Керамика, керамика кашинная

Орнаменты. Основными типами иранской живописи на керамике стали геометрические орнаменты (гирих), каллиграфия и цветочные узоры (ислими). Секрет иранского искусства заключается в силе орнаментов. Геометрия, цветочные узоры и каллиграфия создают декоративные основы, резко контрастирующие с западным искусством, фокусирующемся на природе и теле человека.

Орнаменты растворяют массу, делая крупное монотонное сооружение легким и воздушным, создают пространство, заполняя и преображая его, притягивают к себе, волнуют душу и удивляют глаз. Все мотивы, составляющие любой исламский орнамент были унаследованы либо из Персии и Древнего Ближнего Востока, либо из Поздней Античности. Исламские художники воспроизводили природу с большой точностью.

Цветы и деревья  часто использовались в качестве декоративных мотивов, но в узорах арабесок линии с растительными орнаментами математически определяют пространство, мастерски играя с цветами и создавая трехмерный эффект. Каллиграфия является одним из самых драгоценных исламских искусств.

В каллиграфии, высота и ширина каждой буквы абсолютно пропорциональны — в ней все подчинено тому, чтобы сделать из письма искусство. Исламские художники были первыми, кто применил надписи в качестве украшения, используя декоративные свойства арабской письменности.

За долгие столетия арабские каллиграфы разработали огромное количество элегантных шрифтов, используемых в дальнейшем в оформлении Корана, на монументальных декорациях, в литературе и искусстве.

Персидские монохромные изразцы.

Ранние монохромные изразцы были либо квадратными, либо шестиугольными с удлиненными горизонтальными сторонами. Они изготовлены в Афганистане в начале XI века.

В XIII веке Кашан — деревня в 200 км на юг от Тегерана — стала центром создания иранских изразцов, а персидское слово kashi или kashani стало нарицательным для такого рода плиток (так называемая, «кашинная керамика»).

Монохромные глазурованные изразцы были основным видом выпускаемых в то время плиток и широко распространились по всей Монгольской империи. Плитки в основном были глазурованы в бирюзовых, синих или, реже, в зеленых тонах методом непрозрачной поливы.

Аббасидские и Сельджукидские изразцы.

Техника люстрирования впервые была создана в Египте в IX веке, но пика своего великолепия она достигла в персидском Кашане. Люстр (lustre) это металлическая плёнка, вплавленная в обожженную глазурь. После глазурования и обжига, на плитку наносили рисунок из смеси оксидов железа и меди.

  • Обожженный повторно, при меньшей температуре и с созданием в печи определенной атмосферной среды, изразец приобретал переливчатый блеск сверкающего металла. Подробнее мы писали о технике люстрирования в своей статье «Керамические глазури — цвет, во всем его великолепии».
  • К XIII-XIV веку технология не только добралась до Испании, но и стала своего рода «визитной карточкой» испано-мавританской культуры, вызывая жгучий интерес в средневековой Европе и повышенный спрос на люстрированную керамику.
  • Подробнее о средневековой испано-мавританской керамике вы можете прочитать в этой статье.

Простые и неглазурованные изразцы часто не достигали требуемого декоративного эффекта, поэтому все время появлялись новые эффекты и техники.

Минаи (minai).

Техника минаи, редко использовавшаяся в архитектуре и применяемая, в основном, в посуде, была создана в Персии в XII веке. В районе Кашан были залежи высококремнеземистой светлой глины, поэтому именно там образовался крупный керамический центр, создававший новые приемы и технологии.

Керамика минаи характеризуется многослойной росписью, где одновременно применена подглазурная и надглазурная техника. В качестве подглазурного фона использовались синий и бирюзовый цвета, а черный, темно-красный, коричневый, белый и золотой наносились на глазурь после обжига кистевым способом.

Роспись минаи обладает художественными особенностями миниатюрной живописи «багдадской» школы.

Ладжвардина (lajvardina).

После вторжения монголов, техника минаи была забыта. Ей на смену пришла техника «ладжвардина»  — похожая на минаи, но более простая в технологии и росписи. В технике ладжвардина активно применялась позолота, накладываемая между глазуровочными слоями и записываемая поверх росписями. Тем не менее, золото проглядывало сквозь глазурь, создавая необыкновенный мерцающий эффект.

В  коллекции Государственного Эрмитажа керамика ладжвардина представлена несколькими крестообразными и звездчатыми изразцами XIV века и пятью изразцами с рельефными надписями из Корана. К группе ранних иранских изразцов с надглазурной росписью ладжвардина относятся изразцы из дворцовой летней резиденции Абага-хана в Тахт-е Сулейман.

Куэрда Сека (cuerda seca).

Cuerda Seca  в переводе с испанского означает «сухая веревка». Cuerda seca  — это керамическая техника, изначально появившаяся в Северной Африке параллельно с мозаиками. Она была очень популярна в Персии на протяжении всего XIV века. Идея этой техники возникла в целях упрощения трудоемкого и длительного процесса создания мозаики. В сути, техника заключается в раскрашивания плитки с применением методик, свойственных перегородчатой эмали. Цветные глазури наливали в заранее обрисованные воском секции рисунка, чтобы исключить смешение цветов. Во время обжига воск плавился, но контуры сохранялись и эмали не затекали друг в друга.  Техника была очень распространена по всей Центральной Азии в период правления Тимуридов и Сефевидов (1370-1736 годы). Именно в ней сделан изумительный мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде и многие другие замечательные памятники исламского зодчества.

Тимуридские изразцы и моаррак (moarraq).

Тимур (Тамерлан) и его преемники правили обширной территорией. Несмотря на то, что их правление в этом регионе составляет менее 150 лет, художественное наследие тимуридов до сих пор живет.

Наиболее важным наследием Тамерлана, перенятым им от ильхаидов, стала разработка плиток-мозаик, которые широко представлены в архитектуре Ирана и Ближнего Востока от сравнительно спокойных орнаментов из монохромной бирюзовой глазурованной плитки до богатых полихромных изображений, полностью покрывающих поверхность цветистым ковром.

Вообще «бирюза» — это фирменный персидский цвет и даже бирюзовая глазурь носит название «иранская».

В этот период  появилась техника moarraq, представляющая собой керамическую мозаику из кусочков монохромных блестящих глазурованных плиток разных форм, собранных в единую декоративную фигуру.

Глазурь использовали белую, изумрудно-зеленую, бирюзовую, ультрамариновую и красно-коричневую. Узоры в основном были «арабески» и цветочные мотивы. Декоративные техники moarraq и cuerda seca, как его упрощение, были основной эстетической доминантой того времени.

С завоеванием западных персидских территорий в 1501 году новой династией Сефевидов и падением в 1507 году Герата, тимуридские властители потеряли свою силу в Персии.

Однако, тимуридская эстетика сохранилась полностью: мозаики и cuerda seca все еще были самыми распространенными техниками.

Сефевидское правление не принесло ничего нового в декоративное искусство, поскольку в архитектуре этого периода преобладали одинаковые орнаменты и бесконечное повторение одного и того же мотива на геометрической сетке, имитирующего ковры.

Хулагуидские изразцы.

В период завоевания монголами Багдада, на западе была образована другая страна — государство Хулагуидов (Il-Khanid – Ильханиды — потомки Чингиз-Хана), просуществовавшая до XIV века.

  • Новые ханы были увлеченными покровителями искусства, поэтому в период их правления было построено, много новых зданий и монументов, облицованных изразцами с различными видами росписи. Применялись все описанные выше техники.
  • А в 1270 году был открыт великий шелковый путь и китайские орнаменты перешли в Персидское искусство, пополнив репертуар персидских керамистов драконами, журавлями, пионами и лотосами.
  • Сине-белый китайский фафор периода династий Юань и Мин изменил изобразительные мотивы изразцов и их цветовые гаммы. В итоге, китайские мотивы были поглощены, переработаны и превращены в некий гибридный стиль, в котором лишь угадывается влияние Китая.
  • Иранские керамисты внесли огромный вклад в мировую культуру и искусство. Многие их технологические достижения неповторимы и безвозвратно утеряны.
  • Фактически можно сказать, что все богатство архитектурной керамики и изразцов других стран — испано-мавританской керамики, пиренейских азулежу, итальянских майолик, турецкого изника — имеет иранские корни.

Персия является прародительницей современной керамики и майолики, которую мастерски переработали талантливые керамисты других стран, подарив ей собственное звучание и колорит.

Источник: https://www.russian-mayolica.ru/page/Persian-tiles/

Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем.

  • В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.
  • На кашинной керамике орнаментальные композиции, разделяющие поверхность сосуда на зоны, подчеркивающие его тектонику, обязательны почти всегда.
  • На территории России кашинная керамика восточного стиля эпохи Средневековья ярко представлена на памятниках Золотой Орды.
  • Полихромные чаши так называемого «хорезмского стиля» часто имеют в центре круг с розеткой или звездой. Над ними идут несколько орнаментальных поясов. Один — широкий с ритмичными линиями арабского эпиграфического орнамента, содержащими слово «успех».
  • Этот орнаментальный пояс размельчал резкий «прыгающий» ритм центральной фигуры. Затем следовали узкие полосы, завершавшие кольцевым непрерывным движением запятых или спиралей все это зародившееся в центре движение, которое окончательно замирало в точечном ободке по краю чаши.

Значительная серия средневековой полихромной керамики Востока имеет орнаментальный мотив в виде расположенного в центре цветка лотоса. В этом случае центральное поле не имеет ритмического построения.

От полного покоя и стабильности центральной зоны взгляд переходит к кольцевому движению средней полосы, подчеркнутому четким рисунком и наклоном в одну сторону, как бы от движения воздуха, лепестков со штрихами, и, наконец, успокаивается в крайней зоне, где кольцевидное движение, создаваемое завитками, нейтрализуется поперечными двойными линиями.

Еще больше это пронизывающее весь предмет движение чувствуется в полихромных кашинных блюдах с изображением в центральной зоне фигуры птицы. Обычно это водоплавающая птица, иногда летящая, но чаще спокойно плывущая или идущая.

Наряду с полихромной поливной керамикой в керамическом искусстве средневекового Востока распространяются типы кашинных чаш с росписью кобальтовой ультрамариновой краской по белому фону. Известная в Иране с XIV в., эта посуда широко распространяется в средней Азии в Тимуридскую эпоху, т. е. в конце XIV — начале XV в.

Такую посуду нередко украшали проколами в кашинном тесте, которые затягивались прозрачной поливой. Этот прием создавал живописный художественный эффект, особенно если такие сосуды рассматривать на свет.

В XI—XII вв. по всему мусульманскому миру была широко распространена белоглиняная или светлоглиняная (иногда с красноватым оттенком) художественная штампованная керамика, которую могли себе позволить лишь очень богатые люди. Она отличается удивительной согласованностью формы и орнамента.

Очень высоко ценились во всех странах Европы и Азии иранские люстровые белоглиняные сосуды и сосуды типа «минаи».

Керамика «минаи» отличалась тем, что эмаль накладывалась на изделия, выполненные из белого кашинного теста, отдельными разноцветными ячейками.

Излюбленным приемом при изготовлении люстровой керамики был особый вид полихромной надглазурной росписи, при которой декор выполнялся золочением по белому фону. Кроме золота применялись также синие, ярко-зеленые и красные краски.

Источник: http://kerami-ka.ru/istoriya-goncharstva/dekorirovanie-izdelii/kashinnaya-keramika.html

К вопросу изучения кашинной керамики в культурном слое средневековых городов нижегородского поволжья

Практически все средневековые русские города кроме прочих находок в составе культурного слоя XIII–XIV веков содержат так называемую кашинную керамику.

Кашинами принято называть лёгкую пористую высококремнеземистую керамическую массу, имеющую после обжига белый цвет со слабо выраженными жёлтым или розовым оттенками.

Само слово «кашин» произошло, очевидно, от имени иранского города Кашан, где изготовлялись в XII веке белоглиняные сосуды из разряда фаянсов и полуфаянсов, предназначенные для люстровой росписи [Булатов Н.М.

Центрами изготовления кашинной посуды являлись города средневекового Ирана, Хорезма и Золотой Орды (из последней или через неё кашинная посуда попадала в города Нижегородского Поволжья).

Эта керамика является компонентом торговых и культурных связей разных государств, маркирует принадлежность её обладателей к элитному социальному слою и, безусловно, является надёжным датирующим материалом. Время бытования кашинной посуды ограничивается XIII–XIV веками.

Литературные источники и химико-технологические исследования В.А.

Малеванного позволили реконструировать технологию производства кашина следующим образом: кремнистые породы размалывались на жерновах до определенной степени помола и полученный порошок смешивался с водным раствором клея животного происхождения.

Вероятнее всего мездрового (получали из обрезков шкур, сухожилий, костей и мездры шкур животных), альбуминового (готовился из крови животных и негашёной извести), казеинового (из скисшего молока и гашёной извести).

Формование посуды производилось путём оттискивания в формы, после чего она просушивалась, расписывалась и покрывалась глазурью. Обжиг происходил при температуре 900–1000°С [Малеванный В.А. Химико-технологическое исследование архитектурной кашинной керамики // Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. — М., 2001. С. 238].

Археологическому изучению в Нижегородском Поволжье подвергались Городец и Нижний Новгород. Знакомство с коллекцией кашинной керамики из раскопок в Городце позволяет говорить о том, что среди имеющихся фрагментов преобладает керамика с полихромной подглазурной росписью, бесцветной поливой и рельефом. Доля кашинной керамики в городецком археологическом материале незначительна.

Для выработки методики изучения кашинной керамики целесообразно начать знакомство с тех объектов, где она представлена в достаточном количестве.

Именно таким объектом является участок в Нижегородском Кремле, исследованный Нижегородской Археологической Службой в 2002 году.

При раскопках на сравнительно небольшой площади (около 20 м2), которая представляет собой часть средневековой усадьбы, было обнаружены фрагменты разнообразной кашинной керамики.

Их можно разделить на несколько типов [За основу была взята типология Н.М. Булатова. См.: Булатов Н.М. Классификация кашинной поливной керамики золотоордынских городов (По материалам Царевского, Селитренного и Маджарского городищ) // Советская археология. — М., 1968].

Наиболее многочисленным является кашинная керамика с полихромной росписью и бесцветной поливой — всего найдено 30 фрагментов.

Вторым по численности типом является кашинная керамика с черной росписью и бирюзовой поливой — всего найдено 12 фрагментов.

Далее следует, так называемый, «псевдоселадон» — кашинная керамика с непрозрачной светло-зелёной поливой, которая производилась как подражание китайскому селадону. Всего найдено 8 фрагментов.

Кроме того, найдено:

— кашинной керамики с полихромной росписью, бесцветной поливой и рельефом — 8 фрагментов; — кашинной керамики с однотонной поливой — 6 (4 фрагмента с бирюзовой и 2 фрагмента с ультрамариновой); — кашинной керамики с черной росписью, бирюзовой поливой и рельефом — 5 фрагментов;

— кашинная керамика с бирюзовой поливой и зеленой росписью — 4 фрагмента.

Заслуживает внимание кашинная керамика с синими точками. Обычно это кашинные чашечки со скромной ультрамариновой росписью: по краю идет ряд синих точек, а в центре располагался точечный узор из 5–6 синих пятнышек. Такая посуда распространяется в конце XIV–XV вв. как подражание импортному фарфору. Всего найдено 2 фрагмента такой керамики.

Особый интерес представляют обломки сосудов с люстровой росписью (2 фрагмента) и с красно-бело-золотой росписью на ультрамариновой поливе (1 фрагмент).

Всего найдено 78 фрагментов. В среднем это составляет 4 фрагмента на 1 м2 при толщине культурных напластований около 1 м. Для сравнения укажем, что плотность составляет для Тверского Кремля (1979–1985 гг.) 1 находка на 13 м2, а в Новгороде (по Неревскому раскопу) 1 фрагмент на 100 м2 при значительной толщине напластований [Коваль В.Ю.

Восточная поливная керамика в средневековой Твери // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып 2. — Тверь, 1997].

Однако плотность распространения фрагментов кашинной керамики само по себе не отражает количество бытовавших сосудов.

Предпринятая попытка сопоставления орнаментации, цвета, прозрачности поливы найденных обломков и сравнение их с орнаментацией целых кашинных сосудов из раскопов поволжских золотоордынских городов позволила установить, что исследуемый материал может принадлежать 27–30 сосудам. Это может служить убедительным доказательством высокого социального положения владельцев усадьбы.

Обращает на себя внимание разброс кашинной керамики не только по площади шурфа, но и по разным слоям. Присутствие её в слоях и комплексах XVII века свидетельствует о потревоженности горизонта XIV века.

  • Обилие измельченных фрагментов в культурном слое позволяет предположить его переработанность (возможно, это распашка) при которой фрагменты одного сосуда не только измельчались, но и смещались с места своего положения в слое XIV века. Из общей массы керамики были выделены фрагменты одного сосуда, найденные на расстоянии более 10 метров друг от друга.
  • Таким образом, работа с комплексом кашинной керамики показала, что её «информационные возможности» не ограничиваются определением типов и количественными подсчётами. На наш взгляд, бесспорно, заслуживают внимания такие показатели, как:
  • — плотность распространения в культурном слое, — степень измельченности,

— разброс фрагментов одного сосуда.

Эти показатели позволяют говорить о трансформации культурного слоя в «постпозиционный» период существования памятника.

Подсчёт вероятностного количества сосудов служит более надёжным отражением социальной топографии различных участков памятника, чем общее число найденных фрагментов кашинной керамики.

Определение данных показателей не требуют специальных условий и могут проводиться во время камеральной обработки материала.

Сравнение комплексов кашинной керамики в поволжских городах по предложенным показателям в перспективе может дать интересные научные результаты.

Источник: http://radilov.ru/biblioteka/gorchtenya2004/834-kvoprosu-izucheniya-kashinnoi-keramiki.html

Техническая и промышленная керамика

Более 20 тысяч лет назад было изготовлено первое изделие из глины. И только в последнее столетие появилась и начала стремительно развиваться техническая керамика. Её возникновение дало толчок к интенсивному совершенствованию машиностроения, электротехники и электроники. Высокотехническая керамика используется также в изготовлении товаров и оборудования компании «Светорезерв».

Производство

До XX века такого слова, как «керамика», не существовало. Ею называли глину, прошедшую обжиг. Так было до того, как появилась промышленная керамика – один из самых эффективных и прочных материалов современности. К тому же относительно молодой.

Производство технической керамики началось менее ста лет назад. Его связывают с использованием в промышленности карбида кремния. Первый скачок в её производстве произошёл в середине прошлого столетия. Следующим важным событием стало появление в 80-е годы материала под названием «керамогранит». Предполагают, что предшественником его был кафель.

Изделия из технической керамики получаются при спекании неорганических веществ и их смесей, имеющих высокую температуру плавления. В зависимости от добавляемого сырья, этот показатель может снижаться или повышаться. А в качестве ключевых материалов для промышленной керамики используют кремнезём, глину, глинозём, окись магния, титана и железа, цирконий или окись циркония.

Применение

Техническая керамика имеет разное назначение. В зависимости от этого, она бывает конструкционная или электротехническая. Такое разделение является условным, очерчивающим основную её функциональность.

Износостойкая керамика содержит в себе большой процент оксида алюминия и минерализаторов. Эти компоненты положительно влияют на характеристики материала. Например, керамическая защита от износа благодаря своей прочности и качеству сырья очень эффективна. Её чаще используют, чем другие технические материалы: пластмассу, дерево, текстиль.

Производство технической керамики обусловлено также и её активным использованием в электронике и электротехнике благодаря изоляционным свойствам. Она наделена множеством термических, электрических, магнитных, оптических и других физико-химических свойств.

Компания «Светорезерв» производит товары из технической и промышленной керамики, а также различные керамические элементы. В этом разделе на нашем сайте вы найдёте изделия как с конструкционными, так и электротехническими элементами.

Преимущества

Достоинства технической керамики обеспечили промышленные темпы роста на протяжении последних десятилетий. В следующие 20 лет, согласно прогнозам, её производство в мире возрастёт в 20 раз.

Сильные стороны технической керамики состоят в том, что она:

  • прочная на изгиб и сжатие;
  • биологически совместимая;
  • стойкая к химическим воздействиям;
  • плотная и жёсткая;
  • обладает электроизоляционными свойствами и диэлектрической прочностью;
  • устойчивая к коррозии, тепловым ударам и колебаниям температуры;
  • термостойкая;
  • поддаётся металлизации;
  • износостойкая;
  • известна своей термоизоляцией и теплопроводностью.

Источник: http://www.Svetorezerv.ru/products/ceramics

Тд «керамика-подрезково» керамическая плитка в москве

ТД «Керамика-Подрезково» предлагает ценителям высокого качества и эстетического совершенства решения, которые удовлетворят самый изысканный вкус. Облицовочная плитка, керамогранит, мебель для ванной комнаты, сантехнические приборы – это лишь элементы дизайнерского замысла, направленного на создание приятных ощущений тем, кто будет пользоваться кухней, ванной и другими помещениями.

Керамический гранит и керамическая плитка широко применяются для облицовочных работ не только в квартирах и частных домах. Таким материалом декорированы памятники архитектуры, общественные здания и сооружения. Наш интернет-магазин предлагает керамические изделия такого уровня качества, который подойдет даже для королевских дворцов.

Покупателю предоставляется широкий выбор узоров, композиций, разнообразные цвета и оттенки плитки. Вся продукция обладает превосходными прочностными и теплоизоляционными свойствами, долговечностью, проста в укладке и обслуживании. Достаточно даже бегло просмотреть наш каталог, чтобы вопрос поиска места покупки больше не возникал.

Наши консультанты подробно и профессионально ответят на все возникающие вопросы, поставленные как розничными, так и оптовыми покупателями. Поставки приобретенной у нас продукции будут осуществлены в минимальные сроки. Приятные для покупателя условия доставки.

Купить кафельную и керамическую плитку недорого

Ремонт кухни, ванной и других помещений – ответственная работа, требующая взвешенности и продуманности. Красивый интерьер этих помещений – одно из главных условий успешной модернизации.

А сделать дизайн на любой вкус можно только при наличии широкого выбора материалов. Наилучшее место приобретения керамической плитки, сантехники и прочего – интернет-магазин с обширным ассортиментом предлагаемой продукции, от ведущих мировых производителей.

Такая покупка, кроме богатства выбора, предполагает еще и существенную экономию средств.

Преимущества и выгоды покупок керамики в Интернет-магазине

Пользование услугами Интернет-магазина приносит покупателю керамического гранита существенные преимущества и выгоды:

  • Выбор керамической плитки и керамогранита на сетевых торговых площадках всегда достаточно велик, так как для демонстрации покупателям тех или иных коллекций не требуется содержание больших торговых залов. Поэтому любое дизайнерское решение можно без труда воплотить, совершив покупку в Интернет-магазине.
  • Ценовая политика Интернет-магазинов намного демократичнее, чем у привычных розничных ритейлеров. Это связано с гораздо меньшими издержками, которые несут ритейлерские компании, торгующие в сети. Приобретение даже дорогих коллекций, предназначенных для проведения ремонтов высокого класса, в сетевых магазинах не будет столь затратным, как в обычных.
  • Интернет-магазины всегда самостоятельно организуют доставку приобретенной у них продукции. При этом, покупатель получит свою керамику в сжатые сроки, так как у сетевых ритейлеров вопросы логистики всегда решаются на высшем уровне.
  • Выбор покупки осуществляется пользователем на экране монитора, и он не ограничивается только одной группой материалов. Можно попутно заказать мебель, оборудование, сопутствующие материалы. Такие услуги расширяют возможности планирования ремонта, как по срокам, так и по дизайну.
  • Через Сеть просто также заказать и дополнительные услуги, в том числе резку керамического гранита. Это будет дешевле, быстрее и гораздо качественнее, чем в других случаях. Удастся сэкономить большое количество материала, так как резка вручную всегда приводит к некоторым потерям.

Источник: http://www.ceram.ru/

Ссылка на основную публикацию