Поучительный рассказ о Зуль-Карнейне

Зуль-Карнайн, будучи праведным царём, был удостоен силой и другими благами от Аллаха, которые стали предвестниками его будущей власти и завоеваний, каких не было у других рабов Аллаха. Всевышний сообщил благой рассказ о нем, о его доброте и могуществе, которое распространялось на западе и востоке земли. Этот рассказ дает абсолютно ясное представление о нем и его положении.

Всевышний сказал:

﴿وَيَسْأَلُونَكَ عَن ذِي الْقَرْنَيْنِ قُلْ سَأَتْلُو عَلَيْكُم مِّنْهُ ذِكْرًا﴾

т.е. расскажу вам кое-что о нем. Известно, что все, поведанное нам Аллахом в Его Писании, является самым лучшим и полезным из того, что может быть рассказано рабам.

Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне

Аллах сообщил, что одарил его разными возможностями, с помощью которых он добился зарождения могущественного царства, обучился политике, искусству руководства, владению оружием, посредством которого ему покорились народы. К тому же, за ним стояла огромная армия, транспорт и все необходимое. Тем не менее, не каждый, кому даются возможности, способен ими воспользоваться, тогда как Зуль-Карнайн сумел их реализовать.

Он отправился в путь — покорил всю Африку от востока до запада, пока не дошёл до вод океана, омывающих ее с запада, и не достиг места захода солнца.

﴿حَتَّى إِذَا بَلَغَ مَغْرِبَ الشَّمْسِ وَجَدَهَا تَغْرُبُ فِي عَيْنٍ حَمِئَةٍ وَوَجَدَ﴾

т.е. он увидел своими глазами, что оно будто закатывается в источник, чёрный как болото.

Под этим подразумевается, что он дошёл до крайнего предела западной части материка, поэтому дальше ни нога, ни копыто не могли ступить. Он обнаружил в тех краях народ, среди которого были мусульмане и неверующие, праведные и преступники. Указанием на это являются слова:

﴿يَا ذَا الْقَرْنَيْنِ إِمَّا أَن تُعَذِّبَ وَإِمَّا أَن تَتَّخِذَ فِيهِمْ حُسْنًا﴾

Это было сказано либо одним из пророков Аллаха, либо кем-то из учёных мужей. Также, возможно, под этими словами подразумевается то, что он по причине своего могущества мог выбирать, кого ему наказывать, а кого нет. Известно, что шариат не приравнивает два разных вида деяний, как зло и добро, поэтому он сказал:

﴿أَمَّا مَن ظَلَمَ فَسَوْفَ نُعَذِّبُهُ ثُمَّ يُرَدُّ إِلَى رَبِّهِ فَيُعَذِّبُهُ عَذَابًا نُّكْرًا وَأَمَّا مَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُ جَزَاءً الْحُسْنَى وَسَنَقُولُ لَهُ مِنْ أَمْرِنَا يُسْرًا﴾

Эти слова указывают на его справедливость, на то, что он был праведным правителем и умел правильно руководить.

т.е. после того, как покорил западные земли, он вернулся для завоевания других стран, одной за другой, пока не дошёл до места, где восходит солнце. Это были местности Китая и берега, омываемые Тихим океаном. Это было крайним пределом, куда доходили завоеватели.

﴿حَتَّى إِذَا بَلَغَ مَطْلِعَ الشَّمْسِ وَجَدَهَا تَطْلُعُ عَلَى قَوْمٍ لَّمْ نَجْعَل لَّهُم مِّن دُونِهَا سِتْرًا﴾

т.е. ничто не укрывало их от солнца. Они не шили одежду, которую бы могли одевать, чтобы защититься от солнца, а также не строили дома, в которых бы они могли укрыться.

Таким образом, дойдя до крайнего востока, он обнаружил там людей, подобных диким животным, которые укрывались в зарослях и пещерах, и жили стадами вдалеке от людей.

В то время местные жители находились в таком положении, как их описал Аллах.

Это означает, что он дошёл до мест, где не ступала нога человека. Затем он продолжил путь. Возможно, он шёл в северном направлении, проходя разные страны и покоряя народы.

﴿حَتَّى إِذَا بَلَغَ بَيْنَ السَّدَّيْنِ﴾

т.е. дошел до широкого места между двумя горными преградами, которые существуют со времён сотворения Аллахом Земли. Это цепочка громадных гор, соединенных друг с другом, между которыми было пространство. Эта цепочка гор тянется до восточных и западных морей, а также до тюркских стран.

Толкователи Корана и историки единогласны относительно этого.

Однако, они разошлись во мнениях, являются ли этой горной цепью Кавказские горы, или это горная цепь, проходящая южнее в Азербайджане, или же это Алтайские горы, или же это горы, по которым проложена Китайская стена, соединяющиеся с горами Монголии.

Последний вариант кажется наиболее близким к истине. Как бы там ни было, он обнаружил на пространстве между этими двумя огромными горными цепями народ, который практически не понимал речи. Возможно, по той причине, что их язык очень отличался, и им тяжело было понять язык других народов.

﴿قَالُوا يَا ذَا الْقَرْنَيْنِ إِنَّ يَأْجُوجَ وَمَأْجُوجَ مُفْسِدُونَ فِي الْأَرْضِ﴾

Это великие народы из числа потомков Яфиса ибн Нуха, из числа турков и других национальностей. Хорошо известно и подробно описано то, как жили эти народы и каково было их положение.

﴿فَهَلْ نَجْعَلُ لَكَ خَرْجًا عَلَى أَن تَجْعَلَ بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمْ سَدًّا قَالَ مَا مَكَّنِّي فِيهِ رَبِّي خَيْرٌ﴾

“Помогите мне силой”, т.к. для возведения этого огромного строения между горами необходима сила и помощь большого числа людей.

﴿أَجْعَلْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ رَدْمًا﴾

которая не будет ниже, т.к. именно преграда меж двух гор — это то, что ему предстояло построить, подобную обычной горе, со своими сгибами и подъемами. То есть, ему предстояло построить преграду, соединяющую две горные цепи. Он обдумал, какие инструменты и материалы понадобятся ему для строительства, а затем сказал:

﴿آتُونِي زُبَرَ الْحَدِيدِ﴾

т.е. соберите для меня все имеющиеся у вас куски железа от малого до большого, ничего не оставив. Далее, свалите все это в одну кучу между двумя горами. Они сделали это так, что на одном уровне с горами возвысился огромный холм из железа. В Коране сказано:

﴿حَتَّى إِذَا سَاوَى بَيْنَ الصَّدَفَيْنِ قَالَ انفُخُوا حَتَّى إِذَا جَعَلَهُ نَارًا قَالَ آتُونِي أُفْرِغْ عَلَيْهِ قِطْرًا﴾

т.е. приказал расплавить на огне медь и вылить ее на куски железа, чтобы соединить их между собой. Таким образом, между двумя горами была возведена ещё одна огромная гора, соединяющая их. Цель была достигнута — они обезопасили себя от бесчинств племён Йаджудж и Маджудж. Поэтому Всевышний сказал:

﴿فَمَا اسْطَاعُوا أَن يَظْهَرُوهُ وَمَا اسْتَطَاعُوا لَهُ نَقْبًا قَالَ هَذَا رَحْمَةٌ مِّن رَّبِّي﴾

который облегчил для меня это великое дело, так что я смог оставить после себя этот прекрасный вклад. Он смилостивился над вами и защитил вас от зла Йаджудж и Маджудж по причине этой преграды, которую вы были не в силах воздвигнуть сами.

﴿فَإِذَا جَاءَ وَعْدُ رَبِّي جَعَلَهُ دَكَّاءَ وَكَانَ وَعْدُ رَبِّي حَقًّا﴾

— т.е. эта преграда между вами и Йаджуджем с Маджуджем — временная. Она будет ограждать вас до определенного срока.

Когда же настанет этот срок, Аллах даст творениям различные возможности, посредством которых они продвинутся в промышленном плане, сделают необыкновенные открытия и изобретения, благодаря которым народы Йаджудж и Маджудж смогут выбраться из-за этой преграды и будут ступать по вашим землям, которые находятся по соседству с ними. Более того, они заполонят восток и запад земли и будут повсюду, как об этом сообщил Всевышний:

﴿حَتَّى إِذَا فُتِحَتْ يَأْجُوجُ وَمَأْجُوجُ وَهُم مِّن كُلِّ حَدَبٍ يَنسِلُونَ﴾

не имеет значения, будет ли перед ними преграда или море, они будут перемещаться повсюду и даже по воздуху.

“Устремятся”, т.е. поспешат, ни о чем не заботясь, и ничто их не будет сдерживать. Слова “с каждой возвышенности” охватывают все места и страны, куда трудно или легко добраться, находящиеся в низинах или на высотах. Аллах сообщил о том, что они доберутся до возвышенностей, не упомянув другие места, т.к. до низин и равнинных местностей добраться намного легче.

В сборниках “Сахих” Бухари и Муслима приводятся хадисы, описывающие их качества (речь идет о Йаджудж и Маджудж) и дополняющие то, что сообщено о них в коранических аятах.

Однако, авторы биографий и историй безосновательно описывают их теми качествами, которыми они не обладают, искажая тем самым восприятие большинства людей и мешая им представлять события на основе коранических аятов и достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословение).

Эти выдуманные рассказы коверкают осознание людьми реальности как она есть. Ты же должен придерживаться указаний Корана и Сунны, и оставить все иное. Поистине, в них заключается прямой путь, верное руководство и свет.

Кто такой Зуль-Карнайн?

Кто такой Зуль-Къарнайн, о котором сказано в Коране?

Вопрос: Кто такой Зуль-Къарнайн, который упоминается в Коране, так как персы говорят: «Он наш пророк и наш прадед Куруш.

Ответ:

Хвала Аллаху!

Во-первых, Зуль-Къарнайн, который упоминается в суре «аль-Кахф» в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ ذِي الْقَرْنَيْنِ قُلْ سَأَتْلُو عَلَيْكُمْ مِنْهُ ذِكْرًا ﴾ الكهف/ 83

«Они спрашивают тебя о Зуль-Къарнайне. Скажи: “Я прочту вам поучительный рассказ о нём”» (аль-Къахф, 18:83), был царём из числа царей на этой земле и праведным рабом (Аллаха), мусульманином. Он объезжал землю, призывая к Исламу, и воевал с теми, кто противился ему.

И он распространил Ислам, унизил неверие и его приверженцев, помог угнетённым и установил справедливость. Достоверно передаётся от Муджахида, что он сказал: «Четыре человека владели востоком и западом земли, двое верующих и двое неверных. Двое верующих (это) Сулейман ибн Дауд и Зуль-Къарнайн, а двое неверных – Бухтанассар и Намруд ибн Кан’ан.

И никто не владел ею помимо них». Это сообщение передал ат-Табари в «ат-Тафсир» 5/433.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Аллах Всевышний упомянул этого Зуль-Къарнайна и похвалил его за справедливость, и что он достиг востока и запада (земли) и завладел многими областями и их жителями, установил там полную справедливость, был правителем, которому оказывалась помощь, победоносным, неодолимым, справедливым. И достоверно то, что он был одним из справедливых правителей». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» (2/122).

  • Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «(Учёные) разошлись во мнениях относительно Зуль-Къарнайна. Говорят, что он был пророком. Также говорят, что он был одним из ангелов. Также сказано, что он не был ни пророком, ни ангелом. Также говорят, что он был из числа правителей и на этом (мнении) большинство (учёных)». См. «Фатхуль-Бари» 6/382-383 с небольшими изменениями.
  • Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:
  • «Он был праведным правителем и жил во времена возлюбленного Аллаха Ибрахима, благословение ему и мир. Говорят, что он обходил вместе с ним Дом (Аллаха), а Аллах знает об этом лучше!» См. «Фатава Нурун ‘аля ад-дарб» Ибн ‘Усаймина (4/60).
  • Что касается того, что передали аль-Хаким (104) и аль-Байхакъи (18050) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

( مَا أَدْرِي أَتُبَّعٌ أَنَبِيّاً كانَ أَمْ لاَ ، وَمَا أَدْرِي ذَا الْقَرْنَيْنِ أَنَبِيّاً كانَ أَمْ لاَ ، وَمَا أَدْرِي الحُدُودُ كَفَّارَاتٌ لأَهْلِهَا أَمْ لاَ ) رواه الحاكم (104) والبيهقي (18050) .

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я не знаю, был ли Тубба’ пророком или нет, и я не знаю, был ли Зуль-Къарнайн пророком или нет, и я не знаю, являются ли или нет наказания/худуд/[1] искуплением за совершённый грех для тех, кто над кем его привели в исполнение”», то его признали слабым имам аль-Бухари и другие. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал:

— Сказал мне ‘Абдуллах ибн Мухаммад:

— Рассказал нам Хишам, который сказал:

— Рассказал нам Ма’мар от Ибн Абу Зиъба, передавшего от аз-Зухри о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَا أَدْرِي أَعُزَيرٌ نَِبيًّا كَانَ أَمْ لاَ ، َوتُبَّعٌ لَعِينًا كَانَ أَمْ لاَ ، وَالْحُدُودُ كَفَّارَاتٌ لأَهْلِهَا أَمْ لاَ ؟

«Я не знаю, являлся ли ‘Узайр пророком или нет, и был ли проклят Тубба’ или нет, и являются ли или нет наказания искуплением за совершённый грех для тех, кто над кем его привели в исполнение».

‘Абду-р-Раззакъ сказал:

— От Ма’мара, передавшего от Ибн Абу Зиъба, передавшего от Са’ида, передавшего от Абу Хурайры, передавшего от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И первый (хадис) достовернее (т.е. отосланный/мурсаль/). Однако, это не подтверждено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

( الحُدُودُ كَفَّارَةٌ )

«Наказания/худуд/ — являются искуплением за совершённый грех». Конец цитаты. См. «ат-Тарих аль-Кабир» (1/153).

Ад-Даракъутни сказал: «Единственным, кто его передавал, был ‘Абду-р-Раззакъ, а другие привели его в отосланном виде/мурсаль/[2]». См. «аль-Фатх ас-самави» аль-Мунави (3/988). См. также «Атрафуль-гъараиб» 5/198.

Второе:

Что касается того, что распространилось на языках некоторых (людей) у которых нет истинного знания об этом (которые говорят,) что это Александр Македонский, который построил (город) Александрия и который воевал с Китаем, Индией и страной турков, а также покорил царя персов и овладел его владениями, то это является заблуждением, которое неприемлемо и это разъяснили исследователи из числа обладателей знания.

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:

— Александр Македонский (Искандар аль-Юнани) жил ближе ко времени жизни ‘Исы, мир ему, а между Ибрахимом и ‘Исой было более двух тысыч лет, и ясно, что Александр, который пришёл позже, был прозван Зуль-Къарнайном уподобляя его предшественнику из-за того, что его власть была обширной и из-за того, что он завоевал множество территорий, или это было сделано из-за того, что когда он победил персов и убил их царя, он овладел двумя огромными царствами: римским и персидским, по причине чего он был прозван Зуль-Къарнайн (Двурогий). Истина же заключается в том, что тот, о ком рассказал Аллах в Коране, был первый (из этих двоих). Разница между ними имеет несколько сторон, одна из которых та, что я упомянул. Вторая это то, что Александр (Македонский) был неверующим, а его учителем был Аристотель, к советам которого он прислушивался, а он из числа неверных без сомнения. Третья – Зуль-Къарнайн был арабом, а что касается Александра, то он был из Греции. См. «Фатхуль-Бари» 6/382-383.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:

«Аль-Азракъи и другие упомянули, что Зуль-Къарнайн принял Ислам через любимца Аллаха Ибрахима и обходил вместе с ним и Исмаи’лем (Дом Аллаха) Священную Каабу.

Что касается грека Македонского и Египетского, который построил Александрию и со времени которого ведут летоисчисление римляне, то он жил намного позже первого (т. е. Зуль-Къарнайна).

Этот был до (появления) Мессии (сын Марьям) приблизительно за триста лет, а философ Аристотель был его визирем. И это тот, кто убил Дария сына Дария, унизил царство персов и забрал их земли.

  • Мы уделили этому много внимания, так как множество людей считают, что они (Зуль-Къарнайн и Александр Македонский) являются одним (человеком), а тот, кто упоминается в Коране, был его визирь Аристотель, по причине чего появляется большая ошибка и обширная порочность. Однако, первый (из этих двоих) был верующим рабом (Аллаха), праведником и справедливым правителем.
  • Что касается второго, то он был многобожником, а его визирем был философ и между ними был отрезок времени более двух тысяч лет, так как же он (Александр) может быть им (Зуль-Къарнайном)?! Они не равны друг другу, и это не ясно только для глупого человека, который не ведает истинной сути дела!» Конец слов Ибн Касира вкратце и с небольшими изменениями из «аль-Бидая ва-н-нихая» (2/122-125).
  • Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал:
  • «Аристотель жил приблизительно за триста лет до появления Мессии сына Марьям. Он был визирем у Александра, сына Филиппа Македонского, который победил персов и со времени которого ведут летоисчисление римляне, и то же самое делают иудеи и христиане.

И этот Александр не является Зуль-Къарнайном, о котором упоминается в Коране, как об этом думают некоторые люди, так как он (Зуль-Къарнайн) был раньше этого (Александра).

И этот, который был ранее тот, который построил преграду (против) Яъджуджа и Маъджуджа, а этот Македонский не достигал до этой преграды. Тот (Зуль-Къарнайн) был мусульманином-единобожником, а этот Македонский и жители в его стране Греции, были многобожниками, которые поклонялись планетам и идолам».

Конец слов Ибн Таймиййи из «Минхаджу-с-Сунна ан-набавиййа» (1/220). Также см. «Маджму’уль-фатава» (11/171-172) Ибн Таймиййи и «Игъасату-л-ляхфан» Ибн аль-Къаййима (2/263-264).

Из того, что было сказано становится ясно, что Зуль-Къарнайн, о котором идёт речь в Коране, был мусульманином-единобожником, был из числа арабов, и тот, кто утверждает, что он был прадедом персов, или был одним из их пророков, следовавших их путём и религии, утверждает ложное, как это разъяснили исследователи из числа обладателей знания и истории. Аллах же знает об этом лучше всех!

[1] «Худуд» (ед. число — «хадд»). Имеются в виду наказания, налагаемые за такие преступления, на которые имеются указания в Коране и Сунне и которые не могут быть отменены ни при каких обстоятельствах. Применение таких наказаний является прерогативой мусульманского правителя.

[1] Т. е. со слов аз-Зухри, который был последователем сподвижников, и он передал его напрямую от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.

Важная информация о Зуль Карнейне в суре аль Кахф

 «Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я прочту о нем вам поучительный рассказ (в котором назидание и напоминание)» (Сура «Аль Кахф», 18:83).

На протяжении истории ученые различным образом толковали рассказ о Зуль Карнейне (а.с.), придавая ему всевозможные значения. Аллах поведал нам в вышеприведенном аяте, что рассказ предназначен как напоминание, назидание и мудрость для верующих.

Зуль Карнейн (а.с.) – обладатель власти и высоких знаний

 «Воистину, Мы наделили его властью на земле и дали ему ко всему путь. Он отправился в путь» (Сура «Аль Кахф», 18:84-85).

Из вышеприведенных аятов становится ясно, что на земле где был Зуль Карнейна (а.с.) не было проблем. Так как Зуль Карнейн (а.с.) был одарен большой властью, силой и знаниями.

Выражение в аяте: «дали ему ко всему путь» —  указывает на то, что Зуль Карнейн (а.с.) был наделен способностью всему находить выход и разрешать всевозможные проблемы благодаря тем качествам, которым наделил его Аллах. Зуль Карнейн (а.с.) был очень умным, прозорливым и проницательным верующим.

Путешествие Зуль Карнейна (а.с.) на запад

«Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный источник. Около него он нашел народ. Мы сказали: «О Зуль Карнейн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро» (Сура «Аль Кахф», 18:86).

Зуль Карнейн (а.с.) первым делом отправился на запад. Та область, определенная как место где закатывается солнце, возможно, является самым краем запада. Если рассматривать Европейский континент, то его крайними западными точками будут Испания и Гибралтар.

А если рассматривать Африканский континент, то его крайними западными точками будут Мавритания и Сенегал. Взглянув на географическую карту, можем предположить, что, скорее всего, указывается на самую западную точку Африки. ( Истина известна только Аллаху).

Этот регион определен как «мутный источник». На арабском языке звучит как «айнин хамиах». Слово «айн» означает: «глаз, источник, родник». А слово «хамиах» означает «грязный, мутный».

Тому, кто наблюдает за закатом с берега моря, может увидеть, что солнце, словно, в море погружается. Или если солнце закатывается за гору, наблюдающий с дальнего расстояния будет видеть, что солнце словно в гору заходит. Все это зависит от позиции и точки наблюдения человека.

  • Когда Зуль Карнейн (а.с.) достиг до указанного в аяте места, он встретил там некий народ. Аллах ему сказал, как отнестись к этим людям. Зуль Карнейн (а.с.) должен был поступить по закону.
  • Тем, кто поступал правильно и совершал добро — им добром воздать, а тем, кто стал на путь зла, насилия и непокорности — им воздать надлежащим образом. Каким будет воздаяние — это зависит от решения судьи. Становится ясно, что Зуль Карнейн (а.с.) как руководитель, также обладал и судебной властью.
  • Он приводил в исполнение такие виды наказания, соответствующие тому времени как арест, содержание под стражей и другие.
  • Зуль Карнейн (а.с.) является не только правителем, но также и духовным лидером

 «Он сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем, а потом его возвратят к его Господу, и Он подвергнет его тяжким мучениям. Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы скажем ему наши легкие повеления» (Сура «Аль Кахф», 18:87-88).

Зуль Карнейн (а.с.), как подобает мусульманину, в разговоре сразу напоминает об Аллахе и будущей жизни. Из вышеприведенных аятов становится ясно, что Зуль Карнейн (а.с.) был правителем мусульман, который направлял свой народ и управлял им, ища довольства Аллаха.

Зуль Карнейн (а.с.) немедля призывал к вере в Аллаха, набожности, совершении праведных дел и  правильному поклонению. Он побуждал людей задуматься над ответственностью в этой жизни и будущей жизни. Таким образом, он призывал к пути спасения.

Рассказ о зу-ль-карнейне: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Рассказывают также, что Искандар Зу-ль-Карнейн [473] проходил на своем пути мимо племени людей бедных, которые не владели ничем из вещей сего мира. Они рыли могилы для мертвецов у ворот их домов и во всякий час посещали эти могилы, сметали с них пыль и очищали их и ходили на могилы и поклонялись там великому Аллаху. И у них не было иной пищи, кроме травы и земных растений.

И послал к ним Искандар Зу-ль-Карнейн человека, призывая к себе царя этих людей, но тот не внял ему и сказал: «Нет мне до него надобности».

И Зу-ль-Карнейн отправился к нему и спросил его: «Каково ваше состояние и на чем вы держитесь? Я не вижу у вас ничего из золота или серебра и не нахожу у вас никаких благ этого мира». — «Благами мира не насытится никто», — ответил царь.

И Искандар спросил его: «Почему вы роете могилы у ваших ворот?» — «Чтобы они были у нас перед глазами, — ответил царь, — и мы могли бы смотреть на них и обновлять воспоминание о смерти, не забывая о жизни будущей, и ушла бы любовь к земной жизни из сердец наших, и не отвлекла бы нас от поклонения господу нашему (велик он!)». — «Почему вы едите траву?» — спросил Искандар. И царь ответил: «Потому что мы не хотим делать наши утробы могилами для животных и потому что сладость кушанья не переходит дальше горда».

И затем он протянул руку и, вынув череп потомка Адама, положил его перед Искандаром и молвил: «О Зуль-Карнейн, знаешь ли ты, кому принадлежало вот это?» — «Нет», — отвечал Зу-ль-Карнейн.

  • И царь сказал: «Этот череп принадлежал царю из царей сего мира, который обижал и притеснял своих подданных и людей слабых, и все свое время он отдавал накоплению суетных благ сего мира.
  • И взял Аллах его душу и сделал огонь местопребыванием ее, и вот голова этого царя».
  • И потом он протянул руку и положил перед Зу-ль-Карнейном другой череп и спросил: «Знаешь ли ты, кто это?» — «Нет», — отвечал Зу-ль-Карнейн.
  • И царь молвил: «Это был царь из царей земли, и был он справедлив к подданным и заботился о жителях своей страны и царства. И взял Аллах его душу и поселил ее в своем саду и возвысил ее ступень».
  • И затем царь положил руку на голову Зу-ль-Карнейна и молвил: «Посмотреть бы, которой из этих голов ты будешь!»
  • И заплакал Зу-ль-Карнейн сильным плачем и прижал царя к груди и воскликнул: «Бели ты желаешь дружбы со мною, я поручу тебе должность везиря и разделю с тобою мое царство!» — «Не бывать, не бывать! — воскликнул человек. — Нет у меня до этого охоты!» — «А почему?» — спросил его Искандар.

И царь молвил: «Потому что вое твари тебе врали из-за денег и власти, которая дана тебе, и все они мне истинные друзья из-за моей неприхотливости и бедности, так как у меня нет ни власти, ни охоты до благ этой жизни и я не ищу их и не желаю. И нет у меня ничего, кроме удовлетворенности малым, и достаточно этого».

И Искандар прижал царя к груди и поцеловал его между глаз и ушел.

Искандер Зуль Карнейн и Александр Македонский – это один и тот же человек?

В 83 аяте суры Аль-Кахф Священного Корана говорится о Искандере Зуль Карнейне. Кто этот человек? Некоторые говорят, что это и есть Александр Македонский. Так ли это?

Уважаемый Нурлыбек! В суре Аль-Кахф приводится небольшой рассказ о Зуль Карнейне,однако, полных сведений о том, кто этот человек, где и когда жил, нет. При этом, он упоминается как человек, обладающий достаточной силой, чтобы властвовать на земле, умеющий добиваться поставленных целей. Приведем аят из суры Аль-Кахф:

Если же мы обратимся к историческим источникам, то известный астроном,ученый Абу Райхан Мухаммед аль-Бируни (973-1048), в своем труде «Асар аль-бакия анил Курун аль-Халия –Памятники минувших поколений», говорит о происхождении Зуль Карнейна.

Если же говорить о том, является ли Зуль Карнейн Александром македонским и имееет ли к нему вообще отношение, то по словам толкователя Корана Ибн Касира (1301-1371), он не может быть Македонским:

Некоторые ученые помимо Македонского проводят параллель между Зуль Карнейном и царем Аккада Нарам-Суэном, жившего в 2237-2200 г.г.д.н.э. По их мнению, между Нарам-Суэном и Зуль Карнейном можно бонаружить немало сходства. Также как и Зуль Карнейн, Нарам-Суэн правил миром.

Сохранились рисунки, высеченные на камнях. На которых Нарама-суэн изображен в двурогом шлеме. Также, согласно сохранившимся сведениям, Нарам-Суэн проповедовал монотеизм, то есть придерживался идеи единобожия. И в завоеванных им странах, по его приказу уничтожались места для совершения идолопоклонства.

И на основании этих данных, специалисты полагают, что эти две исторические личности схожи.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что упоминающийся в Священном Коране Зуль Карнейн был истинным мусульманином, призывавшим к истинному пути служению Аллаху, восхвалявшим Всевышнего, отличавшийся нетерпимостью к несправедливости, наказывавший злодеев и оказывавший поддержку людям благочестивым. Это можно заметить и по следующим аятам Священного Корана:

Следовательно, не нужно путать Зуль Карнейна с Александром Македонским. Истина же известна лишь Аллаху!

Религия

Зачем нужны уроки о руководстве? Потому что все мы в той или иной степени являемся руководителями. Пророк Мухаммад говорил: “Каждый из вас несет ответственность, и каждый из вас ответственен за то, что ему доверено” (хадис приводится у Бухари, Муслима). Далее в хадисе приводятся примеры ответственности: муж ответственен за семью, жена за семейный очаг и т.д.

  • Хороший урок о лидерстве содержится в истории о Зуль Карнейне, приводимой в Коране в суре аль-Кахф (Сура 18). Неверующие хотели проверить пророка Мухаммада, задавая ему вопросы, на которые он мог ответить только будучи действительно посланником Бога. Они стали спрашивать его о Зуль Карнейне. Тогда было ниспослано откровение с ответами на заданные вопросы.
  • Сегодня доподлинно неизвестно, кем был Зуль Карнейн: одни считают, что это был Александр Македонский, другие говорят, что это был персидский царь Кир. Но это не имеет большого значения. Намного значимее те уроки, которые можно извлечь из этой истории.

Правильное делегирование

В Коране говорится: “Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: “Я расскажу вам поучительный рассказ о нем. Воистину Мы наделили его властью на земле и дали ему различные возможности” (аят 84).

Аллах сказал в Коране, что Он утвердил Зуль Карнейна в определенной должности на земле и предоставил ему средства, ресурсы и определенную власть, которая может быть необходима ему для выполнения поставленных задач.

  • Лидерство всегда подразумевает постановку задач перед подчиненными, а главный принцип руководства является то, что для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить исполнителя соответствующими ресурсами.
  • Мы должны понимать, что Всевышний Создатель является Абсолютом власти, он делегирует нам полномочия в разной степени, а мы являемся посредниками, исполнителями Его Воли. Но Он не требует с нас того, что мы не можем выполнить.
  • “Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей” (сура 2, аят 286).

Таким образом, при постановке задач руководитель должен учитывать два аспекта: 1. не требовать от подчиненного то, что он не может выполнить; 2. следить за тем, чтобы выполнение поставленной задачи происходило в наиболее благоприятных для этого условиях.

Так Всевышний поставил перед Зуль Карнейном посильные задачи и создал благоприятные условия для их выполнения, наделив его различными возможностями.

Справедливость в отношении подчиненных

“Он [Зуль Карнейн] отправился в путь… он нашел народ. Мы сказали: «О Зуль Карнейн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро». Он сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем… Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние…»” (аяты 85-88).

Руководство – это постоянное принятие решений в отношении людей. От правильного решения зависит будущее не только подчиненных, но и самого руководителя. Поэтому выбор, перед которым поставил Всевышний Зуль Карнейна, стал своеобразным испытанием для пророка и примером для всех руководителей.

Зуль Карнейн имея власть, мог делать со своими подчиненными что угодно. Поэтому Аллах спросил Зуль Карнейна, как он поступит с людьми, которые были слабее его и признали его власть.

Зуль Карнейн проявил качества, присущие настоящему справедливому руководителю: он наказал тех, кто поступал несправедливо, и вознаградил праведников.

Хороший руководитель отличает хороших исполнителей от безответственных работников. Нельзя относиться ко всем одинаково – это больше попустительство, чем хорошее отношение к своим сотрудникам. Такое отношение воспитывает в подчиненных халатность и безответственность.

Зуль Карнейн был спрошен Господом, как поступать в такой ситуации, и пророк показал нам пример.

Забота о нуждах подчиненных

Далее в Коране говорится: ” Потом он отправился в путь дальше. Когда он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не понимали речи.

Они сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?». Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого.

Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду».”[18:92-94]

Руководство людьми – это не эксплуатация! Когда Зуль Карнейн услышал просьбы подвластного народа, он не стал покушаться на их имущество, понимая, что они были слабы. Наоборот, он воспринял помощь этим людям как свой социальный долг.

В такой безвыходной ситуации они были готовы отдать все свое имущество, но Зуль Карнейн вспомнил о своем Создателе и той ответственности, которой он был наделен. Зуль Карнейн прекрасно понимал, что его сила и власть являлись лишь средством в служении Всевышнему.

Поклонение Аллаху может быть выражено в служении своему народу, заботе о нуждах своих подчиненных.

Командная работа

Он сказал: «Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду. [18: 95] Лидерство предполагает совместную работу, и естественно тяжелые проекты намного эффективнее реализовывать в команде.

Зуль Карнейн не постеснялся попросить помощь, чтобы решить поставленную задачу.

В работе с командой необходимо учитывать три аспекта: 1) работать с людьми как с равноправными партнерами; 2) не умалять заслугу никого из подчиненных, а наоборот дать почувствовать их собственную заслугу в достигнутом успехе;

3) предоставить возможность осознать свою значимость в принятии решений.

Зуль Карнейн не стал указывать людям, что и как делать. Наоборот, он попросил у них помощь, словно сам находился в их ситуации. Зуль Карнейн не приказывал им, но предложил выбор: “Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду”. Каждый смог оценить свою значимость в этом выборе.

Поэтапная координация работы

[Зуль Карнейн сказал:] «Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!». Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него». (аяты 95-96).

Четко устанавливая задачи и цели, разделяя степень ответственности, Зуль Карнейн проявил черты настоящего руководителя. Благодаря его конкретным командам люди могли работать слаженно и эффективно.

Эти черты можно выделить в том, что правильный руководитель: 1) подробно объясняет своим подчиненным этапы выполнения задачи; 2) разделяет задачи на те, которые будут выполнять его подчиненные, и те, которые будет делать сам; 3) переходит к следующему этапу работы только по завершении существующего;

4) лично выполняет самую ответственную работу.

Когда все было подготовлено, Зуль Карнейн велел принести расплавленную медь, чтобы он разлил ее на железные блоки. Это была самая опасная и самая ответственная задача, т.к. от нее зависел результат всей проделанной работы. Выполнение этой задачи Зуль Карнейн взял на себя.

Стоит также отметить, что в этих аятах отчетливо выделяются ресурсы, такие как железо и медь. Местные жители не умели использовать их для решения своих вопросов – им не хватало знаний.

Эти знания были у Зуль Карнейна, и Аллах благословил их правильное применение.

Таким образом, изучение и вклад в развитие науки и техники, которые помогают людям использовать дарованные Аллахом ресурсы, также являются обязанностью мусульман.

Этот великий инженерный проект намного опережал развитие науки своего времени.

Безусловно, сам Господь наделил Зуль Карнейна такими навыками, но он поделился ими с местными жителями, чтобы они могли использовать их в будущем.

Четкие и конкретные указания Корана показывают образ настоящего исламского руководителя – он решает проблемы нуждающихся и при этом он эффективно использует знания техники и Богом данную мудрость.

Хороший руководитель не кичится своими достижениями. Он ориентирован на конечную цель

Они (племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру. Он сказал: «Это – милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной». [18:97-98]

Закончив проект, который заключался в строительстве защитной стены, Зуль Карнейн напомнил жителям о том, что все в этом мире бренно, и каждый будет спрошен за свои поступки. Зуль Карнейн также напомнил, что подлинная причина их успеха заключалась в милости Аллаха, а он – лишь исполнитель Его Воли.

Nota bene

Важно отметить, что вышеуказанные уроки совпадают с современными достижениями в области теории менеджмента: 1.

При делегировании задач необходимо учитывать возможности исполнителя и создавать условия для их выполнения для их выполнения 2. Эффективные лидеры, прежде всего, слуги 3. Лидеры не работают сами по себе, они всегда работают в команде 4.

Хорошие лидеры являются хорошими учениками 5. Лидеры – пример для окружающих 6. Лидер всегда ориентирован на результат

7. Хороший лидер отличается своей скромностью и пониманием, что успех приходит только от Аллаха

Коран является постоянным источником знаний и руководством в любом деле. Эти знания предлагаются его читателю в контексте того, что он ищет. В различных ситуациях и обстоятельствах одни и те же аяты могут пониматься по-разному.

Истории о пророках, правителях и простых людях, приводимые в Коране, являются прекрасными уроками в жизни. В них читатель может найти пример для себя или наоборот узнать чужие ошибки и не повторять их. Коран не просто констатирует, как надо делать и как не надо.

Посредством различных историй читатель сам выделяет для себя полезный урок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: