Как изветно, летоисчисление мусульман проводиться по хиджре.
Что послужило предпосылкой возниковению этого летоисчисления?
Чтобы понять этот вопрос, прежде всего, следует произвести исторический экскурс в эпоху нашего досточтимого Пророка (да благославит его Аллах и приветствует).
До хиджры Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) и после него, то есть при жизни нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), никто не задумывался над вопросом нового летоисчисления. Как, в таком случае, велось летоисчисление мусульманами?
Еще до прихода Ислама арабы использовали лунный календарь. Наряду с этим летоисчисление у арабов основывалось не на числовом исчислении лет, а на знаменательных датах. Последующие же годы расчитывали относительно определенного события.
История начала летоисчисления по хиджре.
В качестве примера можно привести летоисчисление, началом которого считался год смерти прадеда Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) в пятом поколени `Усай ибн Киляба, затем год «слона». Следующие годы исчислялись по принципу «первый год после года слона», «второй год после года слона» и т.д.
После же ниспослания Ислама мусульмане брали за основу различные знаменательные события, такие как сражение с мушриками, Хадж Аль-Уада` (прощальный хадж) и т.п.
Прежде чем приступить к ознакомлению с событиями, предшествующими возниковению летоисчисления по хиджре, следует отметить, что многие мусульмане связывают начало летоисчисления по хиджре непосредственно с переселением Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину. То есть, многие думают, что наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) совершил хиджру в месяц Мухаррам. На самом же деле Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) вышел из Мекки в пятую ночь месяца Раби` аль-Аууаль. Это было в 13-ом году пророчества.
- Раби` аль-Аууаль – третий месяц лунного календаря.
- Выйдя из Мекки наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) три дня пребывал на горе Саур. И лишь на четвертую ночь направился в сторону Медины.
- Хиджре Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) предшествовали различные события.
- Важным из них является то, что в десятом году пророчества, в месяц Раджаб, скончался Абу Толиб, дед нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует).
- Спустя пятьдесят дней после его кончины, в месяц Рамазан, скончалась Хадиша бинт Хуайлид (да будет доволен ею Аллах), жена Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). По этой причине этот год был назван «Годом скорьби».
- Одним из следующих важных событий стало событие, которое, в истории Ислама, именуется как «бай`а аль-`акада ас-сания».
Именно тогда был заключен договор между жителями Ясриба и Посланником Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) о покровительстве и распространении религии.
И именно после этого наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) объявил о начале хиджры в Ясриб (Медину).
Следует отметить, что даже после хиджры Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину мусульмане, на протяжении более чем десяти лет, точнее сказать на протяжении 16-ти лет, вплоть до времен правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), вели летоисчисление по старому методу. То есть, на основе важных событий.
Известный исламский ученый Абу Райхан Бируни, в своей книге «Аль-Асар аль-бакия», относительно этого сказал: «Во времена Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) люди вели летоисчисление, в основе которого лежали важные события. При этом каждому году было свойственно свое название. Так первый год после хиджры назывался «Сана ль-Изн», второй год «Сана аль-амр биль-киталь», третий год «Сана ат-тамхыс»… Десятый год назывался «Сана аль-уада`».
Хиджра Пророка (мир ему) — начало новой эры
1 мухаррама 1433 года – это дата, наступления которой, по мусульманскому летоисчислению, мы ожидаем уже 26 ноября. Мы называем ее началом нового 1433 года Хиджры.
Какие события привели к началу нового летоисчисления? Как они повлияли на отдельных людей, ислам как религию и как затрагивают нас сегодня? В преддверии нового года по хиджре ответы на эти вопросы ищут многие мусульмане и немусульмане.
Мусульманский календарь был введен в 639 году халифом Умаром ибн Аль-Хаттабом. Он состоит из 12 лунных месяцев, как сказано в Священном Коране:
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен» (Коран, 9:36).
За начало летоисчисления была взята дата 12 июля 622 года – первый день первого месяца (1 мухаррама) года хиджры (переселения) пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину.
Из истории ислама, а именно хиджры, нам известен ряд причин, которые привели к переселению.
Нарастающая враждебность к вести пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и людям, которые принимали ее, кажется, в то время достигла пика.
Аллах выбрал именно Ясриб (Медину) не только как место для защиты Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его переезда и [место] для основания первого исламского общества, но и как будущий центр для универсального призыва в ислам.
Невероятные подробности, которые мы узнаем о переселении, заставляют восторгаться наивысшей мудростью, присущей Всевышнему Аллаху. Это событие коренным образом повлияло на будущее религии и уверовавших. Оно стало отправной точкой исламской истории, началом новой эры Ислама, и именно поэтому с него начинается мусульманское летоисчисление.
Этот период ознаменовался созданием нового мусульманского общества, свода законов, регулирующего его устои, нового качества отношений между мусульманами как единой уммы и, наконец, исламского государства, где нет места дискриминации по религиозному или национальному признаку.
Таким образом, хиджра пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) отличалась от хиджры других пророков, поскольку она не являлась побегом от жестоких преследований, а знаменовала начало исламского государства.
Значение для нас сегодня
Очень немногие из нас осознают, что Хиджра не закончилась, когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) целым и невредимым достиг Медины, и его приветствовали знаменитой песней. Большинство мусульман не понимают, что Хиджра на самом деле длится до наших дней, поэтому каждый из нас может пользоваться ее благами.
Хиджра преподносит нам эталон и образец для подражания, из нее можно бесконечно извлекать уроки всецелой самоотдачи и стремления угодить Всевышнему.
С наступлением очередного нового года, мы часто не замечаем, что, по сути, мы прощаемся не с каким-то абстрактным временем, а с конкретными, живыми, составляющими частями своей жизни. Каждое уходящее мгновение – это уходящая часть нашей жизни, приближающая нас к концу пути, это еще одна перелистанная страница книги жизни, опавший лист с древа нашего жизненного пути.
Время будет безвозвратно бежать, пока часы отведенного нам времени не остановятся для нас навсегда. «И когда придет их срок, то не смогут они ни на час его отвратить, ни приблизить».
Мусульмане не празднуют наступление нового года по Хиджре каким-то особым образом, но его начало должно стать для мусульман поводом, чтобы остановиться и задуматься.
Всевышний сказал: «В тот день, когда пошлет Аллах их всех и сообщит им то, что они делали. Счел это Аллах, а они забыли. Аллах — свидетель всякой вещи!»(Коран, 58:6).
Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению? Мусульманский календарь :
Удивительно, как легко современные люди забывают то, откуда к нам пришли многие значимые и привычные вещи. К примеру, цифры, которыми мы все пользуемся, являются арабскими, и когда-то их знали только редкие ученые мужи.
А вот летоисчисление мы ведем по григорианскому календарю, хотя и не задумываемся, с какого времени он был принят за основу. А все ли люди в мире пользуются таким летоисчислением? Конечно, нет. Мусульмане совсем иначе ведут подсчет времени, для этого они имеют свой лунный календарь.
Лунный календарь: летоисчисление по-мусульмански
Чтобы понять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, необходимо подробнее разобраться в особенностях календаря мусульман. По лунному календарю живут не все мусульмане, но во многих странах он принимается за основу. Поэтому, приезжая в мусульманскую страну, вы можете удивиться, увидев в СМИ иную дату.
Мусульмане отсчитывают свои годы с момента переселения пророка Мухаммада в Медину. Вместе с ним из Мекки уехала вся его семья и многие верующие. По западному летоисчислению это случилось шестнадцатого июля шестьсот двадцать второго года нашей эры. Данная дата священна для мусульман и называется «Хиджра». Поэтому довольно часто лунный календарь именуется календарем Хиджры.
Особенности лунного календаря
Западному миру кажется, что григорианский календарь предельно прост. А вот определить, какой сегодня год по мусульманскому летоисчислению, для европейца представляется просто невозможным. Это исходит из непонимания особенностей календаря Хиджры.
Дело в том, что даже сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются не с полуночи, как это принято на Западе, а с захода солнца. Так как луна играет самую важную роль в летоисчислении исламских последователей, то и наступление нового месяца напрямую зависит от ночного небесного светила.
Каждый новый месяц наступает после новолуния на третий день, об этом свидетельствует неомения — ночь, когда видно серп луны. Все эти нюансы европеец обычно даже не знает, поэтому и не может сказать, какой сейчас год по мусульманскому календарю.
Поможет в этом вопросе наблюдение за луной, хотя и здесь действует несколько особых правил.
Какой сейчас год по мусульманскому календарю: летоисчисления по луне
Определение наступления нового календарного месяца по неомении используется всеми мусульманами, но неточности этого способа всегда вызывают споры в научном мире.
Мусульманский месяц имеет плавающее количество дней: от двадцати девяти до тридцати. Все зависит от той ночи, когда можно будет разглядеть серп на небе после полнолуния.
В пасмурные дни наступление нового месяца может задержаться на неопределенное время, поэтому западные ученые не признают серьезность календаря Хиджры.
Некоторые страны придерживаются старинного способа определения нового месяца, когда неомению необходимо было засвидетельствовать двумя мусульманами, вызывающими всеобщее доверие.
Другие мусульманские государства с помощью астрологических вычислений заранее определяют ночь наступления неомении.
Такие расчеты всегда более верные, что позволяет с предельной точностью заявить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.
Сколько месяцев в мусульманском году?
Мусульманский год по количеству месяцев не отличается от григорианского, здесь тоже двенадцать месяцев. Но лунный год состоит из трехсот пятидесяти пяти дней, в некоторых случаях в году присутствует только триста пятьдесят четыре дня. Это зависит от чередования обычных и високосных годов, которые тоже присутствуют в календаре Хиджры.
В мусульманском мире нет четкого чередования циклов. Например, турецкий включает в себя восемь лет, а вот арабский уже тридцать. Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, если сейчас 2016, — високосный или обычный, определить можно только, зная цикл чередования.
Исламский календарь: обычные и запретные месяцы
Двенадцать месяцев исламского календаря имеют свое название, также они делятся на обычные и запретные. В запретные месяцы нельзя воевать, охотиться и убивать. Считается, что это правило пришло из самых далеких времен, когда войны могли помешать паломникам и перекрыть приток денег от них в казну государства.
В году четыре запретных месяца — первый, седьмой, одиннадцатый и двенадцатый. Их принято считать священными.
Месяцы лунного календаря
Понимание того, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению — 2016 или какой-либо иной, невозможно без информации о названиях месяцев календаря мусульман.
- Итак, мухаррам является первым месяцем, он относится к запретным.
- Сафар — осенний месяц, потому что с арабского он переводится как «желтый».
- Рабиу ль-авваль — весьма спорный месяц. Он является третьим в лунном календаре и относится к осенним. Хотя в сегодняшнем переводе с арабского языка его можно смело звать месяцем весны.
- Рабиу с-сани практически повторяет название предыдущего месяца и заканчивает осенний сезон.
- Джумада аль-уля является пятым календарным и первым зимним месяцем.
- Джумада аль-ахира переводится с арабского языка как «последний» или «заключительный».
- Раджаб — седьмой запретный месяц, также не допускает войн и убийств.
- В восьмой месяц шабан любые кочевые племена могли отправляться в новые земли. Считалось, что походы получают благословение Аллаха.
- Жаркий рамадан в переводе с арабского означает «раскаленный».
- Шавваль, являясь десятым месяцем календаря, позволял кочевым племенам еще раз за год поменять место и отыскать новый дом для всего племени.
- Зуль-када категорически запрещает любые передвижения, в этот запретный месяц нужно было обустраивать кочевье.
- Зуль-хиджа — последний месяц года, в который поощрялись паломничества к святым местам.
В разных источниках перевод названий с арабского языка на русский может отличаться, но в целом можно понять, что каждый месяц символизирует действия, которые можно или нельзя было выполнять в данный промежуток времени.
Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению: по какому правилу определяют год?
Ученые разработали специальную формулу, которая способствует переводу исламского года в григорианский и наоборот. Она весьма эффективна и позволяет легко определить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.
- Кратко ее можно изобразить как сложную математическую формулу, в которой от текущего григорианского года необходимо отнять шестьсот двадцать два и разделить полученное число на тридцать два. Затем от григорианского года нужно отнять шестьсот двадцать два и к разности прибавить частное из прошлого математического действия.
- Если вы сможете быстро определять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, то в любой стране, где исповедуют ислам, вам будет довольно просто ориентироваться в датах. К тому же переход с одного календаря на другой позволит натренировать вашу память и определить уровень математических способностей. Ведь первоначально формула кажется очень сложной.
Григорианский 2016 год: какой это год по лунному календарю?
Согласно общепринятой формуле, которая позволяет определить, какой сейчас год по мусульманскому календарю, 2016 год соответствует 1437 году мусульманского календаря Хиджры.
Вы всегда можете проверить по указанной формуле абсолютно любой год и почувствовать себя уверенно в мусульманском мире. Тем более, что по статистическим данным за последние годы видно, как быстро ислам распространяется по планете. К 2050 году более половины населения Земли будут исповедовать ислам, что сейчас кажется европейцам фантастическим и невозможным.
Каждый эрудированный и образованный человек должен хорошо разбираться в тонкостях мировых религий. Так сложилось, что ислам занимает главенствующие позиции в списке самых влиятельных религий. Поэтому особенности мусульманского летоисчисления, которые свято соблюдаются всеми верующими, могут стать интересными и представителям иных религиозных конфессий.
Мусульманский календарь. Перевод из григорианского календаря
Чуть ниже калькулятор, который переводит дату григорианского календаря в дату мусульманского календаря.
Внимание! Прежде чем пользоваться калькулятором, необходимо знать, что результат может отличаться от традиционного значения на день или два. О том, почему так происходит, и почему это нельзя исправить, написано в статье под калькулятором.
Ну а теперь, по традиции, ликбез (кстати сказать, что все, о чем речь пойдет ниже, я и сам узнал только сейчас).
Несколько определений:
Солнечный календарь — календарь, в основе которого лежит тропический год.
Тропический год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Продолжительность тропического года — 365,242196 суток
В течении тропического года происходит полная смена времен года
Лунный календарь — календарь, в основе которого лежит синодический месяц.
Синодический месяц — период обращения Луны вокруг Земли между двумя новолуниями. Продолжительность синодического месяца — 29.53059 суток
В течении синодического месяца происходит полная смена фаз луны.
Всем известный григорианский календарь является солнечным, а вот мусульманский календарь является лунным.
- Поскольку календарь основан на луне, а лунный год короче солнечного года, то месяца не привязаны к временам года, и каждый год сдвигаются примерно на 11 дней относительно солнечного календаря.
- Вообще говоря, раньше, в доисламские времена, арабы использовали солнечно-лунный календарь, и существовал 13 месяц, который вводил поправку до солнечного года, так, чтобы месяца оставались привязаны к временам года.
- Однако в 631 году нашей эры пророк Мухаммед запретил добавлять эти дни и мусульманский год стал чисто лунным. Поэтому, например, месяц рамадан, название которого в переводе с арабского означает «жгучий», может случиться и зимой.
Началом летоисчисления, или эры (см. Древнерусская (византийская) система летосчисления) в мусульманском календаре считается дата переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, или Хиджры (Hegiræ). Дни в мусульманском календаре считаются от заката, таким образом, закат предыдущего дня начал 1 день 1 месяца 1 года от изгнания (Anno Hegiræ, A.H.)
В юлианском календаре (григорианского тогда еще не было) это было 16 июля 622 года от рождества Христова.
Традиционно считается, что новый месяц начинается с того момента, когда после захода Солнца впервые становится виден серп молодой луны и это могут засвидетельствовать исламские священнослужители. Таким образом, начало месяца может зависеть от местоположения наблюдателя, погоды, видимости, и т. п.
С учетом того, что период обращения Луны вокруг Земли примерно 29 с половиной суток, то месяц может содержать или 29 или 30 дней. При этом не существует какой-либо выдержанной последовательности смены 29 и 30, все зависит от наблюдения Луны.
Если вечером 29 дня не удалось увидеть новый серп Луны, следующий день считается 30 днем месяца, если удалось, то 1 днем нового месяца. Наблюдение Луны — священный долг мусульманина, поэтому до сих во многих исламских странах используется именно такой способ ведения календаря.
- Таким образом, календарь, используемый в данный момент, является правильным в данной стране на данный месяц. Начало следующего месяца заранее не определено (или после 29-го дня текущего месяца, или после 30-го).
- С этим связаны некоторые проблемы, о которых можно почитать в Википедии и которые каждая страна пытается решить по своему. Например, в Саудовской Аравии с AH 1419 (1998/1999) введены специальные комитеты по наблюдению за Луной.
- Некоторые страны, например, Турция, и та же Саудовская Аравия, для гражданских (светских) целей, а не религиозных, рассчитывают календарь на несколько лет вперед, используя астрономические правила.
- В Турции текущее правило устанавливает начало нового месяца в случае нахождения лунного серпа выше местного горизонта в момент заката на координатах Анкары. В Египте начало нового месяца считается с дня, когда Луна заходит как минимум на пять минут позже Солнца.
- Стоит заметить, с учетом того, что время захода Луны сдвигается по мере продвижения на востока на запад, исламские страны, находящиеся западнее других, могут наблюдать новую Луну после захода Солнца на день раньше, чем исламские страны, находящиеся восточнее.
До сих пор каких-либо успешных усилий по унификации календарей между разными странами не было. Кто хочет больше проникнуться проблематикой определения начала месяца, может проверить еще вот эту ссылку
Понятно, что такая ситуация не очень хороша для планирования, поэтому, уже начиная с 8 века разрабатывались так называемые табличные календари (см. ссылку), которые, используя астрономические расчеты, давали примерные даты начала месяцев и лет.
Астрономические расчеты лежат в основе многих используемых гражданских календарей, и алгоритмов преобразования дат из одного календаря в другой. Несколько особняком стоит алгоритм Kuwaiti, разработанный Microsoft для целей преобразования дат.
Microsoft утверждает, что алгоритм основан на статистическом анализе календарных данных.
Календарь, используемый калькулятором, это наиболее распространенный в исламском мире светский (гражданский) календарь, начало месяца в нем определяется астрономически. Год в таком календаре состоит из 12 месяцев, продолжительность которых чередуется между 30 и 29.
Последний двадцатидевятидневный месяц в високосные годы удлиняется до 30 дней. Без введения високосных лет средняя продолжительность месяца в году была бы строго 29.5 суток, что давало бы большую ошибку.
Високосные года следуют 30-летнему циклу и выпадают на 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, и 29 года цикла. Таким образом, каждое 30-летие содержит 19 нормальных лет по 354 дня и 11 високосных лет по 355 дней. Средняя продолжительность года таким образом будет равна примерно 354.
366(6), а месяца 29.5305(5), что уже гораздо ближе к продолжительности настоящего синодического месяца.
Как следует из всего вышесказанного, дата вычисляется алгоритмически, таким образом, полученное значение может отличаться от традиционного значения на один или два дня. Смотри таблицу здесь.
Например, согласно табличным способам расчета, начало 1437 года могло прийтись на 13 или 14 или 15 октября 2015, в зависимости от расчета.
Для России начало 1437 года пришлось на 14 октября, этот конкретный калькулятор выдает 15 октября.
Когда НОВЫЙ ГОД? В октябре начинается 1436 год по мусульманскому календарю | Почему ислам?
Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». Переселение позволило спасти множество верующих людей от гнёта язычников, наладить безопасную жизнь, а в дальнейшем с этого момента началось распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру.
При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) начало месяца Мухаррам никак не отмечалось, а сам факт переселения еще не считался отправной точкой календаря.
Решение об этом было принято позднее – в эпоху праведного правителя Умара ибн Аль-Хаттаба.
Сравните: переселение из Мекки в Медину состоялось в 622 году нашей эры, Пророк Мухаммад жил до 632 года, а решение начать новое летоисчисление было принято Умаром в 639-ом году.
Почему не от рождения пророка?
Что послужило причиной, отчего Умар ибн аль-Хаттаб повелел вести новое летоисчисление? По этому поводу имам Абу Нуайм в своей книге «Ат-Тарих» приводит следующую историю: «Абу Муса написал Умару: «От тебя приходят к нам послания и не имеют числа».
- Тогда Умар приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан, некоторые сказали – с времени переселения.
- Умар сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И это было в 17 году от хиджры».
- Таким образом, стремление датировать послания, фиксировать даты важных событий послужило причиной создания календаря. Благого и полезного в таком решении, несомненно, много, и поэтому оно получило одобрение остальных сподвижников.
- Но остаётся вопрос: почему же сподвижники выбрали для начала летоисчисления именно переселение пророка, мир ему и благословение Аллаха, а не день его рождения, смерти, или чего-либо другого, что могло быть важным в Исламе?
- Ответ таков, что если выбирать день, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан с миссией, или день его рождения, то об этих двух датах всегда существовало разногласие между людьми, точно определить их было сложно. Также не был использован день его смерти из-за скорби по Пророку. Самое важное из того, что осталось – это день переселения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину, вот сподвижники и выбрали этот день.
В сборнике достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад. Он сказал: «Не установили сподвижники отсчет от того времени, как был послан пророк, мир ему и благословение Аллаха, и не установили с того времени, как он умер, но установили отсчет с того времени, как он переселился в Медину» (Аль-Бухари в «Сахих» № 3934).
Указание из корана
В одном из аятов Корана есть указание на то, чтобы считать хиджру (переселение) первым днём. В нём сказано: «Мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, достойнее, чтобы ты в ней стоял. В ней – люди, которые любят очищаться, поистине, Аллах любит очищающихся!» (Сура 9 «Покаяние», аят 108).
Речь идет о мечети «аль-Куба». Именно она была построена в Медине сразу же после переселения.
Обращает внимание в этом аяте то, что время строительства мечети «Аль-Куба» Всевышний называет «первым днём». А ведь известно, что дни после переселения не были первыми днями ни пророчества, ни ислама.
В данном случае имеются в виду первые дни в особенном смысле – дни, когда Ислам начал набирать силу, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, смог поклоняться своему Господу в безопасности и начал строить мечеть.
Учитывая это указание, сподвижники и договорились считать началом мусульманской истории не день рождения Пророка и не день его смерти, а дату переселения («Фатх Аль-Бари» т. 7, с. 341).
Даты «от рождества» не оказываются точными
Если в Исламе дата начала календаря известна точно, то в других религиях с этим есть большая проблема. Например, в христианстве за отправную точку взята дата «от рождества Христова». Но когда точно оно было? Установить достоверно это невозможно.
Одним из первых попытку создания календаря «от рождества Христова» предпринял в 535 году сирийский монах Дионисий Эксигус. Он предложил считать год рождения Иисуса Христа первым годом новой эры.
- Однако позднее христианские богословы объявили, что дата рождения Христа определена неверно и согласно исправленным исчислениям Иисус должен был родиться в 4 или 5 году… до рождества Христова! Позднее папа римский Григорий XIII предложил собственный расчёт, именно его календарь, названный григорианским, принят сегодня во многих странах мира, в том числе и в России.
- Что касается Ислама, то мусульмане с самого начала отказались принимать дату рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) отправной точкой мусульманского календаря, ведь и она неизвестна достоверно.
- Например, о дате его рождения есть такие мнения: называются второй день месяца раби’ аль-авваль, восьмой, десятый, двенадцатый, семнадцатый дни того же месяца и другие даты. Наиболее же распространенными являются два мнения. Первое – это то, что он родился в восьмой день месяца раби’ аль-авваль. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Абдульбарр (см.
- «Аль-бидайа ва-н-нихайа» 2/260). Второе — что рождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состоялось 12 раби’ аль-авваля. Эта дата, как на то указывает Ибн Касир (см. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» 2/260), наиболее известна среди большинства людей.
Подобное разногласие о дате рождения указывает помимо прочего и на то, что мусульмане несколько первых веков не праздновали дня рождения Пророка Мухаммада (так называемый «маулид»), ведь иначе они знали бы этот день точно и не разногласили бы о нём.
Вот уже 1435 лет величайшее событие – переселение мусульман и пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину – объединяет мусульман, где бы они ни жили. Об этой дате нет разногласий. Для всех нас начинается новый 1436 год – время задуматься о своём будущем, проанализировать своё прошлое и исправить своё настоящее.
Как считать возраст мусульманину?
Если я правоверный мусульманин, то очевидно и возраст свой должен считать по лунному, исламскому, календарю. И тогда мне не 47, а 48 лет…
И как тогда будет, что моему ровеснику христианину, рожденному со мной в один день, меньше лет, чем мне…
И не потому ли, что применялся другой, отличный от нынешнего, порядок летоисчисления, библейским пророкам было по несколько сотен лет?Что думаете?
Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах.
Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб.
الـتـقـويم الـهـجـري, ат-таквиму-л-Хиджри).
Структура календаря
Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.
Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны.
Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца.
Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.
Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила.
Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Луна передвигается среди звёзд с запада на восток со средней скоростью 13,2° в сутки. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе.
Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни[1].
Названия месяцев
- Мухаррам — (араб. محـرّم) — первый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещённый». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.
- Са́фар — (صفـر) — «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
- Рабии`у ль-Авваль — (ربـيع الأول) — третий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.
- Рабии`у с-Сани — (ربـيع الآخر или ربـيع الـثاني) — «второй Раби»
- Джумада аль-уля — (جمادى الأولى) — пятый месяц лунного календаря.Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.
- Джумаада ль-Аахыра, или Джумада ас-сани — (جمادى الآخرة или جمادى الـثاني) — Слово «аахыра» означает «последний». Тот же корень в слове Ахернар.
- Ра́джаб — (رجب) — седьмой месяц лунного календаря.Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий.
- Шаабан — (شعـبان) — от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы.
- Рамадан (тюрк. рамазаан) — (رمضان) — от глагола «быть раскаленным».В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.
- Шавваль — (شوّال) — от глагола «сниматься с места». Шавваль — месяц кочевий.
- Зуль-ка`да — (ذو الـقـعـدة) — от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Каада — месяц стоянок.
- Зульхиджа — (ذو الحجة) — от глагола «совершать паломничество»
В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться.
Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца.
Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30.
Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам.
А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367.
Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней.
Цикл
«Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу[2].
Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный — високосный.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.
Формула приближенного перевода
Г = И + 622 − (И/33)
где Г — григорианский календарь, И — исламский календарь. Например, 1410 год по мусульманскому календарю соответствовал Г=1410+622−(1410/33)=1989 году. Данная формула может дать погрешность в один год. Формула для обратного перевода:
И = Г − 622 + ((Г − 622)/32)
Хиджра на начало XXI века
Начало каждого месяца
Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры.
Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя.
Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.
В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.
Из-за отсутствия четких правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели.