Можно ли обмениваться подарками с немусульманами?

Мусульманину запрещено участвовать в праздниках неверующих. Запрещается присутствовать, предоставлять им место или продавать товары, касающиеся этих праздников. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, написал министру торговли следующее:

«От Мухаммада Ибрахима к его превосходительству министру торговли, да хранит его Аллах.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

Нам рассказали, что в прошлом году некоторые торговцы ввезли подарки, предназначенные  для дарения на Рождество и Новый год. Среди этих вещей была и ёлка. Некоторые из наших сограждан покупали их и дарили христианам, проживающим в нашей стране, участвуя с ними в этом празднике.

 Подобные действия являются порицаемыми и запретными, и они не должны делать подобного. И мы не сомневаемся, что Вы знаете запретность этого, и то, что упомянули учёные по поводу этого. А они единогласно заявили о строгом запрете участия в праздниках неверующих: многобожников и людей Писания.

Можно ли работать в продаже подарков, сувениров для праздников неверующих?

Мы выражаем надежду в том, что Вы проследите за запретом ввоза в нашу страну таких подарков и всего того, что предназначается специально для их праздников» (Фатауа аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим. – Т. 3. – С. 105).

Шейху ‘Абдуль-‘Азизу ибн Базу, да помилует его Аллах, задали следующий вопрос: «Некоторые мусульмане участвуют вместе с христианами в торжестве по поводу их праздников. Что бы Вы сказали, обращаясь к ним?»

На это он ответил: «Ни мусульманину, ни мусульманке не дозволено участвовать вместе с христианами или иудеями, или другими неверующими в их праздниках. Мы обязательно должны оставлять подобное. Так как „Человек, уподобившийся какому-либо народу, является одним из них “.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерёг нас от уподобления им и перенимания их нравов. Мусульманин и мусульманка должны остерегаться этого, и им запрещается помогать в этом, какой бы ни была эта помощь, так как эти праздники противоречат Шариату.

Запрещается участвовать в них, помогать и сотрудничать с людьми, отмечающими их, даже если эта помощь будет в предложении чая, кофе, предоставлении посуды и другого. Ведь Всевышний Аллах сказал:

وتعاونوا على البر والتقوى ولا تعاونوا على الإثم والعدوان واتقوا الله إن الله شديد العقاب

„Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании “ (сура „аль-Маида“, аят 2).

Принятие участия в празднике неверующих один из видов помощи в грехе и вражде» (Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн Баз.- Т. 6. – С. 405).

В разъяснении Постоянного Комитета по исследованиям и фетвам о праздновании тысячелетия сказано:

«В-шестых, мусульманину запрещено помогать в праздниках неверующих каким бы образом это не совершалось, среди подобного: распространение и реклама их праздников, к которым относится и праздник тысячелетия, призыв и приглашение на них через каналы СМИ, или установкой часов(, отчитывающих сколько осталось до праздника) и цифровых экранов, производство одежд и памятных сувениров, печатание открыток, школьных тетрадей, скидки на товары и материальные призы, организация спортивных соревнований по поводу этих праздников, или распространение лозунгов, логотипов с этим праздником».

Поэтому, Вам, брат, не дозволено участвовать в производстве вещей, связанных с праздниками неверующих. Оставьте эту работу ради Всевышнего Аллаха, и если Господь пожелает, Он укажет вам работу лучше этого.

Источник: https://islamqa.info/ru/50074

Праздники немусульман и подарки по их случаю

В своей книге «Аль-Мадхаль» в главе «О некоторых праздниках иудеев и христиан» Ибн аль-Хадж аль-Фаси (737-й г. хиджры) сказал следующее:

فهذا بعض الكلام على المواسم التي ينسبونها إلى الشرع وليست منه , وبقي الكلام على المواسم التي اعتادها أكثرهم وهم يعلمون أنها مواسم مختصة بأهل الكتاب , فتشبه بعض أهل الوقت بهم فيها وشاركوهم في تعظيمها , يا ليت ذلك لو كان في العامة خصوصا , ولكنك ترى بعض من ينتسب إلى العلم يفعل ذلك في بيته ويعينهم عليه ويعجبه منهم ويدخل السرور على من عنده في البيت من كبير وصغير بتوسعة النفقة والكسوة على زعمه , بل زاد بعضهم أنهم يهادون بعض أهل الكتاب في مواسمهم ويرسلون إليهم ما يحتاجونه لمواسمهم فيستعينون بذلك على زيادة كفرهم , ويرسل بعضهم الخرفان ويعضهم البطيخ الأخضر وبعضهم البلح وغير ذلك مما يكون في وقتهم وقد يجمع ذلك أكثرهم وهذا كله مخالف للشرع الشريف.

И то [о чем говорилось выше] относится к праздникам [аль-мавасим], которые [несправедливо] считаются частью Шариата, но на самом деле ей не являются.

Теперь нам осталось поговорить о праздниках, которые люди [мусульмане] привыкли отмечать, хотя знают, что эти праздники сугубо иудейские и христианские. Воистину, некоторые люди [из числа мусульман] в наше время подражают им и принимают участие вместе с ними в почитании этих праздников.

О, если бы это касалось только простого народа! Но ведь, на самом деле, многие из тех, кого считают людьми знания, предаются подобным делам в своих домах, поддерживая свою семью в этих празднованиях.

Более того, человек радует своих домашних: и стариков, и детей — щедрыми тратами, предполагая [что такое деяние достойно похвалы просто потому, что доставляет кому-то радость].

На самом деле, некоторые из них даже обмениваются подарками с иудеями и христианами по случаю этих праздников и дарят им вещи, которые нужны для проведения их праздников, так что эти мусульмане по сути помогают иудеям и христианам усугубить свое неверие. Некоторые дарят им ягнятину, другие — зеленые дыни, финики или другие фрукты по сезону, а большинство дарит все вышеперечисленное. Всё, что было упомянуто, противоречит благородному Шариату.

ومن العتبية قال أشهب : قيل لمالك : أترى بأسا أن يهدي الرجل لجاره النصراني مكافأة له على هدية أهداها إليه؟ قال : ما يعجبني ذلك قال الله عز وجل : ( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاءَ تُلْقُونَ إِلَيْهِمْ بِالْمَوَدَّةِ الآية) [الممتحنة:1]. قال ابن رشد رحمه الله تعالى : قوله مكافأة له على هدية أهداها إليه إذ لا ينبغي له أن يقبل منه هدية , لأن المقصود من الهدايا التودد لقول النبي ” تهادوا تحابوا وتذهب الشحناء” , فإن أخطأ وقبل منه هديته وفاتت عنده , فالأحسن أن يكافئه عليها حتى لا يكون له عليه فضل في معروف صنعه معه .

[Автор] «Аль-Утбиййя» передает, что Ашхаб [ибн Абдуль-Азиз аль-Каиси, 203-й г. по хиджре, Каир], близкий соратник имама Малика, сказал:

Ибн Рушд [520-й г. по хиджре, Кордова], да будет милостив к нему Аллах, сказал:

وسئل مالك رحمه الله عن مؤاكلة النصراني في إناء واحد, قال : تركه أحب إليّ ولا يصادق نصرانيا .

قال ابن رشد رحمه الله : الوجه في كراهة مصادقة النصراني بيّن لأن الله عز وجل يقول : لا تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ الآية) [المجادلة:22], فوجب على كل مسلم أن يبغض في الله من يكفر به ويجعل معه إلها غيره ويكذب رسوله , ومؤاكلته في إناء واحد تقتضي الألفة بينهما والمودة فهي تكره من هذا الوجه وإن علمت طهارة يده .

Малику (да будет милостив к нему Аллах) задали вопрос о принятии пищи с христианами из общей тарелки. Он ответил: «Я считаю, что человеку лучше воздерживаться от этого. Он не должен дружить с христианином».

Ибн Рушд объясняет, что причина отрицательного отношения к дружбе с христианами очевидна, ведь Аллах сказал (смысл): «Вы не найдете народ, который верит в Аллаха и Последний День и любит тех, кто идет против Аллаха и Его Посланника, даже если они их отцы, сыновья, братья или другие родственники…» (Аль-Муджадила, 58:22). Поэтому мусульманин обязан ненавидеть ради Аллаха тех, кто не верит в Него, и делает кого-то сотоварищем Ему, и отрицает его Посланника (мир ему и благословение). Принятие мусульманином пищи из одного блюда с христианами становится причиной появления любви и симпатии между ними, и с этой точки зрение данное действие нежелательно, даже если человек знает, что рука христианина чиста.

ومن مختصر الواضحة سئل ابن القاسم عن الركوب في السفن فيها النصارى لأعيادهم , فكره ذلك مخافة نزول السخط عليهم لكفرهم الذي اجتمعوا له . قال : وكره ابن القاسم للمسلم أن يهدي إلى النصراني في عيدهم مكافأة له , ورآه من تعظيم عيده وعونا له على مصلحة كفره .

ألا ترى أنه لا يحل للمسلمين أن يبيعوا للنصراني شيئا من مصلحة عيدهم لا لحما ولا إداما ولا ثوبا ولا يعارون دابة و لا يعانون على شيء من دينهم لأن ذلك من التعظيم لشركهم وعونهم على كفرهم .

وينبغي للسلاطين أن ينهوا المسلمين عن ذلك , وهو قول مالك وغيره لم أعلم أحدا اختلف في ذلك اهـ

Более того, в «Мухтасар аль-вадиха» [Фадль ибн Саляма, 319 г. по хиджре] передается, что Ибн аль-Касима [191 г.

по хиджре, лучший ученик имама Малика] спросили, дозволено ли принимать участие в катаниях на лодках вместе с христианами во время их праздников, и он был против этого из-за страха, что гнев [Аллаха] настигнет их из-за неверия, которое заставило их собраться вместе. Он [Фадль ибн Саляма] сказал:

Источник: http://darulfikr.ru/story/manhaj/celebrating_non_muslim_holidays

Принятие подарков от неверных в день их праздников | Салиха

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Следует знать, что принятие подарков от неверных в день их праздников отличается от преподнесения им подарков в эти дни, а также участия в их праздниках, поздравлениях и продажи необходимой праздничной атрибутики в эти дни, и имеет иное шариатское постановление.

  • Что касается второго, то о строгой запрещенности этого упоминается в работе «Ошибки и заблуждения доктора Йусуфа аль-Кардауи», размещенной на сайте «К Исламу».
  • Хотелось бы привести высказывания и других имамов о запрете этого, граничащего с неверием.
  • Так имам аз-Зайляъи в одной из ханафитских книг «Табйин аль-Хакаик» говорит: «Не допускается делать подарки в честь праздников Науруз и Махраджан (праздники персов-огнепоклонников). Преподнесение подарков в честь этих двух праздников — запрещено, более того расценивается как неверие (куфр).
  • Абу Хафс аль-Кабир, да помилует его Аллах, сказал: «Может быть так, что человек поклонялся Аллаху в течение пятидесяти лет, затем пришел праздник Науруз, и он подарил кому-либо из многобожников яйцо, желая этим выказать свое возвеличивание этого дня, и он стал неверным, чьи деяния становятся тщетными».

Автор Джамиъ аль-Асгар говорил: «Если мусульманин в день Науруза сделает подарок другому мусульманину, не желая при этом возвеличивания этого дня, а потому что так принято среди некоторых людей, то он не становится неверным, однако ему не следует выделять для этого именно этот день, а сделать подарок либо до него, либо после, чтобы не уподобляться им.

Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, то он сам из их числа».

Также он говорил: «…человек покупающий что-то в день Науруза, прежде не покупавший этого никогда, если желает этим выказать свое возвеличивание этого дня, как возвеличивают его многобожникки, то становится неверным, если же он покупает это для того чтобы поесть, попить или же просто насладиться, то не становится неверным». См. «Табйин аль-Хакаик» 6/228.

В маликитской книге «Ат-Таджу уаль-Иклиль» сказано: «Ибн аль-Касим считал отвратительным преподнесение подарков христианам в день их праздника, а также преподнесения иудеям, в день их праздника, пальмовой ветви в качестве подарка».См. «Ат-Таджу уаль-Иклиль» 4/319.

  • В книге аль-Икнаъ (ханбалитский фикх) сказано: «Запрещено присутствовать на праздниках иудеев и христиан, а также продажа им чего-либо и преподнесение подарков в этот день!»
  • Теперь, что касается принятия подарков от неверных в день их праздника:
  • Шейх аль-Ислам ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «…что касается принятия подарков от неверных в дни их праздников, то прежде мы уже привели предание от ‘Али ибн Абу Талиба о том, что ему преподнесли подарок в день Науруза и он принял его.
  • Также Ибн Абу Шейба приводит сообщение о том, что одна женщина спросила ‘Аишу: «У нас есть кормилицы из числа огнепоклонниц, у них бывают праздники, на которые они делают нам подарки».

’ Аиша ответила: «То, что они принесли в жертву в этот день – не ешьте, но ешьте плоды, которые они преподнесли».

Также Абу Барза передает, что у него были соседи огнепоклонники, которые делали ему подарки в день своих праздников Науруз и Махраджан, и он говорил своей семье: «Фрукты которые они преподносят — ешьте, но остальное возвращайте».

Все это указывает на то, что запрет на принятие подарков от них не оказывает никакого влияния на праздник, и хукм принятия подарков от них в день праздников одинаков с принятием от них подарков в любые другие дни (т.е.

дозволено), поскольку это никак не способствует праздничным обрядам их неверия…»

Однако далее шейх аль-Ислам уточнил, что хоть мясо, заколотое людьми Писания, и является дозволенным, однако если оно заколото именно в честь их праздника, то есть его – нельзя.

Так он сказал: «Разрешается, есть только ту пищу людей Писания в день их праздника, купленную или же преподнесенную в качестве дара, которая не является мясом, заколотым в честь праздника. Говоря же о мясе, заколотом огнепоклонником, то оно является запретным, о чем знают все.

То же, что закалывают люди Писания специально для своих праздников, приближаясь, таким образом, к тем, ради кого они принесли в жертву, подобно тому, как мусульмане приносят в жертву своих животных, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Так они, например приносят в жертву для Мессии или Захры.

От имама Ахмада относительно этого передается два сообщения, наиболее известным из которых является, то что он не разрешал есть такое мясо, даже если во время закалывания над ним не произносили имени кого-либо кроме Аллаха. Запрет такого мяса передается также от ‘Аиши и ‘Абдуллы ибн ‘Умара». См. «Иктидоу-с-сыраталь мустакым» 1/251.

Однако для того, чтобы принимать подарки от неверных в день их праздника, необходимо соблюдение следующих условий: 1. Чтобы этот подарок не был мясом, заколотым в честь этого праздника. 2.

Чтобы этот подарок не был тем, который хоть как-то способствует их праздничным обрядам, наподобие свечей, яиц, пальмовых ветвей и что может расцениваться как уподобление им. 3.

Чтобы принятию подарка от них сопутствовало подробное разъяснение своим детям принципа исламской акыды — «дружбы и непричастности» (аль-уаля уаль-бара), дабы в сердца к ним не закралась любовь и привязанность к неверным и их праздникам.

4. Чтобы принятие подарка рассматривалось как способ привлечения и расположения этих неверных к Исламу, а не как склонность и любовь к ним.

В нашей ситуации, когда мы живем не в исламском государстве, особое внимание необходимо обратить на второе и третье условие.

Если это касается нового года, то не принимать подарки от неверных в виде различных игрушек деда мороза и снегурочки, елок, елочных украшений и прочей праздничной атрибутики, также обращать внимание на коробки и упаковки, в которых преподносят подарки, чтобы там не было надписей или изображений, символизирующих их праздник. Такое же внимание необходимо обращать на подарки и в любые другие праздники неверных.

Источник: http://soliha.com/fiqh/raznoe/podarki_ot_nevernih_v_den_ih_prazdnikov

Как дарить или принимать подарки мусульманам

Дарить и принимать презенты считается обычаем у мусульман, да и вообще у любого народа. Сам по себе обряд дарения очень почитаем, особенно, если дареная вещь идет не просто от души, но и от сердца.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

  • «Человек, который сделал подарок, имеет на него больше прав до тех пор, пока ему не подарят что-нибудь взамен» (Ибн ‘Умар).
  • Если человек, которому вручили подарок, примет его, то он сделает сунну, а если он в ответ одарит человека, то выполнит 2 сунны (обряда). Любой презент, который вы делаете в честь близкого человека, друга, соседа помогает расположить к себе, проявляет со стороны вас уважение к этой персоне, поднимает всем настроение.
  • Посланник Всевышнего, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
  • «Делайте друг другу подарки, потому что подарок изгоняет из сердец затаенную вражду» (Анас).

«Делайте друг другу подарки, и вы возлюбите друг друга» (аль-Бухари).

Главное – следить за тем, чтобы под подарком не подразумевалась взятка, иначе это будет называться «преступлением», т.е. грехом. Подарок в исламе – сунна, а взятка – харам.

Сюрприз готовится в виде презента и во имя Аллаха, а взятка дается ради достижения выгоды, корысти.

Не следует дарить подарки ради каких-либо договоренностей, не дарите вышестоящему лицу или чиновнику, это равноценно даче взятки.

Пророк советовал нам дарить друг другу подарки. Их предназначение – в установлении добрых отношений между людьми. Именно поэтому он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь» (аль-Бухари)

Делать подарки можно на свадьбу, день рождения, любой другой праздник. Его надо вручать искренне и бескорыстно, ведь если презент не от души, значит, он несет отрицательную энергию и хозяину подарка будет плохо. Поэтому, старайтесь, чтобы ваш дар был не только правильным, полезным, но и искренним. Выбрать его можно исходя из предпочтений и увлечений человека, которому он адресуется.

Одаривайте друг друга в удовольствие, пусть эти вещи станут талисманом! Счастливых мгновений вам!

Источник: http://IslamReview.ru/culture/kak-darit-ili-prinimat-podarki-musulmanam/

Обмен валюты с целью получения прибыли по исламу

Вопрос: дозволен по исламу обмен валюты с целью получения прибыли? Каково положение покупки долларов за другую валюту с целью их последующей перепродажи и получения прибыли, связанной с разницей курса доллара на момент покупки и продажи?

Ответ: нет ничего запрещённого в том, чтобы покупать и продавать валюту с целью получения прибыли, если обмен производится в рамках норм шариата.

Одним из условий обмена валюты является закрытие сделки на месте. То есть покупатель долларов должен получить всю сумму в долларах на месте сделки, точно так же как покупатель рублей должен получить всю сумму в рублях на месте сделки. Если же обмен происходит не при встрече, то деньги должны сразу переводиться сторонами на счета друг друга.

  • Также при обмене валюты одного вида, как, например, при размене денег либо обмене безналичных денег на наличные одной валюты запрещено обменивать их с разницей. К примеру, нельзя разменять пятитысячную купюру, взяв за неё больше или меньше пяти тысяч рублей.
  • Валюта на сегодняшний день играет роль золота и серебра во время посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), выражая меру стоимости остальных товаров, и относится к имуществу категории риба (то есть к видам имущества, на которые распространяются нормы риба).
  • Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не обменивайте золото на золото, кроме как в равных мерах и не обменивайте золото на золото с разницей. Не обменивайте серебро на серебро, кроме как в равных мерах и не обменивайте серебро на серебро с разницей.

И не обменивайте отсутствующее [на месте сделке золото или серебро] на присутствующее» (Аль-Бухари, Муслим).

Таким образом, если, например, рубли обмениваются на доллары или рубли обмениваются на евро, то обязательным условием такого обмена является закрытие сделки на месте и получение сторонами обмениваемых денег. Запрещается обмен валюты в долг. Также запрещается не закрывать сделку на месте, как, например, если продавец долларов (или рублей) не выплатит всю сумму сразу, оставив часть, чтобы передать её потом.

Источник: http://IslamCivil.ru/polozhenie-obmena-valyuty-s-celyu-polucheniya-pribyli/

ФАТВА:Можно ли дарить подарки и обмениваться рождественскими открытками с христианскими членами семьи?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

  • Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
  • Первое Рождество в качестве мусульманина всегда немного сложнее, но с течением лет будет намного легче, и многие из этих «новых» проблем будут решаться сами собой.
  • Я принял ислам пятнадцать лет назад и больше не отправляю и не получаю рождественские открытки. Мои друзья-мусульмане не нуждаются в рождественских открытках, и они их не посылают, а мои немусульманские друзья не ожидают их и не чувствуют необходимости посылать их мне. Рамадан в моей жизни стал как раз тем временем, когда я получаю открытки как от мусульман, так и немусульман.
  • Другими словами, сложность, с которой Вы столкнулись в этом году, исчезнет. И для Вас, как матери, было бы очень сурово не подарить рождественские подарки дочерям, которые будут их ждать!

Кроме того, открытки для членов семьи с пожеланиями счастья вряд ли являются выражением согласия с их верой или отказом от ислама.

Очевидно, что Вы не должны отправлять открытки, изображающие рождение Иисуса и желающие благословеных священных праздников, но, например, елка – это совсем не религиозный символ.

Не забывайте, что приняв ислам, Вы не отказались от всего человечества и не отвергли свое прошлое или свою семью. Вы любите свою семью так же, как и прежде.

Попробуйте найти способ во время каникул дать им возможность увидеть Вас как мусульманку. Например, в рождественский вечер Вы попросите у своей семьи, собравшейся за праздничным столом, возможность отлучиться на пару минут для того, чтобы совершить молитву.

Вы можете принимать участие в праздничном обеде без распития спиртного. Многие новые мусульмане сильно беспокоятся о праздновании Рождества, когда на самом деле для большинства людей это вовсе не религиозный праздник, а лишь время, когда собирается вся семья, чтобы вспомнить о хороших временах, проведенных вместе.

Наслаждайтесь хорошим временем и дождайтесь того момента, когда Рождество насовсем исчезнет из ваших мыслей!

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: http://islam.com.ua/raznoe/ghivotnye/18777-mozhno-li-darit-podarki-i-obmenivatsya-rozhdestvenskimi-otkrytkami-s-khristianskimi-chlenami-semi

Подарки в Исламе

Один из способов установить добрые взаимоотношения с людьми — дарить подарки. При этом важен не столько сам подарок как материальная вещь, а те чувства и побуждения, которые за ним стоят.

Это может быть забота, участие, внимание, любовь, дружеская симпатия, желание наладить отношения, загладить вину и т.д.

Подарок является лишь вещественным выражением этих положительных эмоций и может послужить приятным напоминанием о них другому человеку.

В Исламе подарок — это один из способов заработать вознаграждение для вечной жизни. Поэтому важно дарить его искренне ради Всевышнего, а не ради жизненных интересов, ведь в таком случае вознаграждения от Бога не будет.

Стремясь сделать как можно больше добрых дел, мусульманин не ищет особых поводов для подарков.

Для нас подарок — это символ неподдельно искренних отношений между людьми, а не дань народным традициям или обычаям, заведенным в обществе.

У мусульман нет обязанности дарить подарки в дни праздников или по особым случаям, как например, на никах или при рождении ребенка. Мы делаем это без принуждения со стороны общества, а только исходя из внутренних побуждений.

Лучшим примером во всех добрых делах для нас остается Пророк Мухаммад. Не было и не будет на свете человека щедрее его. Несмотря на то, что Посланник Аллаhа был бедным, он легко расставался с любыми материальными ценностями. Если он видел, что кому-то нравится его вещь, он тут же дарил ее.

  • Однажды Пророку Мухаммаду подарили красивый халат, и один из сподвижников восхитился красотой этой одежды. Тогда Посланник Аллаhа без тени колебания отдал ему подарок. Другие сподвижники, увидев это, стали упрекать друга за то, что он вслух восхитился вещью, подаренной Пророку, зная, что Посланник Аллаhа сразу же отдаст свой подарок ему.
  • Но он сказал, что взял у Пророка этот халат не для того, чтобы носить его, а для того, чтобы он стал его саваном. Так и случилось.
  • Хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и, прежде всего, над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.
  • В другом известном хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк зарезал барана и попросил жену раздать мясо людям. Когда он вернулся домой, жена сказала, что от барана осталась только лопатка, на что Пророк ответил: «Нет, осталось все, кроме лопатки». Посланник Аллаhа так сказал, потому что добрые дела, сделанные ради Всевышнего, дают вознаграждение в вечной жизни.

Пророк Мухаммад всегда побуждал своих  сахабов дарить друг другу подарки, чтобы укрепить братские узы между ними. Он говорил:

«Рукопожатие прекращает вражду, а обмен подарками усиливает взаимную любовь и освобождает человека от ненависти».

Если вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении. Делать подарки — это проявление внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

Конечно, хорошим подарком будет вещь, которая соответствует вкусам и желаниям того, кому вы ее дарите. Но даже если это будет совсем маленький «знак внимания», то человеку все равно будет приятно его получить. Вы можете подарить флакончик миска или сиуак — это обрадует вашего друга и даст вам вознаграждение.

Пророк Мухаммад сказал, обращаясь к женщинам означающее:

«О, мусульманки! Не пренебрегайте своими соседками, даже если [для подарка] у вас есть только баранье копытце». То есть Пророк призывал не упускать возможности сделать доброе дело, например, подарить соседям что-либо, даже если это кажется незначительным.

Следуя примеру Пророка, некоторые теологи Ислама советовали своим ученикам: «Любите друг друга и дарите своим братьям подарки, пусть даже маленькие, но искренне ради Аллаhа».

Щедрость — это прекрасное качество и признак высокой культуры человека.

Особенно, если верующий делает приятные подарки не только самым близким, но и посторонним людям, например, соседям или тем, кто недавно принял Ислам, или тем, кто посвятил свою жизнь Исламу, или друзьям своих родных, даже после их смерти.

Признак искренней любви к близким — забота о тех людях, которых они любили. Когда Посланнику Аллаhа что-нибудь дарили, он передавал это подругам своей первой жены Хадиджи, хотя её уже не было в живых. Тем самым он выражал свою признательность тем людям, которых она любила.

Религиозные заключения относительно подарков

По шари‘ату акт дарения должен сопровождаться словесным договором, например, тот, кто дарит, говорит: «Я дал тебе это», а тот, кто получает подарок, отвечает: «Я принял это». При этом дар переходит в собственность после того, как человек взял подарок в руки.

Дар считается действительным, даже если подарок делает бедный богатому.

Тот, кто сделал подарок, не имеет права забирать или требовать его обратно, кроме случая, если подарок сделал отец (дед и выше по мужской линии) своему ребенку.

Внимание! Если вещь была подарена и перешла в собственность другого человека, то ни в коем случае нельзя утверждать, что тот, кто дарил, имеет право его забрать.

Вопрос-ответ:

Вопрос: Если отец подарил сыну дом, а спустя 10 лет решил забрать дом обратно, то имеет ли он на это право?
Ответ: Да, отец имеет право забрать то, что подарил, даже если прошел большой срок.

Вопрос: С какого момента переходит в собственность подаренная квартира (дом)?
Ответ: Квартира или дом переходят в собственность, когда человек получил на руки ключи.

Вопрос: Что нельзя дарить?
Ответ: По общему правилу шари’ата дарить можно то, что можно продавать.

То есть нельзя дарить запрещенные по шари’ату товары — например, алкоголь, запрещенные музыкальные инструменты, азартные игры и т.д.

А также не является даром неопределенная вещь — например, когда человек говорит: «Я подарил тебе одну из своих вещей» и не определил, какую именно.

Вопрос: Что делать, если человек когда-то словесно сделал другу подарок, но друг не успел забрать этот дар, а тот, кто дарил, умер?
Ответ: В этом случае акт дарения не нарушается, но получит ли человек в собственность то, что ему было подарено словесно, зависит от решения наследников. Наследники имеют право не отдавать этот дар.

Вопрос: Если человек когда-то сделал другу подарок, а потом их отношения испортились, и он стал попрекать друга своим подарком, то останется ли ему вознаграждение за тот дар?
Ответ: Нет, его вознаграждение за подарок стирается. Попрекать кого-то оказанной милостью — это грех. Когда один верующий попрекает другого, вспоминая о том добре, которое когда-то ему сделал он теряет вознаграждение за тот хороший поступок, и ему пишется грех.

Сказано в хадисе-кудсий2 означающее:

«Воистину, Аллаh дает особое вознаграждение тем, кто дарит подарки, проявляя щедрость ради Всевышнего».

Подарки и приятные сюрпризы — это один из самых действенных способов завоевать любовь окружающих, укрепить добрые отношения и преодолеть разногласия между людьми. Главное — делать их искренне ради Всевышнего, то есть не стремиться к похвале и не ждать чего-то в ответ.

Нет такого правила, что если один сделал подарок другому, то и второй должен ему что-то подарить. Когда верующий искренне ради Создателя делает доброе дело, то он не обижается, если ничего не получил в ответ, и даже если тот, кому он сделал подарок, не поблагодарил его.

Подарки улучшают настроение, делают людей добрее. Считайте, что это долгосрочное вложение в хорошие отношения с окружающими.

Источник: http://obislame.info/aktualnoe/podarki-v-islame.html

Ссылка на основную публикацию