40 достоверных хадисов для уммы

Имам Навави является имамом ученых по хадисоведению и фикху своего времени. Он был одним из крупных хафизов хадиса.

Он стал уделять внимание хадису о достоинстве тех, кто выучит сорок хадисов и донесет их до его уммы, то есть у него появилась мысль составить сборник сорока хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он начал читать хадисы и наткнулся на хадис Пророка, мир ему и благословение, где он говорит: «Того, кто ради Аллаха выучит 40 хадисов, чтоб обучить им мою умму о дозволенном и запретном, в Судный День Аллах напишет среди алимов».

И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о достоинстве того, кто донесет до его уммы 40 хадисов, то имам Навави обратил внимание на восхваление пророком, мир ему и благословение, того, кто выучит сорок хадисов, не обращая внимание на то, что этот хадис является слабым.

Хадис «того, кто выучит сорок хадисов..» является слабым со всех сторон. Но вы только посмотрите, как имам Навави возвеличивает речь господина творений, даже в том, что не достоверно. Посмотрите, как он возвеличивает слабый хадис, не говоря уже о достоверных хадисах. 

Хадис «того, кто выучит сорок хадисов» рассказали одиннадцать сподвижников.

Давайте перечислим их: Этот хадис пришел от Али ибн Талиба, Ибн Аббаса, Анас ибн Малик, Джабир ибн Самура, Абдулла ибн Умар, Абу Умама, Абу Дарда, Абу Саид, Абу Хурайра, Ибн Масъуд и Муаз ибн Джабаль, то есть этот хадис пришел через множество путей, и в каждом пути есть достоинство того, кто выучит сорок хадисов:

«Того, кто ради Аллаха выучит 40 хадисов, чтоб обучить ему мою умму о дозволенном и запретном, в Судный День Аллах напишет среди алимов»

«Того, кто выучит 40 хадисов, в Судный День Аллах напишет среди алимов»и т.д..

Хадис от Али ибн Талиба рассказал Абу Нуайм в книге «Хилятуль авлияъ».

Хадис от Ибн Аббаса рассказал Ибн Абдуль Барр в книге «Джамиуль Баяниль ильми ва фадзли».

Хадис от Анаса ибн Малика рассказал Мухаммад Аслям ат-Туси в книге «Арбаин».

Хадис от Джабира ибн Самура рассказал Ибн Наджар в книге: «Зайлю Тарихи Багдад».

Хадис от Ибн Умара рассказал Ибн Абдуль Барр в книге«Джамиуль Баяниль ильми ва фадзли».

Хадис от Абу Умама рассказал Ибн Джавзи в книге «Илялю Мутанахия».

Хадис от Абу Дарда находится в книге Ибн Асакира «Арбаину Бульдания».

Хадис от Абу Саида рассказал Ибн Наджар в книге: «Зайлю Тарихи Багдад».

Хадис от Абу Хурайры рассказал Абу Яъля в «Муснаде».

Хадис от Ибн Масъуд рассказал Абу Нуайм в книге «Хилятуль авлияъ».

Хадис от Муаза ибн Джабаля рассказал Ибн Абдуль Барр в книге «Джамиуль Баяниль ильми ва фадзли».

У этого хадиса есть и другие передачи не только от этих сподвижников.

Несмотря на то, что этот хадис пришел множеством путей, они все равно являются слабыми и сам хадис тоже слабый.

В своей книге «Макасидуль Хасана» имам Сахави разбирает его, а ибн Хаджар уделил этому хадису целую главу, в которой он собрал все передачи и его пути и пишет, что этот хадис со всех передач является слабым.

Также имам Навави говорит, что этот хадис является слабым со всех передач. Из ранних ученых, учитель наших учителей Хафиз Саййид Ахмад Сиддык аль-Гумари составил книгу, которую назвал «Иршадуль Мурбиин иля туруки хадисиль арбаин». Эта книга также издана в наше время.

Имам Сахави, Навави, ибн Хаджар и другие хафизы, ибн Асакир и другие шейхи указали на слабость этого хадиса. Хоть и цепочка этого хадиса является слабой, вы посмотрите какое внимание уделяли ученые нашей уммы этому хадису. Хафизы и другие ученые, каждый из них составил сборник сорока хадисов в каждой сфере науки. 

Первым человеком, который составил сборник сорока хадисов, собрав их в книгу, является большой имам, шейхуль ислам Абдуллах ибн Мубарак, он является известным имамом, набожным аскетом, мухаддисом и факихом, который умер 181 году после хиджры.
То есть уже после второго века хиджры люди приступили к составлению сборника сорока хадисов в каждом из сфер. Абдуллах ибн Мубарак составил книгу, которую назвал «аль-Арбаин».

После этого большой имам Мухаммад ибн Аслям ат-Туси, этот набожный хафиз составил толстую книгу о сорока хадисах. Эта книга также издана.

После него сорок хадисов составили Имам Хасан Суфьян ан-Насии, Абу Бакр Аджурни, Абуль Хасан Даракутни, Абу Абдуллах Хаким, Абу Нуайм автор книги «Хилья» составил книгу об этике, которую назвал «сорок хадисов суфиев» и т.д..,

Также: Абу Саид Малини, Абу Абду Рахман Сулями, Хафиз Абуль Касим Асакир — ему принадлежат несколько сборников сорока хадисов, он составил разные книги по сорок хадисов в каждой сфере, также Хафиз Суюти составил книгу под названием «Сорок хадисов которые переданы от Малика, Нафиа, Умара».

Из современников сорок хадисов собрал известный шейх Абуллах Сиддык Гумари, назвав этот труд «Сорок хадисов Гумари о восхвалении благ», также шейх Абдул Азиз Сиддык составил сборник «Арбауна сиддыкия фи ма ахбара биhи набию мин х1али аhли hаза заман».

Вы посмотрите, как мысль о составлении сорока хадисов распространилось среди ученых. Ученые даже говорят, что с сорока хадисами составлено неисчисляемое количество книг.

Каждый, кто слышал хадис о достоинстве выучивания и передачи сорока хадисов, несмотря на то, что он является слабым, говорил: «клянусь Аллахом, я последую этому хадису».

А каково же ваше мнение относительно их уважения к достоверным хадисам? И это все из-за их сильного возвеличивания и почитания всего того, что относится к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
 

Посмотреть видео

Комментарий к 40 хадисам имама Навави. Предисловие

Опубликовано Anonymous в Пнд, 04/21/2014 — 20:29

Автор: 

Шейх уль-Ислам Ибн Дакик аль-Ид

Комментарий выдающегося ученого, имама Ибн Дакика Аль-Ид, да будет доволен им Аллах, на сорок хадисов, собранных имамом Ан-Навави, да будет доволен им Аллах.

 الحمد لله رب العالمين قيوم السموات والأرضين مدبر الخلائق أجمعينباعث الرسل صلواته وسلامه عليهم إلى المكلفين لهدايتهم وبيان شرائع  الدين بالدلائل القطعية وواضحات البراهين أحمده على جميع نعمه  وأسأله المزيد من فضله وكرمه    وأشهد أن لا إله إلا الله الواحد القهار الكريم الغفار  وأشهد أن سيدنا محمدا عبده ورسوله وحبيبه وخليله : أفضل المخلوقين المكرَّم بالقرآن العزيز المعجزة المستمرة على تعاقب السنين وبالسنن المستنيرة للمسترشدين المخصوص بجوامع الكلم وسماحة الدين صلوات الله وسلامه عليه وعلى سائر النبيين والمرسلين وآل كل وسائر الصالحين

Предисловие имама ан-Навави

Вся хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли,  Управителю  всего сотворённого,  Направляющему посланников, да благословит Он их и приветствует, к  мукалляфам , чтобы вести их правильным путём и разъяснять предписания  религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств.

Я воздаю Ему хвалу за все Его блага, прошу Его увеличить оказываемые Им благодеяния из Его щедрот и милости.

Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, Господствующего, Того, Кто Своим высочеством и могуществом укрощает творения, Скрывающего грехи Своих рабов  в мирской жизни и Воздерживающегося от наказания их в жизни будущей; и свидетельствую о том, что, наш господин, Мухаммад — Его раб, Его посланник и Его любимец, наилучшее создание Аллаха. И я свидетельствую, что он почтён славным Кораном, являющимся непреходящим му`джизатом, который не пройдёт до скончания времён, и сунной, освещающей путь для ищущих руководства, и способностью вкладывать много смысла в немногие слова и простотой, легкостью этой религии. Да благословит Аллах и облагодетельствует его самого и всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!

أما بعد : فقد روينا عن علي بن أبي طالب وعبدالله بن مسعود ومعاذ بن جبل وأبي الدرداء وابن عمر وابن عباس وأنس بن مالك وأبي هريرة وأبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنهم من طرق كثيرات بروايات متنوعات : أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال : [ من حفظ على أمتي أربعين حديثا من أمر دينها بعثه الله يوم القيامة في زمرةالفقهاء والعلماء ] وفي رواية : [ بعثه الله فقيها عالما ] وفي رواية أبي الدرداء : [ وكنت له يوم القيامة شافعا وشهيدا ] وفي رواية ابن مسعود : [ قيل له ادخل من أي أبواب الجنة شئت ] وفي رواية ابن عمر [ كتب في زمرة العلماء وحشر في زمرة الشهداء ] واتفق الحفاظ على أنه حديث ضعيف وإن كثرت طرقه

Далее.

Нам передали от Али ибн Абу Талиба,  Ибн Мас`уда, Муаза ибн Джабала, Абу Дардаа, Ибн Умара, Ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурайры, Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен ими  Всевышний  Аллах, через  множество  путей  передачи  в различных   риваятах,  что  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сохранит для моей уммы сорок хадисов из числа дела её религии, Аллах  воскресит его в Судный день среди факихов и алимов».

В другом риваяте сказано: «…Аллах воскресит его факихом и алимом». В риваяте Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), сказано: «… и я буду для него в День воскрешения заступником и свидетелем».

В риваяте Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах), сказано: « …ему скажут: «Войди через врата Рая, какие пожелаешь». В риваяте Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), сказано: «… он будет записан в сообщество алимов и воскрешен в сообществе шахидов».

Хафизы (в области хадисов) единодушны в том, что этот хадис слабый,  хотя он передан через множество  путей передачи.

و قد صنف العلماء رضي الله عنهم في هذا الباب ما لا يحصي من المصنفات  فأول من علمته صنف فيهعبدالله ابن المبارك ثم محمد بن أسلم الطوسي العالم الرباني ثم الحسن بن سفيان النسائي وأبو بكر الآجري وأبو بكر بن إبراهيم الأصفهاني والدارقطني والحاكم وأبو نعيم وأبو عبدالرحمن السلمى وأبو سعيد المالينى وأبو عثمان الصابوني محمد بن عبد الله الأنصاري وأبو بكر البيهقي وخلائق لا يحصون من المتقدمين والمتأخرين

Поистине, алимы, да будет доволен ими Аллах, в этой связи составили неисчислимое количество  сочинений [в которых они  приводили  сорок хадисов касательно различных тем в религии].

  Первым составителем подобного [сборника хадисов]   был Абдуллах ибн Аль-Мубарак, следующим стал алим, достигший степени ар-раббаниййун  Мухаммад ибн Аслам Ат-Туси, затем Аль-Хасан ибн Суфьян Ан-Насаи, Абу Бакр Аль-Аджурри,    Абу Бакр Мухаммад ибн Ибрахим Аль-Исфахани,  Ад-Даракутни,  Аль-Хаким,  Абу Нуайм,  Абу Абдур-Рахман  Ас-Сулами,  Абу Саид Аль-Малини,  Абу Усман Ас-Сабуни,   Абдуллах ибн Мухаммад Аль-Ансари,  Абу Бакр Аль-Байхаки, а также большое количество [ученых] из числа предшественников  и поздних ученых.

وقد استخرت الله تعالى في جمع أربعين حديثا اقتداء بهؤلاء الأئمة الأعلام وحفاظ الإسلام وقد اتفق العلماء على جواز العمل بالحديث الضعيف في فضائل الأعمال ومع هذا فليس اعتمادي على هذا الحديث بل على قوله صلى الله عليه وآله وسلم في الأحاديث الصحيحة [ ليبلغ الشاهد منكم الغائب] وقوله صلى الله عليه وآله وسلم [ نضّر الله امرءا سمع مقالتي فوعاها فأداها كما سمعها ]

Поистине я совершил истихар ко Всевышнему Аллаху  в том, чтобы собрать сорок хадисов, следуя этим выдающимся ученым, имамам и хранителям веры.

Учёные единогласно считают, что дозволенно руководствоваться слабыми хадисами в праведных делах, но вместе с этим моей опорой является не этот хадис, а  слова Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, из достоверного хадиса:

«… пусть присутствующий из вас доведет до отсутствующего»,

и  слова Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует:

«Да возрадует Аллах человека, услышавшего сказанное мной, запомнившего и передавшего людям так, как он это услышал».

ثم من العلماء من جمع الأربعين في أصول الدين وبعضهم في الفروع وبعضهم في الجهاد وبعضهم في الزهد وبعضهم في الآداب وبعضهم في الخطب وكلها مقاصد صالحة رضي الله تعالى عن قاصديها قد رأيت جمع أربعين أهم من هذا كله وهي أربعون حديثا مشتملة على جميع ذلك وكل حديث منها قاعدة عظيمة من قواعد الدين قد وصفه العلماء بأن مدار لإسلام عليه أو هو نصف الإسلام أو ثلثه أو نحو ذلك

Затем, некоторые из учёных собрали сорок хадисов по основам религии (усулю ад-дин), некоторые  по ответвлениям религии (фуру`у ад-дин), некоторые о джихаде,  некоторые о зухде, некоторые об адабах,  некоторые о проповедях. Все это относится к благим целям, и да будет Аллах доволен теми, кто к ним стремился.

Однако, я посчитал, что следует собрать сорок хадисов более важных, чем хадисы на вышеупомянутые темы, которые охватывали бы собой их все. Каждый из этих хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которые алимы называли стержнем ислама в целом, или его половиной, или третью и т.д.

ثم ألتزم في هذه الأربعين أن تكون صحيحة ومعظمها في صحيحي البخاري ومسلم وأذكرها محذوفة الأسانيد ليسهل حفظها ويعم الإنتفاع بها إن شاء الله تعالى ثم أتبعها بباب في ضبط خفي ألفاظها 

Затем, я придерживаюсь в этих сорока хадисах того, чтобы они были достоверными; большинство из них содержится в сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима. Я привожу эти хадисы без иснадов, чтобы их легче было запомнить, и для того, чтобы они принесли пользу всем, если это будет угодно Всевышнему Аллаху.

Затем (после хадисов) я  привожу раздел, в котором уточняю значения неясных выражений.

وينبغي لكل راغب في الآخرة أن يعرف في هذه الأحاديث لما اشتملت عليه من المهمات واحتوت عليه من التنبيه على جميع الطاعات وذلك ظاهر لمن تدبره وعلى الله اعتمادي وإليه تفويضي واستنادي وله الحمد والنعمة وبه التوفيق و العصمة  و له

Всякому стремящемуся к Ахирату надлежит  знать о том важном, что содержится в этих хадисах, и усвоить указания на все религиозные обязанности, которые они в себе содержат, поскольку всё это очевидно для того, кто будет размышлять о них.

Я  полагаюсь  на  Аллаха,  уповаю  на  Него  и  вручаю  Ему  себя  целиком  и  полностью. Вся хвала и милость принадлежит Аллаху, защита и содействие исходят от Него.

Слабый хадис– это хадис,  который не может считаться хоро­шим (хасан), так как не удовлетворяет ни одно из необходимых условий (по «Тайсиру аль-мусталах»).

В «Аль-Азкар» имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, более подробно разъясняя вопрос  следования слабым хадисам, пишет: «Ученые из числа мухаддисов, факихов и других сказали: Дозволено и одобрительно поступать согласно  слабым хадисам в области праведных дел, побуждения к этому и устрашения от запретного (таргиб ва тархиб), если они не являются вымышленными (мавзуъ). Но в области шариатских норм, таких  как дозволенность (халял), запрещенность (харам), торговля, никах (заключение брака), таляк (развод) и других, поступают  только согласно достоверным или хорошим хадисам. Исключением из этого являются случаи, когда хадис будет служить предостережением в таких действиях. Например, пришли слабые хадисы о порицании некоторых видов торговли и никаха. Одобрительно остерегать от подобного рода дел, о запрете которых имеются слабые хадисы, но это не  является обязательным».

Достоверный хадис – это хадис с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристраст­ностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких от­клонений (шазз) или недостатков (`илля) (Тайсиру мусталах аль-хадис).

Читать онлайн «Сорок хадисов Ан-Навави» автора Мухаммед — RuLit — Страница 1

Сорок хадисов Имама Ан-Навави

Полный вариант

Предисловие Имама Ан-Навави

Хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, который управляет всем сотворённым и направляет посланников, да благословит Он их и да приветствует, к людям, обязанным выполнять установления шариата, чтобы вести их правильным путём и разъяснять законоположения религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его благодеяния, прошу Его об увеличении оказываемых Им милостей и свидетельствую о том, что наш господин Мухаммад является Его рабом. Его посланником и Его возлюбленным, являясь также и наилучшим созданием Аллаха. И я свидетельствую, что он почтён славным Кораном, являющимся непрерывным чудом, которое не прейдёт до скончания времён, и сунной, освещающей путь для ищущих руководства, и способностью вкладывать много смысла в немногие слова и величием этой религии. Да благословит Аллах и да приветствует как его самого, так и всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!

Улемы, да будет доволен ими Аллах, написали великое множество сочинений, в которых приводились сорок хадисов, касающихся различных аспектов религии.

Насколько мне известно, первым автором подобного труда был Абдуллах бин аль-Мубарак, следующим стал богослов Мухаммад бин Аслам ат-Туси, затем такой труд написал аль-Хасан бин Суфйан ан-Наса’и, затем — Абу Бакр аль-Аджурри, затем — Абу Бакр Мухаммад бин Ибрахим аль-Исфахани, затем — ад-Даракутни, затем — аль-Ха-ким, затем — Абу Ну’айм, затем — Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами, затем — Абу Са’ид аль-Малини, затем — Абу Усман ас-Сабуни, затем — Абдуллах бин Мухаммад аль-Ансари, затем — Абу Бакр аль-Байхаки, а также многие другие люди, которые жили в разное время и которых невозможно перечислить полностью.

И я обратился к Аллаху Всевышнему с мольбой о благословении на то, чтобы по примеру этих выдающихся имамов и хранителей ислама также собрать сорок таких хадисов. При этом я руководствуюсь словами посланника Аллаха, , которые приводятся в следующих достоверных хадисах:

«…пусть присутствующий из вас известит отсутствующего»[1] (Аль-Бухари и Муслим),

— а также:

«Да порадует Аллах человека, услышавшего сказанное мною, запомнившего (эти слова) и передавшего их (людям именно так, как он их услышал.)

Абу Дауд, ат Термизи и Ибн Маджа

Следует отметить, что одни улемы собрали по сорок хадисов, в которых говорится об основах религии (усуль ад-дин), другие — о её ответвлениях (фуру’), третьи — сорок хадисов о джихаде, четвёртые — сорок хадисов о воздержании (зухд), пятые — сорок хадисов о правилах поведения (адаб), а шестые — о проповедях (хутаб). Составление всех этих сборников преследовало праведные цели, и да будет Аллах доволен этими людьми, однако я посчитал, что следует собрать сорок хадисов более важных, чем хадисы на вышеупомянутые темы, и охватывающих собой их все. Каждый из таких хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которых улемы называли стержнем ислама в целом, или его половины, или его трети и т.д.

Кроме того, я придерживаюсь правила, в соответствии с которым каждый из этих сорока хадисов должен быть достоверным, а большинство их должно приводиться как в «Сахихе» аль-Бухари, так и в «Сахихе» Муслима. Для того, чтобы их было легче запомнить и они принесли больше пользы, если это будет угодно Аллаху, я цитирую их, опуская иснады.

Каждому человеку, стремящемуся к миру вечному, необходимо знать о том важном, что включают в себя эти хадисы, и усвоить указания на все религиозные обязанности, которые они в себе содержат, поскольку всё это станет очевидным для того, кто будет размышлять о них, а я полагаюсь на Аллаха и вручаю Ему себя целиком и полностью. Хвала же Аллаху, который является источником благодеяний и обеспечивает содействие и покровительство!

Каждый хадис состоит из двух частей – “ ” и “матна”.

Иснадом называется перечисление людей, передававших друг другу содержание хадиса или же его информационную часть ().

Хадис 1. Дела (оцениваются) только по намерениям

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести).

Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов. Так, Абу Дауд сказал:

«Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это — дело, либо скрытой, и это — намерение «.

Имамам Ахмаду и аш-Шафи’и принадлежат такие слова:

«Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей «.

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов.

Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави — целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин}, «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави»(Аль-арба ‘уна хадисан ан-нававийа}.

Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего.

О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу ‘Убайд сказал:

«Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он «.

ПРИЧИНА ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОГО ХАДИСА

В своём «Большом словаре» (Аль-му’джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс «. Ибн ‘Аллян, «Аль-футухат ар-раббанийа»» 1-60.

Что же касается Са’ида бин Мансура, то в своём сборнике под названием «Ас-сунан» он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал:

вернуться

Текст этого хадиса считают достоверным все имамы.

40 хадисов имама ан-Навави: Хадис 1. Дела (оцениваются) только по намерениям

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

Важность этого хадиса

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов. 

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов.

Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба ‘уна хадисан ан-нававийа).

Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего.

О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу ‘Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».

Причина появления этого хадиса

В своём «Большом словаре» (Аль-му’джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

Что же касается Са’ида бин Мансура, то в своём сборнике под названием «Ас-сунан» он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн ‘Аллян, «Аль-футухат ар-раббанийа», 1/60].

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

• 1. Намерение как необходимое условие

По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды», ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения».

• 2. Время и место намерения

Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.

Местом намерения является сердце.

Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.

• 3. Обязательность переселения (хиджра)

Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений.

Что же касается слов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Нет необходимости в переселении после победы», ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.

Кроме того, словом «хиджра» обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: 

«…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».

Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.

• 4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом».

• 5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом — содействие и успех. 

•6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: