الجمعة التى صلاها, وان لم يتحقق وقوعها, وكذا البعدية ان لم يشك فى وقوعها, واذا وجبت الظهر صلاها بسنتها, وتنقلب سنة الجمعة التى صلاها قبلها نفلا, ولا تنقلب الى سنة الظهر

«(Когда человек захочет) совершить желательные намазы до пятничного намаза, то он сделает намерение совершить суннат-намаз, который совершают до пятничного намаза, если даже он не удостоверился что у него принят пятничный намаз (то есть, если он не знает, были ли соблюдены все условия пятничного намаза). Также, он сделает намерение и при совершении желательных намазов после пятничного намаза, если он не сомневается в принятии его намаза (то есть, если нет сомнений в том, были ли соблюдены все условия для совершения пятничного намаза). А в том случае, когда на нем (лежит) обязательство совершить и обеденный намаз после пятничного, то он совершит его с желательными намазами, и те желательные намазы, которые он совершил до пятничного намаза, превращаются в простые желательные намазы, но не превращаются в желательные намазы обеденного намаза».

Текст «Баджури»[6]:

وله جمع البعدية المؤكدة وغيرها باحرام واحد … وله ايضا جمع القبلية والبعدية معا باحرام واحد بعد الفرض

«Ему (молящему) разрешается совместить желательные муаккад-намазы, и другие (те, которые не являются муаккадами), с одним ихрамом (то есть, с одним вступительным такбиром совершить четыре ракаата, как совершают четырехкратную молитву). Также, ему разрешается совместить желательные намазы, которые совершают до намаза и после намаза, вместе с одним ихрамом, после совершения обязательного намаза»

Эти доводы разъяснили нам ответ на поставленный вопрос.

Аллах знает лучше!

Мухаммад аль-Хвартикуни, «Фатава», 70 стр.

Примечание переводчика:

О совершении желательных намазов (раватиб) вместе говорят многие ученые.

Ибрахим аль-Байджури пишет в «Хашияте», 1/199, о намерении, как нужно его произнести, когда совершаешь вместе желательные намазы, которые совершают до обязательного намаза и после намаза. Он пишет: «Я намереваюсь совершить восемь ракаатов суннат-намаза, которые совершают до и после намаза».

Ибн Хаджар в «Тухфату Мухтадж», 1/264, пишет, что если человек сделал намерение вместе совершить все желательные намазы, то ему уже нельзя прервать их. Например, человек сделал намерение совершить восемь ракаатов, которые совершают до намаза и после намаза, а после того как вступил в совершение их, ему нельзя изменить намерение, и дать салам после двух или четырех ракаатов.

[1] Желательные намазы имеют 2 вида: те, на которые особо было указано, т. е. суннат аль-муаккад, и те, на которые не было особо указано, т. е. гайру-муаккад.

[2] Ибрахим аль-Байджури, «Хашият Аль-Баджури аля Шарх Ибн Касим» 1/199

[3] Имам Буджайрами, «Хашият Буджайрами аля Манхадж» 3/147

[4] Абду Хамид Ширвани, «Хашият Ширвани аля Тухфат аль-Мухтадж» 2/224

[5] Мы не нашли точно такой текст у имама Рамли, текст немного другой, См. Рамли. «Нихаятул Мухтаж». 1/111.

[6] Ибрахим аль-Байджури, «Хашият Аль-Баджури аля Шарх Ибн Касим» 1/199

Источник: http://taalib.ru/fikh/131-khukm-ravatib-namazov-posle-pyatnichnogo-namaza

Раздел о желательных намазах

Помимо обязательных намазов имеются и желательные, и они подразделяются на те, которые желательно совершать в коллективе, и те, которые совершаются индивидуально. Вот об этом и будет наша речь.

А о том, что желательные намазы делятся на имеющие определенные причины для их совершения, имеющие определенное время, и те, которые не имеют ни того, ни другого, то есть «мутлак», мы расскажем ниже.

Первый вид желательных намазов – это намазы, для которых коллектив не желателен, но а если совершатся в коллективе, то и не порицаемо.

Ратибаты

В этот вид желательных намазов входят намазы ратибаты.

Ратибаты – это намазы-суннат, совершаемые до или после пяти обязательных намазов. Время их совершения соответствует времени соответствующего обязательного намаза.

Если ратибаты, которые совершаются до обязательных намазов, по какой-либо причине не были совершены вовремя, то их можно совершать и после, если время данного намаза еще не прошло, и этот ратибат не считается возмещенным, а считается совершенным в срок. В этом случае в нийяте (намерении) указывают, что это ратибат, совершаемый перед намазом-фарз.

Ратибаты лучше совершать дома, кроме человека, который отправляется на пятничный намаз рано, ему лучше ратибаты, совершаемые перед пятничным намазом, выполнить в мечети, и так же тому, кто не уверен в себе и может упустить их, если совершить дома.

Ратибат утреннего намаза

Перед утренним намазом совершают два ракаата намаза-суннат. Его время наступает с наступлением времени утреннего намаза, т.е. с началом рассвета, и завершается с завершением времени утреннего намаза, точнее, с восходом части солнца, и если по какой-либо причине ратибат не совершен до утреннего намаза, то его можно совершить и после.

Два ракаата, совершаемые перед утренним намазом, являются самыми ценными среди ратибатов, это самая настоятельная сунна (суннатун муаккадатун), которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял больше всего внимания среди ратибатов.

Айша (да будет доволен ею Аллах)) сказала, что любимый Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не пропускал эти два ракаата никогда – ни дома, ни в путешествии, ни будучи здоровым, ни будучи больным. В ратибате утреннего намаза в первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читают суру «аш-Шарх» или «аль-Кафируна», а во втором ракаате читают суру «аль-Фил» или «аль-Ихлас».

Кто прочтет эти суры таким образом, в этот день будет обережен от зла, исходящего от других. После совершения этого ратибата рекомендуется прилечь на правый бок, вспомнив при этом, что придется лечь в могилу и прочитать следующую молитву:

اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرِيلَ وَ مِيكَائِيلَ وَ إسْرَافِيلَ وَ عِزْرَائِيلَ وَ مُحَمَّدٍ أجِرْنِي مِنَ النَّارِ

Перевод: «О Господь Джибриля, Микаиля, Исрафиля, Израиля и Мухаммада, защити меня от огня Ада».

Сказано также, кто произнесет сорок раз между ратибатом и утренним намазом следующую молитву, то его никогда не покинет иман (вера).

И эта мольба:

يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ لَا إلَاهَ إلّا أنْتَ

Перевод: «О Живой и Ненуждающийся ни в ком и в Котором нуждаются все, нет божества, которому в действительности нужно поклоняться, кроме Тебя».

Ратибаты обеденного намаза

Совершение четырех ракаатов ратибата до обязательного обеденного намаза и четырех ракаатов ратибата после него является суннатом. А совершение двух ракаатов из них до намаза-фарз и двух после является настоятельной сунной (суннатун муаккадатун).

Четыре ракаата, совершаемые перед обеденным намазом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял долго. Он говорил: «Это время, когда открываются врата небесные и на людей нисходят милости Аллаха, и мне хочется в это время находиться в намазе».

В достоверном хадисе, приводимом ат-Тирмизи, говорится:

«Аллах сделал запретным для пламени Ада мясо человека, который старается совершать до и после обязательного обеденного намаза четыре ракаата ратибата».

Если ратибат, совершаемый до обязательного обеденного намаза, не был совершен перед обеденным, то его можно совершить и после него. Если при входе в мечеть прозвучал икамат – призыв к началу обязательного обеденного намаза, то ратибат, совершаемый перед намазом-фарз, оставляют на потом и приступают вместе со всеми к намазу-фарз.

Намерение (нийят) для совершения ратибата до (после) обязательного обеденного намаза произносится так: «Я намерился совершить двухракаатный намаз-ратибат, совершаемый до (после) обеденного намаза во имя Аллаха, Аллаху акбар». Или достаточно сказать, что намерился совершить намаз-суннат до (после) обеденного намаза.

Если ратибат, исполняемый до обеденного намаза, придется совершить после него, то намерение произносится так: «Я намерился совершить намаз-ратибат, исполняемый до обеденного намаза». При совершении упущенного намаза-ратибат произносят: «Я намерился возместить …» Аналогично произносят нийят и при совершении ратибатов, связанных с другими обязательными намазами.

Время ратибата, совершаемого перед обеденным намазом, наступает вместе со временем обеденного намаза, а время ратибата, совершаемого после обеденного намаза, наступает с момента совершения самого обеденного намаза, и продолжается время обоих ратибатов до завершения времени обеденного намаза.

Аналогичное решение применяется относительно времени ратибатов других намазов тоже. В пятницу, если после пятничного намаза не совершают четырехракаатный обеденный намаз, то в намерении нужно указывать о совершении ратибата до пятничного или после пятничного намаза.

Так как во многих населенных пунктах после пятничного намаза совершают и обеденный, перед совершением первых четырех ракаатов ратибатов произносится намерение совершить ратибат перед пятничным намазом, а перед совершением вторых четырех ракаатов – после обеденного намаза.

То есть вначале совершают четыре ракаата ратибатов, исполняемых перед пятничным намазом, и произносят соответствующее намерение. Затем совершают пятничный намаз, после него – обеденный, а в конце – четыре ракаата ратибата, совершаемого после обеденного намаза, и произносят соответствующее намерение. (См. Рамали. «Ни-хаятул мухтаж». Т. 1, стр. 111).

Есть еще вариант: «Если после пятничного намаза совершают и обязательный обеденный намаз, то ратибаты, связанные с пятничным намазом, совершаются только перед пятничным намазом.

После пятничного намаза совершают ратибаты, исполняемые перед обеденным намазом, затем совершают обязательный обеденный намаз, затем ратибаты, исполняемые после обеденного намаза.

То есть, если после пятничного намаза совершают обеденный намаз, из ратибатов совершаются 12 ракаатов: 4 ракаата ратибата до пятничного намаза, 4 ракаата между пятничным и обеденным намазами и 4 ракаата после обязательного обеденного намаза» (См. «Фатхул ‘аллам». Т. 2, стр. 24).

Ратибаты предзакатного намаза

Перед предзакатным намазом совершают четыре ракаата ратибатов. Лучше совершать два намаза по два ракаата, но можно совершать и четырехракаатную молитву сразу. Эта молитва не входит в число настоятельно требуемых суннатов. В хадисе, который приводится у ат-Табарани, говорится:

«Того, кто совершает четыре ракаата намаза-суннат перед предзакатным намазом, Аллах делает запретным для Ада».

Если ратибат по какой-либо причине не был совершен до намаза-фарз, то его можно совершить и после него. Если же время этого намаза-суннат прошло, лучше его возместить.

Ратибаты вечернего намаза

Совершение после вечернего намаза двух ракаатов намаза-суннат является настоятельно требуемой сунной (суннатун муаккадатун). Лучше совершить два ракаата и до вечернего намаза, если между азаном – призывом к намазу – и икаматом – призывом к началу намаза – остается какое-то время.

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сразу же после азана спешно направлялись к столбам мечети, чтобы за ними совершить этот двухракаатный намаз-суннат. (Хадис приводят имамы аль-Бухари, Муслим и другие).

В хадисе, который приводят имам Ахмад и другие, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Между каждым азаном и икаматом есть намаз – он для тех, кто хочет совершить его».

Есть имамы, которые говорят, что перед вечерним намазом нет никакого намаза и что это даже не одобряется. Имам Навави говорит, что совершать намаз-суннат перед вечерним намазом желательно и все хадисы об этом достоверны.

Ратибаты ночного намаза

Совершение двух ракаатов намаза-суннат после ночного намаза является настоятельной сунной (суннатун муаккадатун). Совершение же двух ра каатов перед ночным намазом является просто сунной. Двухракаатные намазы-суннат, совершаемые перед вечерним и ночным намазами, являются легкими, то есть их совершают быстро, читая после «Фатихи» маленькие суры.

Из вышесказанного стало ясно, что настоятельной сунной относительно ратибатов являются следующие ратибаты: два ракаата перед утренним; два перед и после обеденного; два ракаата после вечернего и два ракаата после ночного и в общем количество ракаатов получается десять.

 

Источник: https://islamdagru.livejournal.com/358710.html

Добровольные сунна-намазы. Намазы ратибаты

С именем Аллаhа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

Дорогие братья и сёстры!

Все вы знаете, что намаз – это второй столп Ислама. И совершение 5 фарз намазов – это наше обязательство перед Всевышним Аллаhом. Но кроме этого, существуют ещё и добровольные сунна-намазы. В этой статье мы расскажем о том, для чего они нужны, об их ценности и порядке совершения.

Сунна-намазы – это молитвы-намазы, совершаемые дополнительно, сверх обязательных фарз- намазов. В отличие от обязательных намазов, за то, что их не выполняешь, никакого наказания не будет, но при этом и не будет никакого вознаграждения. А тому, кто совершает сунна-намазы, в ахирате будет большое вознаграждение.

Ратибаты – это сунна-намазы, совершаемые до или после совершения пяти обязательных намазов. Среди всех ратибатов Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, выделял некоторые, которым уделял особое внимание. Это сунна-муаккада (настоятельно рекомендуемая), и именно эти ратибаты мы рассмотрим в этой статье.

Почему же мусульманам настоятельно рекомендуется совершать ратибаты, дополнительно к обязательным молитвам? В чём их ценность? Дело в том, что дополнительные намазы смывают и исправляют погрешности той обязательной молитвы, вместе с которой они совершаются (однако это не касается нарушений арканов намаза).

Все мы, к сожалению, либо по незнанию, либо по небрежности можем совершить неточности и ошибки при совершении фарз намаза. И при этом мы наивно полагаем, что наше обязательство перед Всевышним Аллаhом выполнено в полном объёме.

Каково же будет наше разочарование, когда в Судный День все эти намазы не будут засчитаны, и мы будем наказаны, хотя и всё это время затрачивали время и усилия в надежде на вознаграждение. При совершении ратибатов мы можем быть уверены, что фарз, совершенный с погрешностями, будет засчитан и наказания не будет.

Кроме того, совершая ратибат-намаз до обязательного намаза, мусульманин – раб Аллаhа – готовится предстать перед Ним и совершить намаз, не отвлекаясь, сосредоточив все свои мысли и внимание только на Аллаhе и на содержании произносимых при этом молитв, т.е. в хузуре.

Количество ракаатов сунна-муаккада, то есть самых важных ратибатов – 12:- 2 ракаата перед утренним намазом,- 4 ракаата перед полуденным намазом,- 2 ракаата после полуденного намаза,- 2 ракаата после вечернего намаза, — 2 ракаата после ночного намаза.

В хадисе, переданном от Аишы, да будет она угодна Аллаhу, сказано:
«Кто будет настойчив в исполнении 12 желательных ракаатов ратибатов в сутки, тот попадёт в Рай. Это четыре ракаата перед обеденным, два – после обеденного, два – после вечернего, два – после ночного и два – перед утренним». (Насаи, Тирмизи, Ибну Маджа)

Время совершения ратибатов – это время соответствующих обязательных намазов. Если ратибаты, которые совершаются до фарз-намазов, по какой-либо причине не были совершены вовремя, то их можно совершать и после, если время данного намаза еще не истекло.

В этом случае ратибат не считается возмещенным, а является совершенным в срок. В таком случае в намерении (нийат) указывается, что это ратибат, совершаемый перед фарз-намазом. Если же время намаза прошло, то в намерении надо указать, что ратибат возмещается.

Возмещение пропущенных ратибатов является сунной.

РАТИБАТ УТРЕННЕГО НАМАЗА.

Перед утренним намазом совершают два ракаата сунна-намаза. Его время наступает с наступлением времени утреннего намаза (с началом рассвета) и завершается с совершением обязательного намаза, но если по какой-либо причине ратибат не совершен до утреннего намаза, то его можно совершить и после утреннего намаза.

     Этому ратибату Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, уделял больше всего внимания среди всех ратибатов.

Аиша, да будет она угодна Аллаhу, сказала, что любимый Посланник Аллаhа бывал особенно настойчив в этих двух ракаатах (не пропускал их никогда – ни дома, ни в путешествии, ни будучи здоровым, ни будучи больным).

