Сунны посещения мечети

В Коране и Сунне содержатся многочисленные указания на необходимость почитания мечетей и соблюдения норм поведения при их посещении. Поддерживать дух единобожия в мечети — одна из основных обязанностей верующего, поскольку в Коране сказано: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура 72 «Джинны», аят 18).

Поэтому Пророк Мухаммад, одержав победу над мекканцами и вступив в Заповедную мечеть, в первую очередь разрушил стоявшие вокруг Каабы идолы.

С целью защиты единобожия ислам предписывает с особой тщательностью подбирать места для строительства мечетей и запрещает возводить их на могилах, особенно на могилах праведников, чтобы почитание домов Аллаха не приводило к чрезмерному возвеличиванию покойных.

Правила поведения в мечети

Отправляясь в мечеть, мусульмане обычно надевают лучшую одежду, а мужчины умащаются благовониями. Коран гласит: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». Считается, что каждый шаг по пути в мечеть смывает один из совершённых ранее грехов и поднимает человека на одну ступень перед Аллахом, и поэтому желательно идти в мечеть пешком, не спеша и поминая Аллаха.

В мечетях не принято занимать место имама без его разрешения.

В одном из хадисов говорится: «Пусть никто не руководит намазом в присутствии хозяина владений и не садится на почётное место в его доме без разрешения».

Во времена Пророка мужчины и женщины молились вместе: мужчины занимали передние ряды, а женщины — задние. Сегодня во многих мечетях для мужчин и женщин отводятся раздельные помещения.

  • Согласно Шариату, в мечетях следует избегать любых поступков, которые могут доставить беспокойство окружающим, воздерживаться от бесполезных разговоров и громкого смеха.
  • Пророк Мухаммад велел не приходить на коллективные намазы тем, кто поел лук или чеснок в сыром виде, чтобы неприятный запах изо рта не вызывал отрицательные эмоции у прихожан и не отвлекал их от размышлений и молитв.
  • В одном из хадисов сообщается, что Пророк велел возводить мечети в жилых кварталах, держать их в чистоте и умащать благовониями.
  • С целью поддержания чистоты при входе в мечеть мусульмане снимают обувь. В мечетях запрещается сорить и плеваться, а убрать даже соринку с пола считается добрым поступком. Согласно мусульманской традиции, в мечети нельзя находиться в состоянии полового осквернения (не искупавшись после супружеского соития или поллюции), а также женщинам во время месячных кровотечений.

В мечетях запрещается торговать и громко объявлять о пропаже, поскольку торговля отвлекает людей от поклонения Аллаху, а объявление о пропаже вселяет в их души сомнение и недоверие к прихожанам.

Шариат запрещает присваивать найденные вещи и обязывает того, кто нашёл ценную вещь, искать её хозяина в течение целого года. И только в том случае, если поиски не принесут никакого результата, находку разрешается оставить себе и использовать.

Найденные в мечетях вещи принято сдавать смотрителю, а в крупных мечетях существуют специальные комнаты для хранения находок.

Источник: https://e-minbar.com/islamovedenie/book-09/chapter-04/pravila-povedeniya-v-mecheti

Условия посещения мечети для женщин

Вопрос: Допустимо ли женщинам ходить в мечеть без махрамов, чтобы совершить молитву тахаджуд, при условии, что мечеть находится рядом с домом и никто из мужчин в доме не совершает эту молитву?

Ответ: Хвала Аллаху

Разрешено женщине посещать мечеть и молиться там при соблюдении определенных условий. При этом сопровождение махрама не входит в число этих условий, поэтому нет ошибки в том, чтобы посещать мечеть для молитвы без махрама.

Сказано в фетве Постоянного Комитет, 7/332:

«Разрешено мусульманке молиться в мечети и муж не имеет права препятствовать ей, если она просит его дозволения на это, при условии, что она покрыта надлежащим образом и скрыты те части ее тела, которые запрещено видеть не махрамам.

Передается, что Ибн Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им». Согласно другой версии хадиса: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им». Билял, сын Абдуллы ибн Умара, сказал: «Клянусь Аллахом, мы откажем им».

На что Абдулла ответил ему: «Я рассказываю тебе то, что пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а ты смеешь говорить: «Мы откажем им?!». Оба сообщения переданы Муслимом.

Если женщина не покрыта и видны те части ее тела, которые запрещено показывать не махрамам или от нее исходит запах парфюмерии, то не дозволено ей покидать дом в таком виде и тем более идти в мечеть и молиться там, так как это может привести к фитне (искушению). Аллах Всемогущий говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا لِبُعُولَتِهِنَّ

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей» (Свет 24:31)

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَنْ يُعْرَفْنَ فَلا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сонмы 33:59)

Зейнаб ас-Сакафийа рассказывала следующие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если одна из вас собирается присутствовать на ночной молитве, то пусть не умащивается благовониями в эту ночь». Согласно другому хадису: «Если одна из вас посещает мечеть, то пусть не умащивается благовониями в эту ночь». «Сахих» Муслим.

Доказано в достоверных хадисах, что женщины Сподвижников посещали утреннюю коллективную молитву, скрывая свои лица, чтобы никто не узнал их.

  • Сказала Амра бинт Абдурахман: «Я слышала, как Аиша, жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорила: «Если бы Посланник Аллаха только увидел что нового привнесли женщины (в свою жизнь), то непременно запретил бы им ходить в мечеть, подобно тому как это было запрещено женщинам сынов Исраиля». Амру спросили: «Женщинам сынов Исраиля действительно было запрещено?». Она ответила: «Да». Передано в «Сахих» Муслим.
  • Эти тексты явно свидетельствуют, что если женщина соблюдает исламский этикет в одежде и  не украшает себя так, чтобы это могло вызвать искушение и  поразить людей  со слабой верой, то нет препятствий для совершения молитвы в мечети. Но если она появляется в таком виде, который соблазнит порочных людей и тех, в чьем сердце болезнь, то ей запрещено посещать мечеть, а если сказать точнее, то ей запрещено покидать дом (в таком виде) и посещать мечеть.
  • Сказал шейх Ибн Усаймин в «Маджму аль-Фатава», 14/211:

«Нет ничего плохого в том, чтобы женщины посещали молитву таравих в мечети, если нет опасности искушения и при условии, что они будут выглядеть скромно, без украшений, макияжа и парфюмерии».

В своей книге «Хирасат аль- Фадиля» (стр. 86) шейх Бакр Абу Зейд  перечислил условия для посещения женщинами мечети. Он сказал:

«Женщинам разрешено посещать мечети, если соблюдены следующие условия:

  1.    Нет опасности, что они могут соблазнить кого-то и наоборот.
  2.    Посещение мечети и их присутствие там не приведут к тому, что запрещено Шариатом.
  3.    Они не должны тесниться с мужчинами ни на улице, ни в мечети.
  4.    Они не должны использовать парфюмерию.
  5.    Они должны соблюдать хиджаб и не выставлять свою красоту напоказ.
  6.    Для женщин в мечети должен быть отдельный вход, как об этом упоминается в хадисе в «Сунане» Абу Дауда и других источниках.
  7.    Женский ряд должен располагаться позади мужского.
  8.    Последний ряд является лучшим для женщин, в отличии от мужчин.
  9.    Если имам совершает ошибку в молитве, то мужчины должны сказать «Субхан Аллах», а женщины захлопать в ладоши.
  10.   Женщины должны покидать мечеть первыми, а мужчины должны ждать, пока женщины разойдутся по домам, как об этом упоминается в хадисе от Умм Салямы в «Сахих» аль-Бухари и других источниках.

И Аллах знает лучше

Источник: http://www.sawab.org/usloviya-poseshheniya-mecheti-dlya-zhenshhin/

Следуем Сунне: чего мусульманину не следует совершать в мечети?

Аллах Всевышний сказал в Коране: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (аль-Араф 7/31). Алимы говорили, что под «украшениями» в этом аяте подразумевается адаб. Первостепенной задачей в мечети является совершение поклонения Аллаху. Поэтому следует избегать совершения в мечети действий, которые могут доставить неудобство верующим.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) всегда входил в мечеть с правой ноги и, войдя, совершал два ракята намаза тахийатуль-масджид (намаз уважения к мечети).

  • Громкие разговоры в мечети являются макрухом. Повышать голос в мечети может только ваиз или имам, читающий хутбу, а также хазрат, дающий в мечети уроки. Также можно повышать голос в мечети при чтении Корана или зикра, при условии, что это не будет доставлять неудобства тем, кто совершает намаз.
  • При посещении мечети следует одеть чистую и красивую одежду. Перед тем, как пойти в мечеть, не следует употреблять лук или чеснок, а также другие продукты, имеющие неприятный запах, который может вызвать отвращение у других.
  • Кроме того, находясь в мечети, следует обращать внимание на следующие моменты:
  • Придя в мечеть, следует ставить обувь на полки для обуви и не оставлять ее перед дверями, так как это создает трудности для входящих или выходящих, которые будут вынуждены наступать на вашу обувь. Перед тем, как войти в мечеть, необходимо отключить звук мобильного телефона, чтобы не доставлять неудобств и не отвлекаться самому во время намаза.

Как уже было сказано выше, в мечети следует соблюдать тишину, стараясь избегать разговоров о мирском. И тем более в мечети нельзя злословить о ком-то, ругаться или сплетничать. Вставая на намаз, следует заполнять пустые места во впередистоящих рядах, и делать ряды плотными и ровными. Нельзя проходить перед теми, кто совершает намаз.

Произносить тасбихи при переходе из одного рукна действия в другой следует так, чтобы только вы слышали себя. Помимо чистоты одежды следует обращать внимание и на чистоту носков.

Следует стараться не наступать на те места на ковре, куда молящиеся кладут лоб, так как прикосновение лицом к тому месту, которое пахнет ногами, вызывает отвращение и отвлекает от поклонения.

При посещении мечети следует использовать благовония. Если же вы поели лук, чеснок или что-то, что имеет неприятный запах, то в этом случае лучше совершить намаз дома, так как это будет ближе к сунне.

Источник: http://azan-syzran.ru/sleduem-sunne-chego-musulmaninu-ne-sleduet-sovershat-v-mecheti/

Культура посещения мечети

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

خَيْرُ بِقَاعِ الأَرْضِ الْمَسَاجِدُ

Это означает: «Лучшие места на земле – это мечети».

В данной статье мы расскажем о культуре посещения мечети.

В День Суда они будут вознесены в Рай. Аллаh Всевышний дал нам знать о том, что мечети имеют особое величие, почетность и достоинство, так как являются одним из религиозных символов мусульман.

Об этом сказано в Священном Кур`ане:

ذَلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ

Это означает: «Проявление уважения, почтения и особой любви к религиозным ритуалам и символам Ислама является признаком богобоязненности и благочестия». (Сура «Аль-Хадждж», Аят 32).

При посещении мечети следует проявлять к ней особое почтение и соблюдать определенные правила:

— Перед посещением мечети сделайте намерение ради Аллаһа, и тогда за каждый ваш шаг будет вознаграждение.

— Перед посещением мечети не употребляйте лук или чеснок, так как это является причиной неприятного запаха изо рта.

Передал имам Имам Ахмад , Ибн Шайбаh, Ибн Маджаh по цепочке, восходящей к Абу Са`иду Аль-Худрий: Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

من قال حين يخرج إلى الصلاة: اللهم إني أسألك بحق السّائلين عليك وبحق ممشاي، فإني لم أخرج أشراً ولا بطراً ولا رياءً ولا سمعة، خرجتُ اتّقاء سخطك وابتغاء مرضاتك، أسألك أن تنقذني من النار وأن تغفر لي ذنوبي، إنه لا يغفر الذنوب إلا أنت، وكـَّـلَ الله به سبعين ألف ملكٍ يستغفرون له، وأقبل الله عليه بوجهه حتى يفرغ من صلاته

Это означает: «Если кто-либо, выходя из дома и направляясь в мечеть, чтобы выполнить Намаз скажет: «О Аллаh, я прошу Тебя ради тех, кто просит Тебя, и ради моей ходьбы, воистину, я не становлюсь на Намаз с высокомерием и проявлением недовольства, становлюсь без лицемерия, не ради славы, воистину, я становлюсь на Намаз, боясь получить Твое наказание, надеясь получить Твое довольство. Я прошу тебя спасти меня от ада и простить мне мои грехи, воистину, никто не прощает грехи, кроме Тебя»,- Аллаh повелевает 70.000 Ангелам совершать за этого человека Истигфар и дарует этому человеку особые вознаграждения пока он не закончит выполнять Намаз».

— При входе в мечеть рекомендуется прочитать Салауат Пророку Мухаммаду ﷺ и такое Ду‘а:

بِسْمِ اللّهِ اللّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

Это означает: «Начинаю с Именем Аллаhа. О, Аллаh! Открой мне врата Твоей милости».

— Входить в мечеть рекомендуется с правой ноги, а выходить – с левой.

После входа в мечеть рекомендуется выполнить Намаз «тахийятуль-масджид» («приветствие мечети»), состоящий из двух рак‘атов, так как это – Сунна-муаккадаh (это Сунна, которую Пророк выполнял всегда ). Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Зайдя в мечеть прежде чем сесть сделайте Намаз-Сунну из двух рак‘атов». Макруһ (нежелательно) садиться, не прочитав перед этим Намаз-Сунну «Приветствие мечети».

Внимание! Намаз-Сунна выполняется только в том случае, если нет долгов по обязательным Намазам. А если у человека есть долги по Намазам, то пусть вместо этой сунны выполняет Намаз-долг.

— Ведите себя так, чтобы не мешать другим – не шумите, не кричите, не разговаривайте слишком громко, а также желательно выключить мобильный телефон.

— Нежелательно (макруh) в мечети покупать и продавать (кроме некоторых случаев, когда это действительно необходимо), хотя такие торговые сделки и являются действительными. Пророк Мухаммад ﷺговорил: «Если увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллаh не даст тебе благословения в этом!».

— Выходя из мечети, произнесите:

اللهُمَّ إنّي أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ

Это означает: «О Аллаh, Прошу благословения и удачи», чтобы Аллаh дал благословение вашим делам.

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТУАЛОВ В МЕЧЕТИ

Мужчине обязательный Намаз лучше совершать в мечети – за это будет больше вознаграждения. А Намаз-Сунну предпочтительней (вознаграждение за него будет больше) совершать дома.

В мечети ограждением («сутрой») для Намаза является стена перед молящимся, предыдущий ряд молящихся, а также столб.

Сутра — это преграда перед молящимся во время выполнения Намаза высотой не менее 2/3 локтя (около 32 см) и находящаяся на расстоянии не более 3 локтей (примерно 144 см) от кончиков пальцев ног.

Ставить перед собой стол, табуретку, сумку или другой предмет следует только в том случае, если все вышеперечисленное занято.

Мечеть – это место совершения особого ритуала – И‘тикяф (пребывание в мечети ради Аллаhа). За этот ритуал есть большое вознаграждение, даже если он длился недолго.

Минимальное время Иʻтикяф – хотя бы немного больше, чем время, достаточное для того, чтобы произнести «Субхан-Аллаh».

Для Иʻтикяф необходимо сделать намерение в сердце (например: نَوَيْتُ الاعْتِكَاف فِي هذَا الْمَسْجِدِ مَا دُمْتُ فِيهِ(“Я намерился находиться в мечети ради Аллаhа” и не обязательно произносить его вслух).

Вознаграждение за Иʻтикяф есть даже в том случае, если человек просто находился в мечети и не выполнял при этом никаких других ритуалов (но не достаточно просто пройти через мечеть). Однако вознаграждение будет намного больше, если он читает Зикр или Кур`ан. И‘тикяф можно делать в любое время, но больше вознаграждения за него – в последние 10 дней Рамадана.

Этот ритуал выполняли и мусульмане общин предыдущих Пророков, как, например, Пророка Ибраһима ﷺ.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ДЕЛАТЬ В МЕЧЕТИ?

— Загрязнять мечеть наджасой [1] или мустакзаром [2].

— Мусорить, если это мешает находящимся в мечети. Запрещено стряхивать на пол даже крошки хлеба, кусочки сиуака или шелуху семечек, так как они могут прилипать ко лбу или ногам молящихся.

— Находиться в мечети в состоянии джунуб [3], а также женщинам в период менструации и послеродовых выделений.

— Разговаривать настолько громко, что это мешает другим (молиться, слушать урок и т.д.).

НЕКОТОРЫЕ ОШИБОЧНЫЕ МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В МЕЧЕТИ

Невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя разговаривать на мирские темы.

При этом они ссылаются на ложные Хадисы, что разговоры в мечети уничтожают вознаграждение подобно тому, как огонь сжигает дрова, или что из-за разговоров в мечети пропадает вознаграждение за благие деяния, совершенные в течение сорока лет.

На самом деле Пророк, мир Ему, никогда такого не говорил! В мечети можно разговаривать на любые темы, если в них нет греха (злословия, лицемерия, обмана и т.п.) и если эти разговоры не мешают другим.

Известен рассказ, который передал имам Ат-Тирмизий, о том, как однажды Пророк Мухаммад ﷺс некоторыми сподвижниками находился в мечети. Сподвижники вспоминали о жизни во времена невежества (до того, как они приняли Ислам).

Они рассказывали друг другу о разных людях и их поступках и смеялись. И Пророк, мир Ему, улыбался, слушая эту беседу. Эта история – доказательство того, что разговаривать в мечети не запрещено и не макруһ.

Некоторые невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя (грех) сидеть, вытянув ноги в направлении кыблы (направление на Ка‘бу). На самом деле в мечети можно сидеть в разных положениях и даже лежать, и нет запрета вытягивать ноги в направлении кыблы. Запрещено вытягивать ноги в сторону Мусхафа (экземпляра Кур`ана) и других религиозных книг, находящихся вблизи на уровне ног.

УХОД ЗА МЕЧЕТЬЮ

Забота о чистоте мечети – это одно из хороших дел, за которое есть вознаграждение. А также является Сунной воскуривание в мечети приятных благовоний, таких, как ладан и уд, которые использовал Пророк Мухаммад ﷺ.

В мечети Пророка в Медине традиция воскуривать благовония (поджигание благовония для получения ароматного дыма) каждую пятницу непрерывно соблюдается со времен ʻУмара ибн Аль-Хаттаба. К сожалению, в наше время во многих мечетях эта Сунна не выполняется.

Поэтому будет большое благо тому, кто ее возобновит, как и сказано об этом в Хадисе Пророка Мухаммада ﷺ:

مَنْ أَحْيَا سُنَّةً أُمِيتَتْ بَعْدِي كَانَ لَهُ أَجْرُهَا وَأَجْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا لَا يَنْقُصُ مِنْ أُجُورِهِمْ شَىء

Значение: «Тот, кто возобновит Сунну, которая была забыта, получит большое вознаграждение, и, кроме того, он удостоится вознаграждения каждого, кто будет ее соблюдать, и вознаграждение их не уменьшится». (Передал Ибн Маджаh).

[1] нечистотами: калом, мочой, рвотой, кровью, спиртом и т. д.

[2] веществом, не являющимся наджасой, но вызывающим отвращение: плевок, слизь из носа

[3] после полового акта или выделения маний (спермы) до выполнения гусля

Источник: http://cdumk.ru/stati/kultura-i-nravstvennost/374-kultura-povedeniya-v-mecheti

Как и когда совершать тахият-масджид (приветствия мечети) намаз? Достоинство и время тахитуль-масджид намаз

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

«Аллахумма-фтахлии абваба рахматика» перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости». затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы.

Встань же и соверши ее!». Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается.

Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия.

Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого».

Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха.

Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети.

Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает.

Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это — согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву»)
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается.

При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Источник: https://www.islam-love.ru/namaz/741-namaz-privetstviya-mecheti

Женщина и мечеть: всё, что нужно знать ей

Два вопроса, которые затрагиваются в этой статье, актуальны настолько, что просто необходимо знать ответы на них, чтобы не было разногласий. Опираясь на Коран и Сунну пророка, мы откроем завесу над самыми трепетными проблемами современности

В исламе совершение коллективных молитв в мечети – прерогатива только мужчин. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, советовал женщинам совершать молитвы дома, в самом уединенном уголке, и это лучше для неё. Об этом говорится в изречениях – хадисах:

– передано имамом Ахмадом, Ат-Табарани и Абу Даудом. То есть женщины получают за молитву дома такое же вознаграждение, какое мужчины получают за молитву в мечети и проч.

Но в исламе канонически разрешено посещать мечети женщинам. И глубоко заблуждается тот, кто запрещает им это.

  • Во-первых, Пророк велел мужчинам не чинить препятствий женщинам отправляться в мечеть, если они того пожелают: «Не запрещайте рабыням Аллаха приходить в Его мечети.Если жена одного из вас испрашивает вашего разрешения отправиться в мечеть, ей не должно в этом отказывать»– передано имамами аль-Бухари и Муслимом.
  • Во-вторых, пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Не удерживайте ваших женщин от прихода в мечети, хотя для них лучше совершать молитву дома» – передано Абу Даудом.

Да, в исламе действительно приводится история, когда Умар ибн аль-Хаттаб запретил посещать женщинам мечети и его поддержала в этом вопросе Айша – мать правоверных, жена пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.

Поэтому цель посещения мечетей должна заключаться в совершении молитвы и других действий, связанных с выражением веры, а не в том, чтобы рисоваться перед другими и привлекать к себе ненужное внимание. Этот запрет касался этических соображений.

Но канонически, а это важно, запрета на посещения женщинами мечетей нет.

А история с запретом выглядела так: Когда женщины отправлялись в мечеть для совершения каждой молитвы, Умар наложил такой запрет, поскольку нравы стали совсем другими, чем, когда были во времена пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Протестовавшие против этого запрета женщины Медины явились к Айше, но она поддержала Умара, ответив им: «Если бы Пророку было ведомо то, что ведомо Умару, он не позволил бы вам выходить из дома в мечеть».

Важно понимать, что религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать. Приведем ещё один хадис, который передал сын Умара ибн аль-Хаттаба – Абдулла от пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни – мечети» – передано имамами Муслимом и Ахмадом. И в фикхе – мусульманском законодательстве – разрешено посещать мечети женщинам.

Взаимодействие мужчин и женщин в мечети

Самое интересное, на наш взгляд, что когда обращаемся к сунне, мы узнаем, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, взаимодействие между мужчинами и женщинами в мечети действительно существовало. Это было нормальной практикой и касалось разных дел религиозного и социального характера. Приведем несколько примеров.

Абдуллах ибн Масгуд, да будет доволен им Аллах, сообщил, что однажды Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, вошел в мечеть в сопровождении нескольких женщин из числа ансаров, он говорил им: «У кого бы из вас ни умерло трое детей, Аллах обязательно введет ее в Рай». Услышав это, одна из женщин – самая почтенная среди них – спросила: «О, Посланник Аллаха, это касается женщин, которые потеряли двоих детей?». На это достопочтенный Пророк ответил: «Да, это распространяется и на женщин, которые потеряли двоих детей».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) провел молитву, а когда он закончил ее, то повернулся к нам и спросил: «Есть ли среди вас тот, кто приходит к своей жене, запирает дверь, закрывает шторы, а затем выходит из дома и рассказывает: “Я делал со своей женой то-то и то-то?”». Люди промолчали. Затем он повернулся к женщинам и спросил: «Есть ли среди вас хоть одна, которая говорит о таких вещах?». Тогда молодая женщина поднялась, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смог видеть ее и слышать то, что она говорит. Женщина сказала: “Да, клянусь Аллахом, мужчины говорят об этом и женщины, тоже об этом говорят”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, на кого похожи те, кто делает это? Они подобны дьяволу и дьяволице, которые встречаются посреди дороги и удовлетворяют свое желание, в то время как люди смотрят на них».

Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщал о следующем случае: «Обычно во время проповеди Пророк, мир ему и благословение, стоял, облокотившись на ствол пальмы.

Одна женщина из числа ансаров сказала: «О, Посланник Аллаха! У меня служит плотник, не приказать ли ему построить тебе минбар?», на что Пророк, мир ему, согласился. Тогда сделали минбар.

А в пятничный день, когда Пророк Мухаммад, сел на этот минбар, пальма, возле которой раньше стоял Пророк Мухаммад, мир ему, закричала подобно ребёнку,а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился вниз, взялся за неё и прижался к ней, после чего эта пальма принялась стонать, как ребёнок, которого стараются успокоить, и стонала, пока не затихла, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она плакала, тоскуя по словам поминания Аллаха, которые слышала прежде».

Следующее повествование указывает нам о положении и роли женщины в мечети. Передается от Махмуда ибн Лабида: «Когда Саад был ранен стрелой в руку, он едва мог двигаться, и его передали женщине по имени Руфайда, которая лечила раненых в мечети. Когда Пророк проходил мимо, вечером или утром, он каждый раз справлялся о его самочувствии».

Также передается что однажды праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, взошел на минбар и сказал: «Не делайте махр ваших женщин дорогим, ибо если бы это было достоинством (человека) в этой жизни или богобоязненностью перед Всевышним, то Пророк (да будет доволен им Аллах) опередил бы вас в этом. Поэтому я больше не хочу слышать о том, что кто-то заплатил женщине махр больше 400 дирхемов».

В это время с места встала одна женщина-курайшитка и возразила Умару: «О правитель правоверных! Ты что, желаешь запретить людям давать махр на сумму, превышающую более 400 дирхемов?»

Умар (да будет доволен им Аллах) твердо ответил: «Да, запрещаю это делать!»

Тогда женщина воскликнула: «Разве вы не слышали такой аят Корана: «Если вы захотели заменить одну жену другой, и если первой из них выделенный вами махр очень велик, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо и совершая явный грех?» (4:20).

В ответ Умар сказал: О Аллах! Прости мои прегрешения. Оказывается, люди гораздо умнее Умара» (в другой версии хадиса говорится: «женщина была права, а мужчина ошибался»).

Эти истории указывают нам на то, что женщина в исламе является полноценным гражданином, имеющим все права. Мечеть же является тем местом, где люди во времена пророка не просто молились, но и решали какие-то социальные и религиозные вопросы общества. И нахождение их в мечети никогда не порицалось пророком Мухаммадом.

Но необходимо учитывать определенные аспекты пребывания женщины в мечети.

Мусульманские ученые подчёркивают, что, если женщина идёт в мечеть, чтобы получить ценные религиозные знания или другую пользу для своей религии, которые нельзя получить больше нигде, поход в мечеть с данной целью становится для неё вознаграждаемым.

Само же посещение мечети должно соответствовать всем нормам ислама: необходимо, чтобы женщина была правильно одета – полностью покрыта, добиралась до мечети подходящим безопасным способом, не отправлялась туда одна ночью и избегала смешения с мужчинами.

Источник: http://www.info-islam.ru/publ/stati/zhenshhiny/zhenshhina_i_mechet_vsjo_chto_nuzhno_znat_ej/9-1-0-40977

Ссылка на основную публикацию