Ночные виды мечетей

Кристальная мечеть расположена в городе Куала-Теренггану. Открытая в 2008 году мечеть является частью Исламского центра.

Здание и минареты храма представляют собой железобетонные конструкции, покрытые зеркальным стеклом. Из-за этого днем мечеть ярко сверкает в лучах солнца, а ночью светится разноцветными огнями внутренней подсветки.

Отражение солнечной энергии также позволяет сохранить внутри помещений прохладу для удобства верующих во время молитв.

Стальная мечеть в Малайзии

Мечеть Туанку Мизан Зайнал Абидин, или Стальная мечеть, названа в честь 13-го короля Малайзии и расположена в Путраджайя. Это единственная в мире мечеть, построенная целиком из стали. Строительство храма велось 5 лет, а открытие состоялось в 2009 году. Мечеть может вместить в себя 24 000 посетителей. Стена михраба мечети выполнена из стекла высотой 13 метров.

  1. Деревянная мечеть в Иране

Уникальная мечеть расположена рядом с городом Нишапур в Иране и полностью выполнена из дерева. Для строительство данной мечети потребовалось 40 тонн дерева. Мечеть, минарет которой составляет 12 метров, была построена в технологии сейсмического инжиниринга, что позволяет храму пережить землетрясения.

  1. Великая мечеть Дженне в Мали

Великая мечеть Дженне, расположенная в пойме реки Бани на территории Мали, является самым большим глинисто-наносным зданием в мире. Стены мечети Дженне сделаны из сырцового кирпича, покрытого глиняной штукатуркой, которая придает зданию гладкий, скульптурный вид.

Строительство мечети завершилось в 1907 году. Мечеть Дженне была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и ныне является одной из самых популярных достопримечательностей Мали. Каждый понедельник на площади перед мечетью проводится понедельничный рынок.

Каждый житель города вносит свою лепту в строительство этой мечети, так как глиняные здания требуют периодического пополнения материала, особенно после сезона дождей, во время которого он попросту вымывается.

Реставрация Большой мечети является радостным событием, громким и веселым праздником, который объединяет верующих каждую весну.

  • Мечеть Ларабанга названа в честь местности, в которой она расположена, – деревни в Северной области Ганы, наибольшем регионе страны. Ларабанга, строительство которой началось в первой половине XV века, называют «Меккой Западной Африки».
  • Согласно легенде, мечеть Ларабанга была построена исламским торговцем Аюбой. Оставшись здесь на ночлег, он увидел сон, что он должен построить мечеть.
  • Проснувшись утром, он обнаружил фундамент, на котором начал строить мечеть, пока она не была возведена.
  • Мечеть в городке Марри, в южной Австралии построена 1882 афганскими мигрантами из тогда Британской Индии. Считается первой мечетью, построенной на австралийском континенте. На самом деле, в городке есть еще одна древняя мечеть, но она была разрушена. В 2003 афганская община Марри реконструировала древний храм.
  1. Сианьская соборная мечеть в Китае

Мечеть является одной из старейших в провинции Сиан. Кроме того, храм – один из четырех крупнейших мечетей в Китае. Считается, что религиозное сооружение построено в XIV в. на средства знаменитого мореплавателя Чжэн Хэ. Архитектура сооружения удивительна, так как представляет собой нетипичное для мечети решение. Она сочетает в себе комбинацию традиционного китайского и исламского стилей.

  1. Большая мечеть в Самарре, Ирак

В иракском городе Самарра расположена одна из самых высоких спиральных мечетей в мире. Минарет, выстроенный в 848–852 годах халифом Аббасидов аль-Мутавакилем, на сегодняшний день является одним из самых высоких.

Башня была построена в IX веке из обожженного кирпича, являя собой уникальный образец восточного зодчества: восходящая спираль, издалека напоминающая конус.

Спираль высотой в 52 метра служит лестницей, ведущей к вершине.

Мечеть, которую также называют Улу-Джами, является крупнейшей мечетью в Бурсе. Сооружение построено в сельджукском стиле по приказу султана Баязида I между 1396 и 1400 годом. Мечеть украшают 20 куполов, поддерживаемые 12 столбами, и 2 минарета. Мечеть имеет 20 куполов, расположенных по пять в четыре ряда. Кроме того, внутри мечети расположен фонтан.

Мечеть уникальна с архитектурной точки зрения современных мечетей Турции. Храм был построен в 2009 году. Внутри мечети расположен золотой с бирюзой михраб и необыкновенные стеклянные люстры, имитирующие падающие капли воды.

В строительстве религиозного принимали участие, как сами турки, так и британцы и китайцы. Мечеть «Шакирин» является первой мечетью Турции, дизайн которой разработан женщиной.

Храм, расположенный в Стамбуле, сочетает современный и актуальный дизайн, в то же время отдает дань традиционной османской архитектуре.

dumko42.ru

От имени Духовного управления мусульман Кемеровской области и от себя лично приветствую вас и поздравляю со светлым праздником Ид-аль-Адха – Курбан-Байрам!

День «Ашура» в Новокузнецке

30 сентября в мечети «Чулпан» города Новокузнецка прошел праздничный ужин в честь дня «Ашура».

Подробнее: День «Ашура» в Новокузнецке

Детский лагерь в мечети «Чулпан»
С 6 по 11 ноября в Новокузнецкой мечети «Чулпан» прошла смена дневного духовно-нравственного лагеря для детишек, где приняли участие 25 мальчиков и 25 девочек.

В течении недели дети обучались религиозным нормам, читали Коран и учили отдельные суры из него.

Интересными уроками для детей стало также изучение пророческих историй — хадисов, в которых молодые мусульмане нашли для себя много интересных примеров.

Подробнее: Детский лагерь в мечети «Чулпан»

Ремонтные работы в Прокопьевской мечети
С осени в мечети «Махалля-Рамазан» города Прокопьевска были проведены серьезные подготовительные работы к отопительному сезону.

Подробнее: Ремонтные работы в Прокопьевской мечети

Ислам и получение духовных знаний

Осень пора знаний и самосовершенствования. Не зря именно эту пору многие тысячелетия назад человечество избрало для получения образования как в школах, так и в институтах. Как известно «знание — сила». Сила в жизни, в карьере, в дружбе и даже любви. Золотыми являются слова Корана «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?»…

 

Виды намазов

Совершение намаза является одним из столпов ислама. Однако же не все мусульмане знают, что согласно нашему вероучению, существует несколько видов молитвы.

1. Обязательный намаз

Обязательные (фард) виды намаза являются прямой обязанностью каждого мусульманина. За намеренное не совершение обязательной молитвы на верующего, как считается, записывается грех. К такому виду намаза относятся: пятикратная молитва, пятничный намаз, погребальная молитва.

Пятикратная ежедневная молитва включает в себя: утренний намаз (фаджр) – 2 ракаата, полуденный намаз (зухр) – 4 ракаата, послеполуденный намаз (аср) – 4 ракаата, вечерний намаз (магриб) – 3 ракаата и ночной намаз (иша) – 4 ракаата.

Пятничная молитва (джума-намаз) – намаз, выполняемый каждую пятницу во время полуденной молитвы (зухр). Обязательными в данной молитве являются 2 ракаата фарда. Однако, в отличие от пятикратной молитвы, джума-намаз является обязанностью исключительно мужчин.

Погребальная молитва (джаназа-намаз) – молитва, выполняемая перед погребением тела перешедшего в мир иной. Погребальная молитва является коллективной обязанностью мусульман, то есть за невыполнение хотя бы одним мусульманином данной обязанности наказанию подлежат все.

2. Необходимый намаз

Необходимые (ваджиб) – это виды намаза, совершение которых необходимо для мусульман, так как за невыполнение ваджиб-намаза мусульманину записывается грех, но уже менее суровый, нежели чем за невыполнение фард-намаза. К данной категории относятся: витр-намаз и праздничная молитва.

Витр-намаз – ежедневная молитва, включающая в себя 3 ракаата и совершаемая после выполнения ночного намаза (в месяц Рамадан – после совершения таравиха).

Праздничная молитва – намаз, включающий в себя 2 ракаата и выполняемый коллективно в мечети в день празднования Курбан-байрама и Ураза-байрама.

3. Намаз-суннат

Желательные (Сунна) намазы – как видно из названия, их совершение является желательным, но не обязательным для мусульман. За выполнение данного вида намаза верующие обретают награду, однако  за их пропуск мусульманину грех не засчитывается.

К данному виду намаза относятся суннат намазы пятикратной ежедневной молитвы и пятничного намаза: утренний намаз (фаджр) – 2 ракаата, полуденный (зухр) – 4+2 ракаата, послеполуденный (аср) – отсутствует, вечерний (магриб) – 2 ракаата, ночной (иша) – 2 ракаата, пятничная молитва (джума-намаз) – 4+4 ракаата.

Таравих-намаз, совершаемый в месяц Рамадан, также относится к категории желательных.

4. Дополнительный намаз

Дополнительные (нафиль) – вид намаза, за совершение которого верующий получает награду. Существует множество дополнительных намазов, среди которых:

духа намаз, совершаемый между восходом солнца и наступлением полуденной молитвы;

тахаджуд намаз, выполняемый в ночное время;

тахиятуль-масжид – намаз, совершаемый при посещении мечети;

истихара – намаз, в котором мусульманин просит Творца указать ему как выйти из той или иной сложившейся ситуации;

тауба – молитва, в которой человек раскаивается в содеянном и просит прощения у Всевышнего;

хаджат – намаз, при совершении которого молящийся просит у Господа выполнения определенной нужды;

истиска – молитва, в которой верующие просят проливных дождей в засушливое время;

кусуф и хусуф – намазы, выполняемые во время солнечного и лунного затмения;

вуду намаз – молитва, выполняемая после омовения.

Мечеть шейха Зайеда в Абу-Даби. Украшение мечетей

Мечеть шейха Зайеда — третья по величине самая большая мечеть в мире. Названа в честь «отца-основателя» ОАЭ — шейха Зайеда бин Султана Аль Нахайяна.

Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ…
На строительство было потрачено более 600 миллионов евро.

Мечеть снаружи насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети.

  • Главный купол мечети весом в 1000 тонн считается самым большим храмовым куполом в мире:Искусственные озера, занимающие общую площадь 7874 квадратных метра и каналы, украшенные темным кафелем, окружают мечеть, тогда как двор мечети площадью 17000 квадратных метров украшен цветной мозаикой.
  • Бассейны отражают живописный вид мечети, который становится еще более великолепным в ночное время.
    Дизайн интерьера, производящий глубокое впечатление, дополняет восхитительный внешний вид мечети. Итальянский белый мрамор и мозаичный цветочный дизайн украшает зал для моления, а интерьер стен мечети украшен золотой мозаикой достоинством 24 карата.
  • Основной зал для молитв устилает самый большой в мире ковер! Сшит этот шедевр площадью 5627 квадратных метров и весом 45 тонн из 15 огромных кусков, которые доставили в мечеть аж на двух самолетах, а стоимость уникального изделия объявлена в 6 миллионов долларов… На создание ковра-гиганта ушло почти два года.

Изделие хранит тепло рук тысячи иранских рукодельниц, которые трудились под неусыпным контролем 50 экспертов. Совершать молитву могут одновременно до 40.000 человек.

Люстры из хрусталя Сваровски своими размерами и уникальностью затмевают все представления о дороговизне как таковой…

Размахом роскоши поражают даже комнаты для омовения…
Стена Кибла, с другой стороны, имеет высоту 23 и ширину 50 метров и искусно украшена таким образом, чтобы не отвлекать молящихся.

99 имен (качеств) Аллаха представлены на стене Кибла с использованием традиционной каллиграфии Куфи с мастерски сделанной подсветкой, выполненной с использованием волокнисто-оптического освещения.

Золото достоинством 24 карата, позолота и мозаичное золотое стекло также были использованы для мехраба (ниши в центре стены Кибла) и полумесяцев, украшающих верхушки куполов.
Мечеть насчитывает 80 панелей Изник – искуссно украшенной керамической плитки, популярной в 16 столетии, украшающей имперские и религиозные здания в Стамбуле. Традиционно ручной работы, дизайн каждой плитки был разработан турецким каллиграфом Отманом Ага. Три каллиграфических стиля – Насхи, Тулот и Куфи были использованы в мечети и выполнены Мохаммедом Мехди (ОАЭ), Фаруком Хаддадом (Сирия) и Мохаммедом Алламом (Иордания).

 

Восемнадцатый признак: украшение мечетей и свитков Корана
Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями» (Ахмад).

Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (аль-Хаким и ат-Тирмизи).

Ибн Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане» (аль-Бухари).

Когда Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей».

Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениям – нежелательно».

Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов».

Благословенная мечеть Аль-Акса в городе Аль-Кудс

Аль-Масджид аль-Акса — арабское название мечети, которое переводиться как «отдаленная мечеть» (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя, дальняя мечеть).

  • Эту прекрасную мечеть построил Пророк Адам, мир ему, через сорок лет после того, как построил Ка’бу. Мечеть Аль-Акса входит в число трех самых почетных мечетей после Каʻбы в Мекке и мечети Пророка в Медине.
  • Священная мечеть Аль-Акса находится в городе Кудс (Иерусалим).
  • Сегодня для мусульман всего мира кыблой (направлением для Намаза) является Священная Ка’ба в Мекке, а некоторое время после чудесного путешествия Пророка Мухаммада, мир ему,  кыблой была мечеть Аль-Акса. Аль- Акса является второй старейшей мечетью в Исламе после  Ка’бы в Мекке, и является третей по святости и важности после в  Ка’бы Мекке и Мечети Пророка в Медине.

Крытая площадь мечети Аль-Акса прямоугольной формы,  и является простой по форме, внушительных размеров. Она занимает около 3500 м. кв., и вмещает до 5000 мусульман во время Намаза.

Кыбла мечети обращена на юг в сторону Мекки, а Купол Скалы расположен на одной оси с ней.

  • В мечеть можно попасть через 7 больших арок вдоль стены, а также через двери с восточной и западной стороны.  К мечети Аль-Акса ведут одиннадцать ворот города Аль-Кудс, семь из которых открыты и четыре закрытых, а также одни Золотые ворота.
  • Мечеть Аль-Акса находится на возвышенной части «старого города» Кудс. Вся эта территория благословенна и известна как «Аль-харам аль-кудсий аш-шариф».
  • Аль-Акса расположена в южной ее части, а в центре находится другая известная мечеть – Куббат Ас-Сахра («Купол скалы») с золотым куполом.
  • Пророк Мухаммад, мир ему, спустя десять лет после того, как получил свое первое Откровение, совершил чудесное ночное путешествие из Мекки в город Аль-Кудс (араб. القدس‎‎ аль-Кудс), и вознесся к семи небесам на белом летающем животном под названием Аль- Бурак.

Эта мечеть упоминается в Священном Курˋане. В первом Аяте Суры «Аль-Исра`» сказано, что Пророк Мухаммад, мир ему, чудесным образом совершил путешествие из Мекки в мечеть Аль-Акса в Кудсе.

В этой мечети Пророку Мухаммаду было дано великое чудо – все Пророки были собраны на коллективный Намаз, а Пророк Мухаммад был имамом. Это событие произошло в ночь 27 Раджаба за полтора года до һиджры. Некоторое время Аль-Акса была кыблой (направлением для Намаза).

Это продолжалось на протяжении 17 месяцев. В остальное время, как и сейчас, кыблой для мусульман мира — Каʻба.

На протяжении истории мечеть Аль-Акса много раз реставрировалась и перестраивалась. Сейчас – это прямоугольное здание больших размеров (около 87х56 метров), увенчанное куполом. Одновременно она вмещает 5 000 молящихся.

  • Внутри мечеть представляет собой большой прямоугольный молитвенный зал, разделенный на 7 проходов (нефов) шестью рядами колонн. Центральный неф шире и выше остальных. Кыблой мечети является ее южная стена, а главные входы находятся с северной стороны – их семь. А также есть двери с восточной, западной и южной сторон.
  • Северный фасад оформлен в виде портика с семью высокими арками – по одной напротив каждого входа. Зал мечети просторный и светлый. Внутреннее пространство зала разделено рядами мраморных колонн и массивных каменных столбов с квадратным сечением, соединенных арочными перекрытиями. Сверху колонны украшены резными капителями.
  • Мечеть Аль-Акса известна своим прекрасным внутренним убранством. Она украшена мрамором, мозаикой, резьбой, цветными витражами, лепниной, многоцветными орнаментами и аятами Священного Писания. В дальней части центрального нефа возвышается купол мечети.

С внутренней стороны он покрыт мозаикой и лепниной стиля 13 века, а с внешней – свинцовыми пластинами, которые придают ему характерный серый оттенок. Целью использования таких материалов было придать ему первоначальный вид.

В мечети Аль-Акса имеется 137 окон, семь из которых – в самом куполе. Они большие и сделаны в виде цветных витражей. Возле михраба находится прекрасный резной минбар мечети Аль-Акса.

Уникальность мечети Аль-Акса также и в том, что у нее есть огромный подземный зал.Часто мечеть Аль-Акса путают с другой знаменитой мечетью, находящейся неподалеку – Куббат Ас-Сахра («Купол скалы»).

Мечеть Куббат Ас-Сахра – это восьмигранное сооружение, увенчанное золотым куполом, а Аль-Акса имеет прямоугольную форму, а ее купол серый.

Недалеко от мечети Аль-Акса, построен минарет квадратной формы.

Одним из старейших и самых фотографируемых мест является фонтан недалеко от центрального входа, который имеет  краны и места для совершения ритуального омовения.

На протяжении всей своей истории Аль-Акса была предметом постоянных реставрационных работ в связи с уроном, нанесенным в результате землетрясений и попыток целенаправленного уничтожения.

Здание теперь имеет центральный неф и 6 проходов (изначально вход в крытую площадь вели 14 проходов). Аль-Акса украшена более чем 100 цветными витражами, 14 арками внутри, 27 итальянскими мраморными колоннами с восточной и столькими же с западной стороны.

В ночное  и вечернее время мечеть освещают великолепные люстры и светильники, а очертания мечети подчеркивает подсветка.

В просторном и широком дворе мечети проводятся ифтары в Священный месяц Рамадан.

Большая Мечеть Шейха Зайда

Мечеть Шейха Зайда (Sheik Zayed Grand Mosque), расположенная в Абу-Даби, является одной из самых больших и красивых мечетей в мире.

Самая основная достопримечательность Абу-Даби и всей страны, Великая Мечеть названа в честь первого президента ОАЭ — Шейха Заида бин Султана Аль Нахайяна, захоронение которого расположено рядом с мечетью.

Большая Мечеть Шейха Заеда, в отличие от остальных скромных и лаконичных мечетей города и страны, с виду похожа на роскошный дворец, который с уверенностью можно назвать шедевром архитектуры.

Архитекторам и дизайнерам интерьеров Мечети Шейха Зайда удалось совместить  в себе стиль Мамлуков (Египет), Османский (Турция) и  Фатимидский стили. Для строительства мечети были собраны лучшие дизайнеры и поставщиков материала со всего мира: Германии, Италии, Марокко, Индии, Турции, Китая, Греции и ОАЭ. Итог строительства этого грандиозного сооружения превзошел все ожидания!

Мечеть поражает всех своей необычайной красотой как снаружи, так и внутри, и это неудивительно, ведь она посвящена любимому правителю ОАЭ шейху Зайду ибн Султану аль-Нахайяну. Купола мечети, которых насчитывается здесь  82, сделаны из белого Итальянского мрамора, главный купол мечети диаметром 32,7 метра является самым большим в мире! Верхушки куполов украшают полумесяцы, покрытые золотом.

Внутренний двор мечети занимает площадь в 17000 м2 и выстлан цветным мрамором с нежным цветочным орнаментом.

Помимо этого красоту мечети дополняют сверкающие искусственные озера и каналы общей площадью 7874 м2, а также декоративные бассейны, окружающие ее.

  • Восхитительные минареты, расположенные в четырех углах мечети, возвышаются на 107 метров. Большая Мечеть Шейха Зайда украшена 1096 колонами снаружи и 96 внутри зала для молитвы.
  • Главный молитвенный зал (мужской) в мечети освещают семь стальных люстр из Германии (фирма Faustig), покрытых  сусальным золотом в 24 карата (общая масса золота, использованного для покрытия составила 40 кг) и декорированных кристаллами Сваровски. Центральная люстра Большой Мечети Шейха Заеда является самой большой люстрой в мечети в мире: 10 метров в диаметре, 15 метров в высоту, общим весом в 12 тонн!
  • Еще одно мировое достижение, которое украшает главный молитвенный зал, ковер – самый большой в мире, площадью 5627 м2. Он был изготовлен по рисунку иранского художника Али Халики вручную. На его изготовление ушло 35 тонн шерсти, 12 тонн хлопка, 2 года кропотливой работы 1200 ткачих. Вес ковра достигает 47 тонн.

Молельный зал также украшен 20 тысячами панелей из мрамора ручной работы, декорированных полудрагоценными камнями, такими как лазурит, красный агат, аметист и жемчуг.

Дополняют дизайн интерьера главного молельного зала золотая и цветочная мозаика на стенах, выполненная по индивидуальному заказу и удивительная ажурная кафедра для имама, сделанная из дерева, с инкрустациями камней и белого золота.

99 имен Аллаха написаны традиционной каллиграфией Куфи на стене Кибла, ширина которой 50 метров, а высота 23. Помимо этого стена Кибла имеет подсветку с помощью волокнисто-оптического освещения и сделана таким образом, чтобы не отвлекать молящихся.

Мечеть также украшают 80 панелей «Изник», декорированных керамической плиткой ручной работы, пользовавшейся популярностью в 16 веке. Ее дизайнером и изготовителем был турецкий каллиграф Отман Ага. Всего для украшения мечети шейха Заеда было применено три каллиграфических стиля — Насхи, Тулот и Куфи.

Живописный вид мечети шейха Зайда прекрасен как днем, когда здание переливается на солнце белым и золотым цветом, так и ночью, когда здание и купола освещаются искусственной подсветкой, меняющей цвета в зависимости от фаз луны.

Мечеть открыла свои двери для верующих в 2007 году во время священного месяца Рамадан. Во время праздников мечеть одновременно может вместить до 41000 верующих, а главный зал для молитв – 7 тысяч мусульман.

Большая Мечеть Шейха Зайда является одной из самых важных культурных достопримечательностей ОАЭ. С 2008 года на территорию мечети стали пускать туристов (Мечеть Шейха Заеда — вторая мечеть в ОАЭ, куда пускают всех желающих, а не только мусульман). Вход и экскурсии по мечети Шейха Заеда бесплатный.

При посещении мечети вы должны быть одеты не в облегающей одежде и покрывающей практически все части тела, кроме кистей рук, лица, и ступней ног. Обувь перед входом в мечеть необходимо снять. Девушкам нужно иметь платок для покрытия головы.

Мечеть в жизни мусульманина

В хадисах пророка Мухаммада особенно прославляются те мусульмане, «чьи сердца привязаны к мечети».

Что это означает? Подразумевает ли это, что истинно уверовавший должен отойти от этого мира, уединившись под сводами тихого, чуть пахнущего благовониями уголка местной мечети, проводя время в обязательных и дополнительных намазах, а также усердно читая Священный Коран, удобно расположившись на мягком, чуть ворсистом коврике? С другой стороны, разве Ислам требует от человека полного отрешения от повседневных суетных забот – ведь он является религией, учитывающей как духовные, так и вполне земные, материальные потребности человека? Все это наводит на мысль, что роль и функция мечети воспринимается сегодняшними мусульманами несколько однобоко.

Многие мусульмане – как соблюдающие, так и номинальные – ошибочно рассматривают мечеть как некое подобие церкви.

Этим и объясняется происхождение некоторых порой забавных, а порой возмущающих по нужной строгости придерживающихся Шариата братьев казусов, когда в центральную мечеть города приходит занятная разноцветная «свадебная процессия» — «никях у муллы почитать».

В центре этой радостной толпы гордо вышагивают расфуфыренный жених, невеста с боевым «индейским» раскрасом на лице, в пикантно обтягивающем талию платье с волнующим декольте и фате, никак не способной претендовать на хотя бы подобие хиджаба.

Сопровождает счастливых новобрачных, вспомнивших о своих национальных корнях и решивших «прихалялить» собственный штамп в паспорте (тем более что молящейся бабушке этот жест молодых так приятен!), целая армия тетушек, сверкающих пухлыми голенями, семенящих из-под разноцветных юбок чуть ниже колена, небрежно накинувших на монументальные прически кружевные белые платочки. Рядом размеренным солидным шагом ступают насупленные серьезные родственники мужского пола в деловых костюмах; парочка чересчур ярко накрашенных «подружек невесты» в обтягивающих джинсах и повязанных назад или накинутых на затылок платках, из-под которых выбиваются умащенные блестками мелированные пряди, суетится вокруг счастливой обладательницы жениха. В лучшем случае, в ходе процессии можно порой разглядеть какую-нибудь выделяющуюся на общем фоне бабушку в расшитом узорами национальном костюме, выполненном по всем канонам классического хиджаба, или затесавшуюся ненароком соблюдающую подругу «виновницы торжества», порой инстинктивно поправляющую ниспадающий на грудь строгий платок и поглядывающую, не торчит ли у нее из-под широкой длинной юбки щиколотка – а в глазах мусульманки читается недоумение: «Боже мой, куда я попала?..»

После получасового невнятного бормотания «дежурного муфтия» и получения заветного розового «сертификата о никяхе», под все те же изумленные взгляды молящихся братьев и укутанных в хиджабы девушек вся «честная компания» отправляется праздновать знаменательное событие в ресторан — скорее всего, там будет и выпивка (по такому-то случаю), и совместные танцы до упаду (а иначе ведь — со скуки помрешь) разгорячившейся родни в количестве, редко опускающемся ниже цифры в 100 человек. И удивляться, сокрушаться, возмущаться в праведном гневе здесь неуместно — все эти люди обыкновенно вспоминают, что «они ведь мусульмане», разве что по праздникам. И, увы, это реалии многих исторически мусульманских народов — и в Татарстане, и в республиках Северного Кавказа: махровая джахилия порождает тотально извращенное представление обо всем, связанном с Исламом.

  • С другой стороны, действительно старающиеся соблюдать Шариат мусульмане, относясь к такой родне с жалостью, тоже порой рассматривают мечеть как своего рода резервацию для того, чтобы уйти от того грязного мира, что их окружает.
  • Да, эти резервации часто подвергаются атакам, налетам, составлениям «списков ваххабитов», но главная беда в том, что чисто психологически эти братья и сестры воспринимают мечеть в качестве собственного халяльного гетто, где они могут относительно спокойно помолиться и отдохнуть сердцем в кругу единоверцев и единомышленников.
  • При этом, старательно отвешивая положенные поклоны и добросовестно читая Коран, эти мусульмане не то что забывают, а в большинстве случаев и не знают обо всем спектре функций мечети.
  • Тюркское, татарское слово «мечеть» происходит от обозначающего Дом Аллаха арабского слова «масджид» — то есть, переводя буквально, того места, где совершаются суджуды — земные поклоны Всевышнему, то есть, обобщая, происходит поклонение Ему.

Но в Коране, с другой стороны, есть очень интересный аят, где говорится о том, что вся земля является местом такого поклонения.

С другой стороны, если рассматривать эту тему с точки зрения смысловых особенностей слова «поклонение» в русском языке, мы поймем, что оно чрезмерно обуживает смысл термина «ибадат» в Исламе.

«Ибадат» — это не только поклонение в буквальном смысле этого слова в виде положенного количества намазов и постов. Ибадат — это, прежде всего, всестороннее служение Одному лишь Аллаху, которое может и должно иметь место во всех сферах жизни мусульманина — и в таком случае поклонение будет лишь частным аспектом этого служения.

Соответственно, и мечеть не должна восприниматься исключительно как место отправления религиозных обрядов. В принципе, такое девиационное понимание назначения мечети появилось относительно недавно (причем преимущественно именно в России), когда многие мусульмане утратили адекватное понимание собственной религии.

Исторически же, начиная со времен Пророка (мир ему), мечеть выполняла функции не только молельного зала, но и место политических собраний мусульман, теологических бесед, проповедей (хутб) на актуальные для мусульман темы — от сложных богословских вопросов до тонких нюансов супружеских отношений, от проблем политики до аспектов разных видов искусства.

Из истории Ислама мы знаем, что при мечетях всегда имелись обширные исламские библиотеки, медресе, в них шли занятия по серьезному обучению людей тонкостям мусульманского богословия и фикха (права).

Человек мог придти, помолиться (что занимает обычно 5-10 минут), прочитать положенные зикры и уединиться с книгой в руках — причем чтение труда о достижениях естественных наук в стенах мечети не менее правомерно и поощряемо, чем изучение сугубо исламской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: