Бит-хилани

Керамических сосудах имеются геометрические ор­наменты, а также растительные и зооморфные мотивы. В Б. и. почти нигде не встречается чистый местный стиль, абсолютно не связанный с какими-либо серьезными влияниями ближайших культур. Б. и.

нередко называют синтезирующим по харак­теру; некоторые ученые предпочитают именовать его индо-иранским. Особенно ярко индийское вли­яние проявляет себя в искусстве Кушанского цар­ства (конец I — Ш в. н. а).

Хорошо прослежены связи Кушанского царства с Парфией, Индией, Римом, Китаем Искусство их отмечено яркими чертами буддийской культуры; особенно выразительны мраморные статуи богов с тонким, насыщенным символами декором.

В поисках единого центра Б. и. и основных прин­ципов глобального бактрийского художественного стиля (или его целостных исторических ответвле­ний) ученые пришли к ряду важных умозаключений. В частности, памятники прикладного Б.

и отличают­ся поразительным сходством с произведениями, найденными на территории соседней Маргианы — области, некогда входившей в древнее Парфянское царство. Это сходство так велико, что высказывалось мнение о существовании во II тыс. до к а единого центра в этой части древневосточного мира.

Бит-хилани

Вместе с тем для исторической науки и искусствознания Б. и. —во многом новая и неизведанная область. Литература:

Сарианиди В. И. Бактрия сквозь мглу веков. М., 1984.

БИТ-ХИЛАНИ(с общесемитского — дом гале­реи), своеобразный тип здания (как дома, так и храма или дворца), который составляет особен­ность хеттской архитектуры, а с течением времени становится общепринятым в Передней Азии.

Такая постройка имеет прямоугольный план и с продоль­ной стороны вход, оформленный в виде портика. Для Б.-х. характерны два длинных узких помеще­ния, параллельных главному фасаду здания.

Пер­вое — уже упомянутый портик с одной или тремя колоннами-столбами, фланкированный двумя выс­тупами или башнями, к которым ведет лестница. Под ними расположен род балкона или галереи, что и отражено в названии данной постройки.

В дворцо­вом варианте второе основное помещение — длинная комната за портиком — является тронным залом, к которому с трех сторон примыкают мень­шие помещения.

В тель-халафском Б.-х (ГХ в. до а э.) опорами пор­тика служат колоссальные каменные человечес­кие фигуры, стоящие на двух каменных львах и

быке. Наружные стены таких зданий внизу неред­ко облицовывались плитами с плоскорельефными изображениями (т. н. ортостатами). Наиболее ти­пичные формы Б.-х представлены также дворцом в Саамали (I тыс до н а), где пять зданий типа Б.-х. были соединены между собой аркадами и внутрен­ними двориками.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА,па­мятники быта и искусства народов, населявших Месопотамию (Двуречье) в IV — I тыс. до н. а: шу­меров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Госу­дарства, в которых складывалась В.-а. к.

, — Шу­мер, Аккад, Вавилония, Ассирия — исторически сменяли друг друга в роли ведущих военно-поли­тических образований Месопотамии. В.-а. к.

отлича­ет высокий уровень научных знаний (математика, география, медицина, астрономия, технические науки, зачатки истории); выдающаяся по значимо­сти литература и своеобразное искусство. Лидиру­ющая роль в их создании и разработке принадле-

Universal Databases

«Проблема бит хилани » — название одной из частей главы 5 первого тома «Эллинистического храма Окса в Бактрии (Южный Таджикистан)», монументального труда двух ученых [Литвинский, Пичикян, 2000] — Бориса Анатольевича Литвинского и Игоря Рубеновича Пичикяна, с которыми автору этих строк посчастливилось работать вместе в Отделе истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН. К сожалению, давно нет с нами И. Р. Пичикяна. Уже второй том [Литвинский, 2002] Б. А. Литвинский издавал один, до выхода же из печати третьего тома [Литвинский, 2010] не суждено было дожить и ему. Светлой памяти Бориса Анатольевича посвящается эта работа.

Ключевые слова: бит хилани, новоассирийские источники, хеттская архитектура, амурру, Сирия, Мари, колонный портик, воротный вход, происхождение и эволюционное развитие.

«Бит хилани» — термин, известный нам преимущественно по новоассирийским источникам (акк. также [CAD, 6, p. 184-185]), в которых он применялся для обозначения определенного (не ассирийского) типа архитектурных сооружений. Казалось бы, проблем нет: термин есть, постройки есть! Однако с конца XIX в.

  • (когда впервые термин «бит хилани» был соотнесен с одной из построек Дур-Шаррукина [Puchstein, 1892, S. 2-3]), никак не утихает полемика относительно того, что же под ним скрывается. Не смог остаться в стороне и Б. А. Литвинский.
  • Справедливости ради, необходимо сказать, что более подробного библиографического обзора концепций, связанных с появлением и развитием построек типа «бит хилани», на русском языке, пожалуй, нет.
  • Однако проблема бит хилани интересовала Бориса Анатольевича прежде всего в контексте генезиса форм иранских храмов огня, поэтому в своем обзоре он акцентировал внимание на совершенно определенных архитектурных элементах, придерживаясь в целом точки зрения Р. Колдевея, Ф. Ольманна, Ф.

Вахтсмута [Литвинский, 2000, с. 247], т.е. на том, что в современной истории архитектуры принято технически называть термином «бит хилани». Мне же, наоборот, хочется обратиться к текстам, т.е. к термину «бит хилани» непосредственно.

Самое раннее упоминание в ассирийских текстах1 относится ко второй половине VIII в. до н.э. (времени правления Тиглатпаласара III): «»бит хилани» — подобие хеттского дворца для своего …

бит-хилани — это… Что такое бит-хилани?

Митанни — Митаннийское царство Древняя Месопотамия …   Википедия

Хурриты — Распространение хурритского языка во II тыс. до н. э. Древняя Месопотамия …   Википедия

Сакче-Гёзю — (Sakçe Gözü)         Сакчагёзю, деревня в 25 км к С. В. от г. Исляхие в вилайете Газиантеп на Ю. Турции, близ которой английский археолог Дж. Гарстанг открыл остатки укрепленного дворца послехеттского времени (древнее название неизвестно).… …   Большая советская энциклопедия

Сирия —         Сирийская Арабская Республика (Аль Джумхурия аль Арабия ас Сурия).          I. Общие сведения С. государство в Западной Азии. Граничит на С. с Турцией, на В. и Ю. В. с Ираком, на Ю. с Иорданией, на Ю. З. с Израилем, на З. и Ю. с Ливаном.… …   Большая советская энциклопедия

Хетты —         народ, населявший центральную часть Хеттского царства (См. Хеттское царство). О путях переселения Х. в Малую Азию существуют различные точки зрения: «западная» через Балканы, «восточная» через Кавказ. По др. гипотезе Х. принадлежали к… …   Большая советская энциклопедия

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — культура народов Двуречья Евфрата и Тигра (терр. совр. Ирака) шумеров и аккадцев (вавилонян и ассирийцев) в 4 1 тыс. до н. э. В а. к. характеризуется относительно высоким уровнем развития производит. сил, науки, техники, лит ры и иск ва, с одной… …   Советская историческая энциклопедия

Хетты —         народы, жившие в древности на территории Малой Азии и говорившие на языках индоевропейской семьи. Собственно хеттская эпоха в Малой Азии делится на несколько этапов: Ранний период (певая половина XVIII в. до н. э.), Древнее Хеттское… …   Художественная энциклопедия

Идеология и культура Ассирии — Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия, повидимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой… …   Всемирная история. Энциклопедия

ЗОРОАСТРИЗМ — древняя иран. религия, возникла на рубеже II и I тыс. до Р. Х.; была гос. религией во времена правления 3 иран. династий (Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской), господствовавших на большей части территории Ближ. и Ср. Востока с VI в. до Р. Х.… …   Православная энциклопедия

Искусство и архитектура ассирийцев

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Искусство и архитектура ассирийцев!!! =>>>

  • В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения.
  • Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки).
  • Так как сырцовый кирпич — материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам — так называемые “хеттские бит-хилани”. Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор.
  • Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем и Вавилонии.

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича.

Арочные входы были украшены каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими лицами-божеств-хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по большей части не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в особенности узкие и длинные парадные залы дворцов.

Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны ассирийские рельефы. Они высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов.

Обычай изготовления рельефных плит был заимствован из Митанни или от хеттов; вообще в изобразительном искусстве Ассирии имеется множество элементов, восходящих к хурритскому и хеттскому искусству. Рельефы более раннего периода (по IX в. до н.э.

включительно) отличаются большей связанностью фигур, отсутствием в них динамичности, преувеличенным подчёркиванием физической силы. Начиная с VIII в. работавшие в Ассирии художники несколько более приближаются к правдивой передаче действительности, начинают пользоваться пейзажем. Особенно замечательны изображения животных и сцены охоты времени Ашшурбанапала.

Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными.

Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; иногда — как в случае охотничьих сцен — художник умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа — Персидской державы, развитие которого пошло по путям, проложенным ассирийскими художниками; при этом были лишь усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

Религиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев. Они верили в бесчисленные суеверия, в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду.

Существовали тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны.

Это ловко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской культуры вообще в значительной мере определялось религией.

Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-

Читать

Архитектура — пожалуй, наиболее важный для человека универсальный вид искусства, но ее прикладное значение не умаляет художественной и гуманитарной ценности уникальных архитектурных произведений.

История мира, мировой культуры, человеческая жизнь в ее противоречивом многообразии отражена зданиями и архитектурными объектами самого разного предназначения и стиля, возведенными на протяжении всего существования человечества.

Не менее значимы для нас и книги, которые посвящены тем или иным аспектам архитектуры. Особенно важным представляется ознакомление все новых и новых поколений мастеров, ученых и просто интересующихся (а таковых, к счастью, немало) с трудами наиболее авторитетных обладателей этого необходимого знания, уже ушедших от нас.

Николай Иванович Брунов (1898–1971) — специалист, не нуждающийся в представлении.

Профессор, доктор искусствоведения, член-корреспондент и действительный член нескольких Академий, автор множества книг и статей, получивших всемирный резонанс, блестящий знаток древнерусского зодчества и зарубежной архитектуры множества эпох и периодов, оставил не изученное до конца наследие, состоящее из более чем ста публикаций и неменьшего числа неизданных материалов. Его статьи и научно-популярные книги востребованы до сих пор, а монументальный сборник «Очерки по истории архитектуры» давно стал классикой и своего рода архитектурной Библией, несмотря на то что третий том так и не был издан и сохранился лишь в виде рукописи, не доступной (быть может, временно) широкой аудитории. Между тем и первые два тома со временем стали библиографической редкостью, хотя потребность в этой книге с каждым годом все возрастает, цитаты и ссылки на нее постоянно встречаются у современных авторов.

Наше издательство с удовольствием представляет вам одно из самых масштабных исследований Н. И. Брунова, последний раз увидевшее свет почти три четверти столетия назад.

  • История вошедшей в века архитектуры Востока, Античности и Византии, тесно переплетающаяся с особенностями быта, традиций и культур, подробно описана автором в захватывающей форме, способной заинтересовать даже очень далекого от науки человека.
  • Теоретическая база, специальная терминология, специфика архитектурных памятников доклассового общества и восточных деспотий, античности и византийской культуры, — все это стало предметом повествования «Очерков…», содержащих тематические иллюстрации помимо занимательного и познавательного текста, почти не тронутого редакторской правкой по велению сегодняшнего дня.
  • Николай Иванович Брунов рассматривал памятники зодчества не как мертвые образцы обыденной деятельности человека, а как одухотворенные свидетельства богатства и разнообразия его внутреннего мира, пусть подверженного влиянию времени и среды, но неизменно воплощаемого талантом в вечно живущих шедеврах архитектуры.
  • Предлагая вниманию читателей книги знаменитого ученого, мы надеемся, что они будут лучшим подтверждением его правоты, не менее убедительным и вдохновенным, чем столь глубоко изученные автором творения из камня и дерева.

Издательство выражает благодарность за помощь в работе над книгой кафедре истории архитектуры и градостроительства МАрхИ и лично профессору Ю. Н. Герасимову и доценту Н. О. Душкиной.

История архитектуры, как часть истории искусства, представляет область малоизученную, почти не освещенную как в нашей, так и в иностранной литературе.

Существующие в мировой литературе общие обзоры истории архитектуры либо излагают только фактический материал истории зодчества без всякой попытки проанализировать его, либо сосредоточиваются на анализе только техники и конструкции отдельных произведений.

Комплексного рассмотрения архитектурных произведений, как произведений искусства, замечательных памятников эпохи, отражающих социально-экономическое и идеологическое развитие общества на определенном этапе, в этих трудах по истории архитектуры нет.

Первая законченная концепция истории архитектуры дана Гегелем в его «Эстетике». Эта концепция является типичной для немецкой идеалистической философии конца XVIII века и первой половины XIX века. Гегель, пользуясь своей диалектической триадой, разделяет историю архитектуры на три периода.

Тезис — символическая архитектура, первая ступень развития мировой архитектуры. Это — догреческая архитектура Востока, например вавилонский зиккурат.

Архитектурное произведение этого периода представляет символ, в котором воплощается религиозная идея, объединяющая народы, как говорит Гегель.

Символическая архитектура — «независимая» архитектура — имеет сходство со скульптурой, поэтому Гегель называет ее «неорганической скульптурой».

Антитезис — классическая архитектура, греческая архитектура. Она не имеет самостоятельного значения, подобно символической архитектуре, а представляет вместилище для человека или для статуи божества.

Синтез — готическая архитектура, имеющая самостоятельное, независимое значение, подобно символической архитектуре, и служащая человеку в качестве вместилища, подобно классической архитектуре.

В конце 60-х гг. XIX века в области истории архитектуры явилась тенденция к неисторическому объяснению развития архитектуры. Это была реакция против идей немецкой идеалистической философии в области истории архитектуры.

Земпер в своем большом исследовании «Стиль» (1861–1863) утверждает, что архитектурный стиль определяется практическим назначением здания. Художественную форму архитектурного произведения он сводит к конструкции и технике. Цейзинг в 1854–1855 гг.

публикует свою теорию золотого сечения, согласно которой основой архитектурной композиции являются пропорции. Золотое сечение — наилучшая пропорция, наблюдаемая в природе, в частности в человеческом теле, а архитектор своим творчеством продолжает творчество природы.

Другие исследователи объясняли архитектурный стиль исходя из природы страны, в которой архитектура создается.

Начиная с 80-х годов XIX века получает широкое распространение циклическая теория эволюции архитектуры. Основоположниками этой теории являются Вельфлин, давший исследование архитектуры ренессанса и барокко (1888), и Франкль, с его учением о фазах развития новой европейской архитектуры.

В трудах этих авторов анализируется смена стилей европейской архитектуры за два века (от XV до XVII), переход от ренессанса к барокко. Вельфлин дает более общее освещение архитектуры, его наблюдения и выводы в значительной степени применимы также и к скульптуре и к живописи.

Франкль больше затрагивает специфические проблемы архитектурной композиции, но оба они устанавливают общие законы развития архитектуры. Вельфлин доказывает на примере триумфальных арок, что в римской архитектуре от I до III века н. э.

наблюдается эволюция, сходная с переходом европейской архитектуры в XV–XVII веках от ренессанса к барокко. Франкль в книге «Handbuch der Kunstwissenschaft» утверждает, что переход от романской архитектуры к готической подчиняется тем же закономерностям, что и переход итальянской архитектуры от ренессанса к барокко.

Получается нечто вроде повторения форм развития архитектуры через какие-то периоды, получается некая цикличность в развитий архитектуры. Очень популярно и несколько грубовато такая схема развития архитектуры дана у Кон-Винера в его «Истории стилей изящных искусств».

Кон-Винер считает, что архитектура проделала пять эволюционных циклов своего развития — от конструктивной архитектуры через декоративную к орнаментальной архитектуре. Эти взгляды Кон-Винера оказали некоторое влияние на общую концепцию «Социологии искусства» Фриче.

В западноевропейской науке об архитектуре циклическая теория господствует. Эта теория в конце концов разделяет историю архитектуры на отдельные части соответственно расовым объединениям и таким образом сближается с фашистскими концепциями.

Уже Воррингер в «Проблемах формы готики» утверждал, что запутанный динамический орнамент эпохи Средневековья в Европе, готическое зодчество и архитектура барокко близки одна к другой как различные проявления единого «германского духа».

Позднее Шпенглер в «Закате Европы» доказывал, что нет истории человечества, что есть отдельные, ничем не связанные между собой культуры, как то: «аполлоническая» — античная, «магическая» — византийско-мусульманская и «фаустовская» — западноевропейская. Это всецело распространяется и на архитектуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: