Мечети Великобритании

Воскресная трагедия в Лондоне шокировала значительную часть британского общества. Напомним, что в ночь с 18 на 19 июня 48-летний исламофоб на грузовике врезался в толпу прихожан, выходивших с молитвы из мечети в Финсбери Парке. Один человек погиб, еще 10 ранены, некоторые тяжело.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй осудила это преступление, назвав его «отвратительной попыткой нарушить свободу вероисповедания». Она пообещала обеспечить охрану британским мечетям, выделив для этого дополнительные силы полиции.

Так же Мэй на этом примере заявила, что «терроризм, экстремизм и ненависть могут принимать различные формы, однако наша готовность бороться с ними не должна зависеть от того, кто именно несет ответственность за то или иное преступление». Иначе говоря, неважно, идет ли речь об «исламском» терроризме или антиисламском, терроризм это зло потому, что он терроризм, а не потому, что он тот или этот, и общество с государством должны давать ему отпор.

Британия: мечети под охрану. А мусульман?

Однако тут возникают вопросы, который активно ставят в последние два дня многие британцы, в особенности мусульмане.

  • Ведь, когда речь заходит об «исламском терроризме», и Мэй, и многие ее единомышленники говорят о том, что необходимо разбираться с той питательной средой, в которой он появляется и развивается, и бороться с ней. Имея в виду под этой средой т.н. «радикальный ислам» или «исламский экстремизм».
  • Но почему в таком случае не говорится о той питательной среде, в которой возникает и развивается подобный антиисламский терроризм? В частности, британские блогеры вчера скомпоновали подборку заголовков статей из британских газет, разжигающих ненависть к Исламу (на фото).
  • И это далеко не исчерпывающие примеры — день и ночь и в Великобритании, и в других странах идет пропаганда, демонизирующая Ислам и мусульман.
  • И стоит ли удивляться тому, что какие-то из потребителей этой пропаганды приходят к выводу о необходимости убивать мусульман и нападать на их храмы? Таким образом, в этом вопросе пока налицо двойные стандарты.

Но, тем не менее, сам факт наличия в обществе свободной дискуссии по таким вопросам и конкуренции политических сил, представляющих интересы разных групп (например, оппозиция британскому правительству опирается на голоса, в том числе, мусульманских избирателей) выгодно отличает Великобританию от таких стран как путинская Россия. Ведь в последней против мусульман совершается не меньше нападений — не таких громких, но не менее кровавых. Но, по крайней мере, в отличие от России в Великобритании не исчезают бесследно люди из «профилактических списков», а мусульмане имеют свой голос в политике через партии и депутатов, представляющие их интересы.

Архитектура мечетей Великобритании — Ислам и Семья

В последние годы в Великобритании развивается исламская архитектура – активно и в различных направлениях в соответствии с потребностями мусульманской общины. Строятся исламские образовательные центры, исламские общественные центры, мечети. В данной статье мы попытаемся изложить, как представлена исламская архитектура на фоне британского ландшафта,

изучив, каким образом мусульманская община развила и адаптировала этот вид архитектуры к современному городскому пейзажу. Мечети

На строительство мечетей британские мусульмане затрачивают больше всего средств и сил по сравнению с другими архитектурными сооружениям.

Строительство мечетей в Великобритании нельзя назвать простым делом, потому что не все помещения могут быть оформлены как культовое сооружение. В этом вопросе многое зависит от критериев, определяющих, что же такое мечеть.

Традиционно принято считать, что мечеть это центр религиозной жизни мусульман в мусульманском мире, поэтому она ассоциируется с геометрическими орнаментами, арабесками, куполами и минаретами.

  • До 1964 года в Великобритании официально существовало только семь мечетей, но уже в следующие десять лет каждый год регистрировалось приблизительно по восемь мечетей. Быстрое развитие мусульманской архитектуры было связано со значительным ростом мусульманского населения страны.
  • Первоначально большинство мечетей реконструировались из уже существующих зданий, но в 1970-х началось бурное строительство мечетей, изначально соответствовавших своему прямому целевому назначению; таким образом, исламская архитектура начала формировать свой собственный визуальный язык и вписываться в городской ландшафт.
  • Сейчас мусульмане составляют уже 4% британского населения, поэтому можно ожидать, что исламская архитектура в Великобритании будет продолжать расти и развиваться. Домашние мечети

Первые мечети создавались в 1950-60-х годах. Это были «домашние мечети». Они размещались в жилых домах, в которых делалась перепланировка так, чтобы можно было проводить религиозные собрания, например, помещения расширялись за счет выноса стен.

«Домашние мечети» и по сей день преобладают среди всех других видов британских мечетей. Впрочем, некоторые из них подверглись значительной «эволюции», получив официальный постоянный статус культовых сооружений.

Сейчас повсеместно распространена практика, когда мусульманская община приобретает недвижимость рядом с существующей мечетью, если мечеть уже не вмещает всех желающих, после чего приобретенные помещения подвергаются перепланировке и используются по новому назначению.

«Домашние мечети» интересно сочетаются с ландшафтом жилых кварталов британских городов, где не ожидаешь встретить культовое сооружение. Тем не менее, они необходимы в отдельных районах страны, отмеченных интенсивным ростом мусульманской общины.

Иногда такие жилые дома приспосабливают под новое целевое назначение даже визуально, добавляя те или иные архитектурные элементы, такие как арки или небольшие купола.

По мере роста и повышения благосостояния мусульманских общин иногда «домашние мечети» сносят, а на их месте строят настоящие мечети, куда может поместиться уже гораздо большее количество людей.

Специально построенные мечети Когда мусульманские общины, состоящие из представителей тех или иных течений ислама и этнических групп, приживаются и благополучно развиваются на одном месте, они начинают строить собственные мечети с тщательно проработанными и дорогостоящими архитектурными проектами, даже состязаясь за то, чья мечеть красивее и богаче. С ростом благосостояния они все более стремятся утвердиться, подчеркнуть свою принадлежность к той или иной ветви ислама, и это отражается в строительстве различных мечетей.

Обычно финансирование строительства таких мечетей происходит за счет щедрых пожертвований частных учреждений и организаций, а также богатых людей.

Известно, что в британском контексте немусульмане узнают о связи здания с исламом по наличию купола. То есть, в символическом и политическом смысле купол важен для мусульман тем, что с его помощью они заявляют о своем присутствии в Великобритании.

Купол также позволяет создать для различных этнических групп мусульман привычную и напоминающую о родине обстановку.

Поэтому местным властям целесообразно всячески поощрять строительство мечетей с различными архитектурными особенностями, если они хотят поддерживать принципы «интеркультурализма», предполагающего одновременное присутствие нескольких религий с толерантным отношением друг к другу.

Многие из возведенных в Британии мечетей, особенно в крупных британских городах, часто называют «центральными мечетями». Центральные мечети являются средоточием религиозной активности местных мусульман.

В связи с тем, что центральные мечети имеют еще и символическое значение, они играют стратегическую роль для мусульманской общины и общества в целом.

Впрочем, распространение таких мечетей в последние годы связано с дискуссиями о том, что приемлемо и что неприемлемо для Великобритании и британцев.

Центральная мечеть Лондона была построена в 1978 году по проекту сэра Фредерика Гибберда. Благодаря ряду отличительных особенностей ее архитектуры, в частности, золотому куполу, мечеть стала одной из достопримечательностей столицы.

Традиционные элементы исламского искусства украшают внутреннюю часть купола, который изнутри покрыт арабесками и резьбой в виде геометрических узоров. В мечети практически нет мебели, тем большее внимание зрителя приковывает к себе массивный подсвечник и различные конструктивные детали, украшенные замысловатым абстрактным орнаментом.

  • Главный зал рассчитан на пять тысяч человек, балконы, выходящие на зал, предназначены для молитвы женщин.
  • Мечеть пристроена к исламскому культурному центру, который был официально открыт королем Георгом VI в 1944 году и стал подарком для мусульманской общины Британии, хотя земля была пожертвована королем в обмен на участок под строительство англиканского собора в Каире.
  • 2 миллиона фунтов стерлингов пожертвовал на строительство мечети Его величество король Файсал бин Абдуль-Азиз аль-Сауд (Faisal Bin Abdul-Aziz-Al-Saud).
  • Остальные средства были предоставлены шейхом Заидом бин Султаном аль-Нахьянмом (Zayed bin Sultan Al Nahyanm), правителем Абу-Даби и президентом Объединенных Арабских Эмиратов.

В 1977 году работа была завершена, общий бюджет проекта составил 6,5 миллионов фунтов. Еженедельно в мечети бывает до 20 тысяч человек, здесь регулярно проводятся семинары, лекции и различные образовательные мероприятия. Мечеть представляет интерес своими архитектурными достоинствами, поэтому здесь регулярно проходят экскурсии. Реконструкция британской архитектуры

Мусульмане часто специально выкупают большие помещения – бывшие церкви, кинотеатры, заводы или склады – для своих религиозных и социальных нужд. Эти здания перестраивают, делая в них исламские центры и мечети. Примечательно, что именно такая судьба постигла многие британские христианские церкви в 1970-80-х годах.

Воплотить новую архитектурную концепцию в бывших церквях и часовнях помогло наложение различных видов религиозной архитектуры, создававшее своего рода архитектурные гибриды.

Одним из последних примеров подобного смешения стилей стал исламский центра Дарул-Улум Кадрия Джилания в Манчестере.

Иногда крайне правые британские партии выступают против передачи христианских церквей мусульманской общине и критикуют смену религиозного статуса и предназначения зданий.

Еще одним примером подобной реконструкции является Британский центр мусульманского наследия в Манчестере, имеющий значение национального центра по охране памятников мусульманской архитектуры и истории Великобритании. Центр занимается сбережением мусульманского наследия, пропагандируя социальную гармонию, мирное соседство и развитие общины мусульман, проживающей на территории Великобритании.

  • Здание, приобретенное для этого проекта, имеет значительную историческую ценность и отличается уникальной архитектурой. Строение в готическом стиле возведено в 1840-1843 годах, и ранее здесь располагался Национальный колледж. Здание занесено в список культурных памятников Манчестера и всегда было заметным и привычным элементом городского ландшафта.
  • Этот случай наглядно демонстрирует, что влиятельность мусульманской общины растет, и она проявляет интерес к традиционной британской архитектуре, все больше интегрируясь в британское общество. Будущее исламской архитектуры в Великобритании
  • В последние пятьдесят лет в Великобритании построено огромное количество исламских культурных и образовательных центров и мечетей.
  • В большинстве городов тут и там можно встретить признаки присутствия мусульман: это и сооружения культового назначения со своеобразной архитектурой, и реконструированные здания исторического значения.
  • По мере развития мусульманской общины, в британском городском пейзаже неизбежно возникнут новые черты благодаря активному строительству мечетей, учебных центров, исламских школ.

В ближайшем будущем также предстоит провести огромную исследовательскую работу, которая позволит исламской архитектуре гармонично вписаться в британский ландшафт и далее развиваться на его фоне.

Лондон превращается в мусульманский город

В столице Великобритании, которую английская журналистка назвала «Лондонстаном», сегодня имеется 423 мечети, построенные во многих местах на разрушенных церквах. Эти данные приводит итальянский писатель и исследователь Джулио Миоти в своей работе для Института Гейтстона …

В столице Великобритании, которую английская журналистка назвала «Лондонстаном», сегодня имеется 423 мечети, построенные во многих местах на разрушенных церквах. Эти данные приводит итальянский писатель и исследователь Джулио Миоти в своей работе для Института Гейтстона в Вашингтоне.

Он приводит такие примеры, как церковь «Сант-Питер», которая превратилась в мечеть «Медина», а мечеть «Брик-лайн» создана на месте церкви методистов. Он также говорит и том, что в Лондоне все больше людей переходят в ислам, а некоторые, такие, как Халед Масуд, совершивший теракт на Вестминстерском мосту наделю назад, становится  приверженцами радикального ислама.

Миоти делает вывод, что христианство теряет свои ведущие позиции в английской столице, а ислам становится там религией будущего. По оценке специалистов к 2020 году число людей, исповедующих ислам 683 тысячи человек – больше, чем христиан, посещающих мессу.  А число верующих мусульман будет в три раза больше, чем верующих христиан, регулярно посещающих церковь.

Сегодня самое распространенное имя в Лондоне – Мохаммед

Второй крупный город в Великобритании – Бирмингем, в котором сегодня 21,8% мусульман. В Манчестере проживают 15,8% мусульман. И четверть населения Бредфорда с 300-тысячным населением – мусульмане.

И, наконец, еще один показатель исламизации Англии, который приводит «Аруц 7» — это число шариатских судов, которых в королевстве Ее величества насчитывается сегодня 100.

Мусульмане Великобритании викторианской эпохи (Часть 1)

После избрания Садика Хана мэром Лондона развернулись дебаты по поводу места ислама и мусульман в жизни Великобритании.

Хан стал одним из наиболее популярных мусульман-политиков в Европе после победы на мэрских выборах в Лондоне, набрав 57 процентов голосов избирателей. Он сумел обойти в конкурентной борьбе своего соперника из стана Консервативной партии Зака Голдсмита, который использовал в предвыборной гонке исламофобскую риторику.

В настоящее время в Великобритании проживают более 2,7 миллиона мусульман. Это население отличается большим разнообразием. Основная часть британских мусульман живет в Англии и в Уэльсе.

  • К концу викторианской эпохи Британия представляла собой обширную империю, раскинувшуюся, в том числе и на Востоке, где проживали мусульманские народы. Когда представители наиболее привилегированных слоев империи принимали ислам, это, как правило, встречало любопытство и изумление, нежели враждебность.
  • В 1913 году издание Daily Mirror посвятило статью под названием «Ирладский пэр принял ислам» истории лорда Хедли. «Привлекательность восточной религии влияет на все большее количество европейцев, что сейчас можно наблюдать в объявлении себя мусульманином лордом Хедли. До этого он провел многие годы в Индии», — говорилось в статье.
  • Подобно лорду Хедли, многие другие британцы, принявшие ислам, были достаточно молодыми аристократами или детьми из предпринимательской элиты. Также встречались исследователи, интеллектуалы, высокопоставленные чиновники, которые трудились или жили в мусульманских землях, находившихся в колониальной зависимости от Британии.
  • «Истории этих обращений отражают турбулентный характер времени, в котором они жили, а также чрезвычайно глубокие вопросы, которые касались религии, природы и возникновения человечества.

В то время разворачивались побоище и хаос Первой мировой войны, расцветало суфражистское движение, поднимались вопросы империализма и права британской и других западных империй властвовать над столь большим количеством людей.

Во многих случаях судьба тех людей, кто принимал ислам, находила на себе отпечаток очень сложного мира. В британских войнах в Судане и Афганистане, а позднее и в Европе, эти люди видели ужасное кровопролитие, в котором все стороны конфликтов утверждали, что Бог находится на их стороне.

При этом они испытали на себе подлинную духовность, мирный характер и простоту исламского сообщества. Это все пришлось им по душе», — говорит профессор Университета Лондона Хумаюн Ансари.

Истории этих людей объединяет то, что ислам на Западе тогда рассматривался в совершенно ином свете, чем сейчас. Исследователи, путешественники обращались к востоку и видели в мусульманской вере мир, братство и универсальные ценности.

Ниже представлены истории британцев, принявших ислам более века назад. Складывающаяся картина позволяет понять, что нынешние вопросы и конфликтные ситуации, кажущиеся нам уникальными, на самом деле имеют гораздо более глубокие корни, которые ни в коем случае нельзя оставлять без изучения.

Уильям Куилиям (1856-1932)

Уильям Абдулла Куилиям

Одним из первых представителей привилегированных слоев британского общества, кто принял ислам, является Уильям (Абдулла) Куилиям.

Он был сыном известного проповедника-методиста и часового магната из Ливерпуля.  Уильям стал мусульманином в начале 1880-х годов.

Он совершил путешествие по Марокко, Тунису и Алжиру в поисках наиболее подходящего климата для выздоровления от постигшей его болезни.

Куилиям был восхищен исламом и посвятил себя изучению этой религии. Он стал мусульманином в Марокко, потом вернулся в Ливерпуль, где начал вести проповедь, взяв себе имя Абдулла.

Сумев достичь успеха в адвокатской деятельности, он основал первую на территории Великобритании мечеть, которая была открыта в Рождество 1889 года в Ливерпуле. В 1894 году халиф Османской империи Султан Абдул-Хамид Второй назвал Уильяма Абдуллу Куилияма лидером британских мусульман.

Куилиям много работал на просветительской стезе, издавая книги об исламе. Некоторые из них он даже отправил королеве Виктории. Ей труды по исламской вере понравились, и она попросила копии также для своих детей.

Уильям Абдулла Куилиям умер в 1932 году в Лондоне. Его похоронили в кладбище Бруквуд, в котором покоятся многие другие британские мусульмане.

Культура и искусство

В связи растущей общиной мусульман в Великобритании, там процветает исламская архитектура. Так, появились исламские центры образования, исламские общинные центры и мечети. В этой статье мы рассмотрим представление исламской архитектуры в британских ландшафтах, как исламская архитектура адаптировалась к городскому английскому пейзажу.

Мечети

Мусульмане Британии больше всего сил вкладывают в строительство мечетей, чем на создание других исламских учреждений. Однако, в Англии это задача не из легких. До 1964 в Великобритании было зарегистрировано всего семь мечетей.

Но в 1964 году появились еще семь. В течение следующего десятилетия ежегодно появлялись примерно по восемь новых сооружений.

Такой быстрый рост числа мечетей связывают со значительным ростом мусульманского населения на туманном Альбионе.

Первоначально обычные здания перестраивали в мечети. С 1970 года начался рост строительства мечетей, поэтому в городском пейзаже появляется визуальный язык исламского архитектурного символизма.

Сейчас мусульмане составляют 4% населения страны, чтобы отразить растущее мусульманское сообщество, в Великобритании будет продолжать расти исламская архитектура.

Дом-мечеть

Первые мечети, которые были построены в 1950-х и 1960-х годах, были домами-мечетями. Говоря точнее, жилые помещения переделывались под религиозные нужды. В домах сносили стены, чтобы освободить место для общинного намаза.

Дома-мечети до сих пор остаются преобладающими видами мечети в Великобритании. Тем не менее, иногда они претерпевали значительную эволюцию.

В настоящее время в порядке вещей присоединять соседние дома для того, чтобы разместить все больше людей.

Дома-мечети представляют собой интересное явление в среде городского английского ландшафта. Ведь это не жилое пространство, а место для религиозных нужд. Некоторые общины визуально приближают жилые дома к религиозным сооружениям, добавляя в архитектуру особенности исламской атрибутики, таких как арки и малые купола. Это отражает рост мусульманской общины в отдельных районах Великобритании.

Когда мусульманская община разрастается и становится богаче, такие дома-мечети сносятся и на их месте отстраивают настоящую мечеть.

Специально построенные мечети

Мусульманские общины состоят из разных течений и национальностей. Их религиозная идентичность определяется через различные исламские школы. Это мышление проявляется и в строительстве различных типов мечетей, так как происходит за счет частных учреждений и организаций, а также состоятельных людей.

Купол, как символ мусульманской идентичности, положительно воспринимается немусульманами Англии.

Это очень важно как в символическом, так и в политическом плане, так как она узаконивает мусульманскую общину в Великобритании.

Эта атрибутика также может быть использована для создания необходимого пространства. Местные власти активно способствуют строительству мечетей с отличительной архитектурой.

  • Многие из таких мечетей в Великобритании, особенно в крупных городах Британии, часто называют «Центральной мечетью». Центральные мечети часто выступают в качестве координаторов в исламской деятельности. Эти мечети приобретают стратегическую роль в мусульманской общине и в обществе в целом. Однако их активное строительство за последние годы привело к разногласиям.
  • Проект мечети London Central был разработан Фредериком Джиббертом в 1978 году. Различная архитектурная особенность, включает золотой купол, что делает его достопримечательностью города.
  • Мечеть также украшают традиционные геометрические арабески. В ней очень мало мебели, зато есть впечатляющая люстра и красивые сложные абстрактные декоры.
  • Основной зал вмещает более пяти тысяч верующих, при этом женщины совершают намаз на балконах.
  • Рядом с мечетью находится Исламский культурный центр, который был официально открыт королем Георгом VI в 1944 году. Безусловно, это был дар мусульманской общине Великобритании.

Земля, на которой расположен Исламский культурный центр, Георг VI отдал в распоряжение мусульман в обмен на земли в Каире для строительства англиканского собора. В 1977 году строительство было завершено.

Мечеть в неделю посещают до 20 тысяч верующих, здесь регулярно проводят лекции и семинары об исламе. Мечеть London Central пользуется популярностью среди туристов.

Старинная британская архитектура

Мусульманские общины Великобритании превратили в мечети не только жилые дома, но также и бывшие церкви, кинотеатры, заводы или склады.

Это было связано с изменением состояния некоторых христианских церквей в 1970-х до 1980-х годов, когда церкви и часовни были в избытке. Недавно, например, преобразовали еще одну церковь в Манчестере.

Национальный центр мусульманского наследия и самобытности в Великобритании стремится поощрять сбалансированную социальную сплоченность, мирное сосуществование и содействие развитию общин.

Преобразования церквей и часовен на мусульманской общины иногда обсуждаются и оспариваются Правой британской партией, которые выступают против изменения религиозного статуса и оккупации зданий.

Будущее исламской архитектуры в Великобритании

В Великобритании существует огромное количество мечетей, исламских культурных и образовательных центров, которые были созданы за последние 50 лет. Гуляя по центру, можно заметить отличную от основной массы архитектуру, преобразованные здания исторического значения.

Уже сейчас мусульманская община Англии активно развивается, строятся мечети, учебные центры и исламские школы. С ростом мусульманского населения, эта тенденция тоже будет нарастать.

Почему в Британии стало так много мусульман?

Данные переписи 2011 г. показали, что численность мусульманского населения в Великобритании за период с 2001 по 2011 гг значительно возросла – с 1,5 млн почти до 3 млн человек. Таким образом, доля мусульманского населения поднялась с 2% до 5%.

В некоторых городах мусульмане стали составлять почти 50% населения, а в крупных городах вроде Лондона или Манчестера они насчитывают порядка 14% населения.

  • Но почему численность мусульман так сильно возросла, и каковы последствия этой тенденции?
  • Существует несколько причин, по которым численность мусульман удвоилась. Некоторые из этих причин более очевидны, некоторые – менее. Например, широко известно, что показатели рождаемости у мусульман выше, чем у людей других вероисповеданий – т.е.
  • доля мусульман в населении более молодых возрастных категорий выше, чем в населении более пожилого возраста.
  • Также очевидно, что во многих мусульманских странах имеют место конфликты, поэтому значительное количество мусульман из таких стран, как Сомали или Афганистан, стремится обеспечить своим близким более комфортные и безопасные условия проживания в Великобритании.
  • Наличие уже проживающего в Великобритании мусульманского населения тоже сыграло роль в привлечении последователей Ислама в страну. Потенциальные мигранты знают, что найдут здесь родственников, друзей и обширный круг общения, сообщество.

Если углубиться в историю, можно вспомнить, что колониальные отношения Британии со многими мусульманскими странами более 50 лет назад вызвали массовую миграцию мусульман и других народов, а это впоследствии привело к стабильному притоку мигрантов в Великобританию.

Одна из наименее широко известных причин роста численности мусульман в Великобритании связана с увеличением количества британцев, осознанно переходящих в Ислам. По некоторым оценкам, сотни британцев каждый месяц принимают Ислам, и это, несомненно, делает свой вклад в увеличение численности мусульман.

Эти обращения вызваны растущей миссионерской активностью мусульман, но также свою роль играет и разочарование многих людей в христианстве. Поэтому неудивительно, что по мере того, как численность мусульман растет, количество христиан снижается. Все очевидно – просто некоторые христиане принимают Ислам.

Последняя, но не менее важная причина роста численности мусульман связана с политикой идентичности.

В минувшем десятилетии, после терактов 11 сентября и во время «войны с террором», мусульмане ощущали на себе значимое давление и считали необходимым защищаться от внешней агрессии.

Тогда была очень распространенной мысль о том, что экстремистам каким-то образом позволили присвоить имидж Ислама.

  • Многим мусульманам кажется, что СМИ и политики являются соучастниками навязываемого обществу ассоциирования мусульманской идентичности с экстремизмом. В результате, за период с 2001 по 2011 гг значительно возросло количество мусульман, гордящихся своей идентичностью и готовых противостоять исламофобским дискурсам, окружающим мусульманскую идентичность в последние годы.
  • Когда происходят нападки на какую-либо идентичность, те, кого к ней относят, склонны утверждать себя в принадлежности к этой идентичности, а не скрывать ее.
  • Но все же доминирование исламофобии после событий 11 сентября заставляет многих людей не указывать свое мусульманское вероисповедание при переписи населения.
  • Поэтому вполне возможно, что численность мусульман на самом деле значительно превышает официальные 5%, особенно с учетом того, что 7% населения отказались заполнять графу «вероисповедание».
  • Сколько среди этих 7% мусульман – неизвестно, но есть вероятность того, что нашлось довольно много желающих скрыть свое вероисповедание из страха дискриминации.

Что же означает рост численности мусульман? Неизбежно, ультраправые заявят, что имеет место «исламификация Британии». Более рассудительные люди справедливо считают, что это происходит не просто так. Мусульмане в британском обществе остаются малочисленным меньшинством, хотя и вносящим весомый вклад.

Центральная Лондонская мечеть

Лондон разнообразен и контрастен. Перечень достопримечательностей этого города мог бы занять много страниц. Одно из замечательных мест, на которое стоит обратить внимание при посещении столицы Соединенного Королевства — Центральная мечеть в Риджентс-парке (с англ. Парк регента).

Немного истории

Истоки: начало ХХ века

Мечеть в центральном Лондоне впервые пытались построить еще в 1900 – 1930 гг. под руководством новообращенного к исламу лорда Хедлей. В 1936 году он поднял этот вопрос в палате лордов.

Средства на проект предоставил низам индийского княжества Хайдарабад.

Официально место под мечеть было выделено британским правительством в 1940 г. Участок площадью 23 акра был приобретен за 100 000 фунтов и подарен мусульманам в память о тысячах мусульманских индийских солдатах, отдавших свои жизни за Британскую империю.

Середина ХХ века: рождение мечети

Лондонская Центральная мечеть была зарегистрирована в 1947 г. Комитетом мечети. Мечети требовалась реставрация и модернизация. В 1969 г. был открыт международный конкурс, на который предоставили более ста проектов как от мусульманских, так и от немусульманских стран.

Победила работа английского архитектора Фредерика Джибберда. Его проект предусматривал главное здание, включающее в себя два зала, вестибюль, библиотеку, читальный зал, а также минарет. Комплекс обошелся в общую сумму 6,5 млн фунтов. На строительство, начатое в 1974 г.

при помощи Объединенных Арабских Эмиратов, жертвовали огромные суммы короли и шейхи мусульманских стран.

Что еще здесь есть

При мечети действует Центральный Исламский центр. Позднее здесь открыли свой детсад и воскресную школу. Сейчас Центральная мечеть Северного Лондона имеет Сертификат лучшего исламского центра в Европе.

Архитектура

Купол с арабесками

Лондонская Центральная мечеть стала достопримечательностью столицы благодаря своей своеобразной архитектуре. Грандиозный золотой купол изнутри покрыт традиционными исламскими арабесками и резными геометрическими фигурами. Внутри здания имеются монументальные мраморные перекрытия. По общепринятым правилам в мечети нет мебели.

Главный зал рассчитан на одновременное пребывание в нем почти 5000 верующих. В зал выходят балконы, на которых совершают молитву женщины. Внутри имеется огромный подсвечник. Причудливый абстрактный орнамент украшает конструктивные детали. Тут же находятся небольшой книжный магазин и халяль-кафе. Минарет мечети имеет высоту 140 футов (около 43 метров).

Вся архитектура выдержана в строгом, но прекрасном стиле.

Экскурсии

Поскольку мечеть представляет интерес своими архитектурными особенностями, здесь проводятся регулярные экскурсии. Их стоимость зависит от туристической компании, услугами которой вы воспользуетесь.

Под землей

Если вы путешествуете самостоятельно, вам нужно добраться до Риджентс-парка. Он находится примерно в 2,5 км к северу от вокзала Чаринг-Кросс в центре города, рядом со станциями метро «Риджентс парк», «Камден Таун», «Бейкер Стрит».

Если вы будете выходить на станции «Бейкер Стрит», пройдите по одноименной улице до конца. Стоимость одной поездки в лондонском метро зависит от способа оплаты и времени суток.

При наличном расчете билеты будут стоить от 3 до 6 EUR в зависимости от того, из какого района Лондона вы будете добираться. Можно купить смарт-карту и сэкономить деньги.

По земле

Также до парка можно доехать автобусами маршрутов номер 18, 27, 30, 88, 205, 453, С2 и ночным маршрутом номер 18. Билет на одну поездку в автобусе при покупке за наличные стоит 1,50 EUR.

Современные факты

В сентябре 2002 г. британские газеты сообщали, что в Центральной мечети Лондона исламские фундаменталисты выступили с призывом превратить Великобританию в исламское государство. Около 100 полицейских предотвратили столкновение между представителями «антинацистской лиги» и фундаменталистами.

Только цифры

В месяц Лондонскую Центральную мечеть посещают около 100 тысяч верующих. Ежегодно здесь принимают ислам около 400 человек.

В чужой монастырь – с чужим уставом

При посещении мечети помните, что это культовое учреждение, и здесь необходимо вести себя, согласно традициям. Не нужно облачаться в шорты, женщинам следует надеть закрытую одежду и платок.

В мечети нельзя смеяться и громко разговаривать. Около мечети не стоит курить.

Уважительное отношение к религиозным правилам позволит вам избежать неприятностей и получить удовольствие от осмотра такой необычной достопримечательности, как Лондонская Центральная мечеть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: