Праздник жертвоприношения, Курбан-Байрам, Ид аль-Адха

Более 1400 лет тому назад последний пророк Аллаха Мухаммед (мир ему) назвал праздник жертвоприношения величайшим праздником всех мусульман. Праздник жертвоприношения Ид аль-Адха, или тюркский Курбан-байрам, – один из главных мусульманских праздников.

Он отмечается на десятый день месяца Зу-ль-хиджжа, когда паломники, совершающие хадж, приносят в жертву животных в долине Мина в память о том, как Ибрахим готов был принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила в знак своей покорности и преданности Всевышнему.

Но Аллах, испытав Ибрахима, остановил занесенную над сыном руку и послал ему белого агнца, который и был заклан в жертву.

Курбан-байрам по-мароккански

Кто после знаменитого сериала «Клон» не мечтал побывать в Марокко? Неверное, мало найдется таких людей. Да еще в дни мусульманского праздника Ид-аль-Бабир. Да, именно так марокканцы и называют праздник жертвоприношения, именуемый нами Курбан-байрамом.

Королевство Марокко – одно из древнейших государств Магриба, занимающее крайне западную часть обширного арабского мира. Арабы называют Марокко Аль-Магриб или Аль-Магриб аль-Акса, что означает «стран дальнего Запада», европейцы – Марокко (по имени одной из ее древних столиц – Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный»).

Здесь, как и во всем мусульманском мире, праздник жертвоприношения Ид-аль-Бабир начинают отмечать с восходом солнца. Все мусульмане одеваются в нарядные одежды и идут в мечеть к утренней молитве. Жители Рабата посещают мечеть Хасана (XII века) или Большую мечеть (XIV века).

По окончанию молитвы марокканцы собираются группами на улицах и поют славословие Аллаху (такбир). Затем они снова идут в мечеть, где слушают праздничную проповедь имама (хуибу) и совершают совместную молитву. Часто праздничная проповедь произносится в форме рифмованной прозы.

Во времена праздника читается особая молитва, называемая салат аль-идайн, а также суры Корана. Праздничные молитвы обычно сопровождаются раздачей милостыни.

По окончании молитвы в мечети мусульмане идут на кладбище, где совершают поминовение усопших, и уже после этого приступают к обряду жертвоприношения.
Главной особенностью марокканцев является музыка, которая занимает важнейшие место в праздники и даже в повседневной жизни. Она сопровождает все события, как счастливые, так и несчастливые, и так повелось с незапамятных времен.

Праздник жертвоприношения в Саудовской Аравии

Обычно в королевстве Саудовской Аравии, в дни великого праздника жертвоприношения Ид-аль-Адха реализовывается проект помощи единоверцам. На крупнейшей в мире бойне «Аль-Муайсам» под Меккой в первый день праздника приносят в жертву свыше 700 тысяч баранов и десять тысяч верблюдов и коров.

Забой жертвенных животных с соблюдением необходимых обрядов производят около 18 тысяч мясников в присутствии 730 ветеринаров и около 700 студентов-богословов.

Мясо в консервированном и замороженном виде уходит в качестве дара королевства неимущим мусульманам в 27 странах мира и исламским общинам в соответствии со специальным графиком.

За период осуществления этого проекта с 1983 года в королевстве были забиты свыше 4 миллионов жертвенных животных.

Ид-аль-Адха в Египте

В Египте, где большинство населения составляют арабы, Ид-аль-Адха начинают праздновать по окончании паломничества в Мекку три-четыре дня. Они приносят в жертву барана или верблюда, после чего готовят праздничные кушанья. Нередко столы выносят прямо на улицы, чтобы отведать угощения мог каждый прохожий.

Для кульминации праздника специально откармливают жертвенных животных, деля его мясо с неимущими единоверцами, ибо Ид-аль-Адха еще и праздник милосердия. Это ритуальное угощение называется худойи или саадака. Над приготовленной к закланию жертвой мулла читает специальную молитву.

  • В принципе любой мусульманин может произнести над жертвой краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах акбар» («Во имя Аллаха, Аллах велик!»). Прежде чем барана режут, его валят на земля головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть.
  • Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или почетные приглашение близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки.
  • В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желанным.
    По легенде, дорога, в рай идет через мост Аль-Сират над адской пропастью. Он широк для праведников, а для грешников острее сабли и тоньше волоска.

У входа на этот мост в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Курбан Байрам, на которых их хозяева будут переправляться в вечную жизнь. Потому жертвенные бараны часто украшаются – чтобы быстрее найти их у моста Аль-Сират…

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

— или как еще называют Арабские Эмираты страна изобилия и высочайшего уровня жизни, очень молодое государство, образованное в 1971 году, после того, как из Персидского залива ушли англичане. В этом году здесь к Ид-аль-Адха готовятся основательно. Его празднование продлится с 29 декабря по 1 января включительно.

По решению министерства развития правительственного сектора, в эти дни будут закрыты все государственные и муниципальные учреждения страны. 29 декабря будет первым днем праздника Ид-аль-Адха. 1 января является официальным праздником Нового года в ОАЭ.

29 декабря, в день центрального обряда хаджа (паломничества) – престояния у горы Арафат будут запрещены все увеселительные представления и живая музыка.

Источник: https://avdet.org/ru/2017/08/29/kurban-bajram-v-dalekih-stranah/

Праздник Курбан-Байрам (Ид Аль-Адха). Описание. Даты

Скоро наступит праздник Курбан-Байрам (Ид Аль-Адха)! Готовьте баранов!

Близится священный для каждого мусульманина день — день жертвоприношения! Праздник, который в Исламском мире отмечают наряду с Рамадан-Байрам (Ид Аль-Фитр). В этот день мусульмане приносят Аллаху священную жертву.

В 2013 году Курбан-Байрам (Ид Аль-Адха) отмечается 15 октября. Праздник длиться три дня, чтобы верующие могли успеть принести жертву и раздать мясо жертвенного животного обездоленным, сиротам и малоимущим. 14 октября 2013 года — день Арафа — стояния на горе Арафат. В этот день принято держать пост (сунна).

Ниже приведены даты празднования Курбан-Байрам до 2017 года. К тому времени мы обновим информацию на сайте  :01:

2013 — 15 октября  2014 — 4 октября  2015 — 23 сентября  2016 — 11 сентября

2017 — 1 сентября

Какова же история этого замечательного праздника?

История праздника уходит в далекое прошлое, во времена пророчества пророка Ибрагима (мир ему).

Пророк Ибрахим (мир ему) — один из наиболее великих и значимых посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк (мир ему и благословение) приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости.

Как-то раз пророк Ибрахим (мир ему) сказал: «Все, что я принес в жертву, — это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего». Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху.

К тому времени у Ибрагима еще не было сына. Через некоторое время Ибрахим (мир ему) забыл о своих словах, но это не значит, что он изменил свое мнение. Переселившись в Палестину, он стал просить у Аллаха сына. Но только в преклонном возрасте у пророка (мир ему и благословение ) родился ребенок, которого он назвал Исма‘илом.

Естественно, что ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял особое место в сердце родителя.

Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророк Ибрахим (мир ему) во сне услышал голос, который произнес: «О Ибрахим! Исполни то, что обещал». Проснувшись, он засомневался, был ли этот сон от Аллаха или от шайтана.

По этой причине этот день (восьмой день зуль-хиджа) стали называть днем «размышления» (Тарвият). Во вторую ночь сон повторился. Утром он понял, что это знамение от Аллаха. Этот день назвали днем «познания» (‘Арафа), а местность, где он видел сон, тоже назвали ‘Арафа. В третью ночь он увидел тот же самый сон.

Теперь он уже вознамерился принести жертву. Поэтому этот день назвали днем «жертвоприношения» (Нахр).

Желая испытать искренность и покорность Своего любимого пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву своего единственного сына.

Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним — превыше всего! Поэтому Ибрахим (мир ему) незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению. Он сказал своей жене Хаджар, чтобы она искупала сына и надела на него красивую одежду, так как он идет с ним в гости.

Мать надела на сына самую красивую одежду, умастила благовониями и расчесала ему волосы. Так же безропотно и без малейшего колебания покорился воле Всевышнего и сын Ибрахима (мир ему) Исма‘ил. Сын знал, что отец — пророк и то, что он говорит, — это воля Аллаха.

Вот разговор отца и сына, являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для верующих на все времена.

«Отец сказал: «Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убиением тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты?».

И сын сказал: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я — коли угодно Богу, — найду в себе смирение и твердость. Отец, сними сначала мою рубашку, чтоб она не испачкалась. Вид крови может испугать мать, а чистая рубашка ее успокоит. И когда ты будешь исполнять наказ, поверни меня лицом к земле, ибо, видя мои глаза, вдруг не сможешь исполнить волю Аллаха».
Пророк Ибрахим (мир ему), полностью покорный воле Творца, поверг своего сына на землю и поднес нож. Но нож не оставил и следа на коже. Тогда сын стал подсказывать, чтоб отец резал с другой стороны, но снова ничего не получилось. Отец и сын были обеспокоены тем, что не смогут исполнить волю Творца. Отец пытался снова и снова, но нож скользил как по железу. В этот момент Всевышний открыл небеса и показал всем Своим творениям готовность человека пожертвовать самым дорогим — единственным сыном — ради Аллаха, тем самым доказав им превосходство лучшего и любимого Его творения над остальными. Ибрахим (мир ему) ударил ножом об камень, и камень раскололся на две части. Тут он воскликнул: «Нож режет камень, но не режет плоть!» И тогда, по воле Всевышнего, нож заговорил: «О Ибрахим! Ты говоришь — режь, в то время как Господь Миров приказывает — не режь. И как же я выполню твое повеление, не повинуясь твоему Господу?». Отсюда следует, что, как бы люди ни старались, каждая вещь, будь то нож, огонь или вода, выполняет свое назначение только по желанию и воле Творца. Аллаху не нужна была кровь Исма‘ила, и поэтому был явлен ангел Джибриль (мир ему), возвестивший о том, что Ибрахим выдержал испытание Господне. Затем ангел принес рогатого барана из Рая, и отец с сыном принесли его в жертву Всевышнему.

Это знаменательное деяние пророка Ибрахима (мир ему) легло в основу традиции верующих совершать жертвоприношение, отмечая таким образом это великое событие в истории человечества. Жертвоприношение является символом искренности и преданности Богу, проявленными пророком и его сыном.

Эта история не только памятна как начало праздника, но и во многом поучительна для нас. Так, мы видим, что как бы велико ни было выпавшее на их долю испытание, отец с сыном думают только об исполнении воли Аллаха. По дороге к месту жертвоприношения за ними следовал иблис, который всячески отговаривал то отца, то сына.

  • Но они поочередно отгоняли его, забрасывая камнями. Иблис ушел униженный, и Аллах обязал нас во время хаджа кидать камни в этом месте, как бы отгоняя сатану. Тогда иблис вернулся к матери и пытался убедить ее спасти сына. Но верующая Хаджар (да будет доволен ею Аллах!) отвечала, что Ибрахиму виднее, что делать, и прогнала его.
  • Дай Аллах каждому из нас крепкую веру, присущую нашим предкам. Праздник жертвоприношения ‘Ид-аль-Адха приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного сбора мусульман. Последующие за ‘Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика».
  • Начиная с захода солнца накануне дня ‘Ид аль-Адха и до праздничного намаза мусульмане громко читают такбир. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная со дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа.

Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, т.е. провести в бдении и поклонении. После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника, постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.

В день Курбан-байрама также совершается праздничный намаз, режут жертвенных животных, раздают мясо нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника.

Давайте и мы встретим его достойно, как подобает настоящим мусульманам. Позаботимся заранее о том, где и как будем резать жертвенное животное. Чтобы уже в праздничный день быть подготовленным ко всем необходимым обрядам.

Источник: http://govzpeople.ru/news/137-prazdnik-kurban-bajran-id-al-adxa-opisanie-daty.html

Курбан Байрам — праздник жертвоприношения 2017

 

в 2017 году отмечается 1 сентября

Курбан Байрам — один из самых значимых в исламской религии и известен как праздник жертвоприношения, если переводить дословно. Правоверные называют его Ид аль-Адха, приходящийся на 10-й день месяца зуль-хиджа. Так как календарь имеет отличия от общепринятого, то дата этого праздника ежегодно меняется.

  • В этот день завершается Хадж – паломничество по святым местам, которое должно быть выполнено каждым верующим. Ежегодный праздник жертвы выражает духовное обращение к Богу.
  • Особая ритуальность демонстрируется ещё с вечера предыдущего дня, когда благочестивые мусульмане начинают читать специальные молитвы. Считается почетным провести ночь в богослужении, чтобы встретить достойно праздник с восходом солнца.
  • Совершать намаз допускается не только в мечети, хотя только там есть возможность услышать проповедь имама.
  • Кульминацией праздника является жертвоприношение, которое выполняется по определенным канонам и особенно угодно Аллаху. Оно упоминается в Суннах Корана, а совершаемому такое деяние оказывается милость господа в виде стирания грехов.
  • Идеально совершить заклание верблюда или барана, а когда-то перед пророком Ибрахимом встал выбор: совершить жертвоприношение собственным сыном или предать веру.

Поздний единственный ребёнок, юноша Исмаил, был почти принёсен в жертву около Мекки, ведь так захотел Аллах, явившись в лице посланника Джабраила во сне. Волей Всевышнего испытание было прервано, а верность награждена рождением ещё одного сына.

Аналогичное предание существует и в ветхом Завете, только вместо коранических пророков, фигурируют Авраам и его сын Исаак.

Замена на животное по традиции должна быть полноценной.

Животное для ритуального приношения выбирается самое лучшее, а свои благие намерения в праздник можно выказать, раздав бедным и нуждающимся определенную часть угощения.

Разделить на 3 части, не забыв про гостей и родных – традиционный вариант, предписанный Шариатом. Мясо нельзя оставлять или менять: экономить на вере точно не стоит, хотя не возбраняется поделиться с людьми другой веры.

Есть свои особенности у празднования на территории России, особенно в тех регионах, где ислам не является приоритетной религией, в отличии, например, от Дагестана, Татарстана, Чечни.

Некоторая кровавость и жертвенность не очень нравится остальным жителям, особенно крупных городов.

Сам способ забоя животных противоречит всем адекватным нормам и конечно, не приветствуется экологами, правозащитниками, и людьми, не приемлющими жестокость.

Зато с 2014 года, многие военнослужащие РФ имеют шанс на специальный выходной для соблюдения всех важных обрядов и посещения мечети.

Во многих мусульманских странах и некоторых регионах России он является официальным выходным. Его можно праздновать 3 дня, совершая визиты родным и близким, одаривая их подарками.

Традиционным считается приветствие «Ид мубарак», которое объединяет всех верующих в великий праздник.

 

Источник: https://kakoj-segodnja-prazdnik.com/musulmanskie-prazdniki/kurban-bajram

Исламские праздники: дни разговения и жертвоприношения (Ураза- и Курбан-байрам)

Практически в каждой стране люди отмечают те или иные праздники, которые могут быть международными, национальными, религиозными, местными и так далее.

В мусульманском мире тоже имеются свои праздники, и некоторые из них напрямую связаны с исламской религией. Однако из-за наличия в исламе множества различных течений и правовых школ, некоторые праздники могут признаваться таковыми в одних общинах и не отмечаться – в других.

Лишь 2 праздника считаются общими для всех мусульман – это праздник разговения (Ид аль-Фитр, Ураза гает, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан гает, Курбан-байрам).

На это указывает хадис Посланника Всевышнего (с.г.в.), гласящий: «Воистину, Творец заменил их (доисламские праздники – прим.

IslamGlobal) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (приводит Абу Дауд).

Остановимся на этих торжественных датах мусульманского календаря подробнее.

Как отмечается Ураза-байрам

День разговения (Ураза-байрам) – праздник, отмечаемый мусульманами по случаю окончания поста, который соблюдается верующими в Священный месяц Рамазан. Он приходится на первый день месяца Шавваль. Элементы праздника следующие:

1. Выплата фитр-садака

На протяжении месяца Рамазан правоверные выплачивают специальную милостыню – она служит своеобразным актом материальной поддержки нуждающихся и способом очищения от маленьких грехов, которые были совершены в течение священного месяца ислама. В хадисе говорится: «Посланник Всевышнего обязал раздавать закят уль-фитр как средство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающегося» (Абу Дауд).

Отсюда следует, что тем, кто не пожертвовал садака фитр на протяжении Рамазана, надлежит выплатить её в День разговения, однако совершить это нужно до начала праздничной молитвы.

2. Праздничная молитва (гает-намаз)

Важнейшим событием этого дня для верующих должно стать совершение праздничного намаза. Время его совершения наступает приблизительно через полчаса после восхода солнца и завершается в момент нахождения солнца в зените.

В то же время в среде мусульманских богословов имеется разброс мнений относительно необходимости совершения данной молитвы. Одни мусульманские учёные относят это к категории необходимых деяний (ваджиб), другие же полагают, что выполнение ид-намаза желательно (суннат).

Кроме того, богословы разошлись во взглядах и насчёт возможности индивидуального совершения данной молитвы. Одни уверены, что читать праздничный намаз дозволено только с джамаатом, то есть коллективно, другие же полагают, что его совершение допускается и индивидуально.

При этом все мусульманские учёные едины во мнении, что от коллективного чтения ид-молитв в мечетях освобождаются следующие категории людей:

— женщины, которым праздничный намаз лучше совершить дома и в индивидуальном порядке;

— несовершеннолетние (с исламской точки зрения), то есть дети, не достигшие полового созревания;

— путники – ими, согласно Шариату, признаются люди, отдалившиеся от дома на расстояние более 87 км и на срок не более 15 суток;

— недееспособные как физически, так и душевно больные люди.

Перед праздничной молитвой мусульманам надлежит очиститься путём совершения полного омовения (гусль), одеть чистую и красивую одежду и надушиться благовониями.

Сам праздничный намаз в целом схож с любым иным намазом, хотя и имеет свои отдельные особенности. Молитва состоит из двух ракаатов, в каждом из которых верующие совершают по 3 такбира. А в первом ракаате за прочтением суры «Открывающая», как правило, следует сура «Высочайший».

Кроме того, правоверные в этот день обычно навещают родственников, совершают благие дела, раздают милостыню, посещают могилы своих покойных родных и близких и т.д.

Как провести Курбан-байрам

Вторым по счёту, но не по значению, в исламском вероучении идёт праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-байрам).

Его отмечают десятого числа месяца Зуль-Хиджа – спустя 70 дней после праздника разговения.

В этот день мусульмане начинают совершать курбан в знак благодарности своему Создателю за те блага, коими Он их наделил. Само жертвоприношение может длиться до четырёх дней (см. ниже).

Ид аль-Адха включает следующие религиозные обряды:

1. Совершение праздничного намаза

Аналогично Дню разговения, верующие в Ид аль-Адха совершают праздничный намаз, который не имеет никаких отличительных особенностей от намаза, совершаемого в Ид аль-Фитр.

2. Жертвоприношение

Основное же событие Курбан-байрама – это, безусловно, сам обряд жертвоприношения. Совершение его в этот день восходит ко временам Пророка Ибрахима (а.с.), когда Аллах ниспослал тяжелейшее испытание, а именно – приказал ему принести в жертву своего старшего сына, Пророка Исмаила (а.с.).

Убедившись, что Ибрахим (а.с.) готов с достоинством пройти данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу зарезать в качестве жертвы барана. В сборнике хадисов от Абу Дауда даже можно встретить изречение Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Жертвоприношение – это сунна Пророка Ибрахима».

Обряд жертвоприношения в Ид аль-Адха входит в число наиважнейших видов поклонения Единому Богу. Ведь в Своём Откровении Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Однако в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения жертвоприношения. Одни относят это к категории необходимых действий (ваджиб). И в качестве довода приводят вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят жертвоприношение в Курбан-гает к категории желательных действий (суннат).

Сторонники такой позиции опираются на хадис: «Пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (Муслим).

В данном случае эта часть учёных заостряет внимание на словах «кто желает совершить жертвоприношение…», что, на их взгляд, прямо указывает на желательный характер данного обряда.

Совершить курбан верующие могут как в 10-й день месяца Зуль-Хаджа, так и в последующие три дня, именуемые днями ташрика, которые так же считаются праздничными днями.

Добавим, что в Курбан-байрам, как и в день празднования Ид аль-Фитр, правоверные посещают своих родственников, усердствуют в совершении благих дел, раздают милостыню и т.д.

Источник: https://islam.global/verouchenie/adaby/islamskie-prazdniki-dni-razgoveniya-i-zhertvoprinosheniya-uraza-i-kurban-bayram/

Курбан-байрам. Этикет и правила праздника

Курбан-байрам или Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎‎‎ — праздник жертвоприношения) в исламе — это день радости, благодарения, поклонения, братства, солидарности и нравственности. Мусульманин должен воспользоваться этим днем, чтобы быть ближе к Всевышнему Аллаху.

  • Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
  • Здесь он сослался на то, что эти два праздника (Ид аль-Фитрр и Ид аль-Адха) предназначены исключительно для мусульман.
  • У мусульман нет больше праздников кроме этих двух. Анас (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал:
  • Эти два праздника являются одними из знамений Аллаха, к которым мы должны проявить внимание и понять их цели. Ниже мы подробно рассмотрим правила и этикет праздника Курбан-байрам (Ид аль-Адха).

Правила Курбан-байрама

  1. Пост. Поститься в этот день — харам. Согласно хадису Абу Саид аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором сообщено, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день Фитр и в день Адха (Муслим).
  2. Праздничная молитва.

Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва является ваджиб (должное, но не с такими вескими доказательствами, как у фард). Это по мнению ученых ханафитского мазхаба и шейха аль-Ислам ибн Теймии. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (обязательный для мусульманской общины). Этого мнения придерживаются Ханбалиты.

Третья группа придерживается мнения, что молитва Ид аль-Адха — это сунна муаккада (действия, которые Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно и пропускал очень редко). Это мнения разделяют маликиты и Шафииты.

  • Дополнительные молитвы. Нет дополнительных молитв, которые проводятся перед или после праздничной молитвы.

 

Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), молился в день Ид аль-Адха в два ракята без дополнительных молитв перед и после. Это в случае, если молитва возносится на открытом пространстве . Однако, если люди совершают праздичную молитву в мечети, то они должны молиться два ракята молитвы Тахиятуль-масджид (после входа в мечеть).

  • Участие женщин в праздничной молитве. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха ) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие в праздничной молитве и состязаться друг с другом в благочестии и богобоязненности.Женщина в момент месячных не должна оставлять поминания Аллаха или места собраний с целью поиска знаний и поминания Аллаха — кроме мечетей. Женщины, безусловно, не должны выходить на улицу без хиджаба.

Этикет Курбан-байрам

  1. Гусль (полное омовение). Считается правильным принять ванну в день Ид аль-Адха, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной в день Ид: отправиться в место совершения праздничной молитвы, принять ванну и поесть перед выходом (если это Ид аль-Фитр)».
  2. Еда перед выходом на молитву. В отличии от праздника Ид аль-Фитр в который рекомендуется принять нечетное количество фиников перед выходом на молитву, в Курбан-байрам рекомендуется не есть до окончания праздничной молитвы, когда можно употребить мясо жертвенного животного.
  3. Такбир в день Ид аль-Фитр. Это является одной из самых больших сунн в этот день. Аль- Даракутни и другие сообщили, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он усердно читал такбир, пока не достигал места молитвы и продолжал делать такбир, пока не приходил имам.
  4. Поздравления с праздником. Люди могут обмениваться поздравлениями и добрыми пожеланиями на Ид, в любой словесной форме. Например, они могут сказать друг другу «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Да примет Аллах от Вас и от нас), «Ид мубарак» (Счастливого праздника). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Передано Ибн Хаджаром)
  5. Одевание своей лучшей одежды в день Ид. Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «У пророка (мир ему и благословение Аллаха) был джубба (плащ), который он носил на Ид и по пятницам». Аль- Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, таким образом, мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.
  6. Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы. Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял свой маршрут по возвращению в день Ид с праздничной молитвы. (Аль -Бухари).

Источник: https://namaz.today/blog/kurban-bajram-etiket-i-pravila-prazdnika

История и традиции исламского праздника жертвоприношения Курбан-байрам

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название — Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа — паломничества в Мекку. ТАСС рассказывает, как узнать дату праздника и какие традиции связаны с ним.

Хадж — одна из основных обязанностей мусульманина, гарантирующая ему отпущение грехов и достижение, согласно верованиям, вечного блаженства в загробной жизни. Каждый правоверный, согласно исламскому вероучению, обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж. После этого он имеет право именоваться «хаджи» — это почетное и уважаемое обращение к мусульманину.

Инструкция для паломника: как вести себя во время хаджа

  • В основе праздника лежит сюжет из Корана, аналогичный библейскому, — ангел Джабраил (архангел Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) во сне и передал ему повеление Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Отец с сыном отправились туда, где сейчас находится Мекка, чтобы принести жертву.
  • Убедившись в том, что Ибрахим выдержал испытание, Аллах послал ему барашка, которого они и принесли в жертву Всевышнему.
  • Сегодня мусульмане совершают подобное жертвоприношение независимо от того, в Мекке они или нет.
  • Курбан-байрам отмечается на 10-й день месяца зуль-хиджа — 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Из-за различий в григорианском и мусульманском календарях дата празднования ежегодно сдвигается назад на 11 дней. В этом году она приходится на 1 сентября.

Праздник длится три дня, которые в большинстве мусульманских стран являются нерабочими. Совершить жертвоприношение можно в любой из них.
В предшествующий Курбан-байраму день (День Арафат) принято соблюдать пост.

Празднование начинается с восходом солнца. Мусульмане совершают полное омовение, надевают новую одежду и направляются в мечеть к утренней молитве.

По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой, а потом снова собираются во дворах или на улице, чтобы спеть хором славословие Аллаху (по-арабски «такбир» — прим. ТАСС). Затем мулла произносит праздничные проповеди (по-арабски «хутба» — прим. ТАСС), по окончании которых мусульмане посещают кладбища, чтобы у могил помолиться за умерших.

Затем наступает время жертвенного обряда. По решению Духовных управлений мусульман в городах России для забоя жертвенных животных отведены специальные места. На этих площадках должны соблюдаться правила, согласованные с ветеринарными службами.

Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В следующие несколько дней обычно ходят в гости к родным, близким и знакомым.

Прежде всего надо отметить, что, по мнению исламских богословов, жертвенными животными могут быть не только бараны, но и верблюды, буйволы, быки или коровы, овцы и козы. Однако возраст животных, идущих на заклание, строго определен: барану должно быть не более года, корове — два года, верблюду — пять лет.

Животные должны быть куплены верующими исключительно на честно заработанные деньги, без чего жертвоприношение не считается принятым Аллахом.

От одной семьи в жертву приносится одно животное. Мясо делят на три части: одну — отдают бедным, из второй — готовят угощение для родных, соседей, друзей, третью — верующие могут оставить своей семье.

О правилах заклания жертвенного животного рассказывает Аслан Матаев — владелец овцеводческой фермы из Гудермеса, который помогает местным жителям резать баранов.

— Осторожно укладываем барана на левый бок, поворачиваем его в сторону Киблы (направление на Каабу в Мекке) и закрываем ему глаза: нельзя, чтобы животное видело нож, это может его испугать. Нож обязательно должен быть острым, чтобы не мучить животное.

Передние ноги и заднюю левую связываем вместе, а правую оставляем несвязанной — во время убоя баран бьет этой ногой и таким образом выталкивает кровь из организма. Затем читаем молитву и во имя Всевышнего приносим барана в жертву.

Еще необходимо смочить губы барана водой — говорят, животных, как и людей, в момент смерти мучает сильная жажда.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/4520697

Ссылка на основную публикацию