Праведные халифы — словарь исламских терминов

На место халифа (преемника) притязали лучшие из мухаджиров и вернейшие из ансаров. Преемником мог стать только тот человек, который был с Мухаммадом и в Мекке, и в Медине. Кроме того, он должен быть сведущим в хадисах и жизнь его должна быть подобной жизни Пророка, запечатленной в Сунне.

Распоряжения такого человека должно быть достаточно авторитетными для немедленного и беспрекословного их выполнения. Первые четыре халифа полностью отвечали этим требованиям и были известны как праведные халифы.

Они имели неограниченный доступ к огромным, несметным богатствам, но жили очень просто, полностью уподобляясь Пророку, и прославились своим смирением и святостью.

При избрании первого халифа на собрании, где присутствовали ансары из мединских племен хазрадж и аус, а также мухаджиры из мекканского племени курайш, победили соплеменники Мухаммада.

Энциклопедия ислама

Преемником Мухаммада стал Абдаллах ибн Осман, по прозванию Абу Бакр ас-Сиддик (Свидетель истины, Правдивейший). Шестидесятилетний Абу Бакр одним из первых принял ислам и был отцом горячо любимой Мухаммадом жены Айши, на руках которой он умер.

Абу Бакра очень уважали за добросердечие, мудрость, смирение и благочестивость. Купец, отдавший все свое состояние делу ислама, мягкий и скромный в обращении, он, вероятно, в качестве главы общины устраивал всех.

Правил Абу Бакр мусульманами в тяжкие для ислама времена с 632 года по 634, проявив в борьбе с врагами веры, неверными и отступниками твердость и решительность.

Войска мусульман, посланные Мухаммадом в Заиорданье, привели к повиновению аравийский север. На юге столица Йемена Сана вернулась к исламу еще при Мухаммаде, когда был свергнут и казнен лжепророк Ахала аль-Асвад.

Однако на востоке мятежные племена отказались выплачивать Медине обязательный исламский оброк со скота – садаку. Многие были готовы сохранить верность религии Пророка, но требовали освобождения от налога, который казался им унизительным. Абу Бакр с их требованиями не согласился. Восставших разбили на подступах к Медине.

  • Мусульманские войска двинулись на восток и разбили отряды лжепророчицы Саджах. Сама лжепророчица бежала в Иран, где в последствии приняла ислам. Позже был рассеян союз племен, который создал лжепророк Тулайха и другие мятежники. Самым жестоким сражением для мусульман было против лжепророка Мусайлимы.
  • Место сражения, где погибло тридцать хафизов, помнящих весь Коран наизусть, назвали Садом Смерти. После сражения Абу Бакр приказал хафизам записывать или диктовать хранящееся в их памяти. Среди военачальников Абу Бакра особо известен был Халид ибн аль-Валид.
  • Ранее он возглавлял конницу мекканцев, которая потеснила мусульманские отряды в битве при Ухуде. Позже Халид принял мусульманскую веру и стал мечом ислама, бесстрашным и решительным. Халиф Абу Бакр послал его в Приефратье, где Халид разбил шахские войска в Битве цепей и взял столицу арабского христианского княжества Хиру.
  • Затем Халид разбил византийскую армию в Палестине и арабов-христиан из племени таглиб у границ Византии.
  • После этих побед мусульманские завоевания вышли за пределы Аравийского полуострова. Абу Бакр встретил весть о победе в Палестине уже больным и вскоре скончался. Как и Пророк, он прожил шестьдесят три года. Перед смертью первый халиф успел посоветоваться с приближенными и назвал своего приемника – Омара, которому все мусульмане присягнули на верность.

Итак, вторым халифом, правившим десять лет (634–644), стал Омар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук. Как и Абу Бакр, он также был тестем Пророка и происходил из торговой курайшитской среды. Правление Омара также отмечено бесконечными войнами.

За десять лет мусульманское государство присоединило византийскую Палестину, Сирию, Египет и Иран. В 636 году в многодневном сражении арабский полководец Сад ибн Абу Ваккас нанес поражение персам и почти без сопротивления взял столицу Сасанидов Ктесифон.

Огромную добычу, за вычетом пятой части, разделили между воинами.

При вступлении в Дамаск, другой полководец Халид, даровал безопасность жителям, их имуществу и храмам, а их дома освободил от постоя. Жителям было обещано покровительство, если они будут исправно платить подушную подать.

Когда мусульманам пришлось временно отступить, они вернули эти деньги, потому что не могли обеспечить безопасность горожанам.

Это произвело такое впечатление, что в следующий раз ворота Дамаска для исламских войск открылись без малейшего промедления.

Халифом Омаром с христианами Иерусалима был подписан документ, который называют образцом мусульманских договоров. По этому договору иноверцы должны соблюдать шесть условий:

• не хулить Коран;

• не поносить ислам;

• не возводить клевету на Посланника Аллаха;

• не прелюбодействовать;

• не склонять мусульман к обращению в свою веру;

• не оказывать помощи врагам ислама и не жениться на мусульманках.

Все условия договора должно соблюдаться неукоснительно. Нарушения любого из них ставило немусульманина вне закона.

Кроме шести обязательных условий выдвигались шесть желательных:

• носить отличительные знаки;

• во время религиозных церемоний не бить в била;

• строить дома ниже мусульманских;

• не читать громко свои молитвы при мусульманах;

• воздерживаться от публичного употребления опьяняющих напитков;

• не держать на виду кресты и свиней;

• хоронить своих покойников без излишней помпезности;

• не ездить на кровных лошадях и верблюдах.

На завоеванных территориях при халифе Омаре, посетившем Сирию и Палестину, стала действовать новая гражданская власть, которая поначалу сохраняла методы и приемы старой власти – персидской в Ираке, коптской в Египте, греческой в Сирии.

Источник: https://litra.info/book/entsiklopediya-islama/page-14.html

Халиф

духовный глава мусульманского мира (в VII-IX вв. обладал также политической властью).

духовный и светский глава мусульм. общины и теократич. мусульм. госуд. (халифата); Х. считались заместителями посланника аллаха (халифат расул аллах) Мухаммеда, а начиная с Омейядов — заместителями самого аллаха на земле. Слово «Х.» в значении «преемник», «наместник» встречается в Коране (но не как титул преемника Мухаммеда).

устаревшее: калиф – наместник, преемник – в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединяющего духовную и светскую власть.

В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г. Первые X. (632– 661 гг.) считались преемниками пророка Мухаммеда, а при Омейядах (661–750 гг.) – наместниками самого Аллаха.

титул верховного главы мусульманской общины; глава мусульманского теократического государства (халифата). Первым халифом после смерти Мухаммеда в 632 г. стал Абу Бекр. Халифами были также Омар, Осман, Али, правители государств Омейядов, Аббасидов, Фатимидов, кордовских Омейядов (с 929 г.), Альмохадов (с 1130 г.), Хафсидов (с 1258 г.), османские султаны.

Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов — заместителями Аллаха на земле. Халиф также — преемник махди. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г.

В странах Северной Африки халифами называют также помощников вождей племен, в некоторых мусульманских религиозных орденах халифы — представители шейха, преемники основателя ордена.

от араб., халифатрасул Аллах — наместник посланника Бога) — духовный глава мусульман и светский правитель арабо-исламского государства (халифата). Титул х. получил уже первый преемник пророка Мухаммеда (основателя ислама и единого арабского государства) Абу Бекр. Первые халифы либо избирались (Абу Бекр, Осман, Али), либо назначались предшественником (Омар). С 660 г.

в Араб, халифате правили династии халифов — сначала Османов (660—750), затем Аббасидов (750-1258). В 945 г. столица Аббасидов Багдад была захвачена Бундами, и аббасидские халифы лишились светской власти. В 1258 г. захватившие Багдад монголы казнили последнего х. из династий Аббасидов, и мусульманский мир лишился своего единого духовного владыки.

Однако и до этого не все мусульмане признавали омейядских и аббасидских халифов своими правителями. Шииты, отколовшиеся от ортодоксального ислама в сер. VII в., считали своими духовными владыками имамов (потомков Али). Титул х. носили с 929 г. правители араб.

Кордовского государства на Пиренейском п-ове, а также правившие Египтом Фатимиды, хотя за пределами этих государств мусульмане не признавали их высшими духовными авторитетами.

араб. халифа — заместитель, наместник, преемник; мн. число — хулафа), калиф (устаревшее)- духовный и светский глава мусульм. общины и теокра-тич. мусульм. гос-ва (халифата); X.

считались заместителями посланника аллаха (халифат расул аллах) — Мухаммеда, а начиная с Омейядов — заместителями самого аллаха на земле. Слово «X.

» в значении «преемник», «наместник» встречается в Коране (но не как титул преемника Мухаммеда).

С 1-й пол. 10 в. титул X. принимали, кроме халифов Аббасидов, также Фатимиды и Омейяды в Испании. После падения халифата Аббасидов (1258) титул X. носили в странах распространения ислама главы нек-рых гос-в — султаны, к-рые претендовали на духовный суверенитет над всеми мусульманами, в т. ч. и не подчиненными их светской власти. Титул X.

принимали предводители хариджитов. При Сефевидах в Иране титул X. в значении заместителя шейха, правившего в качестве шаханшаха гос-вом, носили нек-рые представители крупной кы-зылбашской знати (см. Кызылбаши); титул «халиф халифов» (халифат аль-хулафа) был титулом первого заместителя шаханшаха, к-рый ведал делами ордена се-февие.

В нек-рых мусульм. дервишских орденах X. наз. представителя шейха на местах (напр., в ордене ка-дирийя) и преемника основателя ордена (тиджанийя). У махдистов X.- преемник махди; напр., во время Махдистов восстания в Судане (1881-98) X. был преемник Махди Суданского (Абдаллах ибн аль-Саид Мухаммед). Словом «X.

» также обозначались: налоговые чиновники, представители центр, власти на местах в Египте в 7 в., мелкие гос. чиновники и помощники школьных учителей в Османской империи, помощники правителей городов в Марокко. Лит. см. при ст. Халифат. З. М. Буниятов. Баку.

тот, кто приходит после когото и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и исполнителем законов Аллаха на земле.

Он обеспечивал функционирование всех государственных органов в соответствии с законами шариата. В его обязанности входило поддержание законности в стране, охрана границ государства, создание всех необходимых условий для нормальной жизнедеятельности граждан, сохранность их имущества.

В соответствии с положениями суннитского Ислама, халифом может быть человек, который обладает следующими качествами: 1. Быть мусульманином; 2. Быть мужчиной; 3. Быть в здравом рассудке; 4. Быть справедливым; 5. Хорошо знать все религиозные предписания и быть способным выносить необходимые жизненно важные решения; 6.

Основные органы жизнедеятельности должны быть здоровыми; 7. Необходимо умение справляться с любыми опасностями; 8. Необходимо быть курайшитом. Однако если у курайшита нет всех описанных выше необходимых качеств, то позволительно сделать халифом представителя других арабских племен.

А если нет достойного араба, то можно сделать халифом любого мусульманина, независимо от нации. Обладающему всеми этими качествами человеку, народ обязан подчиниться. Отказ от подчинения может иметь только в самых крайних случаях, например, если халиф отступит от Ислама. В мусульманском обществе не может быть двух и более халифов.

Если такое имеет место, то истинным халифом следует считать того, что был избран первым. Первыми халифами после пророка Мухаммада были Праведные халифы (См. Абу Бакр ас–Сиддик,Омар ибн Хаттаб,Осман ибн Аффан,Али ибн Абу Талиб). После этого Халифат стал монархией (См. Омейяды и Аббасиды).

Шииты признают истинными халифами (имамами) только 4–го халифа Али и его потомков. В суфизме халиф–это прямой преемник основателя ордена или его ветви. Суфийским халифам шейхи тарикатов дают разрешение (иджаза) на руководство определенной частью своих последователей.

Источник: http://interpretive.ru/termin/halif.html

Халифат и его значение для мусульман

Халифат – понятие, образованное от арабского слова «халиф», которое в переводе означает «преемник». Таким образом, халифат можно определить как некое сообщество, во главе которого находится халиф.

Впервые в истории институт халифата появился в 7 столетии по григорианскому летоисчислению после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Тогда перед уммой встал вопрос о том, кто же возглавит молодое мусульманское государство после ухода Посланника Всевышнего (с.г.в.) в мир иной.

Выбор большинства мусульман пал на ближайшего соратника и лучшего друга Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который и стал первым халифом в истории ислама.

С начала правления Абу Бакра (р.а.

  • ) также началась эпоха правления четырёх праведных халифов, которую именуют Золотым веком ислама, поскольку на протяжении без малого тридцати лет управление Арабским халифатом осуществляли ближайшие сподвижники Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), которым удалось добиться немалых успехов как во внутренней, так и во внешней политике.
  • В 661 году после смерти четвёртого праведного халифа – Али ибн Абу Талиба (р.а.) Арабским халифатом правила сначала династия Омейядов, а затем и династия Аббасидов.
  • Одновременно с этим в мусульманском мире начали появляться и другие государства, которые также именовались халифатами, такие как: Кордовский халифат (территория современных Испании и Португалии), Фатимидский халифат (Магриб, Египет, Сирия и Палестина), Альмохадский халифат (мусульманская Испания и Северная Африка) и другие.

В 1517 году после завоевания священных для мусульман городов – Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия статус правителя всех мусульман был закреплён за османскими султанами, а Османская империя также именовалась Османским халифатом.

После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата. Но в 1923 году король Хиджаза Хусейн ибн Али аль-Хашими, являвшийся потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.), провозгласил себя новым халифом всех мусульман.

Однако в 1924 году эмир Неджда Абдель Азиз ас-Сауд объявил войну Хиджазу, которую новоявленный халиф проиграл и был вынужден отречься от престола, ну и, соответственно, был лишён титула халифа.

Впоследствии Абдель Азиз ас-Сауд путём объединения Неджда и Хиджаза провозгласил создание нового государства – Саудовской Аравии, первым королём которой он и стал.

С тех пор официальный институт халифата в мусульманском мире был ликвидирован.

  • Но свою риторику по данному вопросы начали поднимать радикальные группировки, стремящиеся тем самым собрать под свои ряды как можно больше верующих.
  • Однако халифат, провозглашаемый радикалами, не находит поддержку у большинства мусульман, в связи с чем он не имеет абсолютно никакого отношения к халифату как институту духовной власти в мусульманской умме.
  • Раньше существование института халифата было возможным, так как в мусульманском мире было единое государство, глава которого и носил титул халифа.
  • В наши же дни на мусульманском востоке существует множество различных государств, в которых доминируют различные течения и направления в исламе.

В связи с чем в современных реалиях будет трудно достичь консенсуса между всеми мусульманскими странами, а значит, и институт халифата, скорее всего, останется лишь в нашем прошлом.

В случае же, если хотя бы большинству мусульманских стран удастся достичь согласия и выступить с совместной инициативой о создании халифата, то в таком случае встанет новый вопрос, а именно – кто же будет новым халифом? В этой ситуации между мусульманскими государствами, вполне очевидно, возникнут сильные разногласия, так как каждая страна захочет видеть халифом своего представителя.

Тем не менее, анализируя опыт прошлого, можно выработать ряд критериев, которым должен соответствовать халиф сегодня:

1. Контроль над Меккой и Мединой

Пожалуй, главным критерием халифа должен стать контроль над двумя наиболее значимыми городами в исламе – Меккой и Мединой, так как халиф всегда являлся хранителем двух мусульманских святынь.

Если же мы обратимся к истории, то в большинстве случаев данное требование имело место быть. Например, османский султан Селим I получил титул халифа лишь после завоевания Мекки и Медины.

Исходя из этого постулата, на сегодняшний день наиболее вероятным кандидатом на пост халифа является король Саудовской Аравии, носящий также титул «хранителя двух святынь».

2. Преемственность с халифами прошлого

Ещё одним критерием халифа может стать преемственность по кровной линии, то есть современный халиф должен быть потомком последних халифов. Из истории известно, что этот титул, как и монарший престол, передавался от отца к сыну либо иному близкому родственнику.

Учитывая данный критерий, можно утверждать, что кандидатами на пост халифа могут служить король Иордании, который является потомком последнего халифа Хусейна ибн Али аль-Хашими и, соответственно, Пророка Мухаммада (с.г.в.), либо глава Османского султанского дома – как потомок последнего османского халифа Абдул-Меджида II.

Источник: https://islam.global/obshchestvo/istoriya/khalifat-i-ego-znachenie-dlya-musulman/

Халиф – это… Значение слова и мужского имени :

В восточных сказках и мультфильмах часто встречается существительное «халиф». Понятно, конечно, что это титул. Но как доступно объяснить ребенку, кто такие халифы, каковы их обязанности и можно ли встретить их сегодня? На помощь придет эта статья.

Этимология слова «халиф»

Для того чтобы понять, кто такой халиф, стоит обратиться к этимологическому словарю. Корни слова халиф – арабские. خليفة (khalīfah) можно перевести как «наследник» или «преемник».

Значение слова «халиф» в толковом словаре

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал, что толковый словарь – это большой мир, расположенный в алфавитном порядке. Есть ли в этом мире существительное «халиф»?

В словаре, составленном Татьяной Федоровной Ефремовой, есть два значения этого слова:

  1. Халиф – это титул. Государь, носивший его, совмещал светскую власть с духовной и считался преемником Мухаммеда.
  2. Халифом именовали султанов (сначала египетских, а затем турецких), которые были духовными главами всех мусульман.

Определение слова «халиф» в словаре, составленном Дмитрием Николаевичем Ушаковым, немного отличается: здесь халиф – это верховный мусульманский глава, который совмещал духовную власть со светской в арабских государствах вплоть до 13 века. Энциклопедический словарь уточняет – в Турции титул халиф сохранялся до 1924 года.

Самое полное определение слова «халиф» можно найти в словаре, выпущенном Фридрихом Брокгаузом и Ильей Ефроном. В этом издании указано, что халифами называли как преемников Мохаммеда (в духовной и политической власти), так и викариев шейхов в различных мусульманских сектах и дервишеских орденах.

Кроме того, халифами могли именовать даже помощников директоров чиновнических бюро.

Интересный факт

Самые первые халифы, появившиеся в 632 году, на протяжении почти трех десятилетий считались преемниками пророка Мухаммеда. А в 661 году, при династии халифов Омейяды, их стали считать наместниками Аллаха. В десятом же веке халифы перевоплотились в мусульманских первосвященников.

Династии халифов

Большинство халифов можно отнести к суннитской ветви ислама. Основная идея суннитов заключалась в том, что пророк Мухаммед был призван по божественному повелению. А потому не мог завещать или передавать свое служение преемникам. То есть его продолжатели могли унаследовать лишь земную власть.

Завоевательную политику Праведного халифата (государства, созданного в 632 году, после смерти пророка Мухаммеда) продолжили Омейяды. Эта династия была основана в 661 году. Правили Омейяды до середины восьмого века. В 750 году эту династию свергли Аббасиды, практически все представители были уничтожены. В живых остался лишь внук халифа Хишама Абд ар-Рахмана.

Аббасидский халифат существовал с 750 по 1258 год. В его состав входили территории, на которых в наше время расположены арабские страны Азии и часть Средней Азии, Северная Африка, Иран и Египет.

На протяжении двух столетий государство Аббасидов активно развивалось, однако постепенно пришла в упадок.

Причиной тому стала феодальная раздробленность, рост политического влияния гвардии, в составе которой были тюркские рабы-гулямы.

Нельзя не сказать и о Фатимидском халифате. Он откололся от Аббасидского после восстания в провинции Ифрикия. В период своего расцвета он занимал территории Египта, Сирии, Магриба и Палестины.

С 996 года во время правления халифа аль-Хакима начался упадок халифской власти. Фатимидский халифат был свержен Саладином.

Этот военачальник был призван для организации обороны против крестоносцев в1169 году.

Последним халифатом стал Османский. Его упразднили после падения Османской империи в 1924 году. Турецкое государство, основанное Мустафой Ататюрком, уже было светским.

Халифы сегодня

Возрождение института халифата сегодня вполне возможно. Об этом заявляют представители целого ряда исламских организаций и движений. Самый вероятный претендент на титул халифа – потомок последнего османского халифа.

Кстати, есть и непризнанный халиф. Это глава ИГИЛ (запрещенной в России организации) Абу Бакр аль-Багдади. Он был объявлен в ходе гражданской войны в Ираке, после создания халифата на территории Сирии и Ирака.

Халиф на час: значение фразеологизма

«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь».

По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца.

Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец.

Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.

То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.

Имя Халиф

Однако, халиф – это не только титул, но и мужское имя! Чаще всего детей этим именем называют арабы и татары. Человек, способный на подвиги и жертвы, ведущий жизнь подвижника, – так можно охарактеризовать человека, носящего это имя. Впрочем, Халиф это делает не ради высоких целей, а просто потому, что может себе позволить.

Еще одна важная черта Халифа – способность отказаться от своего счастья во имя счастья другого человека, возможно даже бросить к чьим-то ногам весь мир. Это значит, что рядом с обладателем этого имени должен быть человек, играющий роль «объекта приложения», иначе жизнь Халифа просто потеряет смысл.

Кстати, значение имени Халиф – «наследник».

Источник: https://www.syl.ru/article/304910/halif-eto-znachenie-slova-i-mujskogo-imeni

Ссылка на основную публикацию