Ханбалитский мазхаб — словарь исламских терминов

Ханафитский мазхаб (араб. ханафийа – путь ханафийа) – исламская правовая доктрина суннитского направления, основанная Абу Ханифой, анНу’ман ибн Сабит аль-Куфи ал-имам ал-Азам (699–767 гг.).

Наряду с тремя другими мазхабами суннитского направления в исламе: маликитским, шафиитским и ханбалитским, является доктринальным направлением в фикхе, выносящем обоснованные правовые решения в области этическо-нормативных вопросов, религиозных предписаний, семейно-брачных, процессуальных, социально-экономических поведенческих моделей.

Фазилят — цена, ценность, духовное превосходство, учтивость, благовоспитанность. Этот термин употребляется в значении изначального, либо приобретенного позднее духовного качества. Во множественном числе это слово звучит как «фазаил» и употребляется в значении прекрасных душевных качеств, способности человеческой души совершать богоугодные поступки.

Фаиз — процент. Рост, прирост, увеличение, ростовщичество. Незаконный  прирост определенных товаров или получение с них цены, не соответствующей настоящей  цене товара. Такие сделки, а также дача денег под проценты являются очень тяжелым грехом и запрещены шариатом. (Подробнее см. Риба).

Факир — нуждающийся, бедняк. В соответствии с исламским правом факирами являются люди, которые не в состоянии выплачивать закят, размер которого установлен шариатом.

Таким людям дают часть закята и другие пожертвования более состоятельных мусульман и они не обязаны резать жертву (курбан).

О факирах говорится в кораническом аяте: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам» (9: 60).

Множественным числом слова факир является «фукара». Это слово может иметь более широкий смысл и означать вообще все человечество, которое нуждается в средствах для своего существования, в отличие от Аллаха. То есть все люди фукара и только Аллах не имеет нужды ни в чем. Это положение закреплено в кораническом аяте «…вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен» (35: 15).

В суфизме слово «факр», от которого происходит факир, означает «нужда в необходимом». Под этой необходимостью, которое пронизывает все материальное и духовное бытие суфия, понимается Бог. Именно так понимается приведенный выше аят. Термин факр приближен к понятиям тасаввуф и зухд.

Нужда (факр) бывает двух видов: материальная и духовная. Обладая материальными богатствами, необходимо осознавать, что истинным хозяином всего этого является Бог. При осознании этого, духовно возвышенный человек всегда осознает себя нуждающимся, бедным.

Понятие духовной бедности помогает человеку не быть рабом накопленных им материальных ценностей, но не запрещает их накопление.

Факих — знающий человек, знаток исламского права (См. Фикх), Во множественном числе «фукаха».

Факихами являются муджтахиды, которые имеют право выносить самостоятельные правовые вердикты и обязаны опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (См. Иджтихад).

Если же факих не является муджтахидом, то он обязан ссылаться при вынесении правовых предписаний на работы муджтахидов. Правовое предписание, которое выносится факихом называется фетвой.

В ранней истории Ислама факихами являлись наиболее грамотные и образованные сподвижники пророка Мухаммада. Их было около 130 человек. Среди них наиболее выдающимися были лишь семеро сподвижников: Омар ибн Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Аиша бинт Абу Бакр, Зейд ибн Сабит, Абдулла ибн Масуд, Абдулла ибн Аббас и Абдулла ибн Омар.

Среди учеников сподвижников пророка известными факихами являлись Саид ибн Мусаййаб, Урва ибн Зубайр, Касим ибн Мухаммад, Абу Бакр ибн Абд ар-Рахман, Убайдулла ибн Абдулла, Сулейман ибн Йасар Хариджа ибн Зейд ибн Сабит.

В тот же период, в Исламе стали появляться правовые школы (мазхабы), которые были связаны с именами сподвижников пророка и их последователями. В выработке правовых методов различных мазхабов большую роль сыграли такие правоведы, как Нафи, Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Нахаи, Хаммад ибн Абу Сулейман.

В последующие годы, в различных регионах Халифата стали функционировать правовые школы, в которых работали и преподавали выдающиеся мусульманские правоведы, такие как мединец Малик ибн Анас, басриец Хасан аль-Басри, куфиец Абу Ханифа, сириец аль-Авзаи, египтянин аш-Шафии, багдадец Ахмад ибн Ханбаль и многие другие.

Все они разрабатывали и использовали в своей деятельности различные правовые методы и системы. Большинство из этих мазхабов не дошло до нашего времени. В настоящее время в суннитском Исламе существует только четыре правовых мазхаба. (Подробнее о них см.

Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб и Ханбалитский мазхаб).

Фалсафа — философия. Этим термином в средневековье называли сочинения и рассуждения философов, которые опирались на методы античных мыслителей. Однако мусульманская философия опиралась не только на греческое наследие. В ней использовались и положения исламской религии.

Источник: http://kitab.nur-az.com/ru/lib/view/570/297

Терминологический словарь: Ханафитский мазхаб

Слово «мазхаб» в переводе с арабского языка означает «путь, направление, взгляд». В шариате же мазхабом называют совокупность решений и мнений, путем специальных методов и положений, основанных на Коране и Сунне.

Абу Ханифа считается, согласно мусульманской традиции, наследующим исламскую духовность от сподвижников Пророка Мухаммада.

Будучи одним из самых образованных исламских теологов своего времени, Абу Ханифа фактически основал религиозно-правовую систему.

Главным его сочинением является «аль-Фикх уль-Акбар», в котором были изложены основы исламского правоведения, исламской теологии, исламского законодательства.

Абу Ханифа разработал свой знаменитый метод, впоследствии названный ханафитским методом, для решения правовых, научных, политических и жизненных ситуативных проблем мусульманской уммы. Метод Абу Ханифы основывается на источниках, являющихся фундаментальными для исламского правоведения, их семь:

Коран – фундаментальная опора и непререкаемый источник исламских законов.

Сунна – история жизненного и духовного пути Пророка Мухаммада, состоящая из хадисов, являющихся примерами для нравственной жизни мусульман и для принятия жизненноважных решений, правовых, судебных заключений и др.

Иджмасахаба – согласованное мнение, суждение, консенсус сахабов – сподвижников Пророка Мухаммада.

В отличие от иджма (как абсолютного согласия) авторитетных представителей муджтахидов, известных как «7 факихов Медины», «иджмасахаба» возводил в приоритет только достоверные хадисы, поскольку они были донесены сподвижниками Пророка Мухаммада.

Личностные мнения сахабов – сподвижников Пророка в случае недостигнутого единого согласованного мнения. За основу принималось наиболее целесообразное. Этот источник исторически восходит к «асхаб ар-рай» – сторонникам независимого суждения.

Кийас (измерение) – суждение по аналогии.

Истихсан – предпочтение, решение, принятое как предпочтительное. Используется для принятия более правильного, целесообразного решения, что соответствовало айату Корана (2:185): «Аллах не хочет для вас затруднения, а хочет облегчения…».

Урф или адат (ада) – обычай, традиция правовой практики в контексте ценностной парадигмы доисламского периода.

Ханафитский мазхаб является практически первым из всех суннитских мазхабов, большинство мусульман мира являются его приверженцами в поликультурном пространстве Центральной Азии, Турции, Сирии, Египта, России.

Ханафитский мазхаб считается наиболее умеренным направлением ислама, не допускающим фанатизма. В Казахстане принята именно эта модель ислама. Как отметил Президент Н.А. Назарбаев: «слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана».

Ханафитский мазхаб составляет одну из 4-х школ суннизма, среди которых также маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.

Сунниты – в буквальном смысле этого слова – мусульмане, которые руководствуются «сунной» – сводом правил и устоев, основанных на примере жизни Пророка Мухаммада, его поступках, высказываниях – в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм – доминирующая ветвь ислама.

«Сунна» объясняет священную книгу мусульман – Коран и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина.

Ханафитский мазхаб отличается терпимостью к местным верованиям и обычаям, традиционной национальной культуре.

В Казахстане ислам в течение тысячелетия формировался под влиянием местных обычаев, традиций веротерпимости и высокой толерантности. Ислам в нашей стране всегда мирно соседствовал с другими религиями.

Распространению ислама ханафитского мазхаба на территории Казахстана способствовали такие его черты, как гибкость, способность быстро адаптироваться к местным условиям, приспособить жесткие рамки шариата к повседневным нуждам людей.

Напомним, терминологический словарь по Стратегии-2050 размещен на информационном портале Strategy2050.kz. Справочник разработан казахстанскими учеными, он должен стать хорошим пособием для изучения и полного понимания стратегического документа. С полной версией словаря можно ознакомиться здесь.

Источник: http://strategy2050.kz/ru/news/10605

Мазхаб Абу Ханифы – путь нашего народа — Асылхан кажы ТУСИПБЕК

Прошло более чем двенадцати веков с того времени как наша священная религия Ислам начала проповедоваться в Средней Азии и в Казахстане. Фактически вся Средняя Азия, в том числе и наша страна, придерживается мазхаба Абу Ханифы.

Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «выбрать своим путем». С точки зрения Шариата, слово «мазхаб» имеет такие значения как: религиозное течение, школа, наука, понятие. На сегодняшний день существует четыре мазхаба, и они названы по именам своих основателей.

Это ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы), шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии), маликитский (мазхаб имама Малика), ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).
Основатель Ханафитского мазхаба – имам Абу Ханифа Ан-Нугман ибн Сабит (699-767 милади).

Ученые, которые высоко ценили образованность и знание имама Абу Ханифы, называли его имамом Агзамом (Великий имам).

Самым распространенным мазхабом в мире считается – Ханафитский мазхаб. Начиная с девятого века, в течении короткого времени Ханафитский мазхаб распространился в Анадолы, Балканах, Северном Кавказе, на побережье Едила, Среднюю Азию, Китай, Индию, Афганистан и острова Индонезии.

Также ханафитский мазхаб придерживались ханы Алтын Орды, Великие Моголы и султаны Османской империи.
После эпохи Халифа Рашида Ислам распространился на весь мир и многие страны начали принимать эту священную религию. У каждой из этих стран была своя культура, традиции и обычаи.

Среди них были как противоречащие, так и не противоречащие исламским канонам. Поэтому Ислам был принужден вынести решения по тем или иным вопросам. То есть это решение должно было соответствовать традиции и обычаям каждой страны. Однако мир Ислама не имел способность выносить решения, которые соответствовали бы традициям всех стран.

Поэтому возникновение и становление мазхабов являлось закономерностью.
Основы мазхаба сложились в эпоху сподвижников. Жители Мекки спрашивали фетву только у Абдуллы ибн Аббаса (р.а). Вместе с хазретом Абдуллой в Мекке проживали и другие сподвижники.

Однако никто из них не порицал этих действий Абдуллы, наоборот они всегда поддерживали его. Народ Ирака действовал согласно фетвам Абдуллаха бин Масуда (р.а). Этот сподвижник выносил решения и выдавал фетвы для населения страны. А мусульмане Хиджазского края руководствовались фетвами и решениями Абдуллы бин Омара (р.а.).

Эти случаи имели место в эпоху халифов, после нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда еще были живы многие сподвижники. Никто из ученых сподвижников не считал этот поступок неправильным.

Огромную историческую роль в формировании обще-человеческих ценностей и сохранении национальных осо-бенностей в Казахстане сыграло духовное наследие имама Агзама Абу Ханифы. Ханафитский мазхаб в Исламе представляет собой совокупность различных выводов, которые, несомненно, носят интегрирующий характер, т.е., имея выверенный набор интерпретаций священных текстов, мазхаб, посредством своей ясной и проверенной научной методологии, носит цельный характер.
Плюрализм и свободомыслие, уважение к науке и знаниям, сублимируемые ханафизмом, создали условия для появления таких столпов мировой мысли как аль-Фараби и ибн Сины.

Роль аль Фараби и ибн Сины очень значима в формировании и развитии современной культуры и цивилизации. И философский гений и реформатор наук аль-Фараби смог сложиться только в ханафитской среде, а не в замкну-тых формальных мусульманских пространствах.

Необычность и смелость его философских воззрений, входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки.

Имам Мухаммад аль-Бухари, Абу Мансур ас-Самарканди, Абу Мансур аль-Матуриди, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмет Яссауи и их современники и наследники стали гордостью не только Средней Азии, но и всего Исламского мира.

Традиционный для казахов ханафитский мазхаб является прекрасной идеологической платформой для формирования культа новых знаний в стране, стремления к совершенствованию и продвижению республики в сообщество развитых государств.

Здесь представляется уместным привести слова нашего Президента, что религия «не должна стать объектом локальной или глобальной политической игры» «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны».

В этой связи развитие ханафитского мазхаба, в качестве одного из главных духовных столпов казахского общества, отвечает стратегическим интересам Республики Казахстан. Сегодня отечественная экономика требует подготовки хорошо образованных, современных и инновационно мыслящих людей.

И в этом разрезе формирование качественных и высококонкурентных человеческих ресурсов страны возможно при опоре на ханафитскую интел-лектуальную традицию, основанную на творчестве и инициативности. Данный процесс может также способствовать формированию мусульманских интеллектуалов в Казахстане.

Современная экономика тре-бует людей образованных, в первую очередь, духовно богатых. А такой уровень личной культуры, может быть, достигнут лишь при опоре на традиционную общечеловеческую духовность, как раз и акку-мулированную в ханафитской интеллектуальной традиции.

В этой связи не вызывает сомнений огромная роль ханафитского мазхаба, как в исторической ретроспективе, так и для будущего становления исламской уммы Казахстана. «У нас нет другой альтернативы, кроме единой мусульманской уммы, сплоченной вокруг своих вековых традиций, которые крепко переплетены с основами мазхаба Абу Ханифы.

И мы не приемлем какой-либо раскольнической идеологии, сеющей раздор и размежевание».
Казахстанское гражданское общество – здорово и сильно, прежде всего своими корнями. Интеллектуальный, творческий потенциал нашего народа – очень велик. И нельзя допустить, чтобы кто-либо посягнул на наше единство и сплоченность.

Развитие хана-физма в нашей республике вместе с ростом казахстанского патрио-тизма, позволит на идеологическом уровне противостоять религиоз-ному радикализму и экстремизму, прикрывающемуся религией. Ведь одним из важных положений ханафизма является пропаганда справедливости и отказ от насильственных действий во имя мира.

Таким образом, возрождение и развитие ханафитского мазхаба позволит создать и повысить иммунитет казахстанских верующих к идеологии радикализма. В XXI веке исламская религия ханафитской традиции в Казахстане будет играть всевозрастающую роль в деле консолидации мусульманской общественности, в укреплении межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость.

Пусть Всевышний Аллах дарует благо нашей стране и укрепит единство, согласие и взаимопонимание нашего народа!

Читайте также

Источник: http://mazhab.kz/ru/statii/mazhaby/hanafitskii-mazhab/mazhab-abu-hanify-put-nashego-naroda-58/

Читать онлайн «Исламский энциклопедический словарь» автора Али-заде Айдын Ариф оглы — RuLit — Страница 392

Основные положения ханбалитского мазхаба базируются на собранных ими хадисах, мнениях и предписаниях сподвижников и табиунов. Все правовые предписания основываются на этом материале.

К муфтиям мазхаба выдвигаются повышенные требования. Для выдачи фетвы необходимо иметь глубочайшие познания в области Корана, Сунны, фетв сподвижников и табиунов, правовых методах мазхаба. Немалое значение имеют и естественные способности муфтия к познаниям в этих областях.

Несмотря на фундаментальную теоретическую основу, хорошую подготовку муфтиев, признание иджтихада открытым и другие преимущества, ханбалитский мазхаб не является распространенным. До прихода к власти в Аравии династии Саудитов, при которых этот мазхаб стал доминирующим в этой стране, ни в одной стране мира ханбалиты не составляли большинства населения, а во многих странах их вообще не было.

Такая малая распространенность ханбалитского мазхаба объясняется тем, что он появился позже всех, тогда, когда первые три мазхаба суннитов прочно укрепились в различных регионах мусульманского мира. Другой причиной малого распространения мазхаба является его консервативность.

Ханбалиты больше всех остальных обращали внимание на внешние аспекты религии, призывали жить в точном, порой даже буквальном соответствии со временем пророка и первых сподвижников. Иногда эти идеи приобретали радикальные формы и выражались в силовом давлении на окружающих.

Хотя и умеренных представителей мазхаба всегда было тоже достаточно много.

Термины ханбалитского мазхаба

Шейх уль-Ислам — более поздние ханбалиты так называли Таки ад-Дина ибн Теймию аль-Харрани (661-728). Более ранние ханбалиты называли этим титулом шейха Муваффак ад-Дина Абу Мухаммада Абдуллу ибн Кудаму аль-Макдиси (ум. в 620).

Шейхан — Абдулла ибн Кудама аль-Макдиси и Мадждуддин Абу аль-Баракат (ум. в 652).

Аш-Шарих — Абу Омар аль-Макдиси (ум. в 682). Он был племянником и учеником Абдуллы ибн Кудамы аль-Макдиси. Автор авторитетной книги ханбалитского мазхаба «аш-Шарх аль-Кабир».

Аль-Кади — Абу Йала Мухаммад ибн Хусайн ибн аль-Ферра (ум. в 458).

Абу Бакр — аль-Марвади (ум. в 274), который был учеником Ахмада ибн Ханбаля.

Анху — имеется ввиду указание «это от Ахмада ибн Ханбаля».

Хандак — ров, вырытый вокруг города, селения, крепости в оборонительных целях. Так называется сражение, которое состоялось между мусульманами и язычниками, которые осадили Медину в 5 году хиджры.

Для защиты города от превосходящих сил противника, мусульмане вырыли вокруг него ров. Благодаря этой новой тактике мусульманам удалось отстоять город. Упоминания об этой битве содержатся в аятах Корана (33: 9-12).

Ханафитский мазхаб — один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Абу Ханифа (Имам Азам, Ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи).

Абу Ханифа родился в Куфе в 80/699 году, но его предки были родом из Ирана. Они занимались торговлей шелком. Мусульманская традиция сообщает, что его отцу и деду довелось встретиться с Праведным халифом Али ибн Абу Талибом, который возвел мольбу Аллаху, чтобы Он оказал милость потомкам Сабита.

Ирак был одним из древнейших очагов мировой цивилизации. Здесь были повсеместно распространены традиции различных античных и иранских философских школ.

Также здесь были распространены и различные религии — Ислам, Христианство, Иудаизм, Зороастризм. Помимо этого, в этом регионе проживали последователи не только ортодоксальных религий, но и представители различных сект и деноминаций.

Между представителями различных мировоззренческих учений проводились диспуты.

Такое религиозно-мировоззренческое разнообразие, с ранних лет послужило причиной бурного развития Ан-Нумана ибн Сабита, который искал ответы на различные вопросы религиозно-философского характера. Он полностью отошел от торговли, которой занималась его семья и всецело посвятил себя науке.

Поначалу он участвовал в различных диспутах с мутазилитами, хариджитами и другими группами, изучал калам, но затем объектом его интересов и научной деятельности стало мусульманское право (фикх).

Ан-Нуман тщательно и скрупулезно изучал аяты Корана и хадисы пророка Мухаммада. Он задался целью не только вывести из них те или иные правовые предписания, но и систематизировать их, дать им научное обоснование.

Но, при этом, он всегда ссылался на традицию и методы сподвижников пророка и последовательно продолжал их дело.

Источник: http://www.rulit.me/books/islamskij-enciklopedicheskij-slovar-read-390442-392.html

Мазхабы

Термин «мазхаб» переводится с арабского языка как «направление». Некоторые дают этому термину значение «путь». Мазхаб в исламе – это определенное учение, основанное факихом (то есть ученым-правоведом), имеющим степень ижтихада. При этом все подобные течения основываются на нормах Корана.

Таким образом, Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов Шариата.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

  • согласованное мнение видных алимов (иджма’), в том числе сахабов Пророка (мир ему и благословение);
  • суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);
  • отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);
  • вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Основание мазхабов

Ханафитский мазхаб был основан имамом Абу Ханифа, который родился в 80/699 г. в городе Куфе и умер в 150/767 г. в Багдаде. Слово «Ханиф» означает «знающий», «правильно верящий» мусульманин, «Абу Ханифа» – «Отец мусульман с правильной верой». Основной метод, который выносил правовые решения данного мазхаба – это чёткая иерархия вердиктов авторитетов этой школы.

Всё своё наследие и знание Абу Ханифа устно передавал своим ученикам, которые их фиксировали и систематизировали. Школа Ханифа поощрялась Аббасидами, которые были заинтересованы в правовой основе государства. Данная школа получила государственный статус в империи монголов и османской империи.

Очень много современных мусульман на сегодняшний день являются последователями этого правового толка.

Маликитский мазхаб основал имам Малик бин Анас аль-Асбахи, который родился и умер в Медине в 93/711 – 179/795 гг.

В маликитском мазхабе мнения и правовые решения Малика предпочтительнее Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее мнения других маликитских классиков.

Маликитский правовой толк нашёл многочисленных последователей среди мусульман на западе, в Испании и Северной Африки.

Шафиитский мазхаб был основан имамом Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (150/767 – 204/802гг). Родился он в Газзе и умер в Египте. Имя «аш-Шафи’и» имам взял в честь своего прадеда, который был сподвижником Пророка Всевышнего.

Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафиитский мазхаб спорил с ханафитским.

На сегодняшний день число шафиитов составляют 80% курдов, мусульмане Юго-Восточной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке.

Ханбалитский мазхаб основал имам Абу Абд лах Ахмад бин Ханбал, который родился и умер в Багдаде (164/780 – 241/855 гг).

В этой школе было несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, разночтения и сомнения в фетвах Ибн Ханбаля, в различие передачи его выводов.

Ханбалитский мазхаб имел фундаментальную теоретическую основу и никогда не признавал закрытие «врат иджтихада». Особого распространения мазхаб не получил и на сегодняшний день является доминирующей школой в Саудовской Аравии.

Джафаритский мазхаб Мазхаб, основанный Джафар ас Садыком, получил широкое распространение среди шиитов Афганистана, Ирана, Ирака и Азербайджана.

Главным шиитским мазхабом, школа стала только в XVIII веке и джафариты получили признание суннитов. Джафаритский мазхаб отличался от суннитских непринятием тезиса о закрытии «врат иджтихада».

Также джафариты признают ахбары Сунны лишь те, которые восходят к первым сподвижникам Пророка.

Следует ли придерживаться мазхабов в исламе?

Несмотря на существование мазхабов, отнюдь не все учёные считают, что необходимо придерживаться одного из них. Вопрос о необходимости следования мазхабам является актуальным и по сей день.

Сторонники полагают, что приверженность тому или иному мазхабу означает следование Корану и сунне, так как каждая правовая школа вобрала в себя богатое наследие ислама, тем самым человек может уберечься от каких-либо заблуждений в вопросах религии.

В понимании Корана и сунны верующие, по мнению сторонников мазхабов, должны следовать за мнением авторитетных учёных, так как они обладают большим объёмом знаний, а не заниматься трактовкой аятов Священной Корана и хадисов самостоятельно.

Противники следования мазхабам уверены, что правовые школы несут в себе больше негативного для мусульманской уммы, так как разобщают мусульман на отдельные группы, в то время как мусульманская община должна быть единой. Мазхабы в России Ханафиты появились в России с ранних лет исламского свидетельства.

Ханафитами являются татары, башкиры, народы Волго-Уральского и Сибирского региона. А благодаря трудовой миграции выходцев с Кавказа по территории России, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Поволжье и др. появились практикующие шафииты. Может ли следование мазхабу стать фанатизмом?

Следование мазхабу действительно будет фанатизмом в случаях:

  1. когда следующий убеждён, что только его мазхаб является истиной, а все остальные находятся в заблуждении;
  2. когда следующий сам достиг степени иджтихада, разобрал конкретный вопрос и пришёл к мнению, отличающемуся от того, за которым он следовал, но при этом продолжает следовать тому, на чём он был;
  3. когда следующий однозначно узнал со слов других учёных об объективной причине ошибки учёного в мазхабе в конкретном вопросе – например, о том, что он основывался на вымышленном хадисе или не знал достоверного, относящегося к данной теме, – и продолжает следовать за этим ошибочным мнением.

Интересные факты об исламе

  1. Во всём мире 1.6 миллиарда мусульман. Это число, как ожидают, увеличится на 35% за следующие 16 лет, достигнув 2.2 миллиарда в 2030 году
  2. Большинство мусульман не арабы. Фактически, меньше 15% мусульман в мире — арабы.
  3. Наиболее быстро растущая религия в Ирландии — ислам.
  4. В 2006 году первая мусульманская женщина добралась до космоса, и она была первым иранским космическим туристом.
  5. Кофе — мусульманское изобретение
  6. «Селфи» было также изобретено мусульманами.
  7. Ширин Эбади, первый председатель Верховного суда Ирана женского пола, — первая мусульманская женщина, которая будет награждена Нобелевской премией мира.
  8. Фактически, мусульмане — родоначальники большинства религий мира.
  9. В Китае самая старая женская мечеть существует более тысячи лет, и её лидер тоже женщина.
  10. Несмотря на недоверие к мусульманам и исламу, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джордж Вашингтон утверждали, что Америка должна быть открыта для мусульманских граждан, государственных служащих и даже президентов. Но кое-кто в Белом Доме это забыл.

Источник: http://mfina.ru/mazxaby

История фикха и ханафитский мазхаб

История фикха и ханафитский мазхаб

Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий, правильное и полное понимание, познание глубинной сути чего-либо. Слово «фикх» обладает несколько более специальным значением, чем близкие по смыслу слова «‘ильм» и «фахм», имеющие значение «знать, понимать».

В Куръане слово «фикх» использовано примерно в двадцати местах в глагольной форме «полностью и хорошо понимать что-либо, охватить его смысл, знать истинную сущность и постичь его умом». В одном священном аяте оно использовано в форме «та- факкух фид-дин» (обладание познаниями в религии).

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли стать обладателями основательных и глубоких знаний в религии и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться».

Быть обладателем глубоких познаний в религии – это немного специфичное значение. Обладатели глубокого понимания и широких познаний, безусловно, лучше разбираются в религии, знают ее положения, цели, тонкости ее установлений, всю ее пользу и мудрость, те основы, на которые она опирается.

В хадисах мы также наблюдаем использование слова «фикх» и в словарном значении, и в форме «тафаккух фи-д-дин» с более частным значением «быть обладателем глубокого познания по вопросам ислама».

Наш Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) говорил: «Кому Аллах пожелает добра, того сделает обладателем фикха в религии (познавшим тонкости религиозных установлений)».

В Куръане говорится, что те, кто, обладая сердцем, не могут постичь аятов Аллаха, будут обитателями Ада. Это качество неверующих.

«У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».

А в другом аяте сказано про неверующих и лицемеров:

«Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?»

И еще раз Куръан использует слово «фикх», когда говорит, что люди не в состоянии понять славословия семи небес, земли и тех, кто на них обитает, когда они прославляют своего Господа.

В других аятах слово «фикх» также употребляется в сходных с приведенными значениях.

В словарях это слово имеет значения «знать, познавать, обладать тонким пониманием». Мухаммад Абу Захра дает такое определение: «Фикх – это точное и глубокое понимание, постижение сути предметов, слов и действий».

В терминологии фикх означает детальные установления шари‘ата по практическим вопросам, которые были выведены муджтахидами из религиозных доводов.

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) дал фикху такое определение: «Знания по фикху – это те решения по практическим вопросам, которые человек должен знать. Но знания нужны только для того чтобы действовать в соответствии с ними. А действовать в соответствии с религиозными знаниями, значит оставить мирские заботы ради обретения счастья и блаженства в вечной жизни».

Для того чтобы лучше это понять, будет нелишним провести краткий обзор истории фикха, начиная с ранних этапов его становления.

Первый период

Это эпоха нашего господина, Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

В это время фикх целиком сосредоточен на божественном откровении, потому что именно вахий является источником установлений фикха и в их словесном выражении и по смыслу (Куръан) или же только по содержанию (Сунна). И те иджтихады нашего Пророка (салляллаху‘алейхи ва саллям) и его сподвижников (радыяллаху ‘анхум), которые были одобрены через вахйи, также имеют достоинства «фикха откровения».

С одной стороны, наш Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) давал ответы на вопросы своих сахабов по фикху, с другой – он подготовил часть из них до такой степени, чтобы они сами могли найти ответы по вопросам фикха.

Эту подготовку он проводил в Суффе, пристроенной им к аль-Масджид ан-Набави и считающейся первым исламским медресе. Тех, кто обладал большими способностями в фикхе, он довел до той степени, когда они сами могли выносить фетву.

Еще при жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи ва саллям) некоторые из сахабов давали фетвы.

Досточтимые Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Му‘аз ибн Джабаль, ‘Убай ибн Ка‘б (радыяллаху ‘анхум) – вот часть из тех сподвижников, которые давали фетвы при жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи ва саллям).

Этих подготовленных им муджтахидов Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) отправлял в те края, где про- живали мусульмане, чьи знания по исламу не шли дальше основных положений веры.

Народ строго следовал фетвам этих сахабов муджтахидов по практическим вопросам, связанным с обрядами поклонения, взаимоотношениями людей и с различением халяль от харама.

Как поясняется в книгах по фикху, когда сахаба-муджтахиды сталкивались с проблемами, решения которых не находили в Коране и сунне, они приводили свои доводы путем иджтихада с учетом рекомендаций Посланника Аллаха (салляллаху  ‘алейхи ва саллям) и, основываясь на иджтихаде, давали свои фетвы. И люди строго исполняли эти вынесенные ими фетвы.

К примеру, когда Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) отправлял Му‘аза ибн Джабаля в Йемен, спросил у него, чем тот будет руководствоваться в принятии решений. Му‘аз ответил, что Куръаном, затем сунной, но если там не найдет ответов, то будет совершать иджтихад. За такой ответ Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) похвалил Му‘аза.

Второй период

Это эпоха праведных халифов. Период праведных халифов начинается после завершения ниспослания Куръана и передачи сунны, составляющих основу «фикха откровения». Во время праведных халифов сахабы в поиске решения какого-либо вопроса по фикху, прежде всего, обращались к Куръану и сунне. Если в них не находили ясного указания по этому вопросу, тогда они совершали иджтихад.

Среди них были как те, кто совершал итждихад в его абсолютном понимании, так и те, кто совершал итждихад только по отдельным темам. ‘Умар в одном из своих выступлений перед жителями района Джабия в Шаме говорил: «Если кто-то хочет задать вопрос о Куръане, пусть спросит ‘Убайя ибн Ка‘ба.

Кто хочет спросить о наследстве, спрашивайте у Зайда ибн Сабита. Желающие узнать о фикха пусть обращаются к Му‘азу ибн Джабалю. А кто хочет задать вопрос о ведении хозяйства, подходите ко мне».

Этот призыв ‘Умара к народу с просьбой обращаться с интересующими их вопросами к сахабам муджтахидам косвенно подтверждает, что и в эпоху праведных халифов народ продолжал следовать указаниям муджтахидов.

Самые известные факихи-муджтахиды второго периода:

1. Абу Бакр ас-Сыддик (ум. в 13 г. хиджры).2. ‘Умар (ум. в 23 г.).3. ‘Усман (ум. в 35 г.).4. ‘Али (ум. в 40 г.).5. Абдуллах ибн Мас‘уд (ум. в 32 г.).6. Абу Муса аль-Аш‘ари (ум. в 45 г.).7. Му‘аз ибн Джабаль.8. ‘Убайй ибн Ка‘б (ум. в 30 г.).9. Зайд ибн Сабит (ум. в 54 г.). (радыяллаху ‘анхум аджма‘ин).

Третий период

Это эпоха сахабов и таби‘инов. Этот период начинается после завершения эпохи праведных халифов и продолжается до последних лет существования государства Омейядов.

На этом этапе подход к проблемам фикха полностью сответствует тому, как понимали иджтихад святые сподвижники. Как повествуется в книгах по истории ислама, в этот период произошли многие политические события. Также сообщается о возникновении некоторых междуусобиц.

В результате этих событий мусульмане разделились на три крупных течения — Ахли-Сунна, шииты и хариджиты.

Особенности третьего периода:

  1.  Появились разделения среди мусульман, возникшие в результате упомянутых выше политических событий.
  2.  Ученые ислама разъехались по разным областям. В тех краях, куда они поехали, некоторые сахабы начали давать уроки. Они проводили индивидуальные и общие учебные занятия. Подготовленные ими табиины сыграли важную роль в укоренении религиозных знаний в этих городах.
  3.  Широкое распространение получили передача и собирание хадисов. Появились и некоторые вымышленные хадисы.
  4.  Стали известны многие ученые-неарабы: тюрки, персы, египтяне.
  5.  Мухаддисы и факихи вступили в разногласия по поводу используемых ими методов.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Источник: http://www.tarazdini.kz/articles/istoriya-fikxa-i-xanafitskij-mazxab.html

Ссылка на основную публикацию