Мескита или Кордовская соборная мечеть

«Тише-тише, у стен есть уши». Как часто слышим мы эту фразу, секретничая с близкими друзьями. А ведь действительно… У стен есть если не уши, то своя собственная история, только вот выразить словами они ее не могут. И сегодня мы постараемся сделать это сами. Рассказ о судьбе одного удивительного римско-католического собора в Кордове вам поведает Маргарита Взнуздаева.

Мескита или Кордовская соборная мечеть — так называют это место во всех путеводителях. Сейчас это не только главная городская достопримечательность, но и архитектурная гордость всей Андалусии. Здешним стенам наверняка есть что поведать: они слышали и голоса вестготов, и мавританское наречие, и молебны католических священников. Но обо всём по порядку.

Сначала, в 7 веке, была вестготская базилика Викентия Сарагосского, мученика, пострадавшего за христианскую веру в период гонений римского императора Диоклетиана.

Вестготское могущество в то время не подвергалось сомнению: не было на Пиренейском полуострове ни одного достойного противника этому древнегерманскому племени.

Загадочная Мескита

Но и на старуху найдется проруха: уже в 711 году их воинственная армия была разгромлена арабами, и победители взяли все города Вестготского королевства, в том числе, столичный Толедо и Кордову.

Базилика была разрушена. В 785 году на ее месте появилась мечеть, которую эмир Абд-ар Рахман I построил в почитание своей жены.

Ученые не знают, почему михраб Мескиты обращен не на восток, а на юг
У Кордовской мечети есть несколько особенностей, отличающих ее от других аналогичных построек: до сих пор ученые не знают, почему михраб Мескиты (место моления имама мечети) обращен не на восток — к Мекке, а на юг. Существуют разные версии.

  • Согласно одной из них, направление было выбрано самим Абд-ар Рахманом, и ниша обращена в сторону реки, приведшей эмира в Кордову из родного Дамаска, столицы империи Омейядов. Другие исследователи утверждают, что это заиствование структуры древних римских и вестготских сооружений.
  • Так или иначе, единого мнения на данный момент не существует.
  • Мескита неоднократно подвергалась расширению из-за постоянного роста мусульманского населения: так, в правление Аль-Мансура её достроили с восточной стороны, сместив, тем самым, михраб относительно центра мечети, вопреки канонам мусульманского зодчества.
  • При Альхакаме II в Кордовской мечети появилась Ла Пуэрта дель Чоколате (дословно, Шоколадная Дверь). Однако это название не имеет никакого отношения к какао-бобам, появившимся в Испании только в начале 16 века: дверь вела в сокровищницу мечети. «Шоколадной» ее начали называть относительно недавно, используя название лакомства в качестве синонима к словам «золото» и «богатство».

Однако и арабскому господству на Пиренейском полуострове пришел конец: во второй четверти 11 века могущественный Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов, а уже в 13 веке, в результате активно развернувшейся Реконкисты, исповедовавшие ислам арабы и берберы — мавры — потеряли большую часть своих земель.

И вновь облик Мескиты подвергся изменениям, на этот раз — в 1236 году, в период правления кастильского короля Фердинанда III.

По указанию монарха мечеть преобразовали в христианский храм: минарет превратили в колокольню, вдоль стен построили капеллы… Но самые неожиданные архитектурные «потрясения» Кафедральный собор святой Марии (такое название носит Кордовская мечеть с момента христианизации) ожидали в 16 веке, когда по инициативе архиепископа Алонсо Маурике внутри в прошлом мусульманского храма началось возведение христианского собора. Впоследствии Карл V, первоначально настаивавший на подобном преобразовании соборной мечети, скажет, что зодчие «построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире»: настолько величественным и прекрасным оказался памятник мавританской архитектуры, впервые увиденный правителем вживую только по окончании всех работ по его «христианизации». Карл V уже не смог увидеть ни минарета, на месте которого была возведена башня Альминар, ни центра мечети, скрытого под фундаментом возведенного католического собора.

Так, кордовская мечеть стала сочетать в себе не только различные архитектурные стили, но и атрибуты разных религий: напротив михраба расположена христианская капелла; синие плитки в виде звезд, сохранившиеся на куполе еще со времен арабского господства, соседствуют с барочной резьбой 18 века, изображающей сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Мескита неоднократно подвергалась расширению

Словами сожалеющего о перестройке мечети Карла V в 19 веке отчасти заговорит Гейне, посвятивший Меските и последнему ее арабскому преобразователю Аль-Мансуру стихотворение «Альманзор».

Храм воздвигли в честь Аллаха Мавританские халифы; Но поток времен туманный Изменил на свете много. На высоком минарете, Где звучал призыв к молитве, Раздаётся христианский

Источник: http://diletant.media/articles/28091193/

Кордова (Мескита)

Если бы в Кордове даже не было Мескита, она была бы прекрасным, волшебным городом. Собственно, это видно из моего предыдущего поста про Кордову – жемчужину на «андалузской сковороде». Но Кордовская Мескита — это главное и самое красивое, что есть в городе.

Это величественное сооружение, вызывает восторг вперемешку с когнитивным диссонансом, является как бы наглядным воплощением сосуществования ислама и христианства в средневековой Испании.

В свое время Мескита в Кордове была второй по величине мечетью в мире, определяющим символом господства мавров на Иберийском полуострове.

После христианской Реконкисты ее разрушили (по сути, это единственная мечеть из всей фантастической архитектуры Испании, которая пришла в «товарном» виде из I тысячелетия). Зато посреди огромной мечети разместили католический собор.

И теперь пространства двух религий объединены в Меските под одной крышей, обеспечивая туристам необычные виды и впечатления.

  • Среди других крупных примеров подобного симбиоза двух архитектур и религий можно вспомнить разве что Айя-Софию в Стамбуле. Но там — наоборот — христианский собор превратили в мечеть.
  • Место для строительства мечети-собора было выбрано неслучайно. Сначала здесь, недалеко от моста Пуэнте Романо через реку Гвадалквивир, стоял римский храм бога Януса, затем — церковь вестготов (а их считают предками испанцев), остатки которой можно видеть и сейчас.
  • Мескиту сооружали в три этапа. Или даже в четыре, если первым считать вестготский храм 600-х годов, его перестройку в мечеть под названием Аль-Джама и разрушение в 711 году.
  • В 784 году эмир Абд ар-Рахман I купил землю у прежних собственников и построил здесь новую мечеть в честь своей жены. Мескита была присоединена в покои его дворца.

В 750 году в мощном Арабском халифате, установившийся 632 года и охватывал Ближний Восток и Север Африки, была свергнута правящая династия Омейядов. Вследствие восстания Абу Муслима к власти пришли Аббасиды, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама — Абд ар-Рахмана. Он и основал свое исламское государство в Испании — Кордовский эмират, приняв в 756 году титул эмира.

Надо сказать, что в те времена Кордова была большим и зажиточным городом, столицей Кордовского эмирата, который впоследствии (с 929 года) стал халифатом. Эта мощная исламская держава охватывала большую часть Иберийского (Пиренейского) полуострова вместе с Португалией.

Здесь развивались науки, искусство и торговля, хорошо сосуществовали мусульмане, христиане и евреи. Причем, как я уже писал в первом посте про Кордову, здешние магометане тогда были передовым, высококультурным слоем населения, который опережал большинство европейских христиан по уровню образованности, отношению к гигиене и др.

Знаменитая библиотека Кордовы насчитывала 400 000 томов. Здесь было 27 бесплатных школ для обучения детей из бедных семей, и уровень грамотности был очень высок.

В жаркой Кордове тех лет обеспечивали прохладу многочисленные сады, искусственные озера, фонтаны и водопады. По всему городу стояли роскошные дворцы, были разбиты цветники.

В мусульманской Кордове во времена ее расцвета действовало около тысячи (!) мечетей, и Мескита стала главной из них, поднявшись над всем архитектурным ансамблем города-картинки.

Войдя в двери во внешних стенах Мескита, попадаешь в Апельсиновый двор (Patio de los Naranjos) — замечательный памятник садового искусства, который развивался на протяжении многих веков. Пальмы были посажены в XIII в., апельсиновые деревья — в XV в., а кипарисы — уже в XVII в.

В апельсиновом дворе верующие проходили омовение в фонтанах, вода в которые подавалась из огромной цистерны.

Главная часть Мескита Абд ар-Рахмана I — михраб — построен не в соответствии с исламскими канонами и обращен не к Мекке, а в сторону.

Говорят, в Меските михраб «смотрит» на Дамаск — последнюю столицу Омейядов времен Арабского халифата. По другой версии, михраб (ниша в стене) обращен «немного не туда», поскольку структура и ориентация Мескита заимствована от древних сооружений римлян и вестготов.

Как-никак, а последующие эмиры всячески развивали и украшали эту мечеть.

Источник: http://blogturista.net/kordova-meskita.html

Узнай мир, в котором ты живешь

Кордовская соборная мечеть, или Мескита – яркий свидетель смены эпох и правителей в Андалусии. Вестготский храм, превратившийся с течением времени в одну из самых грандиозных мечетей Средневекового мира, после стал католическим собором, в чьем убранстве соединились как детали мавританской архитектуры, так и многочисленные признаки Ренессанса.

  • Мечеть появилась в 600 году изначально как христианская вестготская церковь Святого Винсента. Когда эти земли завоевали представители исламской династии Омейядов, церковь некоторое время была поделена между христианами и мусульманами.
  • Но в 8 веке была разрушена и на ее месте стала расти мечеть. На протяжении веков мечтать неоднократно меняла свой облик, достраивалась и перестраивалась, пока не стала самой великолепной мечетью в Кордове.
  • Здание славилось гигантскими арками, колоннами из мрамора, яшмы и гранита числом более тысячи, роскошными позолоченными молитвенными нишами.
  • Когда в 1236 году Кордову у мавров отвоевал Фердинанд II Кастильский, мечеть вновь стала католическим храмом. Детали интерьера, напоминавшие об исламе, были преобразованы в соответствии с требованиями христианства.
  • Самой большой переделкой храма стало строительство в самом центре сооружения продольного нефа, ограниченного рядом колонн. Изменения были сделаны с разрешения императора Священной Римской Карла V.

Но, когда правитель посетил собор, говорят, он остался недоволен результатом: «Они взяли нечто уникальное и уничтожили его, чтобы построить то, что вы сможете найти в любом городе», – заявил Его Величество.

Как бы там ни было, но смешение культур и традиций, видимо, лишь пошло на пользу великолепному сооружению. Кордовская соборная мечеть по праву признана выдающимся архитектурным произведением и охраняется ЮНЕСКО.

Источник: http://omyworld.ru/7475

Кордовская соборная мечеть – Мескита

 

Главную достопримечательность испанского города Кордова – величественную соборную мечеть – нельзя назвать никак иначе, нежели вечный памятник, поскольку она дошла до нас сквозь толщу веков, успев, при этом, послужить разным народам и религиям.

  • «Предшественницей» роскошной Мескиты была вестготская церковь, заложенная на этом месте около 600 года. Однако просуществовала она всего чуть более столетия и была разрушена в начале VIII столетия.
  • Новое здание мечети, как часть дворцовых покоев, в 785 году в честь любимой супруги возвел Абдаррахман I – основатель Кордовского эмирата. Последующие кордовские эмиры и халифы продолжили его дело, расширяя Мескиту вплоть до конца X века.
  • Так династия Омейядов подарила Пиренейскому полуострову жемчужину арабской религиозной архитектуры.

Территорию религиозного сооружения огородили зубчатыми стенами высотой от 8 до 20 метров, отделив прямоугольник со сторонами 200 метров и 144 метра, основную часть которого занимает сама мечеть, растянувшаяся на площади в 23 000 квадратных метров.

  • В средние века Кордовская Мескита по своим масштабам стояла на втором месте среди крупнейших мечетей мира. Но среди прочих она выделяется еще и тем, что «смотрит» не на Мекку, а на юг.
  • Причина такого отклонения от исламских устоев до сих пор достоверно неизвестна, но одна из версий гласит, что главную мечеть Кордовы изначально сориентировали в сторону Дамаска, который ранее был столицей халифата Омейядов
  • В 1236 году Фердинанд III Святой отвоевал Кордову у мавров. Реконкиста повлекла за собой преобразование исламской мечети в христианский собор Санта-Мария-Ла-Майор.
  • И с тех пор уже испанские короли на протяжении пяти столетий видоизменяли облик Мескиты, приближая его к католическим канонам.
  • В центре мечети был построен католический храм, минарет сделался колокольней, стены обросли капеллами, а количество мелких переделок, долженствовавших «обратить» Мескиту в христианство, и вовсе не перечесть.

Всем посетителям Мескита запоминается в первую очередь бесчисленным множеством колонн. Общее число колонн мечети приближалось некогда к 1300, а сейчас составляет около 850.

Созданные из остатков древнеримского храма и украшенные мрамором, гранитом, яшмой и ониксом, они образуют подобие сказочного леса, уходящего в бесконечность. В свою очередь колонны образовывают большое количество двойных арок.

Состоящие из нижней подковы и верхнего полукруга, двойные арки стали архитектурным нововведением, позволяющим поддерживать высокие и тяжелые потолки. Колонный зал ранее переходил непосредственно во внутренний Апельсиновый двор, где ряды колонн продолжались рядами деревьев.

Этот сад опоясан крытой галереей, а среди деревьев вкраплены фонтаны для омовения. Под благоуханный Апельсиновый двор отведена чуть ли не половина площади мечети.

Великолепная Мескита в 1882 году отнесена к разряду национальных памятников Испании. И, безусловно, Кордовская мечеть является главным объектом исторического центра Кордовы, который охвачен списком Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: http://tiptotrip.ru/tips/932-kordovskaya-sobornaya-mechet-meskita-mezquita-ispaniya

Мескита. Кордова

Кордова — старинный город в Андалусии, столица провинции Кордова. Расположен на склоне отрога Сьерры-Морены на правом берегу Гвадалквивир.

  • Главная достопримечательность Кордовы — Кафедральный собор — мечеть, это ее визитная карточка.
  • Был построен в VIII веке как Мечеть (Кордовская соборная мечеть Мескита), в XIII веке стала христианским собором.
  • Мечеть обнесена стенами, высота которых составляет от 8 до 20 метров.
  • Вход внутрь двора через ворота в форме замочной скважины.
  • Первый кордовский халиф, Абдуррахман, задумав соорудить в своей столице мечеть, которая может соперничать со знаменитыми святилищами Палестины и Сирии.

Изо всех подвластных ему земель были свезены в Кордову античные колонны с их капителями; много таких же колонн прислал в подарок византийский император; но так как количество готовых колонн все-таки оказалось недостаточным, то по образцу древних были исполнены новые.

Мечеть была достроена после смерти Абдуррахмана. Строительство Мескиты началось приблизительно в 600 году и строилась она как вестготская церковь Викентия Сарагосского.Позже стала мечетью (первоначально «Мечеть Аль-Джама»), переделывалась, потом снова стала мечетью.

Первоначальное здание не сохранилась до наших дней: в 711 году оно было разрушено.В 784 году Абд ар-Рахман I построил мечеть в почитание своей жены. Мечеть входила в часть покоев его дворца.

Через сотню лет она стала тесна для большого количества прихожан. По этой причине с конца Х до половины XII века постоянно к ней делались пристройки.

В 1236 году Кордова была отвоёвана у мавров королём Фердинандом III Кастильским, и мечеть была повторно освящена в христианскую церковь.
Каждая завоевательная волна добавляла что-то своё к общей архитектуре строения.

Здание Мескиты известно своими гигантскими арками с более чем тысячей колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. Они были сделаны из частей римского храма, который существовал на этом месте ранее, так же как и другие разрушенные римские здания. Двойные арки были новым введением в архитектуру. Они помогали поддерживать огромный вес более высоких потолков.

Мечеть представляет громадный четырёхугольный двор, с трех сторон обнесенный рядом аркад на колоннах.

Благодаря такому сплетению арок, внутренность мечети получила вид какого-то сказочного окаменелого леса.

Мескита также богато украшена позолоченными молитвенными нишами- михраб.

А здесь и христианские символы храма.

В сокровищнице собора собрана богатая коллекция ритуальных принадлежностей, используемых во время великих праздников и шествий.

Здесь можно увидеть потрясающей работы кресты, чаши и блюда, выполненные из драгоценных металлов и украшенные драгоценными камнями. Здесь же располагается старинная коллекция принадлежащих когда-то епископу личных вещей.

Отдельного внимания заслуживает Дарохранительница тела Христова, которая вот уже несколько столетий используется по праздникам при совершении церковных обрядов.

Мескита это уникальное историческое место, которое, сохранило в себе часть храма вестготов, часть
мусульманской веры в лице мечети времен халифата, а так же является действующим кафедральным Собором.

Источник: http://ourvoyage.info/meskita-kordova/

Кордова, Мечеть (Мескита)

Главная достопримечательность Кордовы — большая мечеть (мескита) или, как ее еще называют, мечеть-собор.

Такое название обусловлено тем, что мечеть, построенная 12 веков назад и ставшая олицетворением власти ислама на Иберийском полуострове, была много раз реконструирована христианами, которые попытались сделать ее похожей на христианский храм.

  • Место для строительства мечети было выбрано не случайно. Сначала там стоял римский храм бога Януса, затем храм вестготов, остатки которого можно видеть и сейчас.
  • Сама мечеть строилась в три этапа, с середины VIII века по начало XI века. Первое здание мечети построил Абд ар-Рахман I; Абд ар-Рахман II, Аль Хакам II и Аль Мансур значительно расширили мечеть. Ее считали одним из самых грандиозных религиозных памятников арабского мира, она возвышалась над городским ансамблем Кордовы, где были десятки других мечетей.
  • В 1236 году, после взятия города христианами и бегства мусульман в Северную Африку, король Фердинанд III, прозванный Святым, приказал превратить ее в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню.
  • В 1523 году архиепископ Алонсо Манрике решил выстроить внутри мечети большой собор. Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие. И хотя три года спустя, глядя на обезображенную жемчужину архитектуры, он выразил сожаление, было уже поздно.

Результат получился противоречивый — роскошный собор странно выглядит на фоне утонченной восточной постройки.

Здание собора с куполом в итальянском стиле было спроектировано членами семьи Эрнана Руиса. В ансамбль современного собора входит несколько сооружений.

Во-первых, это построенная на месте минарета Торре-дель-Альминар (Torre del Alminar) — Башня минарета, высота которой составляет 93 м.

Попасть на башню можно через построенные уже при христианах Врата отпущения грехов — Пуэрто-дель-Пердон (Puerta del Perdon), выполненные в стиле мудехар.

  • С башни, на которую ведет крутая лестница, открывается прекрасный вид на окрестности города. С башни можно возвратиться в Апельсиновый двор (Patio de los Narangos)— замечательный памятник садового искусства, развиваемого на протяжении многих веков. Пальмы во дворе были посажены в XIII веке, апельсиновые деревья в XV веке, а оливковые деревья и кипарисы — уже в XVII веке.
  • На Апельсиновом дворе верующие совершали омовение в фонтанах, вода в которые подавалась из огромной цистерны, стоявшей по соседству. Чудо исламской архитектуры — молитвенный зал, насчитывающий 850 колонн, сверкающих разными цветами (красный, белый, голубой, фиолетовый) и выполненных из мрамора, гранита и яшмы.
  • Арки и колонны зала создают удивительный зрительный эффект. Часть колонн была перенесена из римских и вестготских зданий. Богато украшенный мрамором Михраб (Mihrab), обращенный к Мекке, находится в противоположном конце молитвенного зала (по отношению к входу), здесь хранился позолоченный Коран.

Мозаичные панно из голубого и розового мрамора были подарены императором Константином VII халифам Кордовы. Потертые плиты на полу указывают то место, где паломники совершали семь кругов, передвигаясь на коленях.

Первую христианскую капеллу во дворе мечети — Капилья-де-Вильявисьоса (Capilla de Villavisiosa) — строили мастера-мудехары, ее возведение относится к 1371 году. Хор кафедрального собора был оборудован сиденьями с резьбой в стиле чурригереско работы Педро Дуке Корнехо.

Источник: http://www.spainproject.ru/regions/cordoba_mechet.htm

Соборная мечеть Кордовы | Архитектура и Проектирование | Справочник

Памятников архитектуры Кордовского халифата дошло до наших дней немного. Особое восхищение вызывает соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Кордовская мечеть — совершенно особый вариант ставшей к тому времени уже традиционной в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети.

  • Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. Собственно мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено 1293 колонн, образующих 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии.
  • Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф. Кроме того, отсутствие главного входа заставляет посетителя, входящего под своды мечети, остановиться, прежде чем понять, где находится михраб. Обилие колонн создает впечатление бесконечности пространства, чем способствует созданию особенного религиозного настроения.
  • Характерно, что колонны, вопреки традиции, сложившейся со времен античности, не имеют опорных баз. Колонны как бы «вырастают из земли»; созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки.
  • Причем эти арки созданы из клинчатого кирпича двух цветов – белых и красных, а своды образуют восьмиугольные звезды.
  • Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера; даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных.

В отличие от византийской базилики расположение колонн в Кордовской мечети не направляет движение молящихся к святилищу, скорее наоборот — посетитель, войдя под своды мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн.

В архитектуре здания, таким образом, нет центральной оси, что отразилось и на фасаде: стена, окружающая мечеть, имеет несколько одинаково оформленных входов — порталов.

Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. Такое сооружение могло быть построено только с учетом принципов, сложившихся в мусульманском зодчестве того времени, а также особенностей местного строительного материала.

  • В молитвенном зале мечети применено особое решение внутреннего пространства. Последнее делится на громадное число ячеек, каждую из которых образуют одинаковые конструктивные и архитектурные элементы: две колонны с аркой между ними.
  • Своеобразие архитектуры мечети заключается в том, что этот основной и почти единственный архитектурный мотив выступает в многообразных аспектах. Кроме того (и в этом особенность Кордовской мечети), он как бы снова находит отклик в верхнем ярусе арок.
  • Все это порождает впечатление единства и законченности архитектурного целого.
  • Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом.
  • Действительно, круглые, не имеющие баз, словно выросшие из пола, тела невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, словно переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки.

Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе, и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом.

Лес колонн теряется в темноте, в глубине мерцает резьба затененных стен, пространство кажется огромным и рождает чувство бесконечности, вызывает мысли о необъятности вселенной. Где-то в дальнем конце зала находятся богато украшенный михраб и максура — место для халифа.

  • Эта часть мечети выделена особыми, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. Декоративность подобного мотива подчеркнута и тем, что каждая арка сложена из чередующихся по цвету клинчатых, покрытых резным орнаментом камней.
  • Изящные нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды.
  • Художественный образ мечети в Кордове очень сложен. После залитой солнцем шумной улицы человек, попав в полумрак колоннады, которая освещалась мерцающим светом тысячи висящие серебряных лампад, ощущал себя как бы в нереальной, фантастической обстановке. Однако архитектура мечети подчинена строгой, почти математически четкой логике.
  • Ясно читается структурная связь колонн, граненых опор верхнего ряда и арок, образующих точно разработанную конструктивную систему.
  • Используя, вероятно, древние местные традиции и опираясь на принципы, к тому времени уже выработанные в зодчестве стран Ближнего Востока, строители Кордовской мечети создали неповторимо оригинальное произведение архитектуры, образ которого проникнут огромной жизненной силой.

Северная сторона мечети граничит с Апельсиновым двориком, где в X в. было устроено пять традиционных фонтанов для омовений. В XVI в. изгнавшие арабов испанские правители частично перестроили мечеть: на месте минарета находится башня Альминар (93 м), а центр мечети был разрушен для того, чтобы освободить место для католического собора.

Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/1615

Мескита — мечеть-собор в кордове. часть 2: собор

29 июня 1236 г.  Кордова была отвоевана у мавров Фердинандом III Кастильским. Уже на следующий день Кордовская кафедральная мечеть была освящена в качестве Кафедрального собора Кордовы.

С этого времени Мескита медленно, но неуклонно начала транфсормироваться из мечети в христианский храм к тому сложному и неоднозначному архитектурному памятнику, которым она является сейчас.

  • Самые значательные изменения  в процессе преобразования мечети в христианский храм коснулись, прежде всего, башни Мескиты и ее внутерннего помещения — бывшего Зала молитв.
  • В 1239 г. Мескита получила официальный сатус Кафедрального собора Святой Девы Марии Матери Божией. С этого времени и началась ее постепенная перестройка. Главный алтарь и хор Собора были помещены в капеллу Виллависиоса, относяшуюся ко времени Алькахама I. Готический  неф напротив нее  является следствием демонтажа арок соотвествующих четырех рядов колонн на протяженнии трех аркад.
  • В 1523 г.  епископ Алонсо Манрике получил Эрнану Руису Старшему создать новый придел Собора, расположив его в центре Зала молитв Мескиты. Ддля этго было необходимо разрушить большую часть здания в местах, соотвествующих  достройкам Мечети времен Абдуррахмана II  и Альмансура.

Работы в  данном направлении начались без согласия Коллегии священников Собора, которая поддержала Городской совет Кордовы, заявивший, что без разрешения короля данные работы проводиться не могут.

Однако, при поддержке епископа работы продолжались, и Городской совет в лице своего главы пошел на чрезвычайные меры, провозгласив смертную казнь и конфискацию имушества для тех, кто посмеет разрушать Мечеть без королевского доизволения, «так как разрушаемое столь ценно, что невозможно восстановить его во всем великолепии и совершенстве.

» Епископ отлучил главу Городского совета от церкви, а король вскоре признал правоту церковной власти и повелел продолжать работы по переустройству мусульманской мечети в христианский храм.

Правда, существует легенда, что поозднее, проезжая через Кордову — после своей свадьбы в Севилье с Изаббеллой Португальской —  король посетил Мескиту и печально изрёк: «Я не знал, о чем идет речь — иначе бы не позволил трогать старую постройку, так как… что бы вы ни построили, разрушено то, чему нет аналогов в мире».

Вместе с тем, архитектурная мысль Эрнана Руиса Старшего «вписала» собор в структуру мечети, добившись гармоничного сочетания мавританоского стиля и стиля эпохи Вохрождения. Структура Перекрестья Собора, как его воплотил архитектор, представляет собой латинский крест и базируется на позднеготической традиции — с большими держащими колоннами перегородок и подпорными арками.

В сооружении, над которым после смерти архитектора продолжал работать его сын — Эрнан Руис Младший (также вплоть до своей смерти в 1582 г.), — маританский и европейские стили чередуются как бы слоями и пластами.Свод Собора декорирован в стиле Возрождения.Его пересекают четыре больших тимпана, между которыми видны кореатиды, расположенные попарно и поддерживающие их.

Заалтарные образа Собора отличаются монументальностью и барочностью. Работы над алтарем были начаты в 1618 г. по проекту монаха иезуита Алонсо Матиаса и под его руководством. Для алтаря использовались бронза и мрамор из шахт Кабры, Каркабуэй и Люсены — деревень, расположенных на юге провинции.

После того, как  Алонсо Матиас не нашел взаимопонимания с Орденом иезуитов, во главе строительства встал Луис Гонсалес, а закончил работу уже Хуан де Аранда.Внутри хоров особенно выделяется комплекс сидений, сделанных из дерева каоба, привезенного с Антильскох островов, — работы Педро Дуке Корнехо и Ролдана — одного из известнейших  севельских скульптуров XVIII  в.

  • Работа над комплексом кресел Собора началась в 1748 г.;  в него входят 109 кресел, а венчает его высокий фасад, где находится трон епископа, который рассчитан на три персоны: кроме самого епископа, он предназначен еще для двух персосвященников Собора.
  • Верхняя часть фасада декорирована изображением Вознесением Господа, а по сторонам изображены Святая Тереза Авильская (символизирующая мистический экстаз) и Мария Магдалена (символизирующая аскетизм). Завершает комплекс Святой Рафаил — покровитель города. Все статуи изображены в полную величину.Архитектурные изменения коснулись и башни Мескиты. В 1593 г.
  • Коллегия священников Соборв постановила — согласно замыслу Эрнана Руиса Младшего  — внести изменения в структуру башни Мескиты, дополнив минарет мечети еще двумя частями: один — для колоколов, и второй — для часов. В то же время  башня была облицована — и в таком виде сохранилась до наших дней.
  • В настоящее время башня Мескиты включает в себя 12 колоколов:  девять из них находятся на  третьей части башни; еще два колокола вместе с часами расположены в четвертой части.Наверху башни Мескиты располагается статуя Святого Рафаила.Знаменитое Лиссабонское землятресение потребовало только небольшой реставрации башни, которая завершилась в 1763 г.

В целом, это основные изменения, произведенные  в структуре Мескиты, которые не позволяют в настоящее время  рассматривать ее ни как классический христианский храм, ни как традиционную испанскую мечеть.

Это удивительной красоты сооружение, подобного которому не найти во всем мире, во многом именно по этой причине включено  в список Всемирного наследия Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.Вид на современную Мескиту ночью:Однако наш рассказ о Меските был бы неполон  без нескольких дополнительных  моментов, проясняюших ее место и роль в архитектурном облике Кордовы.

Здесь нужно  несколько слов сказать о Святом Рафаиле, Римском мосте и башне Калаорра.Архангел  Рафаил считается святым покровителем города с XVII в., так как именно тогда во время эпидемии чумы, опустошавшей Кордову, он явился одному священнику во сне и объявил о том, что спасет город.

После того, как эпидемия чумы схлынула, в честь «небесного спасителя» на площадях и улицах Кордовы начали ставиться скульптуры в его честь, а имя «Рафаэль» стало самым распространенным среди уроженцев города.

Скульптурная группа «Триумф архангела Рафаила» на Площади Пуэрта-дель-Пуэнте, возвышающаяся между Кафедральным собором и Римским мостом, – самое известное из подобных произведений. Она была выполнен в 1765-1781 гг. по рисункам французского архитектора Мишеля Вердижьёр.

Раньше на этом месте стояла больница, основанная епископом доном Паскуалем, поэтому его могила, найденная во время строительных работ, была включена в комплекс памятника.Архангел Рафаил возвышается на колонне, поставленной на высокий цоколь, который  украшен фигурами животных и растений, олицетворяющих город Кордову и реку Гвадалкивир. Выше столб окружают три фигуры святых Ацискла Кордубского, Виктории и Варвары. Ацискл и Виктория выбраны потому, что эти мученики пострадали именно в Кордове, причем после казни их тела бросили в  Гвадалкивир, однако их останки не тонули, и римлянам пришлось сжечь их трупы и развеять их пепел по волнам реки.Другая скульптура «Триумф архангела Рафаила» находится на Римском мосту, где она была поставлена в 1651 г.И сейчас у подножия скульптуры всегда лежат цветы и горят свечи, а проходя мимо нее многие кордовцы снимают шляпу или произносят короткую молитву.

Римский — или просто Старый — мост длиной в 250 метров (он насчитывает 16 арок) через реку Гвадалквивир соединяет районы Святого поля мучеников и Кафедрального собора Кордовы. Мост был изначально построен римлянами для торговых перевозок еще во времена императора Октавиана Августа и служил важным стратегическим пунктом, так как он был единственной возможностью  перебраться через Гвадалквивир по суше. Позднее на его основе был сооружен мавританский мост длиной 223 м. На протяжении двадцати столетий Римский мост был единственным мостом в Кордовен (в середине XX в. был построен дополнительный мост сСятого Рафаила). 1 мая 2004 г. проезд транспорта по Римскому осту был запрещён, и он перешел в ранг пешеходных.

В конце моста со стороны Кафедрального собора расположена Пуэрта дель Пуэнте, построенная архитектором Германом Руисом в 1571 г. в ренессансном стиле на месте древнеримских въездных ворот по случаю посещения города королем Филиппом II.Пуэрта дель Пуэнте иногда ошибочно называют Триумфальной аркой, однако, по сути, эти ворота были просто входом в древнюю крепостную стену.

На южном конце моста возвышается оборонительная башня Калаорра — старейшая в городе крепость — построенная в 1369 г. при Энрике II Трастамарском на основе мавританского вала — для защиты от постоянных атак собственного сводного брата Педро I Жестокого.

В 1931 г. башня была объявлена историческим архитектурным памятником. В 1954 г.

ее отреставрировали, и с тех пор она перешла в пользование Института межкультурных взаимоотношений. В настоящее время башня Калаорра превращена в музей, в котором насчитывается 14 залов, каждый из залов посвящен определенному периоду истории Кордовы.

Источник: https://foto-trip.livejournal.com/5574114.html

Ссылка на основную публикацию