Медресе Улугбека — крупнейшее учебное заведение Средней Азии, где помимо изучения религии, читались лекции по философии, математике, астрономии. Медресе имеет строгую планировочную схему: квадратный двор, на главных осях глубокие портальные айваны, промежутки между ними объединены двухэтажным рядом худжр.
С главного (восточного) фасада ко двору примыкает развитая в объеме портальная группа с центральной аркой (пролет 16.5 м.) и боковыми залами. Такие же залы-аудитории (дарсханы) имелись соответственно по другой (западной) стороне двора.
Здесь,между ними, находится обширная галерея. Наружные углы здания закреплены стройными минаретами. Все помещения прямоугольные в плане, перекрытия сводчатые. Дарсханы имеют крестовидный план — квадратная основа зала и ниши на осях.
Перекрытие залов купольное.
В глубине главной портальной ниши находился арочный проем с ажурной решеткой. По бокам деревянные резные ворота, за которыми во двор вели коленчатые коридоры. Необычная и своеобразная композиция фасада: в центре огромный портал и глубокая ниша со стрельчатым сводом. По бокам портала в небольшом отступе стена дарсханы, фланкированная минаретом.
Медресе Улугбека
Между порталом и минаретами в глубине с двух сторон располагались рубчатые купола на высоком барабане. Центры боковых фасадов подчеркнуты слегка отступающим объемом портала, связывающимся со двором айваном.
- Снаружи медресе (в плане около 81 х 56 м) имеет сплошную облицовку из глазурованных кирпичиков, мозаики и майолики, а также в небольшом объеме резных камней.
- Ритмическая организация плоскостей осуществлена в основном путем разделения поверхности стены на прямоугольные панно и пояса.
- Во всем характере, технике и приемах облицовки много общего с соборной мечетью Биби-ханым. Но здесь художественная выразительность, культура архитектурной формы достигает еще более высокого совершенства и отточенности.
- Бесконечное разнообразие орнаментальных переплетений, строгость и динамичный побег гириха, многочисленные надписи, богатство и глубина цветового построения и, самое главное, удивительная гармоничность и уравновешенность всего организма отражают взлет неповторимого творчества.
Построением медресе Улугбека была заложена основа будущего архитектурного ансамбля — Регистана, окончательно завершенного лишь в 17 веке.
5 красивых мечетей Узбекистана
Мечеть для всех мусульман является святым местом, предназначенным для поклонения Аллаху. С арабского «масджид» это слово так и переводится — «место поклонения». Исламская религия является второй по числу приверженцев в мире, именно поэтому количество прекрасных мечетей увеличивается с каждым годом.
В нашем списке 5-ка самых красивых по архитектуре мечетей, расположенных в Узбекистане.
Мечеть «Минор» — Ташкент
Мечеть «Минор» расположена в самом центре Ташкента, на набережной канала Анхор. Ее строительство было начато в 2013 году, а открытие состоялось 1 октября 2014 года, накануне священного праздника мусульман Курбан Хайита.
Ее сразу прозвали «белой мечетью столицы», так как она, в отличие от старинных кирпичных мечетей, отделана белым мрамором. Она представляет собой потрясающее зрелище, особенно в восходящих лучах солнца! Вместимость мечети составляет почти 3000 человек.
Основное здание располагает двухэтажным молельным залом, двумя террасами и двумя 38 – ми метровыми минаретами.
Мечеть «Шайха Зайниддина» — Ташкент
Расположенная в махалле Кукча мечеть «Шайха Зайниддина» насчитывает 700 летнюю историю. Название она получила по своему месторасположению -возле усыпальницы Шайха Зайниддина, после открытия в 1943 году. В народе ее называют мечетью «Кукча».
Накануне празднования 20 — летия провозглашения Независимости Республики Узбекистан была проведена капитальная реконструкция внутреннего интерьера. В работе были использованы лучшие образцы каллиграфического искусства, резьбы по ганчу и дереву.
Самыми привлекательными частями мечети заслуженно являются устремленный к небесной лазури минарет и величественный купол. Мечеть может вместить одновременно до 6 тысяч верующих.
Мечеть «Бибиханум» — Самарканд
В прежние времена архитектурный памятник XV века, мечеть Бибиханум, считалась самой крупной в мусульманском мире. Классический образец архитектурного зодчества Ценральной Азии, она была построена по приказу Амира Темура самыми знаменитыми мастерами. Руководила строительными работами старшая жена полководца Сарай мулк Хонум – Бибиханум, поэтому мечеть и получила это название.
Это одно из самых красивых древних сооружений в мусульманском мире. Ее внутреннее убранство впечатляет не меньше, чем внешний вид – она украшена майоликой, мозаиками, позолоченными росписями, растительными и геометрическими рисунками, ляпис-лазурью.
Со времен обретения Независимости в республике уделяется большое внимание сохранению этого несравненного памятника архитектуры и зодчества.
Мечеть «Боло Хауз» — Бухара
Мечеть Боло-Хауз — это одна из самых красивых действующих мечетей «священной» Бухары. Она построена в 18 веке и расположена напротив дворца бухарских эмиров Арк.
Большая летняя мечеть Боло-Хауз, построенная Эмиром Шахмурадом для публичных молитв и являющаяся шедевром мусульманского зодчества, в 18 веке служила местом моления для эмиров и их приближенных.
Она включает в себя удивительный, огромной высоты, многоколонный айван, купольное здание, минарет, пристроенный в конце 19 века известным бухарским архитектором Усто Ширин Мурадовым, и необычайной красоты водоем — хауз. Особенно привлекательны изящные колонны, на которые опирается потолок айвана. Они богато декорированы резьбой и украшены цветочным и геометрическим орнаментом.
Мусульмане собираются сюда на молитву не только по пятницам, но и в другие дни.
Мечеть «Калян»-Бухара
Мечеть «Калян» считается одной из древнейших во всей Центральной Азии и крупнейшей после самаркандской мечети Бибиханум. Будучи главной соборной мечетью Бухары, она вмещала в свое время до 10 тысяч молящихся.
В современном виде мечеть была построена в 16 – ом веке, и подверглась полной реконструкции в 1997 году в рамках подготовки к празднованию 2500-летия Бухары по инициативе главы государства Ислама Каримова.
Мечеть Калян , наряду с другими памятниками культуры Самарканда и Бухары, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Улугбека, Достопримечательности Бухары
Внук Амира Тимура — Улугбек — был просвещенным правителем и большое внимание уделял развитию науки в своем большом государстве. Помимо известного медресе (1417- 1420 гг.) в Самарканде на площади Регистан, а также медресе в г.
Гиждуване, ранее Улугбек построил аналогичное медресе в консервативной и строгой Бухаре — мусульманской столице Центральной Азии, надеясь, что тогда город станет центром просвещения в этой области.
Медресе Улугбека в Бухаре долгое время служило образцом при строительстве подобных учебных заведений в других городах Центральной Азии.
- Медресе Улугбека (1417 г.) было возведено лучшими зодчими своего времени — Исмаилом Исфагани и Нажметдином Бухари. Медресе отличается уравновешенностью и гармоничностью форм, сочетая в себе строгую величественность и простоту в отделке.
- Это масштабное прямоугольное здание с высоким порталом на фасаде главного входа и традиционным внутренним двором.
- Интересной особенностью медресе Улугбека является то, что коридор при входе ведет не во внутренний двор, как было принято при строительстве медресе, а разделяется и ведет в две стороны — в мечеть и дарсхону (учебный зал).
- На дверях медресе Улугбека была вырезана фраза из Корана, которую можно назвать девизом самого Улугбека: «Стремление к знанию — есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».Здесь же имеется и другое изречение: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый день открыты двери Божьих благословений».
Улугбек прославился на весь мир своими исследованиями в области астрономии.
Неудивительно, что в элементах орнамента медресе Улугбека преобладают астральные мотивы, что символизирует его мировоззрение как ученого-астронома.
Некоторые детали декора отличаются друг от друга методом нанесения — это связано с тем, что медресе несколько раз реставрировалось.
Медресе Улугбека могло принять до 80 студентов, которые изучали астрономию, математику, арабский язык и религиозные предметы. Многие выпускники медресе становились видными мыслителями и поэтами.
Сегодня медресе Улугбека — один из знаменитейших архитектурных памятников Бухары, который ежегодно посещают тысячи восторженных ценителей Восточной культуры. В здании медресе Улугбека находится Музей истории реставрации памятников Бухары.
Монастыри и храмы. Мечети Узбекистана
Самарканд.
Шер-Дор – расположена на площади Регистан что в Самарканде, “Лике Земли” . Регистан (“песчаное поле”) — парадный ансамбль, крупнейший общественный форум средневекового Самарканд. Здание расположено с восточной стороны площади, напротив медресе Мирзо Улугбека. Имя зодчего Абдула Джаббар
Несмотря на бесконечные феодальные войны Шейбанидов (правящая династия), в XVII веке Регистан получил своё наивысшее развитие и принял тот вид, в котором и находят его после реставрации. В 1616-1636 г. г.
- на месте обветшавшей ханаки, обители странствующих дервишей, центр монашеского ордена, построенную по указу мирзо Улугбека, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде Ялангтушбей-бахадур выстроил новое медресе Шер-Дор, “имеющее льва”, потому что в мозаиках тимпанов (внутренне полукруглое или треугольное поле фронтона) изображены полосатые хищники, преследующие белых ланей на фоне восходящего солнца.
- На площадь Регистан обращён величественный пештак (арочный портал) и боковые крылья, за которыми открываются залы мечети и дарсханы, под ребристыми куполами и минаретами по углам.
- Шер-Дор стоит напротив медресе Мирзо Улугбека, образуя традиционный для Средней Азии ансамбль “кош”, т. е. “двойной”, “парный”. . Поверхности наружных стен и дворовых фасадов Шер-Дор сплошь покрыты многоцветной глазурованной керамикой, сверкающей в лучах заходящего солнца.
- В отличии от медресе Мирзо Улугбека декор Шер-дор собран из готовых блоков без швов между плитками. Стены Шер-Дор сделаны трёхслойными, с забутовкой строительным мусором середины между двумя кирпичными стенками.
Поэтому здание плохо сохранилось, и в советское время было капитально отреставрировано (1960-1970 г. г.).
Ребристый купол Шер-Дор.
Майоликовые изразцы до сих пор сохраняют качество глазури и цвет.
После нескольких удачных походов на Хоросан (Восточный Иран и Западный Афганистан) «военачальник, полководец, справедливый и мудрый Ялангтушбей-бахадур!» -так гласит одна из надписей, которой эмир Самарканда не преминул прославить себя,- стал помышлять о вечном, о спасении своей души, окружил себя шейхами и людьми благочестивыми. По рекомендации духовенства эмир повелел построить Шер-Дор и Тилля-Кори.
Высота минаретов достигает почти сорок метров, а купола поднимаются на двадцать восемь метров.
Тигроподобный лев золотисто-охридского цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлён золотистым сиянием.
Изображения людей и животных характерны для иранской культуры, которая господствовала в Средней Азии, в Индии, и других странах.
По одной из гипотез хищник на орнаменте — аллегорическое изображение душ, выходящих из тела после смерти, как в авестийских религиозных гимнах. А преследование лани хищником — аналогичная аллегория смерти. Прослеживается сходство с зороастрийскими канонами.
Все стены Шер-Дор исписаны цитатами из Корана. Однако среди священных текстов начертано хвалебное посвящение в честь Ялагтушбей-бахадура. Например, когда небеса увидели Шер-Дор, то приняли её за новую луну и прикусили палец от удивления.
Бухара.
Калян – шедевр зодчества XVI века, поднятый из руин реставрационными работами за годы Советской власти. Главное здание мечети-джами (пятничной) заключает в себе крестообразный зал, над которым возносится голубой купол на мозаичном барабане.
К XVI веку относится и грандиозный мозаичный михраб в главном здании мечети. На боковой стороне михраба написано имя усто (зодчего) – Баязид Пурани.
- Минарет Пои-Калян – господствующий над городом гигантский столп. Слово “минарет” происходит от “минора” – место, где что-то зажжено. Минареты играли исключительную роль в архитектурных ансамблях, создавая неповторимыми силуэтами своеобразие города. В XII веке Арслан-хан повелел возвести минарет.
- Когда работа была закончена “кто-то сглазил постройку, минарет обрушился, упал на соборную мечеть и две трети её разрушил. Арслан-хан повелел вторично построить минарет”. Высота минарета почти сорок пять метров диаметр его внизу = девять, а вверху – шесть метров. Шестнадцать азанчи (глашатаев) призывали правоверных на молитву.
- Тут же совершали и казни (сбрасывали осужденных). Последнюю жертву сбросили в 1844 году. Украшения придают минарету особую выразительность. В 1920 при штурме Бухары артиллерия М. И. Фрунзе сильно повредила верхушку и ствол минарета.
- В 1976 сильное землетрясение вновь разрушило минарет, но уже в 1980 всё было восстановлено реставраторами.
Мечеть Калян образует традиционный для Средней Азии ансамбль “кош”, т. е. “двойной”, “парный”. В качестве «двойника» выступает медресе Мир-и Араб. На фото виден северный купол медресе. Под ним — гурхана (усыпальница) шейха Мир-и Араба, хана Убайдулла-хана и мударриса (старшего препода медресе) Мухаммада Касыма.
Мечеть Калян по своим масштабам и историко-художественным ценностям сравнима с мечетью Биби-Ханум в Самарканде. Под сводами Калян-джами (соборная мечеть) собирались до двенадцати тысяч молящихся.
Создавали мечеть зодчие-виртуозы. Здесь алгеброю гармония проверена.
И через какой бы из семи входов вы не войдёте в мечеть, вас поразит стройность композиционного замысла, изобразительность пространственных решений.
Восточных вход — главный (на фото. Слева — минарет Пои-Калян). Напротив пештака (арочный портал) михраб, обращённый к Мекке.
Мозаичный михраб грандиозен. Сочные, яркие тона, укрупнённый рисунок и размеры выдают мозаику шестнадцатого века. Автор — усто Баязид Пурани. Каллиграф усто Мир-шейх ал-Пурани украсил михраб текстами из Корана.
Медресе Мир-и Араб.
Хан Убайдулла-хан был пятым ханом-шейбанидом. Знал тюркский, арабский, форси. Писал стихи. Был суровым воином, удачливым полководцем, мудрым правителем.
В 1512 году в битве при Гиждуване узбеки разбили войска Бабура и его союзников персов. В плен попало множество воинов.
Убайдулла-хан продал три тысячи из них, и вырученные деньги подарил своему наставнику, имевшему огромное влияние в Бухаре, шейху Абдуле Йеменскому по прозвищу мир-и Араб.
На эти деньги по заказу шейха и было воздвигнуто медресе. Месторасположение здания свидетельствует об огромном влиянии шейха на хана.
На фото пештак и южная часть Мир-и Араба: гульдаста (угловая башня), мечеть.
Медресе Улугбека
Бухара
Внук Амира Темура, Мирзо Улугбек, царствовавший в Мовароуннахре в первой половине XV века, построил три медресе. Первое было сооружено в 1417 году в Бухаре.
К тому времени Бухара уже на протяжении нескольких веков была известна как столица исламской учености. На Востоке очагами науки и образования всегда были медресе.
Именно поэтому по указанию просвещенного монарха, «ученого на троне», как именовали Улугбека, на входной двери, украшенной тонкими наборами, был вырезан афоризм: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
А на укрепленной рядом бронзовой пластине для стука в дверь каждого входящего встречала надпись: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты врата божьего благословения».
Сооруженное недалеко от торгового купола Токи Заргарон, у былых городских Мазарских ворот, медресе Улугбека было довольно скромно декорировано по сравнению с другими постройками эпохи Темуридов.
Однако выкладки геометрических узоров из поливных кирпичей, орнаментальные мозаики и майолики, а также арабские куфические надписи в оформлении наружных и дворовых фасадов свидетельствуют о незаурядном искусстве зодчих.
Имена строителей медресе Нажметдина Бухари и Исмаила бини-Тахира бини-Махмуда Исфагани начертаны на здании. Историки считают, что Исмаил Исфагани был внуком Махмуда Исфагани – строителя медресе и ханаки мавзолея Гури-Амир в Самарканде.
Несомненная заслуга зодчих в том, что они создали совершенный архитектурный стиль исламского учебного заведения.
На много веков вперед планировка медресе Улугбека стала своеобразным каноном для подобных сооружений, с учетом не только совмещения учебного процесса и проживания студентов в медресе, но и климатических особенностей среднеазиатского региона. Фасад медресе расчленен нишами лоджий и завершен угловыми башнями.
Коленчатый вестибюль вел во двор и в угловые отсеки, где под куполами были устроены мечеть и помещение для занятий в зимнее время – дарсхона. Двор со всех сторон обнесен двумя этажами худжр – келий для студентов. Во дворе под высокими порталами размещены две аудитории для учебы в жаркие летние дни – глубокие тенистые айваны. На втором этаже здания было предусмотрено помещение для библиотеки.
Наряду с изучением Корана и хадисов в медресе Улугбека преподавались и такие науки как логика, искусство стихосложения, математика, геометрия. Занятия проводились ежедневно от восхода до заката солнца.
Преподавание шло, как правило, в форме диспута, причем студенты были вольны в выборе преподавателя – мударриса. Обучение в средневековом «доме науки» длилось от пятнадцати до двадцати лет. Студенты получали небольшую стипендию, на пропитание и приобретение одежды.
Из стен медресе Улугбека вышли многие ученые, теологи, поэты и мыслители.
Медресе Шердор в Самарканде
Медресе Шердор расположено на знаменитой площади Регистан в Самарканде. Эта площадь представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, не имеющий аналогов в мире.
Здесь расположено три больших медресе – Улугбека, Шердор и Тилля-Кари. Медресе Улугбека – главное и появилось тут первым.
А медресе Шердор всегда можно отличить по великолепному мозаичному рисунку на портале, где изображён герб Самарканда.
Медресе Шердор – это так называемое «медресе с тиграми (львами)», его название переводится как «Обитель львов». Эти самые львы и изображены на его портале. После реставрации они являют зрителю такую яркость и сочность цвета, будто бы были выложены ещё вчера.
Два тигра или льва (на самом деле звери напоминают гибрид этих двух животных) изображены зеркально друг от друга. Их необычность заключена в том, что тигры имеют львиные гривы и хвосты. Это мифологическое животное было частью местного зодиакального круга. Из-за их могучих спин восходит солнце. У солнца красивое женское лицо.
Кстати, это изображение можно встретить и на узбекской купюре номиналом 200 сум.
- Культурно-познавательный тур по Узбекистану «Под голубыми куполами Мараканды»: Ташкент – Самарканд – Бухара – Хива – Ташкент (от 630$).
- Увлекательный тур познакомит вас с древней историей и культурой нашей страны, всемирно известными древними памятниками Самарканда, Бухары, Хивы.
- Эти города до сих пор хранят в себе память об Александре Македонском, Чингиз-хане, многочисленных торговых караванах Великого Шелкового пути. Здесь пульсировало культурной жизнью сердце могущественной империи Тамерлана.
- Высокие и элегантные минареты, грандиозные медресе и мечети, средневековые дворцы и мавзолеи, украшенные изумительными керамическими орнаментами, неповторимая суета и колорит восточных базаров, сказочные легенды, теплое гостеприимство и древние традиции местного населения оставят неизгладимое впечатление в вашей памяти.
Тигры преследуют двух ланей, которые также зеркально отражены на портале и имеют изящные изгибы. Вокруг композиции расположился утончённый и сложный узор, отличающийся буйством цветов и доказывающий удивительное мастерство древних мастеров.
Медресе Шердор было построено напротив медресе Улугбека. Его строил зодчий Абдулжаббар, которому принадлежит идея повторить контуры медресе Улугбека с некоторыми изменениями. Эти изменения и отличия не портят общей гармонии, а наоборот оказывают сильное впечатление на зрителя, демонстрируя прекрасное сочетание разницы в мелочах, но целостности в общем облике.
Весь облик медресе, как и самой площади, воплощает главный эстетический постулат Средневековой узбекской архитектуры – единство в многообразии и многообразие в единстве. Медресе Шердор является одним из самых ярких и любимых туристами мест для посещений в Самарканде.
Медресе Кукельдаш
Несмотря на то, что Ташкент стремительно растет и развивается, здесь сохранилось большое число прекрасных памятников узбекского зодчества, истории и культуры. Особое место среди них, как и комплекс Хазрат Имам, занимает медресе Кукельдаш, который является удивительным образцом архитектуры востока.
Медресе входит в состав архитектурного ансамбля Чорсу, которое расположено в Старом городе. Возведенное в средние века, медресе стоит на месте старых ворот, которые являлись частью крепостной стены, окружавшей город.
Колбобо Кукельдаш
Согласно свидетельствам, дошедшим до наших дней, медресе построили в 16 веке по велению шейбанидского визиря Колбобо, которого прозвали в ту пору Кукельдаш, что означало «молочный брат». Как гласят исторические документы, Колбобо считался не только весьма успешным царедворцем, но и великим ученым, а также поэтом при дворе Абдуллахана.
Архитектура здания выполнена в лучших традициях восточного зодчества, фасад с высоким арочным входом декорирован цветной мозаикой и майоликой. Во внутреннем дворе прямоугольной формы по периметру разместились кельи-худжры, где ранее находились студенты, небольшая мечеть и зал для занятий (дарсхона).
Жизнь продолжает кипеть
В течение многих веков медресе Кукельдаш было центром жизни города, в разные периоды времени оно играло роль учебного заведения, оборонительной крепости и караван-сарая. Вокруг кипела жизнь, шумел базар, глашатаи зачитывали правительственные указы, казнили преступников.
Сегодня, как и много веков назад медресе продолжает принимать в своих стенах многочисленных студентов. По мнению туристов и гостей города, это не только великолепный памятник истории и архитектуры, но и прекрасное начало для захватывающей прогулки по Старому городу.