Хаджар аль-асвад — словарь исламских терминов

Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.

Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».

Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.

«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире.

А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать.

Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.

Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы

Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).

Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ

Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу)» («аль-Бакара», 125).

То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.

Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы.

Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась.

Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.

Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم

«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов» (ат-Тирмизий).

В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.

Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно.

А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.

Достоинство Чёрного камня

Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:

الحجر الأسود من حجارة الجنة

«Чёрный камень – это камень из Рая» (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

В другом хадисе говорится:

إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب

«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).

Экспертиза камня

Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу.

То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама.

А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.

Чёрный камень – лучшее лекарство

Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:

لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره

«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня» (Ахмад, ат-Тирмизий).

Целование и касание Чёрного камня

Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя» (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его» (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).

Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!

Источник: http://IslamDag.ru/istoriya/31112

Хаджар аль-Асвад — это… Что такое Хаджар аль-Асвад?

  • Кааба — Мечеть Кааба араб. الكعبة‎‎ …   Википедия
  • Чёрный камень — Ислам · Мечеть · Хадж …   Википедия
  • Мекка — на древнесемитском языке дом. Город, расположенный в исторической области Хиджаз, на территории Аравийского полуострова. В Мекке находится первый в истории человечества храм (дом) Кааба, предназначенный для поклонения единому Богу (Коран 3: 96).… …   Ислам. Энциклопедический словарь.
  • Хадж — паломничество, поездка в Мекку в строго определенное время и стояние там некоторое время на Арафате. После этого посещается и обходится Кааба (См. Мекка, Масджид аль Харам и Кааба). Это один из пяти столпов Ислама, совершение которого стало… …   Ислам. Энциклопедический словарь.
  • Черный камень — Чёрный камень Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ аль хаджар аль асвад) мусульманская святыня, камень прощения, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность… …   Википедия
  • Ибрахим — Авраам. Один из самых величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране говорится: «Есть ли кто нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима ханифа? А ведь Аллах сделал… …   Ислам. Энциклопедический словарь.
  • Мухаммад — последний посланник и пророк Аллаха, который был отправлен ко всему человечеству (Коран 3: 144; 48: 29). Через Мухаммада Аллах ниспослал народам мира религию Ислам в своем завершенном виде (См. Ислам), а также книгу Коран, который является… …   Ислам. Энциклопедический словарь.
  • Таваф — ритуальный обход вокруг Каабы, который начинается и заканчивается у Черного камня (См. Хаджар аль Асвад) и состоит из семи кругов. Существует несколько видов тавафа: а) таваф аль кудум обход по случаю прибытия в Мекку; б) таваф аль ифада обход по …   Ислам. Энциклопедический словарь.
  • КААБА — (араб. куб): здание из серого камня в форме не совсем куба высотой 12 м и основанием 12 на 10 м; главная исламская святыня. Находится на родине Пророка Мухаммада в Мекке, внутри главной мекканской мечети ал Масджид ал Харам. Снаружи Кааба покрыта …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Источник: http://de.academic.ru/dic.nsf/islam/826/%D0%A5%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D1%80

Читать онлайн «Исламский энциклопедический словарь» автора Али-заде Айдын Ариф оглы — RuLit — Страница 330

Большую работу табиуны проделали в деле сохранения устной традиции хадисов. Такие табиуны как Хасан аль-Басри, Ибн Шихаб аз-Зухри, Саид ибн аль-Мусаййаб, Саид ибн Джубайр Ибрахим ан-Нахаи и др. занимались также их записями. Ими также была впервые разработана методология отбора хадисов.

Табут ас-Сакина — Ковчег Завета, в котором хранились священные реликвии народа Израиля после Мусы.

Историки Табари и Ибн Асир писали, что это был небольшой сундук, в котором хранились такие реликвии, как Таура (Тора), ее ниспосланные скрижали, посох и одежда пророка Мусы (Моисея), повязка пророка Харуна (Аарона), небольшое количество мана (манны), которую ниспослал Аллах израильтянам в пустыне Тих (См. Манн и Салва).

  • Табут ас-Сакина была символом единства и процветания народа Израиля, и хранилась у правителей. Израильтяне боялись потерять ее. Однако перед тем как Аллах послал к ним пророка Ишмоила (Самуила), они потерпели поражение от амаликитян, которые отобрали у них Табут ас-Сакину. Когда к израильтянам пришел Ишмоил.
  • Он стал молить Аллаха о том, чтобы Он вернул его им. Тогда Аллах принял его мольбу. Волей Аллаха царем израильтян стал Талут (Саул), который сразился с амаликитянами и вернул народу Израиля Табут ас-Сакину (См. Талут и Ишмоил).
  • Когда пророк Сулейман Построил Божий храм в кудсе, он поместил Ковчег Завета в нем. В этом храме Ковчег Завета пролежал до завоевания Кудса вавилонским царем Бухтуннассаром (Навуходоносором). Вавилоняне предали город и храм огню и разграбили его. После этого разгрома Ковчег Завета и хранящиеся в нем реликвии были утеряны навсегда.

Таваф — ритуальный обход вокруг Каабы, который начинается и заканчивается у Черного камня (См. Хаджар аль-Асвад) и состоит из семи кругов. Существует несколько видов тавафа:

а) таваф аль-кудум — обход по случаю прибытия в Мекку;

б) таваф аль-ифада — обход по случаю праздника жертвоприношения, который является одним из важнейших обрядов хаджа;

в) таваф аль-вада — обход по случаю отъезда из Мекки после завершения хаджа или малого паломничества;

г) дополнительные обходы, которые можно совершать в любое время.

См. также Хадж.

Тавиль — трактовка, аллегории; раскрытие смыслов тех аятов Корана и хадисов, смыслы которых представляются не совсем ясными, а также комментарии к ним.

Тавиль должен строго соответствовать комментариям пророка и сподвижников об этих аятах и хадисах, которые дошли по цепям передатчиков традиции (накль), и основываться на них. Такая трактовка приемлема в науке тафсира.

Тавиль, не соответствующий наклю считается лишь частным мнением толкователя и в качестве доказательства принят быть не может. Более того, такого рода трактовки строго запрещены в одном из хадисов пророка Мухаммада и ведут к сектантству и нововведениям (бид’а).

Тавиль также не должен противоречить ясным и недвусмысленным смыслам (нассам) Корана и Сунны. Для того, чтобы аллегорически истолковать какой-либо смысл аятов Корана необходимо представить доказательства о необходимости такого действия.

Ученые ортодоксального Ислама всегда понимали смыслы аятов Корана и хадисов по их прямому ясному смыслу (насс). Тавиль же применяли только в самых исключительных случаях, если какие-то из них невозможно было воспринять на основании простого прочтения.

Примером тавиля являются многочисленные аяты и хадисы об описании атрибутов Аллаха или рая и ада. Эти описания истинны, но, в то же время, они описываются на уровне человеческих понятий, и их истинная сущность неизвестна.

Более того, буквальное смысловое понимание этих мест может привести к неоднозначным выводам. Поэтому применительно к этим моментам в некоторых случаях применяется аллегорическая трактовка, которая должна удовлетворять приведенным выше принципам.

Тем не менее, всегда оговаривается, что истинный смысл этих хадисов и аятов известен только Аллаху, так как в Коране говорится: «А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха» (3: 7).

Таганни — петь песни, распевать мелодии. Часть приверженцев ханафитского и ханбалитского мазхаба считают запрещенной (харам) любую мелодию, в том числе и без музыкальных инструментов, потому что пророк сказал: «Песни помещают в душах лицемерие» (Ибн Масуд «Аль-Мугни» 9, 75).

Источник: http://www.rulit.me/books/islamskij-enciklopedicheskij-slovar-read-390442-330.html

Исламский энциклопедический словарь

После вхождения в ихрам паломники вступают на священную территорию громко повторяя специальную молитву-талбию (См. Талбия). Женщины повторяют эту молитву шепотом.

После прибытия в Мекку паломники должны совершить полное омовение (См. Гусл) и подготовиться к обходу Каабы. Семикратный обход Каабы (См. Таваф) является обязательным условием хаджа. Этот обряд совершается в состоянии ритуальной чистоты (См. Вуду и Гусл). До тавафа паломник должен оголить правое плечо.

Обход начинается со стороны Черного камня (См. Хаджар аль-Асвад). В начале каждого тавафа желательно поцеловать Черный камень. Во время обхода разрешается читать аяты Корана. После завершения ритуала желательно совершить намаз из двух ракатов в Макам аль-Ибрахиме (См.

Макам аль-Ибрахим), а также выпить воду из источника Замзам, который находится на территории мекканской мечети (См. Замзам).

После обхода Каабы, паломники совершают семикратный бег между холмами Сафа и Марва. Бег необходимо начинать от холма Сафа. Те паломники, которые не совершают этот ритуал, должны в качестве искупления зарезать жертвенное животное. При совершении малого паломничества — умры, паломнику, после бега, необходимо постричь волосы. На этом малое паломничество заканчивается.

На 8 день месяца Зульхиджа, который называется «тарвия», паломники отправляются в долину Мина (См. Мина). Это действие является очень желательным (сунной), но не обязательным.  В дороге они поминают Аллаха, взывают к Нему и произносят «талбию».

  • В этой долине они совершают полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, и остаются там на ночь. Эти молитвы совершаются в сокращенном виде. На 9-й день месяца Зульхиджа, в Мине необходимо совершить утреннюю молитву и не выходить из долины до восхода солнца.
  • Девятый день месяца Зульхиджа называется «Арафа». В этот день паломники отправляются в местность Арафат. По пути они поминают Аллаха и произносят «талбию».
  • Это действие является обязательным элементом хаджа. Время стояния там наступает в полдень 9 дня месяца Зульхиджа, и продолжается до рассвета 10 дня этого месяца.
  • Для паломника достаточно простоять лишь часть этого времени либо днем, либо вечером.

После заката солнца, паломники, произнося «талбию», медленным шагом устремляются в долину Муздалифа (См. Муздалифа). Это деяние является желательным (сунной). Там они совершают вечернюю и ночную молитву вместе и остаются до утра, совершая молитвы.

Десятый день месяца Зульхиджа является днем праздника жертвоприношения (тюркс. Курбан-байрам) (См. Идайн). Жертвенное животное не должно иметь явных недостатков и не должно быть старым. В жертву можно приносить верблюда, корову, либо овцу (См.

Удхия). Верблюда и корову можно купить на семерых паломников поровну. В этот же день паломники совершают символический акт побивания камнями шайтана (дьявола).

Для этого в большой столб (джамрат аль-кубра), символизирующий шайтана, они бросают по 7 камешков.

После этого паломники выходят их ихрама. С этого времени им разрешается совершение всех запретных на период хаджа дел, за исключением интимных отношений со своими женами. Это называется первым освобождением.

Выйдя из ихрама они одевают обычную одежду и  отправляются в мекканскую мечеть Масджид аль-Харам и совершают там таваф. После этого тавафа им разрешается иметь интимные отношения с женами.

Это называется вторым освобождением.

Следующим обрядом хаджа является ночевка в долине Мина на протяжении 3 дней с 11 по 13 Зульхиджа. 11 числа, после полудня паломники забрасывают камешками 3 столба, символизирующие шайтана.

  • Вначале забрасывается малый столб (джамрат ас-сугра), затем средний —  джамрат аль-вуста, и,  наконец, большой — джамрат аль-кубра. Окончив все обряды в долине Мина, паломники-мужчины должны постричь волосы.
  • Женщины лишь несколько укорачивают их.
  • Последним обрядом хаджа является прощальный семикратный обход (таваф) Каабы — таваф аль-вада. Он обязателен для всех паломников. После этого тавафа обряд хаджа считается законченным.
  • До и после хаджа считается сунной (богоугодным деянием) посетить город Медину, где находится могила пророка Мухаммада. Этот город мусульмане часто называют Мадинат аль-Мунаввара — Медина Лучезарная (См. Медина).
  • В мечеть пророка нужно войти в состоянии ритуальной чистоты и совершить в ней 2-х ракатный намаз. После совершения намаза паломники подходят к могиле пророка Мухаммада и приветствуют его.

После этого мусульмане-сунниты подходят к могилам Праведных халифов Абу Бакра и Омара, и также приветствуют их.

Помимо посещения мечети пророка считается Богоугодным деянием посещение мечетей Куба и Киблатайн, а также кладбища Баки, где похоронены многие сподвижники пророка, видные деятели раннего периода исламской истории.

Таким образом, хадж совершается в следующей последовательности:

— Вхождение в ихрам в микате, совершение 2 ракатного намаза, принятие намерения о совершении хаджа, произнесение мольбы и тальбии.

— Въезд в Мекку, вхождение в Масджид аль-Харам в состоянии ритуальной чистоты, приветствие Хаджар аль-Асвада, совершение тавафа и намаза в Макам Ибрахиме, питье воды из источника Замзам.

Источник: http://kitab.nur-az.com/ru/lib/view/570/308

Сунна хаджа

(Исполнение этих одиннадцати условий весьма желательно).

1 — Мусульмане, живущие дальше мест «Микат» (место вхождения в «Ихрам»), по приезде в Мекку сразу же должны совершить «таваф-и кудум»— предварительный обход. При виде Каабы сразу произносить: такбир — «Аллаху акбар», тэхлил«Ля иляхи илля-л-Лаху» и дуа — просьба к Аллаху.

Мужчины дотрагиваются до камня «Хаджар-уль-асвад» рукой и лицом. Но это по возможности. Если трудно подойти, то издали поднимают руки и со словами «Би-сми л-Лахи! Аллаху акбар!» проводят ладонями по лицу. После обхода «таваф-и кудум» и совершения 2-х ракаатов намаза, исполняется сай между холмами Сафа и Марва.

После этого находятся в Мекке, не снимая ихрам и до дня «Тарвиййа» совершают дополнительные обходы вокруг Каабы. Те, кто принимал намерение совершить хадж «Ифрад» или хадж «Киран» должны бережно относиться к ихраму, так как они не будут снимать ихрам до бросания камней и бритья головы.

Тем, кто не уверен, что сможет сберечь в чистоте свой ихрам, лучше совершать хадж «Таматту». Кстати, проходить перед молящимися в «Запретной Мечети», не является грехом.

2 Обход вокруг Каабы — таваф начинать и заканчивать у камня «Хаджар-уль-асвад». При подходе к камню «Хаджар-уль-асвад», поднимаем руки кверху и произносим «Аллаху Акбару». Затем, опустив руки, читаем: «Ла иляха илля-л-Лаху вальхамду ли-ль-Лахи.

Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али аляа Мухаммад». После этого, если есть возможность, целуют камень, или, дотронувшись до камня ладонью правой руки, целуют ладонь.

Если невозможно и это, то, подняв руки вверх, обращают ладони к камню и читают молитву: «Аллахумма иманен бика ва тасдикан бикитабика ва вефаэн биахдика ват-тибаан лисуннати набиййика Мухаммадин салляа-Ллаху таала алейхи ва саллям». У дверей Каабы читаем: «Аллахумма инна хазаль-байте байтука.

Вал-харама харамука вал-амна амнука. Ва хаза макамул-ази бике минан-нари фа харрим люхумана ва башаратана ален-нар». После семикратного тавафа просим Аллаха: «Аллахумма иннака та’лему сирри ва аланиййати факбил ма’зирати ва та’ламу хаджати феа’тини су’ли.

Ва та’ламу ма фи нафси фагфир ли зюнуби. Аллахумма инни ас’алюка иманан юбаширу калби ва йакинан садикан хатта а’лама аннеху ла йусибуни илла ма катабта ли ва ридан бима касамта ли».

3Чтение имамом хутбы в 3-х местах. Первый раз в 7-ой день месяца Зульхиджа в Мекке; Второй раз — в 9-ый день на Арафате перед полуденным и послеполуденным намазами; и третий раз — в 11-тый день в долине Мина. На Арафате сразу после хутбы читаются совместный полуденный и послеполуденные намазы.

Не успевшие на совместный намаз, читают обе молитвы в послеполуденное время. После молитвы в мечети «Намра» все идут в место «Маувкиф», где совершают Вакфа — «стояние на Арафате» в сторону Киблы. Имаму надо быть верхом (на лошади, верблюде…). Люди стоят на земле, а кто не может стоя, тот совершает поклонение сидя. А наилучшее положение, когда все сидят верхом на каком либо животном.

Для «стояния на Арафате» не обязательно забираться на скалы.

4 — Выходить из Мекки с целью посещения Арафата нужно в день «Тарвиййа»- 8-ой день месяца Зульхиджа, после утреннего намаза. Из Мекки нужно вначале идти в долину Мина.

5 — Оставаться ночевать в долине Мина в ночь на 9-ое, 10-ое, 11-ое и 12-ое число месяца Зульхиджа.

6 — Из долины Мина отправляться на Арафат после восхода солнца.

7 — Проводить ночёвку в ночь на 9-ое число месяца Зульхиджа в местечке Муздалифа.

По прибытии из Арафата в Муздалифу до наступления темноты читаются друг за другом совместный вечерний и ночной намазы.

Паломникам, уже совершившим вечерний намаз на Арафате или в пути, лучше повторно исполнить эту молитву в Муздалифе. Не успевшие на совместный намаз, читают вечерний и сразу за ним ночной -самостоятельно.

8 — После ночёвки в Муздалифа, нужно встать на рассвете и, сразу же исполнив утренний намаз, до полного рассвета совершить стояние — вакфе в месте, называемом «Меш’ар-уль-харам». Сразу же, до восхода солнца, отправляемся в долину Мина. В путе нельзя останавливаться в местечке «Мухассар».

Это место служило стоянкой Йеменских солдат, называемых Асхаб-и фил, которые шли разрушать Каабу по приказу своего короля Абраха.

Прибыв в долину Мина и найдя место под названием «Джамара-и Акаба» (оно находится в самом дальнем месте от мечети «Масджид-и Хиф»), большим и указательным пальцем правой руки бросаем семь (7) камней величиной с горошину под стену, которая указывает место «Джамара…».

Стоять к этому месту нужно не ближе двух с половиной (2,5) метров. Засчитываются и те камушки, которые попали на нужное место, отскочив от стены или от кого-либо. Бросание камней разрешено до рассвета следующего дня. Но лучше всего закончить до полудня — это сунна.

После этого, не задерживаясь, уходим. Паломникам, прибывшим издалека и совершающим хадж «Ифрад», жертвоприношение не обязательно. Совершающие хадж «Киран» и хадж «Таматту» идут делать жертвоприношение. После обряда жертвоприношения совершается бритьё или стрижка головы и снятие ихрама.

Те паломники, которые в праздничный день находились в долине Мина, не совершают праздничного намаза. Затем, в этот день или на следующий, или в третий день паломники идут в Мекку с намерением сделать Таваф-и зиярат.

Этот таваф, совершаемый по возвращении с долины Мина, также называют Таваф-и ифада и совершение его обязательно.

До этого времени можно совершать таваф и вместо другого паломника, который потерял сознание, лишился чувств, памяти и т.п.

Если паломник для этого тавафа ранее совершал сай, то теперь не надо делать ни Сай, ни Ремэл (особый способ ходьбы при тавафе). Если ранее сай не был совершён, то его надо будет исполнить.

Для этого тавафа не надо делать Изтиба’ — укладывать оба конца ихрама на левом плече, предварительно пропустив один конец ихрама под правым плечом.

Совершив таваф и намаз, паломник идёт в Мину. Полуденный намаз делает в Мекке или в Мине. На второй день праздника после полуденного намаза в Мине читается хутба, а затем в трёх разных местах бросают по семь (7) камней.

Начинают с места, которое ближе к мечети «Масджид-и Хиф». На третий день также бросают по семь камней троекратно. Итого, с первыми 7 камешками, получится сорок девять (7+21+21=49) камней. Нельзя эти камушки бросать раньше полудня. Во всяком случае, весьма нежелательно.

На третий день до захода солнце оставляем Мину.

Желающие заслужить ещё большую благость Всевышнего Аллаха остаются на четвёртый день в Мине, и от рассвета до захода солнца, в желаемое время, бросают дополнительно 21 камень.

Внимание! Если же паломник останется в Мине до рассвета четвёртого дня и уйдет, не совершив бросания камней, то, в качестве наказания ему надо будет сделать дополнительное жертвоприношение. После бросания камней в первом и во втором месте, паломники поднимают руки до уровня плеч и, обратив ладони к небу, излагают просьбу к Всевышнему Аллаху — дуа.

Эти 70 камней, величиной с горошину, которые паломник намеревался бросать в шайтана, он собирает в Муздалифе или по дороге в Мину. Можно совершать бросание камней сидя верхом на животном.

После возвращения в Мекку и совершения обхода вокруг Каабы (этот обход называется «Таваф-и садр»или «Таваф-и веда»), паломники пьют воду из колодца Зам-Зам и читают дуа: «Аллахумма инни эс’алюка илмен нафиан ва ризкан васиан ва шифаэн мин кулли даин ва сакам»; если есть такая возможность, целуют порог Каабы, дотрагиваются грудью и правой щекой части стены Каабы, называемой «Мультазам» (между дверью и камнем «Хаджар-уль-асвад»). Затем, взявшись руками за покрывало Каабы, читают на память из Корана и излагают свою просьбу к Всевышнему Аллаху. Наиболее богобоязненные паломники после этого выходят за ворота со слезами на глазах.

Мина находится восточнее Мекки. Муздалифа восточнее Мины и Арафат восточнее Муздалифы. Расстояние по современным асфальтовым дорогам между этими пунктами следующие: между Миной и Меккой — 4,5 км.

; между Миной и Муздалифой — 3,3; Муздалифой и Арафатом — 5,4; между холмами Сафа и Марва — 330 метров (в наст. вр. — террит.

мечети); между верхним ярусом холма Сафа и Каабой — 70 метров.

9 — Перед стоянием на Арафате необходимо совершить полное ритуальное омовение (Гусл).

10 — При последнем возвращении из Мины в Мекку, вначале необходимо посетить местечко Эбтах и немного там постоять. После этого возвращаемся в Мекку и остаёмся там насколько возможно.

11 — Перед совершением хаджа мусульманину нужно спросить разрешение у не нуждающихся родителей и находящихся под его опекой людей.

Если родители или жена не обеспечены средствами к существованию, то без их разрешения, или их полного обеспечения отправляться в паломничество запрещено.

Весьма желательно пройти в Мекку через ворота «Му’алла», а в Мечеть через «Баб-ус-Салам» и сделать это днём.

Не исполнение этих одиннадцати положений сунны не влечёт за собой наказания и не является грехом. Влечёт лишь уменьшение благости Всевышнего Аллаха в целом за всё паломничество. В случае, когда день Арафа (9-ый день месяца Зульхиджа, предпраздничный день) совпадёт с Пятницей, то ценность хаджа инша-ал-Лаху возрастает в 70 раз!

Источник: https://www.islam-love.ru/hajj/416-sunna-xadzha

Ссылка на основную публикацию