Борода — это сунна или ваджиб?

لحية

Оригинал взят у kahhar_786 в لحيةБратья, не уродуйте себя !
Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» 182.

Никто из ученых не дозволял убирать бороду, передавал и имам Ибн Абидин. См. «Танкъих аль-фатауа аль-Хамидия» 1/329.

Шейх Ибн Бааз (Рахимуаллах) сказал:борода (al-lahyah) — то, что растет на щеках и подбородке, как было объясненно автором в al-Qaamoos.

Обязательно оставить волосы, которые растут на щеках и подбородке, а не брить это или сокращать это.

Fataawa Islamiyyah, 2/325.
Шейх ибн ‘Усеймин (Рахимуаллах) сказал: Определение бороды (al-lahyah) как заявлено учеными (арабского) языка — волосы лица, челюстной кости и щек, в смысле, что все, что растет на щеках, челюстной кости и подбородке является частью бороды. Удаление любой части этого также прибывает под заголовком греха, потому что Посланник Аллаха (салляЛлахи алейхи ва саллям) сказал: «Отпускаите бороду, и Позволяите бороде расти.» Это указывает, что недопустимо удалить любую часть , но грех изменяется по степени; бритье более серьезно чем удаление части бороды, потому что это более чрезвычайное действие и тот, кто бреет, идет против команды Пророка (салляЛлахи алейхи ва саллям) чем тот, кто укорачивает. Fataawa Hammah, p. 36Шейх Али говорил, что можно укорачивать то, что за кулак, но не меньше кулака! Т.е. шейх его аль-Альбани считал, что больше чем с кулак нельзя отращивать. А Саудийские шейхи говорили что наоборот, с кулак нельзя отрезать, если только не во время Хаджа или Умры. А Али аль-Халяби сказал, что можно с кулак отрезать в любое время, но не уаджиб. И этого же мнения придерживался имам Ахмад. См. «аль-Фуру’» 3/329.Также из саляфов дозволял отрезать что больше кулака и Таус, как это передает от него его сын, и не связывал это с Хаджем или Умрой.

И довод на это то, что сподвижники и саляфы укорачивали бороду, и среди них Ибн Умар и Абу Хурайра, которые являются передатчиками хадиса: «Отпускайте бороду». И если бы этого нельзя было делать, то они не поступали бы так.

Ну а то, что все что свыше кулака уаджиб убирать, то это мнение было не только шейха аль-Альбани, но также и ханафитов и этого мнения был имам ат-Табари. См. «Умдатуль-къари» 22/46.Однако правильное мнение в том, что убрать выше того, что с кулак можно, но не уаджиб, так как поступки сподвижников не указывают на необходимость этого, но указывают на дозволенность этого.

Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» 182.И этот иджма’ от него также передал имам Ибн Муфлих. См. «аль-Фуру’» 1/130.Никто из ученых не дозволял убирать бороду, передавал и имам Ибн Абидин. См. «Танкъих аль-фатауа аль-Хамидия» 1/329.

Доводы на ношение бороды,на веление и приказ ношения бороды:

Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и да приветствует,сказал:

«Десять природных наклонностей – это подстригание усов, отращивание бороды, чистка зубов мисваком, полоскание носа водой, подстригание ногтей, мытье между пальцами, выщипывание волом из-под мышек, бритье волос на лобке, подмывание [и полоскание рта]”. (Этот хадис передал Муслим).

Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и да приветствует,сказал:

«Отличайтесь от многобожников, отпускайте бороды и укорачивайте усы.»( Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи.)

Ан-Навави в «Шарх Аль-Муслим» (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще…..»

Борода это не щетина. Потому что, как сказал имам Навави «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса…»

Насчет укорачивания бороды, то:

Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). » Мухаммад сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы » (Аль-Асаар 900).

Этого мнения придерживаются и все Ханафиты. Это по мазхабу Абу Ханифы. Кстати, Абу Ханифа считал Сунной полное сбривание усов, а не просто укорачивание, тогда как имам Малик наоборот считал что сбривать усы это макрух.Но это уже другая тема.

Мнение шафиитов о укорачивании бороды:

Аль-Хуляйми сказал: «Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды — это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)». (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711).Ан-Навави в «Шарх Аль-Муслим» (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще…..»

Мнение маликитов:

Имам Малик сказал в «Ат-Тамхиде» : «Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины»Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к «Шарх Халиль»: «Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы…»Аль-Къуртубий сказал: «Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её»

Ханбалиты:

Шейх Ибн Таймийя сказал: «И является запретным сбривание бороды» а так же сказал: «И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал» и так же сказал в «Шарх Аль-Умда»: «Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) «Ибн Муфлих сказал В «Аль-Фурууъ (1/92)»: «Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей, (странно выглядить, необычно), но сбривание её является харамом».Т.е. только ханафиты и ханбалиты сделали условие стричь бороду если она больше ухвата руки, НО…ханбалиты поставили условием то, если борода выглядит неопрятно и некрасиво, разлетается в стороны и пр. И меньше, чем ухват нельзя укорачивать бороду, и более того если она красивая, то не стоит ее укорачивать ее если она больше одного ухвата. Потому что нет хадиса в котором говорилось бы что можно отращивать бороду,но в то же время на определенной длине ее укорачивать. И сбривать бороду полностью харам, и с этим согласны были все ученые всех 4 мазхабов.Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды — Ваджиб, и что можно укорачивать её если она превышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.Уа-Ллаху а’лям.

http://www.salaf-forum.ru/viewtopic.php … 1&start=45

Сбривание бороды.

Хукм бороды

Работа в таком месте где требуют сбрить бороду

Борода: новый тренд или вера?

В 2015 году густая борода стала самым модным мужским трендом. Для кого-то это мода, для кого-то – неотъемлемая часть веры. Кого-то она по-прежнему пугает и раздражает, кого-то привлекает и восхищает. Одни считают, что борода старит мужчину, другие думают, что её носят только мусульмане, у третьих она и вовсе толком не растёт…

Если заглянуть в историю, то можно вспомнить интересные факты, которые все знали, но почему-то забыли.

Издревле на Руси среди православных ношение бороды было обязательным, а её бритьё осуждалось церковью. Искажение мужского облика считалось греховным делом, ведь в Библии сказано: «Да не бреете брад ваших» (Левит, 19:27).

В ХVI-ХVII веках бритое лицо называли «любодейным образом», потому что часто это свидетельствовало о гомосексуальных наклонностях такого человека. Честь мужчины была в его густой бороде.

Однако позже царь Петр I приказал всем сбривать бороды, а те, кто не желали с ней расставаться, обязаны были платить существенный налог.

В Новое время в России и Европе борода определяла социальный статус. Если обычная, непричёсанная борода – ты мужик. Если она окладистая, но в меру организованная – ты купец. Если откорректированная, подстриженная – ты дворянин.

В мусульманском обществе, к примеру по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчине ваджиб (обязательно) отращивать, по крайней мере, такую бороду, которая может поместиться в кулаке. По мазхабу имама Шафии, носить бороду – сунна (желательно).

Стоит отметить, что все пророки, которых ниспосылал к людям Господь миров, носили бороду – Нух, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Муса, Харун, Яхья, Иса, Мухаммад и другие (мир им всем и благословение Аллаха).

Конечно же, сегодня наличие щетины или бороды не говорит о богобоязненности мужчины, поскольку определённая их часть носит её с намерением соблюдать моду, а не сунну. Однако в том или ином случае её польза очевидна.

Борода – это то, что отличает мужчину от женщины, она является символом мужественности и зрелости, аккуратная ухоженная борода подчёркивает мужскую красоту. Многие исторические личности, как верующие, так и атеисты, носили бороду.

Если для верующего человека борода – это следование примеру пророков, то для простого человека – это новый тренд в моде, дополнительный штрих к портрету. Она придаёт индивидуальность и отражает характер. Борода – это символ брутальности, мужественности, зрелости. Чем гуще борода у мужчины, тем выше мужской гормон тестостерон и тем больше такой мужчина вызывает подсознательное уважение.

Психологи утверждают, что мужчины начали растить бороды, чтобы реабилитироваться на фоне эмансипированных женщин.

Если женщины смогли перенять у мужчин брюки, рубашки, короткие стрижки и даже галстуки, то бороду они позаимствовать не смогут, это исключительно мужская природная привилегия.

Также отмечено: в обществах, где мужчины носят бороду, женщины стараются носить длинные юбки; чем женственнее девушка, тем более мужественный парень её привлекает.

Популярность бороды отдельные эксперты объясняют следующим:

• Густой волосяной покров может скрыть шрамы, скорректировать овал лица, тем самым сделать его более привлекательным и повысить самооценку мужчины, придать большей уверенности в себе.

• Борода – это лазейка для ленивых: зачем каждый день бриться, если можно оставить всё как есть и быть в тренде. Хотя борода требует определенного ухода.

• Густая щетина является показателем отличного гормонального фона мужчины, его плодовитости.

• Неожиданное решение отрастить бороду может стать первым сигналом надвигающейся депрессии. Борода может стать некой маской мужественности, за которой можно скрыть чувствительный внутренний мир мужчины. Возможно, не зря популярность бороды приходится на годы кризисов.

Оставление бороды несёт пользу и здоровью. Исследования показали, что борода защищает кожу от ультрафиолетовых излучений, исходящих от солнца. Борода блокирует их на 95 процентов, что играет большую роль в предотвращении заболевания раком кожи.

Кроме того, если человек страдает от симптомов аллергии или астмы, то борода срабатывает как фильтр и не даёт распространяться аллергенам. Бритьё же приводит к раздражению, прыщам, фолликулиту, инфекциям кожи через микротравмы.

Сальные железы волос предохраняют кожу лица от сухости и раздражения, поддерживают её оптимальную влажность.

Интересно исследование американских военных, которые ввели в оборот новое оружие – «тактическую бороду». Помимо защиты от обветривания и обморожения, борода придаёт свирепый вид, уверенность в себе, что помогает в ближнем бою.

Исследования Пентагона показывают: наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности! Об этом говорится в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions: «Мы взяли 100 человек: 25 спецназовцев с бородами и 25 – без них, 25 человек из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований, и последние 25 были из регулярной армии без бород. Все 100 участвовали в боевых столкновениях в Афганистане». Результаты исследований были потрясающими: из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат без бород был высокий уровень неисправности личного оружия, и с ними всё время происходили какие-то неприятности.

Генерал ЦЕНТКОМа (Центральное командование США) Джеймс Е. Маттис выступил с обращением ко всем войскам в зонах боевых действий: «Настало время для Вооружённых Сил принять факты, а факты таковы, что бороды спасают жизнь. В свете этой информации мы будем требовать, чтобы все мужчины носили, по крайней мере, один дюйм волос на лице всё время».

Эти исследования также показывают, что систематическое отращивание бороды приводит к повышению уровня тестостерона (мужского гормона) у носителя бороды, что стимулирует эндокринную систему, приводя к тому, что такие мужчины физически более сильные, они принимают более точные и взвешенные решения, имеют более трезвые суждения в стрессовой или ограниченной во времени ситуации. Однозначно установлено, что тестостерон положительно влияет не только на психические, физические, но и умственные параметры. В частности, отращивание бороды оказывает положительное воздействие при симптомах синдрома хронической усталости.

Для тех же, у кого борода плохо растёт, индустрия красоты разработала специальную линию средств, направленную на стимулирование её роста. Также даются следующие рекомендации:

• Потреблять больше фруктов и овощей, сладкий перец, морковь, яблоки, гранаты, которые содержат натуральный сахар.

• Включить в рацион витамины А; В (В3, В5, В7, В9); С; Е.

• Употреблять в пищу достаточное количество молочных продуктов: йогурт, творог и т.д.

• Для усиления роста бороды в качестве альтернативы миноксидилу можно использовать касторовое или репейное масло.

• Повышать уровень тестостерона путём употребления с пищей витамина D, а также большего пребывания на солнце.

• Для стимуляции выработки тестостерона – регулярно заниматься спортом.

Носить или не носить щетину – решать вам, но, как мы видим, польза её велика и очевидна.

Борода в Исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду

Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым.

Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе — это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего.

Окрашивание бороды

Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.

Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях.

Борода в исламе: сунна или фарз

Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман.

Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны — рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху.

Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.

Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины.

Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице.

К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души.

А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов.

Нормы шариата: борода как символ истинной веры

Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды.

Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна.

Они подвергались публичным избиениям.

В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Об этом заявлялось во всеуслышание сразу же после прихода к власти. В назидание талибы взрывали парикмахерские и выносили отдельные предупреждения цирюльникам. В своих высказываниях талибы ссылались на то, что бритье растительности на лице противоречит словам пророка Мухаммада.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

Стоит отметить, что во многих странах, где официальной религией является ислам, мужчинам допустимо находиться в обществе без бороды. Например, в Турции борода рассматривается как сунна для взрослых мужчин, но вот государственные служащие должны находиться на рабочем месте с чисто выбритым лицом.

Похожая ситуация складывается в Ливане. Там ношение бороды не характеризует мужчину как правоверного мусульманина, а во многих случаях, наоборот, вызывает к нему излишний интерес со стороны сил правопорядка.

В Казахстане и Узбекистане одинаково относятся к мусульманам с бородой и без нее. Но вот все чаще в обществе человек, на лице которого заметна густая растительность, вызывает подозрение. С чем это связано?

Борода — отличительная черта террориста

К сожалению, в современном мире отношение к бороде в исламе существенно изменилось. Она стала ассоциироваться с экстремизмом и терроризмом.

Ведь большинство радикально настроенных мусульман, совершающих кровавые террористические акты и ведущие военные действия на Ближнем Востоке, имеют густые и длинные бороды.

Теперь подобные люди вызывают страх, хотя ислам категорически выступает против убийства невинных людей.

В связи с изменениями в мире многие мусульманские лидеры крайне положительно смотрят на бритье бороды. Ведь это становится отличительной чертой тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к терроризму. Во многих странах вводится неофициальный запрет на ношение бороды, но стоит заметить, что это всего лишь временная мера, вызванная сложной обстановкой в исламском мире.

Молодые мусульмане и отращивание бороды

Многие муфтии замечают, что борода без усов становится очень модным атрибутом современной мусульманской молодежи.

И такое отношение всегда порицается богословами, ведь в этом случае молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления.

Они причисляют себя к правоверным мусульманам, выполняющим заветы пророка Мухаммада, только посредством бороды. Она будто свидетельствует о добропорядочности человека, что в большинстве случаев не подтверждается.

Поэтому некоторые муфтии начинают говорить о праве ношения бороды, которое можно только заслужить.

Например, известна проповедь Ильдара Заганшина, который утверждает, что лишь с обретением семьи в тридцать лет (как минимум) можно позволить себе отрастить небольшую бородку.

А вот в шестьдесят лет мужчина вправе отпустить длинную бороду, символизирующую его мудрость и готовность делиться жизненным опытом.

Отращивать или брить: извечная дилемма

Конечно, сложно однозначно ответить на вопрос, стоит ли мусульманину отпускать бороду. Ведь мы уже показали, насколько многогранной является данная проблема.

Но все же многие считают правильным соблюдать заветы пророка Мухаммада и не противопоставлять себя современному обществу. Поэтому зачастую мужчины позволяют себе носить небольшую и аккуратную бороду, которая не вызывает подозрений у окружающих.

Возможно, именно это является самым правильным и мудрым решением правоверного мусульманина.

Каков хукм (правило) ношения бороды в ханафитском мазхабе?

Ношение длинной бороды является Сунной, существует множество хадисов, где говорится об этом.

Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Аллаh) передает, что Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллaм) сказал:
خالفوا المشركين: وفروا اللحى، وأحفوا الشوارب Чтобы отличаться от многобожников, удлиняйте бороды и укорачивайте усы. (Сахих аль-Бухари, хадис 5892) От жены Пророка (саллaллаhy алейhи ва саллaм) Айши передается хадис:

» عشر من الفطرة: قص الشارب، وإعفاء اللحية، والسواك، واستنشاق الماء، وقص الأظفار، وغسل البراجم، ونتف الإبط، وحلق العانة، وانتقاص الماء »

«Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой». (Сахих Муслим, хадис 261) Из вышеприведенных хадисов ясно, что отпускать бороду и укорачивать усы является Сунной. Также передается, что Посланник Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллaм) имел большую бороду:

وكان كثير شعر اللحية

Он (саллаллаhу алейhи ва саллaм) имел большую бороду. (Сахих Муслим, хадис 2344) Так что очевидно, что если человек отпустит бороду, он будет следовать Сунне Пророка (саллаллаhу алейhи ва саллaм). Однако нужно отметить, что также согласно Сунне, человек должен выглядеть прилично и опрятно.

Поэтому, если человек отращивает бороду, он должен следить, чтобы она была чистой и аккуратной. Передают от имама Малика (раhимахуллаh), что когда он видел человека с длинной и неопрятной бородой, он указывал ему подстричь ее.

Все ученые единодушны в том, что человеку не разрешается полностью сбривать бороду, если нет какой-то реальной необходимости. К примеру, медицинских показаний или опасения перед преследованием.

Относительно того, какой минимальной длины должна быть борода, некоторые ученые сказали, что человек может отпускать бороду до той длины, до какой она может вырасти естественным образом. Также ученые-ханафиты говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека (чтобы ее можно было сжать в кулаке).

Это также подтверждается практикой сподвижников, в частности, Ибн Умара (да будет доволен им Аллаh). Хайтам сообщает, что Ибн Умар укорачивал бороду, пока он не достигала размера его кулака (Китабуль Асар имама Абу Юсуфа, с. 234)

عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنه أنه كان يقبض على لحيته فيأخذ منها ما جاوز القبضة

Имам Мухаммад (раhимаhуллаh) комментирует это сообщение так:

وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة رحمه الله

Мы считаем, что это мнение является мнением имама Абу Ханифы. (Китабуль Асар имама Мухаммада) Следовательно, согласно оригинальным ханафитским источникам, рекомендуемая длина бороды равняется размеру кулака.

Ученые-ханафиты выбрали такое мнение из-за того, что это было практикой Ибн Умара, который, как известно, очень строго придерживался Сунны.

Однако если человеку угрожают какие-то неприятности из-за ношения бороды, он не попадет в грех, если подстрижет бороду короче, чем длина кулака. Единственно, нужно стараться избегать того, чтобы полностью сбривать бороду.

Примечание: Если по каким-то причинам естественного порядка у человека вообще не растет борода, на нем не будет греха из-за этого. Ин Ша’а Аллаh, он получит награду за то, что он имел намерение следовать Сунне, даже при том, что он не сумел отрастить бороду.

Призыв Саляфии

Об омовении бороды

Вопрос: Ас саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Является ли ваджибом мыть бороду во время омовения и как это правильно делать по сунне? Достоверен ли намаз того, кто омыв лицо, не обтер свою бороду? Джазакаллаху хайран.

Ответ: Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уа баракатух брат.

Среди ученых есть три мнения относительно прочесывания бороды при омовении:

Первое мнение состоит в том, что это желательная Сунна. Этого мнения придерживались ханафиты, шафииты и ханбалиты, и это одно из мнений в мазхабе маликитов.

Однако Абу Ханифа и группа ханафитов говорили, что это не Сунна, но и не нововведение, просто это дозволено. А что касается Абу Юсуфа, то он считал это Сунной. См.

“Табъиин аль-хакъаикъ” 1/14, “аль-‘Иная шарх аль-Хидая” 1/29, “аль-Инсаф” 1/134, “Тухфатуль-мухтадж” 1/234.

Второе мнение в том, что это нежелательно. Это мнение передается от имама Малика. Он говорил: “Прочесывание бороды в омовении не является деянием людей”. И он порицал этот поступок. См. “ат-Тамхид” 20/121.

Третье мнение в том, что это обязательно. И это мнение передают от Хасана ибн Салиха и Абу Саура, и это третье мнение в мазхабе маликитов. См. “аль-Бахр аз-захар” 1/60, “аль-Мауахиб аль-джалиль” 1/189.

Что касается тех, кто посчитал прочесывание бороды обязательным, то они также разошлись в вопросе, является ли обязательным прочесать или помыть просто волосы на бороде или же помыть их следует так, чтобы вода дошла до кожи на щеке? См. “аль-Мауахиб аль-джалиль” 1/190.

Что касается доводов тех, кто посчитал прочесывание бороды желательным, то они опирались на многие хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха прочесывал бороду при омовении, как например хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана, который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершая омовение, прочесывал свою бороду”. ат-Тирмизи 31, Ибн Маджах 430.

Относительно достоверности этого хадиса были разногласия среди ученых. Имам ат-Тирмизи сказал: “Мухаммад (аль-Бухари) говорил: «Самое достоверное для меня в вопросе прочесывания бороды, это хадис Усмана» Я (ат-Тирмизи) сказал ему: «Но они говорят о слабости этого хадиса». Он сказал: «Он хороший»”. См. “аль-‘Иляль аль-кабир” 1/33.

Также этот хадис назвали достоверным сам ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ад-Дыя аль-Макъдиси и аль-Альбани. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 5/60, “Сахих Абу Дауд” 98.

Что касается тех имамов, которые посчитали данный хадис слабым, то они сказали, что в его иснаде передатчик по имени ‘Амир ибн Шакыкъ, чьи хадисы слабые.

И даже если допустить, что его хадисы являются достоверными, то он пошел в противоречие другим передатчикам, которые приводят хадис ‘Усмана о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, и ‘Усман не упоминает ничего про прочесывание бороды. См. “Ахкаму-ттахара” 9/240.

Однако о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочесывал бороду при омовении, передают многие сподвижники.

Например, хадис от ‘Аиши, которая сказала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, он прочесывал свою бороду водой”. Ахмад 6/234, аль-Хаким 1/150.

Хафиз аль-Хайсами сказал: “Этот хадис привел Ахмад, и все его передатчики являются надежными”. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/235.

И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого хадиса хорошим. См. “ат-Тальхыс” 1/416.

От Абу Гъалиба сообщается, что он сказал Абу Умаме: “Поведай нам о том, как совершал омовение посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Абу Умама совершил омовения, омывая все части по три раза, потом прочесал свою бороду пальцами и сказал: “Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ибн Аби Шайба 1/13, ат-Табарани 8070.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Этот иснад передается через хороший путь”.

Также имам Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф» 1/12-13 приводит, что ‘Али ибн Аби Талиб, Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар и Анас, совершая омовение прочесывали бороду.

Что касается довода тех, кто считал, что прочесывать бороду в омовении является нежелательным, то они опирались на то, что омовение – это поклонение, в основе которого не может быть что-то желательным или обязательным, кроме того, на что указали Коран и Сунна.

А все хадисы, которые передаются о прочесывании пророком бороды, они посчитали слабыми, и среди тех имамов, кто назвал все хадисы об этом слабыми были имам Ахмад, имам Абу Хатим, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам Ибн Хазм. См.

“ат-Тамхид” 20/121, “аль-Мухалля” 2/35, “Тахзиб ас-Сунан” 1/170.

Однако на самом деле среди хадисов о прочесывании бороды есть достоверные сами по себе, и усиливающие друг друга, достоверность которых подтвердили многие имамы, и что также подтверждается и поступками некоторых сподвижников.

А что касается мнения тех, кто сказал, что прочесывание бороды является обязательным, то им является следующий хадис:
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), при совершении омовения поднес пригоршню воды к нижнему краю рта и прочесал пальцами бороду, а затем сказал: «Так велел поступать мне Великий и Всемогущий Господь»”. Абу Дауд 145, аль-Байхакъи 1/54, аль-Хаким 1/149. Имам Ибн аль-Къаттан, шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахзиб ас-Сунан” 1/107, “Ируауль-гъалиль” 92.

Однако данный хадис не является доводом на то, что прочесывание бороды является обязательным поступком в омовении, по многим причинам:

Во-первых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Так велел поступать мне Великий и Всемогущий Господь» касаются непосредственно его, как говорил имам аш-Шаукани, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелевал поступать таким образом своим сподвижникам, и это предписание могло быть обязательным только для него, поскольку он сказал, что ему велел так поступать его Господь. См. “Найлюль-аутар” 1/175.

Во-вторых, во многих хадисах сподвижники, описывая омовение пророка (мир ему и благословение Аллаха), не говорят ничего о том, что следует протирать или мыть или прочесывать бороду.

В-третьих, большинство имамов не понимали упомянутый хадис, как обязательность прочесывания бороды при омовении, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников считал этот поступок обязательным.

Более того, некоторые имамы передали единогласное мнение на то, что прочесывать бороду при омовении не является обязательным, что также ослабляет мнение тех, кто склонился к обязательности этого поступка.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр передал, что Ибн Хаууаз говорил: “Факъихи единогласны в том, что прочесывание бороды не является обязательным в омовении, кроме того, что передается от Са’ид ибн Джубайра”. См. “аль-Истизкар” 2/18.

Однако, если борода человека длинная или густая, то можно прочесать ее пальцами, но обязательным является мыть переднюю часть бороды, поскольку она относится к лицу. Если же борода короткая или редкая, то ее необходимо мыть всю, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шарх аль-мумти’» 1/141.

Уа-Аллаху а’лям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: