В нашей местности говорят, что употреблять перед едой щепотку соли является Сунной. Это правда — существует ли хадис, где подтверждается такая практика?
Ответ:
Мы не нашли достоверных хадисов, подтверждающих такую практику. Существует одно сообщение, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит Али (радыАллаху анху):
Употреблять перед едой щепотку соли
«О, Али, употребляй соль до и после еды, ибо в этом исцеление от 70 болезней…»
Однако, большинство ученых по хадису назвали этот хадис вымышленным, так что ссылаться на него нельзя.
(Танзиху ш-шариа, т.2, с.234, также см. примечания шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды к Аль-Масну ’, с.236 и Аль-Йавакытуль Галия, т.2, с.448)
И Аллах Тааля знает лучше.
Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар
Примечание редакции: Хотя хадисы, на которых основана такая практика, отвергались учеными как вымышленные, полностью порицать ее нельзя, поскольку такую практику (съедать соль перед едой) поддерживали многие большие ученые. См. фетву шейха Мухаммада ибн Адама аль-Каусари:
«Не следует считать, что начинание и завершение трапезы солью — это Сунна, так что не надо придавать этому особое внимание. Тем не менее, также не надо считать, что у этого обычая нет основы в Шариате.
Будет неправильным настаивать на употреблении соли в начале и в конце трапезы, и — точно так же — неправильно осуждать того, кто так делает. Если соль есть на столе, можно начать и завершить трапезу солью, опираясь на тот факт, что классические факихи-ханафиты считают это похвальным.
Тем не менее, если соли на столе нет, не надо ходить и просить ее. Это середина, иншаАллах, и, как обычно, лучший путь — умеренный».
Религиозно-правовое решение о посте в дни ташрик
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне провозгласить в дни (пребывания) на Мине, что „(настали) дни пищи и питья, и в них поститься нельзя“»[4], то есть в дни ташрик.
Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, и Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что они сказали: «Никому не было дозволялось поститься в дни ташрик, кроме того (паломника), который не нашел жертвенное животное»[5].
Таким образом, в перечисленных и иных хадисах упоминается запрет поститься в дни ташрик.
Именно поэтому большинство ученых считало, что дополнительный пост в эти дни соблюдать запрещено.
Что же касается поста возмещения пропущенных дней месяца рамадан, то некоторые ученые дозволяли возмещать их в дни ташрик. Однако верное мнение гласит, что это не дозволено.
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал:
«В соответствии с мнением большинства ученых, неверно соблюдать дополнительные виды поста в эти дни. Но передается от Ибн аз-Зубайра, что он постился в эти дни.
Также подобные предания передаются от Ибн ‘Умара, Асвада ибн Йазида, Абу Тальхи, а именно, что они разговлялись только в течение двух праздничных дней.
Очевидно, что запрет Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не достиг их, ведь если бы он достиг, то они бы не высказали иного мнения.
Что же касается обязательного поста, то здесь приводятся два мнения. Первое мнение гласит, что это запрещено, так как пост в эти дни соблюдать запрещено, из-за их похожести на праздничные дни. Второе мнение: дозволено в эти дни соблюдать обязательный пост, как это передается от ‘Аиши и Ибн ‘Умара.
Ведь они сказали: „Никому не было дозволялось поститься в дни ташрик, кроме того (паломника), который не нашел жертвенное животное“. То есть дозволено паломнику, который совершает паломничество таматту‘. Это достоверный хадис, который передал аль-Бухари.
По аналогии это касается и любого обязательного поста»[6].
Верным мнением у ханбалитов считается, что в эти дни запрещено возмещать пропущенные дни поста в месяц рамадан. См. «Кашшафу-ль-кына‘» (Т. 2. С. 342).
- Что же касается поста паломников, совершающих таматту‘ или кыран, то он возможен, если они не нашли жертвенное животное. На это указывает предыдущий хадис от ‘Аиши и Ибн ‘Умара. Таков мазхаб маликитов, ханбалитов и первый мазхаб шафи‘итов.
- Ханафиты и шафи‘иты считают, что соблюдать подобный пост в эти дни запрещено. См. «Аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа» (Т. 7. С. 323).
- Верным является первое мнение, которое гласит, что паломнику, который не найдет жертвенное животное, дозволено поститься.
- Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:
- «Знай, что верным у сподвижников (мазхаба шафи‘итов) является новое мнение, которое гласит, что поститься запрещено всем: и паломникам таматту‘ и иным.
- Но более верным по доказательству является мнение о дозволенности соблюдать пост паломнику таматту‘, так как по этому поводу, как мы объяснили, есть достоверный хадис.
- Этот хадис ясен и очевиден, и мы не можем оставить этот хадис»[7].
Краткий ответ таков: никому нельзя соблюдать обязательный или добровольный пост, кроме паломников, которые совершают паломничествотаматту‘ и кыран, если они не найдут жертвенное животное.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:
«Запрещено поститься в тринадцатый день месяца зу-ль-хиджа, запрещено в этот день соблюдать и обязательный, и добровольный пост. Так как эти дни – дни пищи, питья и поминания Аллаха, Великого и Всемогущего. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил поститься в эти дни и никому не дозволил пост, кроме паломников таматту‘, которые не нашли жертвенное животное»[8].
- Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Дни ташрик – это три дня после Праздника Жертвоприношения. Эти дни названы днями ташрик, так как в эти дни люди сушат или вялят (от ар. „шаррака“) мясо, то есть оставляют его на солнце, чтобы мясо затвердело и не испортилось, чтобы в последующем оставить его для припасов.
- В отношении эти трех дней Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Дни ташрик являются днями принятия пищи и питья, а также поминания Великого и Всемогущего Аллаха“. Если это так, если эти дни по Шариату предназначены для еды, питья и поминания Аллаха, то это не время поститься.
- Поэтому Ибн ‘Умар и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллах, сказали: „Никому не было дозволялось поститься в дни ташрик, кроме того (паломника), который не нашел жертвенное животное“, то есть паломника таматту‘ или кыран. Последние два соблюдают три дня во время паломничества и семь дней по возвращении на родину.
Этим паломникам, если они не нашли жертвенного животного, дозволяется поститься в эти три дня, чтобы не пропустить время паломничества. Для всех же, кроме них, пост запрещен.
И даже если человек обязан поститься непрерывно на протяжении двух месяцев, то он разговляется в День Праздника и в три последующие после него дня, а потом продолжает своей пост»[9].
Таким образом, если кто-то соблюдает пост в дни ташрик или в некоторые из этих дней, и при этом не является паломником таматту‘ или кыран, который не смог найти жертвенное животное, должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Ведь в этом случае он совершил то, что запретил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
И если человек соблюдал в этот день пост-возмещение /када/ за рамадан, то его возмещение не будет верным, а посему он должен поститься эти дни возмещения еще раз.
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Муслим. Ас-Сахих, № 1141.
[2] Ахмад. Аль-Муснад, № 16081; аль-Альбани в «Сахиху-ль-джами‘» (№ 7355) сказал, что хадис достоверен.
[3] Ахмад. Аль-Муснад, № 17314; Абу Дауд. Ас-Сунан, № 2418; аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд» сказал, что хадис достоверен.
[4] Ахмад. Аль-Муснад, № 1459; исследователь «аль-Муснада» сказал, что это достоверный хадис п о причине другого /сахиху ли-гайри-хи/.
[5] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 1998.
[6] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 3. С. 51.
[7] Ан-Навави. Аль-Маджму‘. Т. 6. С. 486.
[8] Ибн Баз. Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 15. С. 381.
[9] Ибн ‘Усеймин. Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 20. № 419.
Хадисы Пророка
Читаем достоверные хадисы пророка мухаммеда
Хадисы пророка () являются вторым подлинным и неоспоримым источником исламского вероучения.
Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом посланнику аллаха, да благословит его аллах и приветствует, который сказал поистине, за это аллах сделал рай обязательным для неё (или освободил её от огня)! (муслим) передают со слов абу хурайры, да будет доволен им аллах, что пророк сказал после того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. Тот, кто соединит его, того соединит всевышний, а того, кто отрежет, того всевышний аллах отрежет (бухари, муслим) в хадисе пророка говорится не получает милость аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи (ахмад, абу нуайм) посланник аллаха сказал поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием (табарани, аль-баззар) ибн умар, да будет доволен аллах ими обоими, передал, что посланник аллаха сказал тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. Адский огонь для того, кто регулярно выполняет 4 ракаата сунны до и после обязательного намаза зухр (дневного).
Хадисы о детях, хадисы о родителях, хадисы о родственных связях 40 достоверных хадисов о браке. Праведность, благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников. А жене, которая мирится с тяжелым характером своего мужа, воздастся также, как асийе, которая присутствовала на бракосочетании фараона (фирауна). Затем его спросили а если две дочерей будет иметь.
Пророк ответил поклоняйся аллаху, не придавай ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи (бухари) посланник аллаха сказал самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье (ат-тирмизи) кто верит в аллаха и судный день пусть поддерживает родственные отношения (аль-бухари, муслим) пророк мухаммад сказал тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками (аль-бухари) пророк мухаммад сказал, обращаясь к верующим о мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк) (аль-бухари, муслим) милостыня нуждающемуся это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику (это милостыня) с двух сторон милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз (ат-тирмизи).
Изучаем хадисы пророка мухаммада мир ему и
Пророк мухаммад (мир ему и благословение) сказал бойтесь аллаха, совершайтехадис передал имам бухари. Посланник аллаха (мир ему и благословение) говорил кто из вас. Хадисы Пророка
40 достоверных хадисов о семье хадисы о детях -40 достоверных хадисов о семье. Пророк мухаммад мир ему и благословение, сказал кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в судный день.
Пророк спросил есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери). Всевышний аллах любит такого отца, который терпелив к своим дочерям и знает о награде за это. Хадисы о посте в месяц рамадан, хадисы о добровольном посте, хадисы о сухуре и ифтаре 40 достоверных хадисов о семье.
А жене, которая мирится с тяжелым характером своего мужа, воздастся также, как асийе, которая присутствовала на бракосочетании фараона (фирауна).
Он не войдет в рай (аль-бухари) однажды муавия ибн джàхима ас-сулями, да будет доволен им аллах, пришел к пророку и сказал о посланник аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой! Пророк спросил у тебя есть мать? Он ответил да.
Пророк ответил поклоняйся аллаху, не придавай ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи (бухари) посланник аллаха сказал самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье (ат-тирмизи) кто верит в аллаха и судный день пусть поддерживает родственные отношения (аль-бухари, муслим) пророк мухаммад сказал тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками (аль-бухари) пророк мухаммад сказал, обращаясь к верующим о мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк) (аль-бухари, муслим) милостыня нуждающемуся это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику (это милостыня) с двух сторон милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз (ат-тирмизи). Аллаха будет та женщина, которая вставала на молитву ночью, разбудит мужа, и они вместе прочитают ее, и та женщина, которая когда муж не просыпается, брызнет в его лицо водой. В хадисах пророка мухаммада ()мы находим великие знания, которые ставят нас на путь истинный и помогают разобраться во многих жизненных ситуациях.
О посте в день ашура
Примечание от редакции azan.kz: В этом году, день Ашура наступает 30-го сентября (суббота). Это значит, что поститься желательно 29-го и 30-го сентября, или 30-го сентября и 1-го октября.
Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура.
- Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама.
- Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
- «Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», — и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)
- Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:
- «Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)
- Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)
Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.
Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.
Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.
То, о чем говорится выше, — это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.
10 хадисов о достоинствах соблюдения поста
Пост – половина терпения
Всевышний Аллах сказал: «Любое дело сына Адама совершается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он (пост) – ради Меня, и Я воздам за него». Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть он избегает всего непристойного и не повышает голос.
Если кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть он скажет такому: «Поистине, я соблюдаю пост!» Клянусь тем, в чьей власти душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса, и постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговенью, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Приближается месяц Рамадан, очень великий, очень благословенный месяц. В этом месяце есть одна ночь, которая превосходит тысячу месяцев. Пост в месяц Рамадан Аллах сделал фардом (обязательным), а за ночной намаз-таравих уготовил награду. Если человек в этот месяц приближается к Аллаху, совершая хорошие поступки, то это равносильно тому, что если бы он совершил фард в другом месяце, не Рамадане. А награда того, кто выполнит фард, равна награде за совершение семидесяти фардов не в месяц Рамадан. Это месяц терпения, а воздаяние за него – Джаннат. В этот месяц каждый сможет понять, что чувствуют люди в состоянии голода и склонит наши сердца к состраданию к бедным и неимущим. В этом месяце ризык (удел) верующего увеличивается. Тот, кто накормит постящегося, получит прощение грехов и освобождение от огня Ада и получит вознаграждение такое же, как держащий пост, причем награда постящегося при этом не уменьшится».
«Подошёл месяц Рамадан, который является очень благословенным. В этом месяце внимание Аллаха обращено на вас. Он ниспосылает особую милость, прощает грехи, принимает ду’а. Аллах смотрит на ваше рвение в хороших делах и гордится перед ангелами. Так покажите Аллаху свои хорошие поступки. Поистине, несчастен тот, кто даже в этом месяце лишился милости Аллаха».
«Пост и чтение Корана в Судный день заступаются за раба. Пост скажет: «О Аллах, я его оберегал от еды и половых увлечений, прими моё заступничество за него».
- «Пост является щитом от огня Ада».
- «У всякой вещи есть своя чистота. Чистотой тела является пост. Пост – половина терпения».
- «Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййан», через которые в День Воскресения будут входить постившиеся, и не войдёт через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие пост?» – и они выйдут вперед, а кроме них не войдёт через эти врата никто. Когда же войдут они, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдёт».
- «Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».
- «Лицо любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах непременно удалит от огня на семьдесят лет пути».
- «У троих дуа не отвергается: у держащего пост – во время ифтара, у справедливого правителя и у притесняемого. Ду’а последнего Аллах поднимает выше облаков и открывает небесные двери для него. И говорится ему: “Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время».
Ценность поста по хадисам Посланника Аллаха ﷺ
Основы Ислама
1. Аль-Бухари и Муслим приводят от Абу Хурайры слова Пророка ﷺ: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама совершается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он (пост) – ради Меня и Я воздам за него». Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть он избегает всего непристойного и не повышает голос.
Если кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть он скажет такому: «Поистине, я соблюдаю пост!» Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада ﷺ, запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса, и постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговенью, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился».
- В другой версии, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Пророк ﷺ сказал от Всевышнего Аллаха: «Он отказывается от своей еды, своего питья и удовлетворения своих желаний ради Меня. Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, а за благое дело воздаяние будет десятикратным»
- В версии, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но оно может возрасти и до семисоткратного». Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него…».
В то время, когда все поклонения мы совершаем ради Аллаха, из всех видов поклонения Он выделил для Себя пост. Отвечая на вопрос, в чем смысл выделения именно поста, имам аль-Газали пишет, что для этого есть две причины:
а) пост является тайным поклонением. Только от самого постящегося люди могут узнать о его ибадате (поклонении). Другие виды поклонения люди могут увидеть. Может случиться, что их совершают и напоказ. Поэтому именно пост является ибадатом, совершаемым лишь для Аллаха.
б) чтобы сбить человека с истинного пути, иблис применяет различные виды оружия. И самым сильным оружием является страсть плоти и следование прихотям тела. Пост же помогает сломить это оружие иблиса.
- В хадисе, переданном от Тирмизи, сказано: «Пост является щитом перед Адом».
- В конце хадиса, приводимого Табарани в «Авсате» и Байхаки от Абдуллаха, сына Умара говорится: «Воздаяние за расходы человеку, сделавшему их на пути Аллаха, увеличиваются: за один дирхам – до семисот, за один динар – до семисот. Пост – для Всевышнего, и воздаяние за него знает лишь Аллах».
- Со слов Сахля ибн Са`да передают аль-Бухари и Муслим, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййан», через которые в День Воскресения будут входить постившиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие пост?» – и они выйдут вперед, а кроме них не войдет через эти врата никто. Когда же войдут они, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдет».
- Имам Ахмад передает от Байхаки хадис, в котором говорится: «Соблюдение поста – щит и неприступная крепость, защищающая от огня Ада».
- Ахмад, Табрани, Ибну Аби-д-Дуня от Абдуллаха, сына Умара, передают, что Пророк ﷺ сказал: «Пост и чтение Корана в Судный день заступаются за раба. Пост скажет: «О, Аллах, я его оберегал от еды и половых увлечений, прими мое заступничество за него». Коран скажет:« Я его оберегал ночами от сна, прими мое заступничество за него». Затем их просьбу исполнят» (Хаким).
- Байхаки, Табарани, Ахмад и другие рассказывают в хадисе, переданном Саламатом бину Кайсаром: «Того, кто один день будет поститься с намерением достичь довольство Аллаха, Он отдалит его от Ада на такое расстояние, какое не смог бы пролететь ворон с рождения до смерти по старости».
- Ибну Маджа от Абу Хурайры передает, что Пророк ﷺ сказал: «У всякой вещи есть своя чистота. Чистотой тела является пост. Пост – половина терпения».
- По достоверной цепочке (иснад) имам Ахмад, Исфахани от Хурайрата передают хадис: «Тот, кто будет поститься с намерением достичь довольства Аллаха и умрет в тот день, попадет в Рай».
- Хузаймат, Нисаи от Абу Усамата передают: «Я сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха ﷺ! Научи меня чему-нибудь». Пророк ﷺ ответил: «Ты усердствуй в посте, ничто не сравнится с ним».
Хаким подтвердил достоверность этого хадиса. В этом же хадисе говорится, что Усамат тот же вопрос повторил еще два раза, и оба раза ответ был таким же.
- Бухари, Тирмизи, Нисаи в хадисе, переданном от Абу Саида, говорят, что Пророк ﷺ сказал: «Лицо любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах непременно удалит от огня на семьдесят лет пути»
- Табарани по достоверной цепочке передает от Абу Дарди: «Кто постится один день, Аллах между ним и огнем Ада создаст окоп, равный шириной расстоянию от земли до небес»
Грех того, кто без уважительной причины не постится (по хадисам Посланника Аллаха ﷺ)
- Тирмизи, Нисаи, Абу Давуд от Абу Хурайры передают, что Пророк ﷺ сказал: «Кто пропустит один день поста в месяце рамазан без уважительной причины (указанной шариатом), тот не сможет возместить его за всю оставшуюся жизнь».
Смысл этого хадиса заключается в том, что за один пропущенный день в рамазане невозможно откупиться постом всей оставшейся жизни, а вовсе не в том, что мы не должны возмещать пропущенное.
- Ибну Хузаймат, Ибну Хиббан в сахихах Абу Уммата передают, что Пророк ﷺ сказал: «Ночью меня разбудили два человека и подвели к отвесной горе.
– Поднимайся, – сказали они.
– Я не смогу, – сказал я.
– Мы поможем тебе и облегчим путь, – сказал один из них.
Я стал подниматься. Добравшись до середины горы, я услышал
страшные крики.
– Чьи эти крики? – спросил я своих спутников.
– Это рев (плач) обитателей Ада, – ответили они.
Они повели меня дальше, и мы дошли до людей, которые были
подвешены за пятки, а их разорванные рты источали кровь.
– Кто эти люди? – спросил я.
– Это те, кто не постился без уважительной причины (по шариату),
– ответили мне».
Распространенные, но слабые хадисы о Рамадане и посте
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
Хафиз Ибн Хаджар о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов», говорил: “Если даже рассказывать от имени пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!” См. “Табйин аль-‘аджаб” 3-4.
«Если бы поклоняющиеся знали о величии Рамадана, то они пожелали бы, чтобы весь год был Рамадан» Ибн Хузайма 1886.
Данный хадис является выдуманным. В цепи данного хадиса Джарир ибн Айюб, который рассказывал ложные хадисы. См. «Лисан аль-мизан» 2/101. О недостоверности этого хадиса говорили имам аль-Бухари, имам ан-Насаи, имам Ибн аль-Джаузи, шейх аль-Альбани и др. См. также “аль-Мауду’ат” 2/188.
«Начало Рамадана – это милость, середина – это прощение, а конец – освобождение от Огня… И совершивший в этот месяц благое, получит награду за это как за обязательное деяние, а совершивший обязательное деяние, получит награду как семьдесят обязательных дел в иное время». Ибн Хузайма 1887, аль-Байхакъи 3/128.
Данный хадис является слабым по причине передатчика по имени Али ибн Зайд, которого назвали слабым Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Са’д, Ибн Аби Хайсама, Ибн Хузайма и др. См. «Тахзиб ат-тахзиб» 7/322. О слабости этого хадиса сказали имам Ибн Са’д, Ибн Ма’ин, Ибн Аби Хатим и др. См. также “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 871.
«Поститесь и вы будете здоровы» ат-Табарни в «аль-Аусат» 1/69.
Данный хадис является слабым по причине передатчика Нахшаля ибн Са’да, который является неприемлемым и часто лгал. А также по причине того, что ад-Даххак не застал Ибн Аббаса. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 253.
«Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины и не по болезни, не сможет возместить этот день, даже если будет поститься в течение всей жизни» аль-Бухари 4/160.
Хафиз Ибн Хаджар говорил, что у этого хадиса целых три дефекта: 1. Неясность, 2. Неизвестный передатчик, 3. Прерванный иснад. См. «Фатхуль-Бари» 4/161. На слабость этого хадиса также указали имамы Ахмад, Ибн Хузайма, аль-Мунзири, аль-Багъауи, аль-Къуртуби, аз-Захаби, и мн. другие.
А также на слабость этого хадиса указывает и сам аль-Бухари, который сказал об этом хадисе: «Передают от Абу Хурайры…», поскольку он говорит в неопределенной и не утвердительной форме, в отличие от достоверных хадисов, о которых он утвердительно говорит: «Сказам мне…», «Передал нам…» и т.д.
В науке хадисоведения неопределенные слова, как «передается», «сказано» или «сообщается», указывают на сомнение или слабость подобных сообщений. Тогда как то, что сомнений не вызывает, передают как: «сказал», «сделал» и т.д., как разъяснил это имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 1/63.
«Сон постящегося – поклонение, его молчание – тасбих, мольба его принимается, а деяния удваиваются» аль-Байхакъи 3/143.
Имам аль-Байхакъи сказал: “Ма’руф ибн Хасан (передатчик этого хадиса) является слабым, а Сулейман ибн Амр ан-Наха’и (другой передатчик) еще слабее него!” Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сулейман ан-Наха’и из числа лжецов!” См. “Тахридж аль-Ихъя” 1/310. Также этот хадис назвали слабым имам аль-Мунауи и шейха аль-Альбани. См. “Файдуль-Къадир” № 9293, “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 4696.
«Основой Ислама и его опорой являются три вещи, и кто оставит одно из них, становиться неверным, кровь которого дозволена: это свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха; пятикратная молитва и пост месяца Рамадан» Абу Я’ля 2/126, аль-Лялякаи 1/202.
Данный хадис является слабым по причине Амра ибн Малика ан-Нукри.
Никто из имамов не считал его надежным, кроме Ибн Хиббана, а среди мухаддисов известно послабление имама Ибн Хиббана в усиливании надежности слабых и даже неизвестных передатчиков.
Об этом говорил хафиз Ибн Абдуль-Хади. Также в цепи данного хадиса Мумаль ибн Исма’иль, он правдивый передатчик, однако допускал ошибки, о чем говорил имам Абу Хатим.
Более того, этот хадис противоречит ясным указаниям и многим достоверным хадисам, в которых сообщается, что основой Ислама и его столпами являются пять вещей, а не три, как об этом передается в этом хадисе.
Шейх аль-Альбани говорил: «Я не думаю, что кто-то из признанных ученых называл неверным того, кто оставил пост, не считая это дозволенным! Однако это противоречит внешнему смыслу хадиса (что оставивший пост становится неверным). И в этом также научное доказательство относительно слабости этого хадиса» См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 94.
«Всевышний Аллах сказал: «Любимыми рабами для Меня являются те, кто спешить быстрее всех к разговению»» ат-Тирмизи 700.
Этот хадис является слабым из-за Къурры ибн Абдур-Рахмана, передатчика данного хадиса, которого имамы Ахмад, Ибн Ма’ин, Абу Зура, Абу Хатим и другие назвали слабым рассказчиком. См. “Ируауль-гъалиль” 1/38.
«Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-фитра» ад-Дайлями, Ибн Шахин.
Этот хадис является слабым по причине передатчика по имени Мухаммад ибн Убайд, который является неизвестным. См. «аль-Иляль» 824.
Шейх аль-Альбани сказал: “Будь этот хадис достоверным, то в нем было бы указание на то, что пост Рамадана не принимается без выплаты закатя аль-Фитр! Я не знаю никого из ученых, кто говорил бы о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!