Как и когда совершать Тахаджуд намаз?

Аллах Всевышний в Коране говорит:

«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением». (Сура Аль-Музаммил, 1-4 аяты)

Самое благородное из дополнительных, добровольных (нафиль) намазов это – ночной намаз тахаджуд. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» — просыпаться от сна.

Тахаджуд – это нафиль-намаз, который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во второй половине ночи. Всевышний Аллах наделит огромными блогами тех кто встает ночю с целью поклонятся Ему, в то время когда все люди погружены в глубокий сон.

Достоинство Тахаджуд намаза

Коран описывает правоверных мусульман следующим образом:

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» сура Ас-Саджда, 16–17 аяты.
Пророк Мухаммад ﷺ в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал:

«Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха»
в другом хадисе говорится:

«Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри». Аллах приготовил их для тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали»

В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится: «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха»

В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее: «Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)». Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза».

Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

Тахаджуд намаз Посланник Аллаха ﷺ читал по разному. Иногода он читал два, четыре, иногда шесть или восемь ракаатов. Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов.
Разрешается читать и по два ракаата и по четыре, но мустахабом является читать по два ракаата.

Время тахаджуд намаза

Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи, т.е.

  • если промежуток времени от заката до наступления времени утренней молитвы разделить на три части, то тахаджуд предпочтительнее совершать в третьей части (время до утреннего намаза) разделенной времени. В хадисе говорится, что в это время будут приняты наши покаяния и мольбы.
  • Способ чтения тахаджуда по суннату является следующим: прочитав ночной намаз, ложитесь спать, затем встаёте и читаете тахаджуд. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном.
  • В случае чтения тахаджуда совершать три рака‘ата витр вместе с тахаджудом также является суннатом. Но если витр уже прочитан после ночного намаза, тогда после тахаджуда второй раз его читать не надо, потому что Посланник Аллаха ﷺ запретил читать витр два раза за одну ночь.
  • Время сухур – охватывает 1-2 часа до наступления утренней молитвы, это время также называют одна шестой частью ночи.

Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк ﷺ в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз.

После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву. Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду).

В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой части ночи следует спать.

Источник: https://www.islam-love.ru/namaz/727-takhadzhud-namaz-kak-sovershat

Все о молитве Тахаджуд — Абдусамат Касым

Абдусамат Касым

«О закутавшийся!

  • Простаивай ночь без малого,
  • половину ночи или чуть меньше того,
  • или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением».
  •  Бисмиллахир рахманир рахим!
  • Самое благородное из нафиль намазов это – ночной намаз тахаджуд[1]. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» —  просыпаться от сна[2].
  • Тахаджуд – это нафиль-намаз,

который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во

второй половине ночи. Когда все люди погружены в глубокий сон встающих ночью для поклонения Аллаху мусульман, Аллах наделит большими благами.

В Священном Коране Творец описывает правоверных мусульман следующим образом:

تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ ﴿١٦﴾ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ    

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» [3].

Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал:

» عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأَبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ ، وَهُوَ قُرْبَةٌ لَكُمْ إِلَى رَبِّكُمْ ، وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ ، وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ «

«Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха»[4].

Еще в одном хадисе говорится:

«إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا، يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا، وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَتَابَعَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ»

«Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри».  Алла приготовил их для тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали»[5].

Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

Согласно хадисам, совершал посланник Аллаха тахаджуд намаз из двух, четырех, шести или восьми ракаатов.  Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов[6].

  • В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится:
  • «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха» [7]
  • В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее:
  • «Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)»[8].
  • Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза».

Время тахаджуд намаза

Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. В этом промежутке времени вы можете совершать тахаджуд намаз.Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи.

Всевышний Аллах в Священном Коране, говоря: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении»[10], указывает на важность времени «сухур».

Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз.

После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву.

Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду)[12].

В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой и во второй части ночи следует спать[11].

Как совершается тахаджуд намаз?

  1. Проснувшийся человек по возможности читает последние десять аятов суры Али Имран. Это сунна.
  2. Согласно сунне при омовении нужно полоскать рот  с помощью мисуака[13].
  3. Перед совершением тахаджуд намаза следует совершить нафиль намаз из двух ракаатов.
  4. Тому, кто совершает тахаджуд намаз из четырех, шести или восьми ракаатов, следует совершать их по два ракаата с перерывами[14]. Также можно совершать их по четыре ракаата. В этом случае, после чтения ташахуда произносится салават и (без слов приветствия) в третьем ракааате читает дуа(мольбу) «сана», и начинает его с «агузу» и «бисмилла».
  5. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном[15].

Итак, друзья, если вы хотите получить Божью милость, то по чаще совершайте тахаджуд намаз.

Источник: http://islam.kz/ru/articles/raznoe/vse-o-molitve-tahadjud-187/

Является ли сон обязательным условием тахаджуда?

Бытует мнение, что тахаджуд читается только после сна. Летом, когда наступают короткие ночи и длинные дни, считая, что сон является обязательным условием тахаджуда, у многих мусульман может возникнуть вопрос: «неужели теперь не получится читать тахаджуд?», т.к.

порой не получается заснуть до утреннего намаза. С другой стороны, когда вот-вот уже должен наступить утренний намаз, если лечь спать даже на 20 минут с намерением совершить тахаджуд, в итоге есть опасность проспать и тахаджуд, и пропустить фаджр.

Особенно ограниченно время в летнее время во время рамадана, когда, возвращаясь от гостей, есть большая вероятность поздно попасть домой и после таравиха, может остаться менее часа, чтобы приготовить еду на сухур и поесть. А так хочется, ещё совершить тахаджуд, но нет времени для сна.

Для решения этой проблемы было сделано небольшое исследование, где были поставлены следующие вопросы:

Начнём с того, что такое намаз тахаджуд? Глагол хаджада, согласно словарю Баранова, переводится как «бодрствовать (ночью)», а глагол пятой породы тахаджада переводится как «бодрствовать, не спасть (совершая молитвы)».

Глаголы пятой породы обозначают действия, совершение которых предполагает необходимость приложить усилия и затратить на достижение результата время (‘алама – «знать», та’аллама – «учиться», т.е. прилагать усилия, чтобы узнать).

Из этого следует, что тахаждуд как вид поклонения предполагает усилия над собой, чтобы оторваться от теплой постели с целью совершения поклонения.

Тахаджуд – дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Тахаджуд читают от двух до восьми ракяатов, потом совершается витр намаз.  Совершение в такой последовательности считается наилучшим, и так поступал лучший из людей. Если человек сомневается, что встанет ночью, витр лучше совершить сразу после ночного намаза (иша).

О тахаджуде есть указания в Коране и сунне. Например, «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов» (Коран, 17:79).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных».[1] «Всё, что совершается после ночного фарда (иша), считается ночным (будет считаться тахаджудом)».[2] «Совершайте ночной намаз.

Так как совершение намаза ночью, является обычаем праведников, живших до вас, покорностью Господу, избавлением от грехов и зла».[3]

Для пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, тахаджуд был обязательным. Так считают со слов Аиши и Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.).

Они приводят в подтверждение этому первые аяты суры «Закутавшийся»: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Коран, 73:1-4). Есть мнение, что тахаджуд был для него (мир ему) дополнительным намазом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз (тахаджуд) после сна. Он (мир ему) вставал обычно в середине ночи или в последней ее части (1/3 части ночи) и совершал тахаджуд до конца сухура. Приведем минимум две причины почему он (мир ему) совершал намаз в это время.

Первая – исходит от смысла хадиса, где пророк (мир ему) сказал: «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?»[4] И продолжается это до начала зари. Возможно также, что сон указывает на время совершения намаза – поздно ночью. Это время для молитв – одно из самых принимаемых, логично совершать молитву и просить у Творца именно в это время.

Вторая причина связана со временем, по школьному курсу географии мы знаем, что чем ближе к экватору, тем день по продолжительности приближается к ночи, и наоборот, чем дальше от экватора, тем меньше длится ночь и больше день, а на экваторе они совпадают.

Мекка находится не так далеко от экватора, как и Медина, соответственно ночи в этих городах достаточно долгие. Ночь достаточно долгая, вечерняя молитва наступает раньше, утренняя – позже, отсюда – есть время для сна. Лучше вздремнуть, чтобы это придало сил для ночной молитвы. Так и поступал пророк (мир ему).

Также он (мир ему) рекомендовал поспать днём (кайлюле), что не только придаст бодрость до конца дня, а также придаст сил для ночной молитвы.[5]

Исходя из вышеупомянутого хадиса, согласно которому «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь…» лучшее время для тахаджуда – последняя треть ночи. Это время легко вычислить математически: нужно посчитать время от вечерней молитвы (магриб) до утреннего намаза (фаджр) и разделить на три, последняя треть будет тем самым временем.

Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?

Сподвижники следовали пророку (мир ему) и проводили ночь, пол ночи или треть ночи в поклонении. Некоторые уважаемые праведные предки, совершали утренний намаз с омовением ночного, т.е. совершали ночной намаз (тахаджуд), не засыпая.

Например, табиины, как имам Азам (Абу Ханифа), Сулейман бин Тархан, Саид бин аль-Муссайеб и таба-ут-табиин Язид бин Харун (да будет доволен ими всеми Аллах) и др. Это также указывает на их понимание важности ночного намаза и желание максимально провести это время в поклонении.

Некоторые табиины-толкователи Корана (муфассиры), как аль-Асвад, Алькаме и Муджахид считали намаз тахаджудом, если человек совершил его ночью после сна.

Исходя из всего вышесказанного может возникнуть путаница, тахаджуд намаз после сна, почему некоторые читали его, если не спали? Ответив на этот вопрос, мы сразу ответим на вопрос, можно ли читать тахаджуд, если человек не спал.

Дело в том, что есть два мнения, касательно тахаджуда. Для начала, стоит отметить, что есть ещё пара синонимов, относящихся к тахаджуду, это ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) и ночной намаз (салят аль-лейль).

Ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) – более общее название, которое означает не только тахаджуд, к нему относится любой намаз после последнего обязательного, например, таравих во время рамадана и любое поминание Творца, как чтение Священного Корана, произнесение прославляющих формул (тасбихат) и др.

В это время можно спать или нет, все эти молитвы являются ночными (кыям аль-лейль).[6]

Первое, тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права.

В хадисах пророк (мир ему) использовал оба синонима тахаджуда: ночной намаз (салят аль-лейль)[7] и ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль).

[8] Видимо, по этой причине большинство учёных исламского права сделали вывод о том, что сон не является обязательным условием тахаджуда.

Второе, что тахаджуд – молитва после сна.

В обиходе иногда разделяют ночной намаз (салят аль-лейль) и тахаджуд, говоря, что если поспал, то тахаджуд, а если нет, то – это ночной намаз, но на самом деле речь идет про один и тот же намаз.

В качестве доказательства приводят то, что пророк (мир ему) всегда читал тахаджуд после сна, также поступали и сподвижники. Это мнение принимают и учёные, придерживающиеся первого, более широкого в трактовке мнения.

Подведя итоги этого небольшого исследования, сделаем следующие выводы:

Источник: http://www.hizmet.today/yavlyaetsya-li-son-obyazatelnym-usloviem-tahadzhuda/

Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

1. Тахаджуд

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша).

В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи.

Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

2. Духа

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

3. Молитва омовения

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела.

В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.

), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

4. Намаз приветствия мечети

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там.

Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву.

Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

1) Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).

2) В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.

3) Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

5. Намаз истихара

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым.

Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им». 6. Молитва хаджат

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата.

Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси».

Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/dopolnitelnye-molitvy-vidy-i-poryadok-soversheniya/

Суннат-намаз | Тахаджуд | Часть первая

Грамматическое значение слова «тахаджуд» — это «бодрствование» и «оставление сна», оно ещё получило такое значение, как «молитва (намаз) после сна» или «подъем ночью».

А по правилам юриспруденции (фикха) — это добровольно совершающийся намаз, который выполняется после сна ночью.

Ночное бодрствование — это не установленный суннат, является добровольным деянием свободного характера, т.е., не связанным с чем-либо. Из подобных деяний, ночное бодрствование является самым наилучшим, согласно тому, что передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самый наилучший намаз после обязательного является ночной намаз (т.е., тахаджуд)» (Муслим 55/8).

И ещё, причиной этому является тот факт, что он совершается в то время, когда все люди находятся в забвении, и когда они оставили поклонение, всем этим и определяется его превосходство.

Для бодрствования конец ночи является более предпочтительным, чем её начало. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Они спали лишь малую часть ночи. А перед рассветом они молили о прощении…» («Аз-Зарият», аят 17-18)

Одной из причин его превосходства над другими намазами является то, что намаз после сна становится очень тяжёлым для человека и то, что людей, делающих намаз в ночи, очень мало.

АбдулЛагь-Варрак, один из познавших Всевышнего Аллаха, сказал:

«Мы долгие годы стремились к четырем, и мы нашли это в четырех:

— мы стремились к довольству Аллаха и нашли его в повиновении Ему;

— мы  стремились к расширению мирских благ и нашли его в совершении намаза-зуха;

— мы стремились к сохранению своей религии в чистоте и благополучии и нашли это в сбережении языка;

— мы  стремились к освещению наших могил нуром (светом) и нашли это в намазах, совершаемых ночью после пробуждения ото сна» (Рух-уль Баян)

Минимальное количество ракаатов ночного (тахаджуд) намаза — это два ракаата, а для максимального количества нет предела. Для осуществления этого намаза не является условием именно совершить намаз с намерением на тахаджуд.

Для его осуществления достаточно совершить возмещаемый намаз, назру-намаз или любой суннат намаз.

Промежуток своевременного совершения намаза «тахаджуд» начинается тогда,  когда человек проснётся ото сна после ночного намаза и длится до утреннего азана, совершение его в середине ночи  предпочтительнее, чем совершение в начале ночи, а самое наилучшее время его совершения — это 4/6 или 5/6 ночи (т.е если разделить ночь на 6 частей и совершить намаз в четвёртой или в пятой части). Это основано на том, что передали Абдулла ибн Амр ибн ‘Асс, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:

«Самым любимым намазом для Всевышнего Аллаха является намаз пророка Давуда, мир ему, он спал половину ночи, а потом бодрствовал на одну треть, а потом спал оставшуюся одну шестую часть» (Бухари 380/1, Муслим 46/8)

Ещё одной причиной превосходства этой молитвы над другими является то, что в такое время поклонение совершается очень мало и намаз в это время является наилучшим.

Сказал имам Навави:

«Ночное бодрствование является настоятельной сунной, доводом этому служат Коран, сунна и общепризнанное мнение ученых. Хадисы по этому поводу известны, чтоб их рассказывать,  и их большое множество, чтобы тут ограничить количеством» («Мажмуъ», 535/3)

Доводом к тому, что это настоятельная сунна, служит аят Корана:

«О закутавшийся. Простаивай ночь без малого. Половину ночи или чуть меньше того. Или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Аль-Музаммиль» аят 1-4).

Также:

«Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее…» (Аль-Музаммиль» аят 20).

Мусульманин должен хоть немного уделять этому внимания, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уделял этому большое внимание и также потому, что в аяте из Корана говорится:

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов…» («аль-Исра» аят 79)

Является нежелательным постоянно, каждый день, всю ночь бодрствовать не поспав, основой этому является хадис от АбдуЛлах бин Амр бин Аса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Ты же мне рассказывал, что ты постишься весь день и бодрствуешь всю ночь?», я сказал: «Да, о Посланник Аллаха», Пророк сказал: «Ты так не делай, ты постись и разговляйся, ты бодрствуй и спи, поистине, ты ответственен за свое тело, поистине, ты ответственен за свои глаза, поистине, ты ответственен за свою жену, и выполняй свою ответственность» (Бухари 698/2, Муслим 42/8).

Сказал Табари:

«Если такое бодрствование не приносит трудностей, то тогда оно является сунной, а если есть трудности, но нет боязни, что она навредит, то тогда предпочтительно не делать этого, сохраняя себя, а если же есть боязнь, то тогда оно является нежелательным.

А если же оживлять часть ночи, даже постоянно, или всю ночь, но периодически, как, например, оживление последних ночей Рамадана, то в этом нет нежелательности. Напротив, это является сунной, если нет вреда. А если есть от этого вред, то нежелательно».

Является нежелательным выделять ночь пятницы для оживления его намазами. А если же оживлять эту ночь другим поклонением, помимо намаза, например, чтением суры «Кахф» или чтением салавата, то в этом нет нежелательности, так как к этому нас призывают».

Средство его облегчения

Суфьяну Саври говорил: «Старайтесь меньше есть — сможете вставать ночью».

Хасан-уль Басри, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Не оставил никто ночное бдение, кроме как из-за грехов, совершенных днем. Следите за собой, перебирайте в памяти свои поступки на закате солнца — нет ли у вас грехов, совершенных в течении дня. Покайтесь в них, дабыоблегчилось вам ночное пробуждение».

Как-то некий человек обратился к Ибрахиму ибн Адхаму: «Я не могу вставать ночью, скажи, какое средство есть от этого?» Тот ответил: «Не ослушивайся Всевышнего Аллаха, то есть, не совершай грехи днем, и Он поставит тебя перед Собой ночью. Поистине, твое ночное пробуждение и выстаивание пред Всевышним Аллахом — самое великое из достоинств. Ослушавшийся Всевышнего такого почета не удостаивается».

Источник: http://almasjid.ru/sunnat-namaz-taxadzhud-chast-pervaya/

Ссылка на основную публикацию