По поводу того, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал руки во время дуа, существуют различные риваяты. Это указывает нам на то, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) во время своих дуа не держал рук каким-то одним образом. Наряду с этим, сунной является во время дуа поднимать руки ладонями к верху, а после дуа проводить ими по лицу.
Так, например, в одном из хадисов, переданных Ибн Аббасом (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Делая дуа Аллаху, поверни свои ладони к верху, не делай дуа, подняв к верху тыльную сторону ладоней. Закончив дуа, проведи ладонями по лицу» (Абу Давуд, Салят, 358).
Как посланник Аллаха (мир ему) держал руки во время дуа?
В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ваш Господь – стеснителен и щедр. Когда раб обращается к Нему с мольбой, протягивая свои руки, Он стесняется оставить их пустыми» (Тирмизи, Даават, 118).
От Умара (радыйаллаху анху) передается, что подняв руки, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не опускал их до тех пор, пока не проведет ими по лицу (Тирмизи, Даават, 11).
Исходя из хадисов, имеющих отношение к данному вопросу, а также мнения алимов, можно сказать, что во время дуа следует держать руки ладонями вверх, на небольшом расстоянии друг от друга, на уровне груди.
- Например, в книге «аль-Фатава аль-Хиндиййа», разъясняя то, как совершается дуа, говорится следующее: «Во время дуа лучше всего держать руки ладонями к верху, на небольшом расстоянии друг от друга. Не следует класть руки одну на другую.
- Во время дуа мустахабом является держать руки на уровне груди».
- Что же касается мудрости совершения дуа именно в таком виде, то по этому поводу можно сказать следующее: Прежде всего, протягивание рук ладонями к верху с точки зрения психологии указывает на то, что такой человек нуждается в чем-то и просит о помощи. Поэтому протягивание рук ладонями вверх при обращении к Аллаху Всевышнему означает, что мы просим услышать и принять наши мольбы.
Что же касается последующего проведения руками по лицу, то это объясняется следующим образом: во время дуа на ладони человека нисходит божественная милость. И поэтому следует донести эту милость до самой почетной части человеческого тела, то есть до лица.
Следуем Сунне: как держать руки во время дуа?
Существуют разные предания о том, как именно держал свои руки Благословенный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращаясь с мольбой к Всевышнему Творцу.
Хотя, в большей степени, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди.
Существуют предания, по которым Он иногда поднимал их до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонью вниз.
По одному достоверному хадису поведанному Ибн Аббасом (да будет им доволен Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их обратно (то есть ладонями вниз). Закончив молитву, протри ладонями лицо».
В сборнике хадисов Тирмизи встречается другой хадис, по которому Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал так: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл их, обращаясь с мольбою к Нему».
Праведный халиф Умар (да будет им доволен Аллах) относительно этого вопроса сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подняв руки для молитвы, не опускал их, пока не протирал ими лицо.
В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми к верху ладонями с небольшим, но промежутком меж ними.
Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется, как мустахаб».
По некоторым преданиям Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) все же поворачивал ладони вниз во время молитвы. В хадисе сборнике «Муснад» Ахмад бин Хамбаль существует пояснение, что подобным образом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился, когда не желал чего-то или опасался чего-либо.
Следовательно, на основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает.
Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.
Нужно ли протирать руками лицо после дуа — mahalla1.ru — Доступно об исламе
В сегодняшней проповеди мы, ИншаАллах, попытаемся раскрыть вопрос о ценности и значимости молитвы — дуа для мусульманина и относительно соответствия протирания лица руками после ду’а Сунне пророка Мухаммада (да благословит его аллах и приветствует), ведь периодически нам нужно освежать в памяти некоторые ключевые аспекты религиозной практики.
А как согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его аллах и приветствует) по завершении намаза мусульманину следует упоминать Господа?
Одним из самых значимых видов поклонений и того, что приближает мусульманина к Господу миров, является дуа (араб. دعاء — мольба, молитва), так как оно включает в себя признание величественности Создателя и Его силы, Его богатства и могущества, преклонение перед Ним и обращение с определенной просьбой к Нему.
Всевышний Аллах повелел нам делать дуа и пообещал нам отвечать на него, о чем говорят нам следующие аяты Священного Корана:
Как после прочтения или прослушивания таких аятов мы можем игнорировать дуа?
При чтении дуа мусульмане обычно поднимают руки на уровень плеч ладонями к лицу, а по завершению протирают ими лицо.
Бывало, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки выше груди, вознося к небу, но это происходило обычно во время обращения ко Всевышнему с мольбою-прошением о дожде во времена продолжительной засухи или в крайне затруднительных ситуациях. Моля Всевышнего в обычных ситуациях, пророк Мухаммад поднимал кисти рук на уровень груди, плеч.
Но все чаще со стороны слышишь упреки в адрес тех, кто протирает после чтения дуа лицо руками и заявления, что это является бид‘а, то есть порицаемым новшеством.
Является ли протирание лица после дуа бид’a?
В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что протирание лица руками после дуа имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Например, в своде хадисов имама ат-Тирмизи (209–279гг. по хиджре; известный богослов-мухаддис, был учеником имама аль-Бухари, посетил многие научные центры того времени (Ирак, Хорасан, Мекку, Медину и др.) и умер в родном городе Тирмизе; его главный труд «Аль-джами‘ ас-сахих» входит в шестерку основных сводов хадисов «Аль-кутуб ас-ситта») приведен следующий достоверный хадис дараджа сахих (который, правда, некоторые ученые считают слабым в виду присутствия в цепочке передатчиков Хаммада ибн ‘Исы):
В добавок, в своде хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля (164–241гг по хиджре; известный богослов-мухаддис, основатель одного из суннитских мазхабов, родился и умер в Багдаде, с раннего детства занимался богословием и изучением хадисов, в поиске знаний и собирая пророческое наследие, посетил Куфу, Басру, Мекку, Медину, Йемен, Шам и многие другие научные центры того времени; автор большого количества трудов, центральное место среди которых занимает свод хадисов «Аль-муснад») приводится хадис с другим иснадом (цепочкой передатчиков), но с таким же смыслом:
Далее в своде хадисов имама Абу Дауда (202–275 по хиджре; известный богослов-мухаддис, с раннего детства получил знания мусульманского богословия и с целью приумножения их, а также работая над достоверностью повествований, приписываемых пророку Мухаммаду, посетил все научные центры того времени, умер в Басре; его главный труд «ас-Сунан» также входит в шестерку основных сводов хадисов «Аль-кутуб ас-ситта»: в нем приведено 4800 хадисов, выбранных из 500 000 повествований) приводится хадис от отца ас-Саиба ибн Язида:
Имам ат-Тыбий (умер в 743 по хиджре; богослов, мухаддис, муфассир; был известен как очень грамотный мусульманский ученый, который противостоял невежественным порицаемым нововведениям (бид‘а) и умел понимать смысловые тонкости Корана и Сунны) говорил в пояснении к нему:
Также в своде хадисов имама аль-Хакима (321–405 по хиджре; один из крупнейших богословов-мухаддисов мусульманской истории, родился и умер в Нисабуре; в религиозной практике придерживался шафиитского мазхаба, с юности изучал хадисоведение; общее количество крупных богословов, у которых он в последующем учился, превышает тысячу человек; одним из известных его трудов является свод хадисов «Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн») приводится хадис от Ибн ‘Аббаса о том, что пророк Мухаммад сказал:
По мнению Аляутдинова Шамиля-хазрата:
Предположительный смысл протирания лица руками после дуа, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-дуа верующий протирает этой благодатью свое лицо. По данному пояснению можно провести параллель со следующим высказыванием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Напоследок хотелось бы привести еще один хадис:
Из приведенных выше хадисов очевидно, что протирание лица руками после дуа действительно является Сунной! Но даже современные противники протирания лица руками после дуа однозначно заявляют, что если кто-либо из мусульман, следуя за имамами аш-Шаукани, ас-Сан’ани и другими, кто дозволял так поступать, будет протирать лицо после мольбы-дуа (но не в намазе, ибо в намазе совершение этого определенно является нововведением), то порицать его или обвинять в нововведении не следует.
Протирание рук после дуа – Сунна или новшество?
Вопрос: У меня следующая ситуация: делая дуа, в конце я подношу руки к лицу и как бы «вытираю лицо руками». Сестры сказали, что это грех и нововведение.
Но я всегда видела, как другие мусульмане делают так же! Сказали, что Пророк (мир ему и благословение) так никогда не делал… Я пыталась прекратить, но я очень привыкла к этому жесту, я не чувствую свое дуа законченным без этого движения…
Если это действительно нововведение, то откуда оно взялось?
Ответ: Практика протирания лица руками по окончании дуа верна, и является сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) Рекомендовал данное действие и сам практиковал его.
Обратите внимание на следующие хадисы:
1) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рекомендовал сахабам во время исполнения дуа:
سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسأ لوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم
«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите лицо ладонями». (Абу Давуд, хадис 1487, передал Абдулла бин Аббас).
2) В число действий, совершаемых Пророком (мир ему и благословение), входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил наш господин Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах):
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا رفع يديه في الدعاء لم لم يرسلهما حتى يمسح بهما وجهه
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не опускал руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими руками». (Ат-Тирмизи, хадис 3386).
Из приведенных хадисов очевидно, что протирание лица руками после дуа действительно является сунной. Это не является нововведением или бид`а, как заявляют некоторые невежды.
Тайна поднятия рук во время мольбы (дуа)
Из того удивительного, что приводит один из антропоморфистов в качестве довода для своего ложного мазхаба это поднятие рук к небесам в мольбе (дуа).
Данное утверждение не может быть принято, потому что небеса – кибла (направление) для мольбы (дуа). Смысл этого в том, что место ниспослания милости – это небо, которое является причиной различных видов даров. Мольба (дуа) также служит причиной отвергания различных видов бедствий.
Если бы дело обстояло так, как утверждает этот заблудший, то было бы более подходящим обратиться к небесам лицом. Но Установивший Шариат запретил нам это во время мольбы (дуа), чтобы не было сомнительных предположений, что Тот, к Кому обращаются, находится на небесах. Как на это указывают слова Всевышнего:
قال الله تعالى: «وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ…» (سورة البقرة/186)
«Я знаю, что делают Мои рабы.
Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад!) спрашивают: «Близок ли Аллах, к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?», – скажи им (о Мухаммад!), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить.
Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (смысл 186 аята суры «Аль-Бакара»).
قال الله تعالى: «…فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ…» (سورة البقرة/115)
«…Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде довольство Аллаха (то есть кибла, которой Аллах доволен), который принимает молитву мусульман…» (смысл 115 аята суры «Аль-Бакара»).
Упомянул шейх Абу Муин ан-Насафи, имам этой науки, то, что учёные утвердили: поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) – чистое проявление набожности.
Комментатор алляма ас-Сагнаки сказал: это ответ рафидитам, перешедшим границы, иудеям, карамитам и всем антропоморфистам, которые придерживаются того, что Всевышний – на аль-Арше.
Сказано, что аль-Арш сделан киблой для сердец во время мольбы (дуа), подобно тому, как Кааба сделана киблой для тел во время намаза.
Поистине, также велено во время мольбы (дуа) повернуться лицом в сторону Каабы, подняв при этом руки к небесам и не поднимая лица вверх.
Хотя истинным является обращение к Создателю неба сердцем, но тонкость смысла поднятия рук к небесам в том, что они – клады уделов рабов. Как сказал об этом Всевышний:
قال الله تعالى: «وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ…» (سورة الذاريات/22)
«На небе находится ваш удел…» (смысл 22 аята суры «Аз-Зарият»).
Человек сотворён таким, что склонен к обращению в ту сторону, где осуществится его цель. Например, когда правитель обещает войску провизию, то они склонны к тому, чтобы обратиться в сторону складов, хотя убеждены, что сам правитель там не находится.
Мулла Али аль-Кари. «Равзат аль-Азхар шарх фикх аль-Акбар»
Когда поднимать руки в дуа, а когда нет? |
Вопрос: Мой вопрос относится к одному из ваших ответов, где вы сказали, что поднятие рук в дуа после обязательной или пятничной молитвы (джумаа) – нововведение. Не скажете ли вы мне, когда считается хорошим делом поднятие рук в дуа? И можно ли мне поднимать их после дополнительной молитвы?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Необходимо знать, что дуа – это поклонение, а любое поклонение мы делаем только после далиля, а основой поднятия рук является то, что они поднимаются вместе с дуа, кроме случаев, когда дуа является включенным в другое поклонение, и в этом случае поднятие рук считается лишним действием в этом поклонении. Например: молитва, хутба, таваф (обход Каабы), сайи (бег между Сафой и Марвой во время хаджа или умры) и т.д.
В начале молитвы есть дуа истифтах, дуа есть также в поясном поклоне, после выпрямления, в суджудах, между двумя суджудами, но тот, кто поднимет руки в этих дуа, тот считается совершившим бид’а. Также поднятие рук в дуа, которое делается на минбаре, кроме случая, когда делаешь дуа прося дождь. Так же в дуа, когда делаешь таваф или сайи.
Те случаи поднятия рук в дуа, на которые имеются доводы, то нет сомнения в дозволенности этого, а те случаи, на которые нет конкретных доводов, но и не включены в другие виды поклонения, то это является дуа в общем и в этих случаях нет ничего плохого в поднимании рук.
Ведь пришло слово посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, в котором он сказал одному мужчине, который просил подняв руки к небу: «О Господь! О Господь! А его еда является из харама, питье из харама, одежда из харама, питается харамом, так как же Он ответит на его дуа?»
Также его слова, да благословит его Аллах и приветствует: «Постине Аллах стыдится вернуть руки Своего раба ни с чем, когда он поднимает их (в дуа)». Также и другие хадисы.
Но что касается поднятия рук после дополнительной молитвы, то если это не является постоянным действием, т.е. человек посчитал нужным сделать дуа именно в этот миг, то в этом нет ничего плохого. А если он постоянно делает дуа и поднимает руки после обязательной молитвы, то нет ясного довода, подтверждающего это действие.
Поднятие рук в молитве
Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве.
Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис?
Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах?
Ответ:
Хвала Аллаху!
Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову[1] после совершения поясного поклона.
Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах.
Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому.
И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него».
Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406.
Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним.
Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/.
К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что «обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)»[2].
Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз[3]”». См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407.
Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов. Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди — учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие.
Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук — все они являются слабыми. Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223.
И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им.
По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я». Этот хадис передал аль-Бухари (631).
По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него». Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени». Конец цитаты.
Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных.
Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)». Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335.
Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность , и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247.
Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие[4], и (его решение) окажется правильным[5], ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда». Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи.
Примечание:
Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267.
Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду!
Как правильно совершать дуа? В дуа лучше раскрыть свои ладони
Вопрос:
Как правильно совершать дуа? Нужно ли поднимать руки во время мольбы и после проводить ими по лицу? Есть ли этому основание?
Ответ:
В книге «Аль-Фатава Аль-Хиндия» сказано:
وَالدُّعَاءُ الْمَأْذُونُ فِيهِ وَالْمَأْثُورُ بِهِ مَا اُسْتُفِيدَ مِنْ قَوْله تَعَالَى: {وَلِلَّهِ الأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا} [الأعراف: 180] كَذَا فِي الْمُحِيطِ.
وَالْأَفْضَلُ فِي الدُّعَاءِ أَنْ يَبْسُطَ كَفَّيْهِ وَيَكُونَ بَيْنَهُمَا فُرْجَةٌ، وَإِنْ قَلَّتْ، وَلَا يَضَعُ إحْدَى يَدَيْهِ عَلَى الْأُخْرَى، فَإِنْ كَانَ فِي وَقْتِ عُذْرٍ أَوْ بَرْدٍ شَدِيدٍ فَأَشَارَ بِالْمِسْبَحَةِ قَامَ مَقَامَ بَسْطِ كَفَّيْهِ، وَالْمُسْتَحَبُّ أَنْ يَرْفَعَ يَدَيْهِ عِنْدَ الدُّعَاءِ بِحِذَاءِ صَدْرِهِ، كَذَا فِي الْقُنْيَةِ.
Дуа, которые нам дозволено совершать, и пришедшее нам в сообщениях, было использовано из следующего аята:
(Смысл): «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (Сура «Аль-А’раф», аят 180), так же в книге «Аль-Мухит».
В дуа лучше раскрыть свои ладони так, чтобы между ними был промежуток (чтобы они не смыкались), даже если он не большой. Не нужно класть одну руку на другую. Во время вынужденной ситуации, например, сильного холода, вытянутые указательные пальцы заменяют раскрытые ладони (т.е сжать пальцы в кулак за исключением указательных).
Мустахаббом (желательным) во время дуа является поднятие рук напротив груди, так говорится в книге «Аль-Кунья».
مَسْحُ الْوَجْهِ بِالْيَدَيْنِ إذَا فَرَغَ مِنْ الدُّعَاءِ قِيلَ: لَيْسَ بِشَيْءٍ، وَكَثِيرٌ مِنْ مَشَايِخِنَا — رَحِمَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى — اعْتَبَرُوا ذَلِكَ وَهُوَ الصَّحِيحُ وَبِهِ وَرَدَ الْخَبَرُ، كَذَا فِي الْغِيَاثِيَّةِ.
Протирание лица обеими руками после завершения дуа, согласно мнению некоторых, не обязательно, но многие из ученых считали, что это нужно делать. В подтверждение этому есть сообщение в книге «Аль-Фатава Аль-Гыясия».
Как держать руки во время чтения суры «аль-Фатиха» в намазе?
Продолжаем разбирать мелкие вопросы, касающиеся второстепенных аспектов совершения молитвы. Мы уже выкладывали статью, в которой приводили доводы из книг ученых по поводу расстояния между ногами в намазе. Теперь очередь дошла и до рук.
Предлагаем вашему вниманию очередные отрывки из книг, объясняющие, как держать руки во время чтения суры «аль-Фатиха» в намазе.
В книге «аль-Анвар» пишется:
وأن يرسل اليدين بعد الرفع إرسالا خفيفا إلى تحت الصدر، ويقبض اليمنى كوع اليسرى وبعض رسغها وسعدها.
«Желательно плавным образом после поднятия рук[1] опустить их под грудь, обхватить правой рукой кисть левой руки, часть запястья и предплечья».
Также в книге «Мажмуъ» и «Равзату-т -Талибин» пишется:
قال أصحابنا: السنة أن يحط يديه بعد التكبير، ويضع اليمنى على اليسرى، ويقبض بكف اليمنى كوع اليسرى وبعض رسغها وساعدها.
«Ученые шафиитского мазхаба сказали:
Является желательным после вступительного такбира опустить руки, после — правую руку положить поверх левой руки, при этом обхватив правой рукой кисть левой руки, часть запястья и предплечья».
В книге «Мугн-иль Мухтадж» написано следующее:
ويستحب أثناء القيام أن يضع يده اليمنى على يده اليسرى بعد التكبير، ويستحب أن يحط يديه بعد التكبير، ويرسلهما إرسالا خفيفا إلى تحت صدره، ثم يقبض بكف اليمنى كوع اليسرى، وبعض رسغها وساعدها، لما روى وائل بن حجر رضي الله عنه قال: قلت: لأنظرن إلى صلاة رسول الله كيف يصلى، فنظرت إليه، وقد وضع يده اليمنى على ظهر كفه اليسرى والرسغ والساعد»
«Желательно после вступительного такбира опустить руки и плавно сложить их под грудь. Также желательно во время стояния в намазе после (вступительного) такбира положить правую руку поверх левой, обхватив правой рукой кисть левой руки, часть запястья и предплечья, основываясь на том, что передал Ваиль бин Худжр (да будет доволен им Аллах), сказавший:
«Я сказал: «Я посмотрю как совершает намаз Посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует), и я посмотрел: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в намазе поставил свою правую руку на тыльную часть левой руки, на запястье и предплечье»[2].
В книге «Фатх-уль Алам» пишется:
وقيل: يقبض كوعه بإبهامه وكرسوعه بخنصره ويرسل الباقي صوب الساعد أي: جهته.
والأفضل: أن يقبض بجميع كف يمينه وأصابعها على كوع اليسار ورسغها وبعض ساعدها.
ومحل وضع عند ابو حنيفة: تحت السرة.
وعن أحمد: روايتان أشهرهماوهي التي اختارها الخرقي كمذهب أبي حنيفة، وعند المالكية : كمذهبنا.
لكن المشهور عندهم:
أرسال كما في رحمة لأمة، بل هو الأفضل كما في البجيرمي تشبيها باليت ولكل وجهة.
ثم إن هذا الوضع يكون في القيام أو بدله.
«Сказано: обхватывают кисть (левой руки) большим пальцем (правой) руки, запястье — мизинцем, а остальные пальцы направляют в сторону предплечья. Предпочтительным методом считается обхватить всей ладонью и пальцами правой руки левую руку, запястье и часть предплечья.
В Ханафистком мазхабе руки складывают ниже пупка.
В Ханбалитском мазхабе две версии, а более известная та, которую выбрал Аль-Харкий, и это метод схож с методом ханафитов, что касается Маликитского мазхаба, то он подобен нашему мазхабу (мазхабу Шафии).
Однако, мнение степени «машхур», как об этом пишется в книге «Рахма аль-умма», у них — это опускание рук.
Это даже лучше, как говорится и в книге «аль-Буджайрими», подобно покойнику (у которого тоже руки бывают вдоль туловища), и каждое из мнений имеет обоснование.
Вот так (как было сказано выше) складывать руки желательно только во время стояния или во время того состояния, которое вместо стояния (например, когда человек по причине здоровья читает молитву сидя)».