Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк ﷺ держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.
Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха ﷺ постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он Пророк ﷺ делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).
Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:
- Суннат
- Мустахабб (предпочтительные).
Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).
Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).
Желательные посты в течение года
Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:
- Пост каждый понедельник и четверг
Достоинство этого поста: Посланник Аллаха ﷺ выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)
- 13-ый, 14-ый и 15-ый дни каждого месяца, которые известны как «белые дни» (айямуль бейд). (Маракиль Фалях, с.350; Дурруль Мухтар, т.2, с.375; Алямгири, т.l, с.201).
Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).
Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)
- Любые три дня каждого месяца
(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).
Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)
- Девятое число месяца Зуль-хиджжа, известное как «день Арафа».Однако этот пост не держат те, кто совершает хадж и находится в это время на Арафате, поскольку они могут ослабеть от поста. Но если они чувствуют в себе достаточно сил, они могут также держать этот пост (Дурруль Мухтар, т.2, с.375).
Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).
Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)
- Любые шесть дней месяца Шавваль(месяца, следующего за Рамаданом), кроме 1-ого Шавваля, поскольку это день праздника Ид аль-Фитр. (Маракиль Фалях, с.350; Алямгири, т.1, с.201).
Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)
- Поств пятницу(Шами, т. 2, с. 375; Маракиль Фалях, с.350; Алямгири, т.1, с.201). Однако, лучшим будет прибавлять к этому дню еще один день – держать пост либо в четверг и пятницу, либо в пятницу и в субботу (Сахих Муслим, хадис 2678; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 1229;)
- Поств субботу и в воскресенье (вместе)(Шами, т.2, с.375-376, см. Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.318, хадис 2167; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3616; Мустадрак аль-Хаким)
- По возможности, держатьпост в первую половину месяца Ша’бан, при условии, что это не ослабит человека и не помешает ему держать пост в Рамадан. (Алямгири, т.1, с.201, см. Сахих Бухари, хадис 1969; Сахих Муслим, хадис 175, 176, 1156)
- Пост в любой день из первых девяти дней месяца Зуль-хиджжа(Алямгири, т.1, с.201).
Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)
- По возможности, держать пост в месяце Мухаррам
Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)
За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)
Все эти посты Посланник Аллаха ﷺ либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.
Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.
Самый любимый пост перед Аллахом
Посланник Аллаха ﷺ говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).
Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)
Желательный пост в течение года
Рамадан – месяц обязательного поста – закончился. Однако помимо обязательного в исламе поощряется и добровольный пост.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все свои дела сын Адама совершает для самого себя, кроме поста, совершаемого ради Меня, и Я воздам ему за него».
Он также сказал: «Кто соблюдал пост один день на пути Аллаха – Аллах отдалит его лик от Огня на семьдесят лет» (Аль-Бухари; Муслим).
Каждый обязательный вид поклонения имеет в шариате и желательную форму. Это касается и поста. Посредством желательного поклонения мусульманин исправляет упущения и недостатки обязательного.
Добровольный пост можно соблюдать в любые дни, кроме дней праздников. Также нельзя выделять постом именно пятницу. Однако для добровольного поста шариатом отведены определённые дни, поститься в которые предпочтительнее, чем в другие. В этой статье мы перечислим предпочтительные для поста дни в течение года.
Пост в дни, связанные с годовым циклом
1. Пост в день Арафа (его не должны держать паломники). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день арафа служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года» (Муслим).
2. Первые десять дней месяца зу-ль-хиджа (2). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни…» (первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа) (Аль-Бухари).
3. Девятый, десятый (день ашура) и одиннадцатый дни месяца мухаррам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам соблюдал пост в день ашура и повелевал делать это всем остальным (Аль-Бухари; Муслим).
4. Шесть любых дней месяца шавваль, кроме дня праздника. В месяце шавваль желательно поститься шесть дней подряд. Также желательно, чтобы это были дни, которые идут сразу после праздника. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост человека, который соблюдает его во время Рамадана, добавляя к нему шесть дней в шаввале, подобен непрерывному посту» (Муслим).
Дополнительные вопросы касательно поста в месяце шавваль (который наступил сразу после рамадана) будут рассмотрены в конце статьи.
Пост в дни, связанные с месячным циклом
Желательно поститься по три дня каждый месяц. Это могут быть любые три дня. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно подобно постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим).
Однако желательно, чтобы это были «белые дни»: тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый каждого лунного месяца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если захочешь поститься по три дня в месяц, то постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый его дни» (Ат-Тирмизи).
Пост в дни, связанные с недельным циклом
Это понедельник и четверг. Пророк(мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост»(Ат-Тирмизи).
Другие дни
Также желательным является пост в четырёх «запретных месяцах»: зу-ль-каъда, зу-ль-хиджа, мухаррам и раджаб, а также в месяц шаъбан. Наиболее предпочтительным для поста из перечисленных месяцев является мухаррам, затем остальные запретные месяцы, затем – шаъбан.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха – мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим). Также передаётся, что «обычно он соблюдал пост в течение всего шаъбана, за исключением малой его части» (Аль-Бухари; Муслим).
Самым лучшим постом является пост пророка Дауда (мир ему), который соблюдается через день. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, постился же он через день» (Аль-Бухари; Муслим).
Что касается запрета на выделение для поста именно пятницы, то по этому поводу передаётся следующий хадис.
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к Джувайрийи бинт аль-Харис в пятницу, когда она постилась, и спросил её: «Постилась ли ты вчера?» Она сказала: «Нет».
Он спросил:«Намереваешься ли ты поститься завтра?» Она сказала: «Нет» (после чего), он велел: «Тогда прекращай пост» (Аль-Бухари).
Вопросы о посте в месяце шавваль
1. В какие именно дни его следует соблюдать?
В постановлении Постоянного комитета по фатвам Саудовской Аравии говорится: «Нет необходимости в том, чтобы начать соблюдать пост на следующий день после праздника разговения. Можно приступить к его соблюдению через день или через несколько дней после праздника.
Кто хочет, можете соблюдать в шаввале эти шесть дней поста подряд один за другим, а кто хочет, соблюдает их с перерывами между днями поста, как человеку будет удобнее. В этом деле каждый свободен выбирать, как ему поступать.
И этот шестидневный пост не является обязательным, а только желательным».
2. Можно ли соблюдать шестидневный пост шавваля, прежде чем будут восстановлены посты, пропущенные в рамадане?
Шейха Ибн Усеймина спросили о том, может ли женщина, имеющая долги по постам Рамадана, прежде исполнить соблюдение шестидневного поста, или же она должна вначале исполнить долговые посты. Он ответил:
- «Если у женщины будут долги по постам, которые она должна будет восстановить, то она не может соблюдать шестидневный пост шавваля, пока не возместит долговые посты. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а затем вслед за ним станет также поститься шесть дней шавваля, тому будет засчитано непрерывное соблюдение поста».
- Женщина, на которой лежит обязанность восстановить пропущенные в Рамадане посты, не может быть признана исполнившей соблюдение поста в рамадане, и она не сможет обрести предусмотренную за соблюдение шестидневного поста награду, пока не освободится от долговых постов.
- Но если допустить, что возмещение пропущенных постов займёт весь месяц шавваль, как например, если у женщины будут послеродовые кровотечения, из-за чего она ни одного дня в рамадане не будет соблюдать пост, а затем приступит к возмещению пропущенных постов в шаввале и завершит их восстановление только после того, как наступит месяц зу-ль-ка’да, то она может после этого начать соблюдать шестидневный пост и получит награду, как кто постился эти шесть дней в шаввале, поскольку их откладывание было вынужденным, а их своевременное исполнение было невозможным».
3. Правильно ли будет, если соблюдать шесть дней поста шавваля по понедельникам и четвергам, чтобы заодно получить отдельную награду, предусмотренную за пост по понедельникам и четвергам?
Да, никаких препятствий в этом нет. Тем самым человеку запишется награда как за соблюдение шестидневного поста в шаввале, так и за соблюдение поста по понедельникам и четвергам.
Шейх Ибн Усеймин сказал:«Если эти шесть дней поста будут соблюдаться по понедельникам и четвергам, то будут достигнуты две отдельные награды, если имелось намерение приобрести награду за соблюдение шестидневного поста, и отдельно награду за пост по понедельникам и четвергам, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) “Воистину, дела оцениваются по намерениям, и воистину, каждый получит то, что он намеревался обрести”».
4. Каково достоинство поста в месяц шавваль?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто станет соблюдать пост шесть дней после дня разговения, тому будет засчитан целый год поста, поскольку совершивший благое дело получит воздаяние в десятикратном размере».
В другой версии хадиса говорится: «… Аллах увеличит благодеяние в десятикратном размере. Так, один месяц поста в рамадане будет засчитан за десять месяцев, а ещё шесть дней поста в шаввале будут засчитаны как два месяца, и тем самым получится, что человек постился целый год».
Также одним из важных достоинств шестидневного поста в шаввале является то, что он восполняет упущения, допущенные при соблюдении обязательного поста в рамадане.
Постящийся не бывает чистым от нерадения и проступков, которые умаляют его пост, а в день Суда из дополнительных постов будет взято то, чем покроются недостатки обязательных, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое деяние, за которое будут отчитаны люди в День Суда, – это молитва.
Наш Господь – велик Он и всемогущ! – скажет Своим ангелам, хотя Ему будет известно лучше, чем им: “Взгляните на молитву Моего раба, была ли она полноценной или же недостаточной?” Если она окажется полноценной, то будет записана как полноценная, а если в ней будет какой-либо изъян, то Аллах скажет: “Посмотрите, нет ли у Моего раба дополнительных молитв!” Если у него будут дополнительные молитвы, то Он скажет: “Восполните Моему рабу недостатки его обязательной молитвы из его дополнительных молитв!” Затем все дела будут разбираться таким же образом» (Абу Дауд).
Пост по шафиитскому мазхабу. Урок 1. Условия и обязанности поста
Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить про пост. Пост в месяц Рамадан является фарзом, который ясно описан в Исламе, и человек, который, услышав, что пост является фарзом, отрицает это, является кяфиром, то есть становится вероотступником, кроме тех, кто только принял Ислам и кто живёт вдалеке от учёных Ислама.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Для предписанного поста — месяц Рамадан. В этот месяц был ниспослан Священный Коран с ясными знамениями и аятами, ведущими к благу, как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи. Кто из вас в этот месяц находится дома, тот в продолжение его должен соблюдать пост…»1
В этом аяте говорится, что в Рамадан мы обязаны держать пост.
Пророкв одном из хадисов говорит:
«Месяц Рамадан — это месяц, в котором Аллах обязал вас держать пост, и я сделал сунной ночное богослужение в этот месяц. Человек, который постится днем в месяц Рамадан, а ночью бодрствует и служит Всевышнему Аллаху, надеясь на Его вознаграждение, выйдет из грехов, как новорожденный ребенок»2.
- В арабском языке слово «савм» (пост) означает «воздержание», а в Шариате — воздержание от того, что запретно, того, что нарушает пост в дневное время.
- Человек становится обязанным держать пост в месяц Рамадан, когда он увидит луну или по истечению 30-ти дней месяца Шаабан, то есть, если люди луну не увидели, они отсчитывают 30 дней Шаабана и держат пост, либо доверяют тому, кому можно верить, в том, что он увидел луну.
- Не каждый мусульманин должен видеть луну. Если кто-то видел луну, то мы можем доверять ему, если он не совершает больших грехов и не постоянствует в малых, или же есть справедливые свидетели, которые подтверждают, что он видел луну.
Если астрономы вычислили начало месяца Рамадан, то все мусульмане не обязаны следовать их словам, но имеют право. А сами астрономы обязаны следовать своим знаниям, и им обязаны следовать те люди, которые доверяют этой науке.
Человек, соответствующий следующим условиям, обязан держать пост:
- Ислам, то есть человек должен быть мусульманином.
- Совершеннолетие, то есть несовершеннолетний не обязан держать пост.
- Разум, то есть умственно больной человек, глупый, который не может себя контролировать, не обязан держать пост.
- Возможность держать пост, то есть человек, который не может держать пост по каким-то серьезным причинам (например, болезнь), не обязан держать пост.
Условия действительности поста:
- Ислам.
- Достижение возраста различения, когда ребенок уже отличает хорошее от плохого, — это примерно с семи лет (ребенок сам надевает обувь, сам ходит в туалет с водой, отличает правую сторону от левой и т. д.).
- Чистота от менструальных и послеродовых выделений.
- Время, соответствующее посту, то есть в месяц Рамадан пост обязательный, в другие месяцы обязательный пост человеку не засчитывается, но засчитывается возмещение долга за пропущенный пост в Рамадан.
Запрещается держать пост:
- В праздничные дни, то есть в дни Идатуль-Фитр (Ураза-Байрам) и Идатуль-Азха (Курбан-Байрам).
- 3 дня ташрика. Это 3 дня после Идатуль-Азха, в которые можно делать жертвоприношения.
- День сомнения — когда непонятно, это конец Шаабана или начало Рамадана. Выделить последнюю половину Шаабана и держать пост не разрешается. А если человек держит пост и в Раджабе, и в Шаабане, и потом в Рамадане, то ему разрешается держать пост и во второй половине Шаабана. Аналогичным образом тем, кто держит желательные посты в понедельник и четверг, держать пост в эти дни, если они выпадают на вторую половину Шаабана, не запрещено.
Человек, который сделал намерение на желательный пост, имеет право нарушить пост по каким-либо причинам, но нарушение поста без причины является неуважением к посту.
Обязанности поста:
- Намерение. Намерение делают с заходом солнца, и можно сделать намерение до утреннего солнца, вне зависимости от того, это обязательный или суннат. Совершенная форма намерения: «Я намереваюсь завтра держать пост этого месяца Рамадан этого года». Но надо обязательно осмыслить намерение, чтобы оно было и в сердце. Если человек только в сердце сделает намерение, то этого достаточно, хотя языком сказать будет лучше. Человек, сделавший намерение держать пост, имеет право есть и совершать другие действия, нарушающие пост, до рассвета. Если же человек хочет держать суннат-пост, то он имеет право сделать намерение до зенита, при условии, что от рассвета до этого времени он не совершил действий, нарушающих пост. Например, человек держит пост по понедельникам и четвергам. И если в один из дней этот человек забыл сделать намерение ночью, он может сделать намерение до того, как солнце дойдет до зенита. Если же этот человек совершил действие, которое нарушает пост и потом вспомнил о посте, то после этого намерение на суннат-пост не засчитывается, потому что он уже совершил действие, нарушающее пост, до намерения.
Людям, встающим утром, до рассвета, чтобы поесть перед постом, это вставание засчитывается как их намерение, потому что еда принимается с целью впоследствии держать пост.
Если человек забыл сделать ночью намерение на обязательный пост в месяц Рамадан, то он обязан воздерживаться до конца дня от всех вещей, нарушающих пост, и после месяца Рамадан еще возместить этот пост. Но можно подстраховаться, сделав намерение на целый месяц Рамадан, следуя мазхабу имама Малика, рахимахуллах, чтобы у нас засчитался пост, в котором забыли про намерение. Однако, по мазхабу имама Шафии, рахимахуллах, после этого все равно нужно возмещать этот пост в другой день.
Человек, который пропустил один пост из месяца Рамадан, имел возможность возместить и не возместил его до следующего месяца Рамадан, вдобавок к тому, что должен возместить его, должен отдать один мудд зерна, за то, что откладывал возмещение этого поста. Мудд3 — 4 саха. И сколько дней поста человек не возмещает до следующего Рамадана, столько муддов он и должен выплатить.
- Воздержание от всех вещей, нарушающих пост. Под этим подразумевается воздержание не только от физических действий, нарушающих пост, но и от внутренних грехов, уменьшающих воздаяние за пост. Пророкговорил: «Сколько людей держит пост, но от поста им только голод и жажда».
Поэтому пусть Всевышний Аллах не сделает нас теми, кто от поста получает только голод и жажду, и пусть Он простит нам наши ошибки.
Виды постов по мазхабу Абу-Ханифы
Посты делятся на шесть типов
Сюда входят:
- Пост в месяце рамазан, согласно повелению Всевышнего Аллаха, при наступлении этого месяца видением луны.
- Возмещение поста пропушенные в месяц рамазан.
- Пост назр (обета). Всевышний сказал, чтобы мы исполняли обет.
- Посты фидьята на хадже, также и посты искупления за охоту.
- Посты каффарата: каффарат-клятвы, каффарат–убийства человека, каффарат за уподобление (произношение) жены сестре или матери своей, и др.
Посты, соблюдение которых необходимо в связи с другими обстоятельствами
- Если нарушил суннат-пост, то его нужно возместить. Пост – суннат необходимо довести до конца, после вступления в него. Всевышний сказал, чтобы мы не прерывали наши деяния.
- Пост-назр (обета) для итикафа. Если взял на себя обет десять дней провести в уединении, то вместе с этим нужно еще и поститься.
Суннат-посты (желательные)
- Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа.
Посты-навафиль (желательные)
Это посты, за соблюдение которых Всевышний обещал вознаграждение.
- Пост три дня каждого месяца. Это 13, 14, 15 дни. О посте в эти дни приводится в хадисах.
- Пост по понедельникам и четвергам. Абу Хурейра рассказывает, что поистине Пророк (мир ему и благословение) постился по понедельникам и четвергам. Когда его спросили, почему он соблюдает пост в эти дни? Он (Посланник) ответил, что Аллах (мир ему и благословение) в понедельник и четверг всем прощает грехи, кроме обидевшихся друг на друга, про них же Он говорит: «Оставьте пока они помирятся».
- Пост в шесть дней месяца шавваль. Пророк сказал, что тот, кто постится в месяц Рамазан, а затем шесть дней шавваля, будет подобен постившемуся всю жизнь.
- Пост в месяц шабан.
- Пост в день Арафа, тем, кто не находится на горе Арафат, т. е на хадже. От Абу Катада предают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал относительно поста в день Арафа, что этот пост смоет грехи прошедшего и наступающего года.
6. Пост десять дней месяца Зуль–хиджа. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний Аллах больше всего любит добродетель, совершенную в эти десять дней. - Чередование днями в постах. Так постился пророк Давуд (мир ему) другой.
Еще и другие суннат-посты. Сюда относятся все другие посты в дни, когда шариат это не запретил
Порицательный пост
Он в свою очередь делится на две части: карахату–танзих, и карахату–тахрим.
- Пост карахату-танзих.Сюда относятся посты как в день Ашура, без поста в 9 или в 11 дни; пост особенно в один пятничный день; пост отдельно в субботу; пост в два дня подряд не прерывая его, если это не ослабляет; пост в сомнительный день, если тот засомневался в намерении, кроме как фарз или как суннат; поститься постоянно, если это и не ослабляет.
- Пост карахату-тахрим.Это посты в оба праздничные дни, посты в дни ташрика (11, 12, 13 дни месяца зуль–хиджа, т.е. три дня после Курбана-Байрама); пост в два дня подряд, если это приносит ущерб организму; пост всю жизнь, если тело ослабевает для выполнения других обязанностей; пост того, кто находится в пути, если этот пост ему приносит затруднения, а если нет, то поститься ценнее.
Дни когда нельзя держать Пост
Дни, в которые нельзя держать Пост:
- В день праздника Фитр – праздника прекращения Поста – первый день Шаууаля, месяца, следующего за Рамаданом.
- В день праздника Курбан-Байрам – десятого числа месяца Зуль-Хиджа.
Имам Муслим передал от ‘Аиши, да будет ей еще больше милости Аллаhа, что Пророк Мухаммад, мир Ему, запретил соблюдение Поста в дни двух праздников Аль-Фитр и Курбан-Байрама.
- В три последующих дня после Курбан-Байрама (дни Ат-Ташрик). Пророк, мир Ему, об этом сказал:
«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ»
Это означает: «Дни Ат-Ташрик – дни, когда едят и пьют».
Передал имам Муслим.
- В день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым Ша‘бана, если о том, что видели новолуние Рамадана сообщили те люди, высказывание которых не является достаточным для определения начала месяца, например, это люди, совершающие большие грехи, а также дети, женщины и тому подобное.
Такой день называется днем сомнения и в этот день нельзя поститься. Об этом Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»
Это означает: «Нельзя опережать Рамадан ни на один или больше дней ни в коем случае. Начинать соблюдение Поста и прекращать его следует по наблюдению новолуния. Если же новолуния не было видно, то следует дополнить Ша‘бан тридцатым днем». Передал имам Аль-Бухарий.
- Во второй половине месяца Ша‘бан запрещено соблюдать Пост и этот Пост не действительный. Исключением является Пост-долг или Пост-назр (обет), а также разрешается соблюдать Пост-Сунну в том случае, если он был продолжением Поста, начатого в первой половине Ша‘бана[1].
Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал соблюдать шесть дней Поста в месяце Шаууаль – это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после дня Праздника Разговения. Если же поститься после праздника не все шесть дней подряд, а отдельными днями, то это также учитывается как Сунна[2].
Абу Айюб Аль-Ансарий передал такие слова Пророка Мухаммада, мир Ему:
«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ»
Это означает: «Кто постился в месяц Рамадан и после него соблюдал Пост шести дней месяца Шаууаль, как будто постился целый год». Передал имам Муслим.
Кто приступил к соблюдению обязательного Поста (фард), например в месяце Рамадан, или к соблюдению долга (када) а также, если приступил к соблюдению Поста-назр (Пост-обет), тот не может его прерывать, это запрещено (харам). А если кто-либо соблюдает Пост-нафль (Сунну), то по школе имама Аш-Шафи‘ый не запрещается его прервать.
[1] То есть до 15 числа месяца Ша‘бан включительно. Например, если человек до середины Ша‘бана постился по понедельникам и четвергам или соблюдал Пост через день, тогда он может продолжать этот Пост и во второй половине Ша‘бана.
[2] Действия и слова Пророка Мухаммада, мир Ему.
Желательные посты в течении года
Помимо обязательного поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.
Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он (саллаллаху алейхи ва саллям) делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).
Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:
1) Суннат
2) Мустахабб (предпочтительные).
Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).
Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).
Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:
1. Пост каждый понедельник и четверг
Достоинство этого поста: Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)
2. 13-ый, 14-ый и 15-ый дни каждого месяца, которые известны как «белые дни» (айямуль бейд). (Маракиль Фалях, с.350; Дурруль Мухтар, т.2, с.375; Алямгири, т.l, с.201).
Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).
Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)
3. Любые три дня каждого месяца
(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).
Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)
4. Девятое число месяца Зуль-хиджжа, известное как «день Арафа». Однако этот пост не держат те, кто совершает хадж и находится в это время на Арафате, поскольку они могут ослабеть от поста. Но если они чувствуют в себе достаточно сил, они могут также держать этот пост (Дурруль Мухтар, т.2, с.375).
Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).
Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)
5. Любые шесть дней месяца Шавваль (месяца, следующего за Рамаданом), кроме 1-ого Шавваля, поскольку это день праздника Ид аль-Фитр. (Маракиль Фалях, с.350; Алямгири, т.1, с.201).
Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)
6. Пост в пятницу (Шами, т. 2, с. 375; Маракиль Фалях, с.350; Алямгири, т.1, с.201). Однако, лучшим будет прибавлять к этому дню еще один день – держать пост либо в четверг и пятницу, либо в пятницу и в субботу (Сахих Муслим, хадис 2678; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 1229;)
7. Пост в субботу и в воскресенье (вместе) (Шами, т.2, с.375-376, см. Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.318, хадис 2167; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3616; Мустадрак аль-Хаким)
8. По возможности, держать пост в первую половину месяца Ша’бан, при условии, что это не ослабит человека и не помешает ему держать пост в Рамадан. (Алямгири, т.1, с.201, см. Сахих Бухари, хадис 1969; Сахих Муслим, хадис 175, 176, 1156)
9. Пост в любой день из первых девяти дней месяца Зуль-хиджжа (Алямгири, т.1, с.201).
Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)
10. По возможности, держать пост в месяце Мухаррам
Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)
За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)
Все эти посты Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.
Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.
Самый любимый пост перед Аллахом
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).
Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)
И Аллах Тааля знает лучше.