Орнамент

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов.

Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов.

Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности.

Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль.

В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии

Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой.

В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.

Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан

Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку.

В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.

Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник

Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день.

Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры.

Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Пейсли

Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне.

В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке.

В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.

Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск

Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.

Дамаск в современном интерьере, Architects Paper®, a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью.

Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора.

Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.

Меандр

Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. еандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.

Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента.

Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность.

На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент — это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его цветовую гамму и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Источник: http://www.diy.ru/post/6597/

Какие бывают орнаменты

У каждого народа и культуры есть свой орнамент, иногда даже несколько. Мотивы, из которых орнамент состоит, могут быть самыми различными. Мотив — это главный, повторяющийся элемент орнамента.Орнаменты подразделяются по виду и стилю на графический, живописный, скульптурный, растительный, геометрический.

  • Мотивы орнамента могут быть взяты из самых различных сфер: из геометрии, флоры и фауны. Это могут быть очертания человеческих тел и любые предметы. Мотив орнамента может состоять из одного элемента или из многих, оформленных как одно целое. Мастера сами создают орнаментальные мотивы для своих произведений.
  • Сочетания орнаментов друг с другом, а еще с формой предмета и его материалом и образует характерный для определенного стиля декор.Классифицируют орнамент по его происхождению, назначению и содержанию. Благодаря орнаменту определяют стиль того или иного произведения искусства.
  • Технический орнамент возник как результат деятельности человека. Его мотивы можно обнаружить на поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, в рисунке клеток ткани на первобытном ткацком станке, в спиралевидных витках сплетенной веревки.
  • Символический вид орнамента был распространен в Древнем Египте и прочих странах Востока. Образы его представляют собой символы или системы символов.
  • Совмещение технического и символического орнамента назвали геометрическим. Варианты изображений в нем более сложные, но лишены сюжетного значения.

Отказ от сюжета сделал возможным чередование отдельных природных мотивов, а развитие геометрических форм в нем отличается особым разнообразием и изяществом. Геометрических орнаментов много в арабском и готическом искусстве.

Самым распространенным орнаментом можно считать растительный. Его характерные мотивы в разных странах различаются, но всегда используются одни и те же части растений: листья, цветки, плоды, все вместе или по отдельности.

Первоначальная форма растения нередко стилизуется до полной неузнаваемости. Самые распространенные растительные формы практически во всем мире одни и те же: лотос, плющ, лавр, виноградная лоза, папирус, пальмы, дуб.

Каллиграфический или эпиграфический орнамент состоит из букв или стилизованных фрагментов текста. Каллиграфия более всего была развита в Китае, Японии, Иране и прочих арабских странах.

В основе фантастического орнамента лежат изображения несуществующих растений, животных.

Особенное распространение получил в Египте, Китае, Индии, Ассирии. В связи с религиозными запретами в средневековье приобрел особую популярность.

Астральный орнамент название получил от слова «астра», что означает «звезда». Изображает небо, облака, солнце, звезды. Распространен в Китае и Японии. Главные мотивы пейзажного орнамента — горы, скалы, деревья, водопады. Нередки вкрапления архитектурных и животных форм. Он также распространен в Китае и Японии.

Животный орнамент основывается на изображении зверей и птиц, условных или реалистичных. Граничит и перемешивается с фантастическим.

Предметный орнамент возник в античном Риме, во все последующие эпохи широко использовался.

Содержание составляют предметы быта, военной геральдики, атрибуты искусства музыкального и театрального.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-874299-kakie-byvayut-ornamenty

Виды орнаментов

Дорогой мой читатель, как  Вы осознаёте, что вещь Вам нравится? Я говорю о внешней привлекательности.  Допустим, это какая-нибудь ваза или горшок…

  • Да, первое, что бросается в глаза это форма.  И не открою Америку, если  сообщу, что многие по-настоящему ценные произведения декоративного искусства привлек+-
  • нуть форму предмета, уравновесить крупные части, с помощью горизонтальных и вертикальных линий можно даже самую простейшую форму превратить в шедевр.

Декор тем лучше сочетается с формой предмета, чем больше он её подчеркивает.

А что Вы понимаете под словом «декор» ?

Конечно же в обычной жизни мы употребляем более простые слова : точечки, линии, завитушки, листики, цветочки. И все эти элементы объединяют два слова- 1. элементы 2. орнамента.

Какие виды орнаментов мы знаем?

Итак,  начинаем нашу прогулку с мир декоративно-прикладного искусства!

Геометрический орнамент состоит из простых элементов, которые можно сочетать между собой, создавая сложные и удивительные по красоте узоры. Но я перечислю самые простые, которые, кстати, могут присутствовать в декоре и вполне самостоятельно.

Точка—  сама по себе никакого значения не имеет, но при повторении даёт неплохой декоративный эффект. Успешно применялась в искусстве Сасанидского Ирана и в китайских изделиях Танского периода.

Линия— наверное, самый распространённый элемент в декоре и часто служит для разграничения отдельных мотивов. Её можно встретить и на доисторических предметах и на греческих вазах.

Зигзаг (ломаная линия)— в Древнем Египте служила знаком воды, так же подобный декор можно встретить и на изделиях романской Франции  или неолитического Китая.

Шевроны — ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Была распространена у берберов, в романском искусстве,  в Китае (период Шан).

Вязь — элемент характерный для исламского искусства.  Но был распространён и в древневосточном, и в греческом декоре. В средние века становится очень популярен в книжной миниатюре, а в Ирландии на резных крестах. В эпоху Возрождения данный элемент встречается на книжных переплётах и  фаянсовых изделиях.  Так же Леонардо да Винчи  оставил нам уникальные образцы этого мотива.

Меандр — изломанная под прямым углом лента. Все помнят греческие вазы геометрического стиля, а я сюда добавлю Древнюю Мексику и японские ткани.

Квадрат — элемент, ограничивающий поверхности, заполненные мотивами.  Примером служат кессонированные потолки эпохи возрождения.

Ромб — так же служит для ограничения декорируемых поверхностей. Используется в доисторической  гончарной посуде или можно увидеть на китайских бронзовых изделиях периода Шан.

Шашечный орнамент— используется в декоре тканей еще со времен Древнего Египта.

Треугольник — распространен в орнаментах  мозаичных полов и в тканях.

Шестиугольник (восьмиугольник)—  часто используются в странах Ислама.

Крест— данный элемент встречается не только в древних или современных христианских цивилизациях, но так же и в античном искусстве, в орнаментах берберских украшений. Свастику можно увидеть в странах Центральной и Юго-Восточной Азии.

1.крюковидный 2. германский 3. иерусалимский 4. лапчатый 5. мальтийский 6. лапчатый пыпуклый 7. цветочный 8. цветочный вогнутый 9. якорный 10. полый, с круглым завершением 11. заключенный в круг 12.с кругом в центре 13. зубчатый 14. ромбовидный 15. кельтский

До этого момента я перечисляла прямолинейные элементы орнамента. А что у нас с кривыми линиями?

Синусоида — волнообразная лента, встречается в обрамлении романских и китайских изделий.

Спираль — очень популярный элемент у художников, характерна для эгейской и позднее микенской культуры.

Витой шнур — линия закрученная спиралью вокруг своей оси, встречается очень часто и в разных странах.

Круг —  являет собой самостоятельный элемент, а иногда служит для ограничения поверхности, заключающей в себе другие мотивы, например, японские гербы.

Полукруг— известен гораздо меньше, использовался в архитектуре как рельефный орнамент в форме переплетённых арок.

Эллипс— часто используется в орнаментах эпохи Возрождения.

С геометрией мы закончили,  а теперь…

Природный орнамент, включает в себя элементы живой природы: морские волны, ореол пламени, солнце,  звезды, стилизованная молния и т.д.

 Флора — элемент может быть натуралистичным или же упрощённо стилизованным. Листья иногда предстают как масса, а иногда по отдельности, могут настолько быть стилизованными, что превращаются в игру линий.

Очень распространены цветы: лилии в эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Мотив цветка умело подчиняется форме : в Египте голубой лотос на предметах треугольной и удлинённой формы, белая водяная лилия на округлых и широких поверхностях.

А еще добавлю в этот список такие элементы, как плоды, венки и гирлянды, розетки, пальметты.

Анималистические мотивы — животные имели особое значение и в разных странах были свои предпочтения:  изображение льва от искусства Древнего Египта до европейской геральдики, бык в искусстве Древнего Востока, слон в буддийских странах, баран в античном Риме и эпохе Возрждения, змеи в кхмерском искусстве.

Среди морской фауны: рыбы, дельфины в Древней Греции, в эпоху Возрождения в Италии и Франции, карп в китайском искусстве, спрут распространён в критских и микенских декорах. Раковины часто встречаются в эпоху Людовика XV и Людовика XVI.

Среди насекомых всем известный скарабей в Древнем Египте, бабочки в Китае и Японии, пчелы во французском ампире.  И не могу не упомянуть о птицах : сокол в Египте, орёл в Риме, Византии, Германской империи, павлин у христиан, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии.

Иногда используются лишь отдельные элементы животных: бычьи головы, львиные лапы или просто сказочные мистические существа: египетские сфинксы, грифоны, химеры, драконы.

Человек — часто используется как сюжет орнамента, иногда схематично и стилизованно, иногда реалистично. Существуют и карикатурные изображения, например, греческие терракоты или  резные украшения готических откидных скамеечек.

Иногда используют человеческое лицо, на его основе и родился маскарон,  а так же в качестве элементов можно увидеть и глаза, сердце, ноги, руки.

Человека «сращивали» с различными существами и рождались кентавры, амуры, ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.

лица-листья: зарисовки из альбома Виллара де Оннекура XIIIв.

 Пейзаж — использовался довольно редко и, порой, ограничивался парой деревьев.

Неодушевлённые предметы— в качестве примера назову готические свитки и ленты XVIII столетия, доспехи и трофеи, вазы, рог изобилия эпохи Людовика XIV, а так же греческие корабли, японские мосты и веера, французские монгольфьеры. В целом любой предмет,  созданный руками человека,  рано или поздно попадал в орнамент.

Комплексные мотивы, это элементы декора с двойным назначением : утилитарным и декоративным.

арабская куфическая надпись, украшающая михраб Большой мечети в Кордове 965г.

Надписи— широко применяются в качестве украшения. Иногда сами знаки носят характер орнамента. Напоминаю о египетских иероглифах, а  вспомним китайское и арабское письмо и всё сразу понятно. Чаще всего элементы  помещали на бордюрах. Но древнегреческое и средневековое готическое письмо использовалось гораздо меньше.

Символические мотивы— их великое множество и они созвучны с теми элементами, о которых я говорила выше. Треугольник- символизирует горы на керамике неолитического Китая.

Круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, символизируют небо, движение светил, облака и гром. Круг, разделённый надвое спиралью- знак «янь-инь» символизирует нераздельность мужского и женского начал.

Среди растительных мотивов сразу хочется упомянуть розу- символ королевской власти в средневековой Англии,  лилию во Франции, а лотос в  буддийском искусстве.

Геральдические мотивы—  гербы в форме круга у мусульман, японские фамильные гербы, в Европе гербы в качестве декоративного элемента используют в основном в средневековом искусстве. Гербы имеют разные формы в разных странах.

Так итальянские и немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими.  Позднее к щиту начали добавлять различные элементы, которые не всегда удачно его дополняли.

К дополняющим элементам относились шлем или корона над щитом, львы или другие животные, поддерживающие щит, а под ними лента с девизом.

На этом я свой рассказ о видах орнамента заканчиваю.  Мы с Вами  прошлись по основным элементам орнамента, но  чтобы все они по-настоящему «заработали» необходимо знать все тонкости стилизации и принципы построения орнаментов, уметь правильно выбрать цвет и научиться распределять декор «не убивая форму» а подчёркивая её преимущества.

Источник: http://vmireveschey.ru/dekor-i-ornament/vidy-ornamentov.html

Что такое орнамент?

Узоры и орнаменты — это целый мир, загадочный и удивительный. На них можно смотреть долго и всякий раз замечать новые нюансы. Что такое узор — это понятно многим.

Так называют рисунок, в котором сочетаются между собой линии, краски, фигуры. Иногда идею подсказывает сама природа — достаточно вспомнить морозные веточки на зимнем окне. Однако не каждый узор можно назвать орнаментом.

Интересно задуматься, в чём же заключается различие.

Орнамент — это особый узор. Он состоит из элементов, которые ритмично повторяются и чередуются друг с другом. В результате образуется орнаментальный ряд. Это своего рода нарисованное стихотворение. В нём могут присутствовать самые разные изображения. Но, как правило, они очень обобщённые и схематичные. Не всегда их легко узнать.

Вряд ли возможно точно сказать, где и когда был придуман первый орнамент. Но совершенно очевидно, что произошло это много тысячелетий назад. Люди старались осмыслить и запечатлеть окружающую действительность. Первоначально роль орнаментов не сводилась к чистой декоративности. Это были отражения быта людей, их религиозных воззрений и наблюдений за природой.

Красочный фольклор

Устойчивые орнаменты складывались с древних времён. Их форма оттачивалась многими поколениями и часто затем существовала в неизменном виде на протяжении столетий. У каждого народа есть своя система орнаментов.

Она порой настолько самобытна, что её сложно спутать с другой.

Орнамент становится тем признаком, по которому определяется принадлежность предметов к определённому времени и той национальной традиции, в рамках которой они были созданы.

В некоторых культурах схематичное и условное отображение действительности было ведущим — например, у народов Азии и Африки. Там искусство орнаментов достигло большого развития.

Если понимать значения отдельных символов, то причудливые картинки можно читать. Постепенно декоративная составляющая вышла на первый план. Изначальный смысл многих узорных мотивов порой забывался.

Однако их выразительность по-прежнему привлекала внимание.

Нарисованная гармония

Орнаменты не являются самостоятельными произведениями — они украшают собой поверхности предметов. Очень отчётливо это прослеживается в декоративно-прикладном искусстве.

В оформлении архитектурных сооружений тоже нередко присутствуют орнаментальные мотивы. Ритмичные узорчатые цепочки организуют пространство и объединяют отдельные элементы.

В результате композиции обретают завершённость и целостность.

Орнаменты, при всём их многообразии, можно разделить на группы. Некоторые мотивы состоят из линий, кругов, ромбов и других абстрактных фигур. Такие орнаменты называют геометрическими.

Встречается и несколько иное: начинают мерно чередоваться цветы, листья, плоды, ветви. Это растительные орнаменты. Иногда на сцену выходят стилизованные изображения животных — как реальных, так и сказочных.

В этом случае говорят о животном, или зооморфном орнаменте.

Разновидностей может быть много. Нередко используются фигурки людей, а также всевозможные предметы. Встречаются даже надписи. Художники часто придумывают свои, авторские орнаменты. Словом, многообразию нет конца. Но везде — ритмичность, подобная смене времён года, дня и ночи. Это с древности навевало мысли о мировой гармонии. Возможно, поэтому орнаменты так любимы до сих пор.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/68194/

Что такое орнамент?

Орнамент на латинском языке звучит как ornemantum. В дословном переводе он означает «украшение», «узор». Данный термин используется в различных сферах. Точное время появления орнамента доподлинно неизвестно. Скорее всего, орнамент как эстетическое осмысление происходящих событий существует на Земле всю историю человечества. Рассмотрим подробнее, что такое орнамент, выделим его виды.

В классическом обозначении орнамент представляет собой узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. В архитектуре, одежде, дизайне орнамент либо стилизует реальные мотивы, либо выявляет и акцентирует композицию (в строительстве — архитектонику) предмета.

Виды орнамента

Существует нескольких видов орнамента, например, следующие:

  • Технический. Спиралевидные витки, вязка, различные поверхности предметов.
  • Символический. Появился в Древнем Египте, после чего получил распространение в странах Древнего Востока.
  • Геометрический. Возник благодаря скрещиванию технического и символистического орнаментов.
  • Растительный. Растения, цветы, листья.
  • Эпиграфический (каллиграфический). Состоит из отдельных букв и элементов текста. Использовался в Китае, Иране, Древней Руси и арабских странах.
  • Фантастический. Вымышленные персонажи и животные, которые часто использовались в легендах. В странах Древнего Востока получил особенное распространение.
  • Астральный (от слова астра — «звезда»). Наиболее распространен в Японии и Китае.
  • Пейзажный. Природные мотивы, иногда в сочетании с архитектурными элементами или животными мотивами.
  • Животный. Основа — изображения животных и птиц, чаще всего граничит с фантастическим.
  • Предметный. Возник в античном Риме. Обычно это предметы быта, военная геральдика, атрибуты театрального и музыкального искусства.

Классификация орнаментов по регионам

В зависимости от региона появления орнаменты сильно отличаются друг от друга. На это больше всего влияет культура и национальные особенности, легенды, а также природа:

  • Австралийский орнамент. Резьба по дереву, выжигание. Делится на геометрический и предметный.
  • Арабский. Связан с арабской религией, которая и повлияла на его особенности. В основном это эпиграфические и растительные орнаменты.
  • Древнегреческий. В основном это геометрический стиль и волнообразные узоры, а также использование орнамента Меандр, например, в росписи ваз.
  • Индейский. Геометрические, животные орнаменты, зигзаги, линии. Чаще всего наносят на украшения, сумки и вещи для личного пользования.
  • Кельтский. Имитирует плетение корзин и кос.
  • Китайский. Отличается от других видов орнаментов крупными цветами, которые соединены между собой тонкими стебельками.
  • Монгольский. Обычно более развернуто называется монгольским молоточным орнаментом. Здесь также используется Меандр. Чаще всего украшают одежду.
  • Норвежский. Символизирует северную природу и её особенности флоры и фауны. Например, снежинки или олени, которые наносят непосредственно на одежду.
  • Персидский. В основном это фантастические животные и растения. Чаще других используются два цвета — синий и зеленый.
  • Полинезийский. Чаще всего это татуировки — анималистичные или абстрактные. Несет сакральное значение, по типу талисмана.

Также вам может быть интересна статья Как нарисовать орнамент.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/o/chto-takoe-ornament

Ссылка на основную публикацию