Какие функции выполняют комитеты по стандарту «халяль» при региональных духовных управлениях мусульман (дум) и центры по стандарту халяль? — халяль

В советские годы о российском рынке халяля говорить не приходилось. В стране закрывались мечети, преследовались религиозные служители и ученые, проводилась государственная политика «научного» атеизма. Правила халяля применялись только на бытовом уровне, и, в основном, только в сельской местности.

Первые разрешенные с точки зрения Ислама продукты появились на прилавках магазинов в начале 90-х годов прошлого века, и, в большинстве своем, в регионах с преобладающим мусульманским населением – в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа. В 1992 году самым крупным производителем этой продукции был один лишь Казанский мясокомбинат.

Стремительный рост халяльной индустрии приходиться к началу 2000-х.  «В этот период в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург , халяльная продукция появилась не только на рынках и в магазинах при мечетях, но и в торговых сетях регионального и федерального уровня», – поделился  Марат Низамов.

Россияне все больше предпочитают продукты халяль — Центр образования «Медина»

Он отметил, что у предприятий не было опыта работать по принципам халяля, поэтому первые партии такой продукции не отличались высоким качеством, и цена ее была выше рыночной. Причем иногда в целях наживы производители под маркой «Халяль» продавали обычную продукцию.

Чтобы изменить эту ситуацию, местные религиозные лидеры стали сотрудничать с производителями халяльной продукции, а позднее возникла необходимость и в более глубоком изучении этой темы. Вскоре при региональных духовных управлениях мусульман стали создаваться комитеты и центры по стандарту «Халяль».

Комитетом разрабатывались общие требования, регулирующие производство, хранение, транспортировку и реализацию халяльной продукции.

«Мы выявляем  нарушения и сообщаем в Роспотребнадзор. Некоторые это понимают и сразу убирают, а к некоторым приходится применять меры. Подделки под халяль чаще всего встречаются в Москве и Петербурге – там работают подпольные цеха», – отмечает Низамов.

Сегодня в России в соответствии с требованиями халяля работают более 300 предприятий, предпринимателей и организаций.

Интересно, что предприятия располагаются не только в регионах компактного проживания мусульман – Поволжья и Северного Кавказа, но и также в крупных городах – Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ростовской, Белгородской, Челябинской, Свердловской и других областях.

«Нельзя сказать, что рынок халяля потеснил другие рынки. Он существует как дополнение, как нечто экзотическое, на любителя. Но по сравнению, например, с кошерным меню иудеев халяль распространяется. Кошерное не превратилось в моду. В отличие от халяля», – отметил исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.

Предприниматели считают, что в этой сфере пока рентабелен только малый и средний бизнес – в России еще недостаточно спроса для крупного халяльного бизнеса.  Однако они отмечают, что интерес к разрешенной с точки зрения Ислама продукции с каждым годом все растет. Эксперты связывают это с рядом причин.

Так, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ. Большинство из них являются мусульманами. Многие из них, в процессе проживания заводят семьи, приобретают российское гражданство и остаются на постоянное место жительства, и они везут с собой свою культуру, традиции, в том числе и в сфере производства и потребления.

Другой причиной стремительного развития халяльной индустрии, по мнению экспертов, является то, что она сегодня ассоциируется в умах многих россиян (особенно тех, которые проживают в регионах с большим количеством мусульман) с неким знаком качества, экологически чистой продукцией.

Председатель Союза мусульманок РФ Наиля ханум Зиганшина объясняет это так:
«Люди понимают, что если это приготовлено или произведено верующими, то оно сделано на совесть, и поэтому доверяют халялю».

Источник: http://medina-center.ru/rossiyane-vse-bol-predpochitayut-produkty-halyal/

Татарский «Халяль» аккредитован в Эмиратах

В рамках международной выставки Gulfood 2016, которая завершилась в Дубаи, руководитель международного отдела ДУМ Республики Татарстан  Хайдар хазрат Камалетдинов встретился с генеральным директором Агентства стандартизации и метрологии ОАЭ (ESMA) Абдуллахом Абдулкадер Аль-Маени (Abdulla Abdelqader Al Maeeni).

На встрече обсуждался вопрос прохождения аккредитации Комитетом по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Хайдар хазрат отметил, что в настоящее время производители мясной продукции халяль в Республике Татарстан готовы поставлять свою продукцию в страны Персидского залива, в первую очередь в ОАЭ.

Одним из условий экспортных поставок в ОАЭ является вопрос прохождения процедуры аккредитации, подтверждающей соответствие импортируемой продукции требованиям «Халяль» данного региона.

Хайдар хазрат заверил руководителя ESMA в готовности Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ пройти все этапы аккредитации.

В свою очередь, господин Аль-Маени высоко оценил потенциал «Халяль» индустрии в России, и, в частности, Республики Татарстан, отметив, что Агентство стандартизации и метрологии ОАЭ приветствует данную инициативу и готово оказать полную поддержку в процессе аккредитации Комитета.

Стоит отметить, что Комитет по стандарту «Халяль» при ЦРО-ДУМ РТ станет первой организацией, согласовавшей процедуру аккредитации в Агентстве стандартизации и метрологии ОАЭ (ESMA).

Агентство по стандартизации и метрологии является федеральным органом ОАЭ. Агентство было создано в качестве органа стандартизации в 2001 г. в качестве единственного в стране органа по стандартизации и сертификации.

Основными функциями Агентства являются разработка и издание государственных стандартов ОАЭ, а также принятие международных стандартов.

Агентство защищает права потребителей, занимается вопросами охраны окружающей среды и национального рынка, а также разрабатывает меры по укреплению государственной экономики.

Кроме того, Агентство отвечает за присвоение продукции Знака качества ОАЭ, выдачу сертификатов соответствия, а также осуществляет аккредитацию испытательных и поверочных лабораторий.Агентство также осуществляет аккредитацию Халяль для зарубежных забойных цехов и исламских организаций, сертифицированная продукция которых поставляется в Арабские Эмираты.

 

Источник: http://www.muslim-info.com/tatarskiy-halyal-akkreditovan-v-emiratah.html

Халяль в законе

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) зарегистрировало систему «Халяль» (Halal), определяющую пищевую продукцию, а также лекарства на соответствие канонам ислама. Соответствующее свидетельство о регистрации выдано Духовному управлению мусульман (ДУМ) Татарстана и ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр “Тест-Татарстан”».

  • Кроме того, агентство зарегистрировало знак соответствия, которым должна маркироваться халяльная продукция предприятий, прошедших контроль со стороны комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ Татарстана с последующей сертификацией в центре «Тест-Татарстан» и органах сертификации, уполномоченных им. Знак (логотип) — круглой формы на зеленом фоне (цвет ислама) — бежевый полумесяц (символ веры), надпись на русском, арабском и латинице «Халяль», по окружности надпись «Система добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам ислама — система “Халяль”».
  • Другими словами, впервые в России законодательно признано существование самой системы «Халяль» (или «халал», от арабского al-halal — «разрешенное»). Согласно канонам ислама перед забоем скота или птицы и приготовлением халяльной продукции должна быть прочитана молитва.
  • При забое нельзя использовать электрошокер (мусульмане перерезают сонную артерию животного: только тогда обеспечивается полное удаление крови из туши). Запрещена свинина.
  • Кондитерские изделия не должны содержать жиры животного происхождения, поскольку неизвестно, было ли забито животное по канонам ислама, а только растительного (подсолнечное, рапсовое, кокосовое или оливковое масло).
  • Также продукция не должна содержать алкоголя, употребление которого запрещено исламом, красителя «татразин» (есть сведения, что он пагубно влияет на здоровье человека), а вместо желатина, который изготавливается из костей, используется агар-агар (из водорослей). Мусульманам нельзя употреблять также ряд медикаментов: в некоторых из них используются, например, свиные компоненты.

Комитет по стандарту «Халяль» при ДУМ Татарстана был создан в 2005 году.

Ими были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной “Халяль”», в которых были определены требования как к сырью, так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам ислама. В настоящее время комитет контролирует около 20 крупных производителей России, в том числе в Татарстане, Республике Марий-Эл, Санкт-Петербурге и других регионах. О том, что производство такой продукции будет востребовано, говорит как уровень проникновения ислама в России (особенно в некоторых регионах), так и интерес, уже проявляемый российскими компаниями к этому сегменту потребителей. К примеру, недавно красноярский холдинг «Сибирская губерния» объявил о том, что начал производство курятины по системе «Халяль».

Источник: http://expert.ru/2009/03/10/halal/

Какой должна быть халяльная продукция?

В последнее время у потребителей продукции “Халяль” начали появляться вопросы, касающиеся механического и ручного убоя птицы и других животных. Какой из них правильный, с точки зрения шариата? Какова позиция Комитета стандарта Халяль при ДУМ РТ по этому вопросу?

За разъяснениями мы обратились к руководителю экспертного отдела Комитета по  стандарту Халяль Духовного управления мусульман Республики Татарстан  Фоат хазрату Мухаметову.

Фоат хазрат: Сразу же хочу отметить, что позиция Комитета по  стандарту Халяль ДУМ РТ в вопросе методов убоя птиц и животных однозначна — только ручной убой.

По решению и по мнению богословов-алимов ханафитского мазхаба (мазхаб – исламскаяя правовая школа), убой животных и птицы должен осуществляться ручным способом. Приведем несколько правил заклания животного(птицы), соответствующих шариату:

— лицо, совершающее заклание, должно быть совершеннолетним, в здравом уме, мусульманином или человеком Писания (христианином, иудеем).

— заклание должно осуществляться острым орудием с режущим и колющим лезвием из металла или другого материала;

— человек, осуществляющий заклание, должен во время заклания произнести имя Всевышнего Аллаха (Бисмилля) над каждым животным по отдельности. Священный Коран четко говорит о важности произнесения Бисмилля при убое животного (Сура Аль-Анам(Скот) 6:121, 6:119; 6:138, Сура Маида (Трапеза) 5:4).

Использование магнитофонной записи является недопустимым. Если человек, осуществляющий заклание, ненароком забудет произнести имя Аллаха, то мясо остается разрешенным к пище. Если же Бисмилля не произносят преднамеренно, мясо такого животного не разрешается в употребление. Аллаху А’лям.

Как видим, в этих правилах четко прописаны требования к действиям человека, осуществляющего убой. При механическом убое эти правила не соблюдаются, так как птицы и животные забиваются автоматическим ножом или каким-либо другим инструментом. Механический нож не может произносить имени Всевышнего, не может делать зикр и т.д.

Автоматический нож в процессе убоя должен выполнять только функцию инструмента, а не бойца-резчика.

Кроме того, убой животного является очень важным и сложным процессом, как по шариату, так и с чисто технологической, физиологической и даже психологической точки зрения. Поэтому процесс убоя требует аккуратного и внимательного отношения к животному и ко всем действиям, связанным с его убоем. Опять приведем несколько примеров:

  • нельзя затачивать нож или другой инструмент для заклания в присутствии животного;
  • нельзя резать животное тупым инструментом, принося ему тем самым страдания;
  • нельзя сдирать с животного шкуру до его заклания;
  • нельзя опускать животное в кипяток до его заклания;
  • нельзя выщипывать перья птицы до ее заклания.

Все эти манипуляции возможны лишь после того, как станет ясно, что душа животного покинула его тело.

При правильном (халяльном) убое должны быть перерезаны – пищевод, гортань и яремные вены. При этом зарез должен производиться одним движением, без промедления. Может ли какой-либо механизм обеспечить все эти требования? Конечно же — нет.

Если убой произведен правильно, то животное (птица) мгновенно теряет сознание и не ощущает боли, а кровь из организма животного истечет полностью. В случае же неправильного убоя, животное или птица подвергается страданиям, часть крови остается в организме, что в свою очередь способствует быстрой порче мяса, распространению белезнотворных микробов.

Поэтому на предприятиях сертифицированных нашим Комитетом осуществляется только ручной убой птиц и животных. Кроме того, Комитет рекомендует предприятиям выпускающим мясную продукцию — использовать в производстве мясное сырье (птица, КРС,МРС, кролики и т.д.) только  ручного убоя.

Но должен сказать, что некоторые организации выдающие сертификаты допускают механический убой. Чем мотивируют эти организации, мне неизвестно. Возможно они основываются на правилах других мазхабов.

Встречается продукция мех.убоя и в Татарстане, и мы не можем запретить ее реализацию. Каждый поставщик или продавец — выбирает сам, какой продукцией торговать. Это на его совести или уровне его знаний о “халяль».

Возникает вопрос, а какие производители применяют механический забой, в частности забой птицы?

На сегодня известно об одном производителе, это птицефабрика “Приосколье” Белгородской области.

Хочется со всей ответственностью заявить и предупредить покупателей и дилеров этих компаний, которые реализуют продукцию –  и  птицу, и разделку, и фарш – о том, что такая продукция не будет использоваться на наших предприятиях и продаваться в торговых точках имеющих Свидетельство нашего Комитета. Пользуясь случаем, прошу и других производителей, которые выпускают халяльную продукцию, обратить на это большое внимание.

Продукция «Халяль» должна быть сертифицирована. Это может быть сертификат или Свидетельство органа сертификации из Москвы, или Татарстана или Башкортостана – Комитетов и центров сертификации достаточно.

Но в любом случае, любая продукция, которая позиционируется как халяль или по мусульманским канонам, или по требованию Ислама, или же с изображением на упаковке мечети, позиционируется и в мыслях, и в мнении мусульман как халяль.

И качество «Халяль» должно быть подтверждено определенными документами.

Каждый волен есть то, что он хочет. Но если человек — предприниматель или производитель — позиционирует свою продукцию как халяль, значит, он определяет его качество на основании статьи 10 Закона о защите прав потребителей.  То есть, в этом случае должен подтвердить халяльность и не вводить покупателей в заблуждение.

Кто же может подтвердить «халяльность» продукта? Естественно, уполномоченные органы. Таким органом в Республике Татарстан является Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/kakoj-dolzna-byt-halalnaa-produkcia/

Монополия на экспорт халяль из России не удалась

Несмотря на недавние заявления, вопрос экспорта халяль продукции в страны ОИС все еще находится в ведении национальной политики государств

Российские производители продукции «халяль» готовы выйти на мировой уровень и хотят развивать сотрудничество с исламскими странами. Но для того, чтобы реализовать эти планы, нужно пройти долгий путь, начиная от сертификации своего товара на право называться «халяль» и заканчивая поиском реальных импортеров своего товара в исламские страны.

Затронем первый этап этого пути.

  • Услуги по сертификации «халяль» в России предоставляют Международный центр стандартизации и Сертификации Совета Муфтиев России и несколько региональных комитетов, действующих по единому стандарту, наиболее активные из которых — Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан, НП «Комитет по стандарту «Халяль» при ДУМ Республики Башкортостан.
  • В конце января российские исламские информационные порталы облетела новость о начале работы в Татарстане нового сертификационного центра для российских производителей халяль — Центра по исследованиям и информации Исламской палаты в мире Халяль (ICRIC).
  • При этом было заявлено, что центр является единственным центром международного уровня в Российской Федерации, а сертификаты, выдаваемые другими центрами, «признаются лишь на внутреннем рынке». При более подробном рассмотрении выяснилось, что новость исходит от созданного в январе онлайн журнала «Индустрия Халяль» (www.journalhalal.
  • ru), который является информационным изданием как раз открытого центра ICRIC.
  • Решив проверить информацию об этом учреждении, мы натолкнулись на интересные детали. Исследовательский и информационный центр Исламской Палаты (ICRIC) со штаб-квартирой в Исламской республике Иран позиционирует себя в России как аффилированное подразделение Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) по вопросам сертификации продукции «халяль».

СМИ размещают эту непроверенную информацию на свои онлайн ресурсы (например, http://info-islam.ru, www.islamrf.ru, www.journalhalal.ru и другие исламские информационные сайты).

Но если сотрудники Центра Стандартизации и сертификации Совета Муфтиев РФ объяснили это тем, что подтверждения этого у них нет, и они сами были введены в заблуждение представителями Центра ICRIC, то сотрудники российского представительства ICRIC продолжают утверждать, что Центр имеет официальное отношение к Организации Исламского Сотрудничества и является организацией, «признанной в 57 стран исламского мира, которая дает заключение о дозволенности потребления или использования той или иной продукции для мусульман» и «позволяет найти на новые каналы сбыта в 57 странах мусульманского мира ОИС».

Мы обратились за разъяснениями к Совету Муфтиев РФ.

В ответ нам был предоставлен официальный ответ от Постоянного представительства Российской Федерации при Организации исламского сотрудничества: «До настоящего времени в рамках ОИС не достигнуто единого соглашения или консолидированного мнения не только по вопросу предоставления какому-либо юридическому или физическому лицу полномочий по сертификации продукции «халяль», но и по единым ее стандартам. На получение права сертификации претендуют многие организации…».

Делаем вывод, что ни головная организация, ни ее филиалы в других странах не могут гарантировать продукции, сертифицированной под их эгидой, выход на рынки стран-участниц Организации Исламского Сотрудничества (OIC).

Единственный орган, который под эгидой ОИС занимается вопросами унификации «халяльных» стандартов и централизации всех других вопросов данной темы, это – Институт стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC).

Институт был создан в 2010 году, на настоящий момент его членами стали 14 исламских государств, признающих его нормативы и документы. Остальные же члены ОИС (т.е.

более 40 стран) продолжают руководствоваться иными, в том числе своими национальными нормативами.

Позвонив в представительство Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC), мы узнали, что Исламская республика Иран в настоящее время является Наблюдателем в этой организации и подала запрос на официальное членство, который должен быть рассмотрен в ближайшее время. Вступление Ирана в SMIIC будет означать признание тех стандартов «халяль», что разрабатываются Институтом Стандартизации, но не означает, что сертификация продукции иранскими организациями либо их филиалами, позволит этой продукции быть признанной на мировом уровне.

Мы также обратились за разъяснениями к российскому представительству Центра ICRIC и получили информацию, что на пресс-конференции Итар-Тасс 6 февраля в Москве исполнительный директор ICRIC, доктор Абдулла Хусейн Факхари, подтвердил, что ICRIC имеет прямое отношение к Организации Исламского Сотрудничества. И что на сайте Исламской Торгово-промышленной палаты (ICCI) можно найти информацию об их официальных договоренностях и взаимоотношениях. Нам удалось найти информацию лишь о том, что ICRIC как одно из подразделений Иранской Палаты по торговле, промышленности и добыче полезных ископаемых (ICCIM) действительно сотрудничает с ICCI. Но тоже самое можно сказать о Промышленных Палатах и других стран-участниц ОИС. ICRIC не занимается напрямую торговыми отношениями между странами, а занимается вопросами, связанными со стандартами «халяль» в рамках ТПП Ирана.

Можно подытожить, что сотрудничество с Центром ICRIC не несет в себе какие-либо преимущества перед другими центрами сертификации продукции «халяль». К сожалению, громкие утверждения о том, что та или иная организация может открыть для поставщиков выход на рынки исламских стран, могут вызвать недопонимание и заблуждение у российских производителей продукции «Халяль».

Источник: http://www.ansar.ru/analytics/monopoliya-na-eksport-halyal-iz-rossii-ne-udalas

Что такое халяль

В Исламе исходным принципом для любых ситуаций является дозволенность, и мусульманам допускается потреблять любые продукты, если только они не принадлежат к категориям, считающимися запретными (харам), нежелательными (макрух) или находящиеся в области сомнительного (машбух).

Что такое халяль-продукция?

Поскольку многие современные пищевые продукты готовятся с использованием одновременно нескольких видов сырья, а также широкого ассортимента различных пищевых, технологических и биологически активных добавок, очень важно определить понятие халяль-продукции.

Наиболее очевидным условием для отнесения продукта к категории халяль является то, что продукты не должны содержать запрещенные Кораном виды сырья (харам), а также любые вещества, выделенные из запрещенных продуктов на любой стадии обработки или производства.

Данное утверждение может и должно быть истолковано тремя дополнениями:

  • продукция не должна иметь в своем составе хотя бы один компонент запрещенного продукта.
  • продукты не должны производиться и обрабатываться в тех же производственных условиях, где осуществляется обработка запрещенных продуктов.
  • ответственные лица не должны быть вовлечены в деятельность и в производство, связанное с запрещенными продуктами.

Как продукция попадает в наш каталог?

Наша команда со всей серьезностью относится к выбору продукции, представленной в каталоге. Совместно с производителем мы отбираем наиболее популярные и интересные предложения. В каталоге вы найдете как полюбившиеся конечным потребителям товары, так и специальные предложения от новых компаний.

Качество — это главное

Только качество товара позволит потребителю повторить свой заказ. Производитель строит свой бизнес на удовлетворенности конечного потребителя — это знают как крупные производства, так и средние и малые предприниматели. Мы тщательно отбираем поставщиков, которые нацелены на удовлетворение потребителя качеством товара и чистотой самого производства.

Халяль и только халяль

Мы работаем только с теми производителями, чья продукция соответствует стандартам халяль и которые имеют необходимые документы, подтверждающие прохождение сертификации. Мы не допускаем до потребителя те товары, происхождение которых является сомнительным. Для нас важно, что документация халяль выдана исключительно законными органами сертификации.

Источник: http://yakupmarket.online/sertifikatsiya/

Комитет Халяль

Халя́ль (араб. حلال‎‎) — буквально означает «дозволенное». Понятия дозволенного и запрещенного являются основополагающими в Исламе. В самом широком понимании «халяль» — это инструкция к правильной земной жизни, за которой следует жизнь грядущая, где Всевышний Аллах каждому человеку воздаст за совершенное.

С позиции исламского права «халяль» — это то, что разрешено Господом. Иными словами, это то, на что отсутствуют ограничения или запрет. И это — великое свидетельство Его щедрости по отношению к человеку.

В соблюдении дозволенного и воздержании от запретного для верующего есть много смыслов, явных и скрытых, ибо каждый помнит, что благое деяние воздается благом, а грех – неизбежным наказанием.

Следование заветам Всевышнего Аллаха с правильным намерением позволяет мусульманину воспитывать свой внутренний мир страстей. Очищая его от скверного, человек повышает свой духовный уровень, достигает умиротворенности и гармонии с окружающим миром.

О ЦЕНТРЕ

Добровольная система сертификации продуктов питания и услуг «ХАЛЯЛЬ-СЕРТИФИКАЦИЯ» одобрена в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и действует при поддержке Духовного Управления мусульман г. Москвы и Центрального региона.

Основная цель Центра по стандартизации и сертификации «ЦентрХаляльНадзор» при ДУМ Москвы и Центрального региона России: Содействие в повышении конкурентной способности российских производителей на мировом и внутреннем рынке продуктов питания и услуг для формирования и удовлетворения спроса в «Халяль» продукции и услугах.

Источник: http://dsmr.ru/komitet-khalyal.html

Ссылка на основную публикацию