Акыда (акида) — словарь исламских терминов

Акыда суннитов в изложении имама Суюти

  Категория: Акыда  Создано 12.11.2013 08:34  Автор: Джалалуддин ас-Суюти

Акыда[1] – это фундамент Ислама, на котором строятся все деяния раба Аллаха.

Правильная акыда – это акыда, которая соответствует тому, на чем были Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и такую акыду исповедует группа Ахлю Сунна валь-Джама`а.

Изучать акыду нужно с книг авторитетных ученых – приверженцев Сунны, которые имеют непрерывную цепочку передачи знания от учителя к ученику до нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, что гарантирует нам правильность и сохранность нашей акыды.

Одним из таких ученых является шафиитский факих, великий мухаддис и муфассир, автор более пятисот трудов по различным исламским наукам, имам, хафиз Джалалуддин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти[2].

По воле Всевышнего Аллаха, хотели бы привести перевод главы об основах Ислама, а именно об акыде, которую написал имам ас-Суюти.

В этом матне он в краткой форме раскрывает 14 наук, первая из которых «Усулюддин» (акыда).

Говорит имам Джалалуддин ас-Суюти:

Наука «Усулю-д-Дин» — Основы религии

Эта наука, в которой мы будем разбирать то, что необходимо исповедовать [каждому мусульманину].

Этот мир имеет начало, а Творец этого мира – Аллах, Единый, не имеющий начала и нет конца Его существованию. Его сущность не похожа на сущности творений.

Его атрибуты: Жизнь, Воля, Знание, Могущество, Слух, Видение, Речь присущая Его Сущности, которую называют Коран, записанный на листах, заученный в сердцах, читаемый языком, предвечный.

Пречист Всевышний от телесности, цвета, вкуса, материи, воплощения.

То, что пришло в Коране и Сунне из неясных аятов и хадисов, мы веруем во внешний текст и очищаем Всевышнего от его буквального смысла, затем оставляем его смысл на Всевышнего Аллаха или же толкуем (делаем таъвиль).

Предопределение, как хорошего, так и плохого — от Аллаха.

То, чего Он желает, — происходит, а то, чего не желает, — нет.

Аллах не прощает ширк, но прощает все, что помимо этого, если пожелает.

Не обязательно для Него выполнение того или иного действия.

Он отправил Своих посланников с чудесами (му`джизаты) явными и завершил пророческую миссию Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует.

Му`джизат — это необычное явление, которое проявляется у того, кто претендует на пророчество.

И происходит это явление в виде карамата у любимцев Аллаха (вали), кроме таких явлений, как рождение ребенка без отца (это может быть только как му`джизат)

Мы убеждены, что:

могильные муки — истина,

допрос ангелов — истина,

воскрешение и Судный день — истина,

водоем (хауд) – истина, мост (сират) — истина,

заступничество — истина,

видение верующими Аллаха — истина,

вознесение телом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — истина,

нисхождени Исы, мир ему, в преддверии Судного дня и то, что он, мир ему, убьет Даджаля — истина,

поднятие Корана — истина,

сотворенность Ада и Рая по сей день — истина.

Рай на небесах, а в определении местоположения Ада мы воздерживаемся.

И мы убеждены, что душа остается навечно.

Также убеждены, что смерть наступает в определенное предначертанное время.

Также убеждены, что грех не лишает имана,

Как и нововведение [не лишает имана], за исключением придания Аллаху телесности и отрицания знания Всевышнего о мельчайших частях.

Мы не говорим о каждом кто умер, не покаявшись, что он получит наказание и не говорим о его вечном пребывании в Аду.

Лучший из творений — избранный любимец Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,

затем Ибрахим, мир ему,

затем Муса, мир ему, затем Иса, мир ему,

затем Нух, мир ему, и они – обладатели наиболее твердой решимости (улюль `азми),

затем остальные пророки,

затем ангелы, и лучшим из них является Джибриль,

затем из творений Абу Бакр, затем Умар, затем Усман, затем Али,

затем остальные из десяти обрадованных Раем,

затем участники битвы при Бадре, затем Ухуда,

затем участники договора при Худайбийи,

затем остальные сподвижники, затем остальные общины.

Поистине лучшая из женщин Марьям, затем Фатима.

Из матерей правоверных — Хадиджа и Айша.

Поистине, Пророки сохранены от грехов, и все сподвижники являются справедливыми.

Поистине имам аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа, Ахмад и остальные имамы на правильном пути, и поистине имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари — имам Сунны и предводитель, и поистине путь Джунайда аль-Багдади и его сподвижников — правильный путь.

[Джалалуддин ас-Суюти, «ан-Нукая», раздел: Вероубеждение]

[2] 849-911 гг. по хиджре/1445-1505 гг. по милади

Что такое акыда- вероубеждение?

Исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.

Слово «акыда» является производным от глагола акада, что в арабском языке несет смысл связывания чего-либо одного с чем-либо другим. Слово акоид представляет собой форму так называемого ломанного множественного числа этого слова.

Следовательно, исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями. В целом, для убежденности в чем-либо, веры во что-либо, объект убеждения следует знать так хорошо, чтобы не оставалось никакого сомнения. Для этого, прежде всего, следует осмыслить его, воспринять его.

Затем же, это чувственное постижение и восприятие должно преобразоваться научное просвещение. Позже, спустя время, по мере утверждения других доказательств, то самое наше знание об объекте убеждения подтверждается, и ввиду этого наша вера, наше представление относительно этого объекта еще больше укрепляется.

После того как вера в это знание прочно обоснуется в нашем сознании, это знание станет воздействовать на наш разум и совершаемые нами действия.

Когда же определенное знание, превратившись в нашу мысль, наше мнение, достигнет такого уровня, что сможет направлять наши эмоции, и сможет управлять нашими действиями, вот тогда это знание обернется вероубеждением. Следовательно, вероубеждение — акийда — может быть основано только на знании.

Определение исламского  вероучения — акоид

Ученые давали различные определения исламскому вероучению. Приведем некоторые примеры: Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ал-Валали ал-Микнаси, автор книги «Фалсафатут тавхид ав ашрафул макосид», привел следующее определение: «Это знание, которое формирует религиозные убеждения на основе верных, крайне достоверных доказательств».

Автор книги «Мавакиф» Абдуррахман Ахмад Абдулгаффар ал-Ийджи говорит следующее: «Это знание, которое способно обосновать религиозные убеждения путем приведения фактов и опровержения сомнений».

Имам  Газзали в своей известной книге «Ихйау улумид дин» сказал следующее: «Акоид — это знание, посредством которого постигаются единобожие, сущность и качества (сифаты) Всевышнего Аллаха».

Аш-Шариф ал-Джурджани в своих комментариях к «ал-Мавакиф» сказал: «Калáм  — это такая наука, в которой на основе исламских законов обсуждаются сущность и качества Всевышнего Аллаха, а также, состояния таких вероятностей, как начинание и возвращение».

Мухаммад Абдуху в своей книге «Рисалатут Тавхид» говорит следующее: «Акоид есть такое учение, в котором рассматриваются положения о существовании Аллаха, о том, какие сифаты должны (ваджиб)  утвердиться в отношении Него, о том, что должно (ваджиб) отрицаться относительно Него, о пророках, о том, какими они обязаны (ваджиб) быть, какие определения можно относить к ним, и какие определения запрещено относить к ним». Самым легким, всеобъемлющим и универсальным определением является определение выдающегося ученого Али Кари, которое приводится в части дополнения к написанному им комментарию к «Фикхул Акбар»: «Это такая наука, в которой рассматривается то, во что следует веровать».

Мы же говорим, что все определения дополняют друг друга, и еще остаются некоторые не оговоренные отдельные моменты.

Цель науки акоид

Цели этой науки, науки о вероучении, заключаются в следующем: •  подтверждение веры в религию, подтверждение религиозных убеждений посредством категорических доказательств, а также опровержение всяких сомнений в их отношении; •  вознесение человека в вероубеждении от уровня подражателя до вершины предъявителя доказательств и обладателя чрезвычайно убедительной веры (то есть самому веровать на основе доказательств и предъявлять эти доказательства в пользу этой веры); •  указание на путь посредством ясного изложения истины тем, кто искренне устремлен найти правильный путь, и напротив, подтверждение доводов и аргументов для тех, кто отвергает истину. •  защита основ религии от сомнений и распространения заблуждений ахлул батил .

Главная же цель этого учения, как и во всех шариатских  учениях, направлена на обретение счастья в обоих мирах.

Предмет науки акоид

Что касается темы науки акоид —это явления, в которых следует быть убежденным в силу необходимости, при естественном обнаружении или в процессе поисков доказательств и истины. В науке акоид ведутся суждения по всем этим вопросам, что не является секретом для многих.

Варианты наименований науки акоид На различных этапах истории исламское вероучение именовалось по-разному, в зависимости от условий и понятий, характерных для каждого конкретного этапа.

В первые времена все исламские учения объединялись под общим названием «Ислам». Позднее стали выделяться различные учения со специфическими названиями.

Учение о вере, которое теперь называется акоид, как уже было сказано, не сразу утвердилось в своем нынешнем названии.

ал-Фикхул Акбар

Название ал-Фикхул Акбар было дано науке акоид имамом Аъзамом Абу Ханифой рахматуллахи алайхи . Имам Абу Ханифа в свое время написал книгу по исламскому вероучению и назвал ее «ал-Фикхул Акбар». Данная книга издана. Она изучается ханафитами и другими.

Словом фикх обозначается точное и всеобъемлющее постижение чего-либо до самых тончайших деталей. Наука, с точностью и полноценно изучающая практические положения шариата, в частности, касающиеся намаза , поста, купли-продажи и других имущественных взаимоотношений, называется фикхом.

А учение (наука), точно и полноценно изучающее убежденческие положения шариата, называется ал-Фикхул Акбар, то есть «большой фикх». Ибо без этого учения, без его полного понимания любые совершаемые деяния не будут целесообразными.

И именно поэтому считается, что практический фикх представляет собой малый фикх, а убежденческий фикх является большим фикхом.

Илмул калáм

Это наиболее известное из названий исламского вероучения — акоид. Видно, что оно появилось в одном веке с предыдущим названием ал-Фикхул Акбар, то есть во втором веке хиджры , так как это название было передано от имама Абу Ханифы, имама Малика, имама Шафиъи и других.

В своих трудах они ведут речь о предписаниях (положениях), касающихся илмул калам и мутакаллимов .

Употребление названия илмул калáм относительно вероучения — акоид — послужило возникновению самых известных суждений в сфере вероучения, а также стало причиной самого большого количества распрей и разногласий — все это имело место только потому, что в этой науке рассматривается вопрос о Калáме (Слове) Всевышнего Аллаха.

Илму Усулид дин

То есть наука, которая рассматривает убежденческие положения, взятые из исламского шариата и религии. Ибо эта наука является основополагающим, а другие религиозные науки подчиняются ему.

Это название также возникло во втором веке хиджры, после разделения предписаний шариата на основополагающие (асл) и второстепенные (фаръи), что было сделано в соответствии с аятом : «…основа его прочна, а ветви — в небе».

Первым это название употребил имам Абул Хасан ал-Ашъари.

Он назвал свою книгу «ал-Ибана фил усулид дийана». Затем Абдул Кадир ал-Багдади ал-Ашъари написал книгу «Усулуд дин».

Илмут Тавхид Помимо того, что Тавхид — это одно из божественных качеств (тавхид — «единственность»), это понятие также собирательно обозначает все другие качества, и излагает все, что достойно Всевышнего Аллаха, и все то, что не присуще кому-либо другому, помимо сущности Всевышнего Аллаха. Тавхид является девизом исламской нации. Ислам прославился и обрел привилегированность среди других религий именно посредством тавхида. Такое название используется в отношении необходимых (востребованных) вероубеждений потому, что вопрос единственности (вахданият) Всевышнего Аллаха является самым известным и самым почетным среди суждений в этой области. Широкое распространение это название получило в десятом веке хиджры. К примеру, шейх  Мухаммад Абдух написал книгу «Рисалатут Тавхид» («Трактат о тавхиде»). Известный муфассир  ал-Касими написал книгу «Далаилут Тавхид» («Доказательства тавхида»).

Илмул Акоид

Это название возникло в четвертом веке хиджры, чуть позднее предыдущих названий. Потребность в данном названии возникла после смешения вероучения с философскими учениями, особенно после смешения переданных (наклий) и рациональных (аклий) учений, с тем, чтобы отделить истинное чистое вероучение праведных предшественников (салафус салихин)  от вероучения последующих поколений, в котором уже просматривалась смесь философии и рациональных толкований.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

(книга «Суннитские вероубеждения»)

Лекция № 1: Исламская АКЫДА

Опубликовано 22 Май, 2013 в 8:58 | Просмотров 24 258 | 8 комментариев

Исламская акыда была передана человечеству через пророков,   которые получали небесные откровения, Священные Писания. В них содержится вся полнота убеждений мусульманина, обязательных для каждого человека на земле.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня» (Коран, 51: 56-57).

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» (Коран, 17: 23).

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута[2]«»  (Коран, 16: 36).

Все пророки обращались к человечеству с призывом последовать путём истинных и правильных убеждений. Все небесные Книги были ниспосланы для того, чтобы донести до людей эти убеждения, а также разъяснить всё то, что портит их, разрушает или противоречит им.

Каждый человек, прежде всего, должен стремиться к постижению и изучению правильных убеждений. И это особенно важно ввиду того, что на основе этих убеждений базируется счастье человека как в этой жизни, так и в следующей.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (Коран, 2: 256).

Это значит, что если человек выпустит нерушимую рукоять этой акыды из своих рук, то ему не останется ничего, кроме фантазий и лжи. Что же может быть за пределами истины кроме заблуждения!?

«Все это потому, что Аллах – есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (Коран, 22: 62).

Таким образом, конечным пристанищем того, кто отказался от прочной рукояти исламской акыды, станет адское пламя, и как же скверна эта обитель!

Акыда – это то, во что верит человек, что он исповедует в своей жизни. Если акыда соответствует тому, что Аллах передал через Своих пророков и ниспослал в Своих Священных Писаниях, то это и есть истинная и правильная акыда.

Если же акыда человека противоречит тому, что Аллах передал через Своих пророков и ниспослал в Своих  Священных Писаниях, то она неизбежно приведёт человека к справедливому наказанию и бедственному положению, как в этой жизни, так и в Следующей.

Правильная, здоровая акыда спасает человека от возмездия Аллаха в день великого Суда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тот, кто встретит Аллаха, не поклоняясь никому наряду с Ним, войдёт в Рай. А тот, кто встретит Аллаха, поклоняясь кому-либо наряду с Ним, войдёт в Ад»[3].

«Воистину, Аллах запретил адскому пламени касаться того, кто сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь к Лику Аллаха»[4].

Правильной акыдой Всевышний Аллах стирает наши грехи. Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Если ты придёшь ко Мне с грехами, по размеру подобными Земле, но не совершая многобожия, то Я приду к тебе с прощением, подобным ей по размеру»[5].

«…с грехами, по размеру подобными земле» — т.е. с таким количеством грехов, что будь они материальны, то заполнили бы собой всю или почти всю Землю.

Однако условием достижения такого всеобъемлющего прощения является чистота акыды от многобожия, от любых его проявлений как больших, так и малых.

Те люди, которые соответствуют данному условию, являются обладателями непорочных сердец, о которых Аллах сказал:

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (Коран, 26: 88-89).

Великий учёный Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Носителям чистого незапятнанного Единобожия (Таухид) будут прощены такие грехи, которые не будут прощены многобожникам.

Если единобожник, не совершающий абсолютно никакого многобожия (ширк), предстанет перед Аллахом с грехами, по величине подобными земле, то Он даст ему прощение такого же размера. Но этого не произойдёт с тем, чьё Единобожие ущербно.

Только чистейшее Единобожие, свободное от любого проявления ширка, имеет свойство искоренять грех без остатка, потому что оно содержит в себе любовь к Аллаху, возвеличивание и прославление Его, страх перед Ним и надежду на только Него Одного.

Если же человек обладает этими прекрасными качествами души, то грехи его непременно будут стёрты, даже если они заполнят всю землю. Нечистоты грехов слабы, а Единобожие является надёжной защитой».

Именно правильные убеждения человека способствуют принятию Аллахом его добрых дел. Всевышний сказал:

«Тех мужчин и женщин, которые поступали праведно, будучи верующими, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран, 16: 97).

А неправильные убеждения (особенно, если они связаны с многобожием и неверием) уничтожают праведные и добрые дела, совершённые человеком. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

 «Тебе[6] и твоим предшественникам[7] уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (Коран, 39: 65).

«Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (Коран, 6: 88).

Искажённые и неправильные убеждения, основанные на многобожии, делают Рай и прощение грехов запретным для своего обладателя, что непременно обеспечит ему вечное мучение в адском пламени. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Коран, 4: 47).

«Воистину, кто приобщает к Аллаху других богов, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет адское пламя, и у беззаконников не будет помощников» (Коран, 5: 72).

Правильная акыда оставляет свой благодатный след в сердцах людей, положительно сказывается на уровне общественной нравственности, а также помогает людям устраивать свою жизнь  наилучшим образом. В качестве примера можно привести две группы людей, каждая из которых возвела здание мечети во времена жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Одна община построила мечеть, основанную на праведности и чистых убеждениях, с искренностью перед Всевышним Аллахом. Другая община построила свою мечеть, преследуя дурные цели, с грязными убеждениями и злым умыслом.

Аллах велел Своему Пророку молиться только в той мечети, которая была основана на богобоязненности, и запретил ему молиться в мечети, основанной на неверии и коварстве. Аллах сказал:

«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами.

Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.

Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в адское пламя? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 9: 107-109).

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Из книги «Aль-Иршад иля сахих аль-И’тикад» Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан

Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов

Корректор текста: Тамки́н Р.Г.

Каноническая редакция: Максад Каримов

Для сайта – www.whyislam.to

ЛитВек — Скачать бесплатно без регистрации — Самиздат — Книги читать онлайн

Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских или тюркских эквивалентов.

Исламские термины, взятые в основном из арабского языка, имеют как правило, более широкое и, вместе с тем, более глубокое значение, чем их эквиваленты-переводы на другом языке.

В связи с этим использование русской транскрипции вместо прямого перевода, пусть и не всегда оправдано, но все же единственный выход в этой ситуации.

Приведенный словарь исламских терминов поможет , иншаалах, быстрее освоиться в исламской терминологии.

А

Абдулла́х

Раб Аллаха (или раб Божий). «Абд» происходит от корня ‘айн-ба-даль (ибада — поклонение) и связано, соответственно, с «поклонениеем», «служением», но никак ни с несвободой или рабством в привычном значении этого слова. Для обозначения русского «раб» в арабском языке подходит не слово «’абд», а другие слова, например: мамлюк и ракык.

Аза́н

Призыв на молитву. Провозглашается муэдзином.

Акы́да (акида, ‘акыда)

Мировоззрение, вероубеждение, вера (в частности исламская).

Алим (‘алим)

В переводе с арабского: знающий, ученый. Как правило подразумевают мусульманских ученых в различных исламских науках.

Алла́х

В переводе на русский означает «Бог». Однако значение слова Аллах в арабском более глубже, чем Бог в русском языке. Точнее арабское «Аллах» можно перевести как Единый, Единственный Бог. Смысл же просто «бога» (или «божество») в арабском языке несет «илях». Вместе с тем Аллах (Аллаh) — это первое имя (из 99 имен) Аллаха, упоминаемое в Коране и хадисах.

Аль-Китаб

В Исламе это Священная Книга, ниспосланная Аллахом (Коран, Инджиль, Таура и др.). Хотя использование слова китаб с определенным артиклем Аль в русском языке , зачастуя, подразумевает Священный Коран

Аманат (амана)

В общем смысле: вверенное на хранение, надежность. То что Аллах вверил, поручил людям

Ансар

Помощник. Ансаром называют мединских сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Аср (‘аср)

Послеполуденное время. Время для прочтения намаза аср. Название 103 суры Корана.

Аулия (авлия)

Множественное от вали

Аура́т (гаурат, аура и пр.)

Части тела у мужчин и у женщин, подлежащих сокрытию от чужих взлядов.

Ахлю-ль-байт (бейт)

Шииты, Люди Дома (пророка) (самоназвание)

Ахлю-ль-китаб

Люди Писания (люди книги). Христиане и иудеи. Наследники тех, кому были даны в свое время через пророков священные Писания: Инджиль, Таура и Забур.

Ахлю-сСунна ва-ль-джама’а

Люди сунны и общины, то есть сунниты

Акшам намаз (ахшам)

В переводе с татарского вечерний намаз, намаз магриб

Аят (айат)

Стих Корана. В переводе с арабского означает знамение.

Аяту-ль-Курси

«Аят Трона», 255 аят суры «Бакара» (2:255)

Б

Баракя́т (баракат, барака и пр.)

Благодать [от Аллаха]

Бид’а (бида)

Нововведение. Нововведение в шариате разделяются на бид’а аль-хасана, соответствующее шариату, и бид’а ас-саййиа, соответственно, противоречащее ему.

Бид’а аль-хасана (бид’а хасана)

Хорошее нововведение в религии. Бид’а, непротиворечащие шариату, имеющее обоснование в Коране и сунне.

Бид’а ас-саййиа (бид’а саййиа)

Плохое нововведение в религии. Бид’а, противоречащее шариату.

Бурак

Сокровенное животное, напоминающее крылатого коня, на котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил свое ночное путешествие (ми’радж) из Мекки в Иерусалим и возвышение на седьмое небо.

В

Ваджиб (важиб)

Действие, предписанное шариатом, близкое к обязательному (фарду).

Вали

Имеет несколько значений. Покровитель, защитник. Преданный слуга Аллаха, приближенный к Аллаху. Чаще используется во множественном числе: аулия.

Витр

Дословно означает нечет. Обычно подразумевают необязательный намаз, состоящий из нечетного числа рака’атов, совершаемого после намаза иша.

Вуду́ (уду)

Совершение омовения (неполного или малого, в отличие от гусль, когда очищается все тело)

Г

Гусль (гусуль)

Совершение полного омовения

Д

Да’ват (да’ва, дават)

Призыв к Исламу

Даджаль

Антихрист

Джамаат (джама’ат)

Коллектив, общество, группа людей, община. См. также Джамаат намаз

Джамаат намаз

Намаз, совершаемый коллективно, т.е. в джамаате.

Джаннат

Рай

Джаханнам

Геенна, ад

Джахилия (джахилийа)

Невежество, язычество. Под джахилией, как правило, понимают доисламский период в Аравии.

Джинн

Незримые, вообщем, разумные сущности, живущие параллельно с нами. Также как и человеку Всевышним были даны джиннам свобода выбора и разум, поэтому среди них есть как уверовавшие и покорившиеся Единому Богу, так и ослушавшиеся, возгордившиеся (шайтаны). Населяли Землю еще до появления рода человеческого.

Джиха́д

Искреннее усилие, стремление на пути Аллаха, которое может выражается в различных формах. Джихад — это и борьба с собственным нафсом, и сказанное слово истины перед лицом несправедливого правителя, и, борьба, в том числе вооруженная, с угнетателем, агрессором.

Джуз

Дословно: часть, доля. Под джузом подразумевают одну из 30-ти частей Корана.

Джума (джум’а, жомга)

Пятница. Используется часто в сочетании намаз джума

Дин

Религия

Дуа (дуга, ду’а)

Мольба, молитва (к Аллаху)

Дунья

Материальный мир, этап жизни человека в земном измерении

Ж

Жаннат

См. Джаннат

З

Забу́р

Священное Писание, ниспосланное Дауду (Давиду). Или в библейском варианте называется Псалтырь, книга псалмов Давида. Не сохранился в неискаженном виде (наряду с Тауратом и Инджилем).

Закя́т

Мусульманский налог. Имущество или деньги, передаваемые нуждающимся. Обязателен для состоятельных мусульман, в отличии от садаки (милостыни)

Зикр

Буквально: поминание. В исламской терминологии, как правило, означает многократное поминание (прославление) Аллаха. Зикр может быть вслух и про себя.

Зульм

Притеснение, несправедливость, гнет. Также иногда понимают совершение харама и пренебрежение фардами. Дословно означает что-то ставить не на свое место.

И

Ибада (‘ибадат)

Наивысшая степень поклонения, служения, которого достоин только Аллах. Одного корня с абд

Иблис

Имя Сатаны (Шайтана)

Ид (‘ид)

В переводе с арабского «праздник»

Иду-ль-адха (‘ид аль Адха)

Праздник жертвоприношения, называемый часто у тюркоязычных народов Курбам байрам. Начинается в десятый день месяца зу-ль-хидджа, празднуется 4 дня. Ид уль Адха — один из главных мусульманских праздников.

Иду-ль-фитр (‘ид аль фитр)

Праздник разговения, называемый часто у тюркоязычных народов

Читать онлайн «Коранический словарь» — RuLit — Страница 1

Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских или тюркских эквивалентов.

Исламские термины, взятые в основном из арабского языка, имеют как правило, более широкое и, вместе с тем, более глубокое значение, чем их эквиваленты-переводы на другом языке.

В связи с этим использование русской транскрипции вместо прямого перевода, пусть и не всегда оправдано, но все же единственный выход в этой ситуации.

Приведенный словарь исламских терминов поможет , иншаалах, быстрее освоиться в исламской терминологии.

Абдулла́х

Раб Аллаха (или раб Божий). «Абд» происходит от корня ‘айн-ба-даль (ибада — поклонение) и связано, соответственно, с «поклонениеем», «служением», но никак ни с несвободой или рабством в привычном значении этого слова. Для обозначения русского «раб» в арабском языке подходит не слово «’абд», а другие слова, например: мамлюк и ракык.

Аза́н

Призыв на молитву. Провозглашается муэдзином.

Акы́да (акида, ‘акыда)

Мировоззрение, вероубеждение, вера (в частности исламская).

Алим (‘алим)

В переводе с арабского: знающий, ученый. Как правило подразумевают мусульманских ученых в различных исламских науках.

Алла́х

В переводе на русский означает «Бог». Однако значение слова Аллах в арабском более глубже, чем Бог в русском языке. Точнее арабское «Аллах» можно перевести как Единый, Единственный Бог. Смысл же просто «бога» (или «божество») в арабском языке несет «илях». Вместе с тем Аллах (Аллаh) — это первое имя (из 99 имен) Аллаха, упоминаемое в Коране и хадисах.

Аль-Китаб

В Исламе это Священная Книга, ниспосланная Аллахом (Коран, Инджиль, Таура и др.). Хотя использование слова китаб с определенным артиклем Аль в русском языке , зачастуя, подразумевает Священный Коран

Аманат (амана)

В общем смысле: вверенное на хранение, надежность. То что Аллах вверил, поручил людям

Ансар

Помощник. Ансаром называют мединских сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Аср (‘аср)

Послеполуденное время. Время для прочтения намаза аср. Название 103 суры Корана.

Аулия (авлия)

Множественное от вали

Аура́т (гаурат, аура и пр.)

Части тела у мужчин и у женщин, подлежащих сокрытию от чужих взлядов.

Ахлю-ль-байт (бейт)

Шииты, Люди Дома (пророка) (самоназвание)

Ахлю-ль-китаб

Люди Писания (люди книги). Христиане и иудеи. Наследники тех, кому были даны в свое время через пророков священные Писания: Инджиль, Таура и Забур.

Ахлю-сСунна ва-ль-джама’а

Люди сунны и общины, то есть сунниты

Акшам намаз (ахшам)

В переводе с татарского вечерний намаз, намаз магриб

Аят (айат)

Стих Корана. В переводе с арабского означает знамение.

Аяту-ль-Курси

«Аят Трона», 255 аят суры «Бакара» (2:255)

Баракя́т (баракат, барака и пр.)

Благодать [от Аллаха]

Бид’а (бида)

Нововведение. Нововведение в шариате разделяются на бид’а аль-хасана, соответствующее шариату, и бид’а ас-саййиа, соответственно, противоречащее ему.

Бид’а аль-хасана (бид’а хасана)

Хорошее нововведение в религии. Бид’а, непротиворечащие шариату, имеющее обоснование в Коране и сунне.

Бид’а ас-саййиа (бид’а саййиа)

Плохое нововведение в религии. Бид’а, противоречащее шариату.

Бурак

Сокровенное животное, напоминающее крылатого коня, на котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил свое ночное путешествие (ми’радж) из Мекки в Иерусалим и возвышение на седьмое небо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: