4 признака религиозного фанатизма

Признаки религиозного фанатизма

Основным признаком одержимого следования идее считается нетерпимость к другим вероисповеданиям. Неприкрытая ненависть и презрение к инаковерию порождает агрессию, проявляющуюся порой в самых отвратительных формах.

Сам по себе фанатик не несет большой угрозы обществу, однако объединение таких людей в группы может рано или поздно вылиться в открытые столкновения между представителями разных конфессий.

Опасен массовый фанатизм еще и тем, что страдать будут от таких действий не только сами фанатики, но малорелигиозные и нерелигиозные группы граждан.

Другим признаком религиозного фанатизма является ортодоксальный религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового.

Фанатик воспринимает свою идею как абсолютную истину, не подлежащую критике в любом ее проявлении. Даже в том случае, если критика справедлива и обоснована, ярый последователь религиозной идеи не способен конструктивно отнестись к возражениям.

Часто фанат считает ее личным оскорблением и способен довести спор до драки, в которой быстро входит в состояние аффекта. При этом понимая, что может потерпеть поражение, он воспринимает происходящее как свою борьбу со злом, и готов либо убить оппонента, либо принять «мученическую» смерть.

Фанатики любят первыми навешивать ярлыки, громогласно произнося: «еретик», «сектант», «язычник» и т.п. Ставя человека в неудобное положение, основная задача такого оголтелого индивида – заставить оппонента отступить и растеряться. При этом основной целью является победа в словесном или рукопашном поединке, а не идеологические вопросы из серии «чей бог правильнее».

Примеры религиозного фанатизма в истории

Религиозная борьба в античном мире присутствовала на территории многих современных стран. Самыми известными преследованиями на религиозной почве считаются истребление последователей религиозной реформы Эхнатона в Древнем Египте, гонения христиан в период расцвета Римской Империи.

Массовый религиозный фанатизм в средневековой Европе вылился в крестовые походы, уничтожающие чужие культуры, и «охоту на ведьм». Целые поколения таких фанатиков видели в язычестве и инакомыслии угрозу своему духовному миру и старались физически истребить всех, кто не попадал под их определение истинно верующего.

Варфоломеевская ночь – страшная резня гугенотов (французских протестантов), спровоцированная ярой католичкой Екатериной Медичи в августе 1572 года.

В тот день по некоторым данным погибло более 30 000 человек, все они были заклеймены словом «еретик».

Обратной стороной медали стал антирелигиозный фанатизм в период становления Советской власти.

Он выразился в борьбе с предрассудками, гонениях на церковь, религию и воинствующем атеизме. По сути, та же «охота на ведьм», только наоборот.

Религиозный фанатизм в современном мире

В современном мире религиозный фанатизм чаще всего связывают с исламским миром – терроризм, джихад, суды Шариата и т.д.

В частности в пример приводятся трагедии 11 сентября 2001 года в США, массовые убийства мусульманами христиан в Индонезии в 2000 году, современные религиозные столкновения в Индии, а также отдельные террористические акты по всему миру.

Однако очень часто под прикрытием религиозного фанатизма на деле действуют определенные политические и финансовые силы, цели которых очень далеки от ислама в частности и веры вообще.

Психологические предпосылки развития религиозного фанатизма

В прошлой статье было рассмотрено такое явление, как фанатизм, определены его границы и критерии оценки. Однако наибольший интерес представляет то, каким образом это явление развивается в сознании конкретного человека. Другими словами, как тот или иной человек становится фанатиком. И почему один становится таковым, а другой нет.

Очевидно одно: для развития этого явления необходима «благоприятная» психическая основа, своего рода предрасположенность к фанатизму. Главный вопрос заключается в том, чем отличается личность фанатика от его нормальных сверстников, какие черты характера их рознят.

Прежде всего необходимо разобраться в вопросе о том, как человек воспринимает ту или иную информацию, каким образом она закрепляется в сознании человека и как влияет на мировоззрение и поведение.

Есть одна мудрая фраза: «Истина не в устах говорящего, а в ушах слушающего». Смысл этой фразы заключается в том, что любая произнесённая информация не одинаково отражается в сознании каждого человека.

Для обозначения данного явления в психологии используется понятие «апперцепция». Этот термин обозначает зависимость восприятия от опыта конкретного человека.

В частности, любая информация, которую мы получаем из внешнего мира, проходит через своеобразный фильтр.

Для того чтобы стало совсем понятно, приведу простой пример. Предположим, что на лесную опушку выходят три человека: художник, военный и агроном. Очевидно, что все они будут видеть разное в соответствии со своими потребностями и особенностями, хотя лес объективно одинаков для всех. То же самое происходит и в жизни: каждый выбирает для себя что-либо в соответствии с собственным характером.

На мой взгляд, это одно из важных условий того, как происходит развитие фанатичных взглядов. Фанатичный человек будет отдельно воспринимать и принимать для самого себя некую часть информации и отбрасывать другую, ту, что не отвечает его потребностям.

Вся опасность кроется в том, что такой человек не осознаёт до конца, что именно происходит с ним, в чём его ошибка и в чём заблуждение.

Вопрос лишь в том, почему именно эта часть информация усваивается, а другая отметается, что именно заставляет человека принять именно эту часть информации.

Очевидно, что причина – в личностных особенностях конкретного человека. Самым сложным и вместе с тем диагностически значимым будет проведение параллели между религиозными взглядами и чертами характера.

Существует прямая зависимость между убеждениями человека и особенностями его характера.

Если учесть, что характер человека, его базовые составляющие закладываются в первые три года жизни, то становится очевидным, что именно характер формирует мировоззрение, но не наоборот, как может показаться.

Этот вопрос принципиален, его решение позволяет найти точки воздействия на фанатичного человека и постараться вывести его из этого состояния. Естественно, что связь между характером и убеждениями диалектичная, то есть двусторонняя.

Если выразить общей формулировкой, то получается следующее: любые убеждения становятся личностно значимыми исходя из особенностей характера, однако вместе с тем могут изменить некоторое проявление черт характера, но не их глубинную основу.

Лично я склонен считать, что базовые черты характера не меняются в процессе жизни, меняется их проявление, то есть человек учится контролировать характер и скрывать его негативные стороны.

В связи с этим имеет смысл затронуть такую проблему, как наличие у фанатичного человека акцентуаций характера. Акцентуация характера – это такое явление, при котором одна какая-либо черта характера ярко выражена и выступает отличительной особенностью конкретного человека.

Вообще акцентуация характера рассматривается как промежуточное состояние между нормой и патологией.

В патологии акцентуация перерастает в психопатию – это такое состояние, когда характер человека выступает в виде уродства, но при всём при этом интеллектуальные функции сохраняются.

Существует несколько видов акцентуаций и психопатий, но нас интересуют лишь некоторые, те, что выступают благоприятной основой для развития фанатизма.

Первый тип, который мы рассмотрим, – это демонстративный.

Его отличительной чертой является то, что носитель данной акцентуации всегда стремится быть в центре внимания, всячески обратить его на себя, вся его деятельность подчинена этой цели.

На основе данной аномалии характера развивается такой тип фанатика, который выставляет напоказ свою религию, всячески о ней заявляет, но внутренне не следует основным её требованиям.

Второй – это дистимичный (шизоидный) тип. Это замкнутые люди со слабо выраженными эмоциями и большей частью пребывающие в хмуром настроении. На основе данного характера может развиться человек, погружённый в религию, но заботящийся лишь о самом себе, не замечая, как его поступки отражаются на окружающих его людях.

Третий – это возбудимый (эпилептоидный) тип личности. Эти люди отличаются жестокостью во взглядах, резкими агрессивными выпадами и быстрой реактивностью. Нетрудно догадаться, какой тип фанатика будет развиваться на основе данного характера.

Четвёртый тип интересующей нас акцентуации – застревающий. Этот тип интересен тем, что у него особо выражена тяга к справедливости и вынашиванию плана мести, злопамятность. Развитие фанатичного человека на основе данного типа является наиболее опасным, поскольку от такого человека может исходить угроза для окружающих.

Объединяя то общее, что есть у всех фанатиков, следует выделить такую их особенность, как концентрация на самом себе, – вся их религии построена лишь вокруг собственной персоны.

Естественно, говорить на эту тему можно бесконечно долго, цель же этой статьи – обратить внимание на то, по каким законам развивается личность фанатичного человека и какие шаги можно предпринять, дабы предотвратить подобное в окружающих нас людях.

В принципе, наша религия настолько гениальна, что равномерное соблюдение основных постулатов не даст человеку стать фанатиком. Делаю акцент на слове РАВНОМЕРНОЕ. Это означает, что человек не станет фанатичным, если будет думать об окружающих ничуть не меньше, чем он думает о самом себе.

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Содержание:

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией.

Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность.

Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других.

Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так.

Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект.

В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы, придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух.

Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры.

Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

Читать также:

Духовная прелесть: как не переусердствовать в вопросах веры?

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению».

Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему.

Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу.

Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной.

Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние.

Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное.

Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика.

Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны.

Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму.

В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости.

Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Фанатизм как психологический феномен — виды и признаки

Мозг здорового человека в состоянии пропустить до 10 тысяч мыслей в сутки. У фанатиков жизненные обстоятельства и действия подчинены одной доминантной мысли, из-за чего они не могут переключаться на бытовые проблемы и потребности. Если им это удается, то машинально и на короткое время. Фанатики живут в постоянном стрессе.

Фанатизм — что это такое?

«Фанатизм» переводится с латыни как «исступление».

У людей, страдающих этой патологией, атрофировано сомнение – они слепо верят в идею или человека, которые их взволновали и впечатлили, обожествляют свой идеал.

Фанатики отличаются от обычных людей готовностью жертвовать своей и чужой жизнью, отрицанием критики, социальных норм и здравого смысла. Такие люди не осознают разрушительных последствий своего поведения.

Фанатизм – это психическое заболевание, которое может затрагивать любые сферы. В международной классификации указано 7 видов заболевания, некоторые из них нормально воспринимаются в обществе:

  • политический;
  • здоровья;
  • идейный;
  • научный;
  • религиозный;
  • спортивный;
  • культурный.

Признаки фанатизма

У фанатизма есть две степени – средняя и крайняя. Средняя степень встречается часто и проявляется в том, что человек подвержен доминантной идее, но не доводит ее до абсурда и не навязывает окружающим.

Крайняя степень психического расстройства диагностируется реже и выражается в жестком навязывании своего выбора другим людям, тирании по отношению к ним, включая пытки и другие виды физического насилия.

Симптомы заболевания проявляются в следующих отклонениях от нормы:

  1. Фанатик близко к сердцу принимает события, касающиеся его идола. Он страдает, впадает в депрессию, вплоть до самоубийства из-за женитьбы кумира, проигрыша любимого футбольного клуба.
  2. Человек сопровождает объект поклонения на гастролях, дежурит у дома, покупает аксессуары и атрибуты, связанные с ним.
  3. Фанатичные люди постоянно говорят об «идее фикс» – другие темы их не интересуют.
  4. Интересы и хобби, что раньше были в радость, отходят на задний план.
  5. Фанатик агрессивно реагирует на любые выпады окружающих, касающиеся объекта или субъекта его поклонения.

Фанатизм к человеку

Этот вид психического расстройства отличается от других тем, что объектом преследования и поклонения фанатика становится конкретный человек. Часто жертва фанатизма – популярный певец, музыкант, актер и другая известная личность.

Главная опасность такого состояния в его устойчивости – чем ближе кумир, тем опаснее поведение его фанатов.

Современная эстрада знает сотни случаев, когда поклонники в экстазе рвали одежду на знаменитостях, врывались в их дома, преследовали на гастролях.

Фанатизм может проявляться по отношению к человеку противоположного пола. Эту форму расстройства часто путают с любовью. Любовь женщины к мужчине подразумевает трезвую оценку достоинств и недостатков своего партнера, а фанатичное увлечение идеализирует и обожествляет его, преклоняется, не замечает недостатков, оправдывает любые слова и поступки своего божества.

Спортивный фанатизм

Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду.

Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры.

Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:

  1. Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
  2. Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
  3. Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.

Религиозный фанатизм

Религиозные фанатики возводят свою религию в культ, отрицая существование других вероисповеданий. Ими и их единомышленниками движет желание властвовать над иноверцами. Групповые ценности фанатиков возводятся в культ поклонения – они слепо верят религиозному лидеру, беспрекословно ему подчиняются и готовы отдать жизнь, если потребуется.

Мусульманский и православный фанатизм одинаково опасны экстремистскими устремлениями. Новым членам секты «промывают мозг» за 2-3 недели, а после 4-5 лет жизни по уставу религиозной общины изменения становятся необратимыми. Любой культ объединяют одинаковые признаки:

  1. У них есть лидер, называющей себя мессией.
  2. В них правит тоталитарная система и философия.
  3. Члены культа беспрекословно подчиняются правилам общины.
  4. Фанатики беспрекословно отдают имущество и деньги на благо общины.

Как становятся фанатиками?

Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.

  1. Зависть к чужим успехам.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Известная личность, которая добилась всего и блистает.

Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты.

Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно.

Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.

Как избавиться от фанатизма?

Фанатизм как психологический феномен появился в 17 веке, когда католический епископ Боссюэ ввел это понятие в обиход. Успешное избавление от болезни возможно, если:

  1. Фанатик поймет, что его утверждения ложные.
  2. Научится анализировать навязчивые мысли и смотреть на ситуацию с другой стороны.
  3. Будет переключаться на другие события.
  4. Повысить самооценку.
  5. Обратится за помощью к психологу.

Фильмы про фанатиков

Фанатизм в любви, религии, спорте и любой социальной сфере – признак эмоциональной нестабильности, впечатлительности, отсутствия лидерских качеств, внушаемости. О фанатиках сняты десятки фильмов – они рассказывают о том, чем чревата слепая вера и следование за кумирами, религиозное раболепие.

  1. «Фанат» с Робертом Де Ниро – драма о сложных отношениях профессионального спортсмена и его фаната.
  2. «Мастер» рассказывает о моряке, который устроился в фотоателье после войны. Через время бывший военный попадает под влияние религиозного лидера и начинает проповедовать его заветы.
  3. «Сдохни, Джон Такер!» Сюжет фильма рассказывает о школьном мачо, которому хотят отомстить три его бывшие девушки. Их не останавливает то, что приманкой в коварном плане выступает девушка, только что приехавшая в город.

Что такое Фанатизм и чем он отличается от Веры?

Что такое Фанатизм и чем он отличается от Веры?

Как же мешает нам фанатизм и категоричность в нашей повседневной жизни (на практике это очень близкие понятия). Причём, большинство людей и не подозревают, что у нех есть проблема фанатизма. Фанатиком можно быть чего угодно, хотя, чаще всего, это касается именно веры в Бога, Религии, Идеологии.

Рассмотрим и попробуем подробнее разобрать это понятие.

Что такое Фанатизм и чем он отличается от Веры?

Хороший и важный вопрос, который мне задала одна из наших читательниц. Ведь очень многие люди не различают эти понятия, и считая себя искренне верующими, они на самом деле являются обыкновенными фанатиками. А душе фанатика его вера никак не помогает, ибо она не настоящая.

Мы рассмотрим в нашей статье следующие вопросы: что такое фанатизм? Каковы основные признаки фанатизма и фанатика? Как отличить истинно верующего от фанатика? А о том, что такое Вера в Бога – читайте здесь.

Что такое Фанатизм?

Фанатизм – это категоричная, часто безосновательная и слабо осознанная убеждённость в чём-либо, неосознанная или слепая вера, которая по своей сути — примитивна. Что чаще всего делает эту т.н. веру ошибочной.

Это подтверждается и историей, ведь именно ярые фанатики религий или идеологий совершают больше всего непоправимых ошибок, которые по своей сути являются преступлениями.

 Например, религиозные христианские фанатики уничтожали (сжигали и мучили) инакомыслящих (инквизиция), хотя всем абсолютно очевидно, что  Основатель Христианства Христос, который проповедовал любовь и терпимость, никогда бы не одобрил этого. Не говоря уже об идеологических фанатиках:  фашистах и других.

Основные признаки фанатизма или кого можно считать фанатиком?

Первый из признаков фанатизма – это отсутствие различения Добра и Зла.Фанатик, как правило, просто убеждён, что его вера правильная, «хорошая», а всё отличное от неё — это заведомо неправильное, «плохое», а значит, оно должно быть осуждаемо. Хотя грамотно обосновать свою позицию он не в состоянии.

В подтверждение выше сказанного — в истории миллион примеров, когда фанатики во все времена напрочь пренебрегали всеми нравственными и моральными принципами в своих деяниях.

Второй признак фанатизма – это отсутствие стремления к Истине. Фанатика не интересует ни Правда, ни Истина, его интересует только его собственная правота, и чаще всего он за неё готов горло перегрызть (даже самому близкому человеку).

Третий признак фанатика – это эмоциональность и страх. Фанатик почти всегда с пеной у рта доказывает свою правоту, главное, чтобы не услышать оппонента и не вникать в его суждения.

Фанатик боится, потому что подсознательно чувствует зыбкость и ненадёжность своей позиции и внутренне понимает, что если он начнёт слушать и анализировать аргументы другой стороны, то его «вера» может рассыпаться в миг. Поэтому он предпочитает максимально огородить себя от всей «иной» информации и не воспринимать её.

Такой подход делает фанатичных людей очень ограниченными и останавливает их развитие. А с момента остановки развития начинается духовная и личностная деградация.

Четвёртый признак – это то, кто является Врагом. Для истинно верующего основные враги — это пороки, все проявления зла, негативные мысли, поступки, эмоции, разрушающие общественные явления (наркомания, алкоголизм, войны, падение духовности и нравственности, бедность).

Для фанатика основные враги — это иноверцы и инакомыслящие, то есть другие люди, и для борьбы с ними очень часто фанатики оправдывают и применяют любое зло.

Истинно верующий, будь то христианин, мусульманин или  эзотерик – никогда не будет осуждать другого человека за то, что он, например, является представителем другой религии, другим именем называет Бога, другими словами славит Его. По-настоящему верующий всегда даст право другому на его самоопределение и не осудит его.

Пятый признак – это высокая степень гордыни: «я прав, а вы все не правы», «мы лучше других», «мы крутые и нам Бог простит всё, любые преступления», «мы имеем право критиковать, осуждать и наказывать всех, кто не разделяет нашу точку зрения» — это основные установки фанатика.

Нужно понимать, что фанатики это, как правило, духовно очень ленивые люди, они не хотят трудиться своей душой и умом, чтобы докопаться до сути, постичь истину и действительно разобраться – где Добро, а где Зло, что хорошо, а что плохо.

 А потому нужно понимать, что в фанатизме нет Бога, нет Света и нет Любви, а соответственно, и нет божьей поддержки и благословения.

10 отличий истинно верующего человека от фанатика

  1. Верующий спокоен, фанатик эмоционален и не сдержан.
  2. Верующий доброжелательно и спокойно принимает всё происходящее, фанатик – дергается, злится и негативно реагирует, если что-то или кто-то противоречит его взглядам и убеждениям.
  3. Верующий, чаще всего, может логически и на уровне чувств обосновать свою позицию и убеждения, а фанатик может лишь пытаться перекричать своего словесного оппонента и доказывать агрессивно свою правоту.
  4. Верующий ищет причины зла и стремится их устранить, прежде всего, в себе. А фанатик – только в других людях, оправдывая собственное зло. Верующий говорит «зло в человеке», фанатик говорит «зло — человек».
  5. Верующий по-настоящему добр и способен любить безусловно, фанатик не способен любить безусловно и его доброжелательность, как правило, не искренняя, а показная.
  6. Верующий стремится подчинить себе, своей душе главного врага – свою гордыню, фанатик является рабом собственной гордыни и своих пороков.
  7. Верующий – осознанно бесстрашен, фанатик – труслив или бесконтрольно бесшабашен.
  8. Верующий ищет истину Творца и сражается за Бога, фанатик – ищет подтверждение своей правоты и сражается против того, что выходит за рамки его фанатизма и понимания. И даже если сам Бог спустится к фанатику с Небес и скажет ему, что тот не прав, Он тут же станет злейшим врагом фанатика.
  9. Верующий опасается вовремя не заметить свою ошибку (грех), фанатик же боится увидеть и признать свою ошибку.
  10. У верующего глаза светятся добротой, радость и любовью, а у фанатика они горят фанатичным, а иногда и адским огнём, в них нет доброты, любви и милосердия.

Последнее и, пожалуй, самое важное! Нужно понимать, что у 99% людей одновременно уживаются и фанатизм и вера, только пропорции у всех разные.

Поэтому нужно стремиться быть максимально искренними перед самим собой и перед Богом, чтобы шаг за шагом устранять в себе элементы фанатизма и укреплять свою Веру! Это позволит избежать в жизни множества непоправимых ошибок, негативных последствий и достичь прекрасных результатов.

Смотреть на сайте автора…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: