Муснад ибн Ханбала (Муснад имама Ахмада) — словарь исламских терминов

Имам Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах – один из великих имамов нашей общины /уммы/. Он родился 1 раби’ аль-аууаль 164 года по хиджре.

Требовать знания имам Ахмад начал с 14 лет и продолжал до самой смерти.

Однажды его спросили: «О Абу Абдуллах! До каких пор ты будешь требовать знания?» На что он ответил: «(Знания требуются) с колыбели и до могилы».

Ибрахим аль-Харби, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я считаю, что Аллах собрал в Абу Абдуллахе знания первых и последних». См. “ас-Сияр” 11/188.

Краткая биография

Имам Аль-Музани, да смилуется над ним Аллах, рассказывал: «Однажды имам аш-Шафи‘и мне сказал: “Я видел в Багдаде парня, который что бы ни сказал, люди говорили: «Истину сказал»”. Я спросил у него (аш-Шафи‘и): “Кто это такой?” Он ответил: “Ахмад ибн Ханбаль”». См. “ас-Сияр” 11/195.

Ибн Абу Хатим, да смилуется над ним Аллах, рассказывал: «Однажды я спросил отца об ‘Али ибн аль-Мадини и Ахмаде ибн Ханбале, кто из них знает больше? Он ответил: “Они близки друг другу, однако Ахмад был умнее. И если ты увидишь человека, который любит Ахмада, знай, что он – приверженец Сунны”. См. “ас-Сияр” 11/198.

Скончался имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, 12 раби’ аль-авваль 241 года. Передается, что на его погребальной молитве /джаназа/ участвовало около одного миллиона человек.

Истину сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «Разница между нами (ахлю ас-Сунна) и вами (ахлю аль-бида’) – погребальная молитва». Т.е.

разница между сторонниками нововведений и приверженцами Сунны количество людей, посещающих их похороны.

 

Источник: http://hadis.info/sborniki-xadisov/musnad-imama-axmada/

Ученики имама Ахмада ибн Ханбала

Ученый факих и хадисовед мазхаба Ханбали. Один из первых распространителей школы своего отца Ахмада б. Ханбала, да будет милостив к ним Аллах. Он в числе первых, кто систематизировал знания по религиозному праву мазхаба Ханбали и обучал фикху следующее поколение.

Кроме учебы в школе своего отца, получал знания также у Али б. Валида ат-Тайалиси и Ибрахима б. Фадла аз-Заари. У имама Салиха в свою очередь учились и передали хадисы его сын Зубайр, а также Абу Касым аль-Бэгави, Мухаммад б Джа’фар аль-Хараити, Йахйа б.

Саид, Абд-ур-Рахман б. Аби Хатим.

Имам Салих передавал от своего отца:

«Мучения в могиле действительно существуют. Отрицать это могут лишь те, кто сбился с Верного Пути, утерял Истину».

«Шайтан подступает к каждому мусульманину. Когда верующий становится на молитву, то он занимает его душу напоминанием всех его забот и потребностей. Тем самым старается сбить его, сделав исполнение молитвы недействительным (Ифсад).

Однажды изгнанный сатана подступил ко мне и пытался внушить, что я исполнил три ракаата молитвы вместо двух. Но я не придал значения этим сомнениям, и продолжил свою молитву до конца, хотя, он до самого окончания молитвы не отставал от меня».

(IFA, 1: 33; IAA, III: 290).

 Один из наиболее известных Хафизов[1] мазхаба Ханбали. Будучи сыном Имама Ахмада б. Ханбала, учился хадисоведению и передал от него большое количество хадисов, тогда как его брат больше уделял внимание к получению знаний по религиозному праву (Фикху).

Его учителями были также и другие крупные ученые, среди которых: Абдуллах А’ляа б. Хаммад, Камил б. Талха, Йахйа б. Маин, Абу Хусайма, Зухайр б. Харб Сувейд б. Са’ид, Закариййа б. Йахйа б. Хаммувейх, Мухаммад б. Аби Бакр.

Среди учеников имама Абдуллаха б. Ахмада были: Абдуллах б. Исхак аль-Мадаини, Йахйа б. Са’ид, Абдуллах ан-Нишабури, Абу Али б. Саввах, Мухаммад б. Мухал, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

Среди произведений имама Абдуллаха б. Ахмада:

1) «Аз-Заваид» – комментарии и дополнения к книге своего отца «Китаб-уз-Зухд».

 2) «Аз-Заваид-уль-Муснад» – произведение, в котором имам Абдуллах добавил к книге «Муснад» своего отца Ахмада б. Ханбала еще 10 тысяч хадисов.

3) «Муснад-уль-Ахл-и бэйт». 4) «Ас-Суласиййат». (IFA, 1: 33; IAA, III: 59).

(Абу Бакр Аль-Хорасани Аль-Багдади; ум. после 260/873).

Будучи одним из самых известных учеников Имама Ахмада б. Ханбала, собрал и передал от него разрешения многих религиозно-правовых задач, расположив их в своих книгах в соответствии с темой.

Среди его учителей были также и Аффан б. Муслим, Муавийа б. Амр, Сулейман б. Харб, Абу Валид ат-Тайалиси, Нуайм б. Хаммад, Абу Тауба б. Нафи’.

 У него учились: Ан-Насаи, Муса б. Харун, Ибн-и Са’ид, Али б. Абу Тахир, аль-Казвини, Умар б. Мухаммад б. Иса аль-Джавхари и др.

Его произведения: «Аль-Сунану-ль-Фикх», «Илаль-уль-Хадис» и «Насих-уль-Хадис Мансухуху».

Ученые сообщают также, что ему принадлежит весьма ценное произведение, разъясняющее сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эта работа показывает, какой высокой степенью знаний по хадисоведению он обладает.

К сожалению, название книги не приводится. Возможно, имеется в виду его первая книга, указанная выше.

(IFA, 1: 33; IAA, III: 87).

Имам был в числе самых способных учеников и до конца жизни Ахмада б. Ханбала служил ему и учился у него. Год рождения имама неизвестен. Отец его был родом из Хорезма, а мать из Мерва.

Имам Ахмад очень любил и ценил аль-Марвази. Он говорил: «Все сказанное им, подобно тому, как сказал бы я». После смерти, Ахмад аль-Марвази был похоронен рядом с Ахмадом б.

Ханбалом, да будет милостив к ним Аллах. (IAA, III: 88).

(Ахмад б. Мухаммад б. Харун аль-Багдади; ум. 311/923)

  • Крупный ученый мазхаба Ханбали. Учился у многих имамов этого мазхаба, объездив для этого много стран. Среди его учителей: Хасан б. Арафа, Са’дан б. Наср, Мухаммад б. Авф аль-Хымси. Постоянно беседовал с имамом  Абу Бакром аль-Марвази, перенимая знания и опыт до  конца его жизни. У него учились: Ибрахим аль-Харби, аль-Мэймуни, Абу Йахйа ан-Накид, племянник (сын дяди) Ахамада б.
  • Ханбала – Ханбал, Харб аль-Кирмани, Исмаил б. Исхак аль-Секафи, Йусуф б. Муса аль-Каттан, Мухаммад б. Бишр, Абу Надр аль-Илджли, Мухаммад б. Йахйа аль-Кэххаль, Умар б. Салих аль-Багдади, Талиб б. Хырра аль-Эзени, Хасен б. Севваб, Мухаммад б. Хасен б. Хассан, Абу Давуд ас-Сиджистани, Ахмад б. Хашим аль-Антаки, Усман б. Салих б. Харзаз, Ахмад б. Мекин аль-Антаки и другие.
  • Число учеников было огромным.
  • Большой заслугой имама Абу Бакра аль-Халлала является то, что он сумел собрать все ценные сообщения по фикху мазхаба у непосредственных учеников Ахмада б. Ханбала и поместить в свои работы. Книги имама аль-Халлала можно отнести к основополагающим книгам мазхаба Ханбали:

 1) «Китаб-уль-Джами'» – Одно из наиболее ценных прозведений по фикху мазхаба Ханбали. Сообщают, что издавалось примерно в 20-ти томах.

2) «Китаб-ус-Сунна ва элфаз-ы Ахмад ва-д-Далиль аляа залика мин-аль-Ахадис» –  ценное произведение, в котором показаны способы иджтихада Имама Ахмада б. Ханбала при использованиии собранных им хадисов в качестве доказательств. Издано в 3-х томах.

3) «Китаб-уль-Илэль» – произведение в 3-х томах по хадисоведению. Эта работа имама, как и все предыдушие, пользовалась пристальным вниманием ученых следующих поколений.

(IAA, III: 367).

Известный ученый четвертого века мазхаба Ханбали. Среди его учителей: Абу Абдуллах б. Батта, Абу-ль-Хусэйн ат-Тамими, Абу-ль-Хусэйн Шем’ун и др.

 Весьма ценной и известной работой имама по фикху мазхаба Ханбали является его книга «Аль-Мухтасар». Есть сообщения, что остальные произведения имама сгорели при пожаре в Багдаде. (IAA, IV: 266).

[1] Хафиз: — Имам по хадисам, знающий на память более 100 тысяч хадисов вместе с именами их передатчиков. Ввиду того, что в последние столетия таких ученых не стало, Хафизами стали называть тех, кто выучил наизусть весь Коран. На самом деле знатоков Корана ранее называли «Кари».

Источник: http://mazhab.kz/ru/statii/mazhaby/hanbalitskii-mazhab/ucheniki-imama-ahmada-ibn-hanbala-66/

Имам Ахмад ибн Ханбал

Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) — основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы) — родился в Багдаде, в 20 день месяца рабиуль-аваль в 164 году по хиджре – (778 г).

  • Его отец Мухаммад был известным воином, жившим в городе Басре (Ирак).  Он умер в возрасте тридцати лет, когда сын был ещё младенцем.
  • Вся ответственность за его воспитание легла, таким образом, на его мать Сафию бинт Маймун бинт Малик аш-Шайбани.
  • Когда Ахмад (да будет доволен им Аллах) подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад (да будет доволен им Аллах) особенно заинтересовался, и с 15 лет начал активно заниматься ими.
  • Тогда же он стал посещать собрания ученых в Багдаде, приобретая таким образом все больше знаний. В те времена нужно было встречаться и беседовать  с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг.

Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.

Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени.

Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), а также у самого имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах). Также его учителями были Ибрахим ибн Саид, Суфьян ибн Уяйна, Яхья ибн Саид.

Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Давуд, имам аш-Шафии, Яхья ибн Адам, имам аль-Бухари, имам Муслим, и Язид ибн Харун (да будет доволен ими Аллах).

Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах).

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был особенно привязан к имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что хорошо видно из рассказов в его книгах.

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) также глубоко уважал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) за искренность его намерений, и выдающуюся ученость.

Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) назвал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал : «Когда я покидал Багдад, я не оставлял там более ведающего в вопросах фикха, более набожного, более аскетичного, более знающего, чем имам Ахмад ибн Ханбал».

Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым.

  • Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что ему нужен кадий (шариатский судья), которого можно было бы послать в Йемен, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) обратился к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)). Ахмад (да будет доволен им Аллах) наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кадия». Тогда имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) замолчал.
  • Когда имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был в Йемене, он жил в нужде. Его учитель, шейх Абдурраззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов) узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах).
  • Имам (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я в них не нуждаюсь». Однако одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он попытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался.

Они предложили ему денег, но имам принял только один динар с условием, что расплатится за него работой.

Знаменитый  мухаддис Абу Давуд говорил об имаме Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что сидеть в его обществе значило заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не поссорился.

Байхаки рассказывает об Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что когда кто-то попросил его дать определение мутаваккила (того, кто полагается на Аллаха), он сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме как на Аллаха».

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) подвергался преследованиям со стороны правителей того времени, потому что последние приняли философию мутазилитов (последователи одного из заблудших течений Ислама). Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо.

Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды  имама Ахмада  (да будет доволен им Аллах) фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией.

Мутазилиты были свободомыслящими, и им, к сожалению, покровительствовали халифы Мамун ар-Рашид, Мутасим Билляхи и аль-Васик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, заставляя мусульман следовать ей.

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений», и другие традиционные учёные категорически отреклись от мутазилитских доктрин, и осудили  вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали аббасидские халифы.

По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Мутасима Билляхи, когда терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.

Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), время от времени приходил к нему и предлагал признать доктрину мутазилитов, обещая освободить от всех оков и сделать первым среди придворных. Но имам (да будет доволен им Аллах) отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халиф Мутасим велел слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.

Имам содержался в тяжелых цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел 28 месяцев. В его камере не было света, а по вечерам ему не давали лампу.

Поскольку имам продолжал отстаивать истину и не соглашался с ошибочными мутазилитскими доктринами, выдвинутыми Абдуррахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили, были приведены палачи, ему связали руки и секли до потери сознания.

Но несмотря на все жестокости, имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он (Коран) — Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех  неверия — куфр.

Халиф Мутасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и 25 Рамадана 221 года по хиджре приказал прекратить наказание и снять цепи. Раны начали заживать, и Мутасим велел своим людям приходить и справляться о  здоровье  имама. Ахмад (да будет доволен им Аллах) простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.

Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб-уль-Амаль, Китабу-тафсир, Китаб-насих валь-мансух, Китаб-уль-Захид, Китаб-уль-Масаиль, Китаб-уль-Фалаиль и Китаб-уль-Иман.

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) уделял огромное внимание сбору,  повествованию и толкованию хадисов.

Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений асхабов — сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно их толкований.

Затем он применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени.

  • Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение асхабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. Он предостерегал от слепого следования мнениям ученых, стараясь тем самым внушить ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама — Корану и Сунне.
  • Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции.
  • Ибн аль-Джавзий сообщает такие слова имама Ахмада (да будет доволен им Аллах): «Всякий, кто отвергает достоверный хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на грани уничтожения».
  • Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) дал следующий наказ сподвижникам и мусульманам в целом: «Доносите обо мне, даже  если это один аят», для того, чтобы наставление Аллаха стало доступно для всех поколений мусульман.

Именно поэтому имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) яростно боролся против всего, что может помешать донесению божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после.

Кутайба сказал: «Если бы Ахмад был во время Суфьяна ас-Саври, Малика, Авзаия, Лайса бин Саада, он был бы более выдающимся, чем они». Его спросили, был ли Ахмад из табиинов. Он ответил: «Он — из вели­чайших табиинов».

У имама было много учеников, но основными являлись двое его сыновей — Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных и достоверных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада (да будет доволен им Аллах).

Большинство его последователей сейчас в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Имам Ахмад ибн Ханбал умер в  возрасте 77 лет 30 числа месяца Рабиуль-авваль в 241  году по хиджре – (855 г.) в Багдаде. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.

Источник: http://IslamDag.ru/lichnosti/26625

Содержит ли «Муснад» Ахмада вымышленные и слабые хадисы

Существует хадис, который был рассказан имамом Ахмадом в Муснаде, и передал от него Ибн аль-Джаузи, который заявил, что это ложь. Это хадис ‘Аиши (да будет Аллах доволен ею), согласно которому Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

«Я видел, как Абд ар-Рахман ибн Ауф войдет в Рай ползком.» «Муснад» (41/337)

Ибн аль-Джаузи (да будет Аллах милостив к нему) сказал:Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Этот хадис является вымышленным и неприемлемым. Имара [один из рассказчиков] рассказывает отвергаемые (мункар) хадисы.» Насаи сказал: «Это мауду'(вымышленный) хадис.» «аль-Маудуат» (2/13).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар (да будет Аллах милостив к нему) сказал по поводу хадиса приведенного выше:

Достаточно для нас, что Ахмад свидетельствовал, о том, что это ложь, как он сам подчеркнул. Поэтому, нет ничего плохого в том, чтобы рассказать его с упоминанием его недостатков.

Возможно, это один из хадисов, который должен быть вычеркнут, потому что это была его обычная привычка в отношении тех хадисов, которые были очень странными и он давал указания, чтобы они были вычеркнуты из «Муснада» и других книг.

Или же, возможно, это один из хадисов, о котором он забыл, потому что человек забывчив, а совершенный только Аллах, да будет Он возвышен. «Нукат» (1 / 472- 473)

Имам аз-Захаби (да будет Аллах милостив к нему) сказал:

» فيه أحاديث معدودة شبه موضوعة ، ولكنها قطرة في بحر »

«В «Муснаде» есть несколько хадисов, которые могут являться вымышленными, но они, как капля в море.»»Сийяр’Алям ан-Нубаля» (11/329)

Шейхуль Ислам ибн Теймия (да будет Аллах милостив к нему) сказал:

  • В Муснаде не содержится хадисов, без основы (لا أصل), за исключением трех или четырех хадисов, включительно хадис об ‘Абд ар-Рахмане ибн Ауфе, согласно которому он войдет в Рай, не иначе, как ползком.
  • Единственный способ защитить Ахмада относительно него  —   отметить, что это один из хадисов, о котором имам высказывался позже, должен был быть вычеркнут, однако был оставлен по ошибке, или же он был вычеркнут, а затем переписан после того, как был исключен (из сборника).
  • «Конец цитаты из «Taдриб ар-Рави» (1/173)Он также сказал:»Прежде всего, мы должны защитить Имама Ахмада (в отношении данных хадисов), отметив, что в их число не входят хадисы, повествующие о хукмах дозволенного и запретного (халяль и харам), а также быть снисходительными в вопросе передачи таких хадисов, не усугубляя данный вопрос, как делается это обычно. Доказано, что Имам Ахмад и другие имамы сказали: «Если мы передаем хадисы относительно вопросов дозволенного и запретного (халяль и харам), то мы строги в этом, но если мы передаем хадисы, которые касаются добродетельных поступков, то мы делаем послабление в этом.»Конец цитаты из «аль-Къауль аль-Mусаддад»
  • Он также сказал:»На самом деле, большинство из его хадисов — хороше, а слабые хадисы упоминаются в качестве подкрепляющих доказательств. Он (Муснад) содержит несколько слабых и вымышленных хадисов, имам Ахмад передал их, а затем начал удалять один за другим, но некоторые из них остались даже после того, как он умер. Некоторые люди утверждают, что Муснад содержит вымышленные хадисы, но мы не можем утвердительно сказать, что какой-либо из них вымышленный, за исключением крайне редких случаев, когда можно найти аргумент, чтобы доказать обратное.»

Конец цитаты из «Ta’джиль аль-Maнфa’a»

Источник: https://alifammara.livejournal.com/601688.html

Имам Ахмад б. Ханбал

Например, произведения:

«Аль-Махсуль» — Фахр-ад-Дина Мухаммада б. Умара ар-Рази (ум. 606/1209).
«Аль-Ихкам» – Сайф-уд-Дина аль-Амиди (ум. 631/1233).

Книги по Основам Фикха написанные впоследствии, комментировали в основном эти два произведения с вариантами сокращенных добавлений из предыдущего списка.

Примером могут служить книги:

«Аль-Хасиль» — Тадж-уд-Дина аль-Урмави (ум. 656/1258) является комментариями к «Аль-Махсуль» имама ар-Рази, и «Ат-Тахсиль» – Сираджудина аль-Урмави (ум. 682/1283).

В свою очередь, некоторые основные главы из этих двух произведений были комментированы имамом Шихаб-уд-Дином аль-Карафи (ум. 684/1285) в небольшой работе

«Ат-Танкихат». Нечто подобное составил и имам Кады Абдуллах б. Умар аль-Бэйдави (ум. 685/1286) в книге под названием «Аль-Минхадж».
Вторую книгу («Аль-Ихкам» – Сайф-уд-Дина аль-Амиди) взял за основу своей работы имам Абу Амр Ибн Хаджиб (ум.

846/1442) в книге под названием «Мунтаха-с-суль ва-ль-амаль фи ыльмэй-иль-усуль ва-ль-джедель». Затем эту работу автор взял за основу другого своего произведения — «Мухтасар-уль-мунтаха». Далее были написаны и другие произведения, которые комментировали уже эти «Мухтасар…»ы.

Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Асад аль-Ханафи. Санкт-Петербург – 2002.
Из книги: «Усулю-ль-Фикх» — Зекиюддин Ша’бан; Ибрахим Каафи Донмез. Анкара – 1990.

МАЗХАБ ХАНБАЛИ

Имам ахмад б. ханбал

(Абу Абдуллах; Шэйбани Марузи; жил в Багдаде в 164/780-241/855)

Ахмад б. Ханбал, да будет милостив к нему Аллах, является основателем 4-го из сохранившихся до нашего времени 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джамаа. Отец его был родом из Мерва. Великолепный знаток хадисов и фикха, он был известен своей отличной памятью, глубоким умом и богобоязненностью.

Даже представить себе трудно, какова должна быть работоспособность, чтобы собрать до 700 000, а по некоторым сообщениям до одного миллиона!!! хадисов. Имам обладал именно таким багажом! Этот свой багаж он пополнял не из книг, а собирал сам, объездив почти весь исламский мир.

  • Был он в Куфе и Басре, в Мекке и Медине, в Алжире, Йемене, Сирии, и других центрах. А какова память Имама Ахмада – судите сами. Он знал 300 000 хадисов на память, вместе с их толкованием и именами их передатчиков.
    Фикху, он учился у Имама аш-Шафии. А Имам аш-Шафии брал у Имама Ахмада хадисы.
  • Ибрахим аль-Харби говорил: «Видел я Имама Ахмада. Всевышний Аллах обогатил его знаниями по всем наукам».
  • Кутайба б. Саид вторит ему: «Если бы Имам Ахмад жил во времена Имамов Саури, Авзаи, Малика, Лейса б. Саида, то был бы выше их всех».
    Однажды Имам Ахмад получил письмо от Имама аш-Шафии из Египта. После прочтения – заплакал. Когда спросили причину, он ответил: «аш-Шафии видел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
  • Пророк велел ему написать письмо Абу Абдуллаху Ахмаду б. Ханбалу (значить мне), передать привет и сказать, что скоро с него спросят о сотворенности Корана. Пусть на этот вопрос не отвечает». Действительно, его вскоре арестовали. И из-за того, что он не соглашался с тезисом о сотворенности Корана, был наказан палочными ударами.

На похоронах Имама присутствовали 800 000 человек, в том числе 60 000 женщин. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. И не только среди мусульман. Это значительное событие послужило толчком для духовного роста и представителей других конфессий.

До нашего времени дошли свидетельства, что в день его похорон приняли ислам большое количество иудеев, назаретян и огнепоклонников.
В книге Имама Ахмада «аль-Муснад» собраны 30 000 хадисов. Он их выбирал из 700 000.

Известны его книги: «Китаб-ур-Редди алель-Джехмиййа ва-з-Занадика», «Китаб-уз-Зухд», «Китаб-уль-Ашриба», «Фадаил-ус-Сахаба», «Китаб-уль-илель уа Марифат-ур-Риджал».

Источник: http://ahlusunna.info/61

Ссылка на основную публикацию