Притчи из священного корана

Священный Коран раскрывает внутренний смысл бытия мира, хода истории и взаимосвязей между человеком и природой. Глубокие и величайшие по целям истины, содержащиеся в нём, доступны и понятны каждому, кто желает проникнуться их смыслом. Одним из художественных приёмов, облегчающих понимание коранического текста, являются притчи.

Притча — нравственное поучение, в котором абстрактные мысли выражаются посредством конкретного образа. В коранических притчах образы, взятые из повседневной жизни, используются для разъяснения духовных реальностей, нуждающихся в более глубоком осмыслении. Они служат напоминанием и назиданием, содержат похвалу и обличение, подчёркивают важность или малозначительность поступков.

Язык притч простой и незамысловатый, но для их правильного понимания необходимо научиться видеть в привычных для нас вещах необычный смысл. Они легко запоминаются, а богатство и полнота значений, заключённых в них, вызывают ощущение того, что их смысл остался не понятым до конца.

Место притч в Коране

Известный мусульманский учёный Абд-ар-Рахман ас-Саади писал: «Притчи являются одним из способов доведения истины до человеческого сознания, потому что они помогают рассуждать о нематериальном, опираясь на доказательства, взятые из материального мира. Именно притчи зачастую разъясняют истинный смысл тех или иных предписаний».

  • В Коране притчи часто связываются с увещеваниями и предупреждениями, повелениями и запретами. Преимущество такого дидактического приёма в том, что он позволяет не только изложить Закон Божий, но и продемонстрировать его применение на практике, а также последствия его нарушения.
  • О значении притч ясно говорится в самом Коране: «Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили»; «Мы уже привели для людей в этом Коране всевозможные притчи, чтобы они могли помянуть назидание».
  • Аль-Маварди сказал: «Наука о притчах — одна из важнейших наук о Коране, но люди не ведают об этом. Они увлекаются притчами, пренебрегая их смыслом, но ведь притча без смысла — словно лошадь без узды или верблюд без поводьев». Смысл большинства коранических притч кроется в их заключительной части.
  • Посмотрите на историю о том, как Божественное руководство очищает сердца от низменных страстей: «Он [Аллах] ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами.
  • Поток несёт пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаляют в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь.

Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле».

Здесь Коран сравнивает Божественное руководство с дождевой водой, а человеческие сердца — с руслами селевых потоков. Когда потоки наставлений проникают в сердца, они вымывают оттуда все низменные желания и сомнения, подобно тому, как сор и пена поднимаются на поверхность воды.

Проходит время, и душа очищается, наполняясь правильными познаниями и обретая высокие нравственные качества. Эта притча обнадёживает людей в том, что любовь к истине непременно одержит верх над склонностью к греху, если человек раскроет душу перед светом Божьего откровения.

Поучительные исламские притчи

ПОЧЕМУ МЫ ЧИТАЕМ КОРАН, ДАЖЕ ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕМ?

Почему мы читаем Коран, даже если не можем понять ни одного арабского слова?
(Перевод с анг.)

Старый американский мусульманин жил на ферме в горах Восточного Кентукки вместе со своим маленьким внуком. Каждое утро дедушка вставал рано, и сидя за кухонным столом, читал Священный Коран.

Его внук хотел быть похожим на него и старался подражать ему во всем. Однажды внук спросил: «Дедушка! Я стараюсь читать Коран, как ты, но я не понимаю его, и не понимая, поэтому я забываю его, как только я закрываю Книгу.

Какая польза от чтения Корана?»

Дед, который в это время подкладывал уголь  в печку, повернулся и сказал: «Возьми эту корзину для угля, сходи вниз к реке и принеси мне обратно в корзине воды.

Мальчик сделал, как ему было приказано, но вся вода просочилась наружу, прежде чем он вернулся в дом.

Дед засмеялся и сказал: «Тебе придется двигаться немного быстрее в следующий раз» — и послал его обратно вниз к реке с корзиной, чтобы попытаться снова.

На этот раз мальчик бежал быстрее, но опять корзина была пуста, прежде чем он вернулся домой. Запыхавшись, он сказал деду, что невозможно носить воду в корзине, и он пошел, чтобы набрать  в ведро вместо корзины.

Старик сказал: «Я не хочу ведро с водой, я хочу, чтобы ты принес корзину воды. Тебе достаточно трудно просто набрать воды в корзину», — и он вышел за дверь, чтобы посмотреть как мальчик попробует принести воду в корзине.

В этот момент мальчик знал, что это невозможно, но он хотел показать деду, что даже если бы он побежал так быстро, как только мог, вода будет просачиваться наружу, прежде чем он вернется в дом. Мальчик снова опустил корзинку в реку и снова побежал, но, когда он достиг своего деда, корзина была опять пуста.

Запыхавшись, он сказал: «смотри, дедушка, это бесполезно!» «Так ты думаешь, это бесполезно?» — сказал старик: «Посмотри на корзину!» И мальчик посмотрел на корзину и впервые осознал, что корзина была другой. Она   превратилась из старой черной корзины для угля в чистую,  свежую, как внутри, так и снаружи.

Э. Кулиев, М. Муртазин и др. — Исламоведение

Второй этап сотворения человека — умножение рода человеческого и расселение его на Земле. Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2).

Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране:«Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом.

Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).

  • Если говорить на языке современной науки, то поначалу эмбрион человека представляет собой крошечную каплю, помещённую в надёжном месте — утробе матери. Спустя некоторое время он вытягивается, приобретая форму пиявки. Арабское слово алака имеет несколько значений: «сгусток крови», «пиявка», «нечто подвешенное».
  • На этой стадии зародыш получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и располагается в амниотической жидкости в подвешенном состоянии. Таким образом, слово алака соответствует и внешнему виду зародыша, и способу его крепления к поверхности матки.
  • Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови.
  • Однако кровь в эмбрионе пока ещё не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови.

Одним словом, три значения слова алака точно описывают эмбрион человека в начале четвёртой недели развития.

Следующая стадия, упомянутая в аяте, называется стадией разжёванного кусочка. Арабское слово мудга означает «нечто разжёванное».

Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать её во рту, а затем сравнить её с эмбрионом на двадцать пятый — двадцать шестой день развития, то сходство между ними будет очевидно: сомиты, располагающиеся в спинной части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжёванной пластинке.

Согласно коранической классификации, далее начинается стадия формирования костей. Первичные центры оссификации появляются лишь на седьмой неделе развития.

Вслед за этим наступает стадия облечения костей мясом: формирование креплений мышц происходит после начала процесса оссификации средних и концевых фрагментов костей (на седьмой — восьмой неделе развития).

На девятой неделе плод больше не называют зародышем, и по своему внешнему виду он уже напоминает человека. На это указывается в словах: «Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура «Верующие» 23, аят 14).

О сотворении человека из глины и стадиях внутриутробного развития говорится во многих аятах Корана, чтобы человек осознал своё место в мироздании и выполнял миссию, возложенную на него Создателем: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура 17 «Ночной перенос», аят 70).

Аллах не создал человека для того, чтобы тот творил зли и предавался утехам. Он сделал его наместником на Земле, чтобы он благоустроил её и установил на ней мир и справедливость.

С этой целью ему была дарована власть над всем, что есть на земле: «Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» (сура 2 «Корова», аят 29).

Аллах создал человека совершенным, наделив его прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 95 «Смоковница», аят 4).

Он наделён физической красотой и может пользоваться своими руками, глазами, ушами. Он умеет разговаривать и читать, писать и запоминать, изобретать орудия труда и открывать законы природы.

Он отличается природной склонностью к справедливости и ценит высокие нравственные качества и добродетели.

Цель сотворения человека, наделённого этими благами, которых не были удостоены другие творения, Аллах раскрыл следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 56).

В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворённого для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (сура 33 «Союзники», аят 72).

Эта ответственность, возложенная исключительно на человека, определяется разумом, который удерживает его от соблазнов. Разум ставит его выше животных, которые руководствуются только инстинктами, и благодаря ему человек может достичь больших высот. Но если разум не удерживает его от потакания низменным страстям, то он опускается до уровня низших творений.

Благодаря разуму человек отличает истину ото лжи, а прямой путь — от заблуждения, принимает высшие ценности и отвергает дурные качества. Гуманизм, любовь, справедливость, сострадание и прочие духовные ценности, которыми наделён человек, отличают его от других существ и определяют его превосходство.

Место притч в Коране. Священный Коран раскрывает внутренний смысл бытия мира, хода истории и взаимосвязей между человеком и природой. Глубокие и величайшие по целям истины, содержащиеся в нём, доступны и понятны каждому, кто желает проникнуться их смыслом. Одним из художественных приёмов, облегчающих понимание коранического текста, являются притчи.

Притча — нравственное поучение, в котором абстрактные мысли выражаются посредством конкретного образа. В коранических притчах образы, взятые из повседневной жизни, используются для разъяснения духовных реальностей, нуждающихся в более глубоком осмыслении. Они служат напоминанием и назиданием, содержат похвалу и обличение, подчёркивают важность или малозначительность поступков.

  • Язык притч простой и незамысловатый, но для их правильного понимания необходимо научиться видеть в привычных для нас вещах необычный смысл. Они легко запоминаются, а богатство и полнота значений, заключённых в них, вызывают ощущение того, что их смысл остался не понятым до конца.
  • Известный мусульманский учёный Абд-ар-Рахман ас-Саади писал: «Притчи являются одним из способов доведения истины до человеческого сознания, потому что они помогают рассуждать о нематериальном, опираясь на доказательства, взятые из материального мира. Именно притчи зачастую разъясняют истинный смысл тех или иных предписаний».
  • В Коране притчи часто связываются с увещеваниями и предупреждениями, повелениями и запретами. Преимущество такого дидактического приёма в том, что он позволяет не только изложить Закон Божий, но и продемонстрировать его применение на практике, а также последствия его нарушения.

О значении притч ясно говорится в самом Коране: «Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (сура 59 «Сбор», аят 21); «Мы уже привели для людей в этом Коране всевозможные притчи, чтобы они могли помянуть назидание» (сура 39 «Толпы», аят 27).

Аль-Маварди сказал: «Наука о притчах — одна из важнейших наук о Коране, но люди не ведают об этом. Они увлекаются притчами, пренебрегая их смыслом, но ведь притча без смысла — словно лошадь без узды или верблюд без поводьев».

Смысл большинства коранических притч кроется в их заключительной части.

Посмотрите на историю о том, как Божественное руководство очищает сердца от низменных страстей: «Он [Аллах] ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несёт пену, поднявшуюся на поверхность.

Подобная же пена появляется на том, что раскаляют в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле» (сура 13 «Гром», аят 17).

Здесь Коран сравнивает Божественное руководство с дождевой водой, а человеческие сердца — с руслами селевых потоков. Когда потоки наставлений проникают в сердца, они вымывают оттуда все низменные желания и сомнения, подобно тому, как сор и пена поднимаются на поверхность воды.

Проходит время, и душа очищается, наполняясь правильными познаниями и обретая высокие нравственные качества. Эта притча обнадёживает людей в том, что любовь к истине непременно одержит верх над склонностью к греху, если человек раскроет душу перед светом Божьего откровения.

Виды коранических притч. Притчи в Коране можно разделить на три группы: ясные, скрытые и афористичные (гномы).

Язык коранических притчей

Священный Коран, предлагающий как великое божественное чудо самый идеальный образ жизни, для того, чтобы дать понять умственные вопросы, использует притчи.
У коранических притчей есть отличительные характерные особенности.

Коранические притчи своим привлекательным художественным выражением, разницей в изображениях, семантике и цели, считаются чудом, так как они исходят именно из безграничной божественной мудрости. Всевышний Аллах, приводя красноречивые притчи покоряет и преобразует сердце человека и наставляет его на путь истины.

Коранические притчи заимствованы из окружающих природных явлений, и знакомы и ощутимы для человечества во все времена.

Один из вопросов, поднятых в Коране – это язычество и неверие невежественных арабов в Единого Бога. Коран в разных аятах ставит крест на язычество и чтобы доказать бессилие и слабость ложных идолов, приводит поучительные притчи. Всевышний в аяте № 73 из Суры «Хадж» говорит: «О люди! Вот вам притча, послушайте ее.

Воистину, те, кому вы поклоняйтесь, минуя Аллаха, не сотворят и мухи, если даже будут стараться изо всех сил. Если же муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее. Слаб и тот, кто просит, и тот, у кого просят».

  • В этой же связи есть предание: «Идолопоклонники племени Курайш собрали возле Каабы идолы, намазывали их мускусом и амброй, а иногда шафраном и медом, вращались вокруг них с возгласом «Слушаюсь и повинуюсь! Нет божества кроме вас»! Это было имитация возгласа монотеистов, который язычники употребляли в самой искаженной форме.
  • Они поклонялись перед ничтожными, бесценными веществами. Тогда как мухи прилетали, сидели на идолы и ели мед, шафран, мускус и амбру, а идолы были не в силах мешать им! Вот из этого же зрелища Священный Коран делает поводом для приведения притчей и изложения нелогичности поведения язычников.
  • В вышеприведенном аяте, Коран обращается к язычникам с призывом смотреть, как их идолы попираются под ногами мух, и как они бессильны защищать себя.

Далее Он спрашивает, что за беспомощные предметы поклонения, у которых вы просите помощь?

Комментаторы при изучении причин идолопоклонства говорят, что в прошлом идолы были лишены подлинности, самобытности, они были лишь символом святости.

Когда уходил из света какой-нибудь божий посланник или великий человек, пользовавшийся высоким достоинством у Всевышнего, посредничавший между Богом и людьми, люди создавали ему памятник, уважали и прибегали к нему как посреднику между ними и Богом.

Иногда люди создавали скульптуры Луны, Солнца и т.п. как источников света и благодати, и из любви к настоящей Луне и настоящему Солнцу уделяли им особое внимание. Однако с течением времени эта связь постепенно предавалась забвению, и собственно статуи и идолы становились предметом поклонения.

Бывало, люди при паломничестве в Каабу или священной земли, увозили с собой в память кусочек камня, и ставили его в удобное место, чтобы восстановить в памяти воспоминания о своей духовной поездке, но с течением времени эта связь предавалась забвению, и собственно камни становились предметом поклонения.

  • Это стало началом заблуждения человека и отклонения к язычеству и идолопоклонству.
  • Невежественный араб в вопросах сотворения мира был монотеистом, и для мира и человека признавал лишь единого творца, Аллаха. Арабы никогда не признавали помощника и товарища для Аллаха. Согласно аятам Корана, арабы в большинстве своем верили, что У вселенной нет божества, кроме Аллаха.
  • Как говорится в аяте 9 Суры «Украшения»: «Если ты [Мухаммад] спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?», они непременно ответят: «Их создал Великий, Знающий Бог». Но дело в том, что они считали идолы замешанными и причастными к управлению миром и судьбе человека.
  • Священный Коран критикует их:«Кто лучше: разрозненные божества или единый и могущественный Аллах»? (Сура Йусуф, аят 39).
  • Как явствует из других аятов Корана, невежественные арабы считали, что победа, слава и величие определят идолы, и если они поклонялись идолам, это было потому, чтобы заручившись их согласия, победили в войне и жили в славе.

Коран проясняет этот факт в аяте 74 Суры «Йа син»: «Они поклоняются помимо Аллаха другим богам, надеясь на помощь от них».

Священный Коран в разных аятах порицает язычников за их невежество и близорукие, и отмечает, что идолы – это искусственные статуи, которые не имеют никакой роли в их прибыли и убытке.
В аяте 56 из Суры «Путешествие ночью» говорится: «Скажи [Мухаммад]: «Взывайте с мольбой к тем, кого вы считаете [богом] кроме Него. Ведь не в их власти отвратить от вас беду или перенести [ее на другого]».

Заявления Всевышнего господа и посланников божьих о беспомощности и ничтожности идолов и ложных богов снижали значение и святость идолов в глазах идолопоклонников. Так, что его светлость Пророк Ибрахим (мир ему) взял топор, отправился к идолам и сломал их.

Ибрахим (мир ему) разбил всех идолов, кроме самого большого, повесил на его шею топор и ушел домой. Найдя их разбитыми, люди пришли к нему и спросили: «Это ты разбил идолов?». Ибрахим (мир ему) сказал: «Нет, их разбил этот большой идол, если не верите, спросите у него».

Тут они попали в безвыходное положение: как же можно спросить у неразумных и не говорящих идолов? (Когда привели Ибрахима,) они спросили: «О Ибрахим! Ты ли учинил над нашими богами подобное?» Он ответил: «Нет! Учинил их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи».

Они, поразмыслив, стали говорить (друг другу): «Воистину, вы – грешники». Потом они (опять) принялись за свое (и сказали): «Ведь ты знаешь, что они (т.е. идолы) не обладают даром речи».

Таким образом, его светлость Ибрахим (мир ему) заставил идопоклонников признать, что идолы даже не обладают даром речи, не говоря уже о самозащите. Потом он начал упрекать и унижать идолов и идолопоклонников.

Священный Коран далее приводит слова его светлости Ибрахима (мир ему): «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам, Презрение вам и тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели же вы не одумаетесь?» (Сура «Пророки», аяты 62-67).

Идолы, перед которыми преклонялись, были настолько беспомощными, что не только не были в силах творить муху, но даже если все идолы в мире рука об руку приходили бы на помощь, не могли сделать самое небольшое дело!

Однажды халиф Аббасидов Мансур выступал с речью на кафедре. Муха села ему на нос. Мансур отогнал от себя муху, но через секунду муха села ему на глаз. Он опять прогнал муху, но муха на этот раз села ему на другой глаз. Мансур сердито дал пощечину по себе.

Муха улетела в другое место.

Когда Мансур сошел с кафедры, с огорчением обратился к видному улему Амро ибн Убайд с вопросом: «Отчего же Господь создал муху»? Тот ответил: «Может быть, для того, чтобы подсказывать тиранам и угнетателям об их бессилии»! — Откуда ты знаешь»? – спросил Мансур.

— От того, что Всевышний изволил сказать: «Если же муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее». (Сура Хадж, аят 73)

Да, хотя человек считается наилучшим из творений бога, и имеет превосходство над другими живыми существами, но иногда может оказаться столь беспомощным, что не быть в силах удалить даже муху. Великий поэт-суфий Ирана Фарид ад-Дин Аттар Нишапури говорит: «Так как ты не имеешь власть над мухой, иди и конфузься быть властителем».

Притчи из Корана

Притча — иносказательная премудрость, аллегорическое повествование с нравоучительным выводом и моральным поучением.

Тебе может непонятно когда ты читаешь коран, или не помнишь о чем ты читал, но когда ты читаешь коран, ты меняешься как внутри, так и снаружи.

Мухаммад (мир ему и благословение) сказал приобретайте знания, ибо это — богобоязненность, стремление к ним — это поклонение (ибадат), обсуждение их — это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, это джихад, обучение им незнающего — это милостыня (садака), передача их достойному это деяние, которое приближает к аллаhу. Мальчик снова опустил корзинку в реку и снова побежал, но, когда он достиг своего деда, корзина была опять пуста.

Запыхавшись, он сказал деду, что невозможно носить воду в корзине, и он пошел, чтобы набрать в ведро вместо корзины. Старик сказал я не хочу ведро с водой, я хочу, чтобы ты принес корзину воды. Однажды внук спросил дедушка! Я стараюсь читать коран, как ты, но я не понимаю его, и не понимая, поэтому я забываю его, как только я закрываю книгу.

Знания очерчивают границу между дозволенным (халяль) и запретным (харам), они светила на пути в рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

Мальчик сделал, как ему было приказано, но вся вода просочилась наружу, прежде чем он вернулся в дом.

Притчи из Корана

Притчи корана ислам — форум исламский дляКаждая из притч корана подобно искусственным картинам изображает предполагаемыездесь мы приводим некоторые виды притчи в коране (и по образцу из каждого вида).

Запыхавшись, он сказал смотри, дедушка, это бесполезно! Так ты думаешь, это бесполезно? Сказал старик посмотри на корзину! И мальчик посмотрел на корзину и впервые осознал, что корзина была другой.

Тебе может непонятно когда ты читаешь коран, или не помнишь о чем ты читал, но когда ты читаешь коран, ты меняешься как внутри, так и снаружи.

Мальчик сделал, как ему было приказано, но вся вода просочилась наружу, прежде чем он вернулся в дом.

В этот момент мальчик знал, что это невозможно, но он хотел показать деду, что даже если бы он побежал так быстро, как только мог, вода будет просачиваться наружу, прежде чем он вернется в дом. Однажды внук спросил дедушка! Я стараюсь читать коран, как ты, но я не понимаю его, и не понимая, поэтому я забываю его, как только я закрываю книгу.

Знания очерчивают границу между дозволенным (халяль) и запретным (харам), они светила на пути в рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

На этот раз мальчик бежал быстрее, но опять корзина была пуста, прежде чем он вернулся домой. Каждое утро дедушка вставал рано, и сидя за кухонным столом, читал священный коран.

Эти 7 уроков из Корана могут кардинально изменить вашу жизнь!

Коран – главный священный текст ислама, он поделен на главы (суры) и стихи (аяты). Мусульмане верят, что он был ниспослан Мухаммаду (мир ему и благословение) в 610 году через архангела Гавриила и с тех пор служит источником божественного наставления и мудрости.

  • По преданию, ниспослание произошло, когда Мухаммад находился в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур, что примерно в 3 километрах от Мекки. Здесь Мухаммаду явился архангел Гавриил и потребовал, чтобы тот прочел строки, которые позднее войдут в 96-ю суру Корана.
  • Мухаммад прочел. Что было дальше – известно.
  • Сегодня Коран служит фундаментом исламского богословия и почитается мусульманами всего мира как источник вдохновения при создании любых произведений: от музыки до изобразительного и прикладного искусства. Однако мудрость этой книги способна изменить к лучшему жизнь каждого человека, независимо от религиозных убеждений.

Эта книга преподносит уроки высокой нравственности в отношениях с миром и людьми, учит обходительности и такту, знакомит с основами диетологии и здорового образа жизни – все эти знания полезны каждому человеку. Давайте же немного углубимся в эту священную книгу и посмотрим, какие уроки можно из нее извлечь.

1. На что мы тратим свое время

103-я сура Корана гласит: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (103:1-3).

Если бы из Корана можно было взять только одну крупицу мудрости, то этой было бы довольно. Вопрос о том, как человек пользуется своим временем, является неизменной темой бесконечного количества книг, семинаров и лекций о самовоспитании и самосовершенствовании. Но, пожалуй, самый емкий на него ответ содержится именно в этом аяте Корана.

Человек наилучшим образом использовал время своей жизни, если, покидая этот мир, он оставляет его лучшим, чем он был до его рождения.

Время своей жизни следует использовать на добрые дела и помощь ближнему. Следует быть честными друг с другом. Следует быть терпеливыми – не торопливыми на гнев и скорыми на прощение, так, чтобы своим поведением мы разрывали круги насилия и жестокости.

Тот, кто когда-нибудь задавался вопросом, на что потратить свою жизнь, теперь получил на него ответ: потратьте ее на любовь к ближнему.

 2. Каждая проблема – это новая  возможность

В Коране мы читаем: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости…» (2:155-157).

Эти слова напоминают о том, что все наши испытания – это возможности для роста. Рано или поздно для каждого приходит время проверки. У кого-то испытания случаются чаще, у кого-то реже, но они не минуют никого. И не стоит заниматься самообманом и любой ценой избегать трудностей в жизни – смысл не в этом. Смысл в том, каким образом реагировать на трудности.

Тот, кто встречает трудности с терпением и надеждой на лучшее, помнит о том, что они преходящи, обязательно будет вознагражден. Вознаграждением ему будут мудрость и жизненный опыт или даже награда может быть вполне материальной, но она всегда приходит к тому, кто проявляет терпение перед лицом несчастий.

3. Не опускайтесь до сплетен

Коран гласит: «Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека — явный враг» (17:53)

Ничто так не сеет раздор, как сплетни. Часто мы поддаемся соблазну выставить себя в лучшем свете за счет принижения других. Возможно, таким образом и можно потешить свое самолюбие или даже обзавестись кучкой почитателей, но эти «бонусы» всегда недолговечны.

Рано или поздно приверженцы разбегутся: ведь, в конце концов, если кто-то говорит плохо об одном человеке, что мешает ему плохо отзываться о другом? В итоге сплетники остаются одни, никем не любимые и никому не нужные.

Обычно жертва сплетен чувствует обиду, непонимание, предательство – неужели это то, что вы хотите оставить после себя? Не лучше ли, чтобы ваши слова служили объединению и воодушевлению людей?

Об этом ясно говорится в Коране: не сейте раздоры, говорите хорошие слова, говорите правду. Это путь к чистой и честной жизни.

4. Будьте добры

Коран гласит:«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помянете назидание» (Коран, 16:91).

Если вас обижают или расстраивают, или просто мешают, у вас есть выбор: либо разозлиться, начать грубить и мстить в ответ, либо игнорировать, либо сохранять доброе расположение духа, вежливость и корректность.

Коран учит выбирать доброту.

Причем, как видим из этого аята, предписание «блюсти справедливость» и «делать добро» не конкретизируется, т.е. не распространяется на какую-то определенную группу – это значит, что справедливость и добро должны быть адресованы всем.

И на это есть причина: своей добротой мы разрываем круг зла, тогда как отвечая злом на зло, мы его замыкаем. И не только это. Умножая добро, мы увеличиваем вероятность того, что эстафета порядочности и человечности будет передана дальше, и тот, кому мы ответили добром, понесет его другим людям – редко, но так бывает.

В Коране можно найти много мудрых уроков добродетельной жизни, но этот – один из самых важных. Избегайте зла и несправедливости, и ваша жизнь изменится к лучшему.

5. Говоря, подбирайте наилучшие слова

Аят, касающийся темы сплетен (17:53), одновременно затрагивает и более объемную тему: когда мы говорим, нужно делать это вдумчиво, подбирая наилучшие слова.

Большинство людей говорят, не думая. Главное – передать сообщение, неважно какими словами. Обычно мы ограничиваемся скудным набором слов, лишь бы поскорее выразить мысль.

Но представьте себя на собеседовании с работодателем, когда слова могут стоить вам работы вашей мечты, или на свидании – вот когда мы взвешиваем каждое слово! Слова имеют значение.

Они способны убедить и воодушевить, с их помощью можно манипулировать и даже разрушить чью-то жизнь.

Пользуясь столь сильным оружием необдуманно, мы рискуем причинить непоправимый вред или потерять бесценную возможность.

Одно слово может изменить всю жизнь. Поэтому, чем скорее мы расстанемся с привычкой беспечно бросаться словами, тем лучше. Пусть все наши слова будут «наилучшими», как сказано в Коране. И тогда наша жизнь непременно изменится буквально во всех аспектах.

6. Пусть гнев созидает, а не разрушает

Коран говорит о людях, «которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3:134).

Этот аят напоминает об очень важной особенности человека: способности использовать гнев на нечто конструктивное, а не деструктивное. Злость можно трансформировать в творческую энергию, преобразовать ее так, что она станет для других источником утешения и помощи.

Задумайтесь. Злость – это великая мотивирующая сила, включающаяся в неблагоприятной ситуации. Испытывая эту сильную эмоцию, человек испытывает необходимость что-то изменить.

Но ведь с ее помощью можно изменить что-то к лучшему.  Вместо того чтобы превращать гнев в насилие, грубое обращение, оскорбления, что мешает направить его в созидательное русло, использовать в благих целях?

Например, возмущение существующей политической ситуацией можно излить на других, тех, кто с вами не согласен, путем упреков и оскорблений, а можно претворить его в деятельную политическую позицию, направленную на улучшение того, что вы считаете несовершенным.

Коран напоминает, что гнев обладает силой, нужно только его усмирить и направить в правильное русло.

 7. Думайте самостоятельно

О тех, кто мыслит самостоятельно, Коран говорит (8:22): «Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать».

Это может стать неожиданностью для тех, кто полагает, что религиозные тексты призывают только к единомыслию: на самом деле, большинство религий поощряют в человеке способность к рассуждению и попытки по-настоящему понять, почему он верит в то, во что верит.

Эту идею красноречиво выразил античный философ Сократ: «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы ею жить». Действительно, жизнь без мысли, намерения, размышления – это время, потраченное впустую. Человек, который ни о чем не задумывается, подобен просто былинке на ветру – он не живет по-настоящему.

Давайте на мгновение остановимся и задумаемся над своими поступками: строим ли мы свою жизнь сознательно? Пытаемся ли целенаправленно улучшить мир вокруг? Если нет – перечитайте этот аят. Возможно, после этого вы откроете новую страницу своей жизни.

Божественная премудрость

Коран – это потрясающий кладезь премудрости, черпая из которого, можно изменить свою жизнь. Важно не пройти мимо него, независимо от того, какие у вас убеждения и вероисповедание. Он касается стольких тем – их куда больше, чем мы здесь упомянули – и содержит знания, в которых вы, возможно, как раз нуждались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: