Налог закят — словарь исламских терминов

Закят – своего рода очистительное пожертвование, которое каждый состоятельный мусульманин обязательно делает раз в год в пользу некоторых категорий людей. Закят – это четвертый столп Ислама. Однако закят не похож на государственный налог в нашем привычном понимании.

Закят – это не дань правителю, не налог на бороду, не косвенное вложение в малый бизнес. Аллах установил закят для двух людей – для того, у кого есть что дать и для того, кто нуждается в том, чтобы взять это. Оба эти человека находятся на пути поиска довольства Аллаха.

Закят – двусторонний комплекс: для одного – это возможность отдать долг обществу, очистившись перед своим Творцом, а для другого – это милость от того же Творца, которую Он дает через преданных Ему людей.

Закят дозволено распределить лишь среди нескольких категорий людей, для других же он – запретен. Закят направляется нищим мусульманам, сборщикам закята из числа бедных, на выплату долгов разорившихся, выкуп рабов и др.

Закят всегда исчисляется лишь с доходной части бюджета. Вернее даже сказать от ее избыточной части.

Столпы ислама

Согласно шариату – системе законов, установленной Создателем жизни, мера свободного, не работающего в общественном производстве в качестве минимального средства обеспечения нужд имущества – это 85-90 грамм золота, то есть в денежном эквиваленте это примерно 40 тысяч рублей.

Если у мусульманина доход достигает уровня, достаточного для того чтобы жить, питаться и удовлетворять другие первостепенные нужды, а на руках после этих расходов еще остается такое количество денег (нисаб), тогда верующему необходимо отдать в в качестве своего закята 1/40 (одну сороковую) часть данного имущества. Одна сороковая отсчитывается не от общего объема имущества, а лишь от излишка, который остался после всех необходимых расходов.

Следует определить категорию людей, попадающих под определение «налогоплательщики» (выплачивающие закят) в данном контексте.

Если в России, помимо того, что платят налог физические и юридические лица, с любым доходом, не существует разделения, и налоги не носят дискриминационный характер, согласно статье 3 НК РФ, то в мусульманских странах налог – закят платят лишь верующие, да и то, если они владеют определенным минимумом имущества. К тому же, даже из зажиточных мусульман не каждый будет платить закят.

Налогоплательщиком будет являться, во-первых, дееспособный мусульманин, достигший половой зрелости (без долговых обязательств), во-вторых, плательщик налога должен полностью владеть имуществом, то есть свободные сбережения, и соответствовать определенной мере.

Все вышеперечисленное позволяет удивиться, насколько продумана была Всевышним не только духовная практика, но социальная и экономическая упорядоченность законов, изложенная в Коране.

Закят — обязательный годовой налог

Состоятельные мусульмане один раз в год обязаны выплатить в пользу бедных единоверцев примерно 2,5% от своего имущества. Это своеобразный налог, который в Исламе называется «закят», что буквально означает «очищение».

Выплата закята — это обязанность, один из столпов Ислама, а не просто добровольная милостыня или пожертвование. Истинным владельцем всего, что у нас есть, является Всевышний Аллах. Если вам Всевышний дал больший достаток, чем другим мусульманам, на вас ложится обязанность поделиться излишками с теми, кто нуждается.

  • Закят не выплачивается с имущества, которым пользуется человек в повседневной жизни, — с жилья, средств передвижения, одежды или домашней утвари. Выплатить закят обязан только тот, кто на протяжении всего лунного года владеет определенным количеством денег в виде сбережений, золота, серебра, имеет в собственности домашний скот, товар для продажи и т.п.
  • Менее состоятельные люди по Шариату не обязаны просить материальной помощи у более состоятельных, так как они имеют законное право на получение закята, а богатые, отдавая им часть своего имущества, выполняют свой религиозный долг.
  • Всевышний Аллах в Коране определил категории людей, которые имеют право на получение закята.
  • Закят предназначен нищим, у которых нет вообще никакого имущества, неспособным зарабатывать себе на жизнь, бедным, должникам, которые не в состоянии отдать свои долги, людям, которые занимаются сбором и распределением закята, тем, кто недавно принял Ислам и нуждается в поддержке, рабам, которых могут освободить за выкуп, людям, посвятившим себя служению Исламу, и путникам, которые оказались без средств в пути.

Помимо закята с имущества, мусульмане раз в год выплачивают очистительную милостыню (закят аль-фитр) по окончанию месяца Рамадан.

Для того чтобы выплата этой милостыни в пользу бедных стала для мусульманина обязательной, не ставится условием владение установленным количеством имущества весь лунный год, достаточно пребывать в достатке в праздничный день, когда выплачивается этот вид закята.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предостерегал мусульман от скупости и страсти к накопительству. Тому, кто копит имущество и не выплачивает с него закят, уготовлено суровое наказание после смерти. Закят призван излечить бедных от зависти, а богатых от скупости и эгоизма, и установить хорошие отношения в обществе между богатыми и бедными.

Особенности налогообложения в исламской экономике

Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, но в соответствии с религиозными требованиями, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих. Однако богатство не может равномерно распределяться, а мусульманин имеет право на часть богатства, чтобы достичь определенного уровня жизни.

Эти обязательства и служат для взимания налогов в исламском мире, с помощью которых достигается более равномерное перераспределение ресурсов между различными группами с целью поддержания социальной стабильности. Это достигается с помощью «закята», налога взимаемого в пользу бедных.

  • Закят не является налогом в строгом обычном понимании этого термина, чего скорее можно назвать религиозной обязанностью. Этот налог является одним из пяти «столпов»ислама и не считается непосильным для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен передаваться непосредственно от богатых к бедным.  Закят означает «очищать». Выплачивать закят — это очищаться от грехов.
  • Поэтому по мнению шиитов, должно быть указана точная цель закята. Он не должен идти на общественные нужды, а передаваться непосредственно от богатых к бедным.  По мнению сунитов собирать и распределять закять должно государство.  Закят — форма обязательного налога. Они должны храниться в государственной казне — байт-ал-мал и использоваться в соответствии с его планами.
  •   В Коране также говорится о таких налогах как «аль-джизья» и «харадж».  «Аль-джизья» это налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей).
  • Необходимость взимания налога «джизья» обосновывается тем, что немусульмане должны платить как наказание за свое неверие и защиту, представляемую им мусульманским государством, немусульмане же не отбывают воинскую обязанность, так как защита страны — религиозный долг мусульманина.

Из-за того, что немусульмане не выплачивают закята, исламский закон предписывает им делать свой вклад, равный исламскому налогу.  Размер джизьи зависит от платежеспособности немусульман. Различают три группы: бедняки, средний класс и богатые. Джизья является регрессивным налогом.

С богатых берется не более 0,5% от размера состояния, у среднего класса — 12%, а с бедных составляет еще большую сумму.

В отличие от этих налогов «харадж» — нейтральный налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман, в зависимости от статуса земли (захваченная земля считается военным трофеем, но если землевладельцы не оказывали сопротивления и не было никакой борьбы, земля не конфисковалась, землевладельцы взамен должны платить налог)  Исторически, принадлежавшая арабам земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр — десятина, налог с продуктов земледелия. Величина ушры в зависимости от плодородия земли составляет от 5 до 10%.  Харадж можно разбить на две части: поземельный налог, основой которой является налог на имущество и налог на доход.  Величина дохода от налога на имущество исчисляется исходя из размера земельной собственности, качества почвы, системы орошения, количества деревьев и т.д. Подоходный налог является пропорциональным (от 20 до 50%), в зависимости от величины урожая и уровня рыночных цен.  Объем хараджа определяется в соответствии консенсуса (иджма) между четырьмя религиозными правовыми школами (шафинитстской, ханафитстской, ханбилатской и маликатсткой) и экономической ситуацией в стране.  В соответствии с мусульманским правом поступления от налогов, разрешенных Кораном, составляют доход государства, который аккумулируется в байт-ал-мал (араб. — дом. имущества) в современном понятии — казначейство.

Источниками пополнения «байт-ал-мал» являются закят, джизья (налог с иноверцев), харадж (налог на собственника земли) садака (добровольные пожертвования) отчисления от добычи с приисков, часть торговых сборов, таможенных пошлин, штрафов, доходы от вакуфного имущества и все другие доходы, которые согласно шариату не подлежат передаче в частную собственность. Денежные средства, хранящиеся в государственной казне — «байт-ал-мал» должны использоваться государством в соответствии с его планами, в том числе и для удовлетворения общественных потребностей.

Кто выплачивает закят (мусульманский налог)

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра.

Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята.

К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного золота составила 2 395,72 рубля.

84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).

Кто платит закят, а кто нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра).

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;

богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна;

богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается.

Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.

Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам. Также нельзя выплачивать закят жене.

Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей.

При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Закят и бизнес

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции.

Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть».

«В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят с урожая

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Различие между закятом и налогами. Условия, при которых можно назначать налоги

Выплата закята является одним из столпов Ислама, который Всевышний Аллах сделал обязательным для богатых мусульман. Он является своего рода социальной поддержкой, а также тратится на помощь и удовлетворение общих интересов, например, для военных действий на пути Аллаха.

Во многих аятах Всевышний Аллах упоминает закят наряду с молитвой, что еще более подтверждает его важность. Обязательность закята подтверждается Кораном, Сунной и единодушным мнением ученых /иджма‘/.

  • Что касается налогов с людей, то их устанавливают государства, и они никак не связаны с закятом имущества, который Аллах сделал обязательным.
  • Налоги – это материальные обязательства, которыми государство облагает людей, чтобы использовать полученную сумму на удовлетворение общих интересов: транспорт, здравоохранение, образование и пр.
  • Налоги являются продуктом человеческого ума и существующих политических систем, что же касается закята, то он установлен Божественным Законом. Его выплата является одним из важных видов поклонения.
  • Некоторые люди не отдают закята с имущества и выплачивают только налоги, которые они отдают государству. Это не дозволено. Налоги – это одно, а закят – другое.

Ученые Постоянного Комитета по выдачам фетв сказали:

«Не дозволено считать налоги, которые человек платит с имущества, закятом, который он должен выплатить. Человек, если он обязан выплатить закят, должен выплатить его на нужды, которые оговорены Шариатом, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ

„Пожертвования предназначены для неимущих и бедных“ (сура „ат-Тауба“, аят 60)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 9. С. 285).

В основе облагать людей налогом запрещено, и это является одним из больших грехов, из-за которого человек не войдет в Рай. В Сунне пророка приводится доказательство, которое указывает на то, что налог – больший грех по сравнению с прелюбодеянием. Об этом более подробно – в ответе на вопрос № 39461.

В некоторых исключительных случаях при выполнении определенных условий государство может обложить свой народ налогом. Среди этих условий следующие.

1. Налог должен быть справедливым, то есть по справедливости распределяться между людьми. Не должна быть притеснена ни одна община. Ни одна община не должна быть выделена этим налогом среди других. Налог должны платить богатые, каждый человек в соответствии со своим богатством. Не дозволено облагать налогом бедных, как не дозволено равнять в этом бедных и богатых.

2. Бейту-ль-маль или казна, как называют это сейчас, должен быть пустым. Если же государство богато ресурсами, то людей налогами облагать не дозволено. Если люди будут облагаться налогом при таких условиях, то это будет считаться одним из больших грехов.

3. Это должно делаться в исключительных экстренных случаях и не должно превращаться в систему, которая будет работать всегда.

  • В «Энциклопедии по фикху» сказано, что доходы бейту-ль-маль это: «Налоги, назначенные населению, ради их интересов: ради военных действий или другого. (Они) не взимаются кроме случаев, когда в казне недостаточно имущества, и имеется крайняя в них необходимость. В ином случае подобный доход не соответствует Шариату» (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 8. С. 247).
  • Источники, которыми можно пополнить бейту-ль-маль мусульман, и которые соответствуют Шариату, очень много. Об этом подробно говорилось в ответе на вопрос № 138115.
  • Если бы мусульмане использовали это, то Всевышний Аллах обогатил бы их, и им не нужны были бы налоги, кроме очень редких случаев.

4. Налог должен быть использован в общественных интересах. Ничего не должно быть потрачено на пути ослушания Аллаха, например, на певцов, актеров, спортсменов и пр.

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, сказал:

«Налоги, которыми облагают правительства: налог с продаж, налог с прибыли, налог на производство, налог с рабочих и прочие налоги, то здесь место иджтихаду.

Если государство собирает налоги вместо обязательного закята, например, с торговцев, то их необходимо платить.

Если налогом облагаются люди наряду с закятом, то, в случае, когда казна действительно нуждается в финансировании на школы, мосты, мечети, работников государства, то их дозволено платить, и скрывать налоги запрещено.

Если же государство получает от граждан другие налоги, помимо закята, и растрачивает их впустую, проявляет расточительство, тратит на греховные деяния, на пустые развлечения и запретное, не распределяет их между теми, кто имеет право получать закят, то в этом случае разрешено скрывать имущество или прибыль, и не содействовать в совершении запретных действий. Ведь Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

„…но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве“ (сура „аль-Маида“, аят 2)».

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говоря о разнице между нововведениями и «неограниченными интересами», сказал:

  • «Что касается неограниченных  интересов (блага, о котором нет упоминания в Шариате /масляха мурсаля/ — прим. пер.), то они совершенно отличаются от так называемого благого нововведения /бид‘а хасана/.
  • Под неограниченными интересами понимают осуществление интереса, которого требует место или время, и которое подтверждает Ислам.
  • В этом случае имам аш-Шатыби подтверждает законность обложение налогами, но это отличается от налогов, которые установлены путаными законами во многих, если не сказать во всех мусульманских странах.
  • Это совершается в уподобление неверующим, которые лишены пути и метода Аллаха, указанных в Книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, лишенные прямого пути Корана и Сунны, были вынуждены выработать свои методы и законы, регулирующие и решающие их проблемы.

Что же касается мусульман, то Всевышний Аллах сделал для них достаточным то, что ниспослал в Книге Своей, и что разъяснил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мусульманам нельзя менять Шариат на (другие) законы, ведь в подобном случаи они будут относиться к тем, о ком Всевышний сказал:

أَتَسْتَبْدِلُونَ الَّذِي هُوَ أَدْنَى بِالَّذِي هُوَ خَيْرٌ

„Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?“ (сура „аль-Бакара“, аят 61).

Категорически запрещено делать налоги постоянным законом, превращать их в закон, ниспосланный свыше и действующий до скончания веков. Налог, который мусульманское государство может установить, оговаривается определенными обстоятельствами, которые касаются того государства.

  • Например, по-моему, этот пример привел имам аш-Шатыби, если было совершено нападение на мусульманское государство, но в казне не было средств, достаточных для вооружения и снаряжения армии, дабы она могла отразить удар врагов. В подобных обстоятельствах государство (может) обложить определенным налогом определенных людей.
  • Таких, которые в состоянии оплатить возложенные на них государством налоги. Но этот налог не становится постоянным налогом и постоянным законом, как мы говорили об этом ранее. Поэтому, если исчезнет причина налога – нападение врага и защита мусульманского государства, то налог с мусульман снимается.
  • Постановление, как говорят ученые фикха, связано с наличием или отсутствием причины. И если исчезнет причина или повод, из-за которого был установлен налог, то и налог при исчезновении причины отменяется.
  • Вкратце, в Исламе нет налогов, которые имеют положение законов. Но мусульманское государство при особых обстоятельствах может установить определенные налоги. Если же причина установления этих налогов исчезнет, то будет отменен и сам налог».

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Всё, что забирают у человека не по праву, является налогом. И это запрещено.

Человеку не дозволено отнимать имущество брата без права, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если ты продал своему брату плоды, но плоды погибли (из-за града, или сильного зноя), то тебе не дозволено брать у него (плату за них).

Почему ты (желаешь) взять имущество брата не по праву?“ Мусульманин должен прислушаться и повиноваться, слушать правителя мусульман и повиноваться ему. Если он потребовал деньги на подобные вещи, то человек должен отдать их.

И если будут попраны его права, то он найдет (воздаяние) впереди (то есть в День Суда). Если же налоги взяли у него справедливо, то у человека нет прав на это. Важно, что мы должны слушать и повиноваться правителю мусульман.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Слушай и повинуйся, даже если он станет бить тебя по спине и отнимет твое имущество“. Подобные случаи нельзя использовать для того, что бы порочить мусульманских правителей, ругать их на разных встречах и пр. Нам следует проявлять терпение, а то, что мы не понимаем сейчас, поймем в Следующей жизни» (Ликаъу-ль-баб аль-мафтух. Т. 12. С. 65).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: