Притча о слове — прекрасном, скверном и твердом

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров  и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.

Формирование культуры речи учащихся.

1. Побудить учащихся к осознанию причин и последствий употребления нецензурных выражений.

2. Способствовать формированию критического отношения к сквернословию.

  • плакат с текстом «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает» М.Монтень;
  • значения слов (арго, мат, жаргон, нецензурное слово);
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Класс оформлен словами тезисами (приложение 1);
  • 4-5 листов бумаги;
  • фломастеры;
  • карточки с названиями предметов и чувств.

Ход урока:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о чистоте языка.

Работу организуем по группам (создание микрогрупп). Сегодняшнее занятие мы начнем с вами с того, что я раздам вам карточки с названиями предметов и чувств. А вы каждый своему соседу должны объяснить, что у вас написано. Но с одним условием: без слов. (Карточки: солнце, небо, цветок, страх, ужас, радость, часы, боль, школа, огорчение).

— Ребята, трудно ли было выполнить вам задание? Почему?

Дети отвечают. (Трудно)

— Часто ли мы в своей жизни используем жесты и мимику?

 (Да)

— А может ли здоровый человек постоянно передавать информацию таким способом, не используя слов?

Дети отвечают. (Нет)

— Зачем человеку нужна речь?

Дети отвечают. (Общаться, Выражать мысли).

Итак, слово соединяет людей и в их мыслях, и в их чувствах. И то, и другое может быть как со знаком «+», то есть положительное, доброе слово, так и со знаком «-», то есть отрицательное, плохое слово. Люди это заметили давным-давно. И отразили в фольклоре народа, устном народном творчестве.

Предлагаю вам послушать притчу «О мудром Эзопе»:

Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: — Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное на свете.Хозяин велел позвать Эзопа.- Ты слышишь, Эзоп.

Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное на свете.Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.

— Эзоп, ты же принес язык?- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину:- Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела.

— Эзоп, ты же опять принес язык?- А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».- Ребята, давайте попробуем смысл притчи объяснить крылатыми фразами и пословицами.

(Варианты ответов – Язык мой – враг мой; Доброе слово кошке приятно; Слово не воробей вылетит, не поймаешь; Слово-серебро, молчание-золото.)

— Молодцы, такие слова вспомнили о языке. Знаете, а мне, кажется, если бы эта притча родилась в наше время, то она могла бы заканчиваться так: «…языком мы произносим нецензурные слова». Действительно, наш язык многофункционален. Одной из его функций является общение. Оно может нести не только положительную информацию, но и отрицательную. Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, насколько точно мы подбираем слова, разговаривая с другими? Всегда ли наша речь чиста? Ведь даже, одним словом можно очень сильно обидеть человека.

В большинстве этих случаев нам мешает привычка переходить на жаргон, использовать нецензурную речь. Сейчас ее можно встретить везде: начиная с малышей и заканчивая стариками. Она стойко укрепилась в нашем языке. — Что такое нецензурное слово? Послушайте, что об этом нам сообщает словарь (даются понятия арго, жаргон, мат, нецензурное слово).

  • АРГО́ — Условные выражения и слова, применяемые какой-нибудь обособленной социальной или профессиональной группой, её условный язык.
  • ЖАРГО́Н — Речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.
  • МАТ – неприличная брань, нецензурная ругань.
  • НЕЦЕНЗУРНОЕ
  • СЛОВО – непристойные, недопустимые слова.

— А как вы думаете, как она проникла в русский язык? Принято считать, что нецензурная речь в русский язык проникла во времена татаро-монгольского ига. На территорию Древней Руси обрушилась орда необузданных кочевников, которые творили то, что обычно завоеватели полудикие с примитивной культурой, с чисто животными инстинктами. Они грабили, убивали, насиловали женщин. Не случайно матерные выражения содержат в себе смысл действия самовольного насильника, который ничем не ограничен в своей первобытной дикости.

— В книге В.С. Миловатского «Об экологии слова» отражен взгляд церкви на эту проблему. Книга написана верующим человеком: «Напрасно юные и совсем уже юные мальчики считают мат признаком силы, мужественности, удали, «крутости». Большое зло скрывается в этих бессмысленных, противно-вульгарных выражениях, и выражают лишь темноту и злобу».

— Действительно, все это относится к речевой скверне, которая омертвляет окружающее, тормозя нашу культуру, замедляется развитие интеллекта у общества, т.к. люди не в состоянии выразить свою мысль связно и без сквернословия. Сам по себе мат вне языка ничего не значит. Он лишь паразитирует на языке, который отлично обходится без него. Мертвенность идет от мата и умертвляет окружающее. Дети, вырастающие в такой среде, развиваются ущербными психически, умственно, культурно. Ребята, как вы думаете, к чему это приводит?

Источник: http://lit-yaz.ru/kultura/89930/index.html

 

Чудесная притча: О твердом и пустом

Твёрдое — то, на что можно опереться, не провалишься. Это слова или цифры, которым можно верить. Человек, на которого можно положиться — не подведёт. Автомобиль, который полностью исправен и заправлен бензином в нужный момент и заведётся и поедет. Твёрдое — это и есть твердое.

Пустое — то, на что нельзя опереться — провалишься. Информация, которая может оказаться ложной или неполной, неточной. Солдат, который испугается и убежит. Друг, который пообещает и не сделает. Фабрика, которая портит материалы, не производя ничего пригодного. Пустое — это и есть пустое.

Научится отличать твёрдое от пустого — самое важное из всех искусств.

Комбинация твёрдого и пустого дает пустое. А что она еще может дать?! Многие дела человеческие производятся впустую, потому что содержат что-нибудь пустое.

Маленького мальчика дедушка отдал чужим людям учить ремеслу. Но не делали они этого и ещё очень плохо к нему относились. Когда мальчику стало совсем невмоготу, написал он дедушке письмо. Подробно и убедительно обрисовал свои беды, да вот адрес на конверте написал очень уж неконкретный: «На деревню дедушке». Не дойдёт письмо с таким адресом, напрасно будет ждать мальчик своего дедушку.

Содержание письма — это твёрдое. А вот адрес — пустое. В результате — пустое.

Мы бываем в положении этого мальчика чаще, чем наше самолюбие может в это поверить. Ведь если среди двадцати твёрдых элементов — действий — хоть одно оказалось пустым — все усилия пропали зря.

Отделение твердого от пустого подобно действию ножа, очищающего яблоко. Запах яблок каждый раз напоминает об этом высшем из искусств — отделении пустого от твердого. опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/143003-chudesnaya-pritcha-o-tverdom-i-pustom

Слово о сквернословии

 

На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее человека свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение.

Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, — порок. Но незаметно и сквернословие становится болезнью.

Человек уже не может построить элементарного  предложения, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз.

А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня?

Все, наверное, знают, что если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.

Несколько фактов о сквернословии:

История возникновения матерных слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира.

И ни одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то что вслух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

И в  древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику.

Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной.

На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что приличным  поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием  от бранной ругани.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Доктор биологии академик медико-технических наук Петр Горяев опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами.  Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Другой ученый – доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека,– это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь — путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

И всегда помните:

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить,

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить!

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать
— Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Эдуард Асадов


 

Кому ещё не ясно:

мы гибнем без сраженья!

И головы на плахи

врагам мы подставляем;

язык свой, как неряхи,

мы матом оскорбляем.

Мат разлагает всех:

ходячий смертный грех;

он ходит по Руси,

иконы выноси!

Завёл в болото он,

с ним бесов легион.

Народ мой в мате тонет

и корчится, и стонет.

Неизвестный автор

***
Мат присутствует давно, И безрезультатна смута. Кто-то скажет всё равно: «Матом выражаться круто!» Мат как заклинанье зла — Зло беспомощно и грубо — Зло страдает от тепла — Матом выражаться глупо.

Сергей Игнатьев

***

Наступит время, и общенье матом
В беседах, в Интернете, или в Думе
Для говорящих станет КОМ-ПРО-МАТОМ,
Билетом волчьим и штрафною суммой.
Но постараться раньше всем нам надо,
Чтобы очистить наш язык от мата!

В. Храбров

По материалам Интернета

Источник: http://iszelenije.blogspot.ru/2013/11/blog-post_9.html

Притча о добром слове


В давние – стародавние времена на берегу одного озера поселился Дракон. Огромный как дом, с глазами как блюда, ноздрями как блюдца, с крыльями как деревья, когтями как кухонные ножи, зубами – как столовые вилки, да к тому же еще и огнедышащий.

Сначала он таскал скот из соседних селений, потом принялся за людей. Кто смог – убежал или уехал, а те, кто остался в деревнях, жили в страхе и трепете. Лучшие витязи королевства приезжали бороться с ним. Но никому не удалось справиться. Одним он помял железные доспехи, других опалил огнем, а многих просто схватил железными когтями и унес в небо. Не помогли ни заклинатели, ни чародеи.

Плакали люди селений и не знали, что делать, видно, надо было готовиться к смерти. И тут кто-то вспомнили о святом человеке, старце-отшельнике Георгии, который жил недалеко в горах, в пещере совершенно один. И пошли к нему с прошением: «Ты святой человек, все жизнь Бога молишь, он тебя послушает. Помоги нам, спаси от Дракона!» – молили они.

И пошел с ними Георгий на берег озера и подошел к пещере, где жил чудовищный Дракон. Выполз Зверь: чешуя так блестит, что больно смотреть, шею вытянул – из ноздрей дым как из трубы, лапы с когтями вытягивает, шипит – и подбирается к старцу. Люди замерли, издали наблюдая, как Чудище подбирается к безоружному Георгию все ближе, ближе, ближе.

Эх, пропадет святой человек ни за грош! Но сказал человек ему ЛАСКОВОЕ СЛОВО, повернулся и пошел в гору. А дракон … пополз за старцем на брюхе, торопясь и подпрыгивая, будто боялся отстать. Прямо как маленькая преданная собачонка. Так вместе и шли они в горы, по узкой тропе – Зверь и Человек, будто разговаривали. И никто их никогда больше не видел.

И отшельника старца Георгия в тех местах стали звать Святым и молиться на него как на спасителя. И создали притчи, и написали картины-иконы про его деяния.

И прошло с тех пор много и много веков. На первых иконах, написанных в те давние времена, между Георгием и зверем нарисовали веревочку – так древние люди хотели показать, как Человек привязал Чудовище словом.

На последующих иконах веревка становилась все толще и крепче, а еще через несколько поколений веревочка превратилась в копье – и стали Святого Георгия считать укротителем зверя, а потом и вовсе сделали его воином, на коне, да с оружием.

Написанное живет дольше сказанного, и потому скоро Георгия стали именовать не отшельником, а воином, победителем. Даже на монетах стали рисовать.  Посмотрите на обратную сторону мелких российских монет.

Так молва изменила старую притчу, утеряв ее главный смысл.
Но мы-то с тобой знаем: не было ни копья, ни верёвки, а было слово, Ласковое Слово, которое человек сказал чудищу.

Источник: http://secrets-of-women.ru/pritcha-o-dobrom-slove/

О вреде сквернословия, мата

Сегодня «Здраво-Браво» поднимает для некоторых очень неприятную тему, а для других – даже очень привычную. Сегодня поговорим о вреде сквернословия, мата.

Русский мат стал сегодня уж очень даже привычным и естественным. Что это: вредная привычка, распущенность или все же естество? Думаю, что ответ на этот вопрос зависит от воспитания и круга общения.

Что такое сквернословие?

Если открыть словарь В. Даля, то можно найти ответ на этот вопрос. Слово «сквернословие» происходит от слова «скверна», а это все что омерзительно,  гадко и богопротивно.

Зачастую, подросткам кажется, что если они произносят скверные слова, особенно русский мат, то так они выглядят в глазах других более независимо и взрослее. Или же они просто хотят быть своими среди группы сверстников, у которых существует мода на русский мат.

Но большинство людей прекрасно понимают, что сквернословие – это показатель неуверенности в себе, попросту можно сказать: это — неприкрытое хамство. Что интересно, проблема сквернословия всегда считалась проявлением духовной болезни.

Ведь слова Сократа о том, что нравственные качества человека можно узнать по его речи, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Если заглянуть глубоко в историю мата, то матерщина имеет корни русские. В древней Руси его применяли для заклинаний. Таким образом, вступали в связь с нечистой силой, чтобы договориться о не причинении зла.

Но при этом соблюдали поверье, говорящие о том, что если ругаться в доме, материться на детей, то тем самым можно навлечь бесов на жилище или дети могли бы стать душевно больными.

Проклятие всегда считалось самым ужасным, ведущему к мучениям и даже смерти — его очень боялись. Даже в лесу и у реки остерегались произносить бранные слова, чтобы не обидеть лешего или водяного.

Ведь выражение «поле брани» связано не с полем битвы, а именно с бранью, только там без вреда можно было выкричаться и снять свою негативную энергию – пустить слова на ветер среди поля.

  • Сегодня же мат люди часто используют в своей речи для того, чтобы, как им кажется, повысить свою эмоциональность, можно сказать: «достучаться до сознания другого человека».
  • Порой сквернословие используют для собственной эмоциональной разрядки или унижения другого человека.
  • Забияки так хотят показать, что они ничего не боятся и скверными словами демонстрируют свою агрессию.
  • Современные нигилисты матерщиной хотят показать, что они относятся к любым запретам, в том числе и к сквернословию пренебрежительно и, произнося гнусные слова, ведут себя, как им кажется, расковано, а на самом деле просто хамят.
  • Огромное влияние при этом оказывает среда общения, где присутствует в речи жаргон, сленг, часто допускающий употребление мата.

Но если взглянуть правде в глаза, такие люди просто не имеют достаточного словарного запаса, чтобы выразить свою радость или гнев как то по-другому. «Богат и могуч русский язык» — это не для них.

Все мы – человеки – часть материальной системы, часть космоса. Взаимосвязь и взаимообмен энергиями влияет на жизнь не только того, кто марает своими словами слух других, но и всего окружающего живого мира. Живое, доброе слово способно оживить, мертвое, скверное слово – убить.

Недаром, огромную возрождающую силу имеет молитва, и такую же по мощи разрушительную силу имеет матерщина.

Вред сквернословия

То, что мат и сквернословие вредят здоровью — это уже доказанный факт. Ученые при своих исследованиях доказали,  что бранные словеса, постоянно произносимые человеком, просто «взрываются» в организме человека и влияют на мутацию клеток ДНК.

Это оказывает влияние на постепенное и незаметное деградированние  человека, а на генетическом уровне и на их потомков.

Ученые изобрели аппарат, способный проследить электромагнитные колебания человека при различном произношении слов (интонация, словоформы, энергетический посыл и информационный код).

Как известно, электромагнитные волны разной частоты влияют на молекулы ДНК: гены меняются местами из-за того, что хромосомы  изменяются, можно сказать, рвутся и неестественно изгибаются.

Результат: ДНК изменяет свой генетический код, т.е. происходит мутация клеток. Это можно сравнить с воздействием радиоактивного облучения. Вот так следующие поколения становятся слабее и постепенно деградируют.

Хочу вам рассказать одну притчу С.С. Орбелиани из книги «Мудрость вымысла»:

Однажды охотник пригласил к себе домой медведя. Но жене очень не понравился запах этого зверя и она, не сдерживая себя, грубо сквернословя, сказала об этом так, что медведь все слышал. Обидевшись, он ушел в лес.

Когда охотник снова пришел в лес, то медведь сказал ему: «Прошу тебя, ударь меня по голове». Как не отнекивался охотник, но медведь не отставал. Пришлось выполнить просьбу медведя – на голове мишки появилась рана. От боли он убежал в лес.

Через некоторое время опять встречаются охотник и медведь в лесу. «Как ты?» — спрашивает охотник, — «Рана от топора зажила, а вот рана от слов твоей жены все еще ранит меня, ни как не могу забыть» — с горечью в голосе ответил медведь.

Мат не только способствует деградации личности, снижая интеллект, калечит нравственно и духовно. Часто он даже подталкивает на провокацию преступлений. Ведь создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности.

Но самое важное, что сквернословие и здоровье не совместимы, оно опасно для здоровья. Преждевременное старение и появление хронических заболеваний зачастую связано с негативной энергетикой таких слов.

Бездуховность напрямую связанна с безнравственностью и в речи. А сейчас уже доказано, что большинство физических недугов исходит от болезни духа: мыслей, эмоций, слов, поступков.

Как избавиться от сквернословия

Что же делать, если эта не только вредная, но и безнравственная привычка укоренилась?

  1. Мотивировать себя: продолжая выражаться негативно и нецензурно, просто включается программа на самоуничтожение себя и своих потомков.
  2. Самосовершенствование должно стать стилем жизни
  3. Выработать привычку, обходиться без бранных слов. Программа в 21 день, говорят, помогает избавиться от желания произносить матерные слова.

Вот если бы человек обладал способностью видеть разрушительное действие сквернословия на клеточном уровне. Какая это мощная отрицательно заряженная взрывная волна, которая распространяется всего лишь от одного браного слова, то он никогда бы не стал произносить его.

Давайте будем внимательны к тому, что исходит из наших уст. Сквернословие и состояние нашего здоровья напрямую взаимосвязано. О вреде сквернословия должен знать каждый. Говорите об этом своим детям – тем самым вы сохраните здоровье следующего поколения.

Источник: http://zdravo-bravo.ru/net-vrednim-privichkam/o-vrede-skvernosloviya

Ссылка на основную публикацию