Харут и марут — словарь исламских терминов

В нашей религии не существует такого понятия, как «падший ангел», так как ангелы безгрешны, то есть не способны на совершение греха. Они постоянно и без устали поклоняются Всевышнему Аллаху и выполняют Его повеления. Соответственно, не может быть речи об их неповиновении или об их наказании за совершённый грех.

Что же касается Харута и Марута, то это имена двух ангелов, которые упоминаются в 102 аяте суры аль-Бакара. Эти ангелы были направлены к жителям Вавилона, до пророка Нуха (мир ему), как сказал Ибн Исхак и другие.

В своё время в Вавилоне очень большое распространение получило колдовство. Эти два ангела давали людям информацию о колдовстве, а не обучали людей колдовству, более того, они запрещали людям заниматься колдовством.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿وَمَآ أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَـرُوتَ وَمَـرُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ﴾

«Ничего не было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой». (сура Аль-Бакара: 102)

Ибн Касир в толковании этого аята пишет:

«Имеются разногласия по поводу этой истории. Из этого аята однозначно можно понять, что Аллах ничего не ниспосылал этим двум ангелам, как об этом сказал аль-Куртуби.

Иудеи же утверждали, что Джабраил и Микаил (мир им) принесли знание о колдовстве двум ангелам – Харуту и Маруту. Но Аллах в аяте опровергает это лживое заявление.

Аль-Ауфи передает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу слов Аллаха: «Ничего не было ниспослано двум ангелам в Вавилоне…», – то есть «Аллах не ниспосылал колдовство».

Ибн Джарир также передаёт мнение Ар-Раби’ ибн Анаса (да будет доволен им Аллах) по поводу слов Аллаха:«Ничего не было ниспослано двум ангелам»,– то есть «Аллах не посылал знание о магии этим двум ангелам».Ибн Джарир добавляет: «Это наиболее правильный комментарий к этому аяту».

Многие учёные из числа праведных предшественников считали, что Харут и Марут были ангелами, которые спустились с небес на землю и совершили то, о чём говорится в вышеприведенном аяте.

Чтобы сопоставить этот аят с догмой, что ангелы защищены от ошибок, мы скажем, что Аллах предварительно знал, что совершат эти ангелы, также, как Он знал о том, что совершит Иблис, но всё же позволил находиться ему с ангелами, как говорит Всевышний Аллах:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُواْ لأَدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى

«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис отказался». (сура Таха:116)

А то, что совершили Харут и Марут, менее тяжко чем, то, что совершил Иблис (да проклянёт его Аллах). Аль-Куртуби пишет, что так считали: Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Умар, Ка’б Ибн Аль-Ахбар, Ас-Судди и Аль-Кальби (да будет доволен ими Аллах).

Абу Джафар ар-Рази передаёт, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда кто-либо приходил к этим ангелам, чтобы научиться колдовству, они предупреждали его: «Мы – лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!» Они отличали добро от зла и знали, что является верой, а что – неверием.

Они также знали, что колдовство является одной из форм неверия. Когда человек настаивал на обучении колдовству, они посылали его в место, где сатана встретил бы его и обучил колдовству.

После обучения колдовству свет веры вылетал из человека в небо, и тогда человек восклицал: «О горе мне, горе! Что мне делать теперь!»

Хасан аль-Басри сказал: «Эти ангелы были ниспосланы с магией для того, чтобы испытать людей. Но до того, как они были посланы, Аллах взял с них обещание, что прежде, чем они начнут обучать кого-то колдовству, они предупредят его словами: «Мы – лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!».».

(Мухтассар «Тафсир Ибн Касир»)

Некоторые историки и толкователи Корана приводят историю Харута и Марута и добавляют, что они совершили на земле прелюбодеяние и выпили спиртное, что не соответствует убеждениям мусульман.

А другие учёные заявляют, что это ложь и обман, некоторые даже обвиняют в неверии того, кто убеждён в правдивости этой истории.

Далее мы приведем слова Ибн Хаджара аль-Хайтами, где он разъясняет эту историю.

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в книге «Фатава аль-Хадисия»:

«Что касается истории Харута и Марута, как это достоверно пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что они были ангелами и что их соблазнила самая красивая женщина того времени, которую звали Захра, и они совершили прелюбодеяние, выпили опьяняющее и убили ребенка.

А эта женщина была превращена в известную звезду, так как они обучили её «Аль-исм аль-а’заму», с помощью которого сами поднимались на небеса. С помощью этого («Аль-исм аль-а’заму») она вознеслась на небеса и превратилась в известную звезду.

Это является чудом, которое сотворил Аллах в качестве назидания (воспитания) ангелам за их слова, как это достоверно пришло в хадисе: «Когда сотворили Адама, Они (ангелы) сказали:

«Неужели Ты поселишь там (на земле) того, кто будет распространять нечестие?» (сура Аль-Бакара, 30)

Аллах пояснил им, что если Он вложит в них те качества, которые Он вложил в людей, то они также будут распространять нечестие. И они этому удивились. Тогда Всевышний Аллах повелел им выбрать троих ангелов, и они выбрали.

Но один из трёх попросил оставить его, и его оставили.

Харут и Марут спустились на землю, и случилось с ними то, что случилось, в качестве назидания (воспитания) для остальных ангелов, дабы удерживать их от рассуждения о том, о чём нет у них знания.

То, что я здесь привёл, является ответом на то, что эта истории является необычным делом. Посредством той мудрости, которую я упомянул ответ, становится очевидным для тех, кто отрицал эту историю.

Более того, некоторые преувеличили и сказали: «Тот, кто имеет убеждение в правдивости их истории, впадает в неверие». Но это конечно не так, как они заявляют.

Итак, когда ты узнал, что об этом пришли достоверные хадисы, что это произошло согласно мудрости Всевышнего Аллаха, что это не умаляет (не портит) безгрешность ангелов и также не противоречит никаким правилам и доводам, запомни это и подумай над этим. Поистине, многочисленны разговоры вокруг этой темы, а мнения и предположения противоречат друг другу.

А то, что я здесь привел, является более соответствующим Сунне и не противоречащим правилам Шариата, хотя и не видел я никого, кто бы написал об этом до меня.

Имеется также мнение, что они были не ангелами, а джинами, которые находились среди ангелов. Если посчитать это мнение достоверным, то нет никакой нужды отвечать на их истории. Это было бы подобно тому, что и Иблис не был ангелом, хотя и находился среди них, будучи джинном».

Простым же рабам Аллаха не стоит вдаваться в подробности этих историй и не следует пытаться установить истинность той или иной версии. Лучше всего уповать на Всевышнего Аллаха и приводить то, что пишется книгах истинных учёных Ахль Сунны, не принижая знания и достоинства ни одного из них. А противоречивые моменты лучше всего оставить тем, кто обладает знаниями и разбирается в этих вопросах.

Аллах знает лучше!

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/43260

История ангелов Харут и Марут

Именем Аллах Милостивого и Милосердного.

Одним из столпов убеждений мусульман является вера в ангелов. И столпом веры в ангелов является вера в их безгрешность. Есть известная история про двух ангелов – Харута и Марута, которые были посланы на землю.

Некоторые историки и толкователи Корана приводят эту историю и добавляют, что они совершили на земле прелюбодеяние и выпили спиртное, что не соответствует убеждениям мусульман. Эту историю приводит и шейх Саид афанди, да смилуется над ним Аллах. А другие ученые заявляют, что это ложь и обман, некоторые даже обвиняют в неверии того, кто убежден в правдивости этой истории.

Далее мы приведем слова Ибн Хаджара аль-Хайтами, где он разъясняет эту историю. Чтобы не возникало вопросов, почему некоторые шейхи приводят эту историю, а некоторые не приводят.

Ибн Хаджара аль-Хайтами пишет в книге «Фатава аль-Хадисия»[2]:

وأما ما وقع لهاروت وماروت كما صح عنه ( صلى الله عليه وسلم ) في شأنهما أنهما كانا من الملائكة وأنهما افتتنا بالزهرة ، وكانت أجمل نساء زمنها حتى زنيا بها وشربا الخمر ، وقتلا فمسخت كوكباً لأنهما علماها الاسم الأعظم الذي كانا يرقيان به إلى السماء فرقيت إليها فمسختْ هذا الكوكب المضيء المعروفة ، فذلك أمر خارق للعادة أوجده الله تعالى تأديباً للملائكة في قولهم . كما صح في الحديث أيضاً عند خلق آدم : ) أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا ( [ البقرة : 30 ] الآية ، فبين لهم تعالى أنه لو ركب فيهم ما ركب في الإنسان لأفسدوا أيضاً فتعجبوا ، فأمرهم أن يختاروا ثلاثة منهم ففعلوا فاستقال واحد منهم فأقيل ، ونزل هاروت وماروت ، فوقع لهما ما وقع تأديباً لبقية الملائكة وزجراً لهم عن أن يخوضوا فيما لا علم لهم به ،

«Что касается истории Харута и Марута, как это достоверно пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что они были ангелами и что их соблазнила самая красивая женщина того времени, которую звали Захра.

И что они совершили прелюбодеяние и выпили опьяняющее, после чего были убиты, а та женщина превращена в планету, так как они обучили её «аль-исму а’заму», с помощью которого ангелы поднимались на небо и с помощью которого она вознеслась на небо и превратилась в известную планету.

Это является необычным делом, которое создал Аллах в качестве наказания (воспитания) ангелам за их слова, как это достоверно пришло в хадисе, когда сотворили Адама «Они (ангелы) сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие..

?» Аллах им пояснил, что если Он вложит в них те качества, которые Он вложил в людей, то они также будут распространят нечестие. (Тогда) Он повелел им, чтобы выбрали троих ангелов и они выбрали, но один из трех попросил оставить его и его оставили.

Харут и Марут спустились на землю и случилось с ними то, что случилось, в качестве наказания (воспитания) для остальных ангелов, дабы удерживать их от рассуждения о том, о чем нет у них знания.

وهذا الذي ذكرته من الجواب عن هذه القصة من أنها أمر خارق للعادة ، وبهذه الحكمة التي ذكرتها يتبين به الردّ على من أطال في إنكار قصتهما حتى بالغ بعضهم وقال : إن من اعتقد ذلك فيهما كفر ، وليس كما زعم, لما علمت من صحة الأحاديث بها ، وأن ذلك الوقوع لتلك الحكمة لا يخل بعصمة الملائكة من حيث هي ولا ينافيه شيء من الأدلة ولا من القواعد ، فاحفظ ما قررته وتأمله فإن الكلام قد كثر في هذا المحل وتعارضت فيه الآراء والظنون وما ذكرته فيه هو الأوفق بالسنة وغير مناف للقواعد وإن لم أر من سبقني إليه ، وقيل لم يكونوا ملكين بل هما جنيان وإن كانا بين الملائكة فإن صح هذا لم يحتج للجواب عن قصتهما كما أن إبليس لم يكن من الملائكة وإنما كان بينهم وهو من الجن .

То, что я упомянул является ответом на эту историю, что это является необычным делом. Посредством той мудрости, о которой я упомянул, становится очевиден, ясен ответ тем, кто удлинил речь в отрицании их истории, даже некоторые преувеличили и сказали: «Тот, кто будет убежден в этом, в их истории, впал в неверие». Но это не так, как он заявляет.

И так как ты узнал, что об этом пришли достоверные хадисы и что это произошло из-за той мудрости, то это не умаляет (не портит) их безгрешность и также не портит ничего из прав и доводов. Ты пойми это и подумай над этим.

Поистине, увеличились разговоры об этой теме, и мнения и предположения противоречили друг другу.

То, что я упомянул, является самым соответствующим Сунне и не портящим (нарушающим) права (законы), хотя и не видел я ни одного, кто бы додумался об этом раньше, чем я.

Некоторые сказали: «Они не были ангелами, а были джинами, которые находились среди ангелов», если это мнение является достоверным, то нет никакой нужды в ответе об их истории, также и Иблис не был ангелом, хотя и находился среди них, но был джином».

П.С. Целью перевода слов ибн Хаджара не было доказать истинность этой истории, а только доказать, что шейх Саид афанди, да смилуется над ним Аллах, имеет хорошую основу своим словам.

Чтобы люди не начали выносить такфир тем, кто рассказывают эту историю. А являются ли хадисы, о которых пишет ибн Хаджар достоверными или нет, и вообще, есть ли такие хадисы — в этом мы уповаем на него.

Может, он находил достоверные хадисы, Аллах знает лучше!

Источник: http://quran-sunna.ru/istoriya-angelov-xarut-i-marut/

История ангелов Харута и Марута

В книге шейха Садука «Уйун ахбари реза» приведёны хадисы от Имама Резы (А), рассказывающие историю Харута и Марута:

От Имама Резы (А) от его отца Имама Казыма (А) от его отца Имама Садыка (А) относительно слов Аллаха: «И они последовали за тем, что читали шайтаны в царстве Сулеймана. Сулайман не был неверным, но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту.

Но они оба не обучали никого, пока не говорили: “Мы — искушение, не будь же неверным!” И те научались от этих двух, как разлучать мужа от жены, — но они не вредили этим никому, иначе как с дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тот, кто приобретал это, — нет ему доли в будущей жизни.

Плохо то, что они покупали за свои души, — если бы они это знали!» (2: 102).

Он (Имам Садык, мир ему) сказал: «Те, которые последовали за тем, что читали шайтаны из колдовства и заклинаний в царстве Сулеймана, думают лживо, будто Сулейман стал царём посредством колдовства, и мы (говорят они) тоже покажем удивительные вещи через колдовство, дабы люди следовали за нами. И сказали они: “Сулейман был неверным, колдуном искусным.

Через колдовство он царствовал и владел тем, чем владел”.

И Аллах – велик Он и свят! — опроверг их слова, сказав: “Сулейман не был неверным” и не использовал колдовство, как говорят они, “но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству”, которое они приписали Сулейману и “тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту”.

После Нуха (А) стало много колдунов и обманщиков, и Аллах отправил к пророку того времени двух ангелов, дабы они рассказали ему, каким образом совершается колдовство, и каким образом оно уничтожается.

Тот пророк обучился этому от тех двух ангелов и по приказу Аллаха передал это рабам Аллаха, велев им противостоять через это колдовству и уничтожать его и запретив им заколдовывать людей.

Это подобно тому, как кто-то рассказывает кому-то, что такое яд, и как можно противостоять его действию.

И Аллах сказал, велик Он и свят: “Но они оба не обучали никого, пока не говорили: ‘Мы — искушение, не будь же неверным!’”. Пророк того времени велел этим двум ангелам проявить себя для людей в человеческом облике и обучить их тому, чему обучил их Аллах из этого дела.

А потому Аллах говорит: “Но они оба не обучали никого” – колдовству и средствам его уничтожения — “пока не говорили” – обучавшимся у них — “мы — искушение” – и испытание для рабов, дабы они повиновались Аллаху в том, чему обучаются у нас, уничтожая тем самым козни колдунов, а не становясь сами колдунами, — “не будь же неверным!” – через использование колдовства и причинение через это вреда людям и призыва их к тому, чтобы они поверили, будто ты оживляешь и умертвляешь и делаешь то, что не способен делать никто, помимо Аллаха: ибо это есть неверие (куфр).

И Аллах сказал: “и те научались от этих двух” – то есть желавшие обучиться колдовству обучались у шайтанов заклинаниям, которые те писали в царстве Сулеймана, и обучались тому, что было ниспослано Харуту и Маруту, то есть этим двум видам, “как разлучать мужа от жены”, — и это те, которые обучались наносить вред людям.

Они через хитрость, аллегории, закапывание чего-то в определённом месте или исполнение определённых действий научились наносить вред, дабы влюблять мужчину в женщину или женщину в мужчину, равно как и разлучать их.

И Аллах сказал: “но они не вредили этим никому, иначе как с дозволения Аллаха” – то есть по знанию и допущению Аллаха, ибо если бы Аллах пожелал, то не дал бы им совершать это, через Свою силу и принуждение.

А затем Он сказал: “И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы” – ибо они, когда научились колдовству, чтобы вредить им, научились лишь тому, что вредило им в их религии и не приносило пользы, и они вышли из религии Аллаха через это.

И они знали” — то есть эти обучавшиеся, — “что тот, кто приобретал это, — нет ему доли в будущей жизни” – то есть в награде Рая, ибо те, кто обучали колдовству, были убеждены, что нет ни Посланника, ни Аллаха, ни Судного Дня.

И Он сказал: “Плохо то, что они покупали за свои души” – покупали страдания, ибо они продали будущий мир за цену ближнего и отдали себя в залог вечным мучениям — “если бы они это знали!” – что они продали самих себя за страдания. Однако они не знают этого, из-за своего неверия. Когда они оставили Доводы Аллаха и не стали брать у них знания, Он подверг их мучениям за их ложные верования и отрицание истины».

Приведем еще один хадис:

Передали Йусуф ибн Мухаммад ибн Зийад и Али ибн Мухаммад ибн Сайар от своих отцов, что те спросили у Имама Аскари (А): «Вот, люди (то есть сунниты) думают, что Харут и Марут были двумя ангелами, которых Аллах избрал, когда увеличилось неподчинение потомков Адама, и отправил их на землю вместе с третьим ангелом. И эти двое влюбились в женщину, захотели совершить с нею прелюбодеяние, пили вино, убивали невинных людей, и Аллах наказал их за это в Вавилоне, и что колдуны обучились колдовству именно у этих двух, и что Аллах превратил ту женщину в звезду».

Имам (А) сказал: «Прибегаю к Аллаху от этого! Поистине, ангелы Аллаха – непорочны, защищены от всякого неверия и мерзости по милости Аллаха Великого. Аллах сказал: “Не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано” (66: 6).

И сказал Он: “Ведь Ему принадлежат те, кто в небесах и на земле. И те, кто у Него, не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают. Они восхваляют ночью и днем неустанно, не ослабевая” (21: 19-20).

И Он сказал также об ангелах: “Да, это — рабы почтенные. Не опережают они Его в слове, и по повелению Его они действуют.

Знает Он, что было до них и что будет после них, и они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут” (21: 26-28).

Если бы было так, как они говорят, что это означало бы, что Аллах сделал ангелов Своими наместниками на земле, и они стали подобны пророкам и имамам.

Так бывает ли от пророков и имамов убийство невинных людей и прелюбодеяние?! Разве вы не знаете, что Аллах никогда не оставлял землю без пророка или имама из числа людей? Разве Аллах не сказал: “И до тебя Мы посылали только людей из обитателей селений, которым ниспосылали откровение” (12: 109) – то есть отправляли пророков лишь из числа людей? И Он сказал, что не отправлял ангелов на землю, чтобы они были имамами или правителями, но они посылались лишь к пророкам Аллаха».

Они спросили у него: «А разве Иблис не был ангелом?»

Имам (А) сказал: «Нет, но был он из джиннов. Разве вы не слышали, как Аллах сказал: “И вот Мы сказали ангелам: ‘Поклонитесь Адаму!’ И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего” (18: 50)? Тем самым Аллах сказал, что он был джинном. И о нём сказал Аллах: “А джиннов Мы сотворили раньше из огня знойного” (15: 27)».

Затем Имам Аскари (А) сказал: «Мне передал мой отец (А) от его отца (А) от Имама Резы (А) от его отцов (А) от повелителя верующих (А) от Посланника Аллаха (С): “Аллах избрал нас, род Мухаммада, и избрал пророков, и избрал ангелов приближенных. И Он не избрал их иначе, как зная, что они не станут выходить из Его руководства (вилаята) и защиты”».

(«Уйун ахбар реза» Садука, том 1, С. 547 — 555).

Источник: http://arsh313.com/istoriya-angelov-haruta-i-maruta/

Кем были Харут и Марут ангелами или кем-то другим?

Кем были Харут и Марут ангелами или кем-то другим?

Слушая лекции имама Сарыагашской мечети Абдугаппара Сманова, я услышал  историю про Харута и Марута, в которой он рассказывал о том, что они согрешили и Аллах дал им выбор: либо сейчас покарать их за грех, либо дать им возможность исправить грехи, оставив их на земле. Они выбрали второе условие. Примерно такая история. На сайте: http://azan.kz/islam/blog/id/2035.

html выложили материал, где говорится что Харут и Марут не ангелы, что-то я совсем запутался.Не могли бы Вы по-подробнее раскрыть эту тему (кем они были — ангелами или не ангелами?).В интернете много материалов, но они местами противоречивы, поэтому хотелось бы, чтобы наши имамы ответили на этот вопрос, иначе мы сами можем заблуждаться.

Джазак Аллаху хайран!

Ерлан

По поводу, того были ли Харут и Марут ангелами или нет, существует две версии. Основная часть ученых утверждает, что Харут и Марут были ангелами.  Они были ниспосланы Всевышним Аллахом для испытания иудейского народа.

Известно, что на тот момент в Вавилоне очень сильно было развито колдовство, а люди путали колдовство с муджизой пророков. Поэтому, чтобы объяснить людям разницу между колдовством и пророческими чудесами, Аллах послал на землю двух ангелов – Харута и Марута.

Доказательством того, что они были ангелами является аят в Священном Коране:

«…Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим…» (сура Бакара, 102 аят)

Также, в тафсире Куртуби приведен хадис от Али (р.а.), в котором повествуется о том, что Харут и Марут были ангелами.

Некоторая часть «исключительных» мнений ученых полагают, что Харут и Марут не были ангелами.

Ибн Аббас и Хасан Басри произносили в слове «малакайни» (ангелы) букву «ла», через букву «ли», тем самым под значением этого слова они подразумевали «правителей»(маликайни).

Еще одна группа  ученых утверждала, что Харут и Марут были из семейства джинов. Считаем, что первая точка зрения представляется наиболее верной.

Источник: http://muslim.kz/ru/question/250-kem-byli-harut-i-marut-angelami-ili-kem-to-drugim.html

Читать онлайн «Исламский энциклопедический словарь» автора Али-заде Айдын Ариф оглы

В суфизме марифа обретается путем преданного служения аль-Хакку (Истинному). Если «путник» (салик) сумел приобрести высшие состояния духовной практики, то сам Бог открывает ему сокрытые знания.

Близким по значению словом, которым также обозначают внеопытное знание, является «ирфан».

Масалих аль-Мурсала — «независимые полезные действия». Термин исламского права, который сводится к вынесению правового решения проблемы муджтахидом на основании его полезности и предпочтительности для общества, в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из буквального значения аятов или хадисов (нассов), а также кыяса и иджмы.

Масалих аль-мурсалу также называют истислахом (стремлением к пользе). В отличие от истихсана (См. Истихсан), вывод сделанный на основании истислаха является независимым от Корана и Сунны. Истихсан же связан с первоисточниками посредством кыяса, действие которого он подвергает некоторой коррекции.

В качестве независимой категории исламского права масалих аль-мурсала признавался Маликом ибн Анасом, который считал, что он должен соответствовать общему духу Шариата, и не противоречить какому-либо положению исламского права, которое выведено на основании более приемлемых методов Шариата. Также масалих аль-мурсала не должен противоречить доводам разума.

По поводу возможности применения такого метода, среди исламских улемов единства не было. В ханафитском праве масалих аль-мурсала не является независимой правовой категорией.

Шафииты же считают его частью истихсана. Помимо маликитов этот метод признается и ханбалитами, так как известно, что им пользовался Ахмад ибн Ханбаль.

Сподвижники пророка Мухаммада также пользовались этим методом в исключительных случаях.

Масджид — мечеть, место для совершения коллективного намаза. Во множественном числе — масаджид. В корне этого слова лежит слово «суджуд» (земной поклон).

В мечетях собираются мусульмане для общего совершения обязательных ежедневных пятикратных намазов, а также праздничных намазов. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, где принимаются какие-то решения.

Они также могут быть и учебными центрами.

Обычно мечетями являются специально выстроенные для этих целей здания с куполами. Сравнительно большие мечети могут иметь минареты. Как правило, внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы.

Там также находятся различные комнаты для имамов и муэдзинов. На определенном расстоянии от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений.

Часто при мечетях строятся и бани.

Первой в истории Ислама мечетью была Кааба. Об этом в Коране говорится следующим образом: «Поистине, первый дом, который установлен для людей, — тот, что в Бекке, — благословенными в руководство для миров» (Коран, 3: 96).

В одном из хадисов из сборника Бухари и Муслима, на вопрос Абу Зарра о том, какая мечеть была первой на земле, пророк Мухаммад ответил, что таковой является Кааба (См. Масджид аль-Харам), а после нее Масджид аль-Акса в Кудсе (Иерусалиме).

Согласно «Сахихам» Бухари и Муслима, пророк Мухаммад разрешил паломничество только к этим мечетям, а также к мечети пророка в Медине.

После начала пророчества Мухаммада, у мусульман на протяжении некоторого времени не было мечетей. Дело в том, что Мухаммад говорил, что весь мир является для мусульман мечетью, но лучше совершать намазы совместно с другими мусульманами в специально отведенных для этого местах и зданиях.

Поэтому мусульмане тайно собирались на молитвы в отдаленных районах Мекки. Сам пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины стал дом Аркама, где также совершались коллективные намазы.

После принятия Ислама Омаром ибн Хаттабом, он обеспечил возможность совершения намазов у Каабы для всех мусульман.

Источник: http://www.rulit.me/books/islamskij-enciklopedicheskij-slovar-read-390442-219.html

Марут — См. Харут и Марут

После этого Мариам отдалилась от людей, и, спустя положенное время, родила Ису под финиковым деревом.Затем ангелы принесли Мариам известие о том, что волею Божьей она станет матерью пророка Исы (Коран, 3: 45-46). Она была удивлена этим известием, так как была девственницей. Но Аллах сотворил чудо. По Его воле Мариам зачала без посредства мужчины (Коран, 3: 47). Известие об этом принес ей ангел Джибрил (Гавриил), который предстал перед ней в человеческом облике (Коран, 19: 16-22). Таким образом, Иса родился от духа Аллаха, ниспосланного Мариам (Коран 66: 12).

Спустя некоторое время Мариам с новорожденным ребенком возвратилась к своему племени. Узнав о том, что она родила ребенка, ее соплеменники обвинили ее в распутстве (Коран, 19: 27-28).

Тогда Мариам предложила спросить о подробностях этой истории у своего новорожденного сына. Это привело в недоумение ее соплеменников, которые сказали, что новорожденный не в состоянии говорить.

Но в этот момент Аллах сотворил чудо и младенец Иса заговорил с ними из колыбели и объявил им о своей пророческой миссии (Коран, 19: 30-33).

Однако, несмотря на это Божественное знамение, многие соплеменники Мариам оклеветали ее и обвинили в грехе. За это они были прокляты Аллахом (Коран, 4: 156-157).

Все события, связанные с историей Мариам от ее рождения до рождения Исы достаточно подробно описаны в исламских первоисточниках — Коране и Сунне. Мусульманские толкователи объясняют это необходимостью прояснения этой истории в свете заблуждений иудеев и христиан, которые привнесли в нее много домыслов. Дальнейшая же ее жизнь и обстоятельства смерти неизвестны.

Мариам в Исламе почитается как одна из самых благочестивых и набожных женщин в истории человечества. В ее честь названа кораническая сура N 19, в которой повествуется о чудесном рождении пророка Исы (Иисуса) и о его матери Мариам. Сура была ниспослана в Мекке и состоит из 98 аятов.

Мариам (II) — наложница пророка Мухаммада. Она была родом из благородной коптской семьи и была подарена ему правителем Египта Мукавкасом, которому Мухаммад отправил свое послание с предложением принять Ислам.

От Мариам у пророка Мухаммада родился сын Ибрахим, который умер еще при жизни отца в раннем детстве, в 10 году хиджры.

Марифа — в суфизме внеопытное знание, которое достигнуто иррациональным путем, в результате длительной духовной практики и субъективных ощущений. Источниками марифы являются такие иррациональные категории как дух, вдохновение, зов сердца и т.д.

В отличие от эмпирических знаний, марифа не постигается путем объективного исследования, рационального подхода к проблемам. Суфии называют марифу эзотерическим, тайным, сокрытым (батин) знанием, которое принципиально отличается от экзотерического, явного (захир).

В обычной науке профессионального ученого называют алимом, а знатока марифы — арифом. Арифы черпают путем вдохновения знания об Аллахе, Его атрибутах, проявлениях (марифат аль-илахия), а также обо всем непознанном.

В связи с этим их даже называют «получающими знания от Аллаха» (ариф биллах).

В суфизме марифа обретается путем преданного служения аль-Хакку (Истинному). Если «путник» (салик) сумел приобрести высшие состояния духовной практики, то сам Бог открывает ему сокрытые знания.

Близким по значению словом, которым также обозначают внеопытное знание, является «ирфан».

Масалих аль-Мурсала —  «независимые полезные действия». Термин исламского права, который сводится к вынесению правового решения проблемы муджтахидом на основании его полезности и предпочтительности для общества, в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из буквального значения аятов или хадисов (нассов), а также кыяса и иджмы.

Масалих аль-мурсалу также называют истислахом (стремлением к пользе). В отличие от истихсана (См. Истихсан), вывод сделанный на основании истислаха является независимым от Корана и Сунны. Истихсан же связан с первоисточниками посредством кыяса, действие которого он подвергает некоторой коррекции.

В качестве независимой категории исламского права масалих аль-мурсала признавался Маликом ибн Анасом, который считал, что он должен соответствовать общему духу Шариата, и не противоречить какому-либо положению исламского права, которое выведено на основании более приемлемых методов Шариата. Также масалих аль-мурсала не должен противоречить доводам разума.

По поводу возможности применения такого метода, среди исламских улемов единства не было. В ханафитском праве масалих аль-мурсала не является независимой правовой категорией.

Шафииты же считают его частью истихсана. Помимо маликитов этот метод признается и ханбалитами, так как известно, что им пользовался Ахмад ибн Ханбаль.

Сподвижники пророка Мухаммада также пользовались этим методом в исключительных случаях.

Источник: http://kitab.nur-az.com/ru/lib/view/570/181

Ссылка на основную публикацию