В ратибате утреннего намаза в первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читают суру Кяфирун или суру Ан-Нашр (можно прочитать и их обе, при этом сура Ан-Нашр читается первой), а во втором ракаате читают суру Ихлас или суру Филь (можно прочитать и их обе, при этом сура Филь читается первой).

Кто прочтёт эти суры таким образом, в этот день будет защищен от зла, исходящего от других. Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сказал:     «Сура Кяфирун приравнивается к четвёртой части Корана, а сура Ихлас – к третьей части Корана».

     После совершения этого ратибата рекомендуется прилечь на правый бок, вспомнив при этом, что придётся лечь в могилу, и прочитать следующую молитву:«Аллагьума, рабба Джибраиля ва Микаиля ва Исрафиля ва Азраиля ва Мухаммадин ва аджирни мин нар»«О Аллаh, Господ ангелов Джибраиля и Микаиля и Исрафиля и Азраиля и пророка Мухаммада, удали меня от ада!».     После этого встают и произносят:«Аллагьумма барик ли фильмаути ва ма барда альмавти»

«О Аллаh, одари меня благодатью в смерти и в том, что будет после смерти!».

РАТИБАТЫ ПОЛУДЕННОГО НАМАЗА.

Совершение четырёх ракаатов ратибата до обязательного полуденного намаза и после него является сунной. А совершение двух из них до фарз-намаза и двух после является настоятельной сунной.     Четыре ракаата, совершаемые перед полуденным намазом, Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, совершал долго.

Он говорил: «Это время, когда открываются врата небесные, и на людей нисходят милости Аллаhа, и мне хочется в это время находится в намазе».

В достоверном хадисе, приводимом Ахмадом, Тирмизи и другими, говорится: «Аллаh сделал запретным для пламени Ада плоть человека, который постоянно совершает до и после обязательного полуденного намаза по четыре ракаата ратибата».

     Время ратибатов, совершаемых вместе с обязательным полуденным намазом, совпадают со временем этого фарз-намаза. Если по какой-то причине не успеваете совершить ратибаты до фарз-намаза, то их можно совершить позже. Но ратибаты, совершаемые после обязательного намаза, не должны совершаться перед обязательным намазом.

Так как во многих населенных пунктах после пятничного намаза, совершают и полуденный намаз, перед совершением первых четырёх ракаатов ратибатов произносится намерение «совершить ратибат перед пятничным намазом», а перед совершением вторых четырёх ракаатов – «после полуденного намаза».

РАТИБАТ ПОСЛЕОБЕДЕННОГО НАМАЗА.

Перед послеобеденным намазом совершают два или четыре ракаата ратибата. Лучше совершать два намаза по два ракаата.     Эта молитва не входит в число настоятельно требуемой сунны.

Но поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Да смилостивится Аллаh над тем, кто совершает четырёх-ракаатный сунна-намаз перед послеобеденным намазом», следует постараться не пропускать этот намаз.

Ведь Аллаh не оставляет без ответа ду’а (просьбу) любимого Пророка, мир ему и благословение Аллаhа.     В хадисе, приведенном у Табрани, говорится:

«Того, кто совершает четыре ракаата сунна-намаза перед послеобеденным намазом, Аллаh делает запретным для ада».

РАТИБАТ ВЕЧЕРНЕГО НАМАЗА.

Совершение после вечернего намаза двух ракаатов сунна-намаза является настоятельно рекомендуемой сунной.
Лучше совершить два ракаата и до вечернего намаза, если между азаном и икаматом остаётся какое-то время. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаhа, сразу же после азана спешно направлялись совершить этот двух-ракаатный сунна-намаз.

РАТИБАТ НОЧНОГО НАМАЗА.

Совершение двух ракаатов сунна-намаза после ночного намаза является настоятельной сунной. Также сунной является совершение четырёх ракаатов после ночного намаза.

В хадисе, переданном Табрани, говорится:
«Желательные 4 ракаата ратибатов, совершаемые до полуденного намаза, вознаграждаются, как 4 ракаата ратибатов после ночного намаза.

А 4 ракаата ратибатов после ночного намаза, приравниваются желательным 4 ракаатам, совершенным в ночь «лейлят уль-Кадр».

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Амин я Муджиб!

Источник: http://ihsan.dp.ua/ibadat/ratibat_namaz

Ссылка на основную публикацию