Мухаммад (Мухаммед, Магомет, Магомед) — словарь исламских терминов

Аллах рассказал о том, кем является Пророк Мухаммед для мусульман, в суре Аль-Ахзаб: «О пророк! Мы послали тебя свидетелем, благовестителем и увещателем, призывающим к Аллаху с Его доизволения и светильником освещающим!»

Этот аят рассказывает о миссии пророка Мухаммеда, которая состоит в донесении хороших вестей, предупреждении, приглашении, просвещении людей путем собственного примера, благодаря источнику света, ниспосланному свыше.

Пророк Мухаммед говорил, что он послан мирам в качестве милости. На протяжении всей своей жизни он выполнял приказы, которые ему были ниспосланы, и до самых тонких деталей проживал и прочувствовал религию. Своей жизнью праведника он представлял ислам и мусульман, и был прекрасным примером для человечества.

Пророк Мухаммед, который на своем примере демонстрировал людям образец высокой морали и нравственности, вписал свою жизнь золотыми буквами на страницы истории.

Значение пророка Мухаммеда для мусульман

Он спас свою общину от болота насилия, непристойности, язычества в период, который назывался «веком невежества» и сделал общину образцовой. Это было, наверное, самое крупное чудо после Корана.

Мусульмане, которые вызвались быть уммой Мухаммеда, вооружались нравственностью Мухаммеда и следовали его заветам, что, несомненно, являлось необходимым условием для уммы.

Аят из Корана, говоривший «Несомненно, ты выше великой морали», превозносил нравственность пророка Мухаммеда. Сам он говорил: «Я послан для того, чтобы дополнить и завершить нравственные нормы».

В другом хадисе Мухаммед, говоря о связи веры с нравственностью, говорил: «Признак зрелости веры – это безупречная нравственность».

Кроме того, он говорил: «Того из вас, кто обладает самой высокой нравственностью, я люблю больше всего; вы будете наиболее близки ко мне в день Страшного суда».

  • Одним из самых главных составляющих высокой нравственности пророка было доверие к нему. Он обязательно выполнял все данные обещания. Никогда он не говорил неправды, даже в шутку.
  • Благодаря этой своей особенности он, еще до того, как был избран и стал пророком, заслужил от народа обращения «эмин», и народ его называл «Надежный Мухаммед», — «Мухаммед-уль-Эмин». Даже те, кто не были мусульманами, не смогли обвинить Мухаммеда во лжи.
  • Пророк Мухаммед требовал, чтобы все вели себя честно и были надежными, и говорил, что если они будут использовать время, отведенное им, на сотворение блага и добрые дела, то попадут в рай.
  • Если мы посмотрим на те нравственные качества, которыми обладал Мухаммед, и которыми должны были руководствоваться мусульмане в своих действиях, то можем сказать, что пророк был толерантен, приветлив, обладал отзывчивостью и чувствительной душой. Он не был груб, резок и нетактичен.
  • Из его уст никогда не вылетало обидного или грубого слова. Он не наносил удары по слабым местам людей. Никогда Мухаммед не прерывал говорящего, дав ему высказаться. Не вмешивался пророк и в личную, сокровенную жизнь людей. Пророк обладал благочестивостью и стыдливостью. То, чего он желал для себя, он желал и для всех других людей.

Пророк никогда не делал ничего, что не дозволялось законом.

Пророк всегда прощал злые выпады в свой адрес, никого не унижая. По возможности всегда бывал везде, куда его приглашали. Невзирая на социальный статус, он одинаково относился к свободным и рабам, к бедным и богатым, знатным и простым людям. В особенности он покровительствовал бедным, сиротам и нищим.

Он навещал больных, справляясь об их здоровье. Пророк лично занимался теми, кто поступал с просьбами и жалобами, внимательно их выслушивая. Мухаммед был необыкновенно щедрым человеком, однако при этом жил очень скромно. Служение Аллаху пророк считал самой великой честью для него.

Вместе с тем Мухаммед не придавал значения земным и бренным атрибутам жизни.

Пророк Энез, который состоял на службе пророка Мухаммеда 10 лет, начиная с его младенческого возраста, так говорил о нравственности Мухаммеда: «Я служил пророку Мухаммеду на протяжении 10 лет. Ни разу я не слышал от него порицания, не видел вспыльчивости, недовольства моими действиями, гнева».

Пророк Мухаммед был также примером для верующих и в вопросе отправления культа. Он рекомендовал такву (богобоязненность), которая означала постоянное живое осознание людьми того, что они являются рабами Божьими и что все их действия и мысли видит Аллах.

Мухаммед говорил, что веру можно почувствовать только при поддержании определенных ритуалов и совершении благих действий.

Несмотря на то, что пророк неукоснительно соблюдал все необходимые религиозные предписания и отправлял культ, он выбирал более простой путь для того, чтобы не создавать проблемы для уммы, и не вызывать у них отторжения навязчивыми действиями. Во время намаза он сознательно сокращал время молитвы, заботясь о детях, матерях и пожилых людях.

Еще одно важное значение пророка Мухаммеда для мусульман состоит в том, что его молитвы были поводом для благости и милости для уммы, а сам он выступал защитником уммы для Дня Страшного суда. Об этом говорится в одной из сур Корана: «У каждого пророка есть молитва для уммы. Я также сохранил свою молитву для моей уммы, время которой придет в день Страшного суда».

Исламоведы, принимающие во внимание все эти факты, заявляют, что те мусульмане, которые составляют умму пророка Мухаммеда, принимают единство и неделимость Аллаха и не поклоняются никому, кроме Аллаха, после Страшного суда будут прощены пророком Мухаммедом.

Магомед (Мухаммед)

(570-632) основатель ислама

Из всех мировых религий ислам является самой молодой: если первые две — буддизм и христианство — возникли в эпоху, которую обычно называют древностью, то ислам появился в раннем Средневековье.

Это дало основание некоторым исследователям заявить, что жизнь пророка Магомеда так же ясна, как биографии, например, Лютера и Кальвина.

Тем не менее в жизнеописании основателя ислама легенды и реальные факты образуют весьма замысловатое переплетение.

Магомед родился в Мекке, одном из крупных центров Аравийского полуострова. По многочисленным свидетельствам, его родители занимались торговлей, и сам он первую половину жизни был купцом, а примерно в 1616 году объявил себя пророком и заявил, что Аллах ниспослал ему истинную веру.

  • Магомед начал проповедовать новую религию, выступая с речами и воззваниями назидательного и полемического порядка. Слушатели записывали его откровения на пальмовых листьях, папирусе или коже.
  • Естественно, что новую религию приняли не сразу, особенно ополчились против нее представители других культов, и в 1622 году Магомеду пришлось бежать из Мекки в город Медину, расположенный неподалеку.
  • Именно оттуда началось распространение ислама как более-менее цельной религиозной системы.
  • Причина популярности ислама в том, что в нем были объединены черты и образы различных верований и культов, распространенных на Востоке; кроме того, единая религия была выгодна властям, стремившимся к объединению всех кочевников под своей властью.
  • При этом не обошлось и без того, что Магомеду приписывались высказывания, к которым он не имел отношения, поскольку единого текста основной книги ислама — Корана — ко времени смерти пророка еще не существовало.

Он сложился гораздо позже, когда по инициативе арабского халифа Абу Бекра ученый книжник Зейд ибн Сабит, якобы бывший учеником Магомеда, составил из фрагментов первый общий свод Корана. Только после этого рукописные экземпляры этой книги были отправлены в основные центры арабского халифата — Куфу, Басру и Дамаск.

Так началось распространение ислама, и вскоре он стал главнейшей, а затем и единственной религией арабского мира.

В сущности, ислам является весьма своеобразной смесью отдельных положений иудаизма, христианства и древних арабских племенных культов.

Согласно Корану, упоминаемые в Библии Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус Христос объявлялись пророками новой религии.

Отличие же заключалось в том, что Аллах не имел никакого телесного образа, что нашло отражение в запрете изображать живые существа из мертвых материалов.

Основная святыня ислама — метеорит, находящийся в Мекке. Он являлся объектом поклонения задолго до появления этой религии, но стал ее органической составляющей. В настоящее время Мекка стала объектом паломничества верующих из всех стран мира. Сегодня ислам является самой популярной религией на земле: его исповедуют более 900 миллионов человек.

Как и в христианстве, в исламе сложилась своя система летосчисления, которая называется хиджрой. За начало отсчета принят год переселения Магомеда из Мекки в Медину — 629 год.

Охранная грамота Пророка Мухаммада (С.А.С.)

Фирма́н Муха́ммеда — охранная грамота, данная Пророком Мухаммедом (Да благо славит его Аллах и приветствует!) христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы.

Происхождение

После победы Пророка Мухаммада (С.А.С.) у Бадра (1 марта 622 года) Синайский монастырь направил к нему в Медину делегацию с дарами. В монастырь монахи вернулись с охранной грамотой, скреплённой отпечатком руки Пророка Мухаммеда (С.А.С.).

В качестве причин дарования привилегий архиепископ Констандиус сообщает:[1]»Мухаммед, будучи доволен приёмом, сделанным ему на Синае, в начале его проповедания, и заметив, что правила Синаитов заключались в тихой и благочестивой жизни, в знак благодарности дал своим наследникам письменное завещание, которым подтвердил прежние привилегии, Юстинианом данные, и добавил к ним ещё и свои».

Синайский монастырь

Исследователи отмечают, что в Средние века «…на благосклонность мусульман к синайским монахам влиял фирман (охранная грамота), который по преданию был дан пророком Магометом Синайскому монастырю … составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан»[2].

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. Монашеская жизнь ожила лишь в период Крестовых походов когда Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы.

В 1517 году, когда султан Селим I захватил Египет, и безопасность монастыря была под угрозой, монахи предъявили завоевателям фирман пророка Мухаммада (С.А.С.). Султан затребовал документ в Стамбул, где поместил его в султанской сокровищнице, а монахам направил перевод фирмана на турецкий язык[3]. Копия фирмана выставлена в монастырской галерее икон.

Об этой истории сообщает архимандрит Арсений в своей «Летописи Церковных событий»:[4]»…чрез начальника морейского грекоалбанского отряда Черноту, христианина, синайские монахи поднесли в Каире Селиму на серебряном блюде подлинное ахтинаме (грамоту) Магомета, данное их монастырю около 630 года.

Султан взял подлинник с собою, а синаитам подтвердил льготы от пошлин в пристанях и таможнях турецких».

Текст

Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Пророка Мухаммада (С.А.С.).[3]

Известно два текста грамоты:

• арабский подлинник (хранится в Стамбуле);• перевод на турецкий язык, сделанный в XVI веке, с добавленным вступлением и заключением в самых изысканных выражениях в восточном вкусе. Таким образом, данный документ, хранящийся в Синайском монастыре, по своему содержанию больше арабского оригинала.

Арабский текст:

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника.Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его.

Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой.Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли — пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня».[5]Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд­-Аллахов, посланник Аллаха, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын Абу­Талебов, Абу­Бекр сын Абу­-Кахафы, Омар сын Аль­-Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль­-Вярда, Абу­-Горейра, Абд­-Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд-­Эль-­Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд­-Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу­-Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль­-Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд-­Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.Писал завет сей Али, сын Абу­Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3­-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

Турецкий перевод

Султан Селим I, при котором был сделан турецкий перевод фирманаВ предисловии грамоты сказано кому Пророк Мухаммад (С.А.С.) адресовал её:Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет.

[6]Среди гарантий Мухаммед устанавливает:• «Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего»;• «Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман».Лицо, нарушившие это уставление фирман называет нарушителем завета Аллаха и противником его Пророка (то есть самого Пророка Мухаммада).Грамота закрепила ряд налоговых льгот (отмену хараджа) для монахов: «Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу».

Дополнительно Пророк Мухаммад (С.А.С.) гарантирует, что в случае повышения цен на продовольствие «да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба[7]».Отдельно оговорён вопрос податей с имущества: «те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год».

Пророк Мухаммад ﷺ умел читать и писать?

Вопрос: Я слышал от некоторых людей, что наш господин Посланник Аллаха ﷺ не был уммием (уммий – не умеющий читать и писать), что он знал письмо и чтение. Правда ли это?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам.

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «До ниспослания Корана, о Мухаммад, ты не умел ни читать, ни писать. А если бы ты умел читать и писать, то иудеи засомневались бы в тебе, сказав, что в Торе написано, что последний пророк не будет владеть письмом и чтением» (сура «аль-Анкабут», аят 48).

وَمَا كُنْتَ تَتْلُو مِنْ قَبْلِهِ مِنْ كِتَابٍ وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ إِذَاً لَارْتَابَ الْـمُبْطِلُونَ

В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Тем, которые следуют за не умеющим читать и писать Мухаммадом, имя и описание которого они находят в Торе и Евангелии…» (сура «аль-Араф», аят 157).

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبَاً عِنْدَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ

Первый аят указывает на то, что наш господин Посланник Аллаха ﷺ до ниспослания Корана был уммием, не умел ни читать, ни писать. Второй же аят указывает на то, что иудеи и христиане знали Пророка ﷺ по своим книгам как не умеющего читать и писать, в этом вопросе нет никаких разногласий!

Первый аят разъясняет и мудрость того, что Пророк ﷺ не владел ни письмом, ни чтением, словами «а иначе в нём засомневались бы иудеи и христиане, поскольку в их писаниях сказано, что он не будет уметь читать и писать» (сура «аль-Анкабут», аят 48).

إِذَاً لَارْتَابَ الْـمُبْطِلُونَ

Этот аят не дал заподозрить многобожникам и людям Писания (иудеям и христианам) Пророка ﷺ в том, что он мог перенять Коран от людей или из предыдущих писаний.

Кроме того, по мнению подавляющего большинства богословов, Посланник Аллаха ﷺ, даже после того как стал пророком и посланником, не научился читать и писать. Он получал откровения по частям, отрывками до конца своей жизни.

То, что Пророк ﷺ не умел ни читать, ни писать, – его совершенство, поскольку его обучил сам Всевышний. Аллах в Коране говорит (смысл): « и обучил тебя Аллах, Мухаммад, тому, чего ты не знал, милость Всевышнего в отношении тебя велика» (сура «ан-Нисаъ», аят 113).

وَعَلَّمَكَ مَا لَمْ تَكُنْ تَعْلَمُ وَكَانَ فَضْلُ اللهِ عَلَيْكَ عَظِيمَاً

Да, именно Всевышний Аллах обучил нашего Пророка ﷺ, чтобы ни у кого более не было достоинства перед ним, поскольку его обучил Сам Всевышний!

А что касается качества невладения письмом и неумения читать в отношении нас, то это то качество, которого мы должны сторониться. Именно поэтому зародился Ислам и призвал нас обучаться и обучать, и это общеизвестно.

Неумение Пророка ﷺ читать и писать – это истина, отрицать которую невозможно, но в отношении Пророка ﷺ это совершенство.

Я бы даже сказал, что это чудо Посланника Аллаха ﷺ, поскольку он явился с Кораном, который оставил растерянными людей, владеющих красноречием и в совершенстве знающих арабский язык.

Из Корана извлекли знания все учёные по мере своего уровня, на протяжении столетий и всех времён, и так продолжится вплоть до Судного дня с позволения Всевышнего Аллаха. А Аллах знает лучше.

Качества Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) был наделен благодатными качествами.

Богословские предания, дошедшие до нас из глубины веков, говорят о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) обладал исключительными человеческими качествами.

Многие тексты отмечают его манеру говорить и чудесную, обезоруживающую улыбку. Улыбался он часто, но смеялся довольно редко. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) обладал сильным голосом и умел чётко изъясняться, всегда умея донести мысль до слушателя. Он никогда не перебивал говорящего и не ругался. Пустословие отсутствовало в его речах как таковое.

Богословы говорят о лёгкой и быстрой походке Великого Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!). Он всегда шёл так, будто спускался с холма, ступая по земле твёрдо и уверенно.

Ходьба Пророка Мухаммеда ( мир ему и благословение Всевышнего!) была настолько быстрой, что его последователи едва поспевали за ним.

  • Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) не любил смотреть по сторонам – если же что-то приковывало его внимание, он поворачивался всем телом.
  • Посланник Аллаха не стремился к обильной и изысканной еде и был непривередлив. Более всего его радовал приём пищи в обществе. Каждую трапезу Пророк начинал с именем Господа.
  • Горячая пища, считал Пророка Мухаммад(мир ему и благословение Всевышнего!), не содержит блага, и потому всегда ждал, когда она остынет. Любимым хлебом пророка был хлеб из непросеянной ячменной муки.
  • Он любил огурцы с солью и свежими финиками, но самым любимым его блюдом были финики с молоком. Из мяса Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) предпочитал баранину и дичь.
  • После еды Великий Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) всегда очищал пальцы и только после вытирал руки полотенцем. В конце каждой трапезы он благодарил Аллаха и лишь потом мыл руки. Пророка Мухаммад(мир ему и благословение Всевышнего!) никогда не переедал и призывал других мусульман следовать его примеру.

В одежде Великий Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) был также неприхотлив, и одевался всегда в то, что было ему доступно. Это могла быть рида, рубашка, джубба или изар.

Его любимым цветом был зелёный, он предпочитал носить белую одежду. Сандалии Пророка были из коровьей кожи и крепились к ногам ремешками. Посланник Аллаха справедливо считал, что одежда не является предметом хвастовства.

Ни разу в жизни он не носил роскошную одежду и запрещал это делать другим мусульманам.

В отдыхе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) проявлял такую же скромность. Он мог спать на сложенной пополам накидке или куске ткани. Иногда его ложем был кожаный матрац, набитый пальмовыми листьями, или простая циновка. Даже когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) стал правителем всей Аравии, он отдыхал на простой тахте.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) был чистоплотным человеком и укорял мусульман, которые не уделяли внимания личной гигиене.

Известно, что Пророк всегда носил с собой зеркало, гребень, палочку для чистки зубов («мисвак»), масло роз, сурьму и ножницы. Мечеть Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) постоянно содержалась в чистоте.

Также он никогда не плевал на землю и не позволял этого делать другим.

Пророк Мухаммед. Магомед — Арабский Проповедник

Родился в Мекке приблизительно в 570 или 571 году.

Вообще, в настоящее время, согласно исламской традиции, дата рождения основоположника исламской религии отмечается на 12-й день третьего месяца лунного календаря Раби уль-Авваль — одного из самых почитаемых месяцев в исламе.

Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

  •     В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем.
  •     Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание.
  •     В 610 году в пещере горы Хира Мухаммеду явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев.
  • Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус).

Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в город Ясриб (Медина) в 622 году. Там уже обосновалась часть его сподвижников.

  • Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.
  • В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку.
  • Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

8 июня 632 года Мухаммед завершил свой земной путь и был похоронен в Медине.

Мухаммед

История не располагает письменными свидетельствами современников о Мухаммеде. Предания о его жизни и деяниях (хадисы), долгое время распространявшиеся устно, были записаны позднее.

Основанная на хадисах первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком (ум. в 767 г.), а до нас она дошла в переработке Ибн Хишама (ум. в 834 г.) и отчасти в обширных выдержках из трудов историка ат-Табари (ум. в 923 г.).

  • Согласно традиции, принято считать, что Мухаммед ибн Абдаллах, курейшит из рода Хашим, родился в «год слона» — год неудачного похода Абрахи против Мекки, то есть около 570 года. Он принадлежал к одной из благородных мекканских семей, ведущей свое происхождение от Кусая.
  • Мухаммед рано осиротел — он совсем не знал своего отца Абдаллаха, который умер до его рождения, а в шесть лет лишился и матери. Когда ему было лет девять-десять, умер его дед Абд Мутталиб. Отец Мухаммеда был небогатым купцом и, умирая, оставил своей жене Амине пять верблюдов, несколько овец и одну рабыню.
  • Мухаммеда взял к себе дядя Абу Талиб, глава рода Хашимидов, человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мухаммед вел трудовую жизнь: будучи ребенком, пас овец и коз — презренное занятие с точки зрения мекканцев, а когда подрос, стал наниматься сопровождать караваны.

С ними он побывал в Сирии, где познакомился с христианским вероучением, ритуалы которого остались для него непонятными. В детстве Мухаммед был очень одинок и много времени проводил на горе Хира, у подножия которой расположена Мекка.

В двадцать пять лет Мухаммед женился на Хадидже, вдове богатого купца, которая и сама возглавляла большое торговое дело.

У него родились дети, в том числе дочь Фатима, ставшая прародительницей многочисленных потомков Пророка — Хасанидов и Хусейнидов. Фатима ненадолго пережила отца, скончавшись в 633 году.

Мухаммед при жизни Хадиджи не брал себе других жен, а после ее смерти в память о ней часто устраивал угощения для бедняков. О таком заповедании говорится в суре Корана «Утро»:

Клянусь утром и темнотой наступающей ночи! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Ведь последнее для тебя — лучше, чем первое. Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен.

Разве не нашел Он тебя сиротой — и приютил? Разве не нашел Он тебя заблудшим — и направил на путь? Разве не нашел Он тебя бедным — и обогатил? И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй, но возвещай о милости твоего Господа (Коран, 93:1-11)(1).

В 610 году Мухаммед впервые услышал обращенный к нему божественный призыв. Архангел Джабраил повелел Мухаммеду говорить, вернее, читать (из Небесной Книги), но Мухаммед еще не знал что и поэтому молчал.

  • На второй призыв Мухаммед осмелился спросить и лишь на третий произнес стихи, ставшие сурой Корана «Сгусток», которая начинается так: Читай, во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка.
  • Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил человека тому, чего тот не знал (Коран, 96:1-5)(2).
  • Слово икра’ (читай) имеет корень кр’ с двумя близкими значениями: «декламировать наизусть» и «читать по книге вслух». Именно от него происходит слово Кур’ан (Коран).
  • Таким образом, первое же слово божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении: Мухаммед был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от Аллаха, и людьми, которые сами не могли ни услышать его, ни прочесть.
  • Тем же, кто начал распускать слухи, что Мухаммед на самом деле беседует с неким сирийцем, был Дан следующий ответ:
  • Мы знаем, что они говорят: «Ведь его учит только человек». — Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это — язык арабский, ясный (Коран, 16:105)(3).

Мухаммед не создавал учения, а творил формы существования — в соответствии с обретенным пониманием Бога, как реальное исполнение Его наказов и запретов. Мухаммед назван в Коране предостерегателем (мунзир) и посланником (расуль).

Первыми уверовали в проповедь Мухаммеда его жена Хадиджа, дочери Рукайя, Умм Кульсум и Фатима, а также Али, двоюродный брат Мухаммеда, сын Абу Талиба. В то время Али было двенадцать или тринадцать лет. Впоследствии, женившись на Фатиме, он стал зятем Пророка и четвертым халифом.

Уверовали в Мухаммеда его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Харис, богатый купец Абу Бекр (впоследствии первый халиф), родственники Мухаммеда — аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас (впоследствии знаменитый полководец, победитель персов в битве при Кадисии в 637 году).

Тогда же примкнули к Мухаммеду купцы Тальха, Абдаррахман ибн Ауф и Абдаллах ибн Саад, а также Усман ибн Аффан из рода Омейядов (впоследствии третий халиф и зять Пророка — его женой стала Рукайя) и, кроме того, бывший раб, пастух Абдаллах ибн Масуд — один из виднейших сподвижников Мухаммеда.

Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммеда с неприкрытой враждебностью. Его врагами стали богатый купец Абу Суфьян, глава рода Омейядов, его жена Хинда и их зять, а также Амр ибн Хишам, прозванный сторонниками Мухаммеда Абу Джахль («Отец невежества»), и родной дядя Мухаммеда — Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им Абу Лахаб («Отец адского огня»).

Через пять лет последователей Мухаммеда в Мекке насчитывалось не более ста пятидесяти человек.

К этому времени, то есть около 615 года, в ислам обратились Хамза ибн Абд Мутталиб — второй дядя Мухаммеда, прозванный потом «Лев Аллаха и Его посланника», и Умар ибн ал-Хаттаб, молодой человек двадцати шести лет, не богатый и не знатный, богатырского сложения, решительный, пылкий и чрезвычайно добрый. Умар настоял на том, чтобы мусульмане молились не в частном доме, а открыто, у Каабы. Мекканцы насмехались над ними, спрашивая: «Когда же наступит наконец ваш Судный день?»

Немаловажным представляется следующее: если бы проповедь Мухаммеда оказалась недоступной пониманию его современников, он не обрел бы последователей, и вскоре и сам он, и его миссия были бы преданы забвению, подобно тому, как это происходило и происходит с большинством новых учений о Боге. Мухаммед явился своему народу как арабский Пророк, возвещающий неизменную с начала времен истину:

Скажи: «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть — у Аллаха, Владыки миров, у Которого нет подобных Ему. Это мне повелено, и я — первый из предавшихся» (Коран, 6:163)(4).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: