Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Воистину, праведники пьют из чаши напиток, настоянный на камфаре, из источника, из которого пьют рабы Аллаха и который льётся, не иссякая.
Они верны своим обетам и страшатся дня, бедствия которого простираются повсюду.
Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, и говорят: «Мы даём пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности»».
Дорогие братья! Исламское общество – это одна семья и одно тело, и мусульмане в этом обществе подобны органам этого тела: когда один орган чувствует боль, то болит всё тело.
Приведённый Пророком (мир ему и благословение) пример лучше всего отображает состояние исламского общества в наше время, благополучие которого зависит от благополучия всех членов этого общества.
Когда беда касается одного из них, то благополучие всего тела находится в опасности, и спокойствие всего тела нарушается. Таким образом, все мусульмане – братья.
Взаимопомощь, милостыня (садака)…
Отношение между ними строятся на основе исламских ценностей и высоких моральных качеств, а не только на основе материальных благ.
- Поэтому мы принимаем ислам с его принципами и нормами, предписывающими взаимопомощь мусульман. Ислам велит помогать нуждающимся, бедным и призывает заботиться о слабых, вдовах и сиротах, а также ислам остерегает от невнимания к ним.
- Когда мусульманин впадает в нужду, к нему торопятся его братья и соседи с помощью и поддержкой.
- Он чувствует своё место среди людей, их заботу, радуется, что они стоят рядом, и таким образом, укрепляются узы любви и братства мусульман, а мусульманское общество крепнет и сплачивается.
- Также взаимопомощь мусульман оберегает общество от смуты, потрясений и революций, творимых бедными и обездоленными, не получающими помощи от общества, потому что нередко нужда толкает их на преступления, попирание чужих прав и присвоение их имущества.
- Это влияет на спокойствие общества и его благополучие. Поэтому, дорогие братья, истинный ислам разъяснил нам достоинство взаимопомощи и утешения брата мусульманина и призывает к помощи бедным и обездоленным.
Имам аль-Бухари приводит от ибн Умара изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Мусульманин брат мусульманину, он не угнетает его и не бросает его. Кто помогает брату в нужде, тому Аллах будет помогать в его нужде.
А кто избавит мусульманина от беды, Аллах избавит его от одной из тягот Судного дня, а кто покроет мусульманина, покроет того Аллах в Судный день!»
Ислам приравнял помощь вдовам и обездоленным к одним из великих поступков и поклонению. Имамы Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Пророка (мир ему и благословение): «3аботящийся о вдовах и бедных, подобен борцу за веру на пути Аллаха».
Почтенный Шариат велел нам заботиться о тех людях, которые не обращаются за помощью, которых невежды считают богатыми из-за того, что они не просят, ведь они знают только их внешнюю сторону. Шариат велит нам искать таких и обращать на них внимание.
Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Бедный – это не тот, кто обходит людей, которому достаётся кусок или два куска, финик или два финика.
Истинный бедняк это тот, который не находит достаточного ему пропитания, не хитрит, чтобы получить милостыню и не идёт просить у людей».
Что касается сирот мусульман, у которых нет попечителей или тех, кто содержал бы их, то, воистину, забота о них возвышает человека и даёт ему возможность получить соседство с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в Раю.
Имам Муслим приводит хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что попечитель сирот и он (Пророк (мир ему и благословение)) будут близки друг к другу в Раю (и показал указательный и большой пальцы своей руки)».
- Дорогие братья – мусульмане! Когда ашариты (то есть племя Абу Муса Ашари) выходили на джихад на пути Аллаха, и их запас уменьшался, или подходил к концу, или же кончалась еда их семейств в городе, они собирали то, что у них есть в одну одежду, а потом делили это поровну.
- Когда это дошло до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он похвалил их и велел брать с них пример. И Пророк (мир ему и благословение) сказал о них, что путь их – мой путь, и поступок этот – из поступков моей религии.
- И даже в обычных условиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел нам обмениваться пищей и заботиться о соседях и близких, поскольку это приводит к сплочённости и любви.
Имам Муслим приводит хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «О Абу Зарр, когда ты сваришь похлёбку, то добавь в неё воды и пригласи соседей».
‘Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что когда они зарезали овцу, Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Сколько осталось от неё?» – Я сказала: «От неё осталась только лопатка». Он сказал: «Осталось всё, кроме лопатки».
То есть нам осталось вознаграждение за то, что мы раздали из этой овцы, кроме лопатки, которую мы оставили для себя.
Братья мусульмане, за милостыню может быть разное вознаграждение. Одним из вознаграждений за садака является защита имущества и излечение больных.
Аль-Хатиб и ат-Табарани приводят хадис от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Защищайте ваше имущество закятом и лечите ваших больных милостыней, а к беде приготовьте ду‘а». Я слышал рассказ одного алима: К нему пришёл юноша и сказал, что болезнь его сестры отчаяла врачей.
«Есть ли что-нибудь, что поможет ей?», – спросил он. Алим ответил ему: «Поистине, Всевышний Аллах предопределил жизни сроки. Однако в хадисе сообщается, что садака помогает, если угодно Аллаху. Так дайте в качестве милостыни столько, сколько вы потратили на её лечение». Юноша ему сказал: «Я не знаю никого, кому я мог бы отдать эту милостыню.
О, если бы ты взял её и отдал тому, кто достоин этого». Алим взял эту милостыню и отдал нуждающемуся праведнику и попросил его сделать ду‘а за того, кто её дал. И праведник помолился за сестру, и вскоре юноша пришёл к алиму, благодаря его и радуя вестью о её излечении.
Дорогие братья!
- Иногда милостыня (саадака) бывает лучше пред Аллахом, когда она попадает в руки нуждающегося, чем хадж и умра. Имам ибн Касир говорит: «Имам Абдуллах ибн Мубарак отправился на хадж и, проходя мимо какого-то города, в их караване умерла птица, и он велел выбросить её на свалку.
- Его спутники шли впереди, а он чуть приотстал. Проходя мимо свалки, он увидел девочку, которая вышла из дома неподалёку, взяла эту мёртвую птицу и поспешила домой. Абдуллах ибн Мубарак подошёл к их дому и спросил, почему она взяла эту мёртвую птицу. Застеснявшись, она сказала: «Здесь живём я и моя мать.
- У нас нет ничего, кроме этого покрывала, а едой нам служит только то, что бросают на эту свалку. У нас был отец, но он скончался. У нас нет ничего из еды». Услышав это, ибн Мубарак расплакался. Он велел вернуть поклажи и провизию, приготовленные для хаджа, и спросил своего управляющего: «Сколько у тебя денег?».
Тот ответил: «Тысяча динаров» (четыре с лишним килограмма золота). Ибн Мубарак сказал: «Оставь нам двадцать динаров, которые нам достаточны для возвращения, а оставшиеся отдай этой женщине. Клянусь Аллахом, она доставила мне страдание своим горем. Это лучше пред Аллахом, чем наш хадж в этом году».
И они с караваном вернулись домой, не совершив хадж.
Некий человек пришёл к имаму Зуннун аль-Мисри, который был великим праведником, и спросил его: «У меня есть сто дирхамов, совершить ли мне хадж на эти деньги или раздать милостыню?».
Зуннун спросил его: «Совершил ли ты обязательный хадж?» Тот ответил: «Да». Зуннун сказал: «Если ты разделишь их на десять бедных семей и каждой из них дашь по десять дирхамов, это будет лучше тебе, чем дополнительный хадж.
Если хочешь, послушай меня». Этот человек так и поступил.
В нашей умме были праведники, которые раздавали лучшее своё имущество, отвечая на слова Господа: «Не достигнете вы праведности, пока не потратите из того, что вы любите, желая вознаграждения Аллаха».
Говорится, что во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), людей коснулась засуха. Стало совсем тяжко, и они пожаловались халифу. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал им: «Терпите, может быть, Аллах избавит вас от этого горя».
- К концу дня в городе узнали, что из Шама пришел караван ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) с мукой, маслом и изюмом. Когда рассвело, караван направился к дверям ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), и он их завёл в дом. К нему подошли купцы, чтобы купить этот товар. Он спросил их: «Сколько вы мне заплатите?».
- Они сказали: «Один дирхам к двум». Он им сказал: «Мне дали больше». Они решили дать четыре. Он сказал, что ему дали больше. Потом они спросили: «О Абу Амр, ведь в городе нет торговцев, кроме нас, и никто из торговцев не опередил нас, кто же дал тебе больше?».
- Он ответил: «Аллах дал мне за каждый дирхам десять, сможете ли вы дать мне больше?». Они сказали: «Нет». Он сказал: «Воистину, Аллах – свидетель, всё, что в этом караване, я раздаю как милостыню бедным».
- Также желательно, братья, кто хочет давать милостыню (саадака), делать это за родителей. Им будет такое же вознаграждение, как тому, кто совершает пожертвование.
Ибн Асакир приводит от Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Почему бы одному из вас не раздать милостыню ради Аллаха и сделать её за родителей, если они были мусульмане? И родителям будет вознаграждение, и ему столько, сколько и им».
Достоинство, а не попрошайничество
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел некий мединский мусульманин и попросил дать что‑нибудь из имущества или еды. Посланник Аллаха спросил у него:
— Нет ли у тебя чего-нибудь дома?
— У меня дома есть кувшин и покрывало, на одной половине которого я сплю, а другой укрываюсь, — ответил он.
— Иди и принеси их мне.
Этот человек принес их, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:
— Кто это купит у меня?
Один из мусульман ответил:
— О Посланник Аллаха, я куплю это за один дирхем.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
— Есть тот, кто дал бы больше?
Другой мусульманин ответил:
— Я дам за это два дирхема.
Пророк (мир ему и благословение) продал эти вещи, а деньги передал бедняку из Медины, сказав ему:
— На один дирхем купи себе еды, а на другой купи топор и принеси его мне.
Когда бедняк принес топор, Пророк (мир ему и благословение) своими руками приделал к нему топорище.
— Иди, руби дрова и продавай их. И чтобы я пятнадцать дней здесь тебя не видел.
Этот человек пришел через пятнадцать дней. Он успел заработать 10 дирхемов, купив на одну часть денег еды, а на другую — одежду. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
— Это лучше для тебя, чем быть в Судный день с клеймом попрошайки на лице (Абу Дауд).
Каждый человек, богатый или бедный, обладает достоинством, которое дано ему Всевышним, ибо в Коране сказано:
По мнению таких ученых, как Аш‑Шаукани и Аль‑Кардави, аль‑ирд (честь, достоинство) настолько важно, что его защита является одной из высших целей исламского шариата.
Особенно важно помнить об уважении чести и достоинства, когда подаешь милостыню. Слово милостыня само по себе может иметь негативный оттенок, подразумевая беспомощность и униженность того, кто зависит от помощи окружающих. Однако Всевышний Аллах напоминает, чтобы мы не считали тех, кому помогаем, ниже нас:
По сути, нам сказано, что милостыня — вовсе не благодеяние по отношению к нуждающемуся, поскольку тот имеет право на часть имущества богатых, и мы, со своей стороны, обязаны это право соблюдать. Недаром Коран призывает нас быть теми, «в имуществах которых известное право для просящего и лишенного» (Коран, 70:24‒25).
Мы подсознательно понимаем, что просить милостыню — дело не самое достойное. Только представьте, как унизительно день ото дня жить на подаяние, осознавая, что просто не имеешь выбора. Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом:
Вместо этого Посланник (мир ему и благословение) поощрял мусульман зарабатывать себе на жизнь своим трудом:
Поэтому, если мы из тех, кто «желает брату того же, чего желает себе» (Аль‑Бухари), нам должно быть ненавистно созерцание того, как бедность лишает человека достоинства. Мы должны чувствовать себя обязанными сделать все, чтобы помочь нуждающемуся выйти из этого положения.
- Нас постоянно призывают жертвовать на продовольствие, воду, помощь сиротам, но все это не может облегчить участи неимущих больше, чем на неделю-две, а в итоге бедность не исчезает, и целые общины привыкают жить за счет благотворительности.
- Бремя милостыни лежит не только на мусульманских благотворительных организациях, но и на отдельных мусульманах и умме, которая преемлет подобные призывы, не подвергая критике сам подход. Машаллах, неисчерпаемая щедрость мусульман достойна всяческих похвал.
- Последний опрос, проведенный, например, в Великобритании, показал, что британские мусульмане являются самыми щедрыми жертвователями по сравнению с другими религиозными общинами и нерелигиозной частью населения.
- Но, только представьте, как много пользы могли бы принести наши пожертвования, если бы их использовали более рационально.
- Как видим из хадиса, приведенного вначале, Пророк (мир ему и благословение) смог избавить от бедности целую семью с помощью всего двух дирхемов. Если мы действительно хотим воплотить такую же модель благотворительности — модель, которая уважает честь и достоинство человека даже не в лучшие для него времена — то нам необходимо сделать следующее:
1. Понять суть исламского учения о благотворительности. Когда мы слышим, что «лучшее из деяний — накормить бедного…» (Аль‑Бухари) и «кто поддержит сироту, будет в раю ближе всех к Пророку» (Аль‑Бухари), мы должны сознавать, что цель благотворительности — не собственно милостыня, но ее результат: мы помогаем людям получить хлеб насущный.
Помочь вдове основать небольшое дело, чтобы прокормить детей — это так же похвально, как выделение ей ежемесячного содержания. И когда Пророк (мир ему и благословение) помогал человеку заработать на жизнь, он давал ему шанс прокормить семью — точно так же, как если бы он дал ему мяса.
На самом деле длительный характер такого рода поддержки делает ее «непрерывной милостыней» (садака джария) — всячески одобряемым деянием.
2. Узнать, как к милостыне относились пророки.
Все мы знаем одни и те же хадисы о том, как важно накормить бедного и не скупиться на пожертвования, но хадис, приведенный в начале статьи, я услышал впервые совсем недавно! Коран также рассказывает нам, как пророк Юсуф (мир ему) советовал египтянам в урожайные годы сохранять часть зерна на случай возможной засухи (Коран, 12:46‒48). Это может служить уроком для целых стран, где часто происходят всевозможные природные катаклизмы: им следует готовиться к ним заранее, а не просить помощи за рубежом, когда разразится бедствие.
3. Думать не о себе, а о тех, кому помогаешь. Ислам учит, что милостыня не только приносит пользу другим, но обеспечивает нам награду и очищает наше имущество.
Однако было бы слишком просто думать только о собственной выгоде, о том, что «внес свою лепту», и не думать о позитивном или негативном влиянии милостыни на тех, кому она предназначается.
Конечно, нам следует признавать духовные преимущества милостыни и размышлять над ними, но также стоит уделить какое-то время изучению работы разных благотворительных организаций, чтобы сознательно принять решение, какой из них жертвовать.
В конце концов, мы, иншааллах, в любом случае получим награду за искреннюю милостыню с наилучшими побуждениями. Но нам обещано двойное вознаграждение, если мы избавим кого-нибудь от бедности и вытащим из порочного круга материальной зависимости!
На наших плечах лежит огромная ответственность. Усман ибн Аффан однажды сказал:
«Если к вам пришел бедный и нуждающийся, знайте, что Господь почтил вас сверх меры».
Надеюсь и молюсь, что с помощью размышлений и осознанной милостыни мы все сможем соблюсти «право просящего и лишенного» и способствовать восстановлению, а не падению их достоинства.
Можно ли давать милостыню за умершего? « Кораника
Можно ли давать милостыню за умершего?
Вопрос: По традиции в исламе принято, после смерти человека, раздавать от его имени милостыню и делать другие добрые дела… Является ли это правельным по Корану?
Ответ: Аллах в Коране говорит так:
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите (то, что ближе вашему сердцу). И что бы вы не расходовали, Аллах знает обо всем» (3/92).
Как видим, Аллах указывает на благочестие, которое человек может обрести, если станет расходовать на этом пути всё лучшее из того, что имеется у него. Расходовать имущество, давать милостыню или делать любое другое доброе дело на пути Аллаха от сердца – это высшее благочестие, которое высоко оценивает Аллах. К этому благочестию и призывает Аллах человека…
Следующий аят развивает тему:
- «Расходуйте из того, чем мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (63/10).
- Как видим, аят прямо отвечает на вопрос о том, как и кому раздавать милостыню и можно ли делать это за человека после его смерти? Подчеркнем! Аллах говорит так: «Расходуйте из того, чем мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть…». Разве не понятно, о чем Он говорит?! И после смерти никто уже ничего раздать не сможет. А кто станет делать это за умершего, сделает это уже от своего имени. И благоденияние заслужит не умерший, а заслужит он сам.
- Но человек, опять же, будет просить Аллаха о том, чтобы он предоставил ему эту возможность заслужить благочестие Аллаха. И скажет так, повторим: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню..». Не представит Аллах такой рассрочки! Ее у него нет! Смерть – это конец пути!..
Была целая жизнь впереди! И человек понимает, что не сделал того, что надо.
А теперь просит отсрочить ему… Можно ли одной отсрочкой добиться того, что надо делать каждый день и всю жизнь?! Или одной милостыней «в отсрочку от смерти» покрыть всё то доброе, для которого Аллахом была отведена вся жизнь?! Потому Он и не дает этой отстрочки!..
А еще человек рассчитывает на то, чтобы быть праведником (салихом). – «И стану одним из праведников». – Праведником может стать любой человек при условии приведения в исполнение предписаний Аллаха. Ничего особого для этого не нужно. Вся речь опять же в том, что «по отстрочке» им, праведником не стать. Ну, никак! Это – задача всей человеческой жизни!..
Люди совсем не знают Аллаха и его предписаний, дарованных им в его ниспослании, если они думают «одним махом» решить задачи целой жизни. И это имеет смысл напоминать им… И они сами должны стремиться к тому, чтобы понять это…
Аллах говорит так:
- «Они (неверующие, кяфиры) удерживают других от него (прямого пути), и сами сторонятся его, однако они губят только самих себя, не ощущая (этого). Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед огнем (ада). Они скажут: «О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!».
- О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они – лжецы. Они говорят: «Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены» (6/26-29).
Хадис: «Просить милостыню допустимо только в трех случаях..»
Передается от Анаса ибн Малика (Да будет доволен им Аллах):
«Как-то один из бедняков, придя к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), стал просить помощи. Пророк Аллаха спросил его: «Нет ли у тебя дома чего-нибудь?» Человек ответил: «Есть покрывало, половину которого мы стелим под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк велел ему: «Иди и принеси их мне».
Тот пошел и принес. Пророк обратился к сахабам: «Кто из вас купит эти вещи?» Один из присутствующих сказал: «Я их куплю за один дирхам». Пророк ответил: «Кто может дать больше?» Другой мусульманин сказал: «Я дам за эти вещи два дирхама».
Пророк отдал вещи второму и обратился к нищему: «На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда». Когда тот все исполнил, Пророк лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: «Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке.
И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!» Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 15 дирхамов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую купил одежду.
Пророк сказал ему на это: «Просить милостыню допустимо только в трех случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть, тем, кто не может выбраться из долгов, и тем, у кого есть кровный долг, или больной человек, который не может излечиться и мучается». (Аль-Бейхаки, хадис № 12 229).
Этот хадис передали Ахмад 3/114, Абу Дауд 1641, Ибн Маджах 2198, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Ахадис аль-мухтара» 2/146 и аль-Байхакъи 7/25. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1780, «Мушкилятуль-факър» 41, «Ирвауль-гъалиль» 867, «Мишкат аль-масабих» 1851.
Иснад этого хадиса является слабым. В нём присутствует Абу Бакр аль-Ханафи, который является неизвестным, о чём сказал аз-Захаби. Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Его положение неизвестно».
А в «ат-Тальхис» (237) он сказал: «Слабым его назвал Ибн аль-Къаттан из-за неизвестности положения Абу Бакра аль-Ханафи и процитировал аль-Бухари, что он сказал: “Его хадисы недостоверные”». См.
«Да’иф Аби Дауд» 2/126, «Ирвауль-гъалиль» 3/371.
ВаЛлаху а’лям!
Небольшое дополнение к этому хадису.
Последняя часть этого хадиса:
«Просить милостыню допустимо только в трех случаях: …», является достоверной в силу существования других хадисов, о чём сказал шейх Машхур в своём издании книги «Сунан Абу Дауд».
В книге «Танбийхат аль-малийха», где приводятся хадисы относительно которых пересмотрел своё мнение шейх аль-Албани, сказано, что он пересмотрел мнение о нем и посчитал его достоверным в «Сахих ат-Таргъиб» (827).
В итоге, как сказано выше, достоверной является последняя часть этого хадиса, а остальной рассказ — слабым.
Взаимоотношения с немусульманами
Вопрос: Дозволено ли принимать участие в похоронах соседа-немусульманина?
Ответ: Если участники похорон не питают к мусульманам и Исламу враждe, то в этом нет никаких проблем. Но будет лучше идти не впереди гроба, а за ним.
Вопрос: Дозволено ли входить в мечети или места поклонений мусульман людям Писания и кяфирам? Если это дозволено, то обязаны ли мы требовать, чтобы женщины при этом надевали хиджаб?
Ответ: Согласно предосторожности, им запрещено входить в мечети. Однако им можно входить в места поклонения и иные места. Если вхождение в эти места женщин без хиджаба станет причиной проявления неуважения, то следует требовать, чтобы они надели хиджаб.
Вопрос: Дозволено ли давать милостыню нуждающимся людям Писания или же кяфирам? Получит ли за свой поступок саваб человек, дающий милостыню?
Ответ: Нет никаких проблем, если милостыня будет отдана лицу, не питающему вражду к истине и сторонникам истины. Человек, дающий милостыню, заслужит за свой поступок саваб.
Вопрос: В европейских школах учителя обычно не являются приверженцами какой-либо религии и в присутствии учеников отрицают существование Аллаха. Разрешается ли ученикам-мусульманам обучаться в таких школах, учитывая, что они могут попасть под влияние учителей?
Ответ: Не разрешается. Опекун ребенка несет полную ответственность в этом вопросе.
Вопрос: Можно ли в немусульманских странах усаживаться за стол, где наряду с блюдами находится и спиртное? Можно ли просто сидеть за таким столом с целью решения своих дел?
Ответ: Усаживаться за стол, на котором есть водка или иные спиртные напитки, даже с целью решения своих дел, согласно предосторожности, запрещено.
Вопрос: Разрешается ли брать кредиты в немусульманских банках и компаниях?
Ответ: Брать в долг, не имея целью кредит, из банков и иных предприятий, которые финансируются немусульманами, разрешено. Дозволено использовать эти деньги, не обращаясь к шариатскому судье.
Вопрос: Разрешается ли в Благословенный месяц Рамазан продавать еду немусульманам?
Ответ: Если это деяние не будет считаться проявлением неуважения к Благословенному месяцу, то дозволено.
Вопрос: Разрешается ли красть или же уничтожать общее или же частное имущество немусульман?
Ответ: Мусульманин ответственен за вверенное ему имущество, даже если это сделал кяфир, иные действия ему запрещены. Мусульманин обязан сохранить вверенное ему имущество и вернуть владельцу.
Если кто-то работает продавцом или же бухгалтером в торговом центре, то ему запрещено предавать интересы владельца и присваивать что-то, вверенное ему. Запрещено что-то красть или же уничтожать из общего или частного имущества немусульман.
Даже если это воровство не набросит тень на мусульман и Ислам, запрещено, так как считается предательством и нарушением условий миграционного договора, заключаемого при въезде в страну для их проживания там или же предоставления приюта.
Потому что нарушение договора и предательство является грехом в отношении любого человека, вне зависимости от гражданства и вероисповедания.
Вопрос: Если перевозка тела умершего мусульманина в мусульманскую страну требует слишком больших затрат, то разрешается ли похоронить его на кладбище, принадлежащем христианам или же иудеям?
Ответ: Без возникновения крайней нужды мусульманина запрещено хоронить на немусульманском кладбище.
Вопрос: Средства, вложенные в депозитные счета в местных и зарубежных банках, замораживаются сроком на 1 год. Мы заранее знаем, что банк назначает доход в 10% и более. С увеличением срока увеличивается и процентный доход, доходя до 14%. Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному вопросу.
Ответ: Если капитал банка принадлежит немусульманам, то, даже с условием получения прибыли, дозволено вкладывать туда деньги, и полученная вкладчиком прибыль является дозволенной.
Если капитал банка принадлежит мусульманам или же компаньонам мусульман, являющихся немусульманами, то разрешается вкладывать туда деньги без условия получения прибыли. Нет никаких проблем, если вкладчик заранее будет знать, что банк предоставит ему прибыль.
Если получит доход, разрешается потратить половину этой суммы, с условием предоставления другой половины беднякам, выполняющим религиозные предписания.
Вопрос: Разрешается ли поздравлять немусульман в связи с их праздниками, например, с Новым годом?
Ответ: Разрешается поздравлять христиан и иудеев, а также кяфиров в связи с отмечаемыми ими праздниками, например, Рождеством Его Светлости Исы (а) и Пасхой.
Вопрос: Дозволено ли проявлять любовь к соседу или же компаньону, которые не являются мусульманами?
Ответ: Если словами и поступками не проявляет вражду к мусульманам и Исламу, то устанавливать с ними добрые отношения, проявлять к ним милосердие, уважение и любовь разрешено.
Всевышний Аллах велел: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ.
Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «Мумтахана», аят 8).
Вопрос: Разрешается ли водить дружбу с немусульманами?
Ответ: Мусульманину дозволено дружить с немусульманином, иметь с ним искренние взаимоотношения, а также они могут оказывать друг другу взаимную помощь для решения возникающих мирских проблем.
Всевышний Аллах велел: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ.
Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «Мумтахана», аят 8). Если подобная дружба будет установлена в надлежащем виде, то сосед, путник, компаньон, являющиеся немусульманами, могут подробнее узнать о ценностях и канонах Ислама, и у них сформируется более верное отношение к данной религии.
Его Светлость Мухаммад (с) сказал имаму Али (а): «Если Аллах твоим посредством направит на верную стезю одного Своего раба, то для тебя это превыше всего, что освещает Солнце от Востока до Запада».
Первый мусульманский благотворительный магазин «Дом Доброты»
Давайте честно спросим себя: какое состояние мы испытываем чаще всего – благодарим Всевышнего за то, что мы здоровы, имеем возможность свободно передвигаться, видеть, слышать, работать, мы не прикованы к постели; у нас каждый день есть еда и крыша над головой? Или мы считаем эти блага сами собой разумеющимися и высказываем недовольство – почему у нас до сих пор нет какой-то модной одежды, новых гаджетов, у нас маленькая зарплата, недостаточно вкусная еда?
- Чтобы понять, какие мы все-таки счастливые, достаточно внимательно оглянуться вокруг – сколько людей живет на грани нищеты, подчас не имея элементарной еды и одежды, не зная, чем заплатить за жилье, и, если вдруг кто-то из них или их близких заболевает, у них нет средств оплатить необходимое лечение.
- Слава Богу, что среди нас есть люди, которые не забывают о том, что не всем в жизни одинаково повезло, и поэтому стараются по мере сил облегчить жизнь больным и нуждающимся. В частности, два таких неравнодушных человека — это московские мусульманки – Лейла и Ирина, которые несколько месяцев назад создали в Москве первый благотворительный магазин «Дом Доброты».
- В магазин «Дом Доброты» все желающие могут безвозмездно отдать новую, либо поношенную, но в очень хорошем состоянии одежду (а также аксессуары или косметику). Хозяйки магазина продают эти вещи, а на вырученные деньги покупают продукты и лекарства для нуждающихся людей (либо помогают семье тяжело больного человека оплатить дорогостоящее лечение).
Мы побеседовали с одним из авторов этого проекта, русской мусульманкой Ириной Консол, которая рассказала о работе благотворительного магазина «Дом Доброты».
Первый вопрос у нас традиционный: с чего началась ваша работа, кому первому пришла в голову идея создать такой магазин?
Так получилось, что эта идея — организовать благотворительный магазин – посетила нас с моей подругой Лейлой одновременно. Мне хотелось открыть благотворительный магазин, а Лейла предложила открыть именно мусульманский магазин – с мусульманской одеждой и товарами для мусульман. И когда мы поняли, что нам хочется практически одного и того же, мы решили, что действительно нужно этим заняться.
Для магазина мы арендовали помещение в торговом центре «Баракат» — который недавно открылся на юге Москвы – очень удобно, что это именно мусульманский торговый центр, здесь много мусульманских магазинов.
Каков принцип работы вашей организации?
Обычные люди – мусульмане и даже иногда немусульмане – прочитав объявление о нас в социальных сетях, безвозмездно отдают нам одежду и различные вещи.
- Мы сами также выходим на мусульманские магазины или мусульманских дизайнеров, которые согласны пожертвовать нам одежду или аксессуары – из старой коллекции, допустим, или то, что они не смогли продать у себя.
- К примеру, недавно одна дизайнер передала нам несколько хороших сумок из своей старой коллекции – правда, в них был небольшой брак, но мы его быстро устранили и смогли продать эти вещи.
- На данный момент это для нас самый оптимальный вариант – брать именно качественные вещи, которые можно продать.
- Недавно одна женская мусульманская организация устроила для нас сбор вещей – которые мы потом забрали. Но это были совсем уже подержанные вещи, которые продать нельзя. Поэтому мы постоянно подчеркиваем людям, чтобы нам приносили вещи, которые можно продать.
- У нас нет приемного пункта для сбора вещей – нам негде их хранить, у нас нет для этого отдельных сотрудников. Мы, разумеется, не только продаем вещи, мы бесплатно раздаем какие-то вещи нуждающимся – те вещи, которые мы не продали.
Но нам нужно зарабатывать деньги, которые мы затем сможем использовать для помощи нуждающимся.
И что происходит дальше – как вы конкретно распоряжаетесь заработанными деньгами?
Мы покрываем свои расходы – нам нужно оплачивать аренду помещения и платить зарплату продавцу. Сами мы (организаторы) себе ничего из полученных денег не берем, работаем безвозмездно.
Из оставшихся денег мы организовываем определенную помощь. К нам периодически обращаются люди за помощью: мы покупаем им продукты или лекарства, разумеется, исходя из наших возможностей. Очень не хочется бывает кому-то отказывать – но не всегда можно помочь.
- Мы всегда отчитываемся перед нашими благотворителями – на какую конкретно сумму и что было куплено, поэтому мы стараемся проверять, действительно ли человек нуждается в помощи. К сожалению, у нас пока что маленькая благотворительная организация, поэтому пока что мы можем помогать людям только небольшими суммами.
- Отдельный вид нашей деятельности – это проведение благотворительных аукционов. Мы договариваемся с дизайнерами, которые могут безвозмездно отдать нам какую-то очень хорошую, качественную вещь (платье, сумку, набор украшений).
- Затем мы проводим аукцион ы — либо вживую, в определенные дни в ТДЦ «Баракят», либо среди наших подписчиков в соцсетях – кто предложит как можно большую сумму за эту вещь.
- Так что если кто-то хочет таким образом помочь нуждающимся — а также приобрести красивые фирменные вещи, следите за новостями на наших страничках в соцсетях.
Вот недавно мы провели аукцион – разыгрывали фирменное платье – помогали одной женщине оплатить операцию на глаза. Операция на днях состоялась – семья этой женщины отдала за нее большую сумму денег (больше 120 тысяч), которую они взяли в долг.
Это очень бедная семья, они действительно нуждаются, так что мы хотим помочь им покрыть этот долг. Перед этим мы проводили аукцион в пользу Рамазана Курбаналиева – у него онкологическое заболевание, нужен курс химиотерапии, дорогая операция.
Мы не смогли, конечно, покрыть все его расходы, но часть денег мы собрали.
Чем вы еще занимаетесь – я знаю, вы часто бываете в разъездах?
Мы сами разводим продукты или вещи нуждающимся. Также мы стараемся проверить, как живут люди, которые обращаются к нам за помощью, — действительно ли они так нуждаются, как говорят. Мы чувствуем ответственность перед людьми, которые нам отдают вещи или деньги – они должны знать, куда уходит их помощь.
К сожалению, вокруг благотворительных организаций много мошенничества, много людей, которые спекулируют на чужой жалости, обманывают других – мы сами с этим сталкивались, так что тут нужно все проверять.
Иначе получится, что мы отдадим деньги неизвестным людям на непонятные цели, а потом нам не из чего будет помочь реально нуждающимся людям.
Какие у вас планы на будущее?
Конечно, у нас есть планы увеличить, расширить нашу деятельность – снять большее помещение, помогать большему количеству человек. Мы стараемся работать как можно лучше и просим Всевышнего о помощи.
Все, кто может, пожалуйста, оказывайте нам посильную помощь — ведь сказано в хадисе: «Поистине, не уменьшится имущество дающего милостыню».