На какие потребительские сегменты ориентирован рынок халяльной продукции в России? — халяль

Мир живет в удивительное время и люди становятся свидетелями перехода от «эры бездумного потребления» к эпохе потребления полезных и натуральных продуктов. Одним из таких видов продуктов является халяль, дозволенное и разрешенное религиозными предписаниями.

Эти предписания мусульмане строго соблюдают  на протяжении более 1400 лет. Но только в последнее десятилетие халяль превратился в бренд, став элементом рыночного механизма, в силу роста мусульман всего мира и его урбанизации.

На популярность бренда повлияло и то, что западные корпорации начали производить данные продукты в мировом масштабе.

На сегодняшний день объем рынка  халяльной продукции  в мире ежегодно оценивается более чем в $2,1 трлн. Потребителей мусульман в количестве около 2 млрд является мощной экономической силой рынка, к  2050 году мусульман составит уже 2,8 млрд.

Рост населения мусульман по годам

Международный бренд «Халяль» должным образом оправдывает свою универсальность. Ведь словосочетание  мусульманский мир – это не абстрактное понятие. Мусульманский мир —  это одна четвертая часть всего населения земного шара, которое сосредоточено в регионах  Азии, Ближнего Востока, Африки.

В докладе Pew Center указывается, что наибольшая концентрация мусульман наблюдается в Азии, где проживает более 60% от общего числа мусульман,  20% на Ближнем Востоке, а остальные разбросаны по всей планете.

На Ближнем Востоке, традиционно считающимся регионом наибольшего сосредоточения мусульман, их насчитывается всего 1 % от населения всей планеты.

  • Ещё одна интересная особенность. Более 300 млн мусульман, то есть одна пятая часть населения исламского мира, проживают в странах, где ислам не является преобладающей религией. В Индии  проживает 177 млн мусульман, то есть больше, чем в любой другой стране, за исключением Индонезии и Пакистана.
  • Приверженцев ислама там в два раза больше, чем в Египте, который считается самой большой арабской страной.
  • Также в Китае мусульман больше, чем в Сирии (интересные наблюдения приводятся в СМИ – в Китае около 22 % китайцев в возрасте до 30 лет исповедует ислам); в Германии больше, чем в Ливане, в России –20 млн мусульман, больше, чем в Иордании и Ливии вместе взятых.
  • Также мусульмане являются меньшинством в южноафриканских странах к югу от Сахары, там проживают лишь 240 млн мусульман, примерно 15% от общего числа мусульман мира. Мусульман больше всего проживает в Азии (около 1 млрд 180 млн), далее идут Африка (более 500 млн), Европа (около 50 млн), Северная и Южная Америки (свыше 10 млн), Австралия и Океания (0,7 млн).

Таким образом,  потребители халяльной продукции представляют собой различные расы, народы и национальности и, естественно, различные культуры поведения и потребления пищи – это как единый организм, их объединяет общее — вера, истина и традиция.

Если количество потребителей перевести на язык экономики, то можно получить потрясающие цифры по мировому объему рынка халяльной продукции. Об этом свидетельствуют последние данные компании Transparency Market Research: мировой рынок продуктов халяль  к 2020 году увеличится, достигнув оборота в $6 трлн,  к 2030 году — до $10,5 трлн.

Какой рынок в мире сегодня может продемонстрировать такие возможности?

Ранее в докладе Thomson Reuters и консалтинговой компании  Dinar Standard объем рынка оценивался  более скромными цифрами: в размере $2,6 трлн  к 2020 году.

Специалисты организации Euromonitor International отмечают, что продажи свежего мяса в регионе Ближнего Востока и Африки выросли на 19%,  это на 13% выше среднего мирового показателя.  В Азиатско — Тихоокеанском регионе (Пакистан, Индонезия и Малайзия) рост продаж свежего мяса вырос на 54%  с 2009 по 2014 год.

  • В ОАЭ он составил 33%, в Египте — 28%, в Марокко — 19%. Также любопытно, что  потребители продуктов «халяль»  тратят 30% своего дохода на питание, тогда как потребители обычных пищевых продуктов — 14%, об этом свидетельствуют исследования, проведенные  консалтинговой компанией Sutralis (Франция) в 2012 году.
  • Только транснациональным корпорациям, например,  Nestle, McDonald’s, KFC, ретейловым сетям Carrefour и Tesco,  под силу так быстро развернуть масштабные производства.
  • Ведущий игрок на рынке продуктов питания и напитков Nestle SA (Малайзия) производит около 300 наименований продуктов «халяль»  на 159 фабриках из 480, принадлежащих компании.

Проще говоря, данные корпорации не могли проигнорировать растущие потребности  25% населения исламского мира.

  • Таким образом,  именно вышеуказанные мировые бренды могли оказать влияние на рост популярности продуктов «халяль» во всем мире, информируя, в том числе потребителей – не мусульман,  о его высоком качестве и пользе для здоровья.
  • Но это не значит, что другие национальные игроки не смогут воспользоваться возможностями данного рынка. Благодаря усилиям своего правительства, наличию инвестиций они могут стать участниками международного рынка халяльной продукции.
  • Поистине халяль является не только образом жизни для мусульман, но имеет особое значение для решения коренных вопросов населения африканских и ближневосточных стран, в снижении уровня бедности.

Так как рост производства продуктов «халяль» позволяет  обеспечивать потребности внутреннего рынка этих стран, в первую очередь продовольственными товарами.

К тому же, рост халяльной экономики создает дополнительные рабочие места, что является актуальным для быстрорастущего населения данных стран.

Источник: http://islam-today.ru/islam_v_mire/perspektivy-razvitia-mirovogo-halal-rynka/

Россия будет халяльной

Недавняя Международная выставка Moscow Halal Expo — 2015, прошедшая в столице, выявила ряд кричащих о себе проблем. По оценкам экспертов, нынешняя выставка по количеству участников оказалась меньше предыдущих.

Тем не менее, она, несмотря на кризис, объединила участников всех секторов халяльного рынка России — специалистов в области исламских финансов, туристического сектора, производителей продуктов питания, fashion рынка и халяль косметики, книгоиздателей, девелоперов и риэлтеров.

Многие производители утверждали по итогам выставки, что организаторам стоило бы дать больше пространства для инициативы самих участников. Что пора отходить от централизованных попыток решить все вопросы на уровне муфтията.

И тогда бы и сама выставка, и развитие экономических связей между халяль-производителями, и расширение халяль-сектора получили бы более сильный импульс к развитию. Поскольку необратимые процессы в нашей стране обещают вскоре изменить весь экономический и демографический ландшафт.

… плюс халялизация страны

Заголовок данной статьи может кому-то показаться несколько провокационным, учитывая многонациональный и многоконфессиональный характер нашей страны. Однако это заголовок, который мы всего лишь позаимствовали у крупнейшего аналитического ресурса РБК. И он в точности отражает тенденции развития экономики нашей страны.

«Бум продаж халяльной пищи в России привел к тому, что ниша халяльной продукции довольно быстро трансформируется в рыночный сегмент», — пишет ресурс. Еще в конце 1990-х годов в Москве халяльной продукцией торговали восемь киосков, расположенных рядом с мечетями.

  • Сейчас по стандартам халяль, по оценке президента компании AgriFood Strategies Альберта Давлеева, производится порядка 1,3 млн. тонн мяса птицы, говядины, баранины и продуктов их переработки.
  • Уже сейчас создаются предприятия, которые на 100% ориентированы на халяльную продукцию. В ближайшие два-три года российское производство увеличится до 1,5 млн. тонн, прогнозирует Давлеев.
  • По данным исполнительного директора консалтинговой компании «Ринкон-менеджмент» Константина Корнеева, халяльная продукция уже составляет не менее 10% объема продаж говядины и баранины в России.
  • «За последние три года продажи халяль в России выросли примерно в три раза. Сейчас все крупные российские производители мяса и мясной продукции прошли сертификацию на выпуск этого вида продукции и имеют ее в своем ассортименте, — говорит эксперт.

Такой рост продаж не остался незамеченным и на берегах Персидского залива. О планах выйти на отечественный рынок заявил крупнейший производитель халяльной продукции в странах Персидского бассейна — компания Al Islami Foods из Дубая (ОАЭ). И это только один из крупных мировых игроков.

Демография запрашивает халяль

Во-первых, в России стремительно растет доля мусульманского населения. Уровень рождаемости только в трех кавказских республиках – Дагестане, Чечне и Ингушетии – опережает общероссийский на несколько порядков.

Во вторых, стремительно растет и количество трудовых мигрантов в стране за счет выходцев из Азербайджана и республик Средней Азии. Согласно данным Федеральной миграционной службы России в стране пребывает более 12 млн. мигрантов.

  • А это почти 10% от общей численности населения России. Если мы их приплюсуем к 20% коренного мусульманского населения России, то мы получаем, что треть постоянного и временного населения России составляют мусульмане.
  • Далее, как отмечает портал Asiarussia.ru, на днях в прессу попал закрытый доклад о национальном составе Москвы. Из 11 миллионов населения нынешней Москвы славян – русских, украинцев и белорусов – сегодня насчитывается лишь 4 млн 600 тыс. человек.
  • По данным портала, со ссылкой на консультанта одного из силовых ведомств, национальный состав населения российской столицы сегодня выглядит следующим образом:
  • Даже приблизительный подсчет на основе приведенных данных показывает, что на долю в 31% русских сегодня приходится доля приблизительно в 33% представителей традиционно мусульманских народов.

Как утверждается в сообщении, сегодня в России в целом азербайджанцев живет больше, чем в Баку, а татар в Москве больше, чем в Казани. За последние 15 лет количество российских мусульман увеличилось на 40%. А к середине нынешнего столетия каждый четвертый россиянин будет мусульманином.

Рынок халяль не соответствует стране

Отсюда, рынок халяль, который только по некоторым отраслям в России дошел до 10% пока абсолютно не соответствует сложившейся демографической картине. Поскольку эти 10% касаются только производства мясной продукции.

А в других сферах современной экономики, таких, как банковский сектор, страхование, образование, медицины, IT-сектор и венчурные инвестиции – стандарты халяль практически не представлены.

Источник: http://www.ansar.ru/analytics/rossiya-budet-halyalnoj

Халяль Экспо в Москве привлекло внимание закупщиков из 30 стран мира

8-ая международная Выставка Moscow Halal Expo 2017 состоится в конце осени – 16-18 ноября 2017 года в КВЦ “Сокольники”.

Организатор Выставки компания “Алиф Консалт” намеренно перенесла сроки проведения мероприятия с начала лета на осень с тем, чтобы иметь возможность привлечь больше профессиональной аудитории, заинтересованной в продукции халяль.

По предварительным данным Оргкомитета, уже за два месяца до Выставки на мероприятие зарегистрировалось свыше 300 закупщиков  из 30 стран мира и 30 регионов России. Наибольший интерес к халяль-продукции из России проявляют компании из Бахрейна, ОАЭ, Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии, Литвы и стран СНГ. В поисках халяльных продуктов из России приедут в том числе компании из США.

Среди заинтересованных в халяле региональных байеров преобладают представители Чечни, Дагестана, Краснодарского края, Владимирской и Саратовской областей. Наибольший запрос на халяль-продукцию традиционно предъявляет московский регион.

Сегменты Выставки:

·        мясо (говядина, баранина, мясо кролика и др.)

·        мясные полуфабрикаты и деликатесы (пельмени, колбасы, сосиски и пр.)

·        мясо птицы (курица, индейка, перепела)

·        молочная продукция (молоко, кефир, айран, йогурты, сметана, сыры и пр.)

·        сырье для производителей (заменители маргарина, желатина и других веществ, содержащих свиной жир)

·        растительные жиры

·        хлебопекарная продукция

·        кондитерские изделия

·        консервы  и соусы

·        чай, кофе и безалкогольные напитки

·        продукция для HoReCa

·        детское питание

Рынок халяль продукции и услуг растет во всем мире, чему способствует не только рост численности мусульманского населения, но и тренд на здоровое и экологически чистое питание. Российские производители все чаще обращают внимание на данный рынок, запуская линии производства продукцию халяль различных продуктовых сегментов.

Для производителей и поставщиков услуг из непродовольственного сегмента в этом году на площадке Выставки также состоится LifeStyle Salon, который представит товары и услуги категории non-food, соответствующие стандартам халяль: косметика и парфюмерия, одежда и аксессуары. Лайфстайл салон, в отличие от Halal Food Salon ориентирован преимущественно на конечных потребителей.

Выставка проходит под патронатом Торгово-промышленной палаты России и Совета муфтиев России.

Источник: https://carbofood.ru/novosti-rynka-zerna/halial-ekspo-v-moskve-privleklo-vnimanie-zakypshikov-iz-30-stran-mira

Производители халяль верят в безграничность рынка

Более полусотни производителей халяльной продукции были представлены на I Республиканской ярмарке «Халяль», прошедшей 24 мая в Агропромышленном парке Казани.

Среди участников были как известные в Татарстане бренды – «Челны-бройлер», «Бэхетле», БКК, «Вкуснотеевъ», «Акашево», – так и небольшие фирмы, недавно начавшие освоение этого сегмента рынка.

Чем их привлекает халяльный рынок, какие они видят перспективы для своего бизнеса – поинтересовался корреспондент IslamReview.

ООО «Яшьлек» из Самарской области в Казани выставляется впервые. Это небольшое предприятие выпускает колбасы и татарскую выпечку под брендом «Сыйфат». Работают всего полгода, в производстве занято 30 человек. В будущем планируют наладить производство полуфабрикатов. По словам представителя компании Эльмиры Акжигитовой, спрос на их продукцию довольно большой.

– В основном, поставляем в местные магазины и в близлежащие регионы – Саратов, Ульяновск, Самару, Бугуруслан. Изначально мы открылись, чтобы делать колбасы только из халяльного мяса.

  • Это не коммерческий интерес, просто мы сами мусульмане, и не думали даже делать что-то из свинины, например. Консерванты, красители, другие вредные вещества тоже не добавляем.
  • Наши колбасы нельзя долго хранить, но есть вакуумные технологии, которые позволяют делать колбасу со сроком хранения до двух месяцев.
  • Эльмира говорит, что они работают не только для татар и мусульман. Покупают и русские, так как их привлекает качество продукта.
  • В отличие от самарцев, фирма «Заря» из Ижевска перешла на халяль после многолетней работы на обычном рынке. Объемы производства пришлось сильно сократить – с полутора тонн в день до полтонны. Но возможности халяльного рынка шире, чем кажутся, и они не связаны с числом мусульман, считает коммерческий директор компании Фарид Гайнетдинов.

– Наша фирма твердо стояла на ногах: как известно, со свининой и объемы большие, и прибыль, – говорит он.

– Тем не менее, мы решили начать осваивать халяльный рынок, так как сами мусульмане, и знакомы с особенностями этой ниши. Первое время выделяли всего два часа в смену производству халяль.

Но это оказалось неудобным, такими маленькими партиями сложно конкурировать. Полтора года назад решили полностью перейти на «халяль».

«Заря» уже присутствует в Пермском крае, входит в Кировскую область, ее продукцию знают в Агрызском районе Татарстана.

  • «Сложно таким небольшим фирмам, как мы, – говорит Фарид Гайнетдинов, – халяльный рынок почти полностью завоеван крупными производителями из Самары и Пензы. Чтобы выдержать конкуренцию, мы не работаем на таких жестких условиях, как они.
  • Учитываем, что у магазинов, торгующих халяль продукцией, оборотных средств мало – отпускаем в кредит, находим другие решения».
  • Фирма находится в Завьяловском районе, в пригороде Ижевска, и обеспечивает мясом и мясопродуктами практически все бюджетные организации города – детские сады, школы, больницы, так как продукция отвечает всем нормам и является диетической.
  • – Из-за качества цена выходит выше, – отмечает Фарид Гайнетдинов. – Поэтому мы плохо продаемся в деревнях. Наша «Докторская» халяль – 220 рублей за килограмм, а в сельском магазине колбаса со свининой – по 70 рублей. Конечно, там сплошная соя с усилителем вкуса, но люди едят, – сетует он.

Собеседник IslamReview также отмечает, что сегодня халяльная продукция большим спросом пользуется и у не мусульман.
– Во время поста у православных наши продажи упали примерно на 50%. Как только пост закончился, объемы вернулись. Это говорит о том, что «халяль» становится своеобразным брендом, знаком качества.

Помимо мясной продукции, преобладающей на ярмарке, были представлены кондитерские изделия, бакалейная продукция, натуральная косметика ручной работы, изготовленные с соблюдением стандартов «халяль».

Как отметил в своем выступлении на открытии ярмарки министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов, это мероприятие – отражение изменений, происходящих в самом обществе.

«Духовная жизнь обновилась. Люди могут выбирать ту еду, которая им подходит. Это большая радость.

Производство продуктов «халяль», бизнес в той области, которая не выходит за рамки разрешенного исламом – это престижно».

Было заметно, что гости из других регионов относятся к своему халяльному бизнесу намного ответственнее, чем местные производители.

Это можно было понять и по тому, как были оформлены прилавки, дегустационные столы, по наличию качественной рекламной продукции.

По словам самих гостей, для них большая честь быть представленными в Казани, столице всех татар мира, самом крупном мусульманском центре России.

Источник: http://IslamReview.ru/economy/proizvoditeli-halal-verat-v-bezgranicnost-rynka/

На Урале вырос рынок халяльных и кошерных продуктов

Спрос на конфессиональные продукты формируют стереотипы, а отнюдь не религиозные убеждения, считают эксперты. По мнению российского покупателя, халяльная и кошерная продукция, а также маркированные под «постные» товары проходят дополнительный контроль качества, за который потребитель готов платить.

  • Рынок конфессиональных продуктов на Урале начал формироваться лет пять-шесть назад. Сейчас эксперты характеризуют его как зрелый, со стабильным ассортиментом, причем не все его сегменты развиваются одинаково успешно.
  • Центробанк предупредил россиян о риске картофельной инфляции
  • — Рынок соответствующих религиозным правилам продуктов — перспективное направление бизнеса, — говорит экономист Ирина Вяткина. — На мой взгляд, он развивается чаще всего под влиянием моды, в том числе на здоровое питание.
  • То есть причины скорее диетологические, нежели религиозные. Например, отказ от мясной пищи во время постов способствует очищению организма. Законы кашрута налагают строгое табу на смешение мясного и молочного — рекомендации насчет раздельного питания дают и медики.

И что плохого в разрешении употреблять в пищу мясо только здоровых животных?

Первыми на этот рынок вышли «православные» продукты, правда, так и остались сезонным товаром.

При этом никакого официального свода правил относительно правильного питания у христиан не существует, Русская православная церковь дала отрицательный отзыв на идею Общественной палаты о сертификации православной еды. Поэтому производители и ретейлеры по собственной инициативе маркируют продукцию, как хотят, — и выигрывают.

— Наклеивают этикетки на все подряд, чтобы раскупали, — сетует матушка Ольга из монастырской лавки. — Видела как-то вилок импортной, очень дорогой капусты с громадными красными буквами: «Постная еда». И раскупают, не отдавая себе отчета в том, что капуста — по определению постный продукт.

  • Специализированные православные магазины ведут более честную игру, воздерживаясь от маркировки продуктов и считая ее маркетинговым ходом.
  • В торговых сетях сезон «постных» продаж, как правило, начинается в конце ноября с началом Рождественского поста и длится до Пасхи, заканчиваясь распродажей немного зачерствевших куличей.
  • В это время маркируется около 15 процентов продукции отделов кулинарии и полуфабрикатов, под отмеченные особым знаком продукты выделяются площади в овощных, гастрономических и хлебных отделах. Расходы на этикетки «можно в пост» мизерные, а цена «православного» продукта может быть выше на 25-50 процентов.

— Каждый год в сезон поста мы маркируем продукцию, — подтверждает Елена Громская, региональный менеджер кондитерской компании. — Отмечаем повышение продаж примерно на 35-40 процентов.

Новинка на этом рынке — появление еще одного пика активности продаж в августе, приуроченного к Медовому и Яблочному Спасам.

  • С товарами для иудеев ситуация другая. В уральских городах на вопрос, где купить кошерные продукты, ответ такой: только в торговой точке при синагоге. Специализированные отделы в крупных торговых сетях, которые раньше заполнял импорт из Израиля, закрылись, не выдержав валютных колебаний.
  • Кошерные и халяльные продукты попадают в группу экологически чистых, что обеспечивается строгим контролем качества на всех этапах обработки сырья, но и оплачивается соответственно
  • К слову, в отличие от «православных» продуктов, кошерность подтверждается сертификатом департамента кашрута при Главном раввинате. Инспектируется вся технологическая цепочка — от поля до прилавка. Однако редкий производитель готов отказаться от автоматизации в таких операциях, как забой скота или разделывание туш, вводить дополнительный контроль внутренностей.
  • — Необработанные овощи, фрукты и грибы в сертификате кошерности не нуждаются (надо только убедиться в полном отсутствии насекомых, червей, личинок), — отмечает Ирина Вяткина. — Это снимает, так сказать, «межконфессиональную конкуренцию»: овощи для тех, кто держит пост.

По оценке производителей кошерного мяса, сертификат добавляет к стоимости товара 40-50 процентов, молочная продукция, полученная от кошерных животных, дороже на 10-15 процентов.

В России только один крупный мясокомбинат и один молочный выпускают продукцию под соответствующим брендом, практически вся она потребляется там же, где производится, — в Москве и Подмосковье.

Зато на Урале — в Челябинской области — делают кошерные макароны.

На Кубани впервые собрали урожай только из местных семян

— Сертификат кошерности на выпускаемые макаронные изделия мы подтверждаем каждый год с 2007-го, — рассказывает начальник экспортного направления компании Сергей Комаров. — Необходимость его получения в свое время была вызвана подписанием контракта на поставки продукции в Израиль.

  • По словам Комарова, для многих потребителей знак кошерности на этикетке обозначает еще и обеспеченное качество, чистоту и полезность. Такие продукты попадают в группу экологически чистых, что обеспечивается строгим контролем качества на всех этапах обработки сырья, но и оплачивается соответственно.
  • — Кошерная продукция в наших магазинах отсутствует, она не пользуется спросом из-за высокой стоимости, — говорит менеджер крупной торговой сети Ирина Павлова. — Халяль — другое дело, этот рынок растет из года в год.
  • — Многие сети формируют предложения по продуктам религиозной направленности. Однако кашрут — тема, скорее, модная, чем необходимая. Нам невыгодно развивать этот сегмент — нет спроса, соответствующего ценовому предложению. Мы сфокусированы на халяльном ассортименте, в основном в него входят мясные продукты и птица, — подтверждает Зоя Арсенова, руководитель отдела торговой сети.

С точки зрения технологии, весь кашрут — это халяль, но не наоборот: правила обработки халяльного мяса менее строгие, соответственно, и себестоимость ниже.

— Маркировку «халяль» покупатели воспринимают как дополнительную гарантию качества и безопасности продукта, знак того, что он не содержит никакой вредной химии, — считает начальник отдела маркетинга мясокомбината Светлана Курышкина.

В Новосибирске научились готовить попкорн для коров

  • Челябинский агрохолдинг-гигант не первый год расширяет ассортимент халяльной продукции, награды специализированных выставок заслужили колбасы, цыплята-бройлеры, этой весной премированы хинкали, начиненные мясом птицы.
  • География продаж — от Хабаровска до Москвы с выходом на международный рынок.
  • Для производства продукции здесь используется только здоровая и сильная птица, убой осуществляют специально подготовленные мусульмане в присутствии представителя комитета стандарта, соблюдаются все требования ислама по хранению, транспортировке и реализации товара.
  • — Для многих покупателей, вне зависимости от вероисповедания, халяль — это знак качества, — утверждает гендиректор предприятия Андрей Косилов. — Мы используем технологию максимального обескровливания, и покупатель понимает: чем в мясе меньше крови, тем оно полезнее и вкуснее.

Согласно исследованиям производителей, значительная часть покупателей их продукции — не мусульмане. Ввиду такого расширения аудитории производители наращивают мощности. Есть потребители и за рубежом.

По словам руководителя международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Айдара Газизова, экспорт халяльного мяса птицы в 2015 году составил 15 тысяч тонн, прогноз на 2016-й — 20 тысяч тонн, а вместе с другими видами мяса потенциал экспорта в ближайшие год-два достигнет 100 тысяч тонн.

Источник: https://rg.ru/2016/08/11/reg-urfo/rynok-halialnyh-i-koshernyh-produktov.html

Халяль индустрия: перспективы развития в ряде зарубежных стран

Оживление на рынке проявляется тогда, когда существует спрос. Соответственно, любой рынок развивается с точки зрения товарного предложения и сервисных позиций в случае наличествующего клиентского спроса и обоснованных прогнозов по его увеличению.

В этом смысле практически по всему миру интересным и растущим представляется рынок халяльных товаров и услуг. Численность мусульман в мире достигает почти 1,8 млрд. чел, это почти 23% всего населения планеты.

Потребителями товаров и услуг, производимых в рамках индустрии халяль, являются ортодоксальные и этнические мусульмане, а также те, кто имеет бытовые привычки подобного потребления, вызванные проживанием в данной социокультурной среде, либо добрососедскими отношениями с этническими мусульманами и позитивный опыт потребления халяльных товаров.

Именно поэтому различные компании, предлагающие такие товары и услуги, ориентированы на широкого потребителя, готового платить определенную ценовую премию за халяльную продукцию, традиционно, являющуюся более качественной, чем харамная, так как к ней предъявляются достаточно жесткие требования. Получается, что граждане, имеющие достаточный уровень дохода и ориентированные на здоровый образ жизни, также являются целевой аудиторией для предприятий индустрии, не зависимо от их религиозных убеждений .

  • Сегодня мировой рынок всей халяльной продукции оценивается экспертами примерно в 2,1 трлн. долл. США . Кроме того, число мусульманского населения в мире ежегодно увеличивается и на основании экспертных прогнозов к 2025 г. доля продуктов халяль будет составлять не менее 20 % от всей произведенной в мире продукции, а к 2030 г. может составить уже 25 % .
  • Основной потребительский спрос, вызывающий интерес у компаний – производителей, сосредоточен сегодня в экономически благополучных странах: это США и ряд государств  Европы. В этих странах традиционно сильны традиции соблюдения интересов и прав потребителей.
  • Применительно к индустрии халяль, где вопрос доверия клиентов к качеству продукции, является очень важным и практически ключевым, в этих государствах принимаются меры дополнительной правовой защиты потребителей. Например, в Калифорнии, Иллинойсе, Миннесоте и Мичигане (США)  действует специальный закон о халяльных продуктах, защищающий потребителей от подделок [5].
  • Есть фирмы, которые поставляют продукты военнослужащим. Такие продукты контролируются представителями  специального исламского комитета.

В Европе, например в  г. Киль, компании, производители халяльной продукции,  заключили договор с Исламским союзом Германии и получили право маркировать свою продукцию пометкой «халяль», удостоверяющей ее качество и поставляют ее заинтересованным сегментам населения.

Фермы, задействованные в производстве халяльной продукции, проходят добровольную проверку на соответствие существующим жестким требованиям, поскольку в производстве халяльных продуктов нельзя использовать мясо птицы и домашних животных, получающих искусственные средства кормления. Животные должны выращиваться в определенных условиях [1, 9]. Такие меры способствуют росту доверия потребителей и развитию данного рынка.

За последние годы объем продаж мяса халяль ряда крупных американских компаний, таких как ConAgra, Tyson, Oskar Mayer и т.д., увеличился на 70 % .

Расширяется товарная линейка, активно предлагаются полуфабрикаты.

В Детройте в меню некоторых ресторанов McDonald’s были включены халяльные блюда для удовлетворения аудитории, проявляющей интерес к халяльному питанию и, одновременно, посещающей фаст-фуд.

В целом, в рамках существующих тенденций роста активности мусульман в плане осознания своей культурной идентичности это вызывает интерес к халяльной продукции и способствует развитию соответствующего рынка. Немусульмане также проявляют интерес к данной продукции в рамках тренда здорового образа [2].

В европейских странах сегодня халяльные пищевые продукты предлагают крупнейшие транснациональные корпорации: Nestle, McDonald’s, KFC, TESCO и другие. Так, компания Nestle производит еду для мусульман на 75 из 480 своих фабрик.

Это самая крупная продовольственная компания в мире, оборот только в сфере халяльной индустрии составляет 3 миллиарда долл. Компания Tesco, ритейлер № 1 в Великобритании и четвертый в мире, с 2005 г.

вела в ассортимент своих магазинов халяльную продукцию; уже к концу 2009 г. продажа халяля увеличилась на 20 %.

Также в Соединенном Королевстве в сети пиццерий Domino и ресторанов быстрого обслуживания KFC ввели халяль меню в точках, расположенных преимущественно в мусульманских районах. В Финляндии McDonald’s использует куриное мясо халяль, зачастую даже не афишируя этот факт .

Например, в 2014 г. халяльный рынок Франции вырос более чем на 10, а в текущем году обороты халяльной продукции достигают 5,5 млрд. евро.

  • В последнее время среди французских мусульман существует популярная тенденция к использованию в повседневной жизни всех видов халяльной продукции: от продуктов питания, бытовой химии до декоративной косметики и одежды. Только в 2014 г.
  •  во Франции появилось несколько новых марок халяльных сладостей, декоративной косметики и уникальная сеть пиццерий [10]. Согласно приводимым аналитическим данным, 88 % потребительских нужд приходится на сектор халяльного производства мясных продуктов.
  • Так, если вначале 2000-х отделы халяльных мясных продуктов составляли от 6 до 8 % площадей французских продуктовых магазинов, то уже в 2012 г. это соотношение площадей достигло 20% .

По мнению ряда экспертов, в Германии выручка могла бы достигать пяти млрд. евро в год [10], учитывая, что в стране проживают более 4 млн. мусульман.

Тем не менее, сегодня позиции немецких фирм-поставщиков не такие прочные по сравнению с французскими компаниями.

Однако большинство европейских производителей ориентированы на предложение продуктов, соответствующих канонам ислама, так как это позволяет получать весомую. Предлагаемые продукты ориентированы также на  потребителей в традиционных мусульманских странах.

Формат халяльного фаст-фуда в основном продвигается в европейских странах, где молодежь ориентирована на проведение досуга в рамках посещения мест общественного питания. Так, например,первыми и наиболее многочисленными предприятиями общепита в Германии, массово получившими сертификацию халяль, стали небольшие закусочные Imbiss, продающие донеры (турецкий вариант шаурмы).

Предлагаются халяльные продукты в европейских супермаркетах. Так, наиболее активно продвигаются xаляльные продукты в сетях Франции и Великобритании, занимая наиболее удобные и заметные площади внутри магазинов.

Часто такие продукты  позиционируются как био- и эко, вызывая у немусульманского потребителя ассоциации с более правильным и здоровым образом жизни, который приветствуется большинством членов современного европейского социума.

Обозначение халяль для немусульманского потребителя заменено на более понятную и приемлемую маркировку ethnicfood, вызывающую интерес и ассоциации  с экологичной новинкой. .

Ряд органов ЕС задействован в гарантировании качества подобной продукции, например, Европейский комитет по стандартизации (Comite Europeen de Normalisation, CEN) разрабатывает проект постановления по введению в странах Евросоюза единых стандартов сертификации различных видов халяльных продуктов. Такая  мера призвана сделать более прозрачным процесс производства разрешенных к потреблению мусульманами продуктов.

Важным здесь представляется также формулирование единых требований к технике ритуального забоя животных и установления норм ингредиентов, которые можно использовать при производстве продуктов в индустрии халяль.

Характеризуя, в общем, перспективы развития индустрии халяль в мире и, прежде всего, в экономически благополучных странах Европы и США, можно отметить, что есть все шансы для ее роста, прогнозируется, в целом, активизация товарного предложения, расширение линейки товаров и сопутствующих услуг. Это можно объяснить достаточным уровнем доходов у мусульман, проживающих в данных государствах, а также наличием интереса к данной продукции у немусульман,  стремящихся вести здоровый образ жизни. Полагаем, что халяль индустрия будет развиваться в направлении своего расширения в сторону этнического фастфуда, расширения товарного предложения продуктов глубокой заморозки, создания специализированных ферм, выведения новых  брендов, позиционируемых в качестве экологически чистых и попытки расширения целевого сегмента потребителей.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/46088.htm

Ссылка на основную публикацию