Как известно, произнесение слова «Альхамдулиллах» после чихания является сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А в ответ тому, кто произнёс эти слова после чихания, желательно сказать «Ярхамукаллах».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل: الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ: يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ: يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ: يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ» قال العلماء: بالكم: أي شأنكم
«Если кто-либо из вас чихнёт, пусть скажет «Альхамду лиллях», а его брат [по вере] пусть скажет ему: «Ярхамукаллах». И если он скажет ему: «Ярхамукаллах», пусть [чихнувший] скажет [ему в ответ]: «ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум»».
Этикет чихания и что говорить при чихании
Выражение «Альхамдулиллах» означает «Хвала Аллаху».
А смысл выражения «Ярхамукаллах» – «Да помилует тебя Аллах».
«ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум» означает «Да укажет вам Аллах правильный путь и приведёт Он в порядок все дела ваши».
Мудрость просьбы милости
Как пишет имам Ибн Хаджар[1], мудрость просьбы милости Аллаха для чихнувшего в том, что от чихания человека может постигнуть паралич лица, и другие подобные болезни, поэтому следует просить для него милости Аллаха, чтобы Он сохранил его в том же облике и здравии.
Если чихнул немусульманин
Если рядом с вами чихнёт немусульманин, то ему в ответ следует сказать «Яхдикаллах» – да наставит тебя Аллах, или подобное этому выражение, но не следует просить милости для него, как это делается для брата мусульманина[2].
Если чихнул ребенок
Также не следует говорить «Ярхамукаллах», если чихнувший является ребёнком, вне зависимости от того, умеет он отличать хорошее от плохого или нет. Ему желательно сказать «Баракаллаху фика» – да благословит тебя Аллах, или «Аншаакаллаху иншаан салихан», то есть «Пусть Аллах вырастит тебя благочестивым» и т.п.[3]
Под ребёнком тут имеется в виду тот, кто не достиг половой зрелости.
Напоминание чихнувшему сказать «Альхамдулиллах»
Желательно также напомнить чихнувшему, чтобы он произнёс выражение «Альхамдулиллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ سَبَقَ العَاطِسَ بِالْـحَمْدِ أَمِنَ مِنَ الشَّوْصِ
«Тот, кто опередил чихнувшего словами «Альхамдулиллах», будет в сохранности от болезней зуб, ушей и живота»[4].
Если же он не произнесёт эти слова, напомнили ли ему об этом или нет, то нежелательно (макрух) просить милости для него словами «Ярхамукаллах»[5].
Если есть сомнение, произнёс чихнувший эти слова или нет, то следует сказать: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал Ему хвалу», или: «Да смилуется Аллах над тобой, если ты воздал Ему хвалу», или сказать ему: «Скажи Альхамдулиллах», – и если он скажет это, то следует просить милости Аллаха[6] для него.
Если человек чихнул несколько раз
Если человек чихнёт несколько раз подряд, то согласно сунне следует просить милости для него после каждого чихания, если он чихал не более трёх раз.
А если он чихал больше трёх раз, то сунной является сказать: «Шафакаллах» – да исцелит тебя Аллах и т.п.
Это в том случае, если он чихает подряд, а если он чихает с промежутками, то есть не подряд, то в этом случае после каждого раза следует просить милости[7] для него.
Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: «إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ»
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть тот, кто рядом с ним, произнесёт слова благопожелания (то есть «Ярхамукаллах»). Если человек чихнёт более трёх раз, значит, он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят»[8].
Если человек чихнул в намазе
На высокую степень этой сунны указывает и то, что если молящийся чихнёт в намазе, то ему также желательно произнести выражение «Альхамдулиллах» так, чтобы он слышал себя, то есть не мысленно и не слишком громко. А тот, кто услышит его, пусть попросит для него милостивыражением «Ярхамукаллах»[9].
Однако если молящийся чихнул во время чтения фатихи и произнёс выражение «Альхамдулиллах», то он должен заново прочитать фатиху, так как оно нарушает непрерывность чтения фатихи[10].
Прикрывать рот во время чихания
И в конце: чихнувшему желательно не повышать голос и закрывать рот рукой или чем-то другим[11].
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или одеждой), тем самым приглушая звук»[12].
Всё, что мы привели, было взято из книги «Аль-Азкар» Имама Навави и книги «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, вместе с хашиятом Ширвани.
Подготовил: Муса Багилов
[1]عبارة التحفة 9/230: العطاس — حركةٌ مزعجةٌ ربَّـما تولد عنه نحو لَقْوَةٌ، فناسب أن يدعى له بالرحمة المتضمّنةِ لبقائه على سمته وخلقته، والمانعةِ من شماتة عدوّه به.
[2]عبارة المغني 6/18: وتشميت الكافر بيهديك الله ونحوه لا بيرحمك الله
[3]عبارة التحفة: ولصغير بنحو: أصلحك الله، أو: بارك فيك —
عبارة الشرواني:وظاهره: ولو غير مميز فليراجع… كأنشأك الله إنشاء صالحا اهـ ع ش -.
[4]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ تذكيره الحمد للخبر المشهور «من سبق العاطس بالحمد أمن من الشوص» أي: وجع الضرس، واللوص أي: وجع الأذن، والعلوص وهو وجع البطن.
[5]عبارة التحفة 9/230: ويكره قبل الحمد. عبارة الشروانيّ: ظاهره ولو لصغير وعلى تسليمه ينبغي اختصاصه بالمميز، فليراجع… فلا يعتد به ويأتي به ثانيا بعد الحمد اهـ ع ش
[6]فإن شكّ قال 9/230: يرحم الله من حمده أو يرحمك الله إن حمدته — وتحصل بها سنة التشميت اهـ ع ش -.
[7]عبارة التحفة 9/230: وتكرير التشميت إلى ثلاث ثم بعدها يدعو له بالشفاء — كعافاك الله أو شفاك الله اهـ ع ش -، وقيده بعضهم بما إذا علمه مزكوما؛ وحذفوه لأن الزيادة على الثلاث مع تتابعها عرفا مظنة الزكام ونحوه.
يظهر أنها لو لم تتابع كذلك يسن التشميت بتكررها مطلقاً.
[8] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2
[9]عبارة التحفة 2/148: يسن لمصل عطس أو سلم عليه أن يحمد بحيث يسمع نفسه… وبحث ندب تشميت مصل عطس وحمد جهرا
[10]عبارة التحفة 2/41: وإن (تخلل ذكر) أجنبيّ لا يتعلّق بالصلاة كـ«الحمد» للعطاس… (قطع الموالاة)
عبارة علي الشبراملسي في حاشيته على النهاية 2/47 : لكن إذا وقع ذلك في الفاتحة قطع الموالاة
[11]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ للعاطس وضع شيء — يده أو ثوبه أو نحوه اهـ مغني — على وجهه وخفض صوته ما أمكنه — وأن يحمد الله عقب عطاسه اهـ مغني
[12] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Это хороший достоверный хадис».
Источник: http://taalib.ru/fikh/819-etiket-chikhaniya-i-chto-govorit-pri-chikhanii
Некоторые адабы, связанные с чиханием, на которые указывают достоверные хадисы | Салиха
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
От Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь». Муслим, Ахмад. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 683.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть находящиеся рядом с ним обратятся за него с мольбой. А если он чихнет больше трех раз, то это уже простуда, и не следует ему говорить это после трех раз». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 684.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихает, то пусть прикроет свое лицо ладонями, чтобы приглушить звук». аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 685.
От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: “Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин” (Хвала Аллаху – Господу миров).
А ему следует сказать: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). А он пусть им ответит: “Ягъфиру-Ллаху ляна уа лякум” (Да простит Аллах нас и вас)». ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 686.
От ‘Али ибн Абу Талиба и Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: “Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь” (Хвала Аллаху в любом положении).
А тем, кто вокруг него следует ему сказать: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). А он пусть им ответит: “Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум” (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)». Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См.
«Сахих аль-джами’» 687.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: “Альхамду ли-Ллях” (Хвала Аллаху).
Если он скажет это, то пусть его брат или друг скажет ему: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). И если ему скажут это, то пусть ответит: “Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум” (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)».
аль-Бухари, Ахмад, Ибн Маджах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 688.
Таким образом, при чиханье узаконено произнесение слов: 1. “Альхамду ли-Ллях”. 2. “Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин”.
3. “Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь”.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Этикет чихания
В Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации, заложенные Пророком Аллаха (мир ему и благословение).
У чихания, как и у всего важного по Исламу, есть свой этикет, который желательно знать верующему, так как многие могут чихнуть не только в безлюдном месте, но и в обществе.
В Исламе чихание считается хорошим признаком, указывающим на любовь Аллаха к этому человеку, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الله يحب العطاس ويكره التثاؤب
Смысл: «Аллах любит чиханье и не любит зевание» (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но чихание, которое указывает на любовь Аллаха, должно возникнуть не по причине каких-то внешних воздействий (например, пыль попала в ноздри), а само по себе.
Если человека тянет чихнуть, то не нужно сдерживаться, однако не желательно поднимать голос, потому как:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا عطس وضع يده أو ثوبه على فيه وخفض أو غض من صوته
Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук» (Абу Давуд, ат-Тирмизи), некрасиво, когда человек издаёт сильные звуки при чихании. Также желательно восхвалить Аллаха во время чихания, потому как в хадисе сказано:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله
Смысл: «…и если кто-либо из вас чихнул и воздал хвалу Аллаху», это продолжение начатого выше хадиса. Не нужно каких-то лишних и некрасивых высказываний, как некоторые позволяют себе.
По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) воздать хвалу Аллаху чихнувшему является сунной (желательным), однако в мазхабе имама Малика (да смилуется над ним Аллах) некоторые учёные считают, что воздать хвалу Аллаху после чихания является обязательным.
Что делать окружающим?
Если рядом кто-то чихнул и произнёс «альхамдулилях», то желательно ответить со словами «Ярхамукаллах», что означает «Да смилуется над тобой Аллах», как сказано в хадисе:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله، كان حقًا على كل مسلم سمعه أن يقول له: يرحمك الله
Смысл: «Если кто-либо из вас чихнул и произнёс хвалу Аллаху, то долг услышавшего ответить словами: «Да смилуется Аллах над тобой»» (Имам аль-Бухари). Если рядом группа из двух или более мусульман, то довольно ответа одного из них. Если же чихнувший не произнёс хвалу Аллаху, то не нужно ничего говорить, Ибн аль-Араби (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу сказал:
«Не нужно отвечать тому человеку, который не сказал слова хвалы Аллаху, возможно, он произнёс их очень тихо, поэтому окружающие просто не услышали его».
В таком случае желательно напомнить чихнувшему восхваление Аллаха, произнеся вслух «Альхамдуллилях» так, чтобы тот услышал и повторил.
После того, как чихнувшему ответили на его восхваление Аллаха, ему желательно произнести «Яхдиякумуллах», что означает «Да наставит вас Аллах», так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
فإذا قال له يرحمك الله فليقل : يهديكم الله و يصلح بالكم
Смысл: «Если ему (чихнувшему) сказали: «Да смилостивится над тобой Аллах», то пусть скажет чихнувший: «Да наставит вас Аллах и улучшит ваши намерения»» (Имам аль-Бухари).
Если чихнул более трёх раз
Если человек чихнул более трёх раз подряд, то уже желательно тем, кто услышал, сказать «Ишфикаллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах», вместо «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
فهو مزكوم إذا عطس أحدكم فليشمته جليسه ، وإن زاد على ثلاث فهو مزكوم ، ولا تشميت بعد ثلاث مرات
Смысл: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть рядом сидящий ответит ему (см. выше), а если же чихнул более трёх раз, то пусть уже не отвечает, потому что этот человек уже простуженный» (имам Муслим). То есть, если чихнул более трёх раз, то уже желательно пожелать излечения.
Если чихнул в молитве и при исправлении нужд
В молитве желательно постараться не допустить чихание или зевание, но, если человек чихнул в молитве, пусть произнесёт «альхамдулиллях» сердцем, мысленно. Если же чихнул при исправлении малой или большой нужды, при выполнении супружеского долга, то восхваление произнесёт так же, мысленно.
Что правильнее говорить при чихании? |
Вопрос: Многие мусульмане когда чихают говорят «ЯрхамукАллах (Да помилует тебя Аллах)», или «Ярхамуна ва ярхамукумАллах (Да помилует Аллах вас и нас) или «Хадана ва хадакум Аллах (Да наставит Аллах вас и нас)». Какая форма более правильна? Что передано от Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует)?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Были переданы разные формы восхвалений Аллаха чихающим.
- Бухари (6224) передал от Абу Хурайры, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас чихнет, то пусть скажет: «Аль хамду лиллях (Вся хвала Аллаху)» и пусть его брат или друг ответит ему «ЯрхамукАллах (Да помилует тебя Аллах). Если он скажет «ЯрхамукАллах», то пусть (чихающий) скажет «Яхдикум Аллах ва йуслиху балаакум (Да наставит вас Аллах и улучшить ваше состояние)».
- Имам Бухари передал в Аль Адаб аль Муфрад (5033) от Абу Хурайры, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь чихнет, то пусть скажет: «Альхамду лилляхи аля кулли хал (Хвала Аллаху в любом случае)», и пусть его брат или друг скажет: «ЯрхамукАллах (Да помилует тебя Аллах), и пусть (чихающий) скажет: «Яхдикум Аллаха ва йуслиху балаакум (Да наставит вас Аллах и улучшить ваше состояние)».
- Абу Дауд (5031) и Тирмизи (2740) передали, что Салим бин Убайд сказал: «Пророк сказал: «Когда один из вас чихнет, то пусть скажет: «Аль хамду лилляхи раббиль алямин (Хвала Аллаху Господу миров), и пусть ему ответят: «ЯрхамукАллах», и пусть он скажет: «Йагфир Аллаху лана ва лакум (Да помилует вас и нас Аллах)». Оценен как даиф шейхом Албани в Даиф Абу Дауд. Но он оценил его как сахих в аль Адаб аль Муфрад (715) с мавгу иснадом останавливающемся на Абдуллах ибн Масуде.
Передано, что Абу Хамза сказал: «Я слышал, что Ибн Аббас сказал, когда кто-то сказал ему «ЯрхамукАллах», «Аафана Аллах ва иййакум минаннар, йархумукум Аллах (Да спасет нас и вас от огня ада Аллах; Да помилует вас Аллах)». Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Адаб аль Муфрад, 955
Малик передал в Аль Муватта (1800) от Наафи, что когда Абдуллах ибн Умар чихал и ему говорили: «ЯрхамукАллах», то он говорил: «Ярхамуна Аллаху ва ййакум ва йагфир лана ва лакум (да помилует вас и нас Аллах, да простит он нас и вас)».
Ан-Навави в шарх Муслима сказал: «Аль-Гаади сказал: «Ученые разошлись относительно того, как следует восхвалить Аллаха, и по этому поводу существуют различные сообщения.
Говорят, что необходимо произнести: «Аль хамду лиллях» или «Альхамду лилляхи раббил Алямин» или «Альхамду лилляхи аля кулли халь». Ибн Джарир сказал: «Ему следует выбрать из этого.
Это правильное мнение, но однозначно, что он должен восхвалить Аллаха».
Он сказал: «И они разногласят насчет ответа тому кто сказал: «ЯрхамукАллах». Сказано, что следует сказать: «Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум» или «Йагфир Аллаху лана ва лакум». Малик и Шафи сказали: «Ему следует выбрать между этим» Это правильное мнение. И хадисы в которых они упоминаются достоверны».
Заключение: При чихании следует сказать:
- Альхамдулилляхи.
- Альхамдулилляхи аля кулли хал.
- Альхамдулилляхи Раббиль алямин.
Ответом человеку, который помолился за чихающего может быть:
- Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум.
- Йагфир Аллаху лана ва лакум.
- Аафан Аллах ва иййакум минаннари, йархамукум Аллах.
- Йархамуна Аллаху ва иййакум ва йагфир лана ва лакум.
Все это достоверные сообщения и мусульманин может выбирать из них.
ФАТВА:Что согласно исламу надо говорить, когда человек рядом чихает?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
- Дорогая сестра Айжан, мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
- Мусульманин обязан просить милости (Всемогущего Аллаха) для любого другого мусульманина, который чихает и при этом восхваляет Его. Если же один из них чихает в присутствии другого и восхваляет Всемогущего Аллаха после чиханья, другой также должен попросить для него милости.
- Но тому, кто чихает, не следует отвечать, если он немусульманин; если он мусульманин, но не восхвалил Всемогущего Аллаха после чиханья; если он простужен и чихает постоянно; если он во время чихания произносит мольбу Всемогущему Аллаху; если он присутствует на пятничной пророведи.
- В своей книге «Файд аль-кадир» великий ученый Аль-Манави прокомментировал хадис, сообщенный Муслимом, об ответе тому, кто чихнул: “Коль кто-то из Вас чихает и восхваляет Всемогущего Аллаха (после чиханья), ответьте на это (мольбой Всемогущему Аллаху о милости к нему”. Согласно Аль-Манави, когда человек чихает, его мышцы напряжены, и мольба о милости к этому человеку подразумевает просьбу к Всемогущему Аллаху, дабы Он вернул мышцы чихающего в состояние расслабления.
Согласно большинству юристов, слова Пророка «ответьте на это» в данном случае подразумевают не обязательность, а желательность этого действия [т.е. мольбы к Аллаху].
- Но Ибн Дакик Аль-`Ид и Ибн Аль-Кайиим считают, что это обязательно, и на основании их мнения утверждают [приходят к заключению], что такой ответ является индивидуальной обязанностью мусульманина, в присутствии которого чихает другой мусульманин (и восхваляет Всемогущего Аллаха после чиханья), а также коллективной обязанностью [мусульман].
- Аль-Бара’ (да будет он угоден Аллаху) сообщил следующее: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать семь (вещей): посещать больных; следовать за похоронной процессией; говорить «да смилостивится над тобой Аллах» чихнувшему, коль он говорит «слава Аллаху»; принимать приглашение (на свадебное торжество); отвечать на приветствие; помогать угнетаемому; помогать другим выполнить свои клятвы (коль эти клятвы не греховны). И запретил нам семь (вещей): носить золотые кольца или браслеты, носить шелк (ткань), дибадж, сундус и маясир».
- В своей книге «Фас Аль-Бари» Ибн Хаджар прокомментировал вопрос об ответе чихающим, а также указал те категории чихающих, которым не следует отвечать:
- Во-первых, чихающие, которые после чиханья не восхваляют Всемогущего Аллаха.
Анас Ибн Малик (да будет он угоден Аллаху) сообщил, что два человека чихнули в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он (да благословит его Аллах и приветствует) призвал милость Аллаха на одного, но не призвал ее на другого.
Тот, на кого он (да благословит его Аллах и приветствует) не призвал милость, сказал ему: “Такой-то и такой-то чихнул, и ты сказал: «Да помилует тебя Аллах». Я тоже чихнул, но ты не произнес этих слов для меня”.
Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тот человек восхвалил Аллаха, а ты не восхвалил Его.”
Во-вторых, чихающие, которые не являются мусульманами:
Абу Дауд передал такие слова Абу Мусы Аль-Ашари (да будет он угоден Аллаху): “Евреи чихали в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а он (да благословит его Аллах и приветствует) [хотя и] мог призвать на них милость Аллаха, на их чихание, однако, отвечал словами: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум”.
По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, если учитывать, что ответ чихающему означает пожелание ему добра, то мусульмане могут отвечать немусульманам, которые чихают, но по-другому.
- Они должны попросить, чтобы Всемогущий Аллах направил их [немусульман] на истинный путь и наставил их разум на истину [как поступал Пророк (да благословит его Аллах и првиетствует) с иудеями согласно вышеупомянутому хадису].
- В-третьих, постоянно чихающие из-за простуды:
- Если мусульманин чихает более трех раз в присутствии другого мусульманина, ему можно не отвечать, поскольку это происходит из-за простуды, а чихание при простуде не требует ответа.
- Аль-Бухари в своей книге «Аль-абад аль-муфрад» передал такие слова Абу Хурайра (да будет он угоден Аллаху): “Кто чихает единожды, дважды или трижды (и восхваляет Всемогущего Аллаха после каждого чиханья), на его чихание нужно отвечать [каждый раз]; но коль он чихнет трижды, это считается простудой [и в этом случае отвечать чихающему не нужно]”.
- Однако ученые расходятся во мнениях о том, сколько раз (один или три) надлежит ответить тому, кто [трижды] чихнул последовательно и после этого неоднократно восхвалил Аллаха (т.е. столько раз, сколько чихнул). Но самое надежное мнение здесь таково, что за него можно вознести мольбу трижды.
Выдающийся ученый Ан-Навави сообщил от Ибн Аль-Араби о разногласиях среди ученых по поводу того, когда нужно сказать тому, кто неоднократно чихает, что это простуда, – после второго, третьего или четвертого чиханья.
Но самое надежное мнение здесь таково, что это нужно сказать после третьего чиханья.
То есть за него [чихнувшего] нужно помолиться трижды, а затем сказать, что он простужен, и после этого молитва после чихания не требуется.
Можно утверждать, что если человек простужен и неоднократно чихает, он больше заслуживает молитвы после чихания, поскольку он болен и нуждается в молитвах других за него.
На этот довод можно ответить, что это так, что человек в этом случае действительно нуждается в молитвах других за него, но это не обязательно должна быть именно молитва после чихания, поскольку за него можно прочитать и другую молитву, например о том, чтобы Всемогущий Аллах излечил его.
В-четвертых, те, кому не нравится получать ответ после чихания (и восхваления Всемогущего Аллаха):
Ибн Дакик Аль-`Ида утверждает: «Некоторые ученые считают, что если об определенном человеке известно, что ему не нравится получать ответ после чихания (и восхваления Всемогущего Аллаха), ему не нужно отвечать, ибо молитва за чихнувшего не произносится за того, кто ее не хочет.
Если же исходить из того, что молитва за чихающего – это сунна, тогда можно говорить, что это сунна, совершаемая за того, кому это нравится. По мнению этих ученых, это правило относится и к тем, кому не нравится, чтобы с ними здоровались или посещали их во время болезни.
Сам же я считаю, что от такого желательного действия (сунны) не нужно отказываться, коль человек не страшится, что тот, кому не нравится получать ответ после чихания, не навредит ему [например, грубостью].
А иначе здесь следует соблюдать сунну, во-первых, как согласие с предписанием Пророка, и, во-вторых, как средство пренебречь неприятием чихающего к получению ответа и, таким образом, усмирить его высокомерия в этом”.
Комментарий Ибн Хаджара:»Это мнение (Ибн Дакика) может быть подкреплено тем, что молитва за чихающего – это просьба о милости для него, которая пойдет на пользу любому мусульманину независимо от его отношения к этому».
В-пятых, чихающие во время чтения проповеди имамом:
По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, здесь имеет место противоречие между послушанием приказу (соблюдением, выполнением предписания) отвечать чихнувшему и предписания внимательно слушать речь имама.
Самое надежное мнение здесь таково, что вниманию речи имама нужно уделить первостепенное значение по сравнению с ответом чихнувшему, тем более что во время чтения проповеди имамом говорить вообще запрещено. На основании этого нельзя точно сказать, нужно ли отложить мольбу за чихнувшего до конца речи имама или можно ответить чихнувшему жестом [т.е. возможны оба варианта]. То же самое касается тех случаев, когда имам чихает, но продолжает свою речь. Но если он чихает и делает паузу, чтобы ему ответили, то можно ему и ответить.
В-шестых, чихающие, но не воздающие хвалу Всемогущему Аллаху:
Это, например, те, кто находится в туалете или совершает коллективную молитву. В таких случаях они должны воздать хвалу Всемогущему Аллаху позже, после чего им необходимо ответить.
Однако нет четкого предписания о том, полагается ли им молитва за чихание в том случае, если они [находясь в упомянутых местах], восхвалили Всемогущего Аллаха сразу же после чихания.
Всевышний Аллах знает лучше.
Почему нельзя говорить «будь здоров», когда человек чихает
Поведать вам, дорогие наши читатели, мы в данной статье хотим о том, почему нельзя говорить будь здоров когда человек чихает. Наверняка вы желали здоровья тому, кто рядом с вами чихнул, но слышали ли вы когда-нибудь о том, что это неприлично? Давайте разбираться в этой ситуации вместе.
Что означает фраза «будь здоров!» во время чиха?
- Словами «будь здоров», когда слышим, что человек чихает, мы желаем ему крепкого здоровья и совсем не задумываемся, что такой фразой мы можем поставить его в неловкое положение.
- Нас с самого раннего детства учат вежливости, и фраза «будь здоров» в ответ на чихание кого-то из окружающих произносится нами уже машинально.
Когда говорить эту фразу неприлично?
- Но стоит помнить, что по правилам этикета говорить «будь здоров» чихающему человеку неприлично. Своей реакцией на чих мы показываем, что заметили, как человек, находящийся с нами рядом, чихнул. Это может поставить его в неловкое положение.
- Этикет запрещает говорить эту фразу, поэтому постарайтесь ее не употреблять, особенно в людных местах или в гостях.
- Если вы боитесь показаться невежей, да и к тому же, видите, что человек ждет, что вы ему скажете «будьте здоровы», то сказать эту фразу можно.
- Ее можно говорить и в окружении тех людей, которых вы хорошо знаете. К примеру, эта фраза может звучать у вас в семье или же в гостях у родственников или близких друзей.
- А вот в магазине или в автобусе постарайтесь просто сделать вид, что вы не заметили, как кто-то чихнул.
Что думают по этому поводу народные массы?
- Люди, особенно зрелого возраста, узнав о таком правиле этикета, считают его неправильным и не хотят отказываться от своей привычки говорить «будь здоров» чихающему человеку.
- Они чувствуют себя невежами, когда молчат в ответ на чих и предпочитают идти наперекор этикету и все же желать здоровья человеку, который чихнул. С ними спорить мы не будем, ведь это их право, но все же стоит задуматься, в какое положение мы ставим человека, когда замечаем его чих.Ведь не всем может понравится наше пожелание быть здоровым в такой ситуации.
- Взвесьте все «за» и «против» и решите для себя, что для вас важнее: следовать правилам этикета и учитывать чувства окружающих или же собственная привычка говорить «будь здоров» всем подряд, кто рядом чихает.
Теперь, мы думаем, вы поняли почему нельзя говорить будь здоров когда человек чихает и делать этого не будете, чтобы не ставить человека в неловкое положение.