Можно ли читать дуа на родном языке?

Неспособный в чем-либо человек выполняет повеления Аллаха в меру своих возможностей согласно шариатскому правилу «Не вменяется в обязанность сверх того, что подвластно человеку».

Если молящийся может читать молитвы-дуа на арабском языке, то во время намаза он должен их читать на арабском. Особенно это касается обязательных элементов намаза, таких как чтение суры «аль-Фатиха», «Ташаххуда» и т.д.

В том случае, если молящийся не в состоянии осилить хотя бы произношение арабского языка, допускается чтение дуа на родном языке, кроме чтения суры «аль-Фатиха».

Можно ли человеку, не владеющему арабским языком, читать дуа во время намаза на своем языке?

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: ««Нет молитвы у того, кто не прочел Открывающую Книгу» (1).

И чтение суры «аль-Фатиха» — это тот необходимый минимум из Благородного Корана, который должен прочитать молящийся во время намаза.

Если же несмотря на все приложенные усилия и старания молящийся не может прочитать даже суру «аль-Фатиха» на арабском языке, то вместо этого ему следует произносить слова восхваления и возвеличивания Всевышнего Аллаха.

  • Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!), когда один человек пожаловался ему, что не может ничего прочитать из Корана, сказал: «Скажи [субхана-Ллах уаль-хамду-ли-Ллях уа ля иляха илля-Ллах уа-Ллаху акбар уа ля хауля уа ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Алийи-ль-‘Азым] (2) !» (3)
  • А неспособный в чем-либо человек выполняет повеления Аллаха в меру своих возможностей согласно шариатскому правилу «Не вменяется в обязанность сверх того, что подвластно человеку». И чтение дуа не выходит за рамки этого определения.
  • Всевышний Аллах сказал в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286) и «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей». (64:16) Об этом также сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) в хадисе, который передал Абу Хурайра (р.а.
  • «Если я велю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете» (4).

Человек может обращаться к Создателю с дуа, используя любые слова, выражающие покорность, смирение и повиновение Всевышнему Аллаху, которые могут приблизить его к Нему, какой бы ни была их форма.

Особенно, если просящий не говорит на языке арабов или ему сложно овладеть произношением арабского языка.

Ведь Аллах (Свят Он и Велик) сказал:«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40:60) и «Ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186)

 

Источник: http://asyldin.kz/article/view/id/7953.html

Нужно ли читать ду’а при совершении омовения?

Относительно чтения каких-либо ду’а при совершении омовения нет никаких хадисов от пророка (мир ему и благословение Аллаха)!!!

Имам Ибн ас-Салях говорил: «Нет ни одного достоверного хадиса о поминании Аллаха при совершении омовения!» См. «ат-Тальхыс» 1/100.

Имам ан-Науауи сказал: “Что касается произнесения молитвы, во время мытья частей тела при омовении, то ничего достоверного на эту тему от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не пришло”. См. “аль-Азкар” 31.

Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не передается, чтобы он произносил что-либо при совершении омовения, кроме слов «бисми-Ллях». И все хадисы относительно поминания Аллаха при совершении омовения являются лживыми”. См. “Задуль-ма’ад” 1/195.

Это отвратительное нововведение оттолкнуло множество несведущих людей от религии. Можно не раз услышать, как человек, который решив начать совершать намаз, видя различные мольбы, которые им преподносили как неотъемлемую часть омовения, оставляли это из-за трудности. На самом же деле религия Аллаха легка, а усложнили ее различные нововведения, придуманные людьми.

Но есть слова поминания Аллаха после омовения, и то, произнесение их не является обязательным, но является желательным, так как за их произнесение полагается большая награда:

‘Умар ибн аль-Хаттаб передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник”, — обязательно откроются восемь врат Рая, и войдет он, через какие пожелает». Муслим 234.
В версии этого хадиса, которую приводит имам ат-Тирмизи, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся». ат-Тирмизи 55. Достоверность этой версии хадиса подтвердили шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَـهَ إِلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريـكَ لَـهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمّـداً عَبْـدُهُ وَرَسـولُـه

اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين

/Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху. Аллахумма джальни мина ттауабин уа джальни миналь-мутатаххирин/.

Также от Абу Са’ида аль-Худри передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит омовение, после чего скажет: “Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе свое покаяние”, — то эти слова будут записаны на белом листе и запечатаны печатью, которая не сотрется вплоть до Судного дня». аль-Хаким 1/564. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك

/Субханака-Ллахумма уабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагъфирука уа атубу иляйк/.

Источник: https://toislam.ws/articles/articles-fiqh/articles-tahara/dua_taharat

Чтение дуа после обязательных молитв является нововведением

Вопрос: После таслима (приветствия) в обязательной молитве кто-то читает дуа, а кто-то делает зикр. Некоторые люди утверждают, что чтение дуа после молитвы является нововведением.

Это вызывает некоторое беспокойство среди людей, особенно тех, кто следует ханафитскому или шафиитскому мазхабам.

Можем ли читать дуа после молитвы? Можно ли читать дуа после молитвы вместе с имамом?

Ответ: Хвала Аллаху

В фетве Постоянного комитета говорится:

«Чтение дуа с поднятием рук после обязательных молитв не является Сунной, и не важно, делает ли это один имам, или только один молящийся, или все участники коллективной молитвы.

Скорее это является нововведением, потому что нет сообщений, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) или его Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) поступали подобным образом.

Что касается чтения дуа без поднятия рук, то нет в этом ошибки, и есть хадисы, подтверждающие это»

Фетвы Постоянного Комитета, 7/103

Комитету был задан вопрос относительно поднятия рук при чтении дуа после пяти обязательных молитв: есть ли доказательства, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал при этом руки? Если нет, то допустимо ли поднимать руки при чтении дуа после обязательных молитв?

Ответ Комитета: «Насколько нам известно, нет доказательств, подтверждающих, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки при чтении дуа после обязательных молитв, поэтому поднятие рук после таслима противоречит Сунне».

Фетвы Комитета, 7/104

Комитет также заявил, что постоянное чтение дуа вслух после пяти обязательных молитв, или после дополнительных молитв и молитв-раватиб (молитвы до и после обязательных молитв), а также коллективное чтение дуа является порицаемым нововведением, потому что нет доказательств, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) или его Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) поступали подобным образом. Тот, кто принимает участие в коллективном чтении дуа после обязательных или дополнительных молитв, противоречит приверженцам Ахль ус-Сунна валь- Джама’а. Его обвинения в адрес того, кто не согласен с ним и не делает так, как он, и называние его кяфиром и не приверженцем Сунны является заблуждением, невежеством и искажением фактов.

Фатава Исламийя, 1/319

Источник: http://www.sawab.org/chtenie-dua-posle-obyazatelnykh-molitv-yavlyaetsya-novovvedeniem/

Чтение ду’а и его ценность

Затем совершается ратибат (два ракаата утреннего суннат-намаза), после которого ложатся на правый бок, будто в могилу, и размышляя о том, в каком состоянии он будет находится один в тесной могиле, пребывая в большой трудности, как бы готовя себя к этому часу, обращаясь к Аллаху : “О, Господи, Ты помоги мне ответить правильно и досконально Твоим посланцам, Мункару и Накиру, которые посетят меня в этот час. Наставь меня на правильный путь, о, Аллах”. До того как встать, читается: “Аллагьумма Я Рабби Жабраила ва Микаила ва Исрафила ва Израила ва Мухаммадин саллаллагьу алайгьи ва саллама вал малаикати, ажирни мина ннари (трижды). АгIузу бика мина ннари” (трижды). Затем совершается намаз. В поминании Аллаха (азкарах) после намаза десять раз до конца читается: “Ла илаха илла ллаху вахдаху….”. Затем: “Рашидина магьдиййина я малаикати -л-лайли мархIабан, мархIабан я малаикати ннагьари, мархIабан билмалакайнил, каримайнил, катибайни, шшагьидайни, алхIафизайни, алхIазирайни, хIаякумуллагьу тагIала, уктуб фи аввали гъуррати сахIифати бианни ашгьаду ан ла илагьа илла ллагьу вахIдагьу ла шарика лагьу ва ашгьаду анна МухIаммадан гIабдугьу ва расулугьу арсалагьу”. Затем читаюся поминания (азкары). Имам Аль-Газали в книге “Бидаятуль гьидаят” пишет, что после совершения намаза очень ценно, не отвлекаясь на мирские разговоры, прочитать нижеследующие десять фраз. Если возможно, то каждую фразу лучше читать по сто раз. Если на это не хватает времени, то читать нужно хотя бы по десять раз, как завещал нам великий имам. Десять фраз:

1. Ла илагьа илла лллагьу вахIдагьу ла шарика лагьу лагьул мулку ва лагьул хIамду, юхIйи ва юмиту, ва гьува хIайюн ла ямуту биядигьил хайру ва гьува гIала кулли шайъин къадирун.

2. Ла илагьа илла ллагьул маликул хIакъул мубин.

3. Ла илагьа илла ллагьу вахIдагьу аль-къагьгьару Раббу самавати вал арзи ва ма байнагьума алгIазизул гъаффару.

4. СубхIаналлагьи вал хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар ва ла хIавла ва ла къуввата илла биллагьил гIалиййил гIазими.

5. СуббухIун къуддус раббул малаикати ва рухI.

6. СубхIаналлагьи ва бихIамдигьи субхIаналлагьил гIазим ва бихIамдигьи (в других книгах вместо второго “ва бихамдихи” написано “астахфируллах”).

7. Астагъфируллагьал гIазима ллази ла илагьа илла гьувал хIаййял къайюма гъаффара зунуби ва асъалугьу тавбата.

8. Аллагьумма ла манигIа лима агIтIайта ва ла мугIтIия лима манаг?та ва ла янфагIу зал жадди минкал жаду.

9. Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммадин ва саллим. 10. Бисмиллагьи ллази ла язуру магIа имигьи шайъун фил арзи ва ла фи ссамаи ва гьува самигIуль гIалим.

Аль-Газали пишет, что проведение времени за чтением этих тасбихов после утреннего намаза, не отвлекаясь на мирские разговоры, лучше, чем освобождение из рабства десятерых детей из рода пророка Исмаила (мир ему), не говоря уже о вознаграждении за чтение.

Для понимания изучаемой науки и для увеличения благосостояния после утреннего намаза три раза читается: “Астагъфируллагъал гIазима ллази ла илагьа илла гьувал хIаййял къайюма бадигIа ссамавати вал арзи ва ма байнагьума мин жамигIи журми ва исрафи гIала ннафси ва атубу илайгьи”.

 О, Аллах, смилуйся надо мной ради Корана и сделай его для меня имамом (предводителем), нуром (светом), наставлением на правильный путь, милостью.

О, Аллах, то, что я забуду из Корана, ты мне напомни, дай мне знать, что я не знаю из него, одари меня чтением днем и ночью и сделай его моим доводом, о, Господь миров!

О, Аллах, улучши (приведи в порядок) для меня мою религию, которая является моей защитой, улучши мою мирскую жизнь, в которой мое содержание (пропитание), улучши мою загробную жизнь, в которой мое возвращение, сделай мое существование увеличением во всем хорошем, сделай смерть мою покоем для меня от всего плохого.

  • О, Аллах, сделай лучшие дни моей жизни концом моей жизни, сделай лучшие мои деяния заключением моей жизни и сделай лучшим из моих дней день, в котором я встречусь с Тобой.
  • О, Аллах, я прошу Тебя дать мне приятную жизнь, правильную смерть и не позорное, не разоблачительное место возвращения.
  • О, Аллах, я прошу у Тебя одарить меня лучшим обращением за помощью к Тебе, хорошим успехом, хорошим знанием, хорошими деяниями, хорошим вознаграждением, хорошей жизнью, хорошей смертью.
  • О, Аллах, укрепи меня, сделай тяжелыми мои весы (хороших деяний), сделай истинной мою веру, возвысь мою степень, прими мои молитвы и прости мои грехи. Я прошу Тебя о почтении – одари меня Раем.
  • О, Аллах, я прошу Тебя одарить меня поступками, заслуживающими Твою милость, намерениями, заслуживающими Твое прощение, спасением от всех грехов, дарами всего хорошего (чистого), успехом в получении Рая и спасением от Ада.

О, Аллах, улучши последствия во всех наших делах и спаси нас от мирского унижения и загробного мучения.

О, Аллах, сделай уделом боязни Тебя то, чем Ты будешь препятствовать нашему ослушанию Тебя, сделай уделом покорности Тебе то, чем Ты введешь нас в Твой Рай, и сделай уделом нашего убеждения то, чем Ты облегчаешь мирские беды, дай насладиться нам (пользоваться) нашим слухом, зрением, способностью, пока мы живы, сделай наше возмездие тем, кто притеснял нас, окажи нам помощь против тех, кто с нами враждует, не делай беду нашу в религии нашей, не делай нашу мирскую жизнь самой большой нашей заботой и пределом наших знаний, не предоставляй над нами власть тем, кто к нам немилосерден.

О, Аллах, не оставляй на нас грех, не простив его, заботу, не облегчив ее, долг, не возместив его, нужду из мирских и загробных нужд, не исполнив, о, Милостивейший из милостивейших! О, наш Господь, Ты дай нам в мирской и загробной жизни все хорошее и спаси нас от мук Ада.

Да благословит Аллах и приветствует многократным приветствием нашего Пророка Мухаммада, его общину, его превосходных сподвижников. Амин.

ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕЧАЛИ И ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОЛГОВ

О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от печали, недуга, лени, страха и жадности.

Последняя среда месяца сафар

В последнюю среду месяца сафар желательно совершить четырехракаатный намаз и прочитать молитву.

Намерение на намаз должно быть следующим: «Я намереваюсь совершить намаз-сунна для предостережения от несчастий во имя Аллаха». В каждом ракаате после суры «Аль-Фатиха» следует 17 раз прочитать суру «Аль-Кавсар» («Инна а’тайнака…»), 5 раз суру «Аль-Ихлас» и по одному разу суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас». По завершении намаза прочитать нижеприведенную молитву.

Аллагьумма я шадидаль къува ва я шадидаль михIали я гIазизу заллят лигIиззатика джамигIу халкъика икфини шарра джамигIи халкъика я мухIсину я муджмилю я мутафаззилю я мунгIиму я мукриму я ман ля илягьа илля анта ирхIамни бирахIматика я архIама ррахIимин.

Аллагьумма бисирриль хIасани ва ахигьи ва абигьи ва джаддигьи ва уммигьи ва банигьи икфини шара гьазаль явми ва ма янзилю фигьи я кафияль мугьиммати я дафигIаль балиййати фасаякфикагьумуллагьу ва гьува ссамигIуль гIалиму ва хIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасиру ва ля хIавля ва ля къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазим.

Ва салля ллагьу гIаля набиййина МухIаммадин хайри халкъигьи ва гIаля алигьи ва асхIабигьи аджмагIин.

Когда услышишь грохот грома

Аллах не убивай нас Твоим гневом, и не погуби нас Твоим наказанием, и прости нас до гибели.

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

Затем 7 раз читают эту молитву:

Нам достаточен Аллах, Он наилучший, как опора, как господин, как помощник.

Аллах чист (от недостатков и всего того, что недостойно Его), я (мы) об этом буду свидетельствовать до тех пор, пока не заполнятся Весы, пока не истрачу знания в том количестве, каким будет Он доволен, сколько весит Арш.

Не к кому прибегать, не к кому обращаться от Аллаха, корме, как к Нему же. Аллах чист (от недостатков и всего того, что недостойно Его), я (мы) об этом свидетельствую бесчисленное множество раз, столько же, сколько совершенных слов у Аллаха.

Я (мы) прошу у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых. Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро, кроме, как от Высочайшего, Величайшего Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он наилучший, как опора, как господин, как помощник.

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам.

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ГОДА

Прочесть три раза:

Затем:

Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том!

Благословение Аллаха и мир (благополучие) господину нашему Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

О Аллах, Ты вечный, не имеющий начала, предвечный.

Я (мы) опираюсь на Твою великую милость, высокочтимую щедрость и прошу Тебя оберегать меня (нас) от шайтана, его друзей и войск, и его помощников в наступившем году, прошу Твоей помощи в борьбе с моим нафсом, сильно тяготеющим к плохому, прошу также Твоей помощи, благоприятствования в том, чтобы деяния, приближающие меня (нас) к Тебе, стали для меня (нас) постоянными.

О Обладатель Величия и Щедрости!

Благословения Аллаха и мир (благополучие) господину нашему Мухаммаду, его умме (общине), а также его семье и сподвижникам!

Источник: http://dylym.ru/chtenie-dua-i-ego-cennost/

Совершение молитвы на своем родном языке

Братья и сестры, мы живем в такое время, когда люди задаются вопросами об основах своей религии. Для нас представляется очень легким найти любое видео по интернету, даже в телефоне. У людей возникают разные вопросы касательно основ религии, одним из которых является арабский язык, о котором мы и поведем речь.

  • Наша религия основана на совершении определенных вещей, чтение и произнесение которых возможно только лишь на арабском языке. К примеру молитва совершаемая нами от самого ее начала и до самого завершения читается только лишь на арабском языке.
  • Некоторые же люди спрашивают: «Почему я не могу читать молитву на своем родном языке?», и вы возможно видели такие видео, где люди говорят: «Аллах Велик!» И далее говорят: «Во имя Господа, Милостивого и Милосердного. Вся хвала Аллаху – Господу миров, Милостивому и Милосердному…».
  • Допустим вы попытались прочитать молитву именно таким образом, но вы должны понять одно: А примется ли ваша молитва?
  • Любое наше деяние, связанное с религией должно быть согласно примеру Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Как он нам показал, этому мы и должны соответствовать. Представим, что вы совершаете молитву на своем языке, но будет ли она принята, это большой вопрос.
  • Какой смысл совершать молитву пол жизни и всю свою жизнь подобным образом, а в судный день Аллах скажет вам: «Я ясно сказал в Коране, что вам надлежит следовать за Моим Пророком и Мой Пророк тот, кто показал вам как молиться. Вы не следовали за Моим Пророком, поэтому ваша молитва не принимается.».

Именно поэтому мы должны читать молитву на арабском, потому что так это делалось во времена Пророка.

И сподвижники бывали на разных землях, и попадая в разные местности, они встречали представителей разных языков. Они доходили и до Азербайджана, Индии, Африки, Южной части Европы.

Но попадая каждый раз на новую землю и видя носителей другого языка, они демонстрировали им совершение молитвы именно на арабском языке. И это продолжается на протяжении 14-ти столетий.

Люди же в наше время стали говорить, что хотят совершать молитву на своем языке. В этом есть две крайности, которые нам нужно понять:

1- Когда люди совершают молитву, они просто на просто ничего не понимают из нее. Пожалуйста, идите и изучайте как понять то, что вы говорите в своей молитве. Это очень значимая часть вашей религии. Это одна крайность – люди не понимают смысл того, что говорят.

2- Другая крайность состоит в том, что люди читают молитву на своем языке, потому что они хотят чувствовать себя как бы причастными.

Ну а лучше всего совершайте молитву на арабском и при этом попытайтесь изучить и понимать в уме смысл произносимых вами арабских слов в молитве. Повторяя это снова и снова, когда вы будете произносить «альхlамдулиллягьи раббиль гlалямин», вы и будете думать, что вся хвала Аллаху – Господу миров. Это уже автоматически будет у вас в голове, когда вы будете думать о смысле произносимого.

Некоторые люди спрашивают: «Как я могу просить Аллаха о чем-то особенном в своей молитве? К примеру, в желательной молитве я хочу просить Аллаха о чем-то особенном?»  Я дам вам пример короткой фразы, которую вам следует произносить когда вы будете пребывать в земном поклоне:

اللهم ارزقنا هذا

Перевод: «О Аллах надели меня этим».

Повторяйте это пребывая в земном поклоне, думая о том, что именно вы желаете получить от Аллаха и тем самым вы испросите свою просьбу у Аллаха.

Вы ведь не знаете арабский и поэтому можете использовать простые мольбы чтобы просить у Аллаха что-либо.

Но еще раз, давайте постараемся избежать попытку изменения основ нашей религии из-за неправильного толкования определенными людьми сути нашей религии.

Источник: http://taalib.ru/fikh/789-namazp

Есть какие-либо дуа или аяты Корана, чтение которых способствует успешной учебе? — Архив ответов

Изучение чего-либо предполагает внимательное и скрупулезное исследование объекта с тем, чтобы понять его или накопить информацию о нем.

Таким образом, учеба сопряжена с дотошным и внимательным исследованием [изучаемого], в противном случае это нельзя назвать учебой. Невозможно отрицать, что для того, чтобы покинуть остров невежества и пуститься вплавь по океану знания, необходимо соблюсти определенные условия и подготовиться к этому путешествию, иначе учеба не принесет пользы.

Для того, чтобы достигнуть благословенной цели обучения, необходимо соблюдать несколько важных правил, некоторые из которых мы упомянем:

  1. Для учебы необходима сильная мотивация и энтузиазм, ибо стимулом для всего является страстное стремление к этому и рвение.
  2. Энергичность, жизнерадостность и терпение необходимы для учебы, ибо усталый и нетерпеливый человек не в состоянии учиться.
  3. Необходимо выбирать для учебы подходящее время, как то рассвет или раннее утро, ведь в это время материал запоминается лучше.

Если мы учимся или занимаемся исследованиями на профессиональной основе, мы можем делать это в любое время, и не важно, сколько времени на это уходит.

Все те часы, которые потрачены на учебу, прекрасны и сладостны, потому что, в соответствии со всеми исследованиями в этой области, у какого-то конкретного периода времени нет преимущества перед другим в том, что касается учебы.

Тем не менее, доказано, что занятия сразу после пробуждения ото сна в самом начале ночи не принесут выдающихся результатов, они будут лучше спустя двадцать или тридцать минут после пробуждения.

Но если мы учимся или занимаемся исследованиями не на профессиональной основе [а по собственному желанию, для саморазвития], мы должны приступать к занятиям тогда, когда у нас есть для этого настроение и мы полны энтузиазма, а если у нас нет для этого подходящего настроя и нам это в тягость, тогда не следует мучить себя учебой.

  1. Осознание цели обучения, выбор подходящих, профессионально и понятно написанных книг, равно как и правильных методов обучения, в основе которых лежит определенная система. В особенности мы должны освоить скоростное чтение, чтобы не читать слово за слово и не фиксироваться на каждом слове, поскольку это приводит к напрасной трате времени и способствует заторможенности в работе мозга.  Кроме того, учащийся должен составить для себя расписание на все 24 часа и отвести особое время на занятия по каждому предмету, и таким образом набросать план занятий на всю неделю, на весь месяц, на весь год, и, естественно, он не должен допускать никакой неорганизованности и бессистемности в своих занятиях.
  2. Тот, кто хочет учиться, должен серьезно и усердно заниматься, не отвлекаясь ни на какие посторонние факторы и раздражители, которые могут помешать ему в его учебе и исследованиях. Усилия и рвение помогут ему достигнуть вершин знания.
  3. У учащегося или исследователя должно быть расписание занятий, в рамках которого определенное время в течение дня должно быть отведено для отдыха и релаксации. Для того, чтобы сохранять здоровье и хорошее самочувствие, на каждые 30-40 сминут занятий должны приходиться 5-10 минут отдыха, и тогда в здоровом теле будет здоровый дух.
  4. Для занятий нужно выбирать тихое, спокойное место, в котором отсутствуют яркие раздражители для глаз или отвлекающие элементы роскоши в интерьере либо орнаменты — равно как и вообще что бы то ни было, способствующее снижению концентрации. В этом помещении должна поддерживаться приемлемая температура, оно должно быть хорошо освещено и проветрено.
  5. Убранство этой комнаты и предметы мебели (такие, как стул, доска и т. д.) должны быть простыми и стандартными. Учащийся также должен соблюдать рекомендации врача относительно того, как правильно располагаться на стуле, совершать прогулки после каждого часа неподвижного сидения, выдерживать правильное расстояние между глазами и страницами книги либо тетради (минимум 30 сантиметров), иначе он может приобрести некоторые хронические заболевания.
  6. Конспектируя и делая заметки по изучаемым темам, записывая названия полезных работ по теме, систематезируя и ранжируя изученное, человек может лучше понять содержание книги.
  7. Вера в Аллаха, мольбы о помощи, обращенные к Нему, телесная и духовная чистота (особенно поддержание состояния малого омовения — вуду) играет важную роль в процессе учебы.
  8. Правильное питание, забота о своем теле (и, в особенности, о потребностях мозга) способствует улучшению мыслительного процесса. График приема пищи должен быть построен так, чтобы стимулировать активность мозга. Необходимо есть молочные продукты, пищу, богатую белками, овощи, свежие фрукты, равно как и грецкие орехи, миндаль и фундук.
  9. Поминание Аллаха в сердце, память о самом высшем, и чтение дуа (на своем родном языке или на арабском) о том, чтобы Аллах даровал лучшее понимание изучаемого материала.
  10. Наш дорогой Пророк (с), который был мудрейшим из созданий, просил своего Господа расширить его познания, как сказано в аяте: «О, Аллах, умножь мне знание!» (20:114).

Кроме того, рекомендуется читать следующие дуа:

  1. «О, Аллах, выведи меня из мрака невежества и облагодетельствуй меня светом понимания. О, мой Господь, распахни передо мной двери милости в отношении нас и распространи среди нас сокровища познания, по Твоей милости, о Милосерднейший из Милосердных».
  2. «О, Аллах, я ищу у Тебя прибежища от того, чтобы сбивать с Пути или быть сбитым с Пути, заставлять других поскользнуться или поскользнуться самому, угнетать других или быть угнетенным, распространять невежество или самому быть невежественным. О, Аллах, позволь мне извлечь пользу из того знания, которому Ты научил меня, и даруй мне Свое руководство посредством того знания, которое Ты мне даровал, чтобы я извлек из него пользу. О, мой Аллах, умножь мое знание! И хвала Аллаху за все, что Он дарует. О, мой Аллах, я ищу у тебя убежища от бесполезных знаний, и от сердца, которое не становится смиренным и не претерпевает перемен, узрев истину, и от нафса, никогда не насыщающегося, и от дуа не принятого».

Читая эти мольбы, прося Всевышнего даровать понимание в любом дуа и на любом языке, следуя упомянутым выше правилам, человек подготовит свой ум к лучшему восприятию знания и к исследованиям.

Однако необходимо принять во внимание тот факт, что одного лишь чтения дуа недостаточно, и если человек не принимает во внимание рекомендации для повышения продуктивности учебы, ему не удастся достигнуть желаемой цели.

Источник: http://www.islamquest.net/ru/archive/question/fa808

Ссылка на основную публикацию