Можно ли поститься в пятницу?

Не могли бы вы пожалуйста сказать мне, дозволено ли нам держать добровольный пост по пятницам?

Достоверно пришло в двух Сахихах в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никому из вас не следует поститься в пятницу, кроме как если он постится день накануне или на следующий день». (Передал аль-Бухари, 1849, и Муслим, 1929)

Также имам Муслим передал в своем Сахихе, что Пророк , мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не выделяйте ночь пятницы [т. е. с вечера четверга] из числа других ночей для молитвы кыямуль лейл (ночной молитвы), и не выделяйте пятницу среди других дней для поста, кроме как если это пост из числа тех, которые вы соблюдаете регулярно». (Сахих Муслим, 1930)

В Сахихе пришло от Джувайрии бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее: «Ты постилась вчера?» Она сказала: «Нет».

Он спросил: «Собираешься ли ты поститься завтра?». Она сказала: «Нет». Он сказал: «Тогда прерви свой пост».

Хаммад ибн аль-Джа’д сказал:» Я слышал как Катада сказал: Абу Айюб сказал мне, что Джувайрия говорила с ним, и он сказал ей, чтобы она прервала свой пост, и она сделала это». (Бухари, 1850)

Пост в пятницу

Ибн Кудама сказал: «Нежелательно выделять пятницу для поста, кроме как если это совпадает с постом, который человек соблюдает обычно, как например, если человек постится через день, и тот день, что он постится, выпадает на пятницу, или человек, который имеет привычку поститься первый или последний день месяца, или посередине месяца» см. «Аль-Мугни», 3/53

Ан-Навави сказал: «Ученые нашего мазхаба говорили: нежелательно выделять пятницу для поста, но если кто-то совмещает его с предыдущим или последующим днем, или он совпадает с днем, в который он обычно постится, или если он дал обет поститься в тот день, когда его любимый человек излечится, или в то день, когда такой-то и такой-то вернется, и этот день выпадает на пятницу, то пост не является нежелательным.» (аль-Маджмуа Шарх аль- Мазхаб, том 6, стр. 479)

Шейхуль-ислам Ибн Теймия сказал: «Сунна говорит, что нежелательно выделять Раджаб для поста, и так же нежелательно выделять пятницу для поста).» (Аль-Фатава аль-Кубра , том 6, стр. 180)

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Что касается пятницы, то не является Сунной поститься в этот день, и нежелательно выделять его для поста.» (См. «Аш-Шарх аль-Мумти «, том 6, стр. 465 )

Исключены из этого запрета те случаи, когда кто-то постится в день до этого или после, или если пост совпадает с днями, в которые он обычно постится, такие как Аль-Aям аль-Бид (13, 14 и 15 числа каждого месяца по Хиджре), или если кто-то имеет привычну поститься в определенный день, например в День ‘Арафа, и он совпадает с пятницей. Из этого также понимается, что допустимо для человека держать пост, если он дал обет поститься в день, когда такой-то и такой-то вернется, или в день, когда такой-то и такой-то оправится от болезни, и этот день приходится на пятницу. (См. «Фатх уль-Бари» Ибн Хаджар)

То же самое относится к тому, кто возмещает пост с месяца Рамадан. «Допустимо для мусульманина поститься в пятницу, чобы возместить дни поста с Рамадана, даже если он постится только в пятницу». (Фатва Ляджна Дайма, том 10, стр. 347)

Аналогично, если дни Ашура или Арафа совпадают с пятницей, он может поститься, потому что его намерение было поститься в дни Ашура или Арафа, а не в пятницу. И Аллах – дающий верное руководство.

Источник: http://www.sunnaonline.com/fiq/post/347-2010-10-25-11-00-58

Пост среда и пятница, что можно есть

Помимо обычных традиционных постов, в православной церкви верующие постятся однодневными постами в среду и пятницу. Их обязательно соблюдать? — один из самых часто задаваемых вопросов священникам от обычных мирян. В основном это люди, которые только начали приобщаться к церкви и церковной жизни.

А ведь действительно, зачем нужен этот однодневный пост? А если человек постоянно следует многодневным постам, ему нужно держать со всей строгостью однодневные? Как соблюдать пост в среду и пятницу? Почему недостаточно традиционных? Чтобы ответить на все эти вопросы, заглянем в недра истории.

Пост в среду и пятницу — зачем нужен

Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру.

Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства.

Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда. А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти. Но у многих людей все равно возникает вопрос: «зачем постится так часто»? Кроме траурного назначения, постный день несет в себе круглогодичную охрану души верующего человека.

Только так крестьянин может показать дьяволу, что он никогда не теряет бдительности, всегда соблюдает все правила, помнит Бога и в любое время готов к духовной борьбе с нечистыми силами. Об этом постоянно говорят святые отцы. Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой.

Пост в пятницу и среду: питание православных

Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться:

  • от яиц;
  • от мяса;
  • от рыбы;
  • от молока и кисломолочных продуктов.

Такой постный день также может предполагать сухоядение, когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи.

Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником (любым православным священником) и непосредственно вами. Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья.

Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено:

  • кормящим женщинам;
  • беременным;
  • спортсменам в период подготовки к соревнованиям;
  • работникам, которые трудятся на очень тяжелой и вредной работе (им, как правило, разрешаются рыба и молочные продукты);
  • детям до 7 лет.

Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Это:

  • Святки (период от Рождества к Крещению);
  • Неделя после Пасхи;
  • Неделя после Троицы;
  • Две недели до Великого поста;
  • Неделя во время Масленицы.

Пост среда и пятница, что можно есть? Лучшие рецепты

На сегодняшний день часто слышны вопросы: как держать пост в среду и пятницу, о том можно ли есть рыбу, что и как можно готовить, что есть нельзя и всякое другое про постные дни. Для того, чтобы дать полные ответы на эти вопросы, лучше всего обратится к авторитетным православным источникам.
Также у людей часто возникает вопрос, когда необходимо начинать пост. Многие говорят, что с вечера. Но это далеко не так. Постный день начинается, как и обычный, после 24:00.

Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные.

Коврижка постная

  • Для приготовления нужно: по стакану сахара, варенья, воды, 1 ч.л. соды, погашенной уксусом, и 2.5 ст. муки.
  • Все ингредиенты нужно смешать.
  • Форму смазываем и выкладываем на нее тесто. Выпекаем.
  • Сверху можно присыпать немного пудры или сделать какую-то глазурь.
  • Коврижку постную советуют есть в пятницу перед Успенским постом.

Постный салат

  • Для приготовления необходимы следующие компоненты: постный майонез, орехи, курага, чернослив, свекла.
  • Количество ингредиентов можно брать, как хотите или как любите.
  • Свеклу отвариваем и измельчаем на терке.
  • Чернослив и курагу заливаем кипятком, чтобы немного размочить.
  • Далее, жидкость сливаем, и фрукты нарезаем соломкой.
  • Орехи дробим. Все ингредиенты смешиваем и заправляем майонезом.

Источник: http://ikona-i-molitva.info/post-sreda-i-pyatnica-chto-mozhno-est/

Как поститься по средам и пятницам?

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы.

Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми.

  • Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.
  • С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.
  • С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель.
  • Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Главное в пост — не есть друг друга».

То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е.

суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой.

Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером).

Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет.

Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян.

Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа.

И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Источник: https://pravoslavie.fm/dukhovnaya-zhizn/kak-postitsya-po-sredam-i-pyatnicam/

Постные дни среда и пятница: что можно есть

Часто можно слышать вопросы: постные дни среда и пятница — что можно есть, можно ли рыбу, как готовить еду на поминки и чего нельзя делать. Обратимся к уважаемым православным источникам, и попытаемся раскрыть эти секреты, плюс узнаем хорошие постные рецепты на целый день — завтрак, обед, постный ужин, сытно и вкусно.

Давайте сначала разберемся — почему среда и пятница в православии считаются постными днями?

Среда — это в память о том дне, когда Иуда предал Иисуса Христа, мы скорбим вместе с ним.

  • Пятница — в этот день распяли Христа, потому мы постимся в воспоминание об этом дне. Святые отцы говорят: «когда вы едите скоромное в эти дни, вы распинаете Господа», и еще: «кто в среду и пятницу не постятся, много грешат пред Господом». И еще говорят, что ангелы ведут счет постным средам и пятницам в нашей книге жизни…
  • Что касается поминок или каких праздничных дней, выпадающих на среду с пятницей, нужно придерживаться тех же правил. В эти дни, как в обычный пост, недозволительно развлекаться, веселится, сидеть перед телевизором, это дни для дел милосердия, размышлений о Боге, о грехах своих, чтение духовной литературы и так далее.
  • Еще часто спрашивают, можно ли рыбу по средам и пятницам, нам батюшки отвечают: когда обычные дни — то можно, если это время какого-то поста и среда с пятницей попадают в дни строго поста, то нельзя. Вот пример: сейчас начнется Рождественский пост, и в дни его среда и пятница будут строгими, рыбу вкушать нельзя.

Вообще, что касается Рождественского поста, то по Типикону, рыбу тоже не все дни можно есть. К примеру, до 19 декабря рыбка запрещена понедельник, среда, пятница, после 19-го — до 2 января — рыбу лишь в выходные можно, а со 2-го по 6 января вообще нельзя рыбку вкушать.

Еще вопрос иногда встает — когда начинается постный день, ведь многие путаются от того, что сам день начинается в церкви с вечера, так вот — пост начинается также, как обычный день, с 24.00.
Сегодня хотим предложить вам три блюда для постной среди (пятницы) – завтрак, обед, ужин — вкусно, сытно, просто и питательно.

Коврижка постная, монастырская

Продукты:

  • стакан сахара
  • стакан воды (если не пост, то можно кефир или молоко взять)
  • стакан варенья
  • 1 ч.л. соды в укусе погасить
  • муки 2-2,5 стакана

Все смешать, смазать форму, выложить и выпекать. Можно сверху пудрой сахарной присыпать, глазурь какую-то сделать, разнообразит тем самым коврижку.

Еще можно добавить меда вместо варенья и какао, изюма немного, крем сварить с воды, олейны, какао и сахара —  вкусно!

Селедка по-корейски

  • 1 кг свежезамороженной сельди
  • стакан томатного сока
  • 80 мл (можно меньше) 9% уксуса
  • 120г масла подсолнечного без аромата
  • ложка соли столовая
  • ложечка сахара чайная, столько же молотого перчика
  • 3-4 луковицы

Селедку на филе аккуратно разобрать, порезать кусочками. масло с томатом закипятить, снять с огня, всыпать специи, охладить и залить соусом селедку. Оставить так на сутки. Отвариваем картошку, делаем салат или достаем из банки огурчики маринованные, и постный обед готов!

Постный салат

  • свекла
  • курага
  • чернослив
  • орехи
  • майонез постный

Можно варьировать с количеством продуктов, кто как любит. Свеклу отварить, на терочке измельчить, курагу с черносливом для размягчения кипятком залить. потом избавить от жидкости и соломкой нарезать. Орешки подробить, все полить майонезом и смешать. Постный салатик готов!

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/postnye-dni-sreda-i-pyatnitsa/

Как поститься в среду и пятницу

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты.

  • Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.
  • Аще же мирянин: да будет отлучен».
  • Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.
  • В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста.
  • В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова.

Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:

1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.

2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Источник: http://vsemolitva.ru/kak-postitsya-v-sredu-i-pyatnicu.html

Как правильно поститься в среду и пятницу

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу — средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.

Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей.Постная пища

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение — пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.

На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению.

Послабления в пост

Некоторым людям, в силу привходящих обстоятельств и условий жизни, строгое следование пищевому воздержанию не рекомендуется, а иногда и вовсе запрещается.

  • Кормящие матери и беременные женщины должны получать большое количество белков и минералов, для формирования здорового плода и кормления новорожденного. Соблюдение ими поста в среду и пятницу может приносить большой вред.
  • Готовящиеся к соревнованиям спортсмены, которые могут не выдержать нагрузок без соответствующей пищи.
  • Соблюдать строгий пост не рекомендуется работникам тяжелого труда и вредных предприятий. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочной продукции.
  • Дети до 7 лет не должны нагружать себя подобным воздержанием.

В году существуют недели, которые не предполагают посты по средам и пятницам. К ним относят Святки, Недели после Великой Троицы, Пасхи и во время Масленицы.

На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца.

Соблюдение поста в миру — добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/posty-v-sredu-i-pyatnicu.html

ФАТВА:Можно ли поститься по пятницам?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

  • Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
  • „Пусть никто из вас не постится в пятницу, если он не постился в предыдущий день или не намеревается поститься в последующий“» (Аль Бухари, Муслим).
  • Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:
  • «Не выделяйте ночь джума (с четверга на пятницу) из числа других ночей для молитвы кыям аль-лейль и не выделяйте пятницу из числа других дней для поста — если это не пост, который вы соблюдаете регулярно» (Муслим).

От Джувейрии бинт Аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) известно, что однажды что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее:

«Ты постилась вчера?»

Она ответила: «Нет». Он спросил:

«Ты собираешься поститься завтра?»

Она ответила: «Нет». Он сказал:

«Тогда прерви свой пост».

Хаммад ибн Аль-Джад сказал: «Я слышал, как Катада сказал: „Абу Айюб сказал мне, что Джувайрия говорила с ним, и он сказал ей, чтобы она прервала пост — и она сделала это“». (Аль-Бухари)

Ибн Кудама сказал: «Выделять пятницу для поста — макрух, если она не совпадает с постом, который соблюдается обычно. Например, человеком, который постится через день, и очередной день поста совпадает с пятницей; или человеком, который имеет привычку поститься в первый или последний день месяца или в середине дня месяца, и этот день выпадает на пятницу» (Аль-Мугни, Т. 3, С. 53).

Ан-Навави сказал: «Наши сподвижники (шафииты) считали, что выделять для поста пятницу — макрух, но если к нему присоединяется день раньше или позже, или он совпадает с днем, в который человек обычно постится, или он поклялся поститься в день, когда любимый им больной человек был исцелен, или когда вернется, и этот день попал на пятницу — тогда это не макрух» (Аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб, Т. 6, С. 479).

Шейх уль-ислам (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Согласно Сунне, макрухом является выделение месяца раджаба для поста, и макрухом является выделение пятницы (для поста)» (Аль-Фатава аль-Кубра, Т. 6, С. 180).

Шейх ибн Усеймин сказал: «Что касается пятницы, то пост в этот день — не сунна, а выделение ее для поста — макрух» (Аль-Шарх аль-Мумти, Т. 6, С. 465).

Исключением из этого правила является пост за день до или после пятницы, или если он совпадает с днями, в которые верующий обычно постится. Например, пост аль-айям аль-бид (13, 14 и 15 число каждого лунного месяца), или когда человек имеет привычку поститься в определенный день, например, день Арафат, и он совпадает с пятницей.

Из этого можно сделать вывод, что пост в пятницу допустим для того, кто поклялся поститься в день, когда такой-то вернется, или в день, когда такой-то оправится от болезни, соблюдать пост в этот даже день, даже если он будет пятницей. («Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар)

То же самое относится к тем, кто постится, чтобы восполнить пропущенные дни Рамадана. «Для мусульманина допустимо поститься в пятницу, чтобы восполнить пропущенный день Рамадана» (Аль-Ладжна аль-Даима, Т. 10, С. 347)

Аналогичным образом если день Ашура или Арафат совпадает с пятницей — мусульманин может поститься, потому что его намерение состоит в том, чтобы соблюсти пост в день Ашура или Арафат, а не выделить для поста пятницу.

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: http://islam.com.ua/vera-i-praktika/saum-post-uraza/21306-2017-05-18-12-29-13

Пост в среду и в пятницу: почему христианам нужно поститься в памятные дни?

Пост в среду и в пятницу установлен в память о двух событиях: аресте и истязаниях Христа и казни Спасителя через распятие. Православные церковные посты – от Великого, самого длинного и трудного, до однодневных – прямо связаны с памятными событиями жизни Иисуса Христа. Поэтому их надлежит исполнять неукоснительно?

Пост в среду и пятницу – одна из традиций Православной Церкви

Каждому православному необходимо поститься два дня каждую неделю, за исключением сплошных (например, Светлой) седмиц или случаев, когда духовник разрешил послабление – либо в случае болезни, либо по иным обстоятельствам – например, длительная деловая поездка, в которой будет невозможно точно соблюсти христианские каноны.

Оба еженедельных постных дня были учреждены для почитания событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

В среду верующие вспоминают страшное событие ареста и истязаний (предание на мучения и казнь), а в пятницу почитают страсти (муки) и унизительную казнь Иисуса через распятие.

Следует отметить, что, хоть и максимально короткие (одни сутки) каждый из этих постов достаточно суров и обязателен к неукоснительному исполнению, о чём многократно напоминали подвижники всех веков христианства.

Например, Св. Афанасий Великий и Прп. Серафим Саровский утверждали, что человек, который позволяет себе непостную еду в скорбные дни, сильно грешит и грехами этими как бы присоединяется к палачам Христа и сегодня.

Пост в среду и пятницу всегда почитался судьбоносным для каждого: соблюдение принятого закона является шансом для каждого спасти свою душу.

Соблюдение поста в эти дни эти признано настолько важным, что о нём даже учреждено отдельное (69-е) Апостольское правило, гласящее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Почему нужно соблюдать пост в среду и пятницу?

О том, почему пост в среду и пятницу выдерживать верующим чрезвычайно значимо, священнослужители напоминали и разъясняли пастве все две тысячи лет. Так, сщмч.

  • Петр Александрийский, составивший Правило покаяния, в его 15-м пункте напоминает: «Мы должны поститься в среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу — потому что в сей день Он пострадал за нас».
  • О необходимости подчиняться церковному установлению о соблюдении поста в эти дни напоминают слова Евангелия. Апостол Марк (14:1) повествует: «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить».
  • Святые подвижники разъясняли, что пост – это не столько ограничение себя в наборе продуктов и усиленное молитвенное правило, но и раздаяние милости беднякам, помощь всем окружающим и старание вести себя так, чтобы, по выражению святых отцов, «грехами своими не распинать Христа».
  • Следует помнить, что церковный день начинается не с полуночи, а с начала вечерни предыдущего дня. В разных храмах время может быть разным (в промежутке между 16 и 20 часами), но именно начало богослужения знаменует собой начало нового церковного дня.

Соответственно и пост следует начинать синхронно, в соответствии с расписанием служб своего приходского храма.

Православный, отправляясь на вечерню, принимает обычную, скоромную пищу, а вернувшись после богослужения вправе питаться лишь постными продуктами, пока не начнётся вечерняя служба следующего дня.

То есть пост среды начинается в 17 часов вечера вторника и завершается в 17 часов среды.

С момента окончания вечерни по церковному счислению начинается четверг, хотя до календарного наступления нового дня остаётся ещё несколько часов.

Источник: http://velikij-post.ru/dni/post-v-sredu-i-v-pyatnitsu-pochemu-hristianam-nuzhno-postitsya-v-pamyatnye-dni.html

Ссылка на основную публикацию