Если человек чихнул во время молитвы, следует ли ему сказать «Альхамду лиЛлях (Вся хвала Аллаху)»? И когда он слышит рев осла, следует ли ему сказать «Аузу биЛляхи мин аш-шайтани раджим (Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана)?»
Ответ: Вся хвала Аллаху. Относительно чихнувшего, то передано что поклоняющийся должен сказать «Альхамду лиЛлях”, если чихнет.
Относительно рева осла, и взывания к Аллаху от проклятого шайтана, то в сунне нет об этом сообщений.
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Если человек чихнул во время молитвы, то ему следует сказать «Альхамду лиЛлляхи», как было передано в достоверном сообщении о Муавии ибн аль Хакама, когда он начал молитвся с пророком, один человек чихнув сказал «Альхамду Лиллях».
Мувия сказал ему: «ЯрхамукАллах (Да помилует тебя Аллах)». Люди осуждающе посмотрели на него. Он сказал: «Да лишится меня мать!» Затем они стали бить руками о бедра, показывая, чтобы он молчал, и он замолчал. Когда молитва закончилась, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) позвал его.
Муавия сказал: «Да будут мои отец и мать выкупом за него. Он не стал бранить или бить меня.
Он сказал: «В молитве нет разговора людей, напротив это тасбих (произнесение «СубханАллах (Слава Аллаху)»), такбир (возвеличивание, произнося «Аллаху Акбар (Аллах Велик)») и чтение Корана» Муслим (537), Абу Давуд (930).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не порицал того, кто сказал «Альхамду лиЛлях» в молитве, что указывает на дозволенность этого. Но это не относится к любому зикру (Поминанию Аллаха) по любому поводу». Фатава ибн Усеймин, 13:342.
И его спросили: «Разрешено ли тому, кто молится сказать «Альхамду лиЛлах» если чихнет, и искать убежища у Аллаха, если слышит рев осла? Есть ли разница между обязательными и дополнительными молитвами?» Он ответил: «Относительно слов «Альхамду лиЛлях» после чихания во время молитвы и поиска убежища у Аллаха когда слышишь рев осла, то это разрешено согласно мнению Шейх уль Ислама Ибн Теймии, но это является макрух (нежелательным) согласно хорошо известному мнению имама Ахмада. Более правильным мнением является, мнение шейх уль Ислама относительно слов «Альхамду лиЛлях» после чихания. Относительно поиска убежища у Аллаха, когда слышишь рев осла, то лучше не делать этого. Различия между ними в том, что произнесение «Альхамду лиЛлях» оговорено в сунне, и потому что это предписано отдельным приказом, в отличие от рева осла, который не беспокоит его, и поклоняющийся не должен отвлекаться на это в молитве.
И нет различия в том обязательная это молитва или дополнительная.
Чихание – обморок носа
Обычная картина – интеллигентный гражданин в общественном месте, почувствовав легкое щекотание где-то в носу и поняв, что через секунду-другую чихнет так, что все на него обернуться, предпочитает заглушить свое «а-а-пчхи!», плотно сжав губы и разрывая себе гайморовы пазухи (воздушные пространства в глубине костей лица по обе стороны сообщающиеся с полостью носа).
- Конечно, так нас учили с детства: неприлично чихать с открытым ртом, разбрызгивая сотни тысяч капелек вокруг, да еще в общественном месте. А ведь чихание – совершенно естественное явление, с довольно банальным предназначением – защищать наши легкие от пыли и чужеродных предметов, попадающих с потоком воздуха в нос.
- Согласно определению, чихание – это неожиданный выдох, при котором воздух выбрасывается из носа со скоростью до 160 км/час, а глаза инстинктивно прикрываются.
- Так же как и кашель, чихание представляет собой защитный респираторный рефлекс, вызываемый попаданием на чувствительную слизистую оболочку полости носа частичек пыли, мелких предметов и некоторых раздражающих химических веществ.
Сначала происходит глубокий вдох, затем быстрое сокращение мускулатуры, участвующей в выдохе и следует резкий выброс под большим давлением потока воздуха из легких через нос. В этот выдыхаемый поток вовлекаются мелкие частички, застрявшие в слое слизи, покрывающей изнутри дыхательные пути.
Как и любой жизненной функцией, процессом чихания управляет определенная часть головного мозга, границы которой, правда, пока точно не определены. Есть сведения, что во время нейрохирургических операций на головном мозге случайное затрагивание этой зоны вызывает чихание у находящегося под наркозом больного. Частые продолжительные приступы чихания иногда бывают признаком эпилепсии.Кстати, чихают не только люди, но и звери. Этот рефлекс присущ всем млекопитающим.
- Несмотря на то, что чихание считается непроизвольным рефлексом, у человека он находится под контролем мозга, то есть, усилием воли подступившее «а-а-пчхи!» можно (но лучше не нужно) подавить.
- Чихание – непременный атрибут любого простудного заболевания, а также хронических ринитов, синуситов, гайморитов.
- Чихание буквально изнуряет аллергиков, страдающих аллергией на пыльцу растений — поллинозом. В период цветения растений они могут чихать по несколько десятков раз подряд.
При этом, так же, как и во время сильной простуды, человек только посредством чихания выделяет до 2 литров жидкости в сутки.
«Бактериологическое оружие»
Во время чихания из легких выделяются около 1.500.000 микроскопических капелек слизи, а вместе с ними несколько тысяч вирусов и бактерий, которые с молниеносной быстротой распространяются в воздухе, как аэрозоль.
Под защитой слизи эти бактерии могут сохранять свою активность до 45 минут.
Поэтому, больной человек, не желающий оставаться дома до полного выздоровления и посещая людные места, представляет собой настоящее «бактериологическое оружие», заражая десятки людей вокруг себя.
Не всегда болезнь
Но не всегда чихание связано с тем или иным заболеванием. Чихают совершенно здоровые люди при вдыхании пыли, той же пыльцы растений, при попадании на слизистую оболочку носа частичек шерсти, пуха, мелких предметов, капелек воды, в ответ на резкие запахи и пр.
Интересное наблюдение
Интересное наблюдение сделали медики: люди чихают, когда из темного помещения выходят на яркий свет. По статистике, это случается с каждым пятым жителем нашей планеты.О причинах этого явления размышлял еще английский философ Фрэнсис Бэкон.
В 1635 году он писал, что свет притягивает воду, содержащуюся в головном мозге, глаза начинают слезиться, и мы чихаем.
Лишь недавно его соотечественник врач Джеральд Легг сумел предложить более убедительное объяснение: при неожиданном попадании света в глаза слезные железы активизируют свою работу, вырабатывающиеся слезы попадают в носовую полость, раздражают слизистую оболочку, и человек чихает.
По другой гипотезе, виной всему то, что зрительный нерв расположен неподалеку от нерва, связанного со слизистой оболочкой носа, и возбуждение зрительного нерва по «электрической цепочке» передается на нервные окончания слизистой носа.
Не чихайте за рулем!
Эта не объясненная до конца учеными особенность представляет опасность для водителей, выезжающих из темного туннеля на яркий свет.
Ведь во время чихания человек непроизвольно закрывает глаза и может на несколько секунд потерять контроль над дорогой.
Так произошло с одним немецким автолюбителем, который, неожиданно чихнув за рулем, потерял управление и врезался в чей-то «порше». Пустячок обернулся для него убытком в 42 000 марок.
Чихайте правильно!
Стеснительные люди готовы изо всех сил зажимать нос и рот, лишь бы не мешать окружающим своим громким «апчхи».
А знаете ли вы, что это крайне опасно? При чихании с закрытым ртом, под влиянием повышенного давления, которое создается в дыхательных путях, воздух вместе с микроорганизмами может попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление – отит.
- Еще хуже то, что при таком чихании резко возрастает давление в сосудах мозга, что может привести к головной боли, сильному носовому кровотечению и даже… к инсульту.
- Доктор Зелиг Дж. Кавка из Чикаго приводит в пример трагическую историю своей матери. В возрасте 81 года, резко чихнув пару раз, она умерла: произошёл инсульт.
- Столкнувшись с другими подобными случаями, Кавка предположил: либо сильные приступы чихания порой доводят человека до инсульта, либо в момент инсульта больной может непроизвольно чихнуть.
В любом случае лучше чихать, не закрывая плотно рот и нос рукой, достаточно прикрыться носовым платком.
Будь здоров!
Обычно на свое «а-а-пчхи!» мы слышим в ответ «будьте здоровы!» — пожелание совсем не излишнее, так как приступ сильного чихания может быть симптомом болезни. Этому обычаю много веков. Еще древние греки желали чихнувшему «долгих лет жизни».
В VI веке, когда в Италии бушевала бубонная чума, передающаяся, в том числе, и воздушно-капельным путем, папа Григорий Великий изобрел формулу: «Боже, благослови тебя!», призванную исцелить чихающего. Впрочем, дело не только в недугах.
По старинным поверьям, в тот миг, когда человек чихает, в его тело, пользуясь минутной слабостью, спешат вселиться демоны. Или же, наоборот, бесы бегут оттуда (что, по средневековой демонологии, может происходить одновременно). Согласно же Талмуду, чихая, человек получает весточку от самого Бога.
Если доведется чихнуть во время молитвы, значит, Господь внял и ответствует вам.
Многие первобытные народы называют нос «тропой, ведущей к душе» и считают, что, чихая, человек теряет часть души. В Европе, наоборот, издавна полагают: если ребенок в момент рождения чихнул, его ждёт счастливая жизнь.
Чихательные рекорды
Избавиться от начавшегося приступа непрерывного чихание не так-то просто.
В этом убедились родители двенадцатилетней Триши Рей из местечка Саттон Колдфилд в окрестностях британского города Бирмингема: девочка чихала 153 дня подряд – через каждые пятнадцать секунд.
Семнадцатилетнюю же Джун Кларк из Майами, чихавшую 167 дней, в конце концов излечили… электрошоком.
А рекорд по чиханию пока удерживает англичанка Донна Гриффитс. Она судорожно чихала 978 дней – с 13 января 1981 года по 16 сентября 1983 года. Только за первый год своих мучений – ей было тогда двенадцать лет – она чихнула около миллиона раз! Интересно: услышала ли она в ответ миллион «Будь здорова!»?
Раздел о нарушениях намаза
Нарушается намаз произношением двух и более букв не из Корана, не из зикру (славословия) и не из дуа; намаз нарушается независимо от того, имеют эти буквы значение или нет.
Также намаз нарушается, если молящийся произнесёт одну букву, которая имеет значение, как, например, букву (ки) (قِ) .
Такое же решение выносится по намазу человека, в котором он произнёс одну удлинённую букву, как, например, (ла) (لَا).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
Перевод: «Поистине, в этом намазе не допускается что-либо от человеческой речи».
Если человек произнёс две буквы – засмеявшись, застонав или откашливаясь, намаз нарушается. В противном случае намаз не нарушается.
- Но если человек знал, что во время намаза запрещена речь, но не знал, что запрещено откашливание, то это простительно, так как для рядовых мусульман это считается тонким вопросом.
- Если он не по своей воле высказал несколько слов, или же, забыв, что он совершает намаз, или же не знал, что речь во время намаза запретна, и был из тех, кому простительно такое незнание (о таком человеке было упомянуто в промежутке от второго столпа намаза по четвертый), то намаз не нарушается. Ну а если он произнесёт более шести слов, то нарушится.
- Если молящемуся невозможно было удержаться от кашля, откашливания, чихания и тому подобного, то намаз не нарушается.
- Также не нарушается, если человек вынужден откашливаться, чтобы продолжить чтение «аль-Фатихи», но не простительно, если он откашливается ради чтения «аль-Фатиха» вслух или для чтения суры после нее, так как чтение самой «аль-Фатиха» является обязательным, но а чтение ее вслух или же чтение суры после нее является желательным.
Если человека, совершающего намаз, заставили что-то сказать, и он это сказал, то намаз нарушается, так как такое редко встречается.
Если молящийся прочитает отрывок из Корана с намерением дать указания кому-то, как, например, прочтёт аят (يَا يَحْيَ خُذِ الْكِتَابَ) (смысл: «О, Яхья, возьми книгу»), с целью дать разрешение взять что-то тому, кто просит его, то намаз его нарушается.
И также нарушится, если он его прочтёт без всякого намерения, т.е. ни для чтения и ни для указания, а просто прочел. Но, а если он сделает намерение для чтения аята и для пробуждения вместе, то намаз не нарушится, т.е.
при просьбе разрешения кем-то в чем-то он читает тот аят с целю чтения его и давать указания вместе.
Намаз не нарушается чтением дуа или зикру, за исключением случая, когда их читают во втором лице, обращаясь не к Аллаху и не к Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И следовательно, если молящийся ответит на «салам» словом (وَعَلَيْكُمُ السَّلَامُ) (Ваалайкум ссалам – (и вам салам)), то есть во втором лице, то намаз нарушится.
Молящемуся в таком случае желательно отвечать указанием глаз либо головой, но не словом, а по завершении, если прошло мало времени, – словом. Но, а если всё-таки он отвечает словом в намазе, то пусть ответит в третьем лице, например, (وَعَلَيْهِ السّلَامُ) (Ваалайхи ссалам – (и ему салам)).
И такое же рассмотрение вопроса – при ответе чихнувшему человеку.
Если кто-то заметил у имама ошибку или увидел, совершая намаз, слепого, стоящего у края колодца, или хочет дать разрешение войти тому, кто об этом просит, то такому человеку, если он мужчина, желательно сказать славословие (سُبْحَانَ اللَّه) (Субханаллах), но с намерением для зикру или совместно с пробуждением, или просто скажет без всякого намерения. Если же он это скажет с намерением только пробудить, то намаз нарушится. Но если это женщина, она ударит ладонью правой руки по тыльной стороне левой, или наоборот. Но а если она ударит в ладоши только для забавы, то намаз нарушится.
- Намаз также нарушается тремя или более непрерывными движениями рук или ног, но не пальцами, не глазами или другими подобными частями тела, движение коих считается легким и незначительным.
- Но нужно учитывать и тот факт, что если человек чисто из забавы будет шевелить пальцем, или с намерением сделать много движений и приступить их совершать, намаз нарушается. Но следует заметить, что если он сделал эти движения не в одном, а в нескольких ракаатах, тогда намаз не нарушается.
- Например, если он в одном ракаате сделал два шага, во втором – два, в третьем – два и в четвертом тоже два, то намаз не нарушается. Намаз нарушается независимо от того, человек сделал много движений преднамеренно или случайно.
- Из вышесказанного следует, что два удара и два шага – это считается малыми движениями, а больше их считается непростительным и намаз нарушается. Один шаг – это когда человек выставляет вперёд ногу и так держит или переносит к ней вторую. Но а если он переносит ноги непрерывно одну за другой, то это считается как два шага.
Поднять руку от груди и положить на голову считается как одно движение, и так же считается, если протянуть и сразу же вернуть, почесавшись. Но если он сначала протянул руку вперёд и только потом положил на голову, тогда это засчитывается как два движения.
Намаз также нарушается, если совершающий его подпрыгнул, то есть отделился от земли полностью, всем телом.
Намаз также нарушается, если совершающий его преднамеренно проглотил то, что оставалось между зубами из пищи, и также если проглотит нечистую, смешанную с другой, чистой, примесью слюну.
Что делать, если чихнул во время чтения «Аль-Фатиха»?
Самым лучшим деянием раба перед Аллахом является своевременно и правильно совершенный намаз.
Зная последовательность исполнения рукнов (составляющих намаза), а также суннатов, которые дополняют молитву, мы также обязаны знать и те действия, которые могут стать причиной нарушения намаза.
Вопрос, касающийся как раз этой темы, задал Мухаммад-Халил из Хвартихуни:
«Обязан ли человек, который во время чтения «аль-Фатихи» в намазе чихнул или же зевнул повторить всю суру «Аль-Фатиха», или то место, в котором он чихнул или зевнул?» Ответ на него мы находим в книге Ахмада Бадави «Фатава Хвартихуни»:
مسألة كتبها العالم محمد خليل الخرتكني، وهي هذه، إذا عطس المصلي أو تثائب أثناء الفاتحة هل يجب عليه استئناف الفاتحة كلها أو الكلمة التي وقعتا فيها؟
أقول والله تعالى أعلم: يجب استئناف الفاتحة كلها أخذا من شرح «الروض» المسمى «أسنى المطالب» وحاشيته لأبي العباس أحمد الكبير الرملي الأنصاري، وعبارته: فإن عطس في أثناء الفاتحة فحمد الله استأنف القراءة. انتهى عبارته.
«Я скажу, Аллах знает лучше:
Обязательно следует обновить (повторить заново) всю суру «Аль-Фатиха», ссылаясь на комментарии к книге «Равза» под названием «Асналь Маталиб», и также ссылаясь на хашият (примечания) к книге «Асналь Маталиб», автором которой является Абуль Аббас Ахмад Кабир Рамли Аль-Ансари.
Текст из книги Имама Рамли:
«Если человек в намазе во время чтения «аль-Фатихи» чихнул и произнес «Алхамдулиллаh», пусть обновит все чтение».
قوله : فإن عطس فحمد الله استأنف من عطس بعد البسملة فقال: الحمد لله وأتم عليه بقية ألفاظ الفاتحة لم يجذه انتهي عبارته.
Слова из книги «Асналь Маталиб»:
«Если человек (во время чтения «аль-Фатихи») чихнул и произнес «Алхамдулиллаh», пусть обновит ее (прочтет вновь). Если после слов «Бисмиллягь» (во время чтения «аль-Фатихи») он чихнул и произнес «Алхамдулиллаh», затем закончил остальную часть суры, то (чтение суры) не считается».
وأخذا من عبارة «الروضة»: ولو أتى بتسبيح أو تهليل في أثنائها أو قرأ آية أخرى بطلت قرائته على الصحيح قل ذلك أم كثر… إلى أن قال : فإن الحمد عند العطاس مندوب وإن كان في الصلوة، ولو فعله قطع الموالات. ومثله في «فتح العلام».
Также текст из книги «Равза»:
« Если человек, находящийся в намазе, во время чтения суры «аль-Фатиха» произнесет тасбих, зикру или же прочитает какой-нибудь аят, будь то в малом количестве или в большом, по достоверному источнику, сура «аль-Фатиха» не засчитывается», до слов:
«Поистине, произношение слов «Алхамдулиллаh» после чихания является сунной, даже для того, кто находится в намазе, но это действие портит последовательность (рукнов намаза)».
Ислам и Семья
Намаз — это поклонение, которое заключается в чтении определённых текстов и совершении предписанных действий. Необходимо соблюдать ряд условий, чтобы богослужение было действительным и выполнялось по Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он говорил: «Совершайте намаз точно так же, как и я».
Поклонение становится недействительным (батыл), если нарушается или не выполняется одно из условий. На чистоту намаза также влияют некоторые фразы и действия. По мнению учёных, в вопросах богослужения слова «батыл» и «фасыд» имеют одинаковое значение.
Но, с точки зрения ханафитов, эти термины используются в разных значениях, когда речь идёт о купле-продаже, акте бракосочетания, торговых фирмах и представительствах.
Когда один из видов поклонения становится фасыд или батыл, его нужно совершить заново. Разговоры во время намаза, который начат с соблюдением всех шартов и рукнов, делают его недействительным.
Если во время намаза— намеренно, случайно или по забывчивости — произнести постороннюю фразу или звук, то богослужение считается нарушенным.
Сахаб Зайд ибн Аркам (радыяллаху анху) рассказывал: «Раньше во время намаза мы беседовали с рядом стоящими братьями, но затем Всевышний велел нам соблюдать тишину и запретил разговаривать: «Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы.
Стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», 2 / 238; Бухари, «аль-Амалу-фис-салят», 2; Муслим, «Масаджид», 35; Тирмизи, «Мавакыт», 180; Ахмад бин Ханбаль, 1 / 435, 4 / 368).
Муавия бин Хакам ас-Сулями вспоминал, что во время совершения намаза вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) один из присутствующих чихнул. Сахаб тут же сказал: «Йархамукаллах» (да окажет тебе Аллах Свою милость).
Все посмотрели на него и знаками велели замолчать. После окончания молитвы Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Некрасиво во время намаза говорить о мирском.
Намаз состоит из тасбихов, такбиров и чтения Корана» (Аш-Шавкани, «Найлуль-Автар», 2 / 314).
На основе этого хадиса алимы разработали правила, определяющие слова и фразы, которые можно считать разговором.
1) Намаз нарушается, если кто-то сказал чихнувшему «йархамукаллах» или «рахимакаллах» и тот ответил «Аминь». Если чихнувший произнесёт «йархамукаллах» самому себе, то богослужение не нарушается, так как в этом случае он никому не отвечает и ни к кому не обращается.
- 2) Стоны и плач из-за болезни или потери имущества, а также возгласы «ах», «уф», «ох» нарушают намаз. Но если от боли или мук звуки вырываются невольно, то молитва не нарушается, даже если они были членораздельными. Слёзы, рыдания и стоны из-за страха перед Аллахом или после поминания Рая и ада не нарушают намаз.
- 3) Намаз нарушается, если без уважительной причины закашлять так, что отчётливо будут слышны две буквы. Но самопроизвольный кашель не влияет на чистоту богослужения. По мнению алимов, намаз также не нарушается, если прокашляться, чтобы улучшить голос или сообщить имаму о допущенной им ошибке.
- 4) Если кто-то заплачет во время молитвы, проникнувшись чтением Корана, то следует обратить внимание на причину. Если плач вызван страхом перед Аллахом, то намаз не нарушается, но если слёзы вызваны проникновенным голосом имама, то намаз нарушается. Не вредит поклонению, если джамаат, вспомнив Рай или ад, воскликнет «баля» (так и есть) или «наам» (да).
- 5) Намаз нарушается, если джамаат, услышав плохую весть, воскликнет: «Которые, если их постигнет беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернёмся» (Сура «аль-Бакара», 2 / 156). Причина в том, что этот аят прочитан в ответ на произошедшие вне намаза события.
6) Намаз не нарушается, если для избавления от васвас и наущений шайтана воскликнуть: «Ля хауля ва ля куввата илля биллях», и если эти мысли связаны с ахиратом. Если думы имеют отношение к мирским делам, то намаз нарушается. Однако при этом считается, что «Ля хауля» произнесено из-за душевной боли.
7) Если человек во время молитвы услышит имя Аллаха и скажет в ответ «Ля иляха иляллах» (нет бога, кроме Аллаха) или «джалля джалялюху» (воистину, Он превыше всего), или, услышав имя Пророка, произнесёт салават, или же, подтверждая слова имама, скажет: «Садакаллахуль-азым» (Всевышний изрёк истину), то намаз нарушается. Но если выражения употреблены не для ответа кому-либо, а для восхваления Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), то богослужение не нарушается, так как выражение почтения перед Аллахом и произнесение салавата Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) не противоречат положениям намаза.
Если кто-то постучит в дверь или попросит разрешения войти в дом во время совершения богослужения, то человек в намазе может воскликнуть: «Альхамдулиллях», «Аллаху акбар» или «Субханаллах».
9) Не нарушает намаз чтение дуа, содержащихся в Коране и хадисах, например: «Аллахумма акримни» (О, Аллах, окажи нам милость), «Аллахумма ан’им алеййе» (О, Аллах, дай мне блага), «Аллахумма гфирли ва ли валидаййе ва лильмумина йавма йакумуль-хисаб» (О, Аллах, прости мои прегрешения, грехи моих родителей и всех мусульман в день Суда). Но молитвы, которых нет в Священной Книге и хадисах, делают богослужение недействительным, например: «Аллахуммагфир лиамми» (О, Аллах, прости моего дядю) или «Аллахуммагфир лихали (О Аллах, прости моего дядю по матери). Также нарушают также намаз дуа, похожие на повседневную речь людей, например, «Аллахумма ат’имни лахман» (О, Аллах, дай мне мяса), «Аллахумма акди дайни» (О, Аллах, выплати мои долги) и «Аллахумма рзукни завжатан» (О, Аллах, дай мне супругу).
10) Намаз нарушается, если вслух поздороваться с кем-либо, ответить на приветствие или пожать руку. При этом не имеет значения, сделано это было сознательно или по забывчивости. Но богослужение не нарушается, если ответить движением руки, кивком головы или движением глаз или бровей.
11) Поклонение считается недействительным, если совершающий намаз выполнит приказание подвинуться вперёд или уступить место», так как он подчинился воле людей, а не Аллаха. Если молящийся сам уступил место, то его намаз не нарушается.
12) Чтение какой-либо надписи и стремление её понять не нарушает намаз, но в то же время считается макрух.
По мнению Абу Ханифы, чтение аятов по книге делает богослужение недействительным, так как ношение Корана, чтение текста и переворачивание страниц относится к амалю касир — многочисленным действиям, нарушающим намаз. Но Абу Юсуф и имам Мухаммад полагают, что поклонение не нарушается, а считается макрух.
Причина в том, что чтение по книге во время молитвы характерно для других религиозных конфессий (Аль-Касани, 1 / 220—242; Ибн Хумам, «Фатхуль-Кадир», 1 / 280—285; Ибн Абидин, 1 / 574; Аз-Зухайли, 2 / 6; Бильмен, стр. 231, 232).
13) Джамаат должен поправить имама, если он ошибётся во время кыраата или будет читать неуверенно.
При этом не нужно спешить, ведь нежелательно поправлять имама сразу в тот момент, когда он начал запинаться. Но считается макрух, если имам, в свою очередь, станет ждать, когда его поправят.
Если он прочитал необходимое для действительности намаза число аятов, лучше выполнить рукуу или перейти к другому аяту.
Намаз джамаата, который поправил ошибку имама после того, как он перешёл к другому аяту, становится недействительным. Если имам последует за ними, то нарушится и его богослужение, так как верующие стали подсказывать ему без всякой необходимости, а он поступил согласно подсказке.
Мисвар ибн Язид аль-Макки (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) возглавлял намаз и случайно не прочитал один аят, а сразу перешёл к другому. Один сподвижник заметил: «О, Расулюллах, вы пропустили некоторые аяты». Тогда он воскликнул: «Лучше бы вы сразу предупредили меня об этом» (Ахмад бин Ханбаль, 4 / 74; Аш-Шавкани, 2 / 322).
Хадис, который передал благочестивый Умар (радыяллаху анху), указывает на позволение поправлять ошибки при кыраате: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) возглавлял намаз и вдруг запнулся на одном аяте.
После богослужения он обратился к моему отцу с вопросом: «Разве тебя не было вместе с нами на намазе?» Когда мой отец ответил утвердительно, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда что удержало тебя? Разве ты не мог напомнить тот момент, на котором я запнулся?» (Аш-Шавкани, 2 / 322).
Если верующий поправит чтение Корана у постороннего человека, а не имама, то его намаз нарушится, так как это считается обучением и амалю касир. Но если же он индивидуально прочитает аят для кыраата, а не для поправки совершающего намаз чужого имама и в результате тот исправит своё чтение, то намаз этого человека не нарушается.
Нужно ли чихнувшему во время намаза, говорить «альхамдулиллях»? — Исламская цивилизация
Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджжида islam-qa.com.
Вопрос: Нужно ли мне говорить «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху), если я чихнул во время намаза?
Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху.
Для того, кто чихнул в молитве узаконено шариатом воздать хвалу Всевышнему Аллаху. И нет разницы обязательная это молитва или дополнительная. Об этом сказали большинство ученых из числа сподвижников и их последователей, в частности, это мнение имама Малика, Аш-Шафии и Ахмада.
- Между ними есть разногласие, произносить ли это вслух или про себя. И будет правильно, по мнению ученых и мазхаба имама Ахмада, что он произносит это вслух, но так, чтобы слышал только он и не помешал другим молящимся и не запутывал их.
- На это имеются общие указания из хадиса, который передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то из вас чихнет, то пусть скажет «Альхамдулиллях»» (хадис передал Аль-Бухари).
- Это так же подтверждается хадисом, передаваемым от Рифа’ бин Рафи’а, да будет доволен им Аллах: «Я молился позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и чихнул, а затем произнес: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многократная, благая, благословенная? [благословенная, какую любит наш Господь, и какой Он доволен]».
- Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, закончил молиться, он спросил: «Кто сказал это в молитве?» Никто не ответил ему. Он спросил это трижды, и я ответил: «Я о, Посланник Аллаха». Он спросил: «Как ты сказал?».
Я ответил: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многократная, благая, благословенная, [благословенная, какую любит наш Господь, и какой Он доволен]». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, я увидел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым».
Хадис передали Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ан-Насаи. Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, также его передал со слов Ат-Тирмизи Аль-Хафиз в своей книге «Ат-Тахзиб» и назвал его достоверным.
Аль-Бухари использовал его в своем сборнике, но не упомянул о том, что он произнес это во время чихания, а сказал это после поднятия с поясного поклона и отнес это к тому, что он чихнул во время поднятия с поясного поклона и сказал. Однако он произнес это по причине чихания. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подтвердил законность таких слов и не высказал ему своего порицания. Это указывает на узаконенность шариатом данного действия в молитве.
Но тому, кто услышал, как чихнувший произнес «Альхамдулиллях» нельзя отвечать ему, потому что это речь людей, которая запрещена в молитве. Установлено Пророком, мир ему и благословение Аллаха, что он порицал того, кто отвечает чихнувшему в молитве.
Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Поистине – это молитва, и в ней не допускаются людские разговоры, напротив, это тасбих (произнесение Субханаллах), такбир (возвеличивание, произнося Аллаху акбар) и чтение Корана» (Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи).
Успех лишь от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку, его семье и сподвижникам.
Постоянный комитет по вопросам научных исследований и фетв.
Шейх Абдульазиз бин Абдуллах бин Баз, шейх Абдульазиз Али Аш-Шейх, шейх Солих бин Фаузан Аль-Фаузан, шейх Бакр бин Абдуллах Абу Зайд.