Резьба по ганчу (алебастру)

Если прикоснуться рукой к резному ганчу — так называют в Средней Азии особый декоративный алебастр,- то пальцы ощутят холод, почти как от мрамора. Но его не нужно касаться руками, на него надо смотреть, и тогда произойдет чудо: холодный белый ганч согреет вас, наполнит теплом вашу душу…

Знаменитый узбекский мастер ганча покойный усто Ширин Мурадов из Бухары, оставивший после себя многих учеников и последователей, говорил, что ганч может передать все оттенки человеческих чувств: радость, счастье, надежду, грусть, боль.

Он был поэтом ганча, и его поэмы можно увидеть в декоре Белого зала бухарского загородного дворца Ситораи Махосса — шедевре молодого Ширина, созданном им в 1912 — 1914 годах, где он применил излюбленный и очень эффектный прием — нанесение тончайшего резного кружева на зеркало.

Благодаря этому приему знаменитый Белый зал выглядит драгоценным ларцом. В этой же технике декорирован им и бухарский зал театра имени Алишера Навои в Ташкенте, где под его руководством создана своеобразная художественная энциклопедия всех существующих в Узбекистане стилевых разновидностей резьбы по ганчу.

Ганчкоры

Приехавшие сюда из всех областей лучшие мастера республики оформили целую галерею залов: ташкентский, ферганский, хивинский, самаркандский, термезский и главный, зрительный. Театр стал как бы художественным завещанием выдающегося мастера.

А для усто Махмуда Усманова работа в этом театре с Ширином Мурадовым и другими старыми мастерами была университетом, потому что все предварительные стадии учебы он прошел под руководством своего отца, усто Усмана Икрамова.

  • — Я с отцом вместе работал уже с двенадцати лет,- вспоминает Усманов,- сначала подготовку ганча делал, потом помогал резать по отцовским узорам, потом и сам стал рисовать. Тогда ганчем украшали только мечети, медресе, дома баев, беков. Работы у мастеров было немного, да и платили за нее гроши.
  • Особенность ганча в том, что мастер не может работать один, как, скажем, резчик по дереву или камню, он всегда работает с бригадой. У Махмуда Усманова таких бригад несколько, а из ста двадцати его учеников тринадцать приняты в Союз художников. Искусство ганчкоров получило ныне всесоюзное признание. Пришло признание и к мастерам. Заказы поступают со всей страны.
  • Ганчевые панно украшают здания в Москве, Пензе, Донецке, Киеве, Иванове, Сочи и других городах.
  • Большой труд Махмуда Усманова высоко оценен: ему присуждены звания заслуженного деятеля искусств и народного художника Узбекистана, он лауреат премии Ленинского комсомола республики, Государственной республиканской премии имени Хамзы, Государственной премии СССР, у него много правительственных наград.

…Новый Большой выставочный зал Союза художников Узбекистана на проспекте Ленина. Здесь бригада усто Махмуда только что закончила отделку огромного панно из ганча.

От еще не просохшей стены веяло влагой и холодом, еще не убраны заляпанные алебастром подмостки и вымазан штукатуркой пол, но великолепию огромной стены все это не могло помешать: сто тридцать квадратных метров были покрыты белоснежным резным узором, мягко оттененным кремовым фоном.

Вооружившись резцом, усто Махмуд принялся придирчиво проверять работу ганчкоров, но исправлять, доделывать было нечего, и он остался доволен работой учеников, среди которых был и его сын, Мирвахид Усманов, опытный самостоятельный мастер, продолжающий традиционное фамильное ремесло…

 Материал, с которым работают ганчкоры, проходит сложный процесс приготовления. Сначала ганчевый порошок обжигают, очищают и замешивают с добавлением растительного клея. На бетонных плитах делают насечки, чтобы слои ганча крепче держались. Затем наносят первый слой чисто-белого ганча.

  • Когда он высохнет — второй слой, цветной, с добавлением в него сухого пигмента, этот слой станет фоном. Потом наносят третий слой, снова белый, в 1,5 — 2,5 сантиметра, в зависимости от узора, его расположения.
  • Затем сделанный на бумаге в натуральную величину рисунок переводится на кальку, калька прикладывается к последнему слою на стене — хаванде,- и иглой точками намечают узор. Острым резцом по точкам на ганчевой штукатурке прорезается контур, после чего узор режется на всю глубину слоя, так, чтобы в промежутках проступил подкрашенный фон.
  • Эту стену бригада из сорока двух человек делала около месяца, работая по четырнадцать часов в сутки без выходных. Такой уж материал ганч, его нужно резать, пока он податлив, пока не засох и не окаменел.
  •  Искусство ганча сложное и требует от мастера многих лет учебы. Сам усто Ширин учился и работал под руководством своего дяди, известного мастера усто Хаета,пятнадцать лет, прежде чем состоялось его посвящение в мастера!
  • За многие века искусство резьбы по ганчу обогатилось множеством различных приемов, или, как их называют сами ганчкоры, пардозов,- бесконечным разнообразием орнаментов.

Например, в Белом зале соседствуют и пах-пардоз — резьба с косым срезом внутрь рельефа, и лула-пардоз — резьба с округлением форм и, наконец, усовершенствованный усто Ширином старинный табака-пардоз — мелкая плоская резьба.

Множество приемов насчитывает и техника полихромного — многокрасочного ганча.

Искусство декоративного алебастра было известно уже в 3 веке. Хорезмский дворец Тупраккала украшал лепной Алебастровый зал с крупными статуями из алебастра. Скульптурные композиции из ганча на сказочно-мифологические сюжеты украшали дворец Варахша под Бухарой 5 — 7 веков.

В 9 — 10 веках получает распространение плоскостная рельефная резьба. Мы видим это по декору мавзолеев Саманидов 10 века в Бухаре и Хакима ат-Термизи в Термезе, дворца термезских шахов 12 века. Наряду с изображением львов, грифонов в художественный арсенал ганчкоров входят геометрические и растительные арабески.

Именно они, постоянно совершенствуясь, и определяют стиль всего последующего тысячелетия.

Совершенно особо стоит искусство изготовления шарафа — объемных ганчевых сталактитообразных карнизов, очень сложных архитектурных украшений.

Традиционная каркасная архитектура определяла наличие карнизов, декор которых удивительной фантазией ганчкоров и развился в сложнейшие многоступенчатые шарафа, служившие переходом от стены к плоскому потолку в светских зданиях или куполообразному своду в мечетях и мавзолеях. Вертикально ориентированные настенные ганчевые композиции, ниши, медальоны, обрамления также строго вписывались в систему конструктивного членения стен. Нередко резьба дополнялась росписью, стилистически ей созвучной.

При строительстве современных зданий ганч, оставаясь прекрасным материалом, тем не менее лишился исконного слияния с архитектурой, не всегда являясь естественным продолжением ее форм и линий. Художники и мастера-ганчкоры пытаются разрешить эту проблему совместимости, ищут новые мотивы резьбы, экспериментируют.

  • Мы сидим за столом в украшенной резьбой комнате в доме Усманова на тихой окраине Ташкента, потягиваем из пиал зеленый чай — разве может иначе проходить беседа на Востоке?
  • — Традиционный, национальный орнамент,- говорит мастер,- дает неограниченные возможности для новаторства. Но современные темы надо включать продуманно, тактично. Мы уже имеем немало примеров, когда современные узоры не всегда украшают здания.
  • Я спросил Усманова, каким ему видится путь развития искусства ганча и в чем он видит свою главную задачу.
  • — Усто Ширин оставил нам в театре имени Алишера Навои эталоны всех областных стилей резьбы по ганчу. Если помнишь, хивинский орнамент состоит из кругов, ташкентский отличается крупной, глубокой, видной резьбой, кокандский близок к ташкентскому, рисунок там всегда обрамлен орнаментом, бухарская резьба — тонкая, мелкая, с игрой светотени. В разных своих работах я применял все стили и приемы.
  • Перед глазами у меня невольно встает тончайшая, словно лепестки розы, заплетенная в сложный узор резьба на потолках в комплексе памятника В. И. Ленину; геометрически правильные узоры на потолке в Доме дружбы и здесь, в комнате мастера, крупный четкий ташкентский рисунок виньеток на стенах.

— Теперь, — продолжает мастер,- я вырабатываю общенациональный, узбекский стиль, который вберет в себя все лучшее из разных школ ганча. Это и есть моя творческая задача и мечта.

Источник: http://rukodelie.my1.ru/publ/sklad/ganchkory/24-1-0-833

Искусство резьбы по ганчу

Самым распространенным из дошедших до нашего времени декоративных видов искусства является резьба по ганчу. Обнаруженные в исторических памятниках образцы алебастровых изображений в основном носили юмористический характер.

Например, алебастровые изображения, относящиеся к этому времени, обнаружены в изящной гостиной комнате Топраккала (III-IV веках), тонкая резьба по ганчу растительного орнамента – на городище Варахша, различные алебастровые изображения рыбы, птиц, животных.

Геометрические орнаменты рельефного характера представляют собой потрясающие образцы искусства. Древние мастера заимствовали свои произведения из мира растений и животных, передавая их изображения стилистически.

Они наносили густой слой алебастра на стену, портал, колонну и затем прямо по нему наносили красочные орнаменты без каких-либо образцов.

Резьба по ганчу (ганчкорлик) быстро развивается начиная с раннего средневековья. Этот вид искусства достиг в Мавераннахре высокого уровня.

На юге Узбекистана при изучении интерьеров, стенных порталов и сводов гробниц обнаружены весьма искусно украшенные резьбой орнаменты.

Например, при украшении гробниц в XII веке в Термезе применялся новый стиль орнаментации в виде сталактитов.

Созданные в Афросиабе в последующие столетия прекрасные образцы резьбы по ганчу, тесно переплетенной с изразцовыми украшениями и резьбой по камню, придавали особую красоту дворцовым сооружениям. Расцвет этого вида искусства в крае падает на XVIII-XIX века.

  • Отдельные мастера бережно сохраняют оригинальные стили и приемы резьбы по ганчу. Они создали в различных областях республики отличающиеся своеобразием свои школы.
  • Если в древности для резьбы по ганчу были характерны объемные изображения с конкретным содержанием и орнаментальным мотивом, то в середине века в основном появляются прекрасные растительные и геометрические орнаменты с глубокой резьбой.
  • С начала XX века в искусстве резьбы по ганчу распространяются красочные мелкорельефные образцы. В настоящее время наблюдается стремление сочетать красочные сюжеты с тонкой резьбой по ганчу.
  • Поэтому большинство мастеров не только владеют искусством резьбы, но и являются прекрасными рисовальщиками.
  • Помимо украшения резьбой, они изготавливают различные карнизы, кронштейны, решетки (панжара) и другие декоративные детали, очень распространенные в строительстве.

В малых помещениях мастера делали резьбу на мелких плоскостях, в больших – широкомасштабные орнаменты. В резьбе по ганчу применялись различные методы и стили, начиная от крупных резных панно до мелких деталей с цепочками и геометрическими орнаментами, являвшихся в зодчестве традиционными.

Во всех отраслях народного искусства узбеков преобладающим является растительный орнамент, но он чаще всего применяется вместе с геометрическим.

Мастера-резчики пользуются различными стилями резьбы (заминкори, чока-пардоз, лули-пардоз и табака-пардоз). Последний из них считается новейшим.

Каждый из этих стилей отличается глубиной резьбы и способом орнаментации, но все они взаимосвязаны.

Резчики изготавливают высокохудожественные резные украшения не только для административных зданий, учреждений искусства и культуры, но и по заказу украшают частные дома и коттеджи, что особенно характерно для последних лет.

Массивные детали резных изделий, предназначенные для крупных сооружений и памятников, изготавливали в специальных формах, куда заливали гипс.

Такие прекрасные архитектурные сооружения, как академический театр оперы и балета имени Навои, драматический театр имени Хамзы, театр музыкальной комедии имени Мукими, многие монументальные административные, спортивные, торговые и дворцовые здания в Ташкенте и областных центрах украшены богатой, неповторимой по форме, и стилю резьбой по ганчу.

Использование ярких и нежных красок, нанесенных на тонкий резной орнамент, придает этим сооружениям особую красоту и прелесть.

Такие выдающиеся мастера-ганчкоры, как Заслуженный деятель искусств, почетный член Академии наук Республики Узбекистан Ширин Myрадов, Заслуженный деятель искусств, лауреат Международной премии Абдулла Балтаев, Ташпулат Арсланкулов, Усман Икрамов, Анвар Кулиев, Шамсиддин Гафуров, Кули Джалилов, почетный член Академии наук Республики Узбекистан Юсуф али Мусаев и другие своими оригинальными работами подняли художественную культуру узбекского народа на небывалую высоту.

Источник: http://www.vostokcafe.com/iskusstvo_rezbi_po_ganchu.php

Статьи

Ганч, или алебастр – материал, получаемый из горных известковых пород путем их обжига и измельчения, используется для изготовления резных изделий декорирования интерьера и фасадов зданий.

Традиции резьбы по ганчу зародились в Среднеазиатских странах (Таджикистан, Узбекистан) в начале нашей эры. Ввиду отсутствия других строительных материалов в этих засушливых районах все города строились преимущественно из природной глины.

Декоративные элементы зданий выполнялись из более мягкого и эластичного материала – ганча.  Мастера превращали его в настоящее кружево, которое служило украшением мечетей, дворцов, домов знати.

В жилище декор был менее замысловатым, но вносил легкость и воздушность.

Памятники архитектуры с резными фасадами и интерьерами можно увидеть в исторических центрах Самарканда и Ташкента (Узбекистан), Хульбука (Таджикистан).

Древнейшими образцами ганчкорного искусства считаются элементы резьбы, найденные в развалинах дворца Саманидов (X век) на городище Афрасиаб под Самаркандом. Медресе Шер Дор (в переводе «медресе со львами») в Самарканде является одним из лучших памятников города. Вход в нее богато украшен мозаикой, росписью и резьбой.

В Ташкенте, столице Узбекистана, ганчевой резьбой украшены залы Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. В нем гармонично сочетаются европейский и национальный узбекский стили. Основной элемент орнамента – «гирех» («узел»). Переплетения растительных и геометрических мотивов образуют сложные узоры.

Самые замысловатые сплетения «гиреха», похожие на головоломки, называют «васвос» – «искушение». Потолки, карнизы, стены покрыты ажурным узором в стиле «васвос». Мастера на протяжении нескольких десятилетий трудились над созданием интерьеров театра. Примечательно, что резным ганчем в Ташкенте оформлены почти все станции метро.

В этом проявляется стремление жителей сохранить традиции предков и свою культуру.

Памятники таджикской архитектуры сохранились в меньшей степени: природные стихии и завоеватели не были столь добры к образцам среднеазиатской архитектуры. На сегодняшний день археологи активно раскапывают и изучают территории, некогда занятые дворцами и городскими постройками.

Так, на территории Хульбука, где когда-то была цитадель, исследователи обнаружили большое количество фрагментов резного штука и, более того, несколько целых панно.

Эти находки позволили подвердить тот факт, что таджикские резчики по ганчу были не просто высококлассными мастерами своего дела, но в своей работе они нередко использовали цвет, расцвечивая резные панно, что позволяло им добиться особенного художественного эффекта.

Секреты ремесла передаются мастерами-ганчкорами из поколения в поколение на протяжении многих веков. Мастера, называемые в Таджикистане и Узбекистане «усто», традиционно проживали в отедельных квараталах города – «махалли».

Процесс резьбы по ганчу включает в себя несколько этапов:

  • Первым этапом является замешивание раствора ганча. Сухую смесь насыпают в воду в пропорции 2:3 и перемешивают.
  • Потом смесь заливают в форму в два слоя: первый твердый и быстро  застывает, второй более мягкий. Именно не него наносится рельеф.
  • Следующим шагом является разработка эскиза в масштабе 1:1. После прорисовки по контуру иглой делаются проколы для переноса эскиза на гипс.
  • Далее следует  перенос эскиза на плоскость гипса. Это делается с помощью любого красящего раствора и губки.
  • Пятый этап – непосредственно вырезание орнамента. Для этого применяются скальпель, нож и скребки. На этом этапе кусок гипса становится рельефом, наполняется смыслом, впитывает в себя историю, рассказанную мастером. Техника резьбы может быть разнообразной в зависимости от стиля и назначения изделия. Например, края рельефа делаются острыми или закругленными.
  • Заключительная стадия – окрашивание рельефа. Это, пожалуй, наиболее интересная для наблюдателей часть процесса.  Яркость красок, а также обработка поверхности специальными материалами в полной мере раскрывают замысел автора в полной мере.

Сегодня восточные мотивы резьбы по гипсу и ганчу все больше входят в моду и задают в ней тон.

Европейские дизайнеры играют на контрастах, оформляя помещения заостренными арками, сквозной ажурной резьбой и колонны из гипса, добавляя в ощущение пространства больше колорита.

Именно этим обусловлена и растущая популярность ресторанов и отелей в восточном стиле по всему миру. Но такой вид декора доступен и широкому потребителю, который хочет решить пространство своего дома, добавив в него восточную изюминку.

Источник: http://lepkagips.ru/articles/110-rezba-po-ganchu

Резьба по гипсу — проще простого

Ганч, или алебастр — материал, получаемый из горных известковых пород путем их обжига и измельчения, используется для изготовления резных изделий декорирования интерьера и фасадов зданий

Традиции резьбы по ганчу зародились в Среднеазиатских странах (Таджикистан, Узбекистан) в начале нашей эры. Ввиду отсутствия других строительных материалов в этих засушливых районах все города строились преимущественно из природной глины.

  • Декоративные элементы зданий выполнялись из более мягкого и эластичного материала — ганча. Мастера превращали его в настоящее кружево, которое служило украшением мечетей, дворцов, домов знати.
  • В жилище декор был менее замысловатым, но вносил легкость и воздушность.
  • Если декоративное изделие будет выполнено в единичном экземпляре, то вам необходимо изготавливать его при помощи резьбы по гипсу. Как и любые работы связанные с изготовлением чего-либо процесс резьбы начинают с разработки эскиза будущего изделия. На этом этапе разрабатывается форма и орнамент. Эскиз выполняют на плотном листе бумаги в масштабе 1:1.
  • Если ваш орнамент симметричный, то вырисовывать его можно один раз. Возьмите лист бумаги, сверните его вчетверо и на одной части нарисуйте участок орнамента. Затем при помощи иголки или шила сделайте проколы вдоль всех линий вашего эскиза. После разворачивания листа на его поверхности будет виден весь орнамент.
  • Если у вас нет гипсовой плиты, подходящего для вырезания размера не отчаивайтесь, такую плиту можно изготовить самостоятельно. Выполнять работы по изготовлению (правильнее будет сказать — формовке) лучше всего на гладкой ровной поверхности. Вам понадобятся деревянные рейки длинной 1 м, шириной — 5 см и высотой 3 см.

Соберите из них рамку, рамка должна быть разборной. Покройте плоскость стола и внутренние поверхности рамки какой-либо смазкой и приступайте к непосредственно формовке. Заливка гипсового раствора производится в два приема.

Раствор для первого слоя приготавливается из гипса и воды в соотношении 2:3, не перемешивая, необходимо просто дождаться, когда гипс впитает воду и станет по консистенции похожим на сметану. Далее его равномерно распределяют по днищу формы слоем около двух сантиметров. Схватывается раствор, приготовленный таким образом, очень быстро.

Примерно через 10–15 минут можно приступать к заливке следующего слоя. Раствор для второго слоя приготавливается в тех же пропорция что и для первого. Отличие заключается в том, что для продления времени пластичности гипса, раствор необходимо вымешивать как можно тщательнее (не меньше 3–4 минут).

Когда раствор будет готов — протрите поверхность первого слоя мокрой тряпкой и произведите заливку второго слоя. Примерно через 10–15 минут осторожно снимите стенки формы. Плита готова. Уложите на ее поверхность шаблон будущего орнамента и нанесите на места проколов сухой пигмент. Снимите шаблон.

  • На поверхности плиты должен остаться пунктирный рисунок, повторяющий ваш орнамент. Обведите его карандашом и приступайте к вырезанию рельефа. Вырезать можно при помощи скальпеля, для этого держите его под углом 45 градусов к поверхности плиты. Острие ведите на расстоянии двух-трех миллиметров от линии рисунка.
  • Придерживать и направлять скальпель можно пальцами свободной руки. Не забывайте периодически смачивать поверхность плиты водой. Если возникнет необходимость сделать в работе перерыв — просто накройте плиту влажной тряпкой и полиэтиленовой пленкой.
  • После окончания подрезки снимите слой гипса, который является фоном орнамента, и выровняйте поверхность при помощи наждачной бумаги. Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. История этого ремесла берет начало в III-IV веках. До наших дней сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары».
  • Ганч — известный в Центральной Азии вяжущий материал, его получают обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей. Но безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей.

За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, быстро схватывающийся, податливый в обработке и в то же время необычайно твердый после высыхания, он имеет приятную бархатистую поверхность и мягкий белый цвет.

Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества.

Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

В арсенале резчика, ганчкора, более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры, так называемые пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь.

Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца к сыну. У настоящего усто (мастера) всегда были ученики, которыми становились дети самого резчика и его односельчан. Таким образом в течение веков складывались династии, и целые села, а иногда и города становились известными благодаря искусству местных умельцев.

  • Настоящий расцвет этого искусства наступил в XVIII-XIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа.
  • Этот период характеризуется совершенствованием методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ. В конце XIX — начале XX вв.
  • на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.
  • Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы, различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла.

Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе.

В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, дворцов культуры и других общественных зданий.

В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане — с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которые как бы расширяют сферу применения резного декора.

Так, ганчкорами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.

Сегодня древняя изящная резьба удачно сочетается с современными архитектурными решениями.

В наше время эволюцию этого вида искусства демонстрирует декоративное оформление ряда административных зданий в Узбекистане, а также Государственной библиотеки имени А.

Навои, гостиницы «Ташкент», Государственного узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими, столичного дворца «Туркистон», башни Ташкентских курантов, архитектурной жемчужины столицы — Государственного музея истории Темуридов и других объектов.

Основные термины (генерируются автоматически): первого слоя, второго слоя, поверхности плиты, поверхность первого слоя, старой архитектурной резьбы, поверхность плиты водой, поверхности плиты должен, шаблон будущего орнамента, Традиции резьбы, заливку второго слоя, Изящный прорезной орнамент, множество приемов резьбы, орнамент симметричный, заливке следующего слоя, помощи резьбы, гладкой ровной поверхности, приятную бархатистую поверхность, процесс резьбы, художественного ремесла Узбекистана, белый цвет.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/29317/

Белоснежные кружева ганчкора Асрола Мухтарова

Резьба по ганчу является одним из древнейших видов прикладного искусства в Узбекистане. Причем в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве и в Ферганской долине существуют свои школы резьбы.

Ярким представителем ташкентской школы можно назвать ганчкора Асрола Мухтарова, имя которого известно не только в Узбекистане, но и за его пределами. К примеру, выполненная его руками люстра из ганча украшает большой зал узбекской чайханы в Лейпциге.

Мастер Мухтаров старается не повторять узоры, которые он сам же и придумывает, поэтому каждая его работа отличается оригинальностью.

Мы встретились в мастерской Асрола Мухтарова, находящейся в ташкентской махалле «Пахтакор». Асрол-ака, которому сейчас 58 лет, резьбой по ганчу увлекся в двенадцатилетнем возрасте, придя в Республиканский дворец пионеров.

  • В кружке, которым руководил мастер Махмуд Усманов, Асрол проучился шесть лет. Впоследствии они вместе с учителем создали бригаду резчиков по ганчу и орнаментальной росписи.
  • С 1974 по 1979 Асрол Мухтаров в Дворце пионеров уже преподавал искусство резьбы другим детям.
  • В 1979 году Мухтаров получил от своего учителя Махмуда благословение и посвящение в мастера. С этого момента он стал работать самостоятельно и создал коллектив из своих учеников.
  • За годы творческой деятельности коллектив Мухтарова украсил резьбой по ганчу и монументальной росписью множество музеев, театров, административных зданий и частных домов (всего около 300 объектов).
  • В одном только дворце «Туркистон» резьбой отделано более двадцати колонн и капителей, а также около 500 балясин. В Фергане под руководством Мухтарова к юбилею Ахмада аль-Фаргони проводились реставрационно-восстановительные работы городского драмтеатра.

Его коллеги из Коканда соорудили ротонды над памятниками Аль-Фаргони в Фергане и на его родине в Куве.

На сегодняшний день Асрол Мухтаров воспитал более пятидесяти учеников, (не считая махаллинских детей, которые приходят в его мастерскую), около двадцати из них являются членами Академии художеств.

Следует сказать о том, что он стал первым ганчкором, получившим звание «Узбекистон халк устоси» (Народный мастер Узбекистана) в 1999 году. Всего же ганчкоров, получивших такое же звание, в республике около десяти.

По словам мастера, для работ по ганчу применяется формовочный гипс марки АГ-16, как узбекистанского, так и российского производства. Но самый лучший гипс, которым раньше пользовались мастера, завозили из Ленинграда. Он резался как масло.

– Для того чтобы гипс не схватывался сразу, мы перемешиваем его в специальных металлических емкостях, называемых тогора, до тысячи раз, – рассказывает Асрол-ака. – Получается сметанообразная масса – хавонда.

Несмотря на одну и туже марку, гипс, которым мы пользуемся, может отличаться от предыдущего, ведь при длительном хранении его свойства изменяются.

Перед тем как затворить водой сухой гипс, мастер насыпает его горкой и опускает в ее центр руку, которая, сразу же проваливается по локоть, если материал свежий.

Прежде чем приступить к резьбе, необходимы подготовительные работы. Сначала поверхность стены покрывается алебастровой штукатуркой. Затем готовится хавонда и ровным слоем толщиной 1-1,5 см укладывается на алебастровую поверхность: слой гипсового теста – хавонда, собственно, и является ганчем.

  • Перед нанесением контуров узора на готовую поверхность делается следующее: сначала рисуется эскиз на ватмане, затем на готовый рисунок накладывают кальку и обводят контуры карандашом.
  • Затем через 2-3 мм прокалывают их иголкой.
  • Кальку накладывают на поверхность ганча и марлевыми мешочками, наполненными перетертым в мелкий порошок древесным углем, обстукивают узоры, после чего на поверхности ганча остаются контуры рисунка.
  • Потом в дело пускают скальпель, вырезая узоры и убирая все лишнее. Далее инструментом, называемым ускана, который напоминает стамеску, готовый узор подчищается.
  • Но это еще не все. Чтобы придать узорам рельефность, производится специальная обработка поверхности застывшего гипса, так называемый пардоз. Его разновидностями, к примеру, является люля-пардоз, пах-пардоз, чока-пардоз и другие. Каждый из них соответствует определенному элементу узора…

В зависимости от желания заказчика, может быть произведена тонировка фона, после чего узоры начинают «играть». Цвета применяются различные: майская зелень, небесно-голубой, кроваво-красный, золотой и многие другие. Так, к примеру, был отделан ташкентский музей прикладного искусства).

– У любого мастера имеется своя школа, свой стиль и почерк, – продолжает Асрол-ака. – Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы определить, чья эта работа. Естественно, в первую очередь это касается настоящих мастеров, которых в Узбекистане не так уж много и они хорошо знают друг друга.

В последнее время мне с моими учениками приходится выполнять работу в различных стилях (европейском, греческом, корейском и т.д.). Ганч – универсальный вид прикладного искусства. Его можно сравнить с игрой в шахматы, где есть великое множество комбинаций…

Многие из моих учеников работают самостоятельно. Их руками отделаны посольства Узбекистана в Америке, Индии, Иранское посольство в Ташкенте. Работали они также и в Афганистане.

Фергана.Ру: – В каких еще странах имеются ваши работы?

– В советские времена мы работали в Казахстане, Туркменистане, в Российской Федерации — в Иванове, Пензе, оформляли гастрономы и кафе под названием «Узбекистан». В Сочи в санатории с этим же названием «Узбекистан» украшали резьбой по ганчу кинозал, столовую и фойе.

Тогда же в Адлер в санаторий «Известия» съехались мастера со всего Союза. Резьбой по ганчу и орнаментальной росписью мы оформляли узбекский павильон. Полы были устелены узбекскими коврами, стены украшены огромными зеркалами, потолки – росписью.

В зал поставили изящные резные восьмиугольные столы и стулья, изготовленные из древесины ценных пород.

К сожалению, сегодня Асролу-ака ничего не известно о судьбе его работ, находящихся в России.

  • — В последнее время нам доводилось работать в мечетях и медресе. В Ташкенте было отреставрировано несколько медресе, одно из которых – Кукельдаш — находится на площади Чорсу.
  • В большой мечети Шейх Зайнутдин на Кукче мы отделывали купол ганчем, соорудили айван (террасу) и комнату для гостей. Мои ученики работали в новой, недавно открытой мечети Халид ибн Малик на массиве Янгиабад. Такие же работы проводились в Чирчике и Чиназе.
  • Резьбой по ганчу украшались стены, колонны, арки, а внутренняя поверхность куполов покрывалась орнаментальной росписью.
  • Асрол-ака предложил мне понаблюдать за процессом изготовления отдельных частей люстры, из которых потом собирается довольно-таки внушительное сооружение. Массивное основание люстры украшается ажурными венчиками, напоминающими диадемы.
  • В специальные гнезда вставляются куполоподобные (иногда в форме колокольчиков или шлемов древних воинов) ажурные детали. Асрол-ака с гордостью демонстрирует настолько тонкую технику резьбы, что это у ганчкоров считается «высшим пилотажем». Более того, разработанная мастером конструкция люстр универсальна.

Не меняя стандартного основания люстры, он может совершенно свободно варьировать ее элементами украшения.

Упомянутые ажурные детали изготавливаются следующим образом: сначала отливается форма, затем она смазывается пастой, изготовленной из смеси парафина и керосина, и покрывается ганчевым тестом, излишки которого снимаются специальным шаблоном, в точности повторяющим форму, только зазор между ними составляет 1-2 см (при этом основание детали армируется стальной или нержавеющей проволокой). Технология нанесения узора и выполнение резьбы такая же, как и в случае с ровной поверхностью. В зависимости от температуры воздуха ганч сохнет медленнее или быстрее. При необходимости его смачивают водой.

После того как ганч окончательно схватится и приобретет достаточную прочность, изделие снимают с формы.

Когда я задал вопрос Асрол-ака, сколько лет нужно учиться, чтобы стать настоящим мастером, он ответил:

— Многое зависит от способности ученика и, конечно же, от учителя. Ученик должен постоянно совершенствоваться в рисунке и не бояться трудностей…

В 1997 году мастер совершил хадж в Мекку. Его сопровождали жена и одна из дочерей (всего в семье мастера два сына и три дочери). Сыновья ганчкора, будучи его учениками, пошли по стопам отца. В данный момент они являются членами Академии художеств Узбекистана.

– Достигнув определенного уровня мастерства, думаешь что это уже предел, – заключает мастер, – но когда заканчивается одна работа, и ты вроде бы доволен ее результатами, и надо приступать к следующей, вот тогда рождаются новые идеи. И этому нет конца. Постепенно я пришел к мысли, что человек учится всю жизнь, постоянно совершенствуясь в своем мастерстве.

Источник: http://www.fergananews.com/articles/4255

Ссылка на основную публикацию