Четвёртая основа Ислама ― вера в пророков, которая обязательна для всех мусульман. Всевышний передавал Свои наставления и наказы через избранных Им людей.
В Коране сказано: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его писания, Его посланников, не делая различия между пророками Его.
Они говорят [при этом]: «Мы услышали и повинуемся! В твоей [власти] простить, Господи наш, к Тебе мы возвращаемся»» (Сура аль-Бакара», 2 / 285).
Пророком называют посланника Всевышнего, который является «связующим звеном» между Аллахом и Его рабами. В арабском языке вестников Творца обозначают словами «наби» и «расуль».
Ислам и Семья
Пророка, передавшего новую Книгу и сообщение Всевышнего, называют как наби, так и расуль. А тех, кто обучал людей по переданным ранее Книгам, называют наби. Поэтому каждый пророк является одновременно и расуль, и наби, но не каждый пророк-наби в то же время и расуль.
Всевышний наделяет даром пророчества лишь избранных. Высокую миссию нельзя заработать, на что указывает аят Корана: «[Всё] это — милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ибо Аллах обладает великой милостью» (Сура «аль-Джума», 62 / 4).
Пророки ― самые любимые рабы Аллаха. Человечество нуждается в них, потому что люди могут знать о существовании Создателя, но не иметь представления о правильном совершении богослужений, о повелениях и запретах. Прогресс и развитие цивилизации тоже невозможно представить без посланников Всевышнего, ибо они обучили людей, даровали знания от Аллаха и облегчили земную жизнь.
Те, кто не верят в пророков, отрицают и Аллаха. Поэтому Его посланники показывают пример жизни по Исламу и учат нас совершать поклонения так, как того желает Всевышний.
Подтверждение пророчества
Пророки ― тоже люди. Их миссия подтверждается даром от Аллаха. Ни одного из Своих избранников Всевышний не оставил без помощи и поддержки.
1) Чудеса. Все сверхъестественные действия совершает только Всевышний, а пророки являются Его «представителем» на земле.
Избранники Аллаха обладают уникальным даром, чтобы доказать неверующим свою высокую миссию. Поэтому пророк должен демонстрировать отличие от остальных людей своим поведением и образом жизни.
Чудеса посланников Всевышнего открывают пути совершенствования для всех мусульман.
Помимо необыкновенных качеств пророки обладают и другими достоинствами, которые могут быть свойственны простому человеку.
Людям Всевышний дал в распоряжение множество способностей, среди которых есть и позитивные, и негативные. Люди выбирают, какими им воспользоваться, и их выбор определяет их путь.
Рассмотрим некоторые из них:
2) Ирхас ― качества, которыми обладают будущие пророки. Например, Иса (алейхиссалям) разговаривал, ещё будучи в колыбели. А облако постоянно оберегало и сопровождало Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
3) Карамат ― качества, присущие только тем мусульманам, которые усердно исполняют религиозные обязанности и всей душой преданы Исламу. Карамат подчёркивает мудрость старших.
4) Маунат ― помощь и отсутствие препятствий, спасение из безвыходного положения. Этим качеством Аллах вознаграждает лишь некоторых Своих рабов.
5) Истидрадж ― явления, происходившие по желанию неверующих и грешников. Например, Фираун и Немрут просили продлить срок правления, но это не принесло им пользы.
В Коране сказано: «Оставь же Меня с теми, кто отрицает это повествование (т. е. Коран). Мы постепенно извлечём их отовсюду, где бы они ни были, [и подвергнем каре].
И Я дам им отсрочку, ибо Моё решение непоколебимо» (Сура «Калям», 68 / 44―45).
6) Иханет ― необыкновенные явления, происходившие против воли неверующих. Так Аллах указывает на истинные мотивы лжецов и лицемеров. Например, чтобы доказать мнимое пророчество, некий Мусайлим молился за исцеление одного глаза у человека. В результате несчастный полностью потерял зрение.
Колдовство и иллюзионизм ― лишь ловкость рук и ложь, которые никак не связаны с божественным замыслом и пророческим даром. Любой человек, обладающий достаточными знаниями, может совершать так называемые «чудеса».
Признаки пророков
Качества, которые присущи только пророкам, называют «сыфаты-ваджиб». Некоторые черты не обязательны для избранников Всевышнего и называются «сыфаты — мумтани». Сыфаты «джаиз» присущи простым людям.
Сыфаты ваджиб:
1. Сыдык: быть правдивым, ведь пророки служат образцом порядочности и никогда не лгут.
2. Исмат: не совершать грех, ибо пророки защищены от грехов и способны совершить лишь небольшие ошибки, которые поправляются Аллахом.
3. Аманат: быть надёжным, потому что пророки никогда не посягнут на то, что им доверено (слово, вещь, дело).
4. Таблиг: сообщить, уведомить, ведь пророки передают повеления Аллаха людям дословно, без изменений, сокращений и дополнений.
5. Фатанат: быть умным, мудрым и смышлёным, так как дурной и бестолковый человек не может быть пророком.
Сыфаты мумтани:
Они противоположны по значению вышеуказанным свойствам, которые не присущи посланникам Всевышнего. Они не могут обманывать, совершать грех и предательство, скрывать своё вероисповедание, не выполнять наказы Аллаха.
Сыфаты джаиз:
Пророкам не чуждо ничего человеческое. Как и все люди, они кушают, спят, женятся, болеют и умирают. Обладание этими качествами не портит репутацию посланников Всевышнего.
Обязанности пророков
Основная миссия пророков — исполнение повелений Аллаха, сообщение о Его Воле людям и обучение мусульман богослужениям. Некоторые повеления Всевышнего присущи всем религиям: вера в существование Творца, вера в ангелов, в Книги, в пророков, в потустороннюю жизнь и воскресение, а также вера в судьбу и Предопределение, в то, что добро и зло, созданы Аллахом.
Эти шесть основ Ислама собраны в формуле «Аманту». Они составляют единое целое, которое нельзя изменить и разделить. Нельзя верить лишь в некоторые из основ Ислама, так как это и есть основа религии — Таухид.
Каждый пророк сообщал людям одновременно обо всех шести основах Ислама. Об этом говорится в Коране: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: «Нет бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне»» (Сура «аль-Анбия», 21 / 25).
Каждый пророк проповедовал только веру в Единого Аллаха, призывал только к добру и запрещал зло. Эти религии соответствуют вышеуказанным основным принципам и называются истинными, небесными религиями.
- С течением времени менялись только формы вероучения в зависимости от региона и общественно-политической обстановки. И современный Коран соответствует всем требованиям Ислама.
- Ведь все пророки стремились только к одной цели: довести до сознания людей, как сохранить веру, религию, сознание, потомство и достояние.
- Все божественные учения призывают сохранить и увековечить эти ценности, а пророки разными путями призывают людей.
- Задачей Ислама и сегодня остаётся сохранение основ веры, о которых мусульманам говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям).
- В Коране сказано: «Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали [в Ислам], это было бы лучше для них.
- Среди них есть уверовавшие, но большая часть — нечестивцы.Они не причинят вам вреда, разве что доставят неприятность. Если же они станут сражаться с вами, то обратятся вспять. И не будет им помощи.
Иудеев постигнет унижение, разве что они обратятся за покровительством к Аллаху и к муслимам. Поражены они гневом Аллаха, постигла их бедность! И все это за то, что они отвергали знамения Аллаха и убивали незаслуженно пророков, за то, что были ослушниками и преступниками.
Люди Писания неодинаковы: среди них есть праведные люди, которые читают стоя по ночам аяты Аллаха, и падают ниц.Они веруют в Аллаха и в Судный день, велят творить одобряемое и запрещают неодобряемое [Аллахом] и стараются опередить друг друга в добрых делах. Они и суть праведники.
Какой бы праведный поступок они ни совершили, он не будет забыт. Аллах ведает, кто богобоязнен» (Сура «Али Имран», 3 / 110-115).
Вера в Посланников
Мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии Творца.
Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Предыдущие посланники были посланы в определенные страны, к определенным народам и в определенное время.
А Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света.
Он является последним Пророком и Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), завершающим звеном в цепочке пророков.
Необходимо знать по именам и верить в следующих пророков, чьи имена упомянуты в священном Коране: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Я‘куб, Юсуф, Шу‘айб, Аюб, Зулькифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса‘, Юнус, Закарья, Яхья, ‘Иса, Мухаммад (да благословит их всех Аллах и приветствует!).
Посланники (расуль) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение и повеление довести его до людей.
Пророки (наби) – это тоже особые рабы Аллаха, избранные Им из человечества и получившие откровение от Аллаха, однако они не получили повеление довести его до людей. Посланники одновременно являются и пророками.
Точное количество пророков знает лишь Аллах. Некоторые ученые говорят, что пророков всего было 124 тысячи, из них 313 являются посланниками.
Доказательством истинности посланников и пророков являются чудеса (му‘джизаты), которыми их одаривал Всевышний Аллах, и особые качества, свойственные им.
Качества пророков
Качества, обязательно присущие пророкам. Всевышний Аллах наделил пророков следующими совершенными качествами, обязательно присущими им: честность, правдивость во всем, что говорят, абсолютная безгрешность, умственное совершенство, получение откровения и его полное доведение до людей, пророками бывают только мужчины, и все они были свободными от рабства.
- Качества, недопустимые для пророков. Качества, противоположные перечисленным выше, пророки иметь не могут, то есть они недопустимы для них, и все пророки чисты от них. Это: нечестность, лживость, греховность, интеллектуальное несовершенство, сокрытие от людей откровений, переданных Всевышним для доведения до них, пророками не могут быть женщина или раб.
- Качества, допустимые для пророков. Допустимыми для пророков являются различные качества и свойства, присущие всем людям.
- Например, прием пищи и питья, сон, женитьба, занятие торговлей, гнев, недомогание, смерть, выражение радости и печали, усталость, отдых и т. д. Однако болезни (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.
- ), которые могут подорвать их авторитет и принизить их степень в глазах людей, пророкам не присущи.
- Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – следующие пятеро: Мухаммад, Ибрахим, Муса, ‘Иса и Нух (мир им всем).
- Этих пятерых пророков называют «улюль-‘азми» («обладатели твердой решимости»).
Из них самым почитаемым, избранным из всего человечества, самым ценным и лучшим из созданий Аллаха, посланным Им как милость для всех миров, является Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
Значение веры в пророков и посланников
Вера в пророков и посланников Аллаха является обязательным предписанием религии и одним из важнейших столпов мусульманской веры. Это подтверждается многочисленными свидетельствами из Корана и Сунны.
Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. [Они говорят]: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся!».
Аллах упомянул веру в посланников в числе тех столпов, в которые уверовали Посланник и правоверные. Более того, уверовав в посланников, они не делают различий между ними и признают каждого из них.
В писании Аллаха говорится и о тех, кто отказывается уверовать в посланников: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», — и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими».
- Таким образом, Аллах назвал неверующими всех тех, кто не признает Божьих посланников или проводит между ними различия, признавая одних и отказываясь уверовать в других.
- После этого Аллах подчеркнул, что такие люди являются самыми настоящими неверующими, поскольку их неверие очевидно и бесспорно.
- В продолжение этой темы Господь разъяснил позицию, которой придерживаются правоверные: «А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный».
- Всевышний указал на то, что они уверовали в Аллаха и во всех Божьих посланников без исключения. Они не делают различий между ними, признавая одних посланников и отвергая других. Напротив, они убеждены в том, что все они были посланы Аллахом.
- Подтверждения того, что вера в посланников является одним из столпов мусульманской веры в целом, находятся не только в писании Аллаха, но и в Сунне. Об этом свидетельствует хадис Джибрила, который мы привели в главе о вере в ангелов.
В нем сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отвечая на вопрос Джибрила о том, что такое вера, сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом».
В этом хадисе вера в посланников тоже упоминается наряду с другими столпами веры, в которые обязан верить каждый мусульманин.
В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время дополнительного ночного намаза говорил: «О Аллах, хвала Тебе, ведь Ты — Свет небес и земли! Хвала Тебе, ведь Ты — Вседержитель небес и земли! Хвала Тебе, ведь Ты — Господь небес, земли и того, что на них. Ты есть истина, и обещание Твое — истина, и Слово Твое — истина, и встреча с Тобой — истина, и Рай — истина, и Ад — истина, и пророки — истина, и Судный Час — истина…» (аль-Бухари, 7499).
Таким образом, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засвидетельствовал истинность Божьих пророков в числе других важных столпов веры, таких как вера в Аллаха, в существование Рая и Ада, в наступление Судного Часа. Упоминание об этом перед молитвами в начале намаза лишний раз указывает на важность веры в пророков и посланников и ее особое место в религии.
Из всего сказанного ясно, что вера в посланников является обязательной и относится к фундаментальным предписаниям исламской религии и важнейшим элементам мусульманской веры в целом. А кто отрицает посланников или хотя бы одного из них, отвергая этот важный столп мусульманской веры, тот открыто демонстрирует свое неверие в Великого Аллаха.
Раздел 1: ислам – религия всех пророков и посланников аллаха
ОСНОВЫ ВЕРЫ И ИСЛАМА (Аль-Иману валь-Ислям)
Во имя Аллаhа Милостивого, Милосердного!
БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим!
Религия Ислам основана на вере в Единого Создателя
и на необходимости поклонения лишь Ему, Милостивому и Милосердному Аллаху.
Создав первого человека — Адама, мир ему, в его же лице и первого Пророка, Всевышний Аллах на протяжении тысячелетий избирал из числа праведных людей Пророков, Посланников и ниспосылал через них Священные Писания.
Основой верования всех Пророков, основой Священных Книг, разъясняющих религию определенным народам, была религия Ислам – вера в Единого Создателя. Со временем религии предыдущих пророков искажались из-за потери подлинников Священных Писаний.
Причиной этому были войны, пленения и смерть людей, знавших подлинное значение текстов ниспосланных книг. Были и более прозаические причины. Переписчики и переводчики Священных Книг на другие языки добавляли собственные измышления, или включали в тексты измышления других людей в угоду своим правителям.
Так появлялись в искаженных текстах, переставших быть священными писаниями, абсурдные утверждения о том (да простит нас Всевышний Аллах), что Пророки пьянствовали, прелюбодействовали, убивали невинных людей и т.п. Еще более греховное в том, что в некоторых «писаниях» появились строки, присущие многобожию.
Пророку — человеку придавались качества Единого Создателя. Человека стали называть Господом. Стали говорить о триединстве (?) Всевышнего Создателя (идея заимствована у античных философов). Стали поклоняться изображениям, придавать Господу сотоварищей и т.п.
- Для укрепления истинной веры, утверждения религии «Ислам», — утверждения покорности Единственному Творцу Всевышним Аллахом была ниспослана последняя Священная Книга – «Благородный Коран».
- Для исполнения пророческой миссии Всевышний Аллах избрал из числа людей последнего Пророка – Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
- Тех, кто следует по пути Ислама, называют Мусульманами.
- Несмотря на всевозможные различия, все религии мира
делятся главным образом на три вида:
1) Истинная Религия: Религия, ниспосланная Всевышним Аллахом через избранного Им пророка и дошедшая до нашего времени без всякого изменения и искажения. Такими особенностями обладает лишь одна религия, — Религия Ислам, переданная последним Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха).
2) Искаженные Религии: Религии, ниспосланные Всевышним Аллахом через избранных Им пророков, но дошедшие до нашего времени с искажениями и изменениями, сделанными людьми.
3) Ложные Религии: Религии, вымышленные людьми. Ложные религии не имеют ничего общего с Религиями, ниспосланными Всевышним Аллахом через избранных Им пророков.
Место Ислама среди других религий
Первым человеком, так же как и первым пророком, был Адам (мир ему). И первой религией людей была Религия, ниспосланная Создателем нашим, Всевышним Аллахом.
Все пророки, начиная от Адама (мир ему) и до Исы (Иисуса, мир ему), передавали людям Религию Единобожия и способы поклонения Единому Создателю – Всевышнему Аллаху.
Однако, со временем, послания, передаваемые этими пророками, были искажены и основы их утеряны.
Всевышний Аллах ниспослал через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) последнюю, совершенную Религию Ислам для всех людей. Таким образом, на сегодняшний день единственной Истинной Религией всего мира является исламская религия. Ложные религии не имеют никакой цены и осуждены Всевышним Аллахом как
Вера в пророков и посланников
Пророки – это люди, избранные Аллахом для передачи Его Откровения и обучения людей правильной вере.
Посланники – это те, кто, помимо обучения Исламу, приносят для людей новые законы.
Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк — посланником. Никто не может стать пророком по своему желанию или благодаря усердию в поклонении – их выбирает Аллах из числа самых достойных из людей.
Мусульмане должны верить во всех пророков и посланников Аллаха и в то, что все они призывали к Единобожию.
Первым пророком был Адам (мир ему), а последним — Мухаммад (мир ему и благословение).
В Коране упомянуты имена следующих двадцати пяти пророков (мир им всем) (в скобках приведены традиционные для русского языка библейские имена): Адам, Идрис (Енох), Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Альяса (Елисей), Исхак (Исаак), Исмаил (Измаил), Салих, Закарийя (Захария), Айюб (Иов), Муса (Моисей), Шуайб (Иофор), Дауд (Давид), Харун (Аарон), Юсуф (Иосиф), Худ, Лут (Лот), Ильяс (Илия), Зуль-Кифль, Яхья (Иоанн Креститель), Сулейман (Соломон), Узайр (Ездора), Иса (Иисус), Юнус (Иона) и Мухаммад (мир ему и благословение). Некоторые ученые относят к пророкам также упомянутых в Коране Зуль-Карнайна, Хизра, Лукмана и Юшаа, а другие считают их праведниками, но не пророками.
Шесть аятов, в которых перечислены имена большинства пророков, таковы:
Еще Коран упомянул об Адаме, явно не называя его посланником, однако ученые сделали вывод из аятов, в которых он упомянут, о том, что он, вероятнее всего, был посланником.
В Коране упомянуты не все пророки. Сколько всего было пророков, известно только Всевышнему Аллаху.
Качества пророков
Пророки — лучшие из людей, а самый лучший из них — это последний Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение).
Всевышний Аллах давал людям новых пророков всякий раз, когда они отклонялись от истинного пути и начинали поклоняться кому-то или чему-то, помимо Него.
Чтобы люди последовали за пророками, Аллах наделил их следующими качествами:
1. Правдивость. Пророки никогда не лгали, не обманывали и не предавали.
2. Надежность. Пророкам всегда можно было доверять, они не присваивали себе ничего, что им не принадлежало.
3. Непогрешимость. Всевышний Аллах хранит пророков (мир им) от всех видов греха. Даже до начала своей пророческой миссии пророки не грешили и имели репутацию благочестивых людей.
Ни один пророк не был язычником до того, как стать пророком. Они никогда не сомневались в существовании Аллаха и не поклонялись идолам.
Никто из них не верил, что у Бога может быть сотоварищ или сын, что Он похож на свои творения и т. п.
4. Интеллектуальное совершенство. Все пророки были умны и проницательны.
5. Безукоризненная передача Откровения. Пророки передавали все, что им ниспосылалось, ничего не утаивая, и сами неукоснительно следовали тому, чему обучали людей.
Кроме того, все пророки были очень красивы внешне. Пророки так же, как и другие люди, ели, пили, спали.
В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах дает пророкам способность совершать чудеса. Чудеса происходили, чтобы доказать, что пророк действительно является пророком.
Хадис 2. Ислам, вера и чистосердечие — mahalla1.ru — Доступно об исламе
Важность этого хадиса
Ибн Дакик аль-‘Ид сказал: «Это ‒ великий хадис, в котором говорится обо всех предназначениях явных и тайных дел.
Все шариатские науки восходят к нему и ответвляются от него, поскольку в целом он заключает в себе знание сунны и является как бы матерью сунны (умму-с-сунна).
Точно также «Аль-Фатиху» называют «матерью Корана» (умму-ль-Куран) по той причине, что в целом она заключает в себе весь смысл Корана».
Этот хадис известен со слов большого количества передатчиков, так как восходит он к восьми из числа благородных сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ими являются: Абу Хурайра, Умар, Абу Зарр, Анас, Ибн Аббас, Ибн Умар, Абу Амир аль-Аш’ари и Джарир аль-Баджали, да будет доволен ими Аллах.
Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет
• 1. Необходимо следить за своей одеждой и внешним видом.
Прежде чем зайти в мечеть или принять участие в собрании стремящихся к знанию желательно одеть чистую одежду. Присутствуя на таких собраниях и встречаясь с улемами, необходимо соблюдать правила приличия, что же касается Джибрила, мир ему, то он пришёл к людям, чтобы учить их как с помощью своих поступков и внешнего вида, так и с помощью своих слов.
• 2. Что такое ислам?
Слово «ислам» означает повиновение и покорность Аллаху Всевышнему.
С точки зрения шариата ислам основывается на пяти столпах:
— свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха;
— своевременном совершeнии молитв, что подразумевает собой соблюдение всех необходимых условий и выполнение всех её столпов, полностью следуя в этом примеру пророка (да благословит его Аллах и приветствует);
— выплате закята;
— соблюдении поста во время рамадана;
— совершении хаджа к Священному Дому раз в жизни для тех, кто будет иметь возможность сделать это, сумеет раздобыть необходимые припасы и средства передвижения для путешествия и сможет оставить достаточно средств на расходы своей семье.
• 3. Что такое вера?
В арабском языке слово «вера» (иман) означает «внутреннее согласие или подтверждение».
Если же говорить о вере с точки зрения шариата, то имеется в виду глубокая уверенность существовании Аллаха как Творца и в том, что Он Един и нет у Него сотоварища.
И это ‒ вера в таких созданий Аллаха, каковыми являются ангелы. Они — почтенные рабы Аллаха, которые не допускают ослушания Аллаха в том, что Он им приказывает, и выполняют то, что Он им велит. Аллах создал их из света, они не вкушают пищи, не различаются по родам, не размножаются и не знает о количестве их никто, кроме Аллаха.
И это ‒ вера в ниспосланные от Аллаха Всевышнего Писания и в то, что прежде чем люди подменили и исказили их, они представляли собой религиозный закон (шар’) Аллаха.
И это ‒ вера во всех посланников, которых Аллах избрал для руководства Своими созданиями и которым Он ниспослал Писания свыше, и убеждённость в том, что они были людьми, хранимыми Аллахом.
И это ‒ вера в Последний день, когда Аллах выведет людей из их могил, и произведёт с ними расчёт за их дела и воздаст благом за благое и злом за зло.
И это ‒ вера в то, что всё происходящее во Вселенной происходит в силу предопределения Аллаха Всевышнего, по Его воле и в соответствии с определённым замыслом, известным лишь Аллаху Всевышнему.
Всё вышеупомянутое относится к числу столпов веры, и тот, кто будет убеждён в этом, спасётся и преуспеет, тот же, кто станет отрицать это, собьётся с пути истинного и потерпит неудачу, ведь Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Веруйте в Аллаха, и в Его посланника, и в Писание, которое ниспослал Он Своему посланнику, и в Писание, которое ниспослал Он прежде, а тот, кто не верует в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний День, впал в глубокое заблуждение». (Сура «женщины», 136 аят)
• 4. Ислам и вера
Таким образом, из всего вышеупомянутого ясно, что «ислам» и «вера» представляют собой две различные истины как с точки зрения лексического значения этих слов, так и с точки зрения шариата, и в основе своей то же самое относится к любым разным названиям.
Однако в шариате подход к этому может быть более широким, и иногда ислам метафорически именуется верой, а вера ‒ исламом, ведь вера без ислама также как и ислам без веры лишены всякого смысла.
Они неотделимы друг от друга, а это значит, что обязательно нужно иметь веру в сердце и совершать определённые действия различными частям тела.
• 5. Что такое чистосердечие (ихсан)?
Чистосердечие есть искренность и совершенство, иначе гoворя, речь идёт об искреннем и совершенном поклонении одному лишь Аллаху, осуществляемом так, будто ты видишь Егo в процессе этого поклонения, если же ты неспособен на это, тo следует поклоняться Аллаху, помня о том, что Он наблюдае за тобой и видит абсолютно всё, что ты делаешь.
• 6. Час этот и его признаки
Знанием о времени наступления Дня воскресения обладает один лишь Аллах, и не знает об этом никто из Его творений, будь то ангелы или посланники. Вот почему пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Джибрилу: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос».
Однако он упомянул о некоторых предзнаменованиях этогo Часа, которые послужат указанием на его приближение. Этими предзнаменованиями станут:
а) Нравственное разложение в определённый период времени, когда умножатся случаи проявления непочтительности и ослушания родителей со стороны детей, которые станут обращаться с ними подобно тому, как хозяева обращаются со своими невольниками!
б) Превращение всего в свою противоположность и отсутствия порядка во всём, когда самые низкие люди станут владыками и руководителями этой общины; осуществление дел будет поручаться тем, кто окажется неспособным справиться с ними; количествo денег у людей возрастёт и они погрязнут в роскоши и расточительстве, похваляясь друг перед другом высотой принадлежащие им строений, а пастухи и им подобные из числа живших в бедности, претерпевавших невзгоды и существовавших за счёт благодеяний других окажутся вознесёнными над людьми и станут управлять ими.
• 7. Вопрос о знании.
Мусульманин спрашивает только о том, что может оказаться для него полезным в мире этом или в мире вечном, и не задаёт вопросов о бесполезных вещах. Так следует поступать человеку, пришедшему в собрание стремящихся к знанию и почувствовавшему, что присутствующие нуждаются в знании о чём-либо, но никто об этом не спрашивает.
В подобных обстоятельствах вопрос необходимо задать ему самому, даже если ответ на него будет ему известен, чтобы это пошло на пользу другим собравшимся. Если же кого-нибудь спросят о том, чего он не знает, человек должен сказать: «Я не знаю», ‒ что послужит свидетельством его благочестия, богобоязненности и правильности знания.
• 8. Методы воспитания
То, как именно задаются вопросы и даются ответы, относилось и относится к числу успешных методов воспитания, о чём сообщается во многих хадисах пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в которых говорится о том, как он обучал своих сподвижников. Объясняется это тем, что таким способом можно привлечь внимание слушателей и подготовить их разум к восприятию правильного ответа.