Асма аль-Хусна — словарь исламских терминов

Во Имя Аллаhа, Милостивого для всех (и верующих, и неверующих) на этом Свете и

Милосердного только для верующих в Судный День

«У Аллаhа – Наипрекраснейшие Имена: называйте Его этими Именами»

Имена всевышнего

Сегодня, когда в России и странах СНГ увеличивается число исповедующих Ислам, и людей, проявляющих большой интерес к этой мировой религии, становится все больше, мусульманские проповедники столкнулись с проблемой: как грамотно доносить положения вероучения Ислама русскоязычной аудитории? Истоки проблемы в видятся том, что до недавнего времени носителями русского языка выступали в основном люди с православным мировоззрением, в силу чего этим языком не была освоена лексика Ислама. Поэтому в ряде книг и видеофильмов, обращенных к русскоязычным людям, могут встречаться слова, не всегда верно отражающие содержание Исламских религиозных понятий и терминов (в особенности это касается литературы, переводимой с других языков, когда перевод осуществляют люди, филологи по образованию, но не имеющие достаточных знаний в области Ислама).

Выверенность и точность понятий особенно важны в текстах, затрагивающих темы о нашем Создателе. Филологи и религиозные учителя, формирующие лексику Ислама на русском языке, должны руководствоваться в этом вопросе предписанием от Самого Создателя. Как сказано в одном из аятов Священного Корана, означающее:

«У Аллаhа – Наипрекраснейшие Имена: называйте Его этими Именами»

(Сура «Аль-А‘раф», аят 180).

В Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему, говорится, что у Создателя 99 Имен, а знание этих Имен Бога (в одной из передач данного Хадиса – знание наизусть) пролагает мусульманину дорогу в Рай.

Таким образом, литератор, пишущий об Исламе, имеет достаточный выбор слов для разъяснения вопросов теологии, касающихся знаний о Создателе. И, помня о сказанном Господом в Коране, мы не можем обращаться к новым понятиям и терминам, а должны называть нашего Создателя Его Именами, давая им на русском языке правильный, соответствующий вероучению Ислама, перевод-толкование.

Тем более что все Имена Аллаhа отражают Его Совершенства и Достоинства, тогда как использование новых эпитетов приводит к приписыванию Творцу недостатков, т.е. качеств созданных.

Например, такой недавно появившийся эпитет, как «Разумный Создатель», указывает на свойство человека – быть разумным, однако Бог превыше обладания подобными качествами: Он Всезнающ, и Знание Его Абсолютно.

Хотелось бы порекомендовать желающим пополнить свои знания об Исламе: приступая к чтению всякой новой книги или просмотру видеофильма, помнить, что наш Создатель превыше всех недостатков, Он не похож ни на одно из Своих созданий, и Ему не присущи ни образ, ни место, ни одно из свойств человека и свойств других созданных.

Конечно, со временем, инша Аллаh (если на то есть Воля Творца), русский язык пополнится терминами, верно фиксирующими Исламские категории. Но пока не завершена работа ученых по формированию религиозной лексики, предлагаем ознакомиться с ошибочными выражениями, наиболее часто встречающимися в русских переводах книг и видеофильмов по Исламской тематике зарубежных авторов.

Перечень ошибочных выражений, наиболее часто встречающихся в переводах книг и видеофильмов по Исламской тематике 

Источник: http://xn--80aafwdgjfeb9bf9n.xn--p1ai/asma_ul-Husna.html

ал-Асма ал-Хусна — это..

ал-АСМА ал-ХУСНА (араб. «прекрасные имена») — в исламе имена-эпитеты, которыми Коран приказывает называть Аллаха: «У Аллаха прекрасные имена, зовите Его по ним и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах»; «Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена». Как отмечал М. Б. Пиотровский, имен этих — 99.

  • Они занимают важное место в мусульманском богословии, т. к. наглядно описывают основные качества Аллаха. Опираясь на них, богословы Средневековья обсуждали проблемы атрибутов Аллаха, вечности Его свойств и признаков, иерархии Его качеств. Им посвящались специальные главы всех основных богословских сочинений. Ал-А. ал-Х. являются элементом молитвы в мусульманском ритуале.
  • Суфии широко используют эти имена в зикрах (зикр — поминание как прославление имени Бога.), рассматривая их как свод идеальных качеств Божества и идеалов-ориентиров на пути человека к совершенству. Проявлением благочестия считается как можно чаще упоминать Аллаха и Его имена. Их числу кратно количество бусин на стандартных мусульманских четках. Ал-А. ал-Х.
  • используются в мусульманской магии как талисманы и в этом качестве попадают даже в немусульманские тексты. В мусульманской богословской литературе имеется большое количество трактатов, толкующих имена Аллаха, их списки входят в большинство молитвенных сборников. Они являются элементом одной из наиболее распространенных моделей мусульманского имени: «раб Аллаха».

В Коране содержится только краткий список «прекрасных имен Аллаха» (59:22—24): ар-Рахман, ар-Рахим, ал-Малик, ал-Куддус, ас-Салам, ал-Мумин, ал-Мухаймин, ал-Азиз, ал-Джаббар, ал-Мутакаббир, ал-Халик, ал-Бари, ал-Мусаввир. Все другие имена восходят к встречающимся в разных местах Корана эпитетам Аллаха и образованы от связываемых с ним глаголов.

Список в 99 имен возводится к хадису (предание о словах и деяниях Мухаммада [см.] от Абу Хурайры, в котором Пророк называет цифру 99 и предрекает рай тем, кто повторяет имена Аллаха в молитвах. Далее во многих сводах хадисов (но не во всех) следует список ал-А. ал-Х.

Список этот, скорее всего, вторичен, да и сам хадис не производит впечатления современного Мухаммаду. Список, видимо, сложился ок. 9—10 вв., но точных данных об этом нет.

Список от Абу Хурайры не является канонизацией 99 имен. Существует несколько вариантов списка ал-А. ал-Х. Согласно одному из них, имя «Аллах» входит в состав 99 имен.

В этом случае качество единичности передается одним из двух терминов: ал-Ахад или ал-Вахид (первый — чаще в сборниках хадисов и в быту, второй — в специальных сочинениях, например у ал-Газали и у ал-Иджи).

Другой вариант содержит и ал-Ахад, и ал-Вахид, а Аллах в нем — сотое имя.

Список ал-А.

ал-Х, согласно ал-Газали и ал-Иджи, выглядит так: Аллах, ар-Рахман (Милостивый), ар-Рахим (Милосердный), ал-Малик (Царь), ал-Куддус (Священный), ас-Салам (Мирный), ал-Мумин (Верный), ал-Мухаймин (Охраняющий), ал-Азиз (Могучий), ал-Джаббар (Могущественный), ал-Мутакаббир (Превосходящий), ал-Халик (Творец), ал-Бари (Создатель), ал-Мусаввир (Образователь), ал-Гаффар (Прощающий), ал-Каххар (Господствующий), ал-Ваххаб (Дарующий), ар-Раззак (Дающий блага), ал-Фаттах (Победитель), ал-Алим (Знающий), ал-Кабид (Сжимающий), ал-Басит (Расстилающий), ал-Хафид (Унижающий), ар-Рафи (Возвышающий), ал-Муизз (Дающий силу), ал-Музилл (Принижающий), ас-Сами (Слышащий), ал-Басир (Видящий), ал-Хакам (Судья), ал-Адл (Справедливый), ал-Латиф (Добрый), ал-Хабир (Осведомленный), ал-Халим (Кроткий), ал-Азим (Великий), ал-Гафур (Всепрощающий), аш-Шакур (Благодарный), ал-Али (Высокий), ал-Кабир (Большой), ал-Хафиз (Хранящий), ал-Мукит (Распоряжающийся), ал-Хасиб (Считающий), ал-Джалил (Великий), ал-Карим (Щедрый), ар-Ракиб (Следящий), ал-Муджиб (Отзывчивый), ал-Васи (Вездесущий), ал-Хаким (Мудрый), ал-Вадуд (Любящий), ал-Маджид (Славный), ал-Баис (Воскрешающий), аш-Шахид (Свидетель), ал-Хакк (Истина), ал-Вакил (Опекающий), ал-Кави (Сильный), ал-Матин (Прочный), ал-Вали (Друг), ал-Хамид (Славный), ал-Мухси (Учитывающий), ал-Мубди (Начинающий), ал-Муид (Возвращающий), ал-Мухйи (Оживляющий), ал-Мумит (Умерщвляющий), ал-Хайй (Вечно живущий), ал-Каййум (Сущий), ал-Ваджид (Богатый), ал-Маджид (Благородный), ал-Ахад (Единственный), ас-Самад (Вечный), ал-Кадир (Могущий), ал-Муктадир (Всемогущий), ал-Мукаддим (Выдвигающий вперед), ал-Муаххир (Отодвигающий), ал-Аввал (Первый), ал-Ахир (Последний), аз-Захир (Видимый), ал-Батин (Скрытый), ал-Вали (Правящий), ал-Мутаали (Высочайший), ал-Барр (Благостный), ат-Тавваб (Приемлющий покаяние), ал-Мунтаким (Мстящий), ал-Афу (Прощающий), ар-Рауф (Мягкий), Малик ал-Мулк (Царь царства), Зу-л-джалал ва-л-икрам (Обладатель величия и щедрости), ал-Муксит (Справедливый), ал-Джами (Собирающий), ал-Гани (Богатый), ал-Мугни (Обогащающий), ал-Мани (Защищающий), ад-Дарр (Вредящий), ан-Нафи (Благоволящий), ан-Нур (Свет), ал-Хади (Ведущий верным путем), ал-Бади (Изобретающий), ал-Баки (Вечный), ал-Варис (Наследник), ар-Рашид (Правильный), ас-Сабур (Терпеливый). (Переводы имен достаточно условны, т. к. существуют различные толкования нюансов значения каждого из них.)

В быту широко употребляются восходящие к Корану и к кораническим словам и корням имена Аллаха, отсутствующие в списке от Абу Хурайры. Это такие распространенные в молитвах и в составе теофорных имен ал-А. ал-Х.

, как Рабб (Господь), ал-Муним (Дающий благополучие), ал-Мути (Дающий), ас-Садик (Искренний), ас-Саттар (Оберегающий).

В разных сборниках хадисов встречаются и иные списки, варьирующие некоторые из имен и включающие или исключающие из числа 99 имя «Аллах».

Среди сторонников суфизма распространено мнение о существовании главного, величайшего Божественного имени, известного лишь пророкам. Оно было якобы обозначено в составе имен Аллаха в трех конкретных фрагментах Корана, являясь тем самым одним из четырех: Аллах, ал-Хайй, ал-Каййум, Хувва.

Среди ал-А. ал-Х. выделяют категорию «исм аз-зат», обозначающую Божественную сущность (Аллах, Хувва), отличную от Божественных свойств, которые обозначаются другими именами.

Среди последних различаются категория «исм джалали» (означает свойства силы, могущества, власти, напр. ал-Кабир, ал-Хаким) и категория «исм джамали» (означает свойства милосердия и сострадания, напр.

ар-Рахман, ар-Рахим, ас-Сами).

Источник: http://insai.ru/slovar/al-asma-al-khusna

Айдын Али-заде — Исламский энциклопедический словарь

В исламской традиции также существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми Он выражает свое присутствие в сотворенном мире. То есть, несмотря на множественность имен Аллаха, все они принадлежат только Ему. Их нельзя уподоблять качествам творений.

Известен следующий хадис пророка Мухаммада, который содержится в сборниках Бухари и Муслима: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их — войдет в Рай».

Но число имен Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне.

Ахмад ибн Ханбаль, и другие улемы, в своих сборниках приводят хадис, в котором пророк обращался с мольбой: «О, Аллах! Обращаюсь к Тебе каждым из Твоих имен, которыми Ты нарек Себя, или которые Ты ниспослал в Своей Книге, или которыми Ты открыл Себя кому-либо из Своих творений, или которые ведомы только Тебе…».

Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т.д. (Подробнее см. Асма аль-Хусна).

Относительно проблемы сущности и атрибутов Аллаха см. также Матруридизм, Ашаризм, Мутазилизм, Салафизм.

  • Алп (тур.) — рыцарь, храбрец. Имя или титул, который давался древними тюрками самым отважным воинам. После принятия Ислама чаще перед именем тюркского воина, участвующего в сражениях за веру, стояла приставка «Гази», которое заменило «Алп».
  • Аль-Акса — См. Масджид аль-Акса.
  • Альяса — Елисей. Один из пророков (наби), который был послан к народу Израиля после пророка Ильяса (Илии), имя которого упоминается в аятах Корана 38:48 и 6: 86. Они оба призывали народ следовать законам Тауры (Торы) и шариату Мусы (Моисея).
  • Пророк Ильяс призывал народ Израиля к вере на протяжении многих лет, однако они не слушали его и, в конце концов, изгнали из страны. Они стали поклоняться идолу по имени Ваал. По этой причине Аллах сурово наказал их. В стране началась засуха, голод. Дело дошло до того, что спасаясь от голода, заблудшие израильтяне стали есть мертвечину.

После всех постигших их несчастий, они снова позвали к себе пророка Ильяса, выслушали его и вернулись в веру. Аллах отвел от них несчастья. Но вскоре часть из них снова отошла от веры в Аллаха, стала поклоняться идолам и совершать аморальные поступки. Тогда пророк Ильяс ушел от них и стал проповедовать веру среди других израильских племен.

  • Одно из них уверовало и приняло пророка. Ильяс остановился у них в доме одной женщины, сыном которой и был Альяса. Он был тяжело больным юношей. Его мать попросила помолиться о его выздоровлении Аллаху. Ильяс выполнил ее просьбу, и Аллах излечил ее сына. После своего чудесного излечения, Альяса не оставил Ильяса и до конца его жизни не разлучался с ним.
  • Он выучил под его руководством Тауру.
  • После смерти Ильяса Аллах сделал Альясу пророком. Он призывал свой народ к вере в Аллаха, однако они отвергли его. В то время между различными израильскими племенами разгорелась борьба за власть.
  • Начались междоусобицы, которые ослабили их. Аллах направил на них бедствие в лице ассирийцев, которые завоевали земли израильтян и увезли в рабство значительную часть из них.
  • Пророк Йунус (Иона) родился в одной из этих семей в Ниневии.
  • В дальнейшем израильтяне в некоторых случаях покорялись Альяса, а в некоторых восставали против него. Аллах даровал ему способность совершать чудеса. Перед своей смертью Альяса позвал к себе Зулькифла и, в соответствии с волей Аллаха, назначил его своим преемником.

Амина бинт Вахб — мать пророка Мухаммада, дочь Вахба ибн Абд аль-Манафа. Происходила из знатной и влиятельной курайшитской семьи. Ее отец был лидером клана Зухра. Точная дата рождения и смерти Амины неизвестна. Однако она умерла, предположительно, около 577 года от рождества пророка Иисуса.

Амина обладала многими добродетельными качествами. Лидер клана Хашимитов Абд аль-Муталлиб решить женить своего сына Абдуллу на ней. От этого брака родился Мухаммад. Однако его отцу не суждено было увидеть его. Он выехал в Сирию и достигнув Йасриба (Медины) умер, когда Амина еще была беременна. Таким образом, Мухаммад родился сиротой.

Спустя несколько лет, Амина забрала своего шестилетнего сына и выехала с ним в Йасриб (Медину). Там они посетили могилу Абдуллы. В этой поездке с ними была и бывшая служанка Абдуллы Умм Айман. Оставшись в Йасрибе на протяжении одного месяца, они выехали обратно в Мекку. Однако, по пути, Амина тяжело заболела и умерла в аль-Абве, которая находилась между Мединой и Меккой.

Аммар ибн Йасир (погиб в 37/658) — один из самых известных сподвижников пророка Мухаммада. Его отец был родом из Йемена, а затем переехал в Мекку, где и родился Аммар.

Аммар принял Ислам и посещал собрания в доме Аркама. Вместе с ним религию приняли его отец и мать. Как и многие мусульмане, он и его семья подверглись жестокому обращению со стороны курайшитов.

Но положение его семьи было еще более тяжелым, так как его отец не был мекканцем, а мать была служанкой Махзумитов. Поэтому ее хозяева подвергли ее и Йасира жестоким пыткам, чтобы они отказались от Ислама.

Однако вера ранних мусульман была настолько сильной, что они стойко переносили любые пытки и расценивали их как благо для себя. В конце концов, их мучители настолько ожесточились, что убили их.

Первой была убита мать Аммара Сумейя, которая стала первым человеком в Исламе, которая пала мученической смерью во имя своей веры. Сам Аммар также неоднократно подвергался унижениям и пыткам со стороны язычников.

Спасаясь от преследований, Аммар одним из первых совершил переселение (хиджру) в Медину. Там он принял участие в укреплении мусульманского государства и участвовал во всех сражениях мусульман со своими врагами — от битвы при Бадре, до Табука.

После смерти пророка Мухаммада, в период правления первого халифа Абу Бакра, Аммар воевал против вероотступников в Йамаме. А второй Праведный халиф Омар, назначил его наместником Куфы. На этой должности он находился около двух лет, а затем был сменен Абу Мусой аль-Ашари.

В период правления третьего Праведного халифа Османа, Аммар также был одним из доверенных его людей. По поручению Османа, он отправился в Египет для изучения там политической обстановки и приехал обратно с неутешительными известиями о начале мятежа в этой провинции.

При четвертом Праведном халифе Али, Аммар признал его власть и сражался на его стороне во время гражданской войны в Халифате. Погиб в битве при Сиффине.

Амр ибн аль-Ас (ум. в 43/664) — видный политический деятель Халифата, полководец, один из сподвижников пророка Мухаммада.

Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров и на протяжении длительного времени действовал против мусульман. Именно он был послан курайшитами к эфиопскому негусу Наджаши, чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших в эту страну мусульман. Однако эта миссия провалилась.

После переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину, Амр сражался против них в битвах при Бадре, Ухуде и Хандаке.

После битвы «у рва» (Хандак) он понял, что дальнейшее противостояние с мусульманами не имеет никакого смысла и обречено на поражение. После подписания Худайбийского мирного договора (8/629 г.

), Амр, вместе с Халидом ибн Валидом, прибыл к пророку Мухаммаду в Медину и объявил о принятии Ислама.

Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, пророк Мухаммад узнал о том, что против них намереваются выступить племена Джузам, Лахм, Кудаа, Амила и Узра.

В ответ на это, он распорядился собрать против них добровольцев из числа мухаджиров и ансаров. Во главе этого отряда он поставил Амра ибн аль-Аса.

Увидев приближение мусульманских войск, вооруженные силы этих племен не решились вступить с ними в сражение и рассеялись. А Амр, вместе со своим отрядом, вернулся в Медину.

После завоевания Мекки мусульманами, Амр ибн аль-Ас был послан пророком Мухаммадом для разрушения идола Сува, который почитался арабами-язычниками. Затем, по поручению пророка Мухаммада, он был послан в Оман, где передал его письмо правителю этой области. Там он оставался вплоть до смерти пророка Мухаммада.

В период правления первого Праведного халифа Абу Бакра, Амр успешно воевал с вероотступниками, а затем пошел на войну с Византией. Там он участвовал в сражениях на сирийском направлении и отличился в битвах при Ярмуке, взятии Дамаска и Аджнадейна, принял участие в завоевании Палестины.

Здесь проявился полководческий талант Амра, который полностью реализовался при завоевании мусульманами Египта. Инициатором этого военного похода на Египет был именно Амр ибн аль-Ас, который попросил об этом халифа Омара.

Халиф, после некоторого колебания, согласился дать разрешение на этот поход. Он отправил к нему на помощь войска под командованием Зубайра ибн Аввама. Получив подкрепление, Амр перешел в наступление и сумел сломить сопротивление византийского наместника Египта Мукавкаса.

В скором времени весь Египет, и даже часть Северной Африки, оказалась под контролем армии Халифата.

После этих успехов, халиф Омар назначил Амра наместником Египта.

Однако в период правления халифа Османа, об Амре стали поступать жалобы и он был смещен с этой должности в связи с нарушениями в налоговой сфере. После этого он временно отдалился от политики.

Несмотря на свою обиду, он не выступил против Османа когда в Халифате начался период потрясений (фитна). В этот момент он находился в Палестине.

Источник: https://profilib.com/chtenie/69949/aydyn-ali-zade-islamskiy-entsiklopedicheskiy-slovar-15.php

Айдын Али-заде — Исламский энциклопедический словарь

Затем Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций Османской империи.

Путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения, так как он имел возможность познакомиться с различными верованиями населения этих регионов и определить свое отношение к ним.

Последователи Ибн Абд аль-Ваххаба утверждали, что время этих поездок он увидел, что значительная часть людей не в полной мере придерживается мусульманских вероубеждений. Среди них были распространены различные суеверия, и они совершали акты служения и поклонения могилам, «святым» людям, различным предметам.

Поэтому, находясь в Басре, он впервые выступил с лозунгами отказа от нововведений в религии и возвращению к тому вероубеждению, которое исповедовали пророк Мухаммад, его сподвижники и «праведные предки» (ас-салаф ас-салихин).

Впоследствии его проповеди стали известны во всей Аравии и послужили толчком к новому реформаторскому религиозно-политическому движению, которое принято называть «ваххабитским». Главным в его проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Таухида) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма. Подробнее об основах мировоззрения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и других салафитов см. Салафизм.

Вернувшись в Аяйну, он заручился поддержкой местного эмира Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. С его помощью Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб со своими сторонниками приступил к уничтожению различных «святых» мест, которые почитались местным населением.

Это известие распространилось по всей Аравии. Таким образом, было положено начало политическому движению «ваххабитов», которые приняли на вооружение не только методы мирной проповеди, но и силовые методы борьбы за распространение своих убеждений.

Все эти события привели к тому, что власти выслали Ибн Абд аль-Ваххаба из Аяйны, и он, в 1157/1744 году обосновался в Дерии. Здесь он установил близкие отношения с местным эмиром Мухаммадом ибн аль-Саудом.

Это привело к тому, что популярность Ибн Абд аль-Ваххаба еще более возросла и со всей Аравии к нему в Дерию стали прибывать его последователи. Отсюда стали совершаться походы на близлежащие оазисы. Таким образом, в Неджде постепенно усилилась Дерия, которую возглавляли Саудиты.

  • Проповеди Ибн Абд аль-Ваххаба послужили идеологической базой для арабского движения, возглавляемого саудовскими эмирами против власти Османской империи.
  • В 1178/1765 г. умер Мухаммад ибн Сауд. Его место занял Абд аль-Азиз. Абд аль-Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов. Он сумел превратить Дерийский эмират в сильное государство.
  • Спустя почти четверть века, с захватом Рияда в 1190/1773 году, весь Центральный Неджд попал под власть Дерийских эмиров (Саудитов). На всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь «чистого Ислама» и «истинного Единобожия».
  • В 1206/1792 году умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. К этому времени Дерийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь, также как и в центральном Неджде, были разгромлены различные святыни, которые почитались населением. Уничтожались и шиитские святыни.

В этот же период шли столкновения дерийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии. Эти столкновения шли с преимуществом Саудитов.

Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые, однако, потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак. Им стало ясно, что Османская империя настолько ослабла, что не могла контролировать положение в своих провинциях.

Воспользовавшись этим обстоятельствам дерийцы вторглись в Ирак и, в 1212/1802 году, разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 году войска саудитов взяли Мекку. Но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В этом же году, в результате заговора погиб дерийский эмир Абд аль-Азиз.

Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 году захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805-1220/1810 годах дерийцы продолжали вторжения в Ирак и Сирию.

Но к 1221/1811 году против Дерийского эмирата выступил правитель Египта Мухаммад Али, армия которого, во главе с Тусуном, начала теснить Cаудитов. Мухаммад Али был вассалом турецкого султана.

В 1222/1813 году египтяне отбили у дерийцев Хиджаз. В том же году против них восстали оманцы, которые нанесли ваххабитам поражение.

Но затем дерийцам удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако, не изменили расстановки сил в регионе.

В 1223/1814 году умер Сауд и его сменил его сын Абдаллах. Но, к этому моменту, Дерийский султанат потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. Причем череда поражений Cаудитов от египтян продолжалась.

В 1226/1817 году уже почти весь центральный Неджд был захвачен старшим сыном Мухаммада Али — Ибрахимом. В 1227/1818 году пал последний оплот саудитов — город Дерия. Некоторые саудиты бежали, некоторых отправили в Египет, но многие из них погибли.

Дерию сравняли с землей.

Но, несмотря на этот разгром, уже через несколько лет, в результате восстания, государство Саудитов с центром в Рияде было восстановлено. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Но и это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 году.

К 1259/1850 году Саудиты во главе с Фейсалом восстановили свою государственность с центром в Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию.

Затем государство Саудитов снова ослабло. На этот раз, в результате междоусобиц между аравийскими эмирами. Но в 1321/1902 году Саудит Абд аль-Азиз II снова захватил Рияд и, на этот раз, государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период колонизации Ближнего Востока западными государствами.

Реформаторские идеи Абд аль-Ваххаба нашли своих приверженцев не только в Аравии, но и за ее пределами. За чистоту Ислама и очищение его от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии.

Например, серьезным антиколониальным движением против английского владычества стало движение, возглавляемое Саидом Ахмадом Барелви. Он побывал в Мекке и ознакомился с положениями учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и салафизма.

Вернувшись в Индию, он собрал своих сторонников и, в 1233/1824 году, объявил джихад колониальным властям. К 1239/1830 году они заняли Пешавар и создали там свое государство.

Несмотря на подавление этого и других восстаний англичанами, последователи Ибн Абд аль-Ваххаба стали постоянной угрозой присутствию англичан в Индии, и длительное время возглавляли антиколониальную борьбу в регионе.

Идеи Ибн Абд аль-Ваххаба были популярны и в Индонезии, где на острове Суматра приверженцы его учения боролись с голландскими колонизаторами. Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах.

  • Видждан — чувство, совесть. Этическое и нравственное чувство, которое заложено Аллахом в каждого человека, посредством которого он может интуитивно или сознательно различать добро от зла, хорошее от плохого.
  • В каждом человеке есть природно вложенное в него стремление к порядочности, хорошему, справедливому, прекрасному. Одновременно в нем присутствуют и понятия, прямо противоположные этим качествам, которые вызваны отрицательными порывами человеческой души.
  • В основе всего этого и лежит понятие «видждан», которое совместно с разумом присутствует в каждом человеке.
  • Об изначальности этих понятий говорится в кораническом аяте: «Клянусь… всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ей распущенность ее и богобоязненность! Получил прибыль тот, кто ее очистил; понес убыток тот, кто ее утаил» (Коран, 91: 1-9).
  • Стремление к лучшему и отрешение от плохого, также подсознательно вложена в человека Аллахом. Совершая то, или иное действие, человек, пусть даже в глубине души, но ощущает его верность или не верность.
  • Его душа, неотъемлемой частью которой является совесть, напоминает ему об этом. Но, в то же время, отрицательные качества души, людские страсти во многих случаях не дают людям выявить все эти возвышенные чувства.

Эта внутренняя борьба, так или иначе, продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека. По этому поводу в хадисе говорится: «Покорность и хорошее деяние являются прекрасными качествами.

Грех скребет твою совесть, делает тебя беспокойным и полным замешательства и не желает того, чтобы люди были осведомленными и знающими» [Сахих аль-Муслим би Шарх ан-Навави (Джуз 16, 111; Бейрут, 1972/1392)].

По всем этим причинам душа должна обрести покой и проявить все свои положительные качества в вере в Аллаха. Вера является необходимым источником, без которого душа не может в полной мере перебороть отрицательные свойства человека.

То есть совесть без религиозных норм, не может быть критерием истинности и является лишь субъективным чувством человека.

Только познав истинную религию, уверовав в Аллаха, выполняя Его волю, изложенную в шариате, имея знание о запретном и разрешенном совесть может стать объективной и совершенной категорией.

В то же время, человеческая совесть и вложенное Творцом стремление к хорошему не подавляются религиозными законами, не перестают играть важную роль в духовной жизни человека.

Они придают одухотворенность Божественному закону, находятся в гармонии с ним, находят в нем свое довольство.

Без этой одухотворенности религиозный закон превращается лишь с обязательство для механического исполнения тех или иных его положений.

Вирд — чтение в определенное время аятов Корана и молитв, регулярное поминание прекрасных имен Аллаха (См. Асма аль-Хусна). Так называется также молитва суфийского ордена, а также путь, по которому следует суфийский орден. Во множественном числе «аврад».

Источник: https://profilib.net/chtenie/69949/aydyn-ali-zade-islamskiy-entsiklopedicheskiy-slovar-38.php

Аль-Мутакаббир

аль-Мутакаббир
по-арабски المتكبر
категория Имя Аллаха
значения
Гордый, Высокомерный, Превознесённый, Возвышенный, Превосходящий
упоминание в Коране 59:23

аль-Мутакаббир (ар.  — аль-Мутакаббиру‎) — одно из Имён Аллаха, упомянутых в Коране. В переводе на русский язык означает «Гордый», «Высокомерный», «Превознесённый», «Возвышенный», «Превосходящий».

سلسلة تبسيط أسماء الله الحسنى

Прекрасное имя Аллаха аль-Мутакаббир в широком смысле означает:

  • Превосходящий все творения;
  • Возвышающийся над сотворённым миром;
  • Находящий все Свои создания ничтожными по сравнению со Своей сущностью;
  • Высочайший в Своем высокомерии и величии;
  • Проявляющий гордость в том, что не позволяет никому претендовать на сотворение и оспаривать Его повеления, власть и волеизъявление;
  • Сокрушающий всех, высокомерно относящихся к Нему и Его созданиям;
  • Показывающий Свое Величие в каждом событии и во всём сущем;
  • Единственный Обладатель Истинного Величия;
  • Проявляющий Своё Величие через наказание непослушных Своих рабов, которые противоречат Ему;
  • Тот, Кто чист от атрибутов (сифат) творений;
  • Проявляющийся через доказательства, как рациональные, так и через Коран и сунну, Величие Совершенства Своей Сущности, атрибутов и действий, и несовершенство сущности, атрибутов и действий всех творений.

В Священном Коране сказано:  Он – Аллах, нет божества, кроме Него, Он — Повелитель, Пресвятой, Дарующий Мир, Верный, Хранитель, Всевышний, Могущественный, Превознесённый; хвала Аллаху, пречист Он от того, что (неверующие) придают Ему в равные. [59:23] .

Аллах разъясняет людям Свое величие и могущество через примеры, приведенные Им в Коране. В повествовании о пророке Мусе (Моисей) когда он пожелал увидеть Лик Аллаха и обратился к Нему со словами: «О мой Господь! Покажи мне, чтоб я мог увидеть Тебя!». На что Аллах ответил ему: «Меня ты не сможешь увидеть.

Но посмотри на эту гору, коль устоит она на месте, Меня увидеть сможешь и ты». Господь, проявив Себя в горе, тотчас расколол её на мелкие части, и пророк Муса , ошеломленный этим явлением, упал, лишившись сознания от страха перед увиденным. Придя в себя, первое, что он сказал: «Хвала Тебе Владыка!» [7:143].

Пророк Ибрахим (Авраам) , как повествуется в аятах, просил Аллаха, чтобы Господь показал ему, как воскрешать людей из мёртвых.

На что Аллах ответил ему:  Тогда возьми четырёх птиц и приручи их слетаться к тебе, затем порежь на части их и помести каждую часть на холмы отдельные, а после этого ты созови их, — и они тотчас слетятся к тебе. Так знай же: Аллах Всесилен, Мудр! [2:260] . Так Аллах ещё раз явил ясное доказательство Своего могущества над всем и вся.

Аллах повелел пророку Луту (Лот) рано утром покинуть вместе с уверовавшими город, погрязший в мерзком грехе мужеложства, и вместе отдалиться от своего народа, не оглядываясь по дороге назад.

Спасая пророка Лута, и находившихся рядом с ним верующих, Аллах уничтожил богомерзкий народ, наслав на них сокрушающее бедствие.

Вспомним также и пример пророка Ибрахима , когда он был брошен жестоким Нумрудом в пылающий огонь, но Аллах спас своего праведного раба от жестокости безбожного народа и сделал пламя огня прохладным.

Руками пророка ‘Исы (Иисус) Всевышний воскрешал людей из мертвых, слепых делал зрячими. Разверзши море на части, потопил в нём фараона и его войско. Это лишь несколько примеров из Корана. Так Аллах в каждом явлении и событии показывал людям Своё величие и беспредельную мощь.

Аллах каждый миг, везде и во всем ясно показывает Свою волю, закон и силу. Он посылает ураганы в час рассвета к людям, которые погрязли в земных благах и алчных страстях, забыв о благодарности Ему. Он Мощен сравнять с землёй и разрушить до основания города, в которых они живут, и превратить их в руины.

Аллах вмиг забирает у них богатство, власть и всё, чем они владеют. Аллах мощен уничтожить города, лишь проливая на них дождь и потопив их в воде, Он мощен стереть с лица земли город за несколько секунд землетрясения.

Земля, небо, ветер и дождь несут за собой невиданную гибель, исполняя возложенную на них миссию Господней кары. И жители того города станут свидетелями Всепроникающей, Всесильной воли Аллаха.

На земле нет никого, кто бы мог возгордиться перед Его силой и могуществом; и лишь перед Ним должно склоняться в земном поклоне [20:50]. Согласно некоторым источникам, Имя аль-Мутакаббир, упомянутое в Коране переводится как «Гордый».

Всевышний Аллах сказал:  Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи. [59:23] . Гордый — Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится над злом, недостатками и пороками.

Источник: https://ru.quranacademy.org/encyclopedia/article/Al-Mutakabbir

Ссылка на основную публикацию