Арабская каллиграфия

По аналогии с латинскими шрифтами, каллиграфические стили очень сильно отличаются друг от друга. Каждое начертание имеет свои визуальные характеристики и подчиняется определенным правилам исполнения. Различия достаточно ощутимы — если вы научитесь распознавать эти особенности, то сможете легко определять каждый стиль на любых носителях.

Каждый стиль создавался для какой-либо цели, некоторые начертания постепенно утратили свою значимость, другие, напротив, прошли испытание временем и продолжают активно использоваться.

Самым древним стилем принято считать куфийской письмо (куфи),
который использовался для создания первых копий Корана. Ему свойственны массивные, угловатые буквы, бедность лигатурами, большое расстояние между группами слитно написанных букв.

На основании этого стиля выработалось множество вариаций — например, «восточный куфи», сочетающий геометрически правильные формы букв и выразительные диагональные росчерки, и «квадратный куфи», доводящий геометричность до предела — текст, написанный этим стилем, как бы вписан в квадратную решётку. 

Куфические стили использовались там, где скорописные (курсивные) стили неприменимы — например, в архитектурных украшениях. В настоящее время этот стиль потерял свою популярность, так как достаточно сложный для написания.

Самым распространенным является насх — горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.

Однако для скорописи арабами используется другой, упрощенный стиль — рука, в котором группы точек над и под буквами сливаются в черточки. Этому почерку свойственны короткие росчерки, вариация вертикального положения букв, большое количество лигатур.

Насх и рука — два каллиграфических стиля, владение которыми обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских

шрифтов.

Некоторые каллиграфические стили использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм — художественных произведений каллиграфов.

Таков шрифт Сулюс или сульс — более энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями, широкими свободными росчерками; в этом шрифте округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. Криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3.

Сюда также относится китайский стиль сини, в котором соединены традиции арабской и китайской каллиграфии. Стиль сини, отличающийся свободным пространственным расположением букв, длинными и широкими изогнутыми линиями, используется для украшения китайских мечетей.

Мухаккак — производный от сулюса стиль, с растянутыми горизонтальными линиями. Редко встречается после XVI века.

Народами, перенявшими арабское письмо для собственных языков,
вырабатывались собственные каллиграфические стили. Так, османскими турками использовался стиль дивани, отличавшийся тесным расположением букв и их сложными, округло-ломаными формами.

В Иране и Пакистане приобрел популярность насталик, остающийся до сих пор основным используемым почерком в этих странах. Ему, как и стилю рука, свойственны вариация вертикального положения букв и большое количество лигатур; однако его росчерки более длинные и свободные.

Арабы называют почерк насталик «персидским».

Арабская каллиграфия

Арабская каллиграфия, хат. Вы также можете посмотреть раздел, в котором предствлено Евангелие от Луки, написанное по-арабски и проиллюстрированное миниатюрами. Есть также небольшой раздел, посвященный изучению арабских слов, который представляет собой иллюстрированную азбуку.

ради Бога

я тебя люблю

Мудрейший

утренняя молитва

Терпение прекрасно!

Святый Боже, Святый Крепкий. Святый Бессмертный, помилуй нас.

Держать Господа перед твоими глазами, где бы ты ни был.

Кто знает хорошо прошлое, тот лучше понимает настоящее

Царю Небесный

Отче наш (начало)

Бог скрыт в Его заповедях, кто ищет Его, тот найдет Его в них.

Бог скрыт в Его заповедях, кто ищет Его, тот найдет Его в них.

пустыня

С именем Бога

Мир вам и милость Бога

С именем Аллаха

И сказал Бог: да будет свет!

Кто совершил грех, тот совершил его во вред себе.

шейх, старец

спасибо

Поистине, Аллах любит творящих добро.

 Спасибо

Слава Богу, Господу миров.

Звезда

вдохновение

С именем Бога

Отче наш 

радость

Камень веры (на фарси)

Господи, помилуй

Поистине Аллах — Принимающий покаяние, Милосердный

Милосердный

Желаю Вам здоровья и благополучия

Красота

БисмиЛляхи ( С именем Бога)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

любовь

Начало 50-го псалма

Трясвятое

1001 ночь

Прости, и бущешь прощен

Библия (Святая Книга)

Искусство арабской каллиграфии

Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия.

Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, будет принадлежать к числу обитателей Рая.

Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всём его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.

Мусульманская каллиграфия как жанр изобразительного искусства издавна почиталась высшим художественным достижением и занимала место, недоступное никаким другим искусствам.

Ещё с древних времён последователи ислама считали каллиграфию «благороднейшим из изящных искусств».

Искусство красивого письма, или каллиграфия, заняло особо почётное место среди разнообразных видов искусства мусульманского мира.

Подобное почтительное отношение к себе каллиграфия заслуживала во многом благодаря тому огромному значению, какое отводится написанному слову в Коране. Переписка Корана была делом необходимым, переписка же каллиграфическая считалась делом богоугодным.

Ислам наложил запрет на изображения людей и животных, и это привело тому, что весь свой творческий талант арабские, персидские и турецкие художники воплотили в каллиграфическое искусство.

Арабская каллиграфия стала использоваться не только в документах и книгах, но и для украшения изделий из фарфора и металла, в коврах и тканях, архитектурных орнаментах. Не стоит говорить о том, что Ислам в чем-то ущемил изобразительное искусство.

Напротив, мусульманские мастера утверждают, что Бог пожелал направить их творческую энергию в новое русло, русло каллиграфии, орнамента и архитектуры. Благодаря этому расцвело совершенно новое направление творчества, обогатившее общемировую культуру своими великолепными достижениями.

Арабский алфавит, очертания букв которого чрезвычайно выразительны, легко становится жанром искусства.

В руках писца эта гибкость выразительных средств принимает различные геометрические формы — квадраты, овалы, окружности, завитки, которые в свою очередь могут превратиться в бесконечное множество узоров, создавая поразительный зрительный эффект.

Поэтому естественно, что каллиграфия вскоре вошла в архитектурное и фресковое искусство всего мусульманского мира в виде великолепно выполненных надписей на камне или в лепнине. Так каллиграфия, украшавшая поверхность стен памятников зодчества священными стихами или изречениями пророка, стала неотъемлемой частью архитектуры.

Каллиграфия начала процветать с самых ранних периодов истории ислама; грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные. Для написания и изучения Священного Корана использовали форму графики, напоминающую упрощённые виды иероглифов.

Арабский шрифт, которым были записаны первые экземпляры Корана, состоял вначале только из согласных букв, краткие гласные не обозначались вовсе, а длинные лишь изредка.

Мусульманам, для которых арабский язык был родным, чтение не составляло труда, но по мере распространения ислама на территории, где проживали неарабоязычные народы, такой шрифт вызывал определенные трудности при чтении и изучении Корана.

Поэтому позже этот недоработанный шрифт был улучшен за счет добавления точек сверху и снизу букв для различения согласных одинаковой конфигурации, но с различным произношением, затем с вводом верхних и нижних значков, обозначающих три кратких гласных арабского языка – а, и и у. Это способствовало тому, что письменный текст соотносился с устным, в результате чего и возник современный коранический шрифт.

Таким образом, каллиграфия, как направление искусства, зародилась в исламский период его истории и утвердилась путём письменно художественного изображения аятов (откровений) Корана и священных слов — «Аллах», «Мухаммад» — при декорации мусульманских культовых зданий и сооружений.

Вначале исламской эры два вида шрифтов находились в применении — оба они произошли от различных форм набатейского алфавита. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим (от имени города Куфа в Ираке).

Он использовался при создании первых написанных от руки копий Корана и для украшения архитектурных сооружений в самые первые годы Исламского государства.

Другой стиль – насх, разработанный известным книжником Ибн Аль-Баввабом, — имел более округлые курсивные формы и применялся при написании писем, деловых документов и везде, где требовалась больше скорость написания, чем утончённость и изящество формы.

К XII веку куфический шрифт вышел из употребления в обычном письме, однако в консервативном регионе Северной Африки он развился в красивый стиль магриби, употребляемый и поныне.

Расцвет каллиграфии пришёлся на эпоху Омейядов в Дамаске. В течение этого времени переписчики начали создавать модификации первоначально плотного и тяжеловесного куфического шрифта, используемые сегодня в декоративных целях, а также разрабатывать новые шрифты, происходящие от более курсивного насха.

Тем не менее, именно во времена Аббасидов были предприняты первые усилия по систематизации искусства каллиграфии.

В первой половине X столетия визирь Аббасидских халифов Ибн Мукла завершил огромную работу по разработке куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал ставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма на шесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс, райхани (богатоукрашенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак, тауки и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

И именно в Оттоманской Турции каллиграфия достигла вершины своего развития. Оттоманские каллиграфы были столь знамениты, что популярная поговорка тех времён гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтён в Египте и написан в Стамбуле».

Оттоманские каллиграфы довольствовались не только улучшением и развитием шрифтов, унаследованных от арабов и персов, они также добавили значительное число новых стилей в репертуар каллиграфа. Турецкий (османский) стиль называется дивани от слова диван, т.е.

государственный совет или правительственное учреждение, поскольку вначале его использовали при написании документов высших правительственных органов.

Это очень грациозный и богато декорированный шрифт с ярко выраженными диагональными завитушками, хотя читать его по сравнению с другими типами шрифтов не так-то легко.

Особенно изящный и тонкий шрифт таалик вошел в употребление в Иране; в нем встречаются продолговатые горизонтальные штрихи букв, а слова часто пишутся под углом. Позже появился и другой изящный шрифт – насталик – объединивший в себе арабский насх и персидский таалик.

Рукописный насталик (персидский вид почерка до распространения книгопечатания был основным для письменных памятников (манускриптов), поэтических сборников (диванов), а также другой религиозной и светской литературы.

Упрощённый (безнажимный) вариант насталика используется сейчас иранцами и афганцами для записей в повседневной жизни.

Можно сказать, что хороший почерк у человека вызывает среди иранцев большее уважение, чем хороший костюм.

Такие декоративные шрифты как сульс и куфи используются для изображения изречений из Корана на арабском языке. Их часто можно в виде орнамента встретить на стенах и куполах мечетей. Поскольку по религиозным соображениям живопись не получила широкого развития, эстетические устремления получили выход в развитии каллиграфии.

Простая деятельность по переписыванию текстов превратилась в настоящее искусство каллиграфии.

Каллиграфы писали на коже, папирусе или бумаге (которая производилась во всех странах распространения насталик — от Испании до Индии). Ткали шелковые и другие ткани с этой письменностью, золотом вышивали красивые узорчатые тексты насталик на бархате, расписывали ими керамику, чеканили на металле, гравировали на камне.

Стены мечетей покрывались геометрическими декорациями с именами Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и многочисленными религиозными притчами и афоризмами. Искусство росписи мечетей стало особым направлением в каллиграфии. Не всякий каллиграф может взяться за такую ответственную работу.

Само собой разумеется, что письмо на бумаге радикально отличается от настенных росписей. Для выполнения таких работ мастер должен уметь подобрать цветовые тона, сочетающиеся с архитектурой мечети, выбрать каллиграфический стиль, учесть освещение помещений и даже учесть особенности культуры данного народа.

Каллиграфия на бумаге осуществлялась с помощью тростникового пера, в исключительных случаях в этих целях в Индии и странах Центральной Азии использовались кисти. Мастерить тростниковое перо и готовить разные чернила — тоже целое искусство. Каллиграф настойчиво и терпеливо изучал написание различных букв, прежде чем устаз (учитель) позволял ему поставить своё имя под надписями.

В наши дни искусство каллиграфии живёт полновесной жизнью в арабском мире и везде, где в основе письменности лежит арабский алфавит.

Список целей его повседневного использования почти бесконечен: работу искусных каллиграфов можно увидеть на монетах и бумажных деньгах, настенных афишах и рекламных плакатах. Обложки и титульные страницы каждой книги, основные заголовки газет и журналов написаны от руки.

Каллиграфия — искусство «прекрасного письма» — не только высоко ценится как орнаментальное и декоративное искусство: цели его практического применения в арабском мире чрезвычайно обширны.

Попытка отразить красоту Ислама на бумаге

Без малого 7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо используется в качестве официального более чем в 22 государствах. Кроме арабоязычных народов, оно, с некоторыми модификациями, применяется у народов Афганистана, Индии, Ирана и Пакистана (азербайджанцы, белуджи, кашмирцы, панджабцы, персы и др.).

В связи с этим неудивительно, что арабская каллиграфия уже давным-давно распространилась и её развитие остановилось. То есть уже сформировались почерки, которые по красоте своей приобрели совершенный вид. А всякая вещь, развитие которой стоит на месте, постепенно теряет актуальность.

Так случилось бы и с арабской каллиграфией, если бы не её художественный потенциал. Дело в том, что арабские буквы пластичны как никакие другие и подвергаются иногда просто невообразимому искажению. При этом буквы не меняют своих свойств и остаются читаемыми.

В этом вы можете убедиться, если посмотрите на работы современных каллиграфов, которые изображают очень сложные объекты хорошо читаемыми текстами.

В этом смысле арабская каллиграфия не имеет аналогов среди многих других известных видов каллиграфий разнообразных культур.

Название данной статьи имеет особый смысл. Ведь здесь мы собираемся раскрыть не истоки арабского письма, а истоки арабской каллиграфии. То есть, если говорить об истоках письма, нужно рассказать, от каких народов и в каких условиях перенималась это письмо.

Я же расскажу вам о том, что формировало первые каллиграфические почерки, такие, например, как куфи – орнаментальный, который является первым каллиграфическим видом почерка, то есть используется как декоративный.

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является древнейшее искусство – орнаментация.

Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Арабская каллиграфия в момент своего возникновения и развития тесно связалась с орнаментацией и приобрела её свойства. Это связано с тем, что ранний вид орнамента геометрически похож на ранний угловатый вид письма.

Ниже вы видите пример рисунка, на котором очень заметна схожесть каллиграфии и орнамента.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, – растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

При этом, в отличие от европейской каллиграфии, орнаментация арабского письма зачастую касается всего текста какой-либо надписи.

В то время как орнаментация письма латинской группы зачастую касается отдельных букв, как в этом примере.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Иислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в.

на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира.

Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.

В Европе более популярными стали названия «мореска» – причудливый восточный геометрический орнамент и «арабеска» – причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора – «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения (боязнь пустоты).

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи – пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде.

Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Силу своего художественного воздействия мусульманская религия основывала на слове, а не на изображении.

Священное кораническое Слово, выученное наизусть с детства, написанное на страницах манускриптов, на порталах и стенах зданий, вплетённое в архитектурный декор, в орнамент надгробий, в узоры тканей, ковров, изделий из керамики, металла, стекла, включало для мусульман целый мир, выполняло духовную, изобразительную и декоративную функции.

Искусство изображения слова – каллиграфия, наделённая самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворённого Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В Исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.

Именно так, через восприятие арабского письма как гибкого орнамента, родились первые виды арабских почерков.

Орнаментация арабских букв – это не что иное, как «изменение их форм согласно своим потребностям, при этом не изменяя основных свойств их формы».

Здесь приведён арабский алфавит с некоторыми возможными изменениями букв. Это лишь малая часть разнообразных форм, которые могут принимать арабские буквы.

Среди всех тех немногих форм, что я придумал сам и привёл здесь, я хотел бы выделить четыре, наиболее интересные.

Многие представляют арабский алфавит как набор букв, имеющих строго определённую форму. И поэтому не могут перейти грань абстрактного восприятия арабского алфавита.

Конечно, арабские буквы имеют свои формы, но не столь строгие, и степень возможности их искажений очень велика. Например, имя МУХАММАД (мир ему и благословение Аллаха) написано ниже в разных формах.

Здесь мы видим, что буквы довольно сильно искажены, но всё равно каждая буква остаётся собой и не теряет свои черты.

Вот буква МИМ ( م ), которая обозначается кружочком с исходящим из него хвостиком. Однако буква МИМ может приобретать и другие формы, например треугольника, квадрата, и любую другую форму, как это видно на вышестоящем рисунке.

Главное, чтобы буква МИМ сохраняла свои свойства, а именно, чтобы она была геометрической – простой фигурой, пустой внутри, с исходящим из неё хвостиком. Главное знать, что каждая арабская буква имеет свои свойства.

При изменении формы важно не переносить свойства одной буквы на другую.

На примере этого многообразного сложения одного слова в разные формы можно понять глубину возможностей арабской каллиграфии.

Таковы общие сведения об истоках арабской каллиграфии и свойствах её букв. Именно такое восприятие возможностей арабской каллиграфии даёт ей новое развитие и популярность. Ставя её на почётное место и делая предметом гордости исламской культуры.

Мурад Магомедов

Наша жизнь

Изысканная красота арабского письма давно вошла в поговорку. Конечно, исламским рукописям далеко до уникальных японских или древнеегипетских иероглифов. Но по сравнению с однообразной европейской скорописью любая арабская рукописная книга – просто шедевр.

Среди многих направлений исламского искусства каллиграфия (что буквально означает «прекрасное письмо») занимает особое место: согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая.

Каллиграфия начала процветать на самых ранних этапах исламской истории. Очень скоро некрасивые и грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные значки, напоминавшие упрощенные иероглифы. Эта форма письменности называлась куфи (по имени города Куфа в Ираке).

Именно такой шрифт использовался для создания самых ранних копий Корана.

В те далекие времена текст Божьего Слова переписывался на специально обработанных шкурах животных тростниковым пером; только начиная с Х в. Коран стали переписывать на страницах обычной формы.

Тогда же изменились очертания и размеры букв: вечно «пляшущие» и слишком крупные значки куфи стали аккуратно слитными, ровными и пропорциональными.

Появился более округлый и курсивный насх, предназначенный, в основном, для писем и деловых документов.

 Имя Аллаха

В первой половине десятого столетия визирь Аббасидов Ибн Мукла завершил разработку куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал ставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма на шесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс (более курсивная разновидность насха), райхани (богато украшенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак (жирный шрифт с широкими диагональными росчерками (цветениями), тауки (сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквы иногда соединяются друг с другом) и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Недаром популярная поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали изящный придворный изящный декоративный шрифт дивани, придумали стиль мусанна (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой.

Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией: в ней текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки или другого предмета. Коранический стих куфическим шрифтом, к примеру, мог быть расписан так, чтобы при этом создавалась картина мечети или минаретов.

Одним словом, арабское письмо – это не просто удобный способ изложения информации, а гигантский пласт исламской культуры.

Не случайно в течение нескольких столетий после изобретения печатных машин арабский мир по старинке продолжал полагаться при создании книг (особенно Корана), правовых и других документов на рукописные формы письма.

Каждая древняя рукопись неповторима не только по содержанию, но и по стилю, а восточная каллиграфия давно уже стала предметом отдельной науки.

Уникальная экспозиция произведений исламской рукописной книги, приуроченная к Международному конгрессу востоковедов, открылась в залах Государственного Исторического музея.

Впервые за сто лет из запасников крупнейших московских музеев и библиотек извлечены редкостные арабские, персидские и турецкие манускрипты XIII – XIX столетий.

В отличие от христианских рукописей, неизменно напичканных всевозможными виньетками и маргинальными миниатюрами, поля арабских книг сохраняют девственную чистоту. Лишь некоторые заголовки могут быть украшены эффектным орнаментом.

Тем не менее, хитроумные сплетения арабской вязи приковывают внимание не меньше, чем самый закрученный сюжет европейской картины.

Исключение составляет Коран. Главную книгу ислама всегда украшали с любовью и нежностью. Некоторые листы больше напоминают эскиз для персидского ковра или рисунок роскошного сада, чем страницу текста.

К счастью, кураторы проекта явно стремились показать все возможные типы рукописной книги, создававшиеся в течение многих веков в безбрежном пространстве исламского мира.

Поэтому в экспозиции выставки представлены и строгие лаконичные документы, и тексты, складывающиеся в затейливый узор, и прижизненный «Диван» великого Абдурахмана Джами, и труды по мифологии, богато украшенные орнаментом.

А поклонников настоящей исламской миниатюры ждет шикарная поэтическая антология персидских поэтов, иллюстрированная сюжетными рисунками.

Каллиграфия — искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы («хаттаты»), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. «Красота человека — в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого» (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы.
В основе канонизации лежала строгая система «уставного письма» («хатт мансуб»), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке.
Канонические виды арабской каллиграфии (почерки): 

Куфи

Самый ранний почерк — геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана (см Рис. 2).

«Шесть стилей» классического арабского письма:Насх«переписка» — горизонтальный, строгий почерк.Мухаккак«правильный»Сульс«одна треть» — криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень «гибкий» почерк.Тауки«указ» — самый убористый почерк.Рика«скорописный»Райхани«базиликовый» — очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базиликаПозже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков.  
Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:Талик (таалик)быстрый в исполнении (скорописный).Насталикскорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии «насха» и «талика» (Рис. 2).В мавританской Испании был разработан «Андалузский Магрибский почерк».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